ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОМ СТАНДАРТИЗАЦИИ
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.В. Мадьянова, Ю.Ю. Розалиева, Л.В. Сухачева
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Высшая школа управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением, Москва, Россия
Проведена оценка кадровых ресурсов системы оказания профилактической стоматологической помощи детям. Выполнен анализ обеспеченности кадрами для реализации профилактических программ, направленных на сохранение здоровья полости рта.
Ключевые слова: врач-стоматолог детский, гигиенист стоматологический, программа профилактики стоматологических заболеваний, кадровые ресурсы
SOME QUESTIONS OF PERSONNEL POLICY
IN THE SYSTEM OF PROPHYLACTIC DENTAL ASSISTANCE
TO CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION
Madyanova, Yu.Yu. Rozalieva, L.Y Suhacheva
First Moscow state medical University. I.M. Sechenov of Ministry of healthcare (Sechenovskiy University),
Institute of leadership and healthcare management, Moscow, Russia
The article assesses the human resources of the system of preventive dental care for children. The analysis of staffing for implementation ofpreventive programs aimed at maintaining oral health was performed.
Keywords: dentist, dental hygienist, dental disease prevention program, human resources
В Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации подчеркивается, что перспективы развития здравоохранения в значительной степени зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения [1].
Стоматологическая служба является специфическим разделом здравоохранения, имеющим существенные особенности: собственную сеть специализированных учреждений и практически 100% заболеваемость населения, отдельную систему подготовки кадров и преимущественно амбулаторный характер оказания помощи. По дан-
ным эпидемиологического стоматологического обследования населения Российской Федерации, распространенность кариеса зубов среди населения РФ остается высокой: кариозное поражение постоянных зубов регистрируется у 73% 12-летних детей и 99—100% взрослых [2].
Профилактическая стоматологическая помощь детям в Российской Федерации может оказываться следующими специалистами: врачом-стоматологом общей практики, врачом-стоматологом детским, зубным врачом, гигиенистом стоматологическим и бакалавром школьной медицины (таблица) [3].
Показатель обеспеченности населения врачами-стоматологами является одной из характе-
ристик ресурсного обеспечения, которое необходимо для реализации потребности населения в стоматологической помощи. По данным Министерства здравоохранения РФ, в 2015 г. насчитывалось 4441 врач-стоматолог детский, из них 46,2% имеют квалификационную категорию, при этом обеспеченность врачами на 10 000 населения составила 1,57. Зубных врачей — 14 694, из них квалификационную категорию имеют — 52,9%, обеспеченность средним медперсоналом на 10 000 населения — 1,0 [4,5].
Мировой опыт реализации программ профилактики стоматологических заболеваний у детей доказал, что увеличения количества врачей-стоматологов и материального обеспечения стомато-
Квалификационные требования и должностные обязанности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, которые могут оказывать профилактическую стоматологическую помощь детям в Российской Федерации
Специалист Требование к квалификации Должностные обязанности
Врач- стоматолог детский Высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и послевузовское профессиональное образование (ординатура) и сертификат специалиста по специальности «Детская стоматология» Выполняет перечень работ и услуг по профилактике и лечению стоматологических заболеваний у детей в соответствии со стандартами медицинской помощи
Врач- стоматолог Высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности «Стоматология общей практики» или «Стоматология»; сертификат специалиста по специальности «Стоматология общей практики» Выполняет перечень работ и услуг по профилактике и лечению стоматологических заболеваний у детей и взрослых в соответствии со стандартом медицинской помощи Осуществляет профилактику основных стоматологических заболеваний у детей и взрослых Организует гигиеническое обучение и воспитание детей и родителей, педагогов, среднего медицинского персонала. Планирует диспансерную работу
Зубной врач Среднее профессиональное образование по специальности «Стоматология» и сертификат специалиста по специальности «Стоматология» Осуществляет диагностику и лечение заболеваний и поражений зубов Проводит работу по профилактике заболеваний и поражений зубов, санации полости рта у детей и взрослых Осуществляет доврачебную помощь при травмах и термических повреждениях челюстно-лицевой области Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни
Гигиенист стоматологический Среднее профессиональное образование по специальности «Стоматология профилактическая» и сертификат специалиста по специальности «Стоматология профилактическая» Регистрация стоматологического статуса пациента Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов Проводит контрольную чистку зубов Дает индивидуальные рекомендации по выбору средств гигиены для детей и взрослых Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний Оформляет уголки гигиены полости рта в организованных детских коллективах, готовит памятки и санбюллетени
Бакалавр школьной медицины Среднее профессиональное образование Профилактика детских и подростковых заболеваний в школе Наблюдение за здоровьем школьников по всем профилактическим направлениям Контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм в школах
логической службы недостаточно для практической реализации профилактических программ [6].
Создание законодательной базы по введению в стоматологическую практику специальности «Гигиенист стоматологический», положило начало участию данных специалистов в реализации школьных лечебно-профилактических программ.
По общемировой статистике (ВОЗ) на каждые 3000 человек должно приходиться по одному гигиенисту стоматологическому. Сегодня в России около 4000 квалифицированных специалистов гигиенистов (1 гигиенист на 35 000 россиян). Для сравнения: в США их около 188 000, и это количество растет. В Голландии соотношение составляет 1:7000, в Испании 1:9000, Швеции 1:3000, в США 1:1800 [7].
Многолетний опыт стран, успешно реализующих профилактические программы, подтверждает, что внедрение в работу стоматологической службы данных специалистов позволяет эффективнее использовать врачебные кадры и осуществлять профилактику стоматологических заболеваний. Главной задачей деятельности гигиениста стоматологического является мотивирование населения к поддержанию стоматологического здоровья и проведению профилактических и гигиенических мероприятий, позволяющих снизить риски заболеваний полости рта.
В 2016 г. Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова в рамках реализации пилотного проекта «Школьная медицина», совместно подготовленного Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования РФ, представила новую врачебную специальность — бакалавр школьной медицины. Новая профессия относится к среднему медицинскому персоналу. В ближайшие годы в школах России планируется внедрение модели школьной медицины с оказанием большего внимания профилактике детских и подростковых заболеваний в школах. Новый проект предусматривает введение в штат детской поликлиники врача по гигиене детей и подростков и фельдшера дошкольного и школьного педиатрического отделения. В перспективе фельдшера должен заменить бакалавр [8].
Пилотный проект запущен в пяти регионах страны — Республике Саха, Ямало-Ненецком автономном округе, Смоленской, Тамбовской и Ростовской областях. Особенность пилотного проекта состоит в том, что работа по здоровому
образу жизни и оказанию первой помощи будет вестись не только с учащимися, но и с их родителями и педагогами в виде семинаров, мастер-классов. В регионах отрабатываются варианты взаимодействия между центрами здоровья, центрами профилактики, участковыми и школьными врачами с использованием информационных технологий АРМИС. Первые выпускники появятся через 3—4 года.
Таким образом, профилактическую стоматологическую помощь детям в Российской Федерации могут оказывать как специалисты с высшим — врачи-стоматологи общей практики и врачи-стоматологи детские, так и специалисты со средним медицинским образованием — зубные врачи и гигиенисты стоматологические. Отмечается недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами со средним медицинским образованием, а именно гигиенистов стоматологических, которые принимают участие в профилактических и гигиенических мероприятиях, направленных на сохранение стоматологического здоровья населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 03 июля 2002 г. №210 «О Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации» (утратил силу на основании приказа Минз-дравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1214) Доступно на: http://base.garant.ru/71260468/. Ссылка активна на 22.05.2017.
2. Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании. М.: МГМСУ, 2009. 236 с.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_104261/. Ссылка активна на 22.05.2017.
4. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. I часть (Медицинские кадры). Сборник подготовлен специалистами Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2016.
5. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. II часть (Средний медицинский персонал). Сборник подготовлен специалистами Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2016.
6. Хафизов Р.Г., Азизова Д.А., Хафизова Ф.А., Зарипо-ва Э.М., Житко А.К. Современные материалы и методы профилактики стоматологических заболеваний. Доступно по: http://kpfu.ru/portal/docs/F901486393/Me-todichka.Profilaktika.pdf. Ссылка активна на 22.05.2017.
7. Профессиональное общество гигиенистов стоматологических. Доступно по: http://gigienist.ru/bitrix/compo-nents/bitrix/player/mediaplayer/%D0%98%D0%BD%D1% 82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E%20% D1%81%20%D0%A1,%D0%A8.pdf. Ссылка активна на 22.05.2017.
8. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Доступно по: https://www.rosmmzdrav.ru/news/ 2016/12/12/3329-ministr-veronika-skvortsova-prinyala-uchastie-v-selektornom-soveschanii-po-voprosu-ohrany-zdorovya-materi-i-rebyonka-v-rossiyskoy-federatsii. Ссылка активна на 22.05.2017.
Поступила 23.05.2017 Принята к опубликованию 13.06.2017
REFERENCES
1. The Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of July 3, 2002 No. 210 «On the Concept of the Personnel Policy in the Public Health Service of the Russian Federation» (expired on the basis of the Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia No. 1214 dated December 28, 2010) Available at: http://base.ga-rant.ru /71260468/. Accessed on 31.05.2017 (in Russ.).
2. Stomatological incidence of the Russian population. The condition of hard tissues of teeth. Prevalence of dentoalveo-lar anomalies. The need for prosthetics. Moscow: MGMSU, 2009. 236 pp (in Russ.).
3. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of July 23, 2010 No. 541n «On the approval of a single qualifying directory of positions of managers, specialists and employees, section qualification characteristics of positions of employees in the health sector». Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_104261/. Accessed on 22.05.2017 (in Russ.).
4. Resources and activities of healthcare organizations. I part (Medical staff). The compilation was prepared by the specialists of the Department for Monitoring, Analysis and Strategic Development of Health of the Ministry of Health of the Russian Federation. Moscow, 2016 (in Russ.).
5. Resources and activities of healthcare organizations. II part (Average medical staff). The compilation was prepared by the specialists of the Department for Monitoring, Analysis and Strategic Development of Health of the Ministry of Health of the Russian Federation. Moscow, 2016 (in Russ.).
6. Khafizov R.G., Azizova D.A., Khafizova F.A., Zaripova E.M., Zhitko A.K. Modern materials and methods for the prevention of dental diseases. Available for: http://kpfu.ru/ portal/docs/F901486393/Metodichka.Profilaktika.pdf. Accessed on 22.05.2017 (in Russ.).
7. Professional society of dental hygienists. Available for: http://gigienist.ru/bitrix/components/bitrix/player/media-player/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80% D0%B2%D1%8C% D1% 8E% 20% D1% 81% 20% D0% A1,% D0% A8.pdf. Accessed on 22.05.2017 (in Russ.).
8. Ministry of Health of the Russian Federation. Available by: https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/12/12/3329-ministr-veronika-skvortsova-prinyala-uchastie-v-selektornom-sove-schanii-po-voprosu-ohrany-zdorovya-materi-i-rebyonka-v-rossiyskoy-federatsii. Accessed on 22.05.2017 (in Russ.).
Received 23.05.2017 Accepted 15.06.2017
Сведения об авторах:
Мадьянова Виктория Вячеславовна — канд. соц. наук, профессор, заместитель директора Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Розалиева Юлия Юрьевна — кандидат медицинских наук, ассистент Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Сухачева Лилия Викторовна — ординатор Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына, д. 28. Тел. +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
About the authors:
Madianova Victoria V. — candidate. SOC. Sciences, Professor, Deputy Director of VSUS of the Institute of leadership and management of health First MSMU n. a. I.M. Sechenov. 109004, Moscow, Alexander Solzhenitsyn St., 28. Phone: +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Rozalieva Julia Y. — сandidate of Medical Science, аssistant VSUS of the Institute of leadership and management of health First MSMU n. a. I.M. Sechenov. 109004, Moscow, Alexander Solzhenitsyn St., 28. Phone: +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]
Suhacheva Lilya V. — scientific fellow, VSUS of the Institute of leadership and management of health First MSMU n. a. I.M. Sechenov. 109004, Moscow, Alexander Solzhenitsyn St., 28. Phone: +7 (499) 763-68-02. E-mail: [email protected]