Научная статья на тему 'Качество образования глазами студентов'

Качество образования глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / SYSTEM OF QUALITY / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ / CUSTOMER SATISFACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова Е.Д., Жирнова Е.А.

Анализируются результаты оценки удовлетворенности бакалавров и магистров качеством образования. Данные получены на основе опроса студентов факультета машиноведения и мехатроники. Показаны основные направления повышения качества образования для бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспалова Е.Д., Жирнова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF EDUCATION: students’ VIEW pointS

The article deals with special features of students’ perception of bachelor and master education concepts. The research is based on the results of the survey of students at the Faculty of Mechanical Engineering and Mechatronics. Basic evaluation criteria of bachelors and masters’ satisfaction are distinguished.

Текст научной работы на тему «Качество образования глазами студентов»

- привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности, где они и учатся, и проектируют, и исследуют; кластер для студентов - это платформа для проведения своих исследований, дипломных проектов, том числе и комплексных;

- объединению школьников, бакалавров, магистрантов, молодых ученых, учителей школ и преподавателей вуза, совместными усилиями которых будут реализоваться научно-технические проекты, важные для образования и научно-технического потенциала страны в целом;

- обеспечению базы для реализации и апробации теоретических разработок юных исследователей;

- профориентации школьников и студентов.

Библиографические ссылки

1. Развитием научно-технического творчества молодежи будет заниматься специальная Рабочая группа при Межведомственном совете [Электронный ресурс]. URL: Шр://минобрнауки.рф/%01%81/%Б0% BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D 0%B8/5128 (дата обращения: 17.09.2015).

2. Портер М. Э. Конкуренция : пер. с англ. М. : Вильямс, 2005. 608 с.

3. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе : монография. Казань : РИЦ «Школа», 2010. С. 18.

4. Куценко Е. С. Феномен образовательного кластера [Электронный ресурс]. URL: http://evg-ko. livejournal.com/5992.html (дата обращения: 17.09.2015).

References

1. The special Working group at Interdepartmental council will be engaged in development of scientific and technical creativity of youth [Electronic resourse]. URL: http://minobrnauki.rf/%D1%81/%D0%BD%D0%BE%D0 %B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/5128 (date of visit: 17.09.2015).

2. Porter M. A. Competition : Translate from English. M. : Williams publishing house, 2005. 608 p.

3. Smirnov A. V. Educational clusters and innovative training in higher education institution : Monograph. Kazan : RITs "Shkola", 2010. S. 18.

4. Kutsenko E. S. Phenomenon of an educational cluster [Electronic resourse]. URL: http://evg-ko.livejournal.com/5992.html (date of visit: 17.09.2015).

© Бархатова Д. А., Гринберг Г. М., 2015

УДК 678

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Е. Д. Беспалова, Е. А. Жирнова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nenka84@mail.ru

Анализируются результаты оценки удовлетворенности бакалавров и магистров качеством образования. Данные получены на основе опроса студентов факультета машиноведения и мехатроники. Показаны основные направления повышения качества образования для бакалавров и магистров.

Ключевые слова: качество образования, система качества, удовлетворенность потребителя.

QUALITY OF EDUCATION: STUDENTS' VIEW POINTS

E. D. Bespalova, E. A. Zhirnova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nenka84@mail.ru

The article deals with special features of students' perception of bachelor and master education concepts. The research is based on the results of the survey of students at the Faculty of Mechanical Engineering and Mechatronics. Basic evaluation criteria of bachelors and masters' satisfaction are distinguished.

Keywords: the quality of education, the system of quality, customer satisfaction.

Качество образования является одним из основных показателей деятельности образовательного учреждения. Качество образования - это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон: разработка стратегии,

организация учебного процесса, маркетинг и др. Проблема качества образования очень актуальна в настоящее время, так как постоянно увеличивается доля платного образования, и потребитель все активнее проявляет интерес к тому, за что он платит деньги. Кроме

Решетнеескцие чтения. 2015

того, в связи со сложившейся в стране демографической ситуацией между образовательными учреждениями все сильнее обостряется конкуренция за своего потребителя. Для привлечения потребителя-студента образовательным учреждениям приходится доказывать, что качество предоставляемых ими образовательных услуг соответствует предъявляемым требованиям.

Общепринятым инструментом обеспечения качества является система менеджмента качества, внедренная и сертифицированная в соответствии с международными стандартами. Сибирский государственный аэрокосмический университет не является исключением и имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества, а также политику руководства в области качества [1]. Для оценки качества образования применяется в установленные сроки разработанная и внедренная методика, предусматривающая оценку восприятия студентами и работодателями степени выполнения их требований путём проведения анкетирования. Проведение анкетирования позволяет студентам и преподавателям оценить условия обучения и высказать свои предложения по повышению уровня условий, тем самым повлиять на качество образовательного процесса [2]. Также студенты при помощи анкет могут повлиять на качество преподавания, оценив работу преподавателей и высказав свои пожелания. Результаты проведенных опросов способствуют повышению качества получения высшего образования, а также показывают эффективность разработанной и действующей системы менеджмента качества.

Как большинство высших учебных заведений Сибирский государственный аэрокосмический университет перешел на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. Целью нашей работы является исследование удовлетворенности магистрантов и бакалавров качеством образования. Для этого студентами группы МСМ14-01 проведен опрос бакалавров и магистрантов и разработан опросный лист (анкета).

Довольны ли студенты качеством образования после реформ и перехода на двухуровневую систему образования?

Для большинства абитуриентов при поступлении в вуз главными являются вопросы о том, «что такое бакалавриат» и «чем бакалавриат отличается от спе-циалитета». В России понятие бакалавриата появилось сравнительно недавно, а точнее после присоединения России к Болонскому процессу.

Поскольку российский рынок труда мало знаком с понятием бакалавра и привык считать специалистов квалифицированными кадрами, то вопрос трудоустройства выпускников стоит очень остро. Свой выбор в пользу выпускников, окончивших специалитет, соискатели аргументировали тем, что бакалавр - это «недоученный специалист». Ведь сокращенное с пяти лет до четырех образование бакалавра несомненно уступает образованию специалиста, несмотря на заявления государства о полноценном высшем образовании, которое дает бакалавриат. Следовательно, работодатели в нашей стране еще только привыкают к мысли о том, что бакалавр это человек с высшим образованием. Так, по словам Игоря Федорова, ректора

МГТУ им. Баумана, ситуация такая: «Может быть, бакалавры и будут когда-нибудь востребованы, но наши заказчики к этому еще не привыкли» [3].

Студентами группы МСМ14-01 проведен опрос удовлетворенности студентов бакалавриата с 1 по 4 курс. В опросе участвовало 100 человек, результаты опроса показали, что качеством преподавания и организацией учебного процесса удовлетворенны более 50 % , однако 39 % бакалавров хотели бы улучшения по следующим направлениям: более сбалансированная система преподавания и поменьше предметов, не связанных с моей специализацией (20 %); улучшить базу по проведению лабораторных работ (35 %); больше практики, обеспечение работы всех до единого лабораторных стендов, установок (45 %).

Таким образом, для бакалавров важно материально-техническая база вуза, оснащение лабораторий современным техническим оборудованием и возможность прохождения учебных практик на предприятии.

Магистратура направлена на подготовку профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Важным преимуществом магистратуры является индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что позволяет получать действительно глубокие теоретические знания и практические навыки.

Всего было опрошено 57 студентов-магистрантов технических специальностей СибГАУ, из них магистрантов 1 курса было опрошено 75,4 %, а 2 курса - 24,6 %.

Так, магистранты первого курса следующим образом характеризуют свои мотивы поступления в магистратуру:

- продолжить обучение после бакалавриата (40,3 %);

- для получения научной степени магистра (24,6 %);

- для получения дополнительных знаний и карьерного роста (19,2 %);

- для получения диплома о высшем профессиональном образовании (15,8 %);

- все выше перечисленные пункты (0,1 %).

Таким образом, большая часть студентов рассматривают магистратуру как логическое продолжение получения высшего образования.

Качеством преподавания удовлетворены только 56,3 %, качеством организации учебного процесса 54,6 %, 54,6 % хотели бы улучшений. Негативно на качество образования, по мнению магистрантов, влияет сокращение времени, отведенного на дисциплину; вынужденные пропуски занятий по причине задержек на работе, обучение в вечернее время, ограниченный доступ к лабораторным и практическим исследованиям по теме диссертации.

Так студентами были предложены следующие улучшения по повышению качества организации учебного процесса:

- хотелось бы углубленно изучать предметы, связанные в большей мере с моей специализацией, особо не углубляясь в общеобразовательные;

- увеличить количество проведения лабораторных работ, связанных с темой диссертационной деятельности;

- обеспечить как можно больше лабораторных, рабочих мест студентам для проведения как можно больше практических занятий.

Для магистрантов особенно актуально стоит вопрос о самообразовании и самостоятельной работе, а также о возможности трудоустройства и продолжения работы по специальности. Поэтому для магистрантов важно больше производственных практик, стажировок с целью получения практических навыков и опыта. В настоящее время идет активная работа по разработке профессиональных стандартов, и очень важно, чтобы компетенции, заложенные в программе подготовки магистров и в профессиональных стандартах, совпадали.

Таким образом, высшему учебному заведению, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо учитывать особенности потребностей бакалавров и магистрантов, проводить мониторинг качества образования и выполнять целенаправленные мероприятия по улучшению удовлетворенности студентов.

Библиографические ссылки

1. Политика руководства в области качества СибГАУ [Электронный ресурс] URL: http://www. sibsau.ru/images/document/politika_2013.pdf (дата обращения: 07.01.15).

2. Мищенко Е. С., Пономарёв С. В. Проектирование, формирование, внедрение и практическое ис-

пользование системы менеджмента качества в образовательной организации : монография. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 96 с.

3. Агранович М. Магистры летят в космос. Перспективы инженерного образования глазами ректора Игоря Федорова и космонавта Владимира Соловьева [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/01/ 15/magistry.html (дата обращения: 07.01.15).

References

1. The policy guidance in the field of quality SibSAU [Electronic resource]. URL: http://www.sibsau.ru/images/ document/politika_2013.pdf (date of visit: 01.07.15).

2. Mishchenko E. S., Ponomariov S. V. Design, the formation , implementation and practical application of the system of quality management in the educational organization: monograph. Tambov : State Tehn. University Press, 2009. 96 p.

3. Agranovich М. Masters fly into space. Perspectives of engineering education through the eyes of the rector Igor Fedorov and cosmonaut Vladimir Solovyov [Electronic resource]. URL: http://www.rg.ru/2008/01/15/ magistry.html (date of visit: 01.07.15).

© Беспалова E. Д., Жирнова E. А., 2015

УДК 658

МОНИТОРИНГ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ЭЛЕМЕНТ АУДИТА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА

С. О. Бойко

АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52

E-mail: lana91 de@gmail.com

В качестве элемента аудита системы подбора и подготовки персонала предложен метод расчета коэффициента успешности работников предприятия, закончивших разные вузы России. Данный показатель поможет определить, какие вузы могут подготовить специалистов в соответствии со стратегией развития предприятия.

Ключевые слова: кадровый аудит, коэффициент успешности, АО «ИСС».

MONITORING SUCCESS RATE OF HIGHER EDUCATION GRADUATES AS A PART OF AUDITING THE SYSTEM OF PERSONNEL TRAINING AND RECRUITING

S. O. Boyko

JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia E-mail: lana91 de@gmail.com

As part of auditing the system of personnel recruiting and training the author proposes a method to calculate the success rate of employees who graduated from different universities of Russia. This indicator helps to identify universities that can train specialists in accordance with the development strategy of an enterprise.

Keywords: HR-audit, success rate, JSC "ISS".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.