Научная статья на тему 'Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования'

Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
315
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / КАРЬЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КРАТКО-И ДОЛГОСРОЧНЫЕ КАРЬЕРНЫЕ ЦЕЛИ / MEDICAL EDUCATION / PERSONAL CHARACTERISTICS / CAREER PROFILE / PROFESSIONAL ORIENTATION / SHORT-AND LONG-TERM CAREER GOALS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амлаев Карэн Робертович, Койчуева Софья Магометовна, Хрипунова Алеся Александровна, Кузьмина Елена Михайловна

В статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации студентов-медиков и студентов других специальностей. Проанализированы различия личностных характеристик студентов разных специальностей, изучены их профессиональные установки, а также определены кратко-и долгосрочные карьерные цели. Студенты медицинского вуза отличаются качествами, необходимыми в будущей работе: умением работать в команде и целеустремленностью. При этом уверенность в собственных навыках у студентов-медиков ниже, чем у других респондентов, что может быть связано со сложностью профессии. Значительная часть студентов после окончания вуза планируют продолжить образование, что объясняется необходимостью получения дополнительных знаний и опыта. Для будущих врачей характерна большая распространенность карьерных типов лидер и карьерист. В целом можно отметить, что профессия медика оказывает влияние на долгосрочные карьерные пути студентов, в которых преобладают гуманистические цели и возможность профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амлаев Карэн Робертович, Койчуева Софья Магометовна, Хрипунова Алеся Александровна, Кузьмина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of competence motivation and career facilities of students of medical and multidisciplinary universities according to the survey data

In the article questions of career orientation of medical students and students of other specialties were considered. The differences in personal characteristics of students of various specialties were analyzed, their professional attitudes were studied, and short and long-term career goals were estimated. Medical students are distinguished by characteristics that are necessary in their future work, such as teamwork skills and purposefulness. At the same time, self-efficacy of medical students is lower than of other respondents, which may be due to the complexity of the profession. Considerable part of students plans to continue their education after graduation, which is explained by necessity to obtain additional knowledge and experience. Future doctors are characterized by a high prevalence of «leader» and «careerist» career types. In general, it can be noted that medical profession has influence with long-term career trajectories of students, in which humanitarian goals and possibility of career growth are leading.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И КАРЬЕРНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ И МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ

Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А., Кузьмина Е.М.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ставрополь, Россия

В статье рассмотрены вопросы профессиональной ориентации студентов-медиков и студентов других специальностей. Проанализированы различия личностных характеристик студентов разных специальностей, изучены их профессиональные установки, а также определены кратко-и долгосрочные карьерные цели. Студенты медицинского вуза отличаются качествами, необходимыми в будущей работе: умением работать в команде и целеустремленностью. При этом уверенность в собственных навыках у студентов-медиков ниже, чем у других респондентов, что может быть связано со сложностью профессии. Значительная часть студентов после окончания вуза планируют продолжить образование, что объясняется необходимостью получения дополнительных знаний и опыта. Для будущих врачей характерна большая распространенность карьерных типов лидер и карьерист. В целом можно отметить, что профессия медика оказывает влияние на долгосрочные карьерные пути студентов, в которых преобладают гуманистические цели и возможность профессионального роста.

Для цитирования: Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А., Кузьмина Е.М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 134-142. с)о1: 10.2441 1/22208453-2019-12009.

Статья поступила в редакцию 21.03.2019. Принята в печать 24.05.2019.

COMPARATIVE ANALYSIS OF COMPETENCE MOTIVATION AND CAREER FACILITIES OF STUDENTS OF MEDICAL AND MULTIDISCIPLINARY UNIVERSITIES ACCORDING TO THE SURVEY DATA

Amlaev K.R., Koychueva S.M., Khripunova A.A., Kuz'mina E.M.

Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia

In the article questions of career orientation of medical students and students of other specialties were considered. The differences in personal characteristics of students of various specialties were analyzed, their professional attitudes were studied, and short - and long-term career goals were estimated. Medical students are distinguished by characteristics that are necessary in their future work, such as teamwork skills and purposefulness. At the same time, self-efficacy of medical students is lower than of other respondents, which may be due to the complexity of the profession. Considerable part of students plans to continue their education after graduation, which is explained by

Ключевые слова:

медицинское образование, личностные характеристики, карьерный профиль, профессиональная ориентация, кратко-и долгосрочные карьерные цели

Keywords:

medical education, personal characteristics, career profile, professional orientation, short-and long-term career goals

Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования

necessity to obtain additional knowledge and experience. Future doctors are characterized by a high prevalence of «leader» and «careerist» career types. In general, it can be noted that medical profession has influence with long-term career trajectories of students, in which humanitarian goals and possibility of career growth are leading.

For citation: Amlaev K.R., Koychueva S.M., Khripunova A.A., Kuz'mina E.M. Comparative analysis of competence motivation and career facilities of students of medical and multidisciplinary universities according to the survey data. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (2): 134-42. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-12009. (in Russian) Received 21.03.2019. Accepted for publication 24.05.2019.

Выбор будущей профессии - непростая

задача для большинства абитуриентов. Школьники часто имеют неполное представление о будущей профессии, а мнение их родителей, если они сами не работают по данной профессии, как правило, сформировано за много лет до поступления их детей в вуз и может серьезно отличаться от текущей трудовой ситуации в стране и регионе [1, 2]. Очевидно, что профессиональное самоопределение начинается до поступления в вуз, затем происходит его осознание через собственный учебный и отчасти практический опыт, в результате чего студент либо укрепляется в своем желании получить данную профессию, либо принимает решение не работать по специальности [3]. При этом существует множество вариантов каждого решения.

Таким образом, личностные характеристики и мотивация студентов служат критериями, которые оказывают решающее влияние на выбор профессии и карьерные установки [4]. Можно предположить, что между абитуриентами, а затем между студентами, выбравшими профессию врача и сделавшими свой выбор в пользу других специальностей, существуют определенные личностные и другие различия.

Цель - изучить особенности профессиональной мотивации и карьерные

установки студентов ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России (далее - СтГМУ) и других российских вузов на основании анонимного онлайн-опроса.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Изучение личностных качеств студентов, отношения к условиям обучения и взаимодействия проводили по методике глобальной аналитической компании Universum с использованием ее технических ресурсов.

Математическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 для Windows. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными (в процентах) частотами, для количественных переменных определяли среднее арифметическое и стандартное отклонение (М±Б0). При сравнении двух групп по качественным признакам использовали критерий хи-квадрат (х2). Сравнение 2 связанных между собой групп по количественным признакам осуществляли с использованием теста согласованных пар Вилкоксона. Сравнение 2 несвязанных между собой

групп по количественным признакам осуществляли непараметрическим методом с помощью ¿/-критерия Манна-Уитни. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05.

Целевая группа респондентов - студенты высших учебных заведений России. Исследование проводилось посредством онлайн-опроса с ноября 2017 г. по апрель 2018 г. Онлайн-анкета включала вопросы по 7 разделам: навыки, знания, установки, опыт, самооценка, планы, трудоустройство. Всего было опрошено 22 666 обучающихся более чем из 150 вузов различной направленности (гуманитарных, технических, экономических и т.д.). В исследовании приняли участие 219 студентов СтГМУ, что составляет 0,97% общего числа опрошенных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе исследования изучено мнение студентов о том, какие личностные качества для них наиболее важны (табл. 1).

У студентов всех вузов, по их мнению, наиболее развиты следующие качества: добросовестность, ответственность, наименее - стрессоустойчивость и тайм-менеджмент. У студентов-медиков в сравнении с другими студентами более развиты позитивный подход, целеустремленность, работа в команде, а у студентов других вузов появляется новое качество -предприимчивость, которое отсутствует у студентов-медиков.

Следует предположить, что набор личностных характеристик влияет и на уверенность студентов в своих навыках. При этом среди студентов-медиков процент неуверенных респондентов (рис. 1) выше,

Таблица 1. Мнение студентов ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России и других вузов о своих личностных качествах (по 10-балльной шкале, где 0 - отсутствие качества, 10 - максимально выраженное личностное качество)

Личностные качества СтГМУ Другие вузы

Добросовестность 4,6±0,2 4,5±0,2 0,243

Надежность 4,6±0,2 4,4±0,2 0,113

Ответственность 4,5±0,1 4,4±0,2 0,236

Позитивный подход 4,2±0,2 3,6±0,1 0,044

Целеустремленность 4,1±0,2 3,5±0,1 0,042

Работа в команде 4,1±0,1 3,3±0,2 0,036

Адаптируемость 4,1±0,1 4,0±0,1 0,285

Решение проблем 4,1±0,1 4,0±0,2 0,312

Отношение к работе 4,1±0,2 3,9±0,1 0,114

Навыки общения 4,0±0,1 3,9±0,1 0,243

Гибкость 3,7±0,1 3,8±0,1 0,243

Борьба со стрессом 3,4±0,1 3,5±0,1 0,243

Тайм-менеджмент 3,4±0,1 3,5±0,1 0,243

Предприимчивость 0 3,4±0,1 -

Примечание. Здесь и на рис. 1-6: СтГМУ -ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России.

чем у студентов других специальностей (41 и 31% соответственно; р=0,028).

В последние годы все более актуальной становится практико-ориентированность обучения студентов, минимизирующая продолжительность адаптационного периода молодых специалистов. В этой связи представляет интерес наличие у студентов практического опыта (рис. 2).

Установлено, что процент студентов, получивших важный практический опыт, среди студентов-медиков ниже, чем у студентов других специальностей (3 и 10% соответственно; р=0,041). Уровень образования - не единственное требование. Работодатели, как правило, ожидают от

Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования

%

70 60 50 40 30 20 10 0

69

СтГМУ

Другие вузы

% 100

|Уверены 90

|Не уверены 080

70

60

50

40

30

20

10

0

97

¡Имеют опыт |Не имеют

СтГМУ Другие вузы

Рис. 1. Оценка студентами уровня уверенно- Рис. 2. Доля студентов, получивших практи-сти в своих навыках ческий опыт

опыта

нового сотрудника практического опыта, навыков лидерства и ответственности, а также способности к проявлению инициативы. Практический опыт поможет быстро освоиться на рабочем месте, выработать основные навыки, получить возможность применять знания на практике. Гипотетически можно предположить различия в ответах студентов-медиков и студентов других специальностей, поэтому вопрос был детализирован уточнением, какой именно практический опыт имели респонденты (рис. 3).

Следует отметить статистически значимые различия между студентами СтГМУ и других вузов по следующим позициям: работа по специальности (6 и 17% соответственно; р=0,028), работа не по специальности (5 и 17% соответственно; р=0,026), учеба за границей (2 и 8% соответственно; р=0,039).

На основании полученных данных были построены карьерные профили респондентов (рис. 4).

Среди студентов-медиков больше респондентов со следующими карьерными профилями: лидер и карьерист, а среди

36 1 ■ СтГМУ 32 И Другие вузы

17 17 n nl 1

.11 1 ■■ -1 L

У меня была У меня была Я был Я прошел Я прошел

работа работа не волонтером службу в армии стажировку

по специальности по специальности за границей

Рис. 3. Доля студентов, имевших практический опыт

Другое

СтГМУ | Другие вузы

Интернационалист

Рис. 4. Карьерные профили студентов-медиков и студентов других специальностей

студентов других специальностей чаще встречаются карьерные профили предприниматель, гармонист, охотник, интернационалист.

Лидеры. Способны видеть общую картину, могут связать отдельные задачи и задания с более крупными организационными целями для достижения исключительных результатов.

Карьеристы/. Используют каждый шанс получить новые навыки. Обычно строят карьеру в управлении в крупных организациях, а также видят свой путь от самого начального уровня до руководящей должности. Благодаря знаниям,полученным на каждом этапе, дополняющим их растущий арсенал навыков, карьеристы бывают хорошо подготовлены. Такие черты харак-

тера могут позитивно отразиться на качестве работы в различных медицинских учреждениях.

Предприниматели. Ожидают достойной оплаты, но приоритетом для них является совершенствование собственных навыков. Их всегда мотивирует признание, выраженное в новых и интересных заданиях.

Интернационалисты. Люди, принадлежащие к данной категории, постоянно ищут новое с возможностью путешествовать по миру, а выполнение повторяющихся задач может быстро привести их к разочарованию.

Охотники. Легко адаптируются, быстро осваиваются в новом коллективе и способны меняться, чтобы соответствовать

Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования

Сделать перерыв

Работать в международной компании

Работать в частной организации

Начать сообственный бизнес

Работать на государство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжать обучение

■ СтГМУ I Другие вузы

Рис. 5. Краткосрочные карьерные цели студентов

требованиям организации. Охотники не всегда помнят о команде, а потому легко принимают новые предложения, если они заманчивы. Их основной мотиватор -деньги.

Гармонисты. Для данной категории работников характерно умение вести за собой коллег в эпоху перемен в организации, способность довести дело до конца.

%

60

При этом они вынуждены тратить слишком много времени на межличностные отношения на работе, забывая об обязанностях. Также для них сложно достичь баланса между работой и семьей.

Ответы на вопрос о краткосрочных карьерных целях распределились следующим образом. Значительная часть студентов медицинского вуза (30%) после

50 40 30 20 10

5: ■ 50 49 ■ СтГМУ В Другие вузы

41 1 1

k 1. й Гц 30 1_28 _28 30

■ I р ■ Г М 22 19

И Ii |Ц 12

■ ■ II ■ IIF4

5<°

tV

Рис. 6. Долгосрочные карьерные цели респондентов

30%

0

Таблица 2. Ожидаемая ежемесячная зарплата

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России 62 298±5620 руб.

Другие вузы 60 944±4500 руб.

Все студенты-женщины 59 171±7480 руб.

Все студенты-мужчины 70 073±8360 руб.

окончания учебы хотели бы продолжить образование (студенты других вузов -21%), 13% респондентов из СтГМУ хотели бы открыть свой бизнес (студенты других вузов - 8%), однако будущие медики не готовы строить международную карьеру (4 против 26% студентов других вузов) (рис. 5).

Следует отметить, что студенты всех вузов имеют завышенные ожидания относительно уровня заработной платы (в 3 раза превышает среднемесячную зарплату по Ставрапольскому краю). При этом наблюдаются явные гендерные различия - размер ожидаемой заработной платы, по оценкам девушек, примерно на 15% ниже, чем у юношей (табл. 2).

Долгосрочные карьерные цели респондентов также имеют профильные различия (рис. 6).

Среди студентов-медиков популярны такие долгосрочные карьерные цели, как профессиональный рост (53%), служение общественному благу (50%), в то время как среди студентов других специальностей более актуальны такие цели, как конкурентоспособность (41%), соблюдение баланса труда и отдыха (42%), уверенность и стабильность в работе (49%). При этом гендерный анализ карьерных целей показал, что среди девушек более популярно соблюдение баланса труда и отдыха (де-

вушки - 36%, юноши - 24%) и менее популярна конкурентоспособность (девушки -33%, юноши - 41%).

ОБСУЖДЕНИЕ

Все вузы в первую очередь воспитывают в будущих специалистах ответственность, коммуникационные навыки и способность работы в команде. При этом студентов-медиков отличают такие необходимые в будущей работе качества, как умение работать в команде и целеустремленность. Общая проблема всех студентов - отсутствие или слабое развитие навыков тайм-менеджмента и совла-дания со стрессом, хотя в настоящее время эти ключевые навыки и умения можно отнести к обязательным.

Уверенность в собственных навыках студентов-медиков ниже, чем у других респондентов. Очевидно, это обусловлено сложностью профессии врача, пониманием высокой ответственности за принятые решения,тенденцией уголовного преследования профессионалов за врачебные ошибки, а также обширностью и разнообразием медицинских знаний,практических умений, которые потребуются молодому специалисту сразу после окончания медицинского вуза. Лидерские качества у респондентов встречаются довольно редко.

Время обучения в вузе занимает длительное время, логично ожидать, что за этот срок студенты получают не одни лишь знания, а еще важный опыт не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Однако небольшое число респондентов с практическим опытом (3-10%) свидетельствует о неиспользовании сту-

Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования

дентами таких возможностей, что приводит к затягиванию адаптации к самостоятельной работе. Полученные ответы респондентов позволили построить их карьерные профили и выявить особенности, характерные преимущественно для будущих медицинских специалистов, к которым относится большая распространенность карьерных типов лидер и карьерист.

Часть студентов после окончания вуза планируют продолжить образование, причем процент респондентов, давших положительный ответ на этот вопрос, выше среди медиков, что объясняется сложностью профессии и необходимостью получения дополнительных знаний и опыта для построения успешной врачебной карьеры. Профессия врача влияет и на долгосрочные карьерные траектории студентов, в которых преобладают гуманистические цели и профессиональный рост.

Стоит отметить, что выпускники вузов имеют довольно высокие ожидания по заработной плате. Несоответствие дохода при устройстве на работу ожиданиям, очевидно, будет влиять как на выбор места работы, так и в ряде случаев на смену вида деятельности. В то же время желаемый уровень заработной платы и приоритет соблюдения баланса между работой и отдыхом свидетельствуют, что девушки при планировании своего будущего значительное место отводят семье.

ВЫВОДЫ

1. Медицинская профессия влияет на менталитет студента уже на этапе выбора будущей специальности. Вуз вносит коррективы в формирование профессиональных качеств в соответствии с профилем. Однако вузам следует больше внимания уделить вопросам тайм-менеджмента и управления стрессом.

2. Следует больше внимания уделять практико-ориентированности образования в вузах, оттачивая практические навыки до такого уровня, чтобы к моменту окончания университета молодой специалист был бы в них полностью уверен.

3. Необходимо расширять спектр возможностей получения профессионального и жизненного опыта в вузах (временная и постоянная трудовая занятость, стажировки, академическая мобильность, во-лонтерство).

4. Требуется разработка государственных программ материальной поддержки молодых специалистов, особенно там, где существует их долговременный дефицит.

5. Для будущих специалистов женщин с учетом их особой роли в реализации демографической политики следует предусмотреть возможность неполной занятости и гибкого графика.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ставрополь, Россия:

Амлаев Карэн Робертович (Amlaev Karen R.) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования

E-mail: kum672OO20mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6576-4720

Койчуева Софья Магометовна (Koychueva Sofia M.) - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования

E-mail: koichueva260mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1768-5707

Хрипунова Алеся Александровна (Khripunova Alesya A.) - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской профилактики и информатики с курсом дополнительного профессионального образования E-mail: fktcz20070yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-8734-4188

Кузьмина Елена Михайловна (Kuzmina Elena M.) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии E-mail: gcmpstav0yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-4546-9502

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорова Ю.А. Метакомпетентность целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум»: суть, структура, содержание // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 165-170.

2. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Медицинская профессия: требования современного общества // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития». М., 2013. С. 369-375.

3. Корнилова Т.В., Павлова Е.М., Красавцева Ю.В., Разваляева А.Ю. Связь фрейминг-эффекта с индивидуальными различиями у студентов-медиков и студентов-психологов // Национальный психол. журн. 2017. № 4 (28). С. 17-29.

4. Юргелас И.В., Жданов А.И., Юргелас Ю.Н., Копытина О.С. Сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей // Соврем. наукоемкие технологии. 2015. № 12-1. С. 177-184.

REFERENCES

1. Egorova Yu.A. Metacompetence of goal-setting of a university student as a subject of activity in the «personality-society» system: essence, structure, content. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2015; (2): 165-70. (in Russian)

2. Ermolaeva E.V., Pavlova L.A. Medical profession: requirements of modern society. In: Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Obshchestvo i zdorov'e: sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya» [Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference, with international participation «Society and Health: Current State and Development Trends»]. Moscow, 2013: 369-75. (in Russian)

3. Kornilova T.V., Pavlova E.M., Krasavceva Yu.V., Razvalyaeva A.Yu. Relationship of the framing effect with individual differences among medical students and psychology students. Natsional'niy psihologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. 2017; (4): 17-29. (in Russian)

4. Yurgelas I.V., Zhdanov A.I., Yurgelas Yu.N., Kopytina O.S. Comparative analysis of the development of empathy and its components in students of leading medical specialties. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies]. 2015; (12-1): 177-84. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.