УДК 378.147
ББК 74.04
Баженова Ирина Васильевна
преподаватель
базовая кафедра вычислительных и информационных технологий Сибирский федеральный университет (СФУ) г. Красноярск Гринберг Георгий Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра систем автоматического управления Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва (СибГАУ) г. Красноярск Ивкина Любовь Михайловна преподаватель
кафедра теории и методики обучения математике и информатике Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (КГПУ) г. Красноярск Bazhenova Irina Vasilievna senior lecturer
The Information and Computing Technologies Department Siberian federal university (SFU)
Krasnoyarsk Grinberg Georgiy Mikhailovich candidate of pedagogical sciences, docent
department of automatic control systems Siberian State Aerospace University named after аcademician M. F. Reshetnev (SibSAU)
Krasnoyarsk Ivkina Lyubov Mikhailovna senior lecturer
department of theory and methods of teaching mathematics and informatics Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev (KSPU)
Krasnoyarsk
apkad@ya.ru
Развитие компетенций будущих педагогов и инженеров в условиях межвузовской кооперации Competences development of future teachers and engineers in conditions of interuniversity cooperation
Дается обоснование необходимости развития межвузовской кооперации для повышения качества формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов
^e rationale for the development of interuniversity cooperation to improve the quality of formation of common cultural and professional competencies in students is grounded.
Ключевые слова: межвузовская кооперация, общекультурные и профессиональные компетенции, компетентностный подход.
Key words: interuniversity cooperation, common cultural and professional competence, competence approach.
Современное состояние теории и практики образования характеризуется повышенным интересом к проблеме обеспечения требуемого уровня профессионализма выпускников различных вузов, в том числе педагогических и технических. Успешность развития компетентности студентов в период подготовки в высшей школе определяется многими факторами. Одним из ведущих факторов является то, как мы их обучаем.
Целью статьи является обоснование проекта межвузовской кооперации педагогического и технических вузов с позиций компетентностно-ориентированного подхода, предполагающего ориентацию на творческое освоение студентами профессиональных знаний и формирование у них необходимых компетенций.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения декларируют цели и результаты образования через достижение определённых общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с этим в настоящее время происходит переход от формирования и оценки знаний к формированию и оценке компетенций как результата образования, а компетентностный подход является основой проектирования и управления образовательным процессом.
В предметном обучении студентов не всегда удается создать эффективные условия для приобретения ими требуемых компетенций. В этом случае учебная деятельность обучаемых ограничивается предметными целями и задачами. Однако, в условиях межвузовской кооперации, появляются шансы
перестроить учебный процесс на научно-исследовательский и профессионально-ориентированный характер. В этом случае появляются предпосылки для более успешного развития общекультурных и профессиональных компетенций.
Анализируя общекультурные и профессиональные компетенции,
заложенные в ФГОС различных направлений подготовки студентов, можно выделить следующие группы:
1. Компетенции совпадают, и развивать их вне межвузовской
кооперации затруднительно или невозможно.
2. Компетенции совпадают, и развивать их лучше в рамках
межвузовской кооперации.
3. Компетенции не совпадают, но развивать их лучше в рамках межвузовской кооперации.
4. Компетенции не совпадают, и развивать их в межвузовской кооперации не имеет смысла.
Для сравнения компетенций, развиваемых в рамках учебных дисциплин различных направлений подготовки, авторами предлагается использовать
матрицы компетенций этих учебных дисциплин (табл. 1 и 2), подходы к построению которых изложены в [1].
Таблица 1
Раздел учебной дисциплины направления подготовки 1 Формируемые компетенции К и компоненты С компетенций
К1 К2 Кз Ко
1М 1С1* — 1Сз 1С1
2М 1С1 1С2 — —
7М 7С1 - - 1Со
Таблица 2
Раздел учебной дисциплины направления подготовки 2 Формируемые компетенции К и компоненты С компетенций
К1 К2 Кз Ко
1М 1С1* — 1Сз 1С1
2М 1С1 1С2 — —
7М 7С1 — — 1Со
Примечание: ІС] - компонента і -ой компетенции, формируемая при изучении ] -ой учебной дисциплины.
Анализ таких матриц позволяет выявить связи между компонентами компетенций и учебными дисциплинами. В результате анализа может быть построена схема формирования компетенций у студентов, обучающихся в вузах на различных направлениях подготовки (рис. 1).
Рис. 1. Схема формирования компетенций у студентов, обучающихся в вузах 1 и 2
Для обоснования проекта межвузовской кооперации, направленной на формирование у студентов необходимых компетенций, авторами были рассмотрены ФГОС и декларируемые в них компетенции по трём направлениям подготовки студентов-бакалавров: «010100. Математика»,
«050100. Педагогическое образование», «161100. Системы управления
движением и навигация». Эти направления подготовки реализуются в трех вузах города Красноярска: Сибирском федеральном университете, в
Красноярском государственном педагогическом университете и в Сибирском государственном аэрокосмическом университете соответственно.
Наглядно сопоставить множества компетенций бакалавров по этим направлениям подготовки можно с помощью диаграммы Эйлера-Венна (рис. 2).
Рис. 2. Диаграммы Эйлера-Венна для трех множеств А, В, С
На диаграмме с помощью трех кругов изображены множества компетенций будущих математиков (круг А), инженеров (круг В) и педагогов (круг С). В пересечения этих кругов входят множества компетенций, общих для математиков, педагогов и инженеров (центральный сегмент 4). Ещё три сегмента - это пересечения множеств компетенций математиков и инженеров (сегмент 1), математиков и педагогов (сегмент 2), инженеров и педагогов (сегмент 3).
В сегмент 4 общих компетенций (см. рис. 2) в результате рассмотрения приведенных выше ФГОС попали 9 компетенций, которые, по нашему мнению, можно и целесообразно развивать совместно в рамках проекта межвузовской кооперации:
- навыки межличностных отношений, готовность работать в команде, способность к кооперации с коллегами, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами;
- принятие различий и мультикультурности, толерантность;
- способность к анализу, синтезу, восприятию информации;
- применение методов теоретического и экспериментального исследования, исследовательские навыки;
- базовые знания в областях информатики и современных информационных технологий, владение методами и способами получения, хранения, переработки информации;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных
сетях;
- соблюдение требований информационной безопасности, защита государственных интересов;
- способность к письменной и устной коммуникации на русском языке; -навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, представления собственных и известных научных результатов.
Освоение будущим учителем знаний и умений цикла предметных дисциплин в педагогическом вузе более эффективно, если он вовлекается в разработку дидактических средств по этим дисциплинам по рекурсивному способу «учусь, разрабатывая средства для обучения тому, чему учу». Сказанное так же относится к организации обучения студентов технического и классического университетов.
Еще больший эффект следует ожидать от учебного процесса, когда студент одного вуза помогает разрабатывать средства и методики обучения дисциплинам студентам другого вуза. Условием для такой эффективной совместной учебной деятельности является наличие точек соприкосновения и пересечения изучаемых тем. При этом результативность и успешность подобной деятельности студентов оценивается как с внутренней (с позиций своего вуза), так и с внешней (с позиций другого вуза) сторон.
В качестве примера организации межвузовской кооперации студентов можно рассмотреть сотрудничество студентов Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ), Сибирского федерального университета
(СФУ) и Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ), которое заключается в следующем. При организации теоретического и практического обучения студентов СибГАУ предполагается их активная работа по самостоятельному использованию цифровых образовательных ресурсов, с помощью которых они выполняют учебные задания (например, разрабатывают презентации для иллюстрации доклада на учебных занятиях, результатов курсового, дипломного проектирования и пр.). Ещё одним направлением самостоятельной деятельности студентов СибГАУ является разработка ими методических и дидактических материалов для организации лабораторных и практических занятий.
Для более качественного выполнения задания по разработке образовательных ресурсов студентам СибГАУ стали оказывать помощь студенты КГПУ и СФУ. Форма такого сотрудничества описана в работе [2]. В этом случае студенты СибГАУ выступают в роли авторов содержательной части методических и дидактических материалов. Студенты КГПУ выступают в роли разработчиков и специалистов по методике подготовки цифровых образовательных средств. А студенты СФУ с помощью компьютерных программ «оживляют» схемы и рисунки для демонстрации заданных процессов. В результате такого взаимодействия у всех участников проекта совершенствуются коммуникативные навыки, углубляются и расширяются профессиональные знания, знания информационных технологий, формируются необходимые компетенции.
Таким образом, компетентностный подход к анализу ФГОС ВПО позволяет сделать вывод о целесообразности привлечения студентов к проекту межвузовской кооперации с целью более эффективного формирования общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускнику высшей школы для успешной реализации его личностных и профессиональных качеств.
Библиографический список
1. Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы [Электронный ресурс] / Пермский государственный технический университет. Режим доступа: http://900igr.net/kartinki/pedagogika/Kompetentsii/ Kompetentsii.html
2. Баженова, И.В. Межвузовская кооперация субъектов образования при разработке электронных образовательных ресурсов как одно из направлений повышения качества образования [Текст] / И.В. Баженова, Г.М. Гринберг, Л.М. Ивкина Всероссийская научная конференция «Информатика и информационные технологии»: сборник научных статей - Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. С. 157-162
Bibliography
1. Formation of professional competence of graduates [ electronic resource] / Perm State Technical University . Mode of access : http://900igr.net/kartinki/pedagogika/Kompetentsii/Kompetentsii.html
2 . Bazhenova , I.V. Interuniversity cooperation subjects of education in the development of electronic educational resources as one of the ways to increase the quality of education [Text] / I.V. Bazhenova , G.M. Greenberg , L.M. Ivkina Scientific Conference ” Computer Science and Information Technology ”: collection of scientific articles - Chelyabinsk: Izd JSC ” Cicero ”, in 2013 . pp. 157-162