Решетневскуе чтения. 2013
сом. Это снимает «страх» привыкания к конкретному программному продукту, позволяет оценить функциональные особенности каждого инструмента проектиро-
вания, расширяет возможности будущих специалистов при работе c современными CAD/CAE- системами и повышает их конкурентоспособность.
© Бабкина Л. А., Сорокин Д. В., 2013
УДК 378.14
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ РАЗНОПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ МЕЖВУЗОВСКОЙ КООПЕРАЦИИ
И. В. Баженова\ Г. М. Гринберг2, Л. М. Ивкина3
1 Сибирский федеральный университет Россия, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79. Е-шаЛ: [email protected] 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаИ: [email protected] 3Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Россия, 660049 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89. Е-mail: [email protected]
Дается обоснование необходимости развития межвузовской кооперации для повышения качества формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов.
Ключевые слова: межвузовская кооперация, общекультурные и профессиональные компетенции, компе-тентностный подход.
FORMING KEY COMPETENCES IN STUDENTS MULTIPROFILES UNIVERSITIES ON THE BASIS OF INTERUNIVERSITY COOPERATION
I. V. Bazhenova1, G. M. Grinbergг2, L. M. Ivkina3
1 Siberian Federal University 79, Svobodny prosp., Krasnoyarsk, 660041, Russia. Е-mail: [email protected]
2Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. Е-mail: [email protected]
3Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva str., Krasnoyarsk, 660049, Russia. Е-mail: [email protected]
The rationale for the development of interuniversity cooperation to improve the quality of formation of common cultural and professional competencies in students is grounded.
Keywords: interuniversity cooperation, cultural and professional competences, competence approach.
Современный уровень развития теории и практики образования характеризуется повышенным интересом к проблеме повышения уровня профессионализма выпускника высшей школы. Успешность развития компетентности будущего специалиста в период подготовки в высшей школе определяется многими факторами. Одним из ведущих факторов является то, как мы обучаем студентов.
Целью статьи является обоснование проекта межвузовской кооперации с позиций компетентностно ориентированного подхода, предполагающего ориентацию на творческое освоение студентами профессиональных знаний и формирование у них необходимых компетенций.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения декларируют цели и результаты образования через достижение
определённых общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с этим в настоящее время происходит переход от формирования и оценки знаний к формированию и оценке компетенций как результата образования, а компетентностный подход является основой проектирования образовательного процесса.
Для обоснования проекта межвузовской кооперации авторами были рассмотрены ФГОС и декларируемые в них компетенции по трём направлениям подготовки бакалавров: «010100. Математика», «050100. Педагогическое образование», «161100. Системы управления движением и навигация», реализуемые в разных вузах города Красноярска.
Наглядно сопоставить множества компетенций бакалавров по этим направлениям подготовки можно с помощью диаграммы Эйлера-Венна (см. рисунок).
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
На диаграмме с помощью трех кругов изображены множества компетенций будущих математиков (круг А), инженеров (круг В) и педагогов (круг С). В пересечения этих кругов входят множества компетенций, общих для математиков, педагогов и инженеров (центральный сегмент 4). Ещё три сегмента - это пересечения множеств компетенций математиков и инженеров (сегмент 1), математиков и педагогов (сегмент 2), инженеров и педагогов (сегмент 3).
Диаграммы Эйлера-Венна для трех множеств А, В, С
Анализируя общекультурные и профессиональные компетенции, заложенные в ФГОС ВПО, можно выделить следующие группы: а) компетенции совпадают, но развивать их в рамках межвузовской кооперации затруднительно или невозможно; б) компетенции совпадают и развивать их лучше в рамках межвузовской кооперации; в) компетенции не совпадают, но развивать их лучше в рамках межвузовской кооперации; г) компетенции не совпадают и развивать их в условиях межвузовской кооперации не имеет смысла.
В сегмент общих компетенций (см. рисунок) в результате рассмотрения приведенных выше ФГОС попали компетенции, которые, по нашему мнению, можно и целесообразно развивать совместно в рамках проекта межвузовской кооперации:
- навыки межличностных отношений, готовность работать в команде, способность к кооперации с коллегами, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами;
- принятие различий и мультикультурности, толерантность;
- способность к анализу, синтезу, восприятию информации;
- применение методов теоретического и экспериментального исследования, исследовательские навыки;
- базовые знания в областях информатики и современных информационных технологий, владение методами и способами получения, хранения, переработки информации;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- соблюдение требований информационной безопасности, защита государственных интересов;
- способность к письменной и устной коммуникации на русском языке;
- навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, представление собственных и известных научных результатов.
В качестве примера организации межвузовской кооперации студентов можно рассмотреть сотрудничество студентов Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ), Сибирского федерального университета (СФУ) и Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ), которое заключается в следующем. При организации теоретического и практического обучения студентов СибГАУ предполагается их активная работа по самостоятельному использованию цифровых образовательных ресурсов, с помощью которых они выполняют учебные задания (например, разрабатывают презентации для иллюстрации доклада на учебных занятиях, результатов курсового, дипломного проектирования и пр.). Ещё одним направлением самостоятельной деятельности студентов СибГАУ является разработка ими методических и дидактических материалов для организации лабораторных и практических занятий.
Для более качественного выполнения задания по разработке образовательных ресурсов студентам СибГАУ стали оказывать помощь студенты КГПУ и СФУ. Форма такого сотрудничества описана в работе [1]. В этом случае студенты СибГАУ выступают в роли авторов содержательной части методических и дидактических материалов. Студенты КГПУ выступают в роли разработчиков и специалистов по методике подготовки цифровых образовательных средств. А студенты СФУ с помощью компьютерных программ «оживляют» схемы и рисунки для демонстрации заданных процессов. В процессе такого взаимодействия у всех участников проекта совершенствуются коммуникативные навыки, углубляются и расширяются знания информационных технологий.
Таким образом, компетентностный подход к анализу ФГОС ВПО позволяет сделать вывод о целесообразности привлечения студентов к проекту межвузовской кооперации с целью более эффективного формирования общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускнику высшей школы для успешной реализации его личностных и профессиональных качеств.
Библиографические ссылки
1. Баженова И. В., Гринберг Г. М., Ивкина Л. М. Межвузовская кооперация субъектов образования при разработке электронных образовательных ресурсов как одно из направлений повышения качества образования // Информатика и информационные технологии : сб. науч. ст. Всерос. науч. конф. Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. С. 157-162.
References
1. Bazhenova I. V., Grinberg G. M., Ivkina L. M. Mezhvuzovskaya kooperatsiya sub"ektov obrazovaniya pri razrabotke elektronnykh obrazovatel'nykh resursov kak odno iz napravleniy povysheniya kachestva obrazovaniya [Tekst] // Informatika i informatsionnye tekhnologii : Vserossiyskaya nauchnaya konferentsiya : sbornik nauchnykh statey. Chelyabinsk: Izd-vo ZAO «Tsitsero», 2013. S. 157-162.
© Баженова И. В., Гринберг Г. М., Ивкина Л. М., 2013