Научная статья на тему 'Опыт проведения производственной практики «Помощник гигиениста-стоматологического» у студентов 3-го курса стоматологического факультета ГБОУ ВПО СГМУ'

Опыт проведения производственной практики «Помощник гигиениста-стоматологического» у студентов 3-го курса стоматологического факультета ГБОУ ВПО СГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩНИК ГИГИЕНИСТА-СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО / ПРАКТИКА / СТУДЕНТЫ / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ASSISTANT HYGIENIST DENTAL / PRACTICE / STUDENTS / HYGIENIC MEASURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рутковская Л. В., Гинали Н. В., Саленков В. Г.

В статье представлен опыт проведения производственной практики «Помощник гигиениста-стоматологического» у студентов 3-го курса стоматологического факультета ГБОУ ВПО СГМУ. Показано, что практика на 3-м курсе в течение двух лет свидетельствует о том, что данная форма обучения помогает студентам овладеть современными методами планирования, организации и проведения профилактических и гигиенических мероприятий, общаться с пациентами различного возраста, развивает клиническое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рутковская Л. В., Гинали Н. В., Саленков В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF PRACTICAL TRAINING COURSE «ASSISTANT OF THE DENTAL HYGIENIST» OF 3RD YEAR STUDENTS OF THE DEPARTMENT OF DENTISTRY OF SSMU

The article presents experience of practical training course «Assistant of the dental hygienist» of the 3rd year students of the Department of Dentistry of SSMU. It is shown that practical training on the 3 year carried out for two years proves that this form of teaching helps students to master modern methods of planning, organizing and carrying out preventive and hygienic measures, to communicate with patients of various ages and develop clinical thinking.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения производственной практики «Помощник гигиениста-стоматологического» у студентов 3-го курса стоматологического факультета ГБОУ ВПО СГМУ»

УДК 661.31-053.2-084:378.147-388+613.6

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК ГИГИЕНИСТА-СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО» У СТУДЕНТОВ 3-го КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ГБОУ ВПО СГМУ

Рутковская Л.В., Гинали Н.В., Саленков В.Г.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Резюме. В статье представлен опыт проведения производственной практики «Помощник гигиениста-стоматологического» у студентов 3-го курса стоматологического факультета ГБОУ ВПО СГМУ. Показано, что практика на 3-м курсе в течение двух лет свидетельствует о том, что данная форма обучения помогает студентам овладеть современными методами планирования, организации и проведения профилактических и гигиенических мероприятий, общаться с пациентами различного возраста, развивает клиническое мышление.

Ключевые слова: помощник гигиениста-стоматологического, практика, студенты, гигиенические мероприятия.

THE EXPERIENCE OF PRACTICAL TRAINING COURSE «ASSISTANT OF THE DENTAL HYGIENIST» OF 3rd YEAR STUDENTS OF THE DEPARTMENT OF DENTISTRY OF SSMU

Rutkowski L.V., Ginali N.In., Salenkov V.G.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. The article presents experience of practical training course «Assistant of the dental hygienist» of the 3rd year students of the Department of Dentistry of SSMU. It is shown that practical training on the 3 year carried out for two years proves that this form of teaching helps students to master modern methods of planning, organizing and carrying out preventive and hygienic measures, to communicate with patients of various ages and develop clinical thinking. Keywords: assistant hygienist dental, practice, students, hygienic measures.

Введение

Мировой опыт свидетельствует, что только целенаправленная эффективная профилактическая программа способна оказать существенное влияние на снижение стоматологической заболеваемости.

С 2014 года в нашем ВУЗе студенты 3-го курса в 6-м семестре проходят производственную практику в качестве «Помощника гигиениста-стоматологического». Студенты к прохождению практики получают обучение на кафедре терапевтической, пропедевтической, хирургической и ортопедической стоматологии, а также на кафедрах: гистологии, микробиологии, анатомии, физиологии.

Особенностью обучения студентов на стоматологическом факультете является получение не только теоретических знаний, но и умение работать руками, общение с пациентами и различного возраста.

Цели, задачи, виды, содержание, объем практики определяются требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС). Вид и форма в учебном плане обусловлена содержанием теоретического обучения и перечнем компетенций, приобретение которых необходимо для успешного освоения основной образовательной программы.

Целью производственной практики «Помощник гигиениста- стоматологиче-

ского»: является профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической подготовки и закрепление у студентов практических умений и компетенций по гигиене и профилактике стоматологических заболеваний.

Задачи практики: приобретение студентами умения проводить стоматологическое обследование детского и взрослого населения, выявлять и устранять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний, умения организовать профилактические мероприятия на индивидуальном и групповом уровнях, освоить студентами методы стоматологического просвещения, мотивацию населения к поддержанию стоматологического здоровья, формированию у студентов врачебного мышления и поведения, обеспечивающего решение профессиональных задач.

Производственная практика «Помощник гигиениста - стоматологического» проходит в шестом семестре после сдачи экзаменов за 5 семестр в течение 2 недель по 6 часов в день.

Подготовка к проведению производственной практики идёт на протяжении всего 6 семестра: анкетирование студентов позволяет оптимально распределить на базах практики. После анализа анкет проводится формирование групп, после чего издаётся приказ по университету, копии приказа рассылаются главным врачам ЛПУ. Проводится собрание, на котором доводим до сведения студентов базы, цели и задачи производственной практики, перечень документов. За 2 недели до начала практики проводится собрание со студентами, на котором проверяются санитарные книжки и выдаётся первая страница дневника с печатью университета. При прохождении практики студенты распределяются на базы муниципальных детских и взрослых стоматологических поликлиник, стоматологических отделений детских лечебно-профилактических учреждений, в частных стоматологических клиниках и кабинетах. Студенты направляются на практику по месту жительства при представлении письменного уведомления руководителя

лечебного учреждения (гарантийного письма), где будет проводиться практика, о согласии принять на практику данного студента. Во время прохождения практики каждый студент проводит санитарно-просветительскую работу и пишет реферат на какую-либо из тем, указанных в рабочей программе производственной практики, или предложенную базовым руководителем производственной практики.

По завершении практики студент обязан представить руководителю практики дневник производственной практики, с подписью руководителя лечебного учреждения и печатью. После его проверки студенты сдают зачет по практике, включающий оценку практических умений и собеседование. При этом принимается во внимание характеристика, данная студенту руководителем базового учреждения и руководителем кафедры. Критерии оценки работы студента определяются по балльно-рейтинговой системе.

Оценка «отлично» ставится студенту, имеющему положительную характеристику лечебного учреждения, правильно оформившему отчетную документацию; «хорошо» - имеющему положительную характеристику лечебного учреждения, предоставившему отчетную документацию с незначительными неточностями; «удовлетворительно» - имеющему положительную характеристику (возможно с замечаниями) лечебного учреждения, предоставившему неправильно оформленную отчетную документацию (с несоблюдением требований кафедры, с допущенными ошибками в назначении лечебно-профилактических мероприятий), сдавшему дневник после проведения зачёта, обнаружившему пробелы в знаниях основного материала, допустившему ошибки в ответе и при выполнении практических навыков. По результатам зачёта по практике в 2013-2014 году средний балл составил -4,39, в 2014-2015 году - 4,32.

Выводы

Учитывая опыт проведения практики, можно сделать выводы, что на современном этапе наряду с усвоением теоретических знаний актуальным является освоение

и усовершенствование мануальных навыков студентов, начиная с младших курсов. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию профессионального мышления, поведения, аккуратности, дисциплинированности, написание историй болезни и прием пациентов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике знания естественных, медико-биологических и клинических наук. В процессе проведения практики, в связи с имеющейся экономической ситуацией в стране, финансовыми трудностями в вузе, резким увеличением баз практики объезд их стал невозможен. Сотрудничество преподавателя и врача-куратора осуществляется только по электронной почте или мобильной связи. В ус-

ловиях переполненного рынка стоматологических услуг мы встречаемся с отказом взрослых пациентов и родителей детей от лечения у студентов. Несмотря на это, студенты самостоятельно выполняют различные манипуляции (обследование больных, обучение гигиене рта, запечатывание фис-сур, проведение реминерализующей терапии и профессиональной чистки зубов).

Таким образом, опыт проведения практики на протяжении всего существования кафедры детской стоматологии, анкетирование студентов, отзывы выпускников и руководителей медицинских учреждений, где они работали, свидетельствующие о категоричной необходимости проведения производственной практики как базового элемента формирования врача-стоматолога.

Литература

1. Герберт, Ф.Вольф, Эдит, М.Ратейцхак, Клаус, Ратейцхак Пародонтология [Текст]. М.: МЕДпресс-информ, 2008: - 548 с.

2. Жан-Франсуа Руле, Стефан Циммер Профессиональная профилактика в практике стоматолога [Текст]. М.:МЕДпресс-информ, 2010: - 367 с.

3. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический [Текст]. М.: 2012: - 416 с.

4. Леус П.А. Профилактическая коммунальная стоматология [Текст]. М.: Медицинская книга, 2008: - 444 с.

5. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиена полости рта [Текст]. МЕДпресс-информ, 2005: - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.