Научная статья на тему 'Развитие научно-технического потенциала молодежи в условиях интеграции педагогических и технических образовательных учреждений'

Развитие научно-технического потенциала молодежи в условиях интеграции педагогических и технических образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / TRAINING OF STUDENTS OF TECHNICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITIES / INTEGRATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / IMPROVEMENT THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бархатова Д. А., Гринберг Г. М.

Рассматриваются проблемы развития научно-технического потенциала молодежи в современных условиях. В качестве одного из направлений решения проблем предлагается интеграция сил ученых, преподавателей, а также учащихся педагогических и технических учебных заведений. Описывается опыт сотрудничества Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева и Сибирского государственного аэрокосмического университета имени М. Ф. Решетнева в области развития научно-технического образования и научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бархатова Д. А., Гринберг Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL IN YOUNG PEOPLE UNDER THE COLLABRATION CONDITIONS OF PEDAGOGICAL AND TECHNICAL UNIVERSITIES

The paper is connected with developing scientific and technical potential in young people in modern conditions. The integration of forces of scientists, teachers and students of pedagogical and technical universities is proposed as one of possible directions to solve the number of problems. It describes the experience of collaboration of Krasnoyarsk state pedagogical university named after V. P. Astafyev and Siberian state space university named after M. F. Reshetnev in development of scientific and technical education and research activity of students.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-технического потенциала молодежи в условиях интеграции педагогических и технических образовательных учреждений»

ксемические особенности. Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат, маркеров, которые разрешают судить достаточно точно о социальном положении, установках и самооценке. Как и многие механизмы человеческого поведения, соблюдение пространства сначала было продиктовано биологической целесообразностью. До наших дней в поведении человека сохранились особенности, продиктованные старыми инстинктами, один из которых - территориальный [2; 3].

Таким образом, при использовании приемов визуальной диагностики, интерпретируя внешние признаки человека, можно оценивать его психологические особенности и психоэмоциональное состояние [3-5]. Также можно отметить, что использование приемов визуальной диагностики требует меньше времени, чем другие способы получения информации (опрос, беседа, тест).

Нами предлагается следующая структура изучения преподавателями приемов визуальной диагностики:

1. Схемы наблюдения в визуальной психологии.

2. Изучение возможностей интерпретации мимики (выражений лица).

3. Изучение возможностей интерпретации пантомимики (походка, осанка, жестикуляция, характерные движения тела).

4. Интерпретация жестов.

5. Интерпретация расположения собеседников друг относительно друга.

6. Успешность речевого взаимодействия.

7. Характерные ошибки при использовании приемов визуальной диагностики.

8. Изучение социально-психологических особенностей групп по расположению членов группы в пространстве друг относительно друга.

9. Тренировка в использовании приемов визуальной диагностики.

Предполагается, что такое изучение приемов визуальной диагностики будет проводиться в рамках повышения квалификации преподавателей Аэрокосмического колледжа.

Библиографические ссылки

1. Филатов В. В. Особенности современного этапа развития аэрокосмической промышленности и новые требования в подготовке специалистов // Вестник СибГАУ. 2006. № 5. С. 367.

2. Еремина Т. И. Визуальная психодиагностика: практическое пособие [Электронный ресурс]. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebook s310196#TOC_ (дата обращения: 20.03.2016).

3. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. М. : Эксмо, 2012. 448 с.

4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М. : Наука, 1980.

5. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия : учеб. пособие. М. : Рипол Классик, 2002.

References

1. Filatov V. V. [Features of the present stage of development of the aerospace industry and new requirements on training]. Vestnik SibGAU. 2006. no. 5, p. 367. (In Russ.)

2. Eremina T. I. Vizual'naya psikhodiagnostika: prak-ticheskoe posobie [Visual psychodiagnostics : a practical guide]. Available at: http://www.kniga.com/books/ preview_txt.asp?sku=ebooks310196#T0C_ (accessed: 20.03.2016). (In Russ.)

3. Piz A., Piz B. Yazyk telodvizheniy [Body language]. Moscow, Eksmo, 2012, 448 p.

4. Gorelov I. N. Neverbal'nye komponenty kommuni-katsii [Non-verbal communication components]. М., Nauka, 1980.

5. Klyuev E. V. Rechevaya kommunikatsiya: Uspesh-nost' rechevogo vzaimodeystviya: ucheb. posobie [Voice Communication: The success of verbal interaction : studies. allowance]. M., Ripol Klassik, 2002.

© Антоненко Н. А., 2016

УДК 378.1

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Д. А. Бархатова1, Г. М. Гринберг2

красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]

Рассматриваются проблемы развития научно-технического потенциала молодежи в современных условиях. В качестве одного из направлений решения проблем предлагается интеграция сил ученых, преподавателей, а также учащихся педагогических и технических учебных заведений. Описывается опыт сотрудничества Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева и Сибирского государственного аэрокосмического университета имени М. Ф. Решетнева в области развития научно-технического образования и научно-исследовательской деятельности студентов.

<Тешетневс^ие чтения. 2016

Ключевые слова: подготовка студентов технических и педагогических вузов, интеграция образовательных учреждений, повышение качества обучения.

DEVELOPING SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL IN YOUNG PEOPLE UNDER THE COLLABRATION CONDITIONS OF PEDAGOGICAL AND TECHNICAL UNIVERSITIES

D. A. Barkhatova1, G. M. Grinberg2

'Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected], [email protected]

The paper is connected with developing scientific and technical potential in young people in modern conditions. The integration offorces of scientists, teachers and students of pedagogical and technical universities is proposed as one of possible directions to solve the number of problems. It describes the experience of collaboration of Krasnoyarsk state pedagogical university named after V. P. Astafyev and Siberian state space university named after M. F. Reshetnev in development of scientific and technical education and research activity of students.

Keywords: training of students of technical and pedagogical universities, integration of educational institutions, improvement the quality of education.

В современных условиях развития цивилизации все большую значимость приобретает научно-техническая деятельность людей, обеспечивающая необходимый уровень жизнедеятельности общества, направленная также на удовлетворение его потребностей. В соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» научно-техническая деятельность трактуется как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы [1].

Несмотря на предпринимаемые государством и системой образования усилия по повышению научно-технической активности молодежи, остается ряд нерешенных проблем:

- низкий уровень готовности преподавательского состава к научно-технической подготовке учащихся, начиная с уже первой ступени образования, в том числе и наличие дефицита кадров в данной области;

- доступность технического инструментария, что связано с высокой ценой оборудования, а также высокими темпами научно-технического прогресса;

- несоответствие средств, методов и форм организации и управления научно-творческой деятельности молодежи, отвечающих современному уровню развития компьютерных систем, телекоммуникаций, робототехники и техники в целом;

- отсутствие единого пространства, удовлетворяющего различным интересам и потребностям молодежи, реализующего принцип доступности и индивидуального подхода;

- низкая степень кооперативной политики образовательных учреждений в области научно-технической подготовки учащихся;

- оторванность от реальной практики.

Важным направлением решения обозначенных проблем является интеграция сил педагогических и

технических учебных заведений. Именно учителя дают учащимся первые представления о состоянии научно-технического прогресса в стране и мире, закладывают основы проведения научно-технических исследований, знакомят с особенностями технической специальности в целом. Интеграция сил технических и педагогических учебных заведений позволит, с одной стороны, усилить специальную подготовку учителей в данном направлении, с другой - обеспечить связь деятельности учащихся в области научно-технического творчества с реальным состоянием научно-технической сферы страны.

С. А. Писарева отмечает, что только интеграция усилий университетов может дать значимый эффект, продемонстрировать обществу уникальность отечественной системы подготовки специалистов, показать значимость поддержки ее дальнейшего развития. Межвузовское взаимодействие - традиционная форма сотрудничества по вопросам развития образования в России и за рубежом, которая сегодня приобретает новые формы [2].

Так, уже на протяжении нескольких лет ведется активная деятельность в области взаимодействия Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева (КГПУ имени В. П. Астафьева) и Сибирского государственного аэрокосмического университета имени М. Ф. Решетнева (СибГАУ). Совместная работа студентов и преподавателей вузов осуществляется по нескольким направлениям:

1. В области организации обучения через игровую деятельность - проведение совместных игровых мероприятий для школьников и студентов с использованием робототехники.

Данные проекты ориентированы на непрерывное развитие среды обучения студентов и школьников их же силами в новых образовательных моделях. Основная идея заключается в том, что школьники и студенты не только создают роботов на различных платфор-

мах для участия в мероприятии (например, проект «Роботанковый биатлон», см. http://www.kspu.ru/page-16363.html), но и привлекаются к развитию инфраструктуры игры, ее информационного и технического сопровождения. А для поддержки технической стороны проекта привлекаются 1Т-фирмы, которые позволяют обеспечить техническую поддержку проекта и продемонстрировать реальное место робототехники в жизни [3, с. 96].

Таким образом, в условиях поставленной дидактической игры участники на практике осваивают конструкторские компетенции, развивают алгоритмическое и логическое мышление, получают знания реального применения робототехники на практике.

2. В области методического обеспечения - совместная разработка учебных курсов в области технического образования.

Современные реформы образования требуют от преподавателей перестройки учебных курсов в соответствии с новыми образовательными стандартами. В данной области вызывает интерес разработка курсов технического направления совместными усилиями преподавателей и студентов технических и педагогических учебных заведений. В этом случае педагогические вузы возьмут на себя функцию развития методики инженерно-технической подготовки школьников, а технические вузы будут решать задачу наполнения материалов необходимым содержанием. Итерационный процесс такого взаимодействия станет фундаментом для развития у студентов необходимых в их последующей после окончания вуза трудовой деятельности компетенций [4, с. 462].

3. В области научно-исследовательской деятельности - совместное проведение семинаров, конференций.

В раках ежегодных конференций «Актуальные проблемы авиации и космонавтики», проводимой на базе СибГАУ, и «Перспективы и вызовы информационного общества», проводимой на базе КГПУ имени В. П. Астафьева, организованы совместные секции, посвященные проблемам научно-технической подготовки молодежи в современных условиях становления образовательной парадигмы. Здесь студенты и школьники освещают свои исследования, делятся проблемами, с которыми они сталкиваются, и совместными усилиями пытаются найти решения. Результаты такого взаимодействия позволяют не только представить свои научные результаты на публичное обсуждение, но и найти помощь среди «единомышленников».

Кроме конференций молодые исследователи могут осветить свои результаты на еженедельном семинаре-вебинаре «Информационные технологии и открытое образование» в КГПУ имени В. П. Астафьева. Семинар посвящен обсуждению и решению ряда таких проблем, как:

- мегапроекты глобализации педагогического и инженерного образования в условиях информатизации общества;

- проблемы информатизации естественно-научных направлений подготовки студентов педагогических и технических вузов;

- интеллектуальные образовательные системы и ментальная дидактика;

- развитие теории и практики электронного обучения;

- современные образовательные технологии.

Главной целью семинара-вебинара является интеграция сил ученых различных вузов для решения поставленных проблем. В работе семинара также принимают участие студенты, которые получают возможность представить свои учебно-исследовательские и научно-исследовательские разработки.

Таким образом, сотрудничество КГПУ имени В. П. Астафьева и СибГАУ имени М. Ф. Решетнева позволяет:

1) для педагогического вуза - обеспечить улучшение качества образования будущих учителей в области научно-технической деятельности, направленное на усиление их методической подготовки на примере разработки реальных курсов и знакомство с реалиями научно-технического прогресса в стране и мире;

2) для технических вузов - проводить в жизнь популяризацию инженерного образования, начиная со школьной скамьи; расширить гуманитарную составляющую технических проектов на производстве и в исследуемых областях знаний.

Библиографические ссылки

1. О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (действующая ред.) [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_11507/ (дата обращения: 12.09.2016).

2. Писарева С. А. Герценовский университет в системе межвузовской интеграции в области педагогического образования // Universum : Вестник Герце-новского ун-та. 2011. № 10. С. 3-8.

3. Бархатова Д. А. «Роботанковый биатлон» как технология образования будущего // Материалы конференции по науке и технологиям СНГ-Корея (19-21 июля 2015, г. Москва). М. : Изд. дом МИСиС, 2015. С. 95-97.

4. Бархатова Д. А., Гринберг Г. М. Повышение научно-технического потенциала молодежи средствами кластерного объединения // Решетневские чтения. 2015. Т. 2. С. 461-463.

References

1. About Science and the State Scientific and Technical Policy : The federal law from 8/23/1996 N 127-FZ (the current version, 2016) [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115 07/ (09.12.2016).

2. Pisareva S. A. Gertsenovsky university in system of interuniversity integration into areas of pedagogical education // Universum: Bulletin of Gertsenovsky university. 2011. No. 10. Pp. 3-8.

3. Barkhatova D. A. "Robotank biathlon" as technology of formation of the future // Materials of a conference on science and technologies of the CIS-Korea. Moscow, on July 19-21, 2015. M. : Prod. House MISIS, 2015. Pp. 95-97.

4. Barkhatova D. A., Grinberg G. M. Increase in scientific and technical potential of youth means of cluster association // Reshetnevskiye chteniya. 2015. T. 2. Pp. 461-463.

© Бархатова Д. А., Гринберг Г. М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.