Научная статья на тему 'Особенности адаптации иностранных студентов к образовательной среде'

Особенности адаптации иностранных студентов к образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИЯ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / COMPETENCE MODEL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирнова Е. А.

Рассматриваются особенности адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза. Проанализированы барьеры, препятствующие успешному формированию компетенций, предложены пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жирнова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION FEATURES OF FOREIGN STUDENTS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The adaptation features of foreign students to the educational environment at the university are considered in the article. The barriers that impede the successful formation of competences are analyzed, and ways of overcoming them are suggested.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации иностранных студентов к образовательной среде»

УДК 658.2

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ среде

Е. А. Жирнова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассматриваются особенности адаптации иностранных студентов к образовательной среде вуза. Проанализированы барьеры, препятствующие успешному формированию компетенций, предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: система менеджмента качества; компетентностная модель, адаптация.

ADAPTATION FEATURES OF FOREIGN STUDENTS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT

E. А. Zhirnova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The adaptation features of foreign students to the educational environment at the university are considered in the article. The barriers that impede the successful formation of competences are analyzed, and ways of overcoming them are suggested.

Keywords: quality management system; competence model, adaptation.

Настоящее время общепринятым подходом к обеспечению и совершенствованию качества образовательной услуги является система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО [1]. Однако основополагающей задачей современного высшего образования является не только обучения студентов профессиональным знаниям и навыкам (hard-skill), но и надпрофессио-нальным, социально-психологическим навыкам soft-skills. Необходимость формирования надпрофессио-нальных навыков обуславливает актуальность применения интерактивных методов обучения, способствующих развитию коммуникативных и лидерских качеств студента, его предпринимательских умений, способностей к самообучению и самоорганизации.

Процесс адаптации - сложный процесс, формирующий способности иностранного студента развиваться не только в области коммуникативного общения, изучения методики познания иностранного языка, но и успешно взаимодействовать в формировании новых качеств личности, приобретение новых ценностей, осмысление значимости будущей профессии. Важность проблемы адаптации иностранных учащихся в российских вузах определяется задачами их дальнейшего эффективного обучения как будущих специалистов.

Рассматривая адаптацию, Кривцова И. О. выделяет следующие факторы успешной адаптации [2]:

психофизиологические (связанные с переустройством личности);

учебно-познавательные (связанные с языковой подготовкой);

социокультурные.

Исследуем адаптацию иностранных студентов с точки зрения компетентностного подхода. Модель формирования профессиональных, коммуникативных и командно-ролевых компетенций студентов, формируемых в процессе обучения, а также барьеров, препятствующих успешной адаптации приведена на рисунке.

В ходе обучение учащиеся приобретают следующие компетенции:

1) профессиональные компетенции, позволяющие обеспечить высокое качество работ в рамках профессиональной деятельности;

2) коммуникативные компетенции, позволяющие обеспечить эффективное протекание процессов взаимодействия и благоприятный морально-психологический климат на будущей работе, а также адаптацию к профессиональной деятельности;

3) командно-ролевые компетенции, студенты взаимодействуют, работая в команде и выполняя при реализации учебного процесса определенные роли, что пригодится в будущей профессиональной деятельности [3].

Рассмотрим барьеры, препятствующие успешной адаптации иностранных студентов, формированию их компетенций. Приобретению профессиональных компетенций в первую очередь препятствуют учебно-позновательные барьеры.

Решетневские чтения. 2017

Компетентностная модель выпускника и барьеры, препятствующие успешному формированию компетенций

Пути успешной адаптации иностранных студентов

Пути преодоления учебно-познавательных барьеров Пути преодоления психофизических барьеров Пути преодоления социокультурных барьеров

Языковой барьер - курсы языковой подготовки Электронные источники информации на иностранном языке Программа первичной адаптации Консультационная служба Взаимодействие с преподавателем и студенческой группой Культурно-экскурсионная программа Курсы лекций по русской культуре Студенческие клубы Взаимодействие с преподавателем и студенческой группой

Коммуникативные компетенциям препятствуют психофизические барьеры. Командно-ролевым - социокультурные барьеры.

Проведен социологический опрос студентов института машиноведения и мехатроники Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Рекшетнева, в опросе участвовало 100 студентов, из них 10 иностранных граждан [4].

Результаты опроса были проанализированы и предложены пути преодоления барьеров, препятствующих успешной адаптации иностранных студентов (см. таблицу).

Таким образом, адаптация иностранных студентов к образовательной среде требует применения системного и компетентностого подходов, возможно только при активном и согласованном участии руководства вуза, студентов и преподавателей.

Успешная и быстрая адаптация помогает быстро включиться в учебный процесс и способствует повышению качества подготовки студентов в вузе.

Библиографические ссылки

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. URL: http://gostexpert.ru (дата обращения: 02.02.2017).

2. Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (1). С. 284-288.

3. Жирнова Е. А., Римаренко О. В. Повышение качества подготовки специалистов путем совершенствования организации самостоятельной учебной работы студентов // Современное образование: технические университеты в модернизации экономики России : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (27-28 января 2011 г.). Томск, 2011. С. 138-139.

4. Беспалова Е. Д., Жирнова Е. А. Качество образования глазами студентов // Решетневские чтения материалы Междунар. науч. конф. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. Т. 2. С. 463-465.

References

1. GOST R ISO 9001-2015. Quality Management Systems. Requirements. Available at: http://gostexpert.ru (accessed: 02.02.17).

2. Krivtsova I. O. Sociocultural adaptation of foreign students to the educational environment of the Russian university. Fundamental research. 2011. № 8 (1). C. 284-288.

3. Zhirnova E. A., Rimarenko O. V. Improving the quality of training specialists by improving the organization of independent student work // Modern

Education: Technical Universities in the Modernization of the Russian Economy: Materials of the Intern. scientific-method. Conf. (January 27-28, 2011). Tomsk, 2011. P. 138-139.

4. Bespalova E. D., Zhirnova E. A. Quality of education: students' view points // Materialy Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2015. T. 2. P. 463-465.

© ^HpHOBa E. A., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.