Научная статья на тему 'Methodological aspects of survey based quality assessment of educational process in higher education insitutions'

Methodological aspects of survey based quality assessment of educational process in higher education insitutions Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / АНКЕТИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ СМК / QUALITY OF EDUCATION / SURVEYS / MONITORING QMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Елена Александровна

В связи с интеграцией России в Европейское образовательное пространство одной из актуальных проблем является повышение качества профессионального образования, где важнейшим принципом становится ориентация на потребителя. Оценка степени удовлетворенности потребителей необходима для совершенствования действий в образовательных процессах вуза и внесения изменений в управление вузом, образовательные программы и технологии обучения. Информация о существующих потребностях и ожиданиях потребителей может быть получена с помощью их анкетирования. Анкетирование, как один из механизмов мониторинга СМК, представляет собой достаточно сложный процесс, требующий проработки с методической и технической стороны. Результаты опросов позволяют руководству кафедры, факультета и вуза критически подойти к различным аспектам совершенствования учебно-методического аспекта и организации процесса подготовки выпускников. При оценке деятельности преподавателей рассматриваются итоги анкетирования, анализируются причины низкой удовлетворенности студентов, вырабатывается система мер по улучшению педагогической деятельности отдельных преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Methodological aspects of survey based quality assessment of educational process in higher education insitutions»

Улучшение, развитие характеристик (индикаторов)

Улучшение способности АПК надежно обеспечивать экономически и научно обоснованный обеспеченный внутренний спрос продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, а также питьевой водой высокого качества, конкурентоспособности приемлемой стоимости

Улучшение способности потребительского сектора экономики эффективно использовать продовольственные ресурсы, предотвращать нерациональные затраты и потери общества на свое продовольственное потребление и дефицитность продовольственного баланса

Обеспечение устойчивости АПК и сельских территорий к внешним и внутренним экономическим, социальным, техногенным и природным угрозам, а также его особенность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов

Цели политики продовольственной безопасности и независимости

Цели политики продовольственной безопасности

мышленности, рыболовстве - во многих отраслях АПК отмечается спад. Значительно ухудшились внешние торговые показатели: экспорт снизился на 2,7%, а импорт увеличился на 5,1%, а обрушение внешнеторгового баланса составило 15,2%, или 31,3 млрд долл.

Серьезной проблемой для устойчивого развития системы «город - село» станет либерализация ввоза капитала, увеличение объема импорта новейших технологий и приток прямых иностранных инвестиций в АПК, ускорение темпов создания на селе новых совместных агропромышленных предприятий. Все это создает риск ослабления конкурентоспособности и сокращения объемов отечественного агропромышленного производства, увеличения доли импортного продовольствия, снижения уровня продовольственной безопасности до критического предела.

Ожидаемое усилие конкуренции на продовольственном рынке целесообразно использовать для усиления структурной перестройки агроэкономики, развития меж-

отраслевой интеграции, кластеризации и диверсификации АПК. Особое внимание необходимо уделить поддержке агрогородов, сельских поселений, их системной и комплексной модернизации, что разрешается правилами ВТО в отношении депрессивных территорий.

1. Васильева А.Д., Семёнов С.Н., Устиновская Т.А. Приоритеты проблемно-ориентированного управления модернизацией системы «город - село» // Актуальные проблемы и перспективы инновационной агроэкономики: матер. III Всеросс. науч.-практ. конф. Саратов: СГАУ им. Н.И. Вавилова, 2011.

2. Васильева А.Д., Семёнов С.Н. Инновационная модернизация агропродовольственных комплексов и систем на основе резервов стратегии опережающего структурного развития // Глобальный кризис: вызовы и возможности для агропродоволь-ственного комплекса России: Островские чтения-2011: матер. конф. Саратов: ИАгП РАН, 2011.

3. Васильева А.Д., Семёнов С.Н., Боброва В.В., Семёнов К.М. О модернизации агропромышленного производства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 8 (127).

удк 378 Елена Александровна Фролова,

кандидат экономических наук, eaksar@yandex.ru доцент кафедры менеджмента,

СГСЭУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДА АНКЕТИРОВАНИЯ

В связи с интеграцией России в Европейское образовательное пространство одной из актуальных проблем является повышение качества профессионального образования, где важнейшим принципом становится ориентация на потребителя. Оценка степени удовлетворенности потребителей необходима для совершенствования действий в образовательных процессах вуза и внесения изменений в управление вузом, образовательные программы и технологии обучения. Информация о существующих потребностях и ожиданиях потребителей может быть получена с помощью их анкетирования. Анкетирование, как один из механизмов мониторинга СМК, представляет собой достаточно сложный процесс, требующий проработки с методической и технической стороны. Результаты опросов позволяют руководству кафедры, факультета и вуза критически подойти к различным аспектам совершенствования

учебно-методического аспекта и организации процесса подготовки выпускников. При оценке деятельности преподавателей рассматриваются итоги анкетирования, анализируются причины низкой удовлетворенности студентов, вырабатывается система мер по улучшению педагогической деятельности отдельных преподавателей.

Ключевые слова: качество образовательного процесса, анкетирование, мониторинг СМК.

Ye.A. Frolova

METHODOLOGICAL ASPECTS OF SURVEY BASED QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSITUTIONS

The paper states that integration of Russia into the European educational space creates an urgent problem of improving the quality of vocational education and customer orientation becomes an important principle of education market. Customer satisfaction feedback is necessary for improving educational processes and changing higher institution management, educational programs and technologies. Information about existing needs and expectations of employers can be obtained through questionnaire polling. Employer surveys as one of the mechanisms for monitoring quality management is a rather complex process that requires methodological and technical preparation. Survey results allow management of departments, faculties and universities critically assess and improve various aspects of methodology and organization of training graduates. Teacher performance assessment is based on student surveys, causes of low student satisfaction are analyzed, a system of measures to improve teaching skills of individual teachers is developed.

Keywords: quality of education, surveys, monitoring QMS.

В условиях модернизации экономики, ее перехода к инновационному типу развития, реализации компетент-ностного подхода существует объективное противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом к качеству образовательных услуг университетов, и состоянием их систем менеджмента качества (СМК). Важнейшей причиной, препятствующей достижению социального и экономического эффектов от развития системы высшего образования, является недостаточная разработанность научно обоснованных подходов к развитию СМК университетов.

Отечественный и международный опыт, накопленный в области управления качеством, свидетельствует о сравнительно низкой эффективности использования существующих моделей СМК (модель на основе TQM, модель, отраженная в стандартах ИСО серии 9000, модели различных премий по качеству, типовая модель системы качества образовательного учреждения и т.п.) при решении проблем, связанных с реализацией компе-тентностного подхода [2].

Основные направления переноса в сферу образования опыта и достижений управления качеством, накопленного в сфере производства и услуг и зафиксированного в стандартах ИСО, следующие:

1) использование важнейших теоретических положений общей теории управления качеством (термины и понятия; принципы и законы, методы и виды, функции управления качеством; теория качества; теория оценки качества); с учетом нормативных положений стандарта ИСО СМК может быть представлена как комплекс создаваемых организационных структур, проводимых мероприятий социального, экономического и иного порядка, создающих условия и предпосылки для успешного выполнения образовательной системой своих задач;

2) ориентация на потребителя;

3) ориентация на этапы жизненного цикла педагогических процессов и объектов;

4) использование рефлексивных методов управления качеством образования, ориентированных на самоана-

лиз, самооценку, предполагающих процедуры самообследования;

5) освоение всего арсенала методов (наряду с педагогическими) и средств, технологий управления качеством (экономических, психологических, технических, организационно-управленческих, информационных, математико-статистических, квалиметрических).

Развитие СМК при инновационном управлении университетами достигается за счет обеспечения завершенности циклов PDCA на всех уровнях управления и за счет внедрения инновационного механизмау правления развитием в соответствии с требованиями Международных стандартов ИСО серии 9000 и стандартов и директив ENQA.

Механизм развития СМК университетов, архитектура которого приведена на рис. 1, обеспечивает развитие СМК на основе адаптивного управления. Для этого осуществляется постоянный мониторинг, интерпретация текущей ситуации, прогнозирование будущего, диагностика причин возникающих проблемных ситуаций, формулирование плана их решения и управление его выполнением [3].

Важнейшим принципом менеджмента качества, положенным в основу стандартов ИСО серии 9000, является ориентация на потребителя. Таким образом, в целях мониторинга СМК необходимо отслеживать и определять степень удовлетворенности потребителей. Потребители деятельности высшего учебного заведения могут быть внешними (работодатели, государство и общество в целом) и внутренними (студенты, преподаватели, руководство вуза). Определение степени удовлетворенности внутренних потребителей является одной из важнейших задач менеджмента качества. Такая оценка необходима для совершенствования действий в области образовательных процессов вуза и внесения изменений в управление вузом, программы, методы и подходы обучения.

Информация о существующих потребностях и ожиданиях потребителей может быть получена с помощью их анкетирования по окончании изучения отдельных

Рис. 1. Архитектура инновационного механизма развития СМК университетов

№ К Е-

£ ро

со ^

Р-

>3

а ^

а ^

с ж ж

а щ

а

ж

щ

ж 03

3

>а а

^ со а -

ж

щ

ж

а &

с ж

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

МОНИТОРИНГ

СМК (объект развития)

дисциплин. Одним из распространенных примеров использования метода анкетирования в целях оценки качества образовательного процесса является применение методики Министерства образования «Преподаватель глазами студента», разработанной в конце 80-х гг. XX в. [4]. Студентам предлагалось оценить профессиональные и личностные качества преподавателя высшей школы по 9-балльной системе. Анкетирование проводилось через полгода после завершения изучения той или иной дисциплины. Студент анонимно оценивал в анкете нескольких преподавателей. Предлагался следующий перечень критериев:

• излагает материал ясно и доступно;

• разъясняет сложные места;

• выделяет главные моменты;

• умеет вызывать и поддерживать интерес аудитории к предмету;

• следит за реакцией аудитории;

• задает вопросы и побуждает к дискуссии;

• соблюдает логическую последовательность в изложении;

• демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения;

• умеет снять напряжение и усталость аудитории;

• ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и общественной деятельности;

• творческий подход и интерес к делу;

• доброжелательность и такт по отношению к студентам;

• терпение, требовательность;

• заинтересованность в успехах студентов;

• объективность в оценке знаний студентов;

• уважительное отношение к студентам;

• располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом [1].

Это анкетирование просуществовало до середины 1990-х гг. Сегодня большинство вузов возвращается к проблеме применения методов и подходов анкетирования студентов о разных сторонах образовательного процесса, разрабатывая собственные подходы и автоматизируя процесс обработки данных.

Анкетирование, как один из механизмов мониторинга, представляет собой достаточно сложный процесс. Сложность оценки качества деятельности преподавателя вуза связана с тем, что она включает в себя различные аспекты деятельности преподавателя: педагогический,

методический, научно-исследовательский, организационно-управленческий. Кроме того, при оценке преподавательской деятельности трудно избежать субъективности отдельно взятых оценок. Снизить субъективность оценки можно лишь за счет сопоставления оценок разных участников опроса и обоснованности системы критериев и показателей. Однако необходимо подчеркнуть, что субъективность является важным фактором, заслуживающим выявления и учета в педагогическом процессе. Важна психологическая подготовка преподавателя к анкетированию, чтобы он понимал, что оценивают его не просто как личность, а как продукт (рынка и сферы образования), несмотря на то что не может быть преподавателя без индивидуальных, особых личностных качеств. Для студентов проводимое исследование позволяет не просто оценить преподавателя, но и ощутить себя ответственным участником образовательного процесса.

Процедуру анкетирования можно представить как процесс и изобразить его как диаграмму (рис. 2) [1].

В целях оценки качества учебного процесса и выявления направлений его совершенствования в начале 2013/2014 учебного года было проведено выборочное анкетирование студентов 5-го курса выпускаемых специальностей кафедры менеджмента. Выборка опрошенных студентов составляла 50 человек, или 48,5% обучаемого контингента.

Основные задачи обследования:

1) информационная (данные обратной связи для оценки качества учебного процесса);

2) аналитическая (выявление направлений совершенствования учебного процесса);

3) мотивационная (побуждение к совершенствованию учебного процесса или удержание и развитие достигнутого уровня).

Опрос студентов касался следующих аспектов: оценка сильных сторон учебного процесса по отдельным дисциплинам и выявление факторов привлекательности дисциплин; оценка направлений развития и трудностей изучения отдельных дисциплин.

Анкетирование и оценка включила две части:

1. Оценка наиболее понравившейся дисциплины и преподавателя по критериям: доступность изложения материала, отношение к студенту, владение информацией по предмету, индивидуальный стиль преподавания и др. Выявление факторов привлекательности дисциплины.

Диаграммы, гистограммы

Отчет

Инструктаж студентов, проведение опроса

Обработка результатов

Анализ результатов

Аналитический центр

Рис. 2. Диаграмма процесса анкетирования студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Распределение факторов интереса к дисциплине на основе голосов студентов

2. Оценка дисциплин для их дальнейшего совершенствования. Выявление трудностей учебного процесса по дисциплине: устаревшие методы обучения, низкий профессионализм преподавателя, отсутствие практической ориентации предмета, плохая техническая оснащенность процесса обучения и др.

Студентам предлагалось выбрать наиболее запомнившиеся и понравившиеся дисциплину и преподавателя выпускающей кафедры и тех, кому бы они дали конструктивные рекомендации для дальнейшего совершенствования учебного процесса в рамках преподаваемых дисциплин. Для этого студентам были предоставлены два типа анкет для условно положительного и условно отрицательного голосования.

Часть студентов оценили только понравившиеся дисциплины, отметив свою полную удовлетворенность учебным процессом выпускающей кафедры, поэтому количество заполненных анкет с условно отрицательным выбором составило 33. В то же время высоко оцененных дисциплин у ряда студентов было более 1. Количество анкет с условно положительным выбором - 65.

Рейтинг выстраивался исходя из расчета голосов студентов и процента их распределения, расчета общего и среднего балла по частным характеристикам и компетенциям преподавателей. Анализ факторов интереса к дисциплине показал, что студенты высоко ценят профессионализм (51 голос - 78% отметивших) и личные качества преподавателя (48 голосов - 73% отметивших), увлекательность предмета (45 голосов - 69% отметивших) и техническую оснащенность учебного процесса (31 голос) (рис. 3).

Основные результаты выборочного анкетирования студентов, обобщающие положительный выбор студентов:

1. В целом студенты высоко оценили качество учебного процесса выпускающей кафедры.

2. По выбранным дисциплинам студентами четко сформулированы задачи курсов, основные темы, полученные в ходе изучения дисциплины навыки.

3. Студенты высоко оценили собственные полученные знания по выбранным дисциплинам.

4. Факторами привлекательности дисциплин студенты назвали профессионализм преподавателей, личные качества преподавателя, техническую оснащенность учебного процесса.

5. Преподаватели, получившие высокие рейтинговые оценки, используют современные методы обучения, видеоматериалы, творческие задания, уважительно относятся к студентам, заинтересованы в своем предмете, умеют мотивировать студентов к активной работе, создают особый эмоциональный фон на занятиях («нет страха»), имеют индивидуальный стиль преподавания, объективно оценивают знания студентов («я очень ответственно готовилась к занятиям»), служат примером для подражания («очень интересная женщина, с которой можно брать пример»), четко и понятно ставят перед студентами задачи дисциплины.

6. Наибольший интерес для студентов представляют дисциплины специализации.

7. Более высокие оценки в рейтинге получили преподаватели, ведущие у студентов более двух дисциплин. Таким образом, справедливую оценку получает интеллектуальный и эмоциональный вклад преподавателей в учебный процесс. С преподавателями - лидерами рейтинга студенты выразили желание работать и дальше.

8. Основными рекомендациями в области совершенствования учебного процесса стали пожелания повысить практическую ориентированность знаний, актуализацию данных, четче структурировать информацию, активнее взаимодействовать с аудиторией во время лекций.

9. Отмечается общая тенденция более низких оценок преподавателей-лидеров по критерию «Требователен к изучению предмета» (в среднем 4,7 баллов).

Анализ факторов, вызывающих трудности в обучении дисциплине, показал, что студенты чутко реагируют на эмоциональную обстановку на занятии, уважительное отношение к студентам, заинтересованность преподавателя в предмете (личные качества преподавателя), увлекательность предмета (рис. 4).

Основные результаты выборочного анкетирования студентов, обобщающие отрицательный выбор студентов:

1. По дисциплинам, получившим отрицательный выбор, студенты в большинстве случаев не смогли четко сформулировать цели, задачи, основные темы, выделить полученные навыки («ничего нового», «ничего не запомнилось»).

25

Рис. 4. Распределение факторов трудностей в обучении (по количеству голосов)

2. Студенты низко оценили полученные знания по предмету (2,6 - 3,7 балла).

3. Факторы, создающие трудности для освоения дисциплины: личные качества преподавателя (22 голоса), низкая увлекательность предмета (20 голосов), низкий профессионализм и компетенция преподавателя (11 голосов).

4. В качестве рекомендаций по совершенствованию учебного процесса были названы:

• необходимость применения активных методов обучения и современных форм проведения лекций и презентаций;

• использование возможностей презентации;

• пожелание повысить практическую ориентированность дисциплин и их увлекательность, использовать больше практических примеров;

• использовать творческие задания;

• уделять внимание подробному объяснению сложных тем и вопросов;

• повысить уровень взаимодействия с группой и интегрировать материал в соответствии с пониманием и восприятием студентов;

• повысить заинтересованность преподавателей в предмете;

• создавать эмоционально комфортные условия обучения;

• особо отмечено пожелание уважительного отношения к студенту и объективной оценки знаний.

Для дальнейшего совершенствования мониторинга удовлетворенности студентов учебным процессом рекомендуется автоматизировать процесс анкетирования и обработки данных. Автоматизация процесса анкетирования обеспечит быстрое заполнение анкеты, компьютерную обработку данных, статистическую обработку результатов по различным аспектам оценки. Автоматизированная обработка результатов опроса позволяет получать различные виды оценок по нескольким направлениям:

- персональная оценка позволяет получить оценочный балл каждого преподавателя и произвести ранжирование и при наличии накопленных за несколько лет материалов анкетирования проследить динамику по каждому преподавателю;

- статистическая оценка позволяет получить обобщенную оценку качества деятельности преподавателей в рамках конкретных кафедр, факультетов, вузе в целом. Это дает возможность проследить динамику показателей подразделений и вуза в целом;

- оценка различных исследуемых аспектов процесса преподавания позволяет проводить анализ мнения студентов о преподавателе по ответам на конкретный вопрос анкеты (или по аспекту деятельности преподавателя).

Для повышения информативности и объективности оценки можно рекомендовать сопоставление получаемых оценок студентов с результатами самооценки и оценки экспертов-коллег или заинтересованных специалистов методических советов. Для этого необходимо организовать самооценку качества деятельности препо-

о ; г о

£ г э" я

дисциплине

20

15

10

5

0

давателя и провести экспертную оценку качества деятельности преподавателя коллегами или другими специалистами методического совета специальности, факультета, вуза или кафедры.

Отдельной оценки требуют и такие аспекты, как вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу, обеспеченность учебно-методическими материалами, оценка руководства курсовыми и дипломными проектами, организации практики, учебных программ и уровня подготовки для будущей профессиональной деятельности, влияющих на качество образовательного процесса. Целесообразно рассмотреть вопрос о более тщательном изучении особенностей мотивации учебной деятельности студентов, что очень важно для повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс.

В дальнейшем необходимо сформировать стремление преподавателя к самооценке и желание положительного изменения в своей деятельности. Это долгосрочная задача.

Таким образом, изучение мнений студентов может быть поэтапным, требует дальнейшего совершенствования методик и автоматизации процесса анкетирования и обработки данных.

Поэтапное анкетирование позволяет:

- студентам оценить не только качество предлагаемых знаний, но и себя в процессе обучения и получения профессиональных знаний;

- преподавателям внести коррективы в содержание дисциплин, совершенствовать индивидуальный стиль преподавания, содержательность и увлекательность

дисциплин, что приведет к повышению эффективности учебного процесса в целом, в чем заинтересованы и студенты, и преподаватели.

Результаты данного анкетирования позволяют руководству кафедры вуза критически подойти к вопросам совершенствования учебно-методического аспекта и организации образовательного процесса. При анализе деятельности преподавателей рассматриваются итоги обследования, анализируются причины низкой удовлетворенности студентов, вырабатывается система мер по совершенствованию педагогической деятельности отдельных преподавателей. При необходимости может вноситься корректировка в структуру педагогической деятельности профессора, доцента, преподавателя.

1. ВорожцоваЛ.А. и др. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности внутренних потребителей образовательного процесса. 1^1.: http://www.pomorsu.ru/_doc/quality/ books/publish/way/vorojcov_kydrjawov.pdf (дата обращения: 12.09.13).

2. Гугелев А.В., Коротков Э.М., Попов М.В., Яшин Н.С. Повышение качества образования - основа развития университета // Высшее образование в России. 2006. № 8.

3. Гугелев А.В., Семченко А.А. Основные направления модернизации образования в России в период посткризисного развития экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4 (43).

4. Краткая методика проведения опроса «Преподаватель глазами студентов»: постановление Минвуза СССР, Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ от 17.06.87 г. № 435/20-11/Ст.7/10а // Нормативные документы Минвуза СССР по перестройке высшего образования в стране: сб. офиц. матер. М., 1987. Вып. 1.

УДК 338.45:621

HrulevEA@rambler.ru

Евгений Андреевич Хрулёв,

аспирант кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления,

СГСЭУ

НАУКОГРАДЫ И ИННОГРАДЫ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Необходимость инновационной модернизации экономики Российской Федерации, ключевая роль машиностроения в повышении конкурентоспособности экономики и занятии устойчивых рыночных ниш на мировых рынках наукоемкой продукции, высокий научно-технический потенциал наукоградов в машиностроительной сфере определили тему исследования. Проведен анализ функционирования официально признанных государством наукоградов на предмет выявления их вовлеченности в машиностроение, систематизации предприятий по подотраслям машиностроительного комплекса, наглядно отражающей их вклад в обеспечение национальной безопасности и в то же время недостаточное внимание к станкостроению, являющемуся фондообразующим элементом экономики. Отмечена тесная взаимосвязь образовательной и производственной сфер, низкая эффективность функционирования наукоградов, множество узких мест: оторванные от специфики НПК наукограда и эффективности его работы критерии присвоения статуса; безучастность федеральных структур в реализации инновационных программ развития; неэффективная система финансирования; невостребованность продукции на национальном рынке. Кроме того, отмечены перекосы в развитии первого российского иннограда Сколково, а также отсутствие преемственности между ним и наукоградами. Сформулированы основные направления совершенствования государственной поддержки наукоградов и Сколково, которые должны способствовать эффективному встраиванию их в национальную инновационную систему и выполнению функции «точек роста» конкурентоспособности машиностроения.

Ключевые слова: инноград, наукоград, конкурентоспособность, машиностроение, инновационное развитие, Сколково.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.