References
1. Cloud technologies in education [Electronic resource]. URL: http://edu-lider.ru/ (accessed: 20.03.2015).
2. Sclater N. Cloud computing in education: Analytical note [translation from English] / UNESCO Institute for information technologies in education. Moscow, 2010. 12 p.
3. Ananchenko I. V., Gaykoff A. V., Musayev A. A. Technology merge heterogeneous information from
disparate sources // Izvestiya SPbGTI-Spb(TU). Spb, 2013.
4. Cloud services in education [Electronic resource]. URL: http://verapetrovna.ucoz.net/publ/oblachnye_servisy_ v_obrazovanii/1-1-0-9 (accessed: 20.03.2015).
5. Alexanyan G. A. Google Services in the organization of independent work of students of the SPE // Young scientist. 2012. No. 9, рр. 263-266.
© EaraeBa A. n., 2015
УДК 378.1
ПОВЫШЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КЛАСТЕРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Д. А. Бархатова1, Г. М. Гринберг2
1 Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89
2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail:, [email protected], [email protected]
Описывается важность создания единого кластерного сообщества, обеспечивающего интеграцию школьников, студентов, молодых ученых, учителей школ, преподавателей вузов и специалистов из информационно-технологической и технико-технологической сфер деятельности с целью реализации различных научно-технических проектов. Отмечается педагогический эффект совместной деятельности педагогических и технических вузов в работе кластера. Приведены достигаемые кластером результаты, важные как для образования, так и для науки в целом.
Ключевые слова: образовательный кластер, научно-исследовательская деятельность молодежи, интеграция «школа-вуз-бизнес».
INCREASING SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE
WITH CLUSTER ASSOCIATION
D. A. Barkhatova1, G. M. Grinberg2
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail:, :[email protected], [email protected]
The research describes importance of cluster community creation, providing integration of pupils, students, young scientists, teachers of schools and universities and experts from information, technological and technical sphere of activity for the purpose of implementation of various scientific and technical projects. It shows pedagogical effect of joint activity of pedagogical and technical universities in cluster work. The achieved results with a cluster are important for both for education and science in general.
Keywords: educational cluster, research activity of youth, integration of "School-University-Business".
В условиях новой стратегии экономического развития страны важным видится повышение научно-технического потенциала молодежи, так как именно данная деятельность направлена на получение и применение новых компетенций для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и других проблем, а также обеспечения функциониро-
вания науки, техники и производства как единой системы. Однако сегодня можно отметить низкий уровень развития и поддержки научно-технической деятельности молодежи, что, с одной стороны, связано с отсутствием их интереса к данной деятельности, а с другой - с отсутствием базы для творческой реализации научно-технических проектов.
Решетнеескцие чтения. 2015
В 2012 году в России стартовала программа развития технического и художественного творчества, заключающаяся в создании центров научно-технического творчества молодежи. Вместе с тем в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Ми-нобрнауки России совместно с Минкультуры России, Минспорта России, Минкомсвязи России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработан специальный комплекс мер, направленный на создание условий для развития допоб-разования учащихся в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники.
Он включает в себя:
- нормативно-правовое регулирование, методическую поддержку и обеспечение доступности дополнительного образования учащихся в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники;
- развитие кадрового потенциала дополнительного образования учащихся в сфере научно-технического творчества;
- создание условий для вовлечения обучающихся в систему научно-технического творчества;
- поддержку проектов развития дополнительного образования учащихся в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники;
- мониторинг реализации комплекса мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования учащихся в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники [1].
Однако как отметил В. Ш. Каганов на совещании по вопросу развития системы научно-технического творчества детей и молодежи (5 февраля 2015): «К первоочередным задачам в данной области относится создание условий для получения качественного дополнительного образования в области техники и технологий, повышение его доступности, участие детей в проектной деятельности».
Несмотря на активную деятельность государства и системы образования по активизации научно-технической и исследовательской деятельности молодежи, остается ряд нерешенных проблем:
- отсутствие единого пространства, удовлетворяющего различным интересам и потребностям молодежи, реализующего принцип доступности и индивидуального подхода;
- несоответствие средств, методов и форм организации и управления научно-творческой деятельностью молодежи, отвечающих современному уровню развития компьютерных систем, телекоммуникаций, робототехники и техники в целом;
- недостаточная разработанность систем диагностики научно-творческого потенциала молодежи;
- низкая степень кооперативной политики как среди различных уровней образования, так и внутриуровневой интеграции;
- недоступность технического инструментария и дефицит кадров в сельской местности и удаленных районах;
- оторванность от реальной производственной сферы, отсутствие внедренческой базы.
Все это вызывает необходимость построения новой системы развития научно-технического потенциала молодежи, отвечающей современным тенденциям научно-технического прогресса, а также обеспечивающая преемственность результатов на различных уровнях интеграции «школа-вуз-бизнес».
В этой связи актуализируется создание единого кластерного сообщества, обеспечивающего интеграцию школьников, студентов, молодых ученых, учителей школ, преподавателей вузов и специалистов из информационно-технологической и технико-технологической сфер деятельности с целью реализации различных научно-технических проектов.
Под кластером мы понимаем сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и пр.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [2].
Образовательный кластер - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука-технологии-бизнес», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [3].
По мнению Е. С. Куценко, главное отличие образовательного кластера заключается не только в составе его участников (в состав образовательного кластера могут входить коммерческие организации, органы государственной власти, организации по сотрудничеству) и в главенствующей роли вузов (они могут служить ядром и обычного кластера), а в том специфическом продукте, который является результатом деятельности такого кластера [4].
Функционирование кластера можно обеспечить через корпоративную разноуровневую, познавательно-игровую и общественно-полезную деятельность. В качестве предметной области такой деятельности может выступить какой-либо значимый проект, разработка которого может потребовать объединения усилий. Например, для технических вузов важно качество подготовки школьников, являющихся абитуриентами для таких вузов.
Для решения этой задачи полезным будет объединение педагогических и технических вузов.
В этом случае педагогические вузы возьмут на себя функцию развития методики инженерно -технической подготовки школьников, а технические вузы будут решать задачу наполнения методических материалов необходимым содержанием. Итерационный процесс такого взаимодействия станет фундаментом для развития у студентов необходимых в их последующей после окончания вуза трудовой деятельности компетенций.
Предлагаемый подход будет способствовать:
- популяризации науки среди молодежи и развитию их научно-технического потенциала средствами кластерного объединения;
- привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности, где они и учатся, и проектируют, и исследуют; кластер для студентов - это платформа для проведения своих исследований, дипломных проектов, том числе и комплексных;
- объединению школьников, бакалавров, магистрантов, молодых ученых, учителей школ и преподавателей вуза, совместными усилиями которых будут реализоваться научно-технические проекты, важные для образования и научно-технического потенциала страны в целом;
- обеспечению базы для реализации и апробации теоретических разработок юных исследователей;
- профориентации школьников и студентов.
Библиографические ссылки
1. Развитием научно-технического творчества молодежи будет заниматься специальная Рабочая группа при Межведомственном совете [Электронный ресурс]. URL: Шр://минобрнауки.рф/%01%81/%Б0% BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D 0%B8/5128 (дата обращения: 17.09.2015).
2. Портер М. Э. Конкуренция : пер. с англ. М. : Вильямс, 2005. 608 с.
3. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе : монография. Казань : РИЦ «Школа», 2010. С. 18.
4. Куценко Е. С. Феномен образовательного кластера [Электронный ресурс]. URL: http://evg-ko. livejournal.com/5992.html (дата обращения: 17.09.2015).
References
1. The special Working group at Interdepartmental council will be engaged in development of scientific and technical creativity of youth [Electronic resourse]. URL: http://minobrnauki.rf/%D1%81/%D0%BD%D0%BE%D0 %B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/5128 (date of visit: 17.09.2015).
2. Porter M. A. Competition : Translate from English. M. : Williams publishing house, 2005. 608 p.
3. Smirnov A. V. Educational clusters and innovative training in higher education institution : Monograph. Kazan : RITs "Shkola", 2010. S. 18.
4. Kutsenko E. S. Phenomenon of an educational cluster [Electronic resourse]. URL: http://evg-ko.livejournal.com/5992.html (date of visit: 17.09.2015).
© Бархатова Д. А., Гринберг Г. М., 2015
УДК 678
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Е. Д. Беспалова, Е. А. Жирнова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Анализируются результаты оценки удовлетворенности бакалавров и магистров качеством образования. Данные получены на основе опроса студентов факультета машиноведения и мехатроники. Показаны основные направления повышения качества образования для бакалавров и магистров.
Ключевые слова: качество образования, система качества, удовлетворенность потребителя.
QUALITY OF EDUCATION: STUDENTS' VIEW POINTS
E. D. Bespalova, E. A. Zhirnova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article deals with special features of students' perception of bachelor and master education concepts. The research is based on the results of the survey of students at the Faculty of Mechanical Engineering and Mechatronics. Basic evaluation criteria of bachelors and masters' satisfaction are distinguished.
Keywords: the quality of education, the system of quality, customer satisfaction.
Качество образования является одним из основных показателей деятельности образовательного учреждения. Качество образования - это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон: разработка стратегии,
организация учебного процесса, маркетинг и др. Проблема качества образования очень актуальна в настоящее время, так как постоянно увеличивается доля платного образования, и потребитель все активнее проявляет интерес к тому, за что он платит деньги. Кроме