Научная статья на тему 'Особенности обеспечения качества подготовки магистрантов'

Особенности обеспечения качества подготовки магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / БЕНЧМАРКИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / МАГИСТР / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / PROCESS APPROACH / BENCHMARKING / EDUCATIONAL SERVICE / MASTER / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирнова Е.А.

Рассмотрены преимущества обучения в магистратуре и результаты опроса о целях обучения магистрантов. Для совершенствования качества образовательной услуги предложен бенчмаркинг. Анализируются перспективы применения бенчмаркинга в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF QUALITY ASSURANCE FOR UNDERGRADUATES

The advantages of studying at the magistracy and the results of the survey about the aims of the master''s training are considered. Benchmarking is proposed to improve the quality of educational services. The prospects of using benchmarking in the educational environment are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения качества подготовки магистрантов»

Решетневские чтения. 2018

УДК 658

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ

E. А. Жирнова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: karakara85@yandex.ru

Рассмотрены преимущества обучения в магистратуре и результаты опроса о целях обучения магистрантов. Для совершенствования качества образовательной услуги предложен бенчмаркинг. Анализируются перспективы применения бенчмаркинга в образовательной среде.

Ключевые слова: процессный подход, бенчмаркинг, образовательная услуга, магистр, качество образования.

FEATURES OF QUALITY ASSURANCE FOR UNDERGRADUATES

E. А. Zirnova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: karakara85@yandex.ru

The advantages of studying at the magistracy and the results of the survey about the aims of the master's training are considered. Benchmarking is proposed to improve the quality of educational services. The prospects of using benchmarking in the educational environment are analyzed.

Keywords: process approach, benchmarking, educational service, master, quality of education.

Качество образования является одним из основных показателей деятельности образовательного учреждения. Проблема качества образования очень актуальна в настоящее время, так как постоянно увеличивается доля платного образования, и потребитель все активнее проявляет интерес к тому, за что он платит деньги. Кроме того, в связи со сложившейся в стране демографической ситуацией, между образовательными учреждениями все сильнее обостряется конкуренция за своего потребителя. Для привлечения потребителя-студента образовательным учреждениям приходится доказывать, что качество предоставляемых ими образовательных услуг соответствует предъявляемым требованиям.

Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

Можно выделить ряд преимуществ обучения в магистратуре. Во-первых, в магистратуре превалирует индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что позволяет получать действительно глубокие теоретические знания и практические навыки, опыт научно-исследовательской работы по тематике диссертационного исследования, проектно-конструкторской разработки, методам поиска новых инновационных технологических решений. Во-вторых, по итогам обучения выдается государственный диплом магистра, который признается во многих странах Болонской системы. В-третьих, магистратура дает возможность

дальнейшего обучения в аспирантуре, развития идей магистерской диссертации в диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В-четвертых, магистр рассматривается как современный высококвалифицированный специалист, востребованный службами корпораций самых разных сфер деятельности и форм собственности, может заниматься научной и преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях. Например, по некоторым вакансиям на государственную службу требуются только соискатели, имеющие степень магистра. В-пятых, на рынке труда выпускники магистры пользуются большим спросом, чем бакалавры, поскольку наряду с профессиональными знаниями обладают бесспорными навыками самообразования и самоорганизации.

Чтобы выяснить насколько важным считают магистранты свое обучение, провели опрос магистрантов первого курса технических специальностей (60 человек) СибГУ им. М. Ф. Решетнева и на вопрос о целях обучения получили следующие данные:

- продолжить обучение после бакалавриата поскольку многие работодатели рассматривают бакалавра как «незаконченное высшее» (40,3 %);

- для получения степени магистра, что обеспечит карьерный рост (24,6 %);

- для получения дополнительных знаний и практических навыков (19,2 %);

- для получения диплома о высшем профессиональном образовании, чтобы быть более востребованным на рынке труда (15,9 %).

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Поэтому так важен вопрос качества преподавания магистерских программ. С точки зрения магистрантов повышение качества организации учебного процесса означает следующее: увеличение объема лабораторных и практических работ, связанных с темой диссертационного исследования (36 %); более углубленное изучение предметов специализации (24 %); улучшение материально-технического обеспечения лабораторных и практических работ (60 %).

Актуальным инструментом совершенствования качества образовательной услуги является бенчмар-кинг. Термин «бенчмаркинг» (benchmarking) - английского происхождения и не имеет однозначного перевода на русский язык (bench - уровень, mark -отметка) [1]. Наиболее известное его определение -постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов или компаний, которые являются лидерами в своих областях. Вместе с этим применение бенчмаркин-га, без готовности провести реинжиниринг, часто оказывается просто выбрасыванием денег и других ресурсов на ветер [2]. Бенчмаркинг является не мероприятием по обмену или методикой самоутверждения, а волевым желанием учиться у лучших компаний и внедрять все лучшее в собственные процессы [3].

Как конкретно можно улучшить качество подготовки магистрантов, используя бенчмаркинг. Во-первых, бенчмаркинг дает возможность объективно проанализировать свои сильные и слабые стороны, что очень важно. Во-вторых, направленное изучение вузов-лидеров позволяет определиться со стратегическими ориентирами для того, чтобы находиться на передовой линии. В-третьих, бенчмаркинг позволяет почерпнуть новые идеи, как в организации учебного процесса, так и в области маркетинга образовательных услуг. В-четвертых, регулярный бенчмаркинг позволяет «держать руку на пульсе» конкурентов и действовать проективно. В-пятых, бенчмаркинг представляет альтернативу традиционному стратегическому планированию от достигнутого, открывая возможность перейти к планированию на основе анализа показателей конкурентов [4; 5]. Таким образом, технология бенчмаркинга стягивает в единую систему разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ конкурентов.

Таким образом, практическое применение бен-чмаркинга включает следующие действия:

1) понимание деталей собственных процессов управления учебной, научной и инновационной деятельностью вуза;

2) анализ деятельности других вузов;

3) сравнение результатов других вузов с результатами анализируемых университетов;

4) внедрение необходимых изменений для совершенствования

В настоящее время бенчмаркинг является исходной и неотъемлемой базой оценки и обоснования планов совершенствования и повышения конкурентоспособности многих успешных предприятий, каждое из которых стремится стать лучше других участников рынка по тем или иным показателям или по их совокупности и сохранить полученные преимущества в течение максимально продолжительного времени. Применение бенчмаркинга позволит обеспечить комплексный инновационный подход к образовательной деятельности, высокое качество образовательных услуг.

Библиографические ссылки

1. Бенчмаркинг и оценка его методов экспертами Европейского фонда управления качеством (EFQM) // Европейское качество. 2012.

2. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. М. : Стан-дартинформ, 2011. 40 с.

3. Ефимов В. В. Улучшение качества проектов и процессов : учеб. пособие. Ульяновск, 2014.

4. Михайлова М. Р. Бенчмаркинг - универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества. 201З.

5. Скрипко Л. Е. Процессный подход в управлении качеством : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 105 с.

References

1. Benchmarking and evaluation of its methods by the experts of the European Foundation for Quality Management (EFQM) // European quality. 2012.

2. GOST R ISO 9004-2010. Management to achieve sustainable success of the organization. Moscow : Standartinform, 2011. 40 p.

3. Efimov V. V. Improving the quality of projects and processes. Study Guide, Ulyanovsk, 2014.

4. Mikhailova M. R. Benchmarking - a universal tool for quality management // Methods of quality management. 201З.

5. Skripko L. E. Process approach in quality management: a manual. St. Petersburg. : Publishing house SPbGuEF, 2011. 105 p.

© Жирнова Е. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.