Научная статья на тему 'Обучение в области медицинской этики как компонент подготовки для устойчивого развития'

Обучение в области медицинской этики как компонент подготовки для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чакырова Л., Димитров Ц., Гатев С.

Обучение по медицинской этике на факультете общественного здоровья Медицинского университета Софии должно соответствовать изменениям, требованиям и стратегии развития системы здравоохранения. Медицинские работники должны понимать направления и основные изменения в этической сфере здравоохранения, которым должны быть обучены в преподавании, прежде всего, на тему: "Медицинская этика". Требования к устойчивости системы здравоохранения и будущим врачам, участвующим в этом процессе, являются общемировой тенденцией, которой они обучаются. Материалы и методы: социологическое исследование 73 студентов ФОЗ при МУ Софии для определения их готовности ответить требованиям устойчивого развития в секторе здравоохранения. Результаты показывают, что студенты должны получать более серьезные знания об изменениях и этических аспектах в развитии медицинской практики для того, чтобы принимать осознано правильные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение в области медицинской этики как компонент подготовки для устойчивого развития»

на инициативность самих женщин-жертв торговли людьми, взять свою жизнь и свое будущее в свои собственные руки.

Литература:

1. Трендафилова, П., Насилието срещу интимния партньор (специфични особености, предпоставки за възникване, идентификация и превенция). Монография. С., 2012.

2. Bettlheim, Bruno, (1979), Survivre, ed Laffont Paris.

3. Darley, Mathilde, (2006), Le statut de la victime dans la lutte contre la traite des femmes in critique internationale n°30 jancier mars 2006.

4. De Gaulejac, Vincent, (1996), Les sources de la honte, Desclée de Brouwer Paris.

5. Dutrénit, Jean Marc, La compétence sociale Diagnostic et développement ed l'Harmattan Paris.

6. Foundation Scelles, (2002) La Prostitution adulte en Europe, ed ERES Ramonville Saint Agne.

7. Philippe, P. and Romano L, (2008), Feed-Back. ALC.

8. Salas, Denis, (2004), Les enfants d'Orphée anciennes et nouvelles victims in Vengeances le face à face victime /agresseur, Autrement n 228 Mars 2004.

© П.Трендафилова, Ц.Димитров, 2013. — • —

УДК 616

ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ

Л.Чакырова, Ц.Димитров, С.Гатев (София,Болгария)

Резюме: Обучение по медицинской этике на факультете общественного здоровья Медицинского университета Софии должно соответствовать изменениям, требованиям и стратегии развития системы здравоохранения. Медицинские работники должны понимать направления и основные изменения в этической сфере здравоохранения, которым должны быть

обучены в преподавании, прежде всего, на тему: "Медицинская этика". Требования к устойчивости системы здравоохранения и будущим врачам, участвующим в этом процессе, являются общемировой тенденцией, которой они обучаются. Материалы и методы: социологическое исследование 73 студентов ФОЗ при МУ Софии для определения их готовности ответить требованиям устойчивого развития в секторе здравоохранения. Результаты показывают, что студенты должны получать более серьезные знания об изменениях и этических аспектах в развитии медицинской практики для того, чтобы принимать осознано правильные решения.

Ключевые слова: устойчивое развитие, медицинская этика, медицинские работники.

В настоящее время в мире наблюдается напряжение, перемены и даже кризис в секторе здравоохранения. Почти во всех странах - богатых и бедных - равный доступ к медицинской помощи стал проблемой. Население ждет того, чтобы новые достижения в медицинской науке стали более широко доступны и легко применимы и требования к лучшему медицинскому обслуживанию неуклонно ростут. В области медицинской практики назревают серьезные проблемы, которые тесно переплетаются с экономическими, политическими и этическими аспектами.

Каждый человек рождается, живет, болеет, стареет и умирает, что является неумолимым фактом природы. В этом цикле все нуждаются в медицинской помощи в определенный момент их жизни. С увеличением продолжительности жизни многие люди достигают 65 лет и более, а расходы на медицинское обслуживание для тех, кто старше этого возраста в среднем в четыре раза выше, чем в другие периоды их жизни [9].

С другой стороны, не только увеличилось количество людей в глобальном плане, но и используются слишком много ресурсов Земли, которые природа не может возобновить со скоростью, с которой они уменьшаются. Энергетические запасы и топливо, которые наиболее часто используются сегодня, никогда не будут

восстановлены. Это подрывает основы существования жизни.

Пересечение этих двух тенденций является сознательным выбором пути развития, который, с одной стороны щадит природу и помогает сохранить и даже восстановить ее, с другой стороны обращается к людям вернуться к жизни, максимально приближенной к природе, но приемлемой для общества без ненужной траты ограниченных ресурсов.

Устойчивое развитие, по определению, это такое развитие, которое удовлетворяет потребностям нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений удовлетворять и реализовать свои потребности. На деле, это глобальная концепция стратегических возможностей человеческого развития в соответствии с возможностями планеты Земля.

Концепция получила известность в 1987 году, когда Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, известная как Комиссия Брундтланда опубликовала свой доклад, озаглавленный «Наше общее будущее». Центральной идеей этой работы комиссии является устойчивость, т.е. идея того, что человечество должно разработать и внедрить новый механизм роста, но «не тот, который доминирует сегодня, а устойчивое развитие на основе форм и процессов, которые не подрывают целостности окружающей среды, от которой они зависят" [12].

В своей глубочайшей сущности устойчивое развитие - это этическая концепция дальнейшего развития цивилизации, основанной на новом пути экономического и социального прогресса.

Система здравоохранения является областью, которая требует много ресурсов. Известно, что она может потратить на нужды здравоохранения весь ВВП даже самых богатых стран мира [3]. Медицина высоких технологий стоит очень дорого и, хотя она существует, не должна быть использована без разумного расчета.

Таким образом, люди сталкиваются с дилеммой: получить медицинскую помощь так, как они хотят (и, в перспективе, очень быстро исчерпать ресурсы) или ввести правила, приемлемые для всех, и системы в целом (для общества и природы), которые

позволят продолжать существовать и развиваться.

Этот промежуточный подход, называемый устойчивым развитием, пытается примирить две вещи - сохранение планеты и дальнейший прогресс человечества. Эти трудно примиримые тенденции не могут быть согласованы спонтанно, они требуют сознательных действий и решений, а также нового мышления.

Концепция устойчивого развития общества и, в частности, в секторе здравоохранения состоит из трех компонентов: экономической, экологической и этической. Будущие специалисты здравоохранения должны получить знания и быть готовыми к тому, что медицина, наряду с лечением больных, решает и другие важные задачи. А именно, для того, чтобы иметь средства для лечения всех нуждающихся пациентов, нужно создать условия для большего числа людей сохранять свое здоровье за счет перехода к здоровому образу жизни [4]. Еще одной проблемой является нахождение баланса между пациентом (ориентированный подход к классической традиции Гиппократа) и соответствия требованиям, предъявляемым к распределению ресурсов. Права пациентов и справедливость на всех уровнях должны быть сбалансированы до степени социального консенсуса. Прозрачные правила доступа и получения ресурсов, например, через базы данных, - подходы, которые общество должно быть готово понять [7].

По словам Д. Калахана, основными характеристиками устойчивого развития являются:

1. Предоставление людям медицинской помощи и медицинского обслуживания на хорошем уровне, но таким образом, чтобы люди могли на протяжении всей своей жизни быть полезными.

2. Справедливо распределенная медицинская помощь, учитывающая возможности общества.

3. Здравоохранение, имеющее общественную поддержку и служащее всем медицинским целям, ограниченное в стремлении к высокотехнологическим инновациям [9].

Самое главное, однако, чтобы студенты медицинских специальностей и те, кто уже работает в области общественного

здравоохранения получали более глубокие знания о процессах в сфере здравоохранения, тенденциях развития современной экономики, политики, глобализации, экологии, этики, биоэтики и т.д.

Целью исследования является метод анонимной социологической анкеты для определения, в какой степени студенты знают и осведомлены об изменениях в этических аспектах задач медицинской практики, которые они должны решать в контексте устойчивого развития системы здравоохранения и их представление о том, как лучше это делать. Респондентами были 73 студента специальности «Менеджмент здравоохранения» факультета общественного здоровья Медицинского университета Софии.

На вопрос «Есть ли в нашей стране стратегия устойчивого развития в области рисков для здоровья, связанных с окружающей средой и развитием?» мы получили следующие ответы: да -55,26%, нет - 26,32%, не знаю - 18,42%.

В нашей стране разработан Национальный план действий в области «Окружающая среда и здоровье». Цель плана заключается в создании механизма обеспечения долгосрочного стратегического планирования для окружающей среды и экологии, чтобы не позволить ей оказывать негативное воздействие на здоровье человека. Контроль качества атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания и прочего является одной из главных задач общественного здравоохранения, которую будущие медицинские работники должны понимать. Положительный ответ дали более чем половина респондентов (55,26%). Еще многое предстоит сделать в плане информирования и обучения тех, кто ответил «нет» - 26,32% и «не знаю» - 18,42%. Вот, почему необходимо внимание к знанию факторов устойчивости, которые преподаются по разным предметам (Рис. 1).

Задача специалистов в области здравоохранения, для обеспечения устойчивого развития здравоохранения, принимать участие в мероприятиях, связанных с медико-санитарной информацией и экологическим образованием населения. Одним из наиболее важных приоритетов является принцип права на

информацию и прозрачность относительно равного доступа к медицинской помощи, что гарантирует общественное участие в процессе принятия решений о факторах, которые влияют на здоровье.

Наличие на стратегия за устойчиво развитие в нашата страна

свързана със здравните рискове и околната среда

/

У 55,26%

60,00%-

50,00%- □ Да □ Не

40,00%- \ 26,32%

30,00%- \ / \ 18,42% □ Не знам

20,00%- Л V IV/ \

10,00%- (-.........>

0,00%-

1

Рис 1. Стратегия устойчивого развития в Болгарии, связанная с риском для здоровья и окружающей средой.

В концепции устойчивого развития подчеркивается необходимость ограничений ресурсов во многих сферах жизни общества, к которым общество особенно чувствительно. Это те области, которые требуют природных ресурсов в масштабах, угрожающих окружающей среде, таких как энергетика, промышленное производство и т.д. Здоровье является областью, требующей значительных ресурсов, а не только выполнения своих обязанностей, но она является, например, одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды, создавая большое количество токсичных и трудно нейтрализуемых вредных отходов. Поэтому одной из важнейших задач здравоохранения является защита ресурсов от отходов и оценка эффективности дорогих и очень ограниченных процедур.

Следующий вопрос, который был поставлен в анкетах, связан с задачей медицинских работников объяснять необходимость обеспечения прозрачности в правилах доступа к медицинским процедурам. На рис. 2 показано распределение ответов в

процентах. Ответ «да» дали 73,10% респондентов, что свидетельствуют о том, что большинство будущих медицинских работников понимают свою ответственность в объяснении необходимости правил и прозрачных процедур отбора тех, кто имеет доступ к дорогим и ограниченным ресурсам. Ответ «нет» дали 12,10%, «не знаю» - 9,75% и 4,08% не дали ответа. Это означает, что в целом 25,93% не понимают, что введение прозрачных правил является способом уменьшить социальную напряженность и обеспечить доступ к ресурсам для тех, кому действительно это будет полезно. Не факт, что дорогостоящие медицинские процедуры всегда пропорционально своей стоимости способствуют улучшению здоровья пациентов [10]. В последние месяцы жизни многие пациенты тратят больше, чем за всю жизнь до болезни.

Разясняване на необходимостта от прозрачност в правилата за достъп до здравни процедури като задача на здравните професионалисти с оглед на устойчивото развитие

80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

□ Да

□ Не

□ Не знам

□ Не отговорили

Рис. 2. Объяснение необходимости обеспечения прозрачности в правилах доступа к медицинским процедурам как задача медицинских работников, связанная с устойчивым развитием.

Следующий вопрос касается экологической составляющей устойчивого развития и, в частности, того, связывают ли будущие медицинские специалисты здоровье с окружающей средой. Когда их спросили: «Заинтересованы ли вы в сохранении окружающей среды как фактора здоровья и элемента стратегии для устойчивого развития?» Ответы распределились следующим образом (Рис. 3):

1. Я заинтересован в информации о загрязнении воздуха -

2. Я заинтересован в чистой почве - 41,38%;

3. Я интересуюсь проблемой отходов - 86,21%;

4. Я интересуюсь проблемой сокращения невозобновляемого сырья и энергоносителей - 25,86%;

5. Мне все равно - 1,72%;

Рис. 3. Интерес к факторам окружающей среды, как условие для сохранения здоровья.

Самый высокий процент 86,21% респондентов указали на то, что они интересуются проблемой отходов, а за ними следует интерес к загрязнению воздуха (50% опрошенных) и чистой почвы (41,38% опрошенных).

На вопрос в свободной форме: «Какие учебные дисциплины имеют самое непосредственное отношение к устойчивому развитию?» дано много разных ответов. Это показывает, что студенты связывают факторы устойчивости со многими предметами, которые имеют большой потенциал для преподавания и обучения в интересах устойчивого развития здравоохранения и находят конкретные задачи для реализации в каждой области. То, что они указали на такой широкий круг вопросов, является большим плюсом, поскольку показывает, что

СП

5

они хорошо вникли в полноту своих задач.

Самый высокий процент 33,33% получила дисциплина социальной медицины из-за ее фундаментального значения для понимания процессов на популяционном уровне. Медицинская экология занимает второе место с 22,22 %, потому что она ставит вопросы о взаимосвязи окружающей среды и здравоохранения в центр своих исследований. Одинаково, 18,51%, уделяется укреплению здоровья, медицинской этике и деонтологии, а также «всем предметам». Это только подтверждает, что все все предметы имеют пространство для объяснения проблем факторов устойчивости и необходимости повышения разъяснений их целей. Следующая тема - экономика здравоохранения получила 14,81%, столько же, как и управление здравоохранением. Это потому, что многие из решений приняты на макроуровне, а управленческие дисциплины обеспечивают такую возможность. То же самое относится и к управлению здравоохранением, которое получило 11,11%. Медицинская педагогика как дисциплина, которая занимается методами воспитания и образования народа, включая здоровый образ жизни, получает 7,40%. Политика в области здравоохранения и биотехнологий по не понятным причинам получила только 3,70%.

Эти ответы дают материал для серьезных размышлений, потому что на практике ни в одной учебной дисциплине нет отдельного модуля по устойчивому развитию, но во всех есть этот потенциал. Студенты хорошо ориентированы и правильно указывают в свободном тексте 11 учебных предметов, в которых они обнаруживают отдельные стороны и факторы, с помощью которых можно реализовать конкретные задачи. Вероятно, в скором времени все эти вопросы будут изучаться на академическом уровне, что хорошо видно из данного исследования. Факультет общественного здоровья, на котором изучаются все эти медико-социальные и медико-этические субъекты, вероятно должен будет разработать общую основу, которая перевесит ориентированный на пациент-центрированный микроподход и даст новый взгляд на решение актуальных проблем в области здравоохранения.

Выводы.

Результаты показывают, что студенты знают о задачах и обязанностях, которые они должны будут выполнять в будущем, но мы должны обращать больше внимания на понимание факторов устойчивости в качестве элементов стратегии устойчивого развития в области рисков для здоровья, связанных с окружающей средой и развитием.

Концепция устойчивого развития подчеркивает необходимость ограничений ресурсов во многих областях, в том числе и в здравоохранении. Задача медицинского персонала -активно участвовать в мероприятиях, связанных с информированием и объяснением необходимости обеспечения прозрачности в правилах доступа к медицинским процедурам.

В связи с проблемами охраны окружающей среды, как факторов в сфере здравоохранения и элементов стратегии устойчивого развития, самый высокий процент ответов показывает, что студенты интересуются проблемой отходов, которая следует из интереса к загрязнению воздуха и чистой почве. Это свидетельствует о знании студентами факторов, влияющих на здоровье и то, что они имеют активное и адекватное отношение к проблемам окружающей среды как фактору стабильности и элементу стратегии развития страны.

Концепция устойчивого развития здравоохранения должна изучаться во всех ее аспектах и, возможно, большим числом учебных предметов, потому что требует внесения изменений в акцент отношения к собственному здоровью и необходимости взять на себя личную ответственность за это. Другие факторы здоровья, особенно этическая сторона того, что человек является лишь частью глобальной системы Земли, должны изучаться по предметам медицинской этики и биоэтике, потому что без морального отношения к будущему, в том числе процессам в области здравоохранения, человечество никогда не сможет сделать сознательный поворот к устойчивому развитию.

Литература:

1. Балканска, П. 2009. Приложна психология. София, изд. „Булвест 2000".

2. Балканска, П. 2009. Психологически подходи в здравния мениджмънт, София, изд. „Булвест 2000"

3. Калахан, Д. 1998. Цели на медицината. Новите приоритети. София, изд. „ТЕМПО".

4. Младенова, С. 2009. Здравно образование. Изд.„Артик-2001", София

5. Р.България. Национален план за действие по околна среда-здраве. www.mh.government.bg/.

6. Устойчиво развитие на България. 2010. Национален статистически институт, София.

7.Чакърова, Л. 2011. Професионална етика за специалисти по здравни грижи. Изд. ЕКС-ПРЕС.

8. Bednarz, D., Don Spady. Sustainable Medicine: An Issue Brief on Medical School Reform. www.theoildrum.com/search.

9.Callahan, D. Sustainable Medicine. www.project-syndicate.org/Register.

10. Callahan, D. 1999. False Hopes. Overcoming the Obstacles to a Sustainable, Affordable Medicine. Rutgers Univ. Press.

11. Callahan, D. 2000. Promoting Healthy Behavior. Georgetown Univ. Press.

12. MacNeil,J. 1992. Sustainable development: What is it?: In Kegley, Ch. W., E. R.Wittkopf. The Global Agenda. Issues and Perspectives. 3-rd Ed. McGRAW-HILL, INC.

© Л.Чакырова, Ц.Димитров, С.Гатев, 2013. — • —

УДК 378.14-057.875.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА г. СОФИИ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ

Е.Иванов, И.Милев (София, Болгария)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюме. В статье обсуждаются вопросы взаимодействия студентов и преподавателей в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.