Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как направление деятельности вуза в области качества образования'

Бенчмаркинг как направление деятельности вуза в области качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / BENCHMARKING / QUALITY EDUCATION / TRAINING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слаутина Надежда Михайловна

В статье рассматриваются теоретические основания бенчмаркинга в вузе. Бенчмаркинг рассматривается в системе деятельности вуза по совершенствованию качества образования. Методический аспект бенчмаркинга рассматривается в контексте реализации академической мобильности студентов на основе анализа качества образовательных программ различных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING AS A DESTINATION OF UNIVERSITY FOR THE QUALITY OF EDUCATION

The article discusses theoretical basis of benchmarking at the university. Benchmarking is seen in the activities of the university to improve the quality of education. Methodical aspect of benchmarking is considered in the context of the academic mobility of students based on quality educational programs of various universities.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как направление деятельности вуза в области качества образования»

с работодателями и социальное партнерство с органами муниципальной, региональной и федеральной власти в целях приведения в соответствие реализующихся программ и стратегических задач развития экономики, промышленности и социальной сферы.

Выявленные нами противоречия не исчерпывают всей совокупности противоречий профессионального развития личности. Как уже говорилось, они ограничены теми условиями, которые есть в учреждениях последипломного образования для их разрешения. Также имеют место в профессиональном развитии такие противоречия, как психологические, гендерные, возрастные и др. Мы специально определили только те противоречия, в разрешении которых достаточно самостоятельную роль играют образовательные учреждения, осуществляющие переподготовку и повышение квалификации. На основе теоретико-аналитического этапа своего исследования мы определяем следующие направления деятельности научно-

учебного центра кадров культуры по разрешению противоречий профессионального развития личности обучающихся:

- методическая работа по согласованию образовательных и профессиональных стандартов, включая составление рекомендаций, программ, методик измерения и оценки результатов деятельности и др.;

- инициирование разработки региональных и территориальных стандартов деятельности в учреждениях культуры совместно с работодателями, органами власти, творческими союзами и др.;

- включение в образовательные программы стратегических задач развития культуры в стране и регионе, а также проектов и технологий, направленных на их решение;

- менеджмент профессионального развития обучающихся на основе активизации межсессионной работы, включая их проектную деятельность, бенчмаркинг учреждений культуры региона, профессиональное консультирование, координацию планов и др.

Литература

1. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства. - М.: Фаир-пресс, 2005. - 512 с.

2. Толочек В. А. Современная психология труда: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 479 с.: ил. -

(Серия «Учебное пособие»).

3. Гуревич К. Л. Основные свойства нервной системы и профессиональная пригодность. - М.: Наука, 1970. - 272 с.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 336 с.

УДК 378

Н. М. Слаутина

БЕНЧМАРКИНГ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются теоретические основания бенчмаркинга в вузе. Бенчмаркинг рассматривается в системе деятельности вуза по совершенствованию качества образования. Методический аспект бенчмаркинга рассматривается в контексте реализации академической мобильности студентов на основе анализа качества образовательных программ различных вузов.

Ключевые слова: бенчмаркинг, качество образования, образовательные программы.

N. M. Slautina

BENCHMARKING AS A DESTINATION OF UNIVERSITY FOR THE QUALITY OF EDUCATION

The article discusses theoretical basis of benchmarking at the university. Benchmarking is seen in the activities of the university to improve the quality of education. Methodical aspect of benchmarking is considered in the context of the academic mobility of students based on quality educational programs of various universities.

Keywords: benchmarking, quality education, training programs.

Изменения, происходящие в современном обществе, обусловливают актуальность развития технологий управления. В полной мере сказанное относится к системе образования. Исследователи констатируют тот факт, что в управлении вузами все чаще используются, во-первых, зарубежные технологии и, во-вторых, технологии, которые разрабатывались и традиционно используются на предприятиях и в коммерческих структурах. Мы согласны с тем, что «практика последнего десятилетия во всех сферах жизни современного российского общества, в том числе и в образовании, показала недостаточную эффективность некритического заимствования западных моделей управления, их переноса в российскую действительность без предварительной адаптации» [1, с. 5].

В соответствии со сказанным, целью данной статьи является разработка и обоснование содержания и технологий бенчмаркинга как одного из направлений деятельности вуза культуры и искусств в области качества образования. Для достижения поставленной цели нами будут решены следующие задачи. Во-первых, надо выявить сущность бенчмаркинга. Во-вторых, необходимо рассмотреть место бенчмаркинга среди других направлений деятельности вуза в области качества образования. В-третьих, определить особенности бенчмаркинга в творческом вузе.

«Бенчмаркинг (англ. benchmarking) - метод современного менеджмента, с помощью которого компания проводит сравнение своей

деятельности с практикой других компаний в целях осуществления конкретных изменений, позволяющих улучшить свою деятельность и повысить конкурентоспособность.

Название происходит от англ. слова benchmark, что в переводе означает «отметка уровня, репер», поэтому можно сказать, что бенчмаркинг - это процесс сравнения того, от чего принято отталкиваться, с неким эталоном, лидером в данной сфере деятельности. По смыслу - это изучение и заимствование передового опыта [1, с. 32].

На основании анализа литературы можно выявить следующие этапы развития бенчмаркинга:

- первая половина ХХ века, когда Г. Форд внедрил сборочный конвейер после знакомства с доставкой сырья на скотобойню в Чикаго;

- 70-80-е годы ХХ века, когда компания «Rank Xerox» усовершенствовала сбыт своей продукции на основе использования опыта компании по производству спортивных товаров Bean;

- 90-е годы ХХ века, когда о бенчмаркинге стали говорить как о новом направлении, появившемся на стыке менеджмента и маркетинга, которое служит реализации целей повышения конкурентоспособности и непрерывного улучшения качества на предприятии;

- первое десятилетие ХХ1 века. Мы выделяем этот этап в связи с тем, что бенчмаркинг в данное время используется не только

на предприятиях и в коммерческих учреждениях, но и в организациях социальной сферы.

Выделенный нами последний этап в развитии бенчмаркинга актуализирует разработку методологии данной деятельности применительно к специфике различных организаций, в том числе - образовательных. Анализ литературы по проблематике бенчмаркинга позволяет, помимо цели, определить также его виды, принципы, методы. К видам бенчмаркинга относят: стратегический, операционный, процессно-ориентированный, проблемно-ориентированный, внутренний, внешний [3].

Принципами бенчмаркинга являются: лидирующая роль руководства; вовлечение сотрудников; системный подход; процессноориентированный подход; принятие решений, основанное на фактах и данных; ориентация на потребителя; постоянное улучшение. Как видно из приведенного перечня, эти принципы совпадают с принципами менеджмента качеств в различных системах качества, в том числе в системе ИСО.

Наконец, к методам бенчмаркинга относят экспертную оценку; статистические методы; формальную оценку по заданным критериям, системам оценки.

Можно предложить следующие основные характеристики бенчмаркинга: постоянное улучшение деятельности организации, внедрение процессного подхода, измерение и сравнение показателей. Как отмечает Е. А. Михайлова, «согласно концепции бенчмаркинга, любой бизнес-процесс должен быть промаркирован, то есть должен иметь несколько без труда распознаваемых точек, по которым можно, во-первых, определить, насколько успешно протекает бизнес-процесс, а соответственно, насколько успешно компания работает в данный момент, и, во-вторых, спланировать внедрение изменений, способных отслеживать будущие достиже-

ния компании в области совершенствования бизнес-процессов» [5, с. 128].

Как уже говорилось, основные характеристики бенчмаркинга соответствуют основным характеристикам менеджмента качества. Следовательно, бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений деятельности вуза в области качества образования. Наряду с бенчмаркингом, этой же цели служат:

- всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management - TQM);

- система сбалансированных показателей (Balanced Score Card - BSC);

- стандартизация менеджмента качества по версии ИСО 9000:2000 (ISO).

Таким образом, деятельность вуза по обеспечению качества образования может быть рассмотрена как система, одним из компонентов которой является бенчмаркинг. Анализ практики бенчмаркинга зарубежных вузов показал следующее. Во-первых, эта деятельность в вузах осуществляется преимущественно как проектная. По форме проекты могут быть сетевыми (с участием нескольких вузов) и индивидуальными (проводятся отдельным вузом). Во-вторых, они могут быть аналитическими (определяются перечни показателей, по которым следует проводить оценку качества) и диагностическими (применение процедур измерения и оценки выявленных показателей). В-третьих, бенчмаркинговые проекты могут проводиться вузом самостоятельно или с привлечением консалтинговых агентств.

На наш взгляд, цель бенчмаркинга в творческом вузе принципиально не отличается от общей цели бенчмаркинга. Что же касается проблем реализации этой деятельности, то ее, как нам представляется, достаточно полно охарактеризовала Е. А. Михайлова: «Среди людей творческих профессий сильна естественная антипатия к любому контролю над их деятельностью, в частности и к контролю над качеством. Считается, что конт-

роль подавляет творческие способности, прежде всего креативные, и что методы, позволяющие оценивать уровень качества, не могут быть внедрены в сферу деятельности, не относящуюся к разряду “производящих стиральные порошки”. По сути дела, в отношении труда инженеров, ученых, дизайнеров, журналистов, поваров, актеров и прочих представителей творческих профессий подобные высказывания не столь уж и безосновательны» [6, с. 124].

Творческие вузы (в частности, вузы культуры и искусств) принципиально отличаются не только от предприятий и коммерческих фирм, работающих с целью получения прибыли, но и от других вузов (технических и классических университетов, например). Мы считаем, что основное отличие состоит в том, что в вузе культуры и искусств сложнее руководствоваться в оценке процессов соображениями эффективности и производительности. Производительность связывается обычно с минимизацией затрат, эффективность же (в том числе социальная) связана с обеспечением, исходя из имеющейся ресурсной базы, качества предоставляемых продуктов и услуг.

Что касается продуктов и услуг, предоставляемых вузом культуры и искусств, то, очевидно, что подобрать критерии их оценки с позиций производительности и эффективности достаточно проблематично. Это не говорит о том, что таких показателей не может быть в принципе (в качестве рамочных могут выступать модели различных премий в области культуры и искусства, критерии оценки конкурсов, достижений творческих коллективов и др.).

Однако правомерно говорить и об эффективности системы управления творческим вузом. В этом смысле бенчмаркинг позволяет внедрять в эту деятельность различные проекты, направленные на повышение эффективности управления вузом на основе сравнения с вузом-конкурентом или вузом-партнером.

Процедура бенчмаркинга предполагает сбор данных, которые представляются в форме таблиц, матриц, коэффициентов и других видах. В этом случае важны не сами указанные значения для каждого вуза, а их расхождения. Рекомендации, содержащиеся в литературе по вопросу сравнения расхождений, заключаются в ответах на следующие вопросы:

- насколько велика разница между сравниваемыми показателями;

- что требуется в первую очередь для сокращения разрыва в показателях;

- сколько уйдет времени на сокращение/ устранение разрыва;

- сколько средств уйдет на сокращение/ устранение разрыва;

- каковы возможности для улучшения;

- как разработать программу изменений;

- как согласуется данная программа с общим планом деятельности вуза;

- как оценить достигнутые результаты.

Таким образом, бенчмаркинг в вузе

может способствовать, наряду с другими направлениями деятельности, обеспечению качества образования. Также мы считаем, что на его основе можно осуществлять выбор образовательных программ для обучения студентов в рамках предусмотренной Болонским процессом академической мобильности.

Литература

1. Междисциплинарный словарь по менеджменту. - М.: Дело, 2005. - 256 с.

2. Салимова Т. А., Еналеева Ю. Р. Самооценка деятельности организации: учеб. пособие. - М.: Академический Проект, 2006. - 279 с.

3. Князев Е. А., Евдокимова Я. Ш. Бенчмаркинг для вузов: учеб.-метод. пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2006. - 208 с.

4. Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга: основные принципы концепции и планирование бенч-маркингового проекта // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3. - С. 126-133.

5. Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга: использование методов бенчмаркинга и TQM в сфере творческого труда [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 6. -URL: http://www.dis.ru/manage/arhiv/2001/6/1.html

6. Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга: внутренний и сопоставительный анализ // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 121-133.

УДК 37

А. П. Панфилова

ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ МЕНЕДЖЕРАМИ КОЛЛЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МЕНТАЛЬНОЙ ЛЕСТНИЦЫ

В статье рассматривается необходимость менеджеров, в связи с внедрением партисипативного стиля, принимать коллективные управленческие решения, используя в качестве навигационной карты ментальную лестницу и разнообразные технологии и эвристические методы, являющиеся инструментами выработки и принятия коллективных решений проблем в социально-культурной сфере.

Ключевые слова: коллективное принятие решений, ментальная лестница, SWOT-, SMART -анализы, проблематизация, интеллект-карты, матрица, картирование, метод «Дельфи», «Мозговой штурм», критерии, альтернатива.

A. P. Panfilova

COLLECTIVE DECISION TOOLS OF EXECUTIVES MANAGEMENT DECISIONS BASED ON MENTAL STAIRS

The article discusses the need for managers in connection with the introduction of participatory style, to take collective management decisions, using the mental ladder as navigation map and a variety of technologies and heuristic methods, which are tools for development and collective decision-making problems in the sociocultural sphere.

Keywords: collective decision-making, mental ladder, SWOT-, SMART- Analysis, problematization, intelligence-card matrix mapping, method of “Delphi,” “Brainstorm,” criteria alternative.

В рамках партисипативного стиля в мировой практике (европейские страны, США, Япония) с успехом используются принципы и методы коллективного решения проблем. В процессе групповой работы, как известно, используются в основном методы систематизированного поиска, психологической активизации творчества и методы, называемые «инструменты качества». Для каждого

этапа процесса решения проблем в команде обычно предлагается использовать один или несколько различных методов, некоторые из них могут применяться на разных этапах принятия решения.

В профессиональной литературе методы принятия управленческих решений объединены в три группы: неформальные (эвристические), коллективные и количественные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.