УДК 61:378.12+378.147
Б.С. ТУРДАЛИЕВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, Г.Т. КАШАФУТДИНОВА, А. КЫЗАЕВА, А. КОБЕТАЕВА
КазНМУим.СД.Асфендиярова Кафедра «Политика и управление здравоохранением»
С.Т. СЕЙДУМАНОВ, А.М. ТАТИБЕКОВА
Республиканский медицинский колледж
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ РМК Г. АЛМАТЫ)
В статье представлены результаты социологического опроса выпускников Республиканского медицинского колледжа специальностей: сестринское дело, лечебное дело и акушерство. Изучены причины выбора будущей профессии, удовлетворенность качеством обучения и уровнем полученных знаний и навыков, мнение о трудоустройстве, положительных и негативных аспектах будущей профессии,
Ключевые слова: профессиональный выбор, отношение к профессии, самооценка знаний и навыков.
Введение. В настоящее время в здравоохранении развитых стран произошло сближение деятельности медицинской сестры и врача, что привело к изменению моделей сестринского дела, увеличению численности специалистов, изменению характера и
продолжительности профессионального образования. В Казахстане, как и в других республиках бывшего СССР, долгое время престиж профессии медицинского персонала среднего звенабыл низок, и медицинская
сестра (медбрат) рассматривались как исполнители врачебных назначений. Это отражалось на социальном статусе медицинских работников и престиже профессии в целом.
Однако в последние годы, ситуация изменилась. Все больше выпускников школ выбирают в качестве будущей профессии профессию медицинской сестры (брата), фельдшера, акушерки и т.п. (рисунок 1) [1].
60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
ооооооо^н^н ооооооооо гчгчгчгчгчгчгчгчгч
число учащихся в СУЗах на начало года
(государственные и
негосударственн ые организации образования)
Рисунок 1 - Число обучающихся в медицинских колледжах в РК за 2001-2011 гг. и число окончивших СУЗы 2011 г.г.)
В своем послании «Стратегия Казахстан 2050», от 14.12.2012 г., Президент Н.А.Назарбаев особо отметил, что мы должны «...Кардинально улучшить систему медицинского образования. Система медицинских вузов должна быть подкреплена сетью специализированных образовательных учреждений среднего уровня...»[2]. Все это необходимо для формирования устойчивой и эффективной системы здравоохранения, в которой медицинскому персоналу среднего звена будет отведена особая роль.В этой связи, чрезвычайно важно знать уровень подготовки выпускников медицинских колледжей, их мнение о роли среднего медицинского персонала в медицинских организациях, мотивацию к работе и отношение к профессии в целом. Нами было проведено исследование, раскрывающее взгляд выпускников на их будущую профессию и роль в обществе, и составлен социологический портрет выпускника медицинского колледжа. Учитывая, что «кузницей» кадров по подготовке среднего
медицинского персонала в РК является РМК, наше исследование было проведено среди студентов РМК. Цель исследования - изучить мотивы выбора профессии,удовлетворенность выпускников
полученными знаниями, качествомобучения, их мнение о положительных и негативных аспектах будущей профессии.
Методы. Для осуществления цели исследования был проведен социологический опрос с использованием специально разработанной анкеты, которая включала 30 вопросов смешанного типа. Для разработки анкеты были адаптированы методологические подходы, изложенные в трудах Р.К.Малинаускас и др., и адаптированные к нашему исследованию [3-5]. Вопросы были сгруппированы по следующим блокам: паспортная часть(пол, возраст, семейное положение и т.д.), причины поступления в колледж, удовлетворенность качеством обучения, самооценка уровня полученныхзнаний и навыков, планы будущего трудоустройства и др.
Анкетирование проводилось анонимно.Выборка студентов осуществлялась гнездовым методом. В качестве единиц исследования отбирались не отдельные респонденты, а группы студентов, затем в отобранных группах было проведено сплошное анкетирование.Для оценки силы взаимосвязи между номинальными переменными применялся
критерий^Крамера(Сгатег^) для многопольных таблиц [6]. Для обработки результатов использовалась программа SPSS 17.0 for Windows.
Результаты. В исследовании приняли участие студенты-выпускники республиканского медицинского колледжа 2012-2013г.г. Из 300 опрошенных студентов 81% составили девушки, 12% респондентов были в возрасте 19 лет, 87% - в возрасте 20-29 лет и 1% в возрасте 30 лет.
Самой многочисленной группой были медицинские сестры - 51%, второй по численности была группа -фельдшеров - 35%, третьей - акушерок- 9%. Средний возраст выпускников составил 20,6 лет (теап-20,6; С1 95%: 18-30).Подавляющее большинство были городскими жителями -70%. 27% выпускников состояли в браке, из них 76% имели детей до трех лет, 46% выпускников учились на платной основе. На вопрос об успеваемости во время учебы ответы распределились следующим образом: «больше пятерок» - 40%, «больше четверок» -51%, « в основном удовлетворительно - 9%. Таким образом, подавляющее число опрошенных респондентов имели хорошую успеваемость во время учебы.
Ответы на вопрос о причине поступления в медицинский колледж распределись следующим образом - рисунок 2.
1,3 10 1,7 ■ 1.желание родителей -21,4%
13,7 21,4
2.нравится будущая профессия -51,8%%
51,8
■ 3.в семье есть
медработники-13,7%%
Рисунок 2 - Причины
Как видно, только для половины респондентов мотивом поступления в медицинский колледж была привлекательность будущей профессии. Каждый пятый респондент поступил в медицинский колледж, уступив желаниям родителей.Это говорит о том, что выпускники школ не всегда способны к самостоятельному принятию решения и в выборе будущей профессии во многом зависят от родителей. Часть студентов (10%) выбрали медицинский колледж, так как не поступили в медицинский ВУЗ. Таким образом, эту группу можно считать вариантом 1 группы (ориентация на профессию врача, а не медицинской сестры).
Тем не менее, несмотря на различные причины поступления в колледж, подавляющему большинству студентов нравится будущая профессия (86%), т.е. вероятно, что эти студенты во время обучения изменили свое отношение к профессии.
будущей профессии
На вопрос, чем привлекает будущая профессия, 43,1% ответили - «возможность работать по выбранной специальности»; 35,5% - «возможность получить медицинские знания», 16,4% - выбрали ответ -«отсутствие проблем с трудоустройством». Среди негативных сторон будущей профессии на первом месте - низкая заработная плата (32,4%), на втором - высокие физические и психологические нагрузки (26,1%), на третьем - различные профессиональные риски - 11,4%. Теоретическими знаниями и практическими навыками, полученными в колледже, в той или иной степени удовлетворено подавляющее большинство опрошенных студентов (92,3% и 89% соответственно). Меньше всего студенты удовлетворены своими коммуникативными навыками и правовыми знаниями (приказы, СанПины и т.п.) - рисунок 3.
80,0% 70,0% 60,0% 47 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
да,полностью удовл.
да, большей частью удовл.
не совсем удовлворены
I не удовлворены
РисунокЗ - Результаты удовлетворенности студентов полученными знаниями и навыками
Статистически значимых различий между
специальностями студентов и их удовлетворённостью полученными знаниями и навыками выявлено не было (Cramer'sV=0,13^=0,1). Ответы на вопрос, из каких источников кроме учебников и конспектов лекций студенты получают знания, распределились следующим образом: 39,5% опрошенных читают различную литературу по специальности (монографии, журналы и пр.), более половины (53,5%) использует Интернет, а 7% не читают вовсе. Более трети читают литературу только для подготовки к экзаменам (34,1%), только 18,7% ответили, что читают каждый день, 43,1% читают время от времени. Менее 10% студентов ответили, что свободно владеют иностранным языком (английским), 52% оценили свой уровень как средний и 38% практически не знают иностранного языка. Нас интересовала удовлетворенность студентов качеством образовательного процесса: ресурсным обеспечением, организацией учебного процесса и системой оценки знаний. Так, полностью удовлетворены качеством лекций68%и практических занятий 71,2% студентов, 24,4% и 21,7% удовлетворены большей частью, 4,7% и 3,7% не совсем удовлетворены, и 3% и 2,7% абсолютно не удовлетворены. Система оценки знаний (объективность, полнота) полностью устраивает 73,6%, в основном устраивает 20% и полностью не устраивает 6,4% студентов.
Ответы на вопрос об удовлетворенности ресурсным обеспечением учебного процесса (доступность библиотеки, достаточное количество и качество муляжей, наглядных пособий, наличие компьютеров и пр.) распределились следующим образом: 73% студентов в той или иной степени испытывали недостаток перечисленных ресурсов, 25% не испытывали и 2% не ответили на этот вопрос. Подавляющее большинство опрошенных студентов (91,6%) полностью удовлетворены организацией учебного процесса: расписанием занятий, организацией практики на клинических базах. Отрадно, что более двух третей респондентов собирается работать по специальности после колледжа (75,3%); 20,1% не собираются работать по выбранной специальности и 4,7% затруднились ответить на этот вопрос. 56,2% опрошенных собираются продолжить свое образование в медицинском университете (стать врачами). С одной стороны такое стремление к образованию похвально, но
с другой стороны получается, что система среднего профессионального образования не обеспечивает отрасль кадрами среднего звена. 34% опрошенных студентов ответили, что не собираются продолжать образование даже в своей сфере и 10% затруднились ответить. Таким образом, реально можно ожидать, что только около трети выпускников будет трудоустраиваться по специальности. Среди тех, кто собирается работать по полученной специальности подавляющее большинство хотят остаться работать в городе - 54,8%; из 30% студентов, приехавших из сельской местности, менее 10% хотят вернуться и работать в сельских медицинских организациях (9,4%). Половина опрошенных считает, что у них могут возникнуть проблемы с трудоустройством, 13,3% затруднились ответить и 36,7% не видят проблем с поиском работы.
Нас интересовало мнение студентов о том, пригодятся ли полученные знания и навыки в дальнейшей жизни, даже, если они не будут работать в медицине. Так, 42,5% считают, что полученные знания и навыки будут полезны в семейной жизни, 49,5%% считают, что приобрели много полезных навыков и качеств (аккуратность, дисциплинированность, общение, сострадание, понимание и пр.), 8% ответили на этот вопрос отрицательно. При оценке силы взаимосвязи между полученными ответами и специальностями статистически значимых результатов получено не было. Мы предложили студентам написать свое мнение о новой роли медицинской сестры (фельдшера, акушерки) в современном обществе. К сожалению, менее 5% опрошенных ответили на этот вопрос, отметив «важную роль в сохранении здоровья пациентов, выполнении связующего звена между пациентом и врачом». Выводы. Результаты проведенного социологического опроса студентов-выпускников республиканского медицинского колледжа позволили сделать следующие выводы:
- чуть более половины студентов (51,8%) поступили в медицинский колледж, потому что им нравится будущая профессия.Следовательно, необходима ранняя профессиональная ориентация молодежи, способствующая более сознательному профессиональному выбору.
- большинство студентов удовлетворены теоретическими знаниями и практическими навыками,
полученными за время учебы. В то же время, отмечены низкие показатели удовлетворенности правовыми знаниями и коммуникативными навыками;
- большинство опрошенных выпускников имеют низкий уровень владения иностранным языком;
- только около трети выпускников собираются работать по выбранной специальности;
- более трети (34%) выпускников не понимают важности продолжения профессионального развития после трудоустройства;
- подавляющее большинство выпускников продолжают воспринимать медицинский персонал среднего звена как помощников врачей, выполняющих назначения и процедуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Стат. сборник «Здоровье населения РК и деятельность организаций здравоохранения». 2001-2011
2 Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» .
3 Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения. - Каунас: 2005.- 134 с.
4 Aitken N. D. College student performance, satisfaction, and retention.// Journal of Higher Education. - 1982. - №53. - 32 р.
5 Aldemir C., GulcanY.,Students satisfaction in higher education. // Higher Education Managementand Policy, 200416(2), 109122.
6 БанержиА. Медицинская статистика понятным языком. Вводныйкурс.// - М.: Практическая медицина, 2007. - 287 с.
Б.С. ТУРДАЛИЕВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, Г.Т. КАШАФУТДИНОВА, А. КЫЗАЕВА
С.Ж.Асфендияров атындагы Крз¥МУ Денсаулыц сацтау саясаты жэне басцару кафедрасы
С.Т. СЕЙДУМАНОВ, А.М. ТАТИБЕКОВА
Республикалыц медициналыц колледж
МЕДИЦИНАЛЫК КОЛЛЕДЖ ТУЛЕКТЕРШЩ КОГАМДЫК ПОРТРЕТ! (МЫСАЛДА АЛМАТЫ КАЛАСЫНДАГЫ РМК)
Туйш: Ма^алада Республикальщ медициналыщ колледждщ межрбике ici, емдеу ici жэне акушерия маманды^тары бойынша 3 курс студенттершен алынган ^огамдыщ сауалнама нэтижелерi керсеттген. Болаша^ маманды^ты тацдау ce6enTepi, бЫм беру сапасына ^анагаттанарлыщ. Алынган бЫм мен тэжiрибе дагдыларыныц децгеж, жумыс^а орналасу туралы пiкiр, болаша^ кэсттщ оц жэне терic аспекттершщ себет^ аны^талды.
ТYйiндi сездер: кэciби тацдау,маманды1да цеген ^арым-^атынас, бiлiм мен дагдыларды e3i багалау.
B.S.TURDALIYEVA, G.E. AIMBETOVA, G. T. KASHAFUTDINOVA, A. KYZAYEVA
KazNMU named after S.D.Asfendiyarova Healthcare policy and management department
S. T. SEYDUMANOV, A.M. TATIBEKOVA
Republican medical college
SOCIAL PORTRAIT OF THE GRADUATE OF MEDICAL COLLEGE (BASED ON THE EXAMPLE OF RMC OF ALMATY)
Resume: This article presents results of a sociological survey among graduate students of the Republican medical college (nurses, midwifes).The survey studies reasons leading to a choice of future profession, level of satisfaction with quality of education, employment perspectives, positive and negative aspects of future profession.
Keywords: professional choice, attitude towards profession, self-assessment in terms knowledge and skills.