Научная статья на тему 'Разработка инструментария оценки качества обучения иностранному языку в магистратуре многопрофильного вуза'

Разработка инструментария оценки качества обучения иностранному языку в магистратуре многопрофильного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ / CUSTOMER SATISFACTION / МАГИСТРАТУРА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / MASTER COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Мария Михайловна

Разработан инструмент оценки качества обучения иностранному языку в магистратуре технических направлений на основе определения уровня удовлетворенности студентов магистратуры как основных потребителей образовательных услуг. Проведена апробация анкеты, определен уровень удовлетворенности студентов по различным параметрам. Выявлены области для улучшения, в частности, уровень материально-технического обеспечения учебного процесса. Наибольший уровень удовлетворенности студентов отмечен для параметра «деятельность преподавателя иностранного языка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of instruments for asessing quality of foreign language teaching of master students in a multidisciplinary university

An instrument of assessing foreign language teaching quality has been developed for engineering master students based on determining the level of master students' satisfeaction as main consumers of education services. The suggested survey has been tested and the level of students' satisfaction with different parameters has been detected. Soma areas for improvement have been found, including the level of material and technical support of teaching. The highest level of studens' satisfaction has been detected for the parameter "a foreign language teacher's performance".

Текст научной работы на тему «Разработка инструментария оценки качества обучения иностранному языку в магистратуре многопрофильного вуза»

УДК 378.4

М.М. Степанова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МАГИСТРАТУРЕ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

Разработан инструмент оценки качества обучения иностранному языку в магистратуре технических направлений на основе определения уровня удовлетворенности студентов магистратуры как основных потребителей образовательных услуг. Проведена апробация анкеты, определен уровень удовлетворенности студентов по различным параметрам. Выявлены области для улучшения, в частности, уровень материально-технического обеспечения учебного процесса. Наибольший уровень удовлетворенности студентов отмечен для параметра «деятельность преподавателя иностранного языка».

Ключевые слова: качество обучения, оценка качества, удовлетворенность потребителя, магистратура, иностранный язык.

Задача эффективного управления качеством высшего образования в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Согласно положениям принятой Правительством Российской Федерации в конце прошлого года «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» [1], качество образования выступает одним из основополагающих понятий. Данная «Концепция» устанавливает пять важнейших задач развития системы образования, одна из которых сформулирована как «формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» [1, с. 29]. При этом «Концепция» требует не только создания «независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях» [1, с. 29], но и обязательного учета ожиданиы и выполнение требований потребителей образовательных услуг.

В последние десятилетия в Российской федерации проводится национальная политика в области качества продукции и услуг, в том числе образовательных, в целях повышения качества во всем и обеспечения высокого качества жизни населения [2]. Все большее внимание уделяется качеству высшего образования, причем эта тендеция характерна не только в России, но и для всего мирового сообщества. Эта проблема актуальна для всех потребителей образовательных услуг: государства, бизнеса, всего общества в целом. Для того, чтобы соответствовать международным стандартам, современным высшим учебным заведениям необходимо более внимательнр относиться к качеству разработки и реализации образовательных программ и совершенствовать методы управления качеством.

Международное сотрудничество России в области определения

понятий параметров качества обуславливает необходимость постоянно обновлять системы отечественного профессионального высшего образования. Современные модели качественного образования создаются с целью вхождения России в единое европейское образовательное пространство [2; 3]. Повышение качества образования, таким образом, - это важнейшая социальная проблема, которая должна решаться на уровне государства.

Требования к качеству образования постоянно повышаются. Положительным результатом этого является признание дипломов международным сообществом, полученных в одной из стран-участников болонского процесса. Таким образом, выпускникам становится проще осуществлять профессиональную деятельность в другой стране на основании полученных ученых степеней. Важность повышения качества образования на уровне государства также подтверждается государственными образовательными стандартами [4].

Анализ многочисленных определений качества образования, предлагаемых различными исследователями, можно сделать вывод, что под качеством образования чаще всего понимается соответствие результатов образования поставленным целям в рамках современных стандартов обучения. Качество также рассматривается как максимальное соответствие той задаче, которая должна быть решена в ходе подготовки специалиста. Качество - это многокритериальное понятие. Для определения оценки качества образования необходимо учитывать такие критерии, как компетентность профессорско-преподавательского состава, материально-техническую составляющую, использование современных технологий процесс образования и др. Важное место в определении качества образования занимает удовлетворенность потребителя. Результатом образовательной деятельности становится формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, что обеспечивает выпускнику вуза высокую конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, достаточное внимание уделяется развитие культуры и духовности личности, становление обучающегося в социальном и профессиональном плане.

Качество является многогранным понятием, поэтому и способы его оценки различны. Для повышения объективности оценки качества нужно комбинировать различные способы оценки образовательных услуг, и важно установить взаимосвязь между оценками качества со стороны преподавателей - «изготовителей продукции», студентов, как «потребителей продукции» и независимых служб тестирования и аттестации [5].

По мнению современных российских исследователей, качество высшего образования является многомерным понятием, включающим учебные программы, учебно-исследовательскую работу, студентов и профессорско-преподавательский состав, материально-техническое обеспечение вуза [6]. Таким образом, качество является именно тем критерием, который позволяет оценить работа вуза с помощью внутренней самооценки и внешнего аудита, который, в свою очередь, проводится

независимыми специалистами. Из этого и складывается система качества работы высшего учебного заведения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что критерий качества высшего образования - это сформированность компетенций и компетентности выпускников. Однако стандарты высших учебных заведений постоянно изменяются с целью совершенствования образовательных услуг, а значит и методы оценки качества обучения должны динамично изменяться.

В настоящее время, в связи с переходом к общеевропейской и мировой интеграции, владение иностранным языком рассматривается как важнейшая часть общей компетенции выпускников высшей школы. Это находит свое отражение в Федеральных Государственных образовательных стандартах (ФГОС) для магистратуры, в основе которых лежит компетентностный подход. Он устанавливает подчиненность знаний умениям, ставим акцент на практической деятельности студентов. Также компетентностный подход находится в центре практико-ориентированного образования, в соответствии с которым знания работают как средство приобретения опыта практической деятельности в определенной профессиональной области. Таким образом, данный подход ориентирован на достижение конечных результатов формирования значимых компетенций, а также готовность выпускников предпринимать определенные действия на основе имеющихся знаний и умений [7]. Владение иностранным языком в настоящее время признается частью общей компетенции выпускника магистратуры различных направлений. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка инструментария оценки качества иноязычного образования в магистратуре нелингвистических направлений.

Косвенные показатели качества образования включают информацию, полученную от потребителей образовательных услуг о качестве обучения, с помощью проведения анкетирования, учета пожеланий участников образовательного процесса и др. Важнейшим критерием качества высшего образования является степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг - в первую очередь, студентов. В соответствии с этим с целью определения уровня удовлетворенности студентов качеством обучения иностранному языку в вузе нами было разработано анкетирование для магистрантов неязыковых направлений, поскольку анкетирование является одним из методов изучения удовлетворённости потребителей и установления с ним обратной связи.

В настоящее время единого подхода к оценке удовлетворенности и заинтересованных сторон образовательного процесса не выработано. Большинство существующих методик оценки качества услуг предполагает балльную оценку удовлетворенности потребителя перечнем факторов, включенных в анкетный лист [8, с. 107].

К показателям (индикаторам) оценки удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг можно отнести качество и уровень знаний, получаемые магистрантами во время обучения, знания и умения, которые студенты могут применить на практике, учебно-методические ресурсы,

работа профессорско-преподавательского состава, качество инфраструктуры (например, библиотеки, где можно получить необходимую литературу, аудитории, материально-техническое обеспечение), взаимодействие вуза с обучающимися и т.д. На основании этих индикаторов нами были разработаны вопросы анкеты для магистрантов технических направлений Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).

Традиционными требованиями к процедуре анкетирования являются достоверность информация, в связи с чем анкетирование проводится анонимно, простота проведения - достаточно заполнить распечатанную анкету, отметив наиболее подходящий ответ для предложенных вопросов, оперативность - время заполнения анкеты в среднем составляет не более 5 минут, а форму анкеты можно использовать многократно, а также экономичность - процедура проведения анкетирования не требует больших материальных затрат и может проводиться настолько часто, насколько это необходимо.

Проведение анкетирования магистрантов нелингвистических направлений СПбПУ осуществлялось с целью:

• использования субъективных оценок для анализа качества обучения иностранному языку в магистратуре и принятия обоснованных управленческих решений по улучшению качества обучения;

• повышения степени взаимодействия между университетом и магистрантами как потребителями образовательных услуг;

• повышения рейтинга университета у потенциальных потребителей (студентов, абитуриентов, работодателей, партнеров);

• демонстрации работы над постоянным улучшением и соответствием университета требованиям потребителей;

• предвосхищения требований и ожиданий реальных и потенциальных потребителей.

Оценка удовлетворенности магистрантов нелингвистических направлений СПбПУ качеством обучения иностранному языку с помощью анкетирования включала в себя следующие этапы:

■ планирование работ по оценке удовлетворенности потребителей качеством обучения иностранного языка;

■ определение критериев и показателей качества обучения иностранному языку;

■ выбор метода оценки качества обучения иностранному языку -анкетирование;

■ разработка анкеты оценки уровня удовлетворенности магистрантов качеством обучения иностранному языку;

■ сбор и анализ информации об удовлетворённости студентов качеством обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза;

■ оценка удовлетворенности потребителей по критериям, включенным в вопросы анкеты;

■ обработка и анализ результатов удовлетворенности потребителей качеством обучения иностранному языку;

■ рекомендации по улучшению качества обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза.

Для выявления мнения студентов относительно удовлетворенности качеством обучения иностранному языку в анкету были включены вопросы об удовлетворенности обучением иностранному языку в целом, материально-техническом обеспечением, работой преподавателей, уровнем обеспечения учебной литературой, качеством учебника и качеством получаемых знаний.

Исследование «Оценка качества обучения иностранному языку в магистратуре глазами магистрантов» было проведено в СПбПУ в 2014-2015 учебном году. Целью исследования являлась оценка качества иноязычной подготовки в магистратуре на основе анкетирования студентов как основных потребителей образовательных услуг. В рамках исследования опрашивались студенты 1 и 2 курса магистратуры технических факультетов. Количество опрошенных студентов составило 53 респондента.

Результаты оценки были обработаны по каждому вопросу анкеты в отдельности и представлены в процентах. Для уровневой оценки эффективности было предложено ориентироваться на следующие показатели для интерпретации результатов анкеты:

1) менее 40% респондентов дали положительную оценку - качество оценивается как неудовлетворительное и требуется значительная разработка корректирующих действий;

2) от 40% до 60% респондентов дали положительную оценку -качество оценивается как удовлетворительное и требуется разработка незначительных действий по улучшению качества обучения иностранному языку;

3) более 60% и менее 80% респондентов дали положительную оценку -качество оценивается как хорошее, требуется разработка предупреждающих действий по его улучшению;

4) более 80% респондентов дали положительную оценку - качество оценивается как отличное и не требуется разработка дополнительных предупреждающих действий по улучшению качества.

Было выделено пять критериев оценки качеситва: эффективность преподавания иностранного языка, деятельность преподавателя в обучении иностранному язык, удовлетворенность материально-техническим обеспечением учебного процесса по иностранному языку, качество учебника, доступность ресурсов, а также оценка уровня своего уровня владения иностранным языком после прохождения курса в магистратуре.

Обучение иностранному языку в магистратуре более половины опрошенных магистрантов оценили как эффективное. 73 процента магистрантов дали положительную оценку по этому критерию, что позволяет сделать вывод о том, что качество преподавания иностранного языка рассматривается как достаточно хорошее. В то же время можно предложить и ряд действий по его дальнейшему улучшению.

При оценке критерия «удовлетворенность материально-техническим обеспечением» более 60% студентов оценивают оснащенность аудиторий как «хорошее» и «отличное», однако 35% студентов частично или полностью не удовлетворены этим аспектом. Эти результаты объясняются тем, что аудиторный фонд университета ограничен, и аудитории для занятий по иностранному языку в группах магистрантов технических направлений выделяется «по остаточному принципу». Это не позволяет в полном объеме использовать на занятиях аудио- и видео-оборудование, ИКТ, ресурсы Интернет, что, разумеется, можно считать фактором, снижающим качество обучения.

Результаты исследования демонстрируют очень высокую степень удовлетворенности работой преподавателя большинством студентов: 86% респондентов полностью или в большей степени удовлетворены работой преподавателя, и только 14% студентов отчасти или достаточно удовлетворены качеством преподавания. Ни один из опрошенных студентов не остался полностью недовольным работой преподавателя по иностранному языку. Это означает, что критерий «деятельность преподавателя в обучении иностранному языку» соответствует оценке «отлично», что говорит о высокой квалификации и педагогическом мастерстве преподавателей, ведущих занятия по иностранному языку в магистерских группах.

Оценивая эффективность учебника по иностранному языку, большинство студентов дали базовому учебнику высокие оценки (24% -«отлично» и 53% оценили как «хорошо»), однако 23% магистрантов частично или полностью не удовлетворены учебником. Это позволяет выявить, что качество учебника по иностранному языку достаточно хорошее. В то же время, поскольку почти четверть студентов не удовлетворены учебником, этот вопрос должен быть рассмотрен более подробно. Целесообразно провести опрос студентов с целью выявления того, что именно не устраивает их в учебнике, и внести определенные изменения при обновлении учебного пособия при дальнейших переизданиях. Кроме того, преподавателям следует более внимательно относиться к подбору дополнительной учебно-методической литературы, используемой в учебном процессе.

При оценке критерия «доступность ресурсов по иностранному языку в университетской библиотеке» выявлено, что большая часть студентов считает, что ресурсы в библиотеке получить достаточно просто (85 процентов опрошенных), однако 15% магистрантов испытывают некоторые сложности при получении литературы по иностранному языку в университетской библиотеке. Последующий опрос показал, что трудности вызваны исключительно личными проблемами студентов (потерянный или вовремя не продленный читательский билет и т.п.), а не объективными факторами. Высокий процент удовлетворенности по этому критерию позволяет поставить оценку «отлично» доступности ресурсов по иностранному языку в библиотеке СПбПУ Петра Великого. Полученные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время не требуется

предпринимать дополнительных действий по улучшению качества в этой области.

Оценивая уровень своего обучения иностранному языку в магистратуре, студенты преимущественно ставили положительные оценки. Только 5% опрошенных недовольны уровнем своей обученности, а чрезвычайно недовольных респондентов результаты теста не показали, однако 19% опрошенных затруднились с ответом. В общей сумме 76% опрошенных дали положительные оценки, поэтому, согласно предложенной системе оценки, этот критерий находится на хорошем уровне. В то же время можно предложить разработку программы корректирующих действий, направленных на улучшение качества обучения иностранному языку в магистратуре СПбПУ Петра Великого.

На основании данного исследования, которое в целом носило предварительный характер, был выработан ряд рекомендаций по улучшению качества обучения иностранному языку в магистратуре неязыковых направлений СПбПУ. Данные рекомендации касаются учета пожеланий и ожиданий студентов при разработке новых учебных пособий и обновления имеющихся; улучшения оснащенности аудиторий для занятий иностранным языком; применение дифференцированного и индивидуализированного подходов в процессе обучения магистрантов иностранному языку.

Данные проведенного анкетирования можно считать достоверными за счет обеспечения анонимности проведения процедуры оценки. Предложенная анкета проста в использовании и не вызывает сложностей в заполнении; оперативность заполнения анкеты обеспечивает форма вопроса с множественным выбором, вследствие чего процедура ответа на вопросы занимает всего несколько минут. Анкетирование не требует не только больших временных, но и материальных затрат, к тому же форма анкеты может использоваться многократно, что исключает необходимость использования дополнительных временных и материальных ресурсов для разработки новых материалов с целью получения информации относительно удовлетворенности качеством обучения иностранному языку магистрантов неязыковых направлений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что описанная в статье процедура анкетирования соответствует заявленным требованиям и может быть использована в комплексе методов оценки удовлетворенности качеством обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза.

Предложенное анкетирование может применяться для оценки удовлетворенности качества обучения в магистратуре неязыковых направлений. Рекомендуется проводить процедуру анкетирования по крайней мере один раз за учебный семестр. По результатам анкетирования можно определить, существует ли необходимость предпринимать какие-либо меры по улучшению вопросов качества обучения дисциплины. Результаты анкетирования ряда учебных групп магистрантов за несколько семестров могут быть использованы для сравнения и оценки улучшений в области повышения качества обучения иностранному языку.

Таким образом, данное анкетирование, как инструмент субъективной оценки качества, может входить в комплекс мер по оценке качества обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза.

Как указывалось выше, данное исследование носит предварительный характер, и методика оценки уровня удовлетворенности потребителей качеством образования в магистратуре СПбПУ Петра Великого будет совершенствоватьсяи дополняться, в частности, вычислением индексов удовлетворенности студентов, позволяющих оценить уровень удовлетворенности с более высокой точностью. Кроме того, представляется рациональным внедрение идеи зарубежных исследователей о необходимости отдельной оценки удовлетворенности качеством образовательного процесса студентов с разной академической успеваемостью [9]. Также представляет интерес учет гендерного критерия, рассматриваемаего в ряде зарубежных работ, посвященных оценке качества обучения в вузе [9; 10].

В заключение можно еще раз отметить, что качество высшего образования, представляя собой сложное многомерное понятие, охватывает все функции и всю деятельность университета, что обусловливает существование различных подходов к его описанию и многообразие критериев его оценки. Не вызывает сомнений, что одним из важнейших критериев оценки качества образования является удовлетворенность его потребителей - прежде всего, студентов. Это вызывает необходимость в дальнейшем совершенствовании процедур и методик оценки уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг вуза, в частности, в области обучения иностранному языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf)

2. Жигалев Б. А. Система оценки качества профессионального образования в лингвистическом вузе: автореф.дис. докт. пед. наук. - Шуя, 2012. - 36 с.

3. Семенова Е.В. Об оценке качества образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 12-1. С. 88-91.

4. Тукубаев З.Б., Умаров А.А. Модель управления качеством образования в вузе // Управление большими системами. - 2012. - Вып. № 37. С. 95-144.

5. Шебашев В.Е., Казаринов С.В., Парфенов А.В. К вопросу управления качеством образования в высшем учебном заведении // Успехи современного естествознания. - 2008 -№4. С. 93-95.

6. Зверев В.В. Анализ мирового и российского опыта создания систем управления качеством / В.В. Зверев, В Н. Козлов, В.Е. Магер, Г.В. Панчохина, ЕЮ. Попова, Л.В. Чёрненькая. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. 114 с.

7. Владимирский Б.М. Требования к содержанию современного университетского образования // Перспективы создания ЮФУ - вуза инновационного типа мирового уровня. - Ростов-на-Дону, 2006. - 240 с.

8. Елисеева Е.Н. Оценка удовлетворенности потребителей образовательных услуг на факультете управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3 (294). Управление. Вып. 8. С. 107-110.

9. Munteanu С., Ceobanu C., Bobálca C., Anton O. An analysis of customer satisfaction in a higher education context // International Journal of Public Sector Management, 2010. Vol. 23 Iss: 2, pp. 124-140.

10. Francis D.E. Lean and the learning organization in higher education // Canadian Journal of Educational Administration and Policy, Iss. 157, April 28, 2014.

Автор выражает благодарность выпускнице магистратуры Гуманитарного института СПбПУ Петра Великого В.В. Алиной за помощь в проведении исследования.

УДК 378:811

Е.Н. Кабанкова

Севастопольский государственный университет

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования познавательной самостоятельности, как интегративного качества личности, основу которого составляют интеллектуальные способности, умения и навыки, готовность и стремление к самостоятельности, владение приемами познавательной деятельности, активность, корректировка деятельности в соответствии с методическими установками. Показано, что познавательная самостоятельность проявляется и получает свое развитие через познавательную деятельность. Рассматриваются педагогические и психологические закономерности ее формирования.

Ключевые слова: самостоятельность, деятельность, активность, познавательная самостоятельность, самостоятельная работа.

Введение. Глобальные изменения в культурной и образовательной сферах жизни общества обусловливают необходимость формирования компетентной, конкурентоспособной, социально активной личности, способной ориентироваться в возрастающем потоке информации, заниматься самообразованием в зависимости от требований времени и ситуации. Беспрерывное совершенствование знаний возможно только при высокой познавательной активности студента. В связи с этим, одним из весомых требований Федерального закона «Об образовании в РФ» является развитие в учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей [1].

Именно поэтому высшим учебным заведениям необходимо обеспечивать постоянный личностный рост будущих специалистов в условиях самостоятельного обучения, развивать в них действенное отношение к будущей профессии и стремление к самосовершенствованию и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.