Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетенций у студентов разнопрофильных вузов на основе межвузовской кооперации'

Формирование ключевых компетенций у студентов разнопрофильных вузов на основе межвузовской кооперации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖВУЗОВСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / INTERUNIVERSITY COOPERATION / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баженова И.В., Гринберг Г.М., Ивкина Л.М.

Дается обоснование необходимости развития межвузовской кооперации для повышения качества формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING KEY COMPETENCES IN STUDENTS MULTIPROFILES UNIVERSITIES ON THE BASIS OF INTERUNIVERSITY COOPERATION

The rationale for the development of interuniversity cooperation to improve the quality of formation of common cultural and professional competencies in students is grounded.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетенций у студентов разнопрофильных вузов на основе межвузовской кооперации»

Решетневскуе чтения. 2013

сом. Это снимает «страх» привыкания к конкретному программному продукту, позволяет оценить функциональные особенности каждого инструмента проектиро-

вания, расширяет возможности будущих специалистов при работе c современными CAD/CAE- системами и повышает их конкурентоспособность.

© Бабкина Л. А., Сорокин Д. В., 2013

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ РАЗНОПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ МЕЖВУЗОВСКОЙ КООПЕРАЦИИ

И. В. Баженова\ Г. М. Гринберг2, Л. М. Ивкина3

1 Сибирский федеральный университет Россия, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79. Е-шаЛ: apkad@ya.ru 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаИ: grinberg_gm@mail.ru 3Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Россия, 660049 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89. Е-mail: ivkinalm@yandex.ru

Дается обоснование необходимости развития межвузовской кооперации для повышения качества формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов.

Ключевые слова: межвузовская кооперация, общекультурные и профессиональные компетенции, компе-тентностный подход.

FORMING KEY COMPETENCES IN STUDENTS MULTIPROFILES UNIVERSITIES ON THE BASIS OF INTERUNIVERSITY COOPERATION

I. V. Bazhenova1, G. M. Grinbergг2, L. M. Ivkina3

1 Siberian Federal University 79, Svobodny prosp., Krasnoyarsk, 660041, Russia. Е-mail: apkad@ya.ru

2Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. Е-mail: grinberg_gm@mail.ru

3Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva str., Krasnoyarsk, 660049, Russia. Е-mail: ivkinalm@yandex.ru

The rationale for the development of interuniversity cooperation to improve the quality of formation of common cultural and professional competencies in students is grounded.

Keywords: interuniversity cooperation, cultural and professional competences, competence approach.

Современный уровень развития теории и практики образования характеризуется повышенным интересом к проблеме повышения уровня профессионализма выпускника высшей школы. Успешность развития компетентности будущего специалиста в период подготовки в высшей школе определяется многими факторами. Одним из ведущих факторов является то, как мы обучаем студентов.

Целью статьи является обоснование проекта межвузовской кооперации с позиций компетентностно ориентированного подхода, предполагающего ориентацию на творческое освоение студентами профессиональных знаний и формирование у них необходимых компетенций.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения декларируют цели и результаты образования через достижение

определённых общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с этим в настоящее время происходит переход от формирования и оценки знаний к формированию и оценке компетенций как результата образования, а компетентностный подход является основой проектирования образовательного процесса.

Для обоснования проекта межвузовской кооперации авторами были рассмотрены ФГОС и декларируемые в них компетенции по трём направлениям подготовки бакалавров: «010100. Математика», «050100. Педагогическое образование», «161100. Системы управления движением и навигация», реализуемые в разных вузах города Красноярска.

Наглядно сопоставить множества компетенций бакалавров по этим направлениям подготовки можно с помощью диаграммы Эйлера-Венна (см. рисунок).

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

На диаграмме с помощью трех кругов изображены множества компетенций будущих математиков (круг А), инженеров (круг В) и педагогов (круг С). В пересечения этих кругов входят множества компетенций, общих для математиков, педагогов и инженеров (центральный сегмент 4). Ещё три сегмента - это пересечения множеств компетенций математиков и инженеров (сегмент 1), математиков и педагогов (сегмент 2), инженеров и педагогов (сегмент 3).

Диаграммы Эйлера-Венна для трех множеств А, В, С

Анализируя общекультурные и профессиональные компетенции, заложенные в ФГОС ВПО, можно выделить следующие группы: а) компетенции совпадают, но развивать их в рамках межвузовской кооперации затруднительно или невозможно; б) компетенции совпадают и развивать их лучше в рамках межвузовской кооперации; в) компетенции не совпадают, но развивать их лучше в рамках межвузовской кооперации; г) компетенции не совпадают и развивать их в условиях межвузовской кооперации не имеет смысла.

В сегмент общих компетенций (см. рисунок) в результате рассмотрения приведенных выше ФГОС попали компетенции, которые, по нашему мнению, можно и целесообразно развивать совместно в рамках проекта межвузовской кооперации:

- навыки межличностных отношений, готовность работать в команде, способность к кооперации с коллегами, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами;

- принятие различий и мультикультурности, толерантность;

- способность к анализу, синтезу, восприятию информации;

- применение методов теоретического и экспериментального исследования, исследовательские навыки;

- базовые знания в областях информатики и современных информационных технологий, владение методами и способами получения, хранения, переработки информации;

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- соблюдение требований информационной безопасности, защита государственных интересов;

- способность к письменной и устной коммуникации на русском языке;

- навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, представление собственных и известных научных результатов.

В качестве примера организации межвузовской кооперации студентов можно рассмотреть сотрудничество студентов Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ), Сибирского федерального университета (СФУ) и Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ), которое заключается в следующем. При организации теоретического и практического обучения студентов СибГАУ предполагается их активная работа по самостоятельному использованию цифровых образовательных ресурсов, с помощью которых они выполняют учебные задания (например, разрабатывают презентации для иллюстрации доклада на учебных занятиях, результатов курсового, дипломного проектирования и пр.). Ещё одним направлением самостоятельной деятельности студентов СибГАУ является разработка ими методических и дидактических материалов для организации лабораторных и практических занятий.

Для более качественного выполнения задания по разработке образовательных ресурсов студентам СибГАУ стали оказывать помощь студенты КГПУ и СФУ. Форма такого сотрудничества описана в работе [1]. В этом случае студенты СибГАУ выступают в роли авторов содержательной части методических и дидактических материалов. Студенты КГПУ выступают в роли разработчиков и специалистов по методике подготовки цифровых образовательных средств. А студенты СФУ с помощью компьютерных программ «оживляют» схемы и рисунки для демонстрации заданных процессов. В процессе такого взаимодействия у всех участников проекта совершенствуются коммуникативные навыки, углубляются и расширяются знания информационных технологий.

Таким образом, компетентностный подход к анализу ФГОС ВПО позволяет сделать вывод о целесообразности привлечения студентов к проекту межвузовской кооперации с целью более эффективного формирования общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускнику высшей школы для успешной реализации его личностных и профессиональных качеств.

Библиографические ссылки

1. Баженова И. В., Гринберг Г. М., Ивкина Л. М. Межвузовская кооперация субъектов образования при разработке электронных образовательных ресурсов как одно из направлений повышения качества образования // Информатика и информационные технологии : сб. науч. ст. Всерос. науч. конф. Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. С. 157-162.

References

1. Bazhenova I. V., Grinberg G. M., Ivkina L. M. Mezhvuzovskaya kooperatsiya sub"ektov obrazovaniya pri razrabotke elektronnykh obrazovatel'nykh resursov kak odno iz napravleniy povysheniya kachestva obrazovaniya [Tekst] // Informatika i informatsionnye tekhnologii : Vserossiyskaya nauchnaya konferentsiya : sbornik nauchnykh statey. Chelyabinsk: Izd-vo ZAO «Tsitsero», 2013. S. 157-162.

© Баженова И. В., Гринберг Г. М., Ивкина Л. М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.