Научная статья на тему 'Необходимые первые шаги в достижении лидерства в компетенции управления здравоохранением: штрихи психологической точки зрения'

Необходимые первые шаги в достижении лидерства в компетенции управления здравоохранением: штрихи психологической точки зрения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
264
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / ПСИХОЛОГИЯ ПОБЕДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балканска П., Георгиев Н.

На основе собственного опроса, проведенного среди 220 руководителей здравоохранения и 730 медицинских работников больницы, прояснился ряд ключевых управленческих компетенций и разработана модель для развития лидерских компетенций в области здравоохранения, в соответствии с общими стандартами использования полученных на основе данных лучших практик, которые определяют требования к компетентному выполнению работ и необходимые личные качества в соответствии со спецификой здравоохранения и управления им. Личные качества, саморефлексия и психическая устойчивость лежат в основе управленческих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимые первые шаги в достижении лидерства в компетенции управления здравоохранением: штрихи психологической точки зрения»

10. WHO. Obesity: preventing and managing the global epidemic. Report of a WHO consultation. World Health Organ Tech Rep Ser. 2000;894:i-xii, 1-253 11. Fry J, Finley W. The prevalence and costs of obesity in the EU. Proc Nutr Soc. 2005 Aug;64(3):359-62.

11. Blakemore AI, Froguel P. Is obesity our genetic legacy? J Clin Endocrinol Metab. 2008 Nov;93(11 Suppl 1):S51-6.

12. URL: http://www.bb-team.org/articles/3477 zatlastyavane-epidemiyata-na-hhi-vek#ixzz1FcGKBqlx.

© Е.Воденичаров, А.Воденичарова, З.Савова, 2013. — • —

УДК 159.9

НЕОБХОДИМЫЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИДЕРСТВА В КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ: ШТРИХИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

П.Балканска, Н.Георгиев (София, Болгария)

Резюме: На основе собственного опроса, проведенного среди 220 руководителей здравоохранения и 730 медицинских работников больницы, прояснился ряд ключевых управленческих компетенций и разработана модель для развития лидерских компетенций в области здравоохранения, в соответствии с общими стандартами использования полученных на основе данных лучших практик, которые определяют требования к компетентному выполнению работ и необходимые личные качества в соответствии со спецификой здравоохранения и управления им. Личные качества, саморефлексия и психическая устойчивость лежат в основе управленческих компетенций.

Ключевые слова: управление здравоохранением, компетентность, лидерство, психология победы

Введение

Мы с большим уважением и пониманием относимся к роли и

усилиям тех менеджеров здравоохранения, которые стремятся справиться с трудной задачей - эффективным управлением профессионалами, участвующими в их структурах и организациях. Потому что быть менеджером непростая задача, но для многих людей это работа, о которой мечтают. В сознании тех, кто не знаком с профессией, быть менеджером означает командовать и получать много денег. Так ли это на самом деле? На самом деле это своего рода вызов профессиональным и личным качествам лидера. Для этой деятельности требуется управленческая компетентность, которая не означает только специальные знания в конкретной профессиональной области, но и навыки в области стратегического мышления; умение общаться с людьми на разных уровнях; способность руководить людьми и мотивировать их; собрать команду профессиональных сотрудников, объединенных одной целью, готовых внести необходимые изменения в соответствии с требованиями времени; умения вести переговоры и многое другое.

Таким образом, важной является способность менеджера сочетать руководство с лидерством. Такие знания, навыки и поведение в первую очередь достигаются за счет образования и получения опыта. Потому что лидерство, в соответствии с тезисом Джона Адэра (Adair, J.) [52], с которым и мы согласны, это и качество, и роль, которую можно выучить.

На основе своего собственного опроса, проведенного среди 220 руководителей здравоохранения и 730 медицинских работников больницы выявлен ряд ключевых управленческих компетенций и разработана модель для развития лидерских компетенций в области здравоохранения в соответствии с общими стандартами, полученными на основе передовой практики определения требований к компетентному выполнению работ и необходимым личным качествам в соответствии со спецификой здравоохранения и управления им. Она обеспечивает общую основу для моделирования ключевых управленческих навыков, необходимых для оптимизации подготовки менеджеров для эффективного управления человеческими ресурсами в

организации здравоохранения.

Этапы и действия в процессе развития лидерских компетенций.

Какие знания и навыки необходимы для улучшения управленческой компетентности, чтобы быть успешными менеджерами?

Исследования в этой области выявляют основной центр, вокруг которого можно строить управленческую компетентность и этим центром является личность менеджера, его личная эффективность и навыки в самоуправлении.

Чтобы быть в состоянии управлять другими, разве не логично начать с самого себя? Кроме того, одной из лучших инвестиций, чтобы улучшить свои управленческие компетенции, является инвестирование в себя.

В повседневной работе руководитель должен иметь по крайней мере следующие навыки: ^ ставить цели;

^ планировать соответствующие действия в отношении

поставленных целей; ^ контролировать достигнутый результат. Эти навыки непосредственно используются в руководящей работе.

На этой основе сформулированы следующие этапы и действия в процессе развития лидерских компетенций:

1. Разъяснение и постановка цели. Обсуждение личного видения.

Первый шаг является определяющим для любой задачи. На этом этапе необходимо ответить на следующий вопрос: какие результаты ожидает получить индивид на этой менеджерской позиции?

2. Четкое видение реальности. Определение разницы между текущим уровнем компетенции и необходимым для достижения цели уровнем.

На данном этапе особенно помогают стандарты профессиональной компетентности. Необходимо сравнить требования

конкретной позиции с более широкими требованиями. Здесь уместно отметить, что на первый взгляд одна и та же должность в разных организациях здравоохранения может иметь специальный профиль и требования. На этом этапе менеджер должен иметь более целенаправленные требования к уровню, до которого нужно улучшить свою компетенцию. Необходимо сделать реалистичную оценку того, каков уровень личной компетенции в отношении текущих требований, которые предъявляются к менеджеру.

3. Разработка индивидуального плана - определение получения желаемых результатов (выбор).

Задача третьего этапа сделать правильный выбор: какие действия необходимы для достижения желаемого уровня компетенции. Включение только обучения в план по увеличению лидерской компетенции не достаточно. Не забывайте, что в дополнение к знаниям менеджер должен приобрести опыт и развивать навыки через обучение, наставничество, участие в проектах и многое другое.

4. Контроль достигнутых результатов.

Первый шаг к достижению лидерской компетенции: создание менталитета победителя.

Есть люди, которым руководство удается больше, чем управление и наоборот. Но это не значит, что одни не могут научиться правилам и принципам хорошего управления, а другие -лидерству. Кроме того, в жизни это всегда необходимо. Это потому, что обе стороны руководителя неотделимы друг от друга. И какая из двух будет более заметной и будет выглядеть более важной, зависит от структуры личности, характера организации и сущности ситуации.

Как отмечает Ц. Воденичаров - один из ведущих болгарских стратегов в управлении здравоохранением: «Эффективность является ключом к успешному бизнесу, потому что он развивается в конкурентной среде... Основным инструментом является информация, а главным условием психика. Мы должны формировать психику победителя...» (Ц.Воденичаров, 2003).

Здесь на помощь приходят психологи с поговоркой, что

информация никого не меняет - это делает вдохновение.

В этой связи приведем слова М. Норбекова: «Когда каждый из нас ставит перед собой правильные цели, они достигаются, «как будто сами по себе», т.е. успех всегда сопровождает того, кто не боится воплощать свои мечты».

Как создать менталитет победителя? Понять и преодолеть

страх.

Если вы боитесь неудачи, то вы не можете взять на себя риск, необходимый для оптимальной производительности. Страх неудачи закрывает глаза на возможности успеха. Для правильного принятия решений и постановки цели необходимо сочетание уверенности и здравого смысла.

Всякое развитие, любой шаг вперед связан со страхом, потому что это ведет к чему-то новому, до сих пор неизвестному и неконтролируемому, к внутренним или внешним событиям, которые мы еще не испытали и не испытали себя в них. И так как наша жизнь всегда приводит к чему-то новому, далекому и пока неизвестному, нас всегда сопровождает страх. Он обычно поражает ум в решающие моменты нашего развития, тогда, когда должны быть отброшены старые, знакомые пути, когда должны быть решены новые задачи или грядут перемены. Таким образом, развитие, рост и созревание, по всей видимости, связаны с преодолением страха. Вечное стремление к некоторой «безопасности» и неспособность взять на себя ответственность за свою собственную жизнь устанавливают рамки нашей собственной внутренней несвободы. Другой страх - страх неудачи, который высасывает наши творческие способности и т.д. Что делать? Можем ли мы справиться с этим? Можем!

Один из самых известных авторов в области позитивного мышления, Джон Кехо предлагает нам следующую стратегию:

1. Первый шаг - это признать свои страхи, проанализировать их и найти в себе правду об их существовании.

2. Второй шаг заключается в проведении объективной и реалистичной самооценки, чтобы выяснить каковы наши способности, требования и возможности. Часто наше

представление о себе искажено. Часто мы считаем себя некрасивыми, толстыми, менее способными, чем мы есть на самом деле, постоянно ищем противоположное мнение в глазах и словах других людей. Каждый человек имеет много качеств и навыков, которые делают его уникальным и в этом смысле неповторимым. Попробуйте наблюдать за собой и узнать себя лучше. Откройте преимущества, которые у вас есть.

3. Третий шаг. Развивайте устойчивости. Устойчивость, как личные качества, состоит из трех компонентов:

• Участие - способность верить в истинность и важность, интересоваться ценностью того, что ты есть и того, что делаешь, а отсюда - способность полноценно участвовать в различных жизненных ситуациях, в том числе в работе, семейной жизни и межличностных отношениях.

• Контроль - тенденция думать и действовать в соответствии с верой, что вы можете влиять на ход событий.

• Вызов - убеждение, что изменения, а не стабильность являются естественным образом жизни... Многие сотрясения, связанные с возникновением стрессовых событий могут быть предвидены как возможность и стимул для личного роста, а не только как угроза безопасности.

4. Шаг четвертый. Установка цели и точное знание, чего вы хотите. Умышленное планирование реалистичных целей.

Процесс постановки целей и задач позволяет нам выбирать, куда мы хотим идти в жизни, в развитии карьеры. Зная, чего вы хотите достичь, вы знаете, на чем вы должны сосредоточиться, чтобы улучшить свое движение и четко определить, что вас отвлекает или находится на пути к достижению цели. Ставя точные и четко определенные цели, вы имеете возможность принять конкретные меры для достижения этих целей.

Исследования показывают, что люди, которые понимают и четко определяют свои цели:

• Меньше страдают от стресса и тревоги;

• Лучше концентрируются;

• Показывают больше уверенности в себе и больше чувства собственного достоинства;

• Лучше себя преподносят;

• Испытывают удовлетворение от достижений и не фокусируются на недостатках [83].

5. Шаг пятый. Достижение целей и обратная связь

Достижение целей: когда вы достигли цели, дайте себе

время, чтобы насладиться удовлетворением достижения. Если цель была важной и вы работали над ней долгое время, воспользуйтесь возможностью, чтобы вознаградить себя соответствующим образом.

Обратная связь - успех:

• Если цель достигнута легко, то необходимо наметить следующие амбициозные цели.

• Если цель была достигнута удручающе трудно и медленно, пусть ваша следующая цель будет попроще. Помните, что то, в чем вы действительно хороши, доставляет вам радость, делайте это от чистого сердца и с легкостью. Выберите вашу цель.

• Если при достижении вашей цели вы заметили, что у вас не хватает навыков - примите меры.

Обратная связь - неудача: если вы не достигнете своей цели, не отчаивайтесь и не унывайте. Пусть это послужит вам уроком: превратите сознательно ваш неуспех в путь к успеху - проверьте реальность и сравните ее с направлением и интенсивностью ваших усилий, психических качеств. Усвойте урок и решительно продолжайте движение вперед к победе.

6. Шестой шаг. Научитесь напористому поведению и применяйте его. Уверенность в себе является способом защитить свои собственные основные права, не нарушая основные права другого человека. Это стиль ответа, который учитывает границы между правами всех людей. Теория напористости основана на предпосылке, что каждый человек имеет основные человеческие права. Сущность напористости в том, что мы имеем возможность изложить свою позицию, не разбудив защиту другого человека. Секрет успеха заключается в способе, с помощью которого мы

говорим, как мы воспринимаем происходящее, а не то, что другие должны или не должны делать. «Я вижу это так...», прикрепленные к вашим напористым сообщениям помогут вам. Формула «Я-сообщение» полезна, когда вы хотите заявить о своей точке зрения.

7. Седьмой шаг - шаг прощения - сначала себя, а потом людей вокруг вас. Карл Юнг говорил, «чтобы стать целостной личностью, мы должны интегрировать свою тень», т.е. принять наши «темные» черты.

8. Восьмой шаг заключается в изменении убеждений, которые ограничивают нас. Уверенность - это сформированный взгляд на жизнь. Когда вы постоянно говорите «у меня нет денег», «я не могу этого сделать», «я никогда не буду счастлив», то в конце концов начинаем действительно убеждать себя, что это так («ложь, повторенная сто раз, становится правдой»).

Если вы чувствуете себя бесполезным, это не потому, что это так на самом деле. Если вы думаете, что впереди у вас никаких вариантов, это не значит, что это так. Если поставить под сомнение и критически взглянуть на практически каждый аспект нашей жизни и себя самого, то последнее, что мы хотим оспорить - наши убеждения. Таким образом, «то, во что мы верим, происходит с нами» - сказал Джон Кехоу.

Поэтому:

Испытайте себя, чтобы создавать новые, позитивные убеждения, даже если вы не верите в них в полной мере. Так что откажитесь от всех этих старых, ограничивающих вас саморазрушительных убеждений и замените их новыми. Это способ достичь гармонии и психофизической устойчивости. Закон психологии говорит, что если представить себе, каким вы хотите быть и задержать эту мысленную картину достаточно долго, то это скоро станет реальностью (Уильям Джеймс).

9. Шаг девятый. Поддерживать высокие, но реальные цели. Не бойтесь неуспеха! Прислушивайтесь к своей интуиции и думайте позитивно. И самое главное - верьте в себя и всегда думайте о себе как об успешном человеке!

10. Шаг десятый. Имейте мужество и веру следовать своей

мечте! Мыслями двух великих писателей по этому поводу хочу аргументировать этот шаг в создании менталитета победителя. Первая мысль принадлежит Марку Твену: «мужество не означает, что вы не должны бояться, а быть господином своего страха». Вторая мысль высказана Пауло Коэльо: «то, что делает жизнь интересной, является возможностью реализовать свои мечты».

Литература.

1. Аронсон Э., Уилсон Т. Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы. Поведние человека в социуме. Москва, Олма прес, 2004.

2. Балканска, П., Психологът в помощ на мениджъра, Здравен мениджмънт, том 4, 5, 2004, 26-29.

3. Балканска П., Психологични подходи в здравния мениджмънт, София, Булвест 2000, 2009.

4. Балканска, П., Има ли дефицит на лидери в здравеопазването? ММ /Медицински меридиани/, 2, 2010, 33-36.

5. Балканска, П., Защо е необходим модел за развитие на лидерски компетенции в сферата на здравеопазването?, Здравна политика и мениджмънт, ISSN1313-4981, том 11, 3, 2011, 19-25.

6. Балканска, П., Я. Проданова, К. Попова, Компетентностен профил на ефективния лидер, Здравна политика и мениджмънт, 2010, том 10, 4, 100-103.

7. Борисов,В., Стратегически мениджмънт, София,Фирмест,

2006.

8. Воденичаров,Ц., 7-те разлики между медика и мениджъра, София, ДАК, 2003.

9. Adair, J. How to Grow Leaders: The Seven Key Principies of Effective Leadership Development, Kogan Page. 2005.

10. Boyatzis, R. E., Kolb, D. A. Learning Skills Profile, TRG Hay/McBer., 1993.

11. Boyatzis, R.E., Cowen, S.S., Kolb, D.A.Innovation in Professional Education, McBer &Company, 1998.

12.J.Health Management URL: http://jhm.sagepub.com/icons/home/top.gif.

© П.Балканска, Н.Георгиев, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.