Научная статья на тему 'Межвузовское информационно-образовательное пространство как основа профессионального становления специалиста'

Межвузовское информационно-образовательное пространство как основа профессионального становления специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринберг Г. М., Ивкина Л. М.

На примере Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева и Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева рассматривается вариант создания межвузовского информационно-образовательного пространства, задачей которого является повышение качества обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринберг Г. М., Ивкина Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interuniversity INFORMATION EDUCATIONAL SPACE AS THE BASIS OF PROFESSIONAL FORMATION OF SPECIALIST

By the example of KSPU and SibSAU the option of creating interuniversity information and educational space is considered. This aims to improve the quality of student training.

Текст научной работы на тему «Межвузовское информационно-образовательное пространство как основа профессионального становления специалиста»

Решетневскце чтения

УДК 378

Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

Л. М. Ивкина

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Россия, Красноярск

МЕЖВУЗОВСКОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

На примере Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева и Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева рассматривается вариант создания межвузовского информационно-образовательного пространства, задачей которого является повышение качества обучения студентов.

Модернизация российской системы образования на всех ступенях обучения направлена на повышение эффективности, доступности и качества образования и обусловлена необходимостью вхождения в мировое образовательное пространство. В связи с этим встает вопрос, как по-новому организовать занятия, осуществить контроль и оценить учебные достижения обучающихся.

Мы живем в информационном обществе, которое дает возможность за счет применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечивать необходимое педагогическое наполнение творческой деятельности обучаемых в информационно-образовательном пространстве (ИОП). Включение студентов в систему профессиональной подготовки, основанной на использовании современных ИКТ, влечет за собой активизацию их познавательной деятельности, раскрывает творческий потенциал, способствует повышению уровня и качества обучения.

В ряде случаев понятие «информационно-образовательное пространство» выступает в качестве синонима понятия «информационно-образовательная среда» (ИОС). Но, по мнению Е. А. Ракитиной, С. А. Бе-шенкова, В. Ю. Лысковой, понятия «пространство» и «среда» являются близкими, но не синонимичными. Пространство следует рассматривать как набор определенным образом связанных между собой условий самой различной природы, которые могут оказывать влияние на субъекта - человека. Однако его включенность в пространство необязательна, поскольку пространство может существовать и независимо от него. Понятие «среда» также определяется как система условий, обеспечивающих развитие субъекта, однако в данном случае он обязательно включен в эту систему [1].

Понятие «информационно-образовательное пространство» шире понятия «информационно-образовательная среда». Существуя в ИОП одного вуза, студент может переходить из одной ИОС в другую, например при смене профиля обучения, рода занятий, увлечений и т. д. Для того чтобы учащиеся могли обучаться в ИОП разных вузов, необходимо создавать межвузовские ИОП (МИОП). На примере двух вузов: Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева (КГПУ) и Си-

бирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева (Сиб-ГАУ) рассмотрим, как может создаваться МИОП посредством объединения ИОС разных вузов.

Первым шагом в создании МИОП стало подписание Соглашения о сотрудничестве между факультетом информатики КГПУ и институтом космической техники СибГАУ, целью которого являлось установление плодотворного сотрудничества в образовательной и научно-исследовательской деятельности. Вторым шагом стало создание коллектива единомышленников - преподавателей и студентов, объединенных желанием изменить содержание образования и соотнести его с современными требованиями.

Работа этого созданного началась с проекта, суть которого заключается в следующем. Организация обучения студентов СибГАУ предполагает самостоятельную подготовку ими презентаций, которые используются при выступлении с докладами на учебных занятиях, для иллюстрации результатов курсового, дипломного проектирования и пр. В рамках проекта студенты КГПУ оказывают содействие студентам СибГАУ в подготовке презентаций. В результате формируется задание для студенов обоих вузов на выполнение комплексной самостоятельной работы.

Для оценки результатов такой формы самостоятельной работы был проведен опрос участвующих в ней студентов. Респонденты отметили следующие положительные моменты: «взаимодействие не только со своими однокурсниками, но и со студентами другого вуза, превращается в увлекательный процесс»; «плодотворна совместная работа, когда люди разных профессий с разным жизненным опытом нарабатывают интересные идеи, предлагают эффективные решения проблем»; «самым значимым представляется отличная возможность не только укрепить и расширить свои знания, но и получить новые знания не по своему профилю обучения» [2].

На основании полученных результатов в новом учебном году планируется расширить функции МИОП. Цель такого расширения - создание условий, способствующих инициализации и развитию процессов информационного и образовательного взаимодействия между вузами, включенными в это пространст-

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

во. Каждая из сторон будет представлена ИОС, состоящей:

- из целевого блока, содержащего совокупность целей образования, главной из которых является повышение качества подготовки специалистов;

- информационно-знаниевого блока, включающего в себя систему знаний и умений студента, являющихся основой его профессиональной деятельности, а также информацию по предмету, всю необходимую методическую и учебную литературу. Предполагается, что данный блок будет пополняться работами самих участников образовательного процесса;

- коммуникационного блока, основанного на различных формах взаимодействия участников;

- технологического блока, включающего в себя средства обучения и коммуникации.

Таким образом, современные ИКТ предоставляют богатые возможности для моделирования и структу-

рирования МИОП, позволяют проектировать средства обучения, отражающие индивидуальные образовательные траектории, причем участники этого пространства, решая свои задачи, могут одновременно работать в общем информационно-образовательном пространстве.

Библиографические ссылки

1. Ракитина Е. А., Бешенков С. А., Лыскова В. Ю. Информация и информационные процессы. Омск : Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1999.

2. Гринберг Г. М., Ивкина Л. М., Пак Н. И. Радость общения должна приносить плоды. (Послесловие к старту межвузовской кооперации студентов) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ikt.sibsau.ru/ index.php/nauchnaya-rabota-ikt/nauchnaya-rabota-kafedr-ikt/kafedra-sau/215 -mezhvuzovskaya-kooperatsiya-studentov (дата обращения: 10.09.2012).

G. M. Grinberg Siberian State Aerospace University, Russia, Krasnoyarsk

L. M. Ivkina

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Russia, Krasnoyarsk

INTERUNIVERSITY INFORMATION EDUCATIONAL SPACE AS THE BASIS OF PROFESSIONAL FORMATION OF SPECIALIST

By the example of KSPU and SibSAU the option of creating interuniversity information and educational space is considered. This aims to improve the quality of student training.

© Гринберг Г. М., Ивкина Л. М., 2012

УДК 629.78.01

К. В. Катык

ПО «Полет» - филиал ФГУП Государственного космического научно-производственного центра

имени М. В. Хруничева, Россия, Омск

С. Н. Решетникова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

К. К. Цау

ООО «Красноярск-Стройинжиниринг», Россия, Красноярск

СОСТОЯНИЕ С КАДРАМИ В ОБОРОННОЙ И АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Показано состояние с кадрами в промышленности, включая оборонную, в том числе в аэрокосмической отрасли.

Производственная деятельность ракетно-космических предприятий отличается от других машиностроительных предприятий целым рядом особенностей, основной из которых следует считать экстремальные условия эксплуатации космических аппаратов (КА) разного функционального назначения [1], что диктует необходимость постоянного совершенствования технологии производства всех узлов и меха-

низмов КА, в том числе применения новых материалов для изготовления комплектующих деталей [2].

Одной из главных задач космической техники является разработка высокоэффективных и при этом экономичных в изготовлении КА различного назначения: пилотируемых КА, спутников связи, метеорологических спутников, геодезических и картографических спутников [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.