Психологические науки
Статьи. Прикладные исследования по психологии
УДК 378, 159.9.
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (СОФИЯ)
Попов, Т., Янева, Р., Александрова, М., Гагова, П. (Болгария, София)
The resume. In the message the history of creation of faculty of public health is presented. The message basis is represented by a question of the informed choice of a trade and research of motivation of mastering by a trade at training at faculty of public health. Empirical research represents comparison of data on students of previous research of 2006 and present students. 300 students have been included in research - I, II and III courses of specialities «Public health services and management of health», «Management of public health services», "Nurses" and "Midwifes" in total. Digital and graphic results of research are presented.
Keywords: motivation, training specialities, faculty of public health, informing on a trade.
Факультет общественного здравоохранения является одним из четырех отделов в Медицинском университете Софии -старейшей и наиболее престижной академической организации в области медицины и здравоохранения в Болгарии. Он был создан при поддержке Пакта о стабильности в партнерстве с ведущими институтами стран Европейского союза и ВОЗ в 2001 году постановлением Совета министров № 160 от 20 июня путем преобразования, созданного в 1995 году факультета «Сестринское дело». В подготовительный период, начиная с начала 90-х годов XX-го в., для выполнения проектов в рамках программы PHARE, активно участвуют подразделения технической помощи со стороны ЕС. В глобальном плане эти процессы вносят вклад в подготовку и
осуществление реформы системы здравоохранения в Болгарии, и в частности системы специальной подготовки нового типа медицинских работников, максимально соответствующих европейским требованиям и стандартам с соблюдением соответствующих параметров: - образование, компетенций, квалификации и профессионализма в области общественного здравоохранения. Все это является определяющим в числе главных приоритетов Департамента Здравоохранения [1, с. 17].
Информация о данной профессии содействует профессиональной ориентации и выбору профессии молодыми людьми для соответствующей подготовки кадров и содействует развитию познавательной мотивации. Именно она является внутренним «подстрекателем» и двигателем в обучении.
Правильный выбор профессии («нужного человека на нужное место») имеет решающее значение, как для самого человека и его судьбы, так и для общества в целом, через участие человека в нем.
Правильный выбор влияет не только на качество профессиональной деятельности и ее результаты, но связан также с удовлетворением индивида, осваивающего данную профессию, с его социальным статусом, чувством собственного достоинства, престижем и процветанием [6, с.31].
Правильный выбор обучения соответствующей профессии, отвечающий личным качествам, потребностям и возможностям, в значительной степени гарантирует успех обучения. Не исключена возможность, однако, зарождения интереса и положительного отношения в процессе учебной деятельности. Важную роль в таких случаях играют преподаватели. В. Гюрова определяет учителя как "ключевой механизм, мотивирующий фактор" [3, с.16].
«Ориентация на данную профессию обусловлена желанием, тенденциями к ней, ведомая мотивами, но поддерживаемая (управляемая) готовностью к профессиональной деятельности, как позиции, селективного отношения, мобилизации
психофизиологических сил человека» [5, с.42].
Необходимо подчеркнуть тот факт, что готовность к работе
связана с предварительной информацией об этой деятельности. А также - с некоторой подготовкой, как психической, так и практической. Этот момент связан с профессиональной направленностью личности и ее предполагаемыми целями. Решающее значение для профессионального обучения имеет предварительная информированность об определенной профессии и осознания желания учиться [7, 37].
Успех учебной деятельности зависит от многих факторов, как объективных, так и субъективных, относящихся как к студентам, так и к преподавателям.
Роль индивидуально-субъективного фактора значительно возросла. В процессе обучения студентов возникла необходимость в том, чтобы обучаемый был равной активной стороной, став движущей силой в собственном развитии и образовании. И это в значительной степени достигается при наличии положительной мотивации к обучению и желании участвовать в процессе обучения за счет собственной активной учебной деятельности.
Суть учения двояка. Обе стороны в образовании - учитель с его стилем, методами и содержанием обучения и студенты с их стилями обучения и способностями, являются предпосылкой для результатов процесса обучения.
В основе обучения стоит «отношение к нему, которое психологически выражается через мотивы действий ... Это первый и структурообразующий компонент сложной и динамичной системы - процесса обучения», пишет Л. Досев [4, с.72].
Мотивация, известная как внутренняя вызывающая сила, является динамичным определяющим в той или иной степени деятельность человека, его внутреннюю и внешнюю деятельность и поведение [2].
Мотивация является динамичным явлением. Мотивы рождаются, растут и изменяются. Отношение к самой деятельности, знания о ней (в данном случае - школы), а также и интерес определяют в большой степени и результативность обучения [6, 18].
Как известно, мотивация как компонент, тесно связан со всеми звеньями обучения. Он имеет «интегральное значение» [4
с.72].
У студентов, интерес к данной профессии, специальности, возможности для профессионального развития и социального процветания играют большую роль в их мотивации к учебе. Их мотивы не всегда понятны и определены. Учителя играют большую роль для их утверждения и развития. В. Гюрова [3, с.13], обращая особое внимание на этот факт, говорит о том, что учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности учащихся и «учитывать изменения в их отношении, ожиданиях и ролях».
Л. Досев [4, с.72] объясняет, что мотивы деятельности проявляются в отношении к обучению.
Значение отношения играет важную роль. Это «внутренняя, индивидуальная, субъективная, избирательная позиция к учебной деятельности и объектам, непосредственно связанных с ней» [4, с.73].
Положительное отношение является необходимым условием для позитивных результатов обучения. Отношение к обучению связано с личностью человека, с его общим отношением к действительности, самому себе. Это связано с его духовными ценностями, интересами и ориентацией.
Отношение к обучению, кроме сознательного характера, имеет некоторые бессознательные компоненты. Это напрямую связано с готовностью к деятельности, с интересами и увлечениями.
Целью настоящего исследования является определение уровня академической мотивации студентов степени «бакалавр» очного обучения на факультете общественного здравоохранения в медицинском университете Софии и сравнение с предыдущим исследованием 2006 г. по уже устоявшейся методологии.
Материалы и методы:
Для более детального изучения мотивов студентов к обучению был использован вопросник «Академическая мотивация» А. Величкова, предназначенный для изучения мотивации студентов к обучению. Анкета является анонимной.
«Данный метод», говорит А. Величков, «предназначен для измерения академической мотивации, понимаемая как
конструкция, которая описывает общие мотивационные состояния, генерируемые и связанные с преподаванием предмета» [9, 45].
Анкета была разработана на основе одиннадцати мнений. Семь из них имеют содержание, которое отвечает высоким академическим мотивациям. Содержание других четырех имеет противоположное значение.
В упомянутой выше книге [9, с.48] автор подробно объясняет содержание метода и дает ключ к нему для оценки результатов.
Детальный анализ данных (ответы на отдельные заявления, сделанные в градусах и процентах) дает информацию об отношении студентов к образованию и их участию в процессе обучения.
По мнению автора использованного в данном исследовании метода, он «помогает изучению факторов, способствующих или препятствующих формированию высокой академической мотивации и отслеживанию ее динамики в университетском образовании» [9, 45].
В исследование было включено в общей сложности 300 студентов - I, II и III курсов специальностей «Здравоохранение и управление здоровьем», «Управление здравоохранением», «Медсестры» и «Акушерки».
Мы провели математическую и статистическую обработку и сравнительный анализ состояния и уровня академической мотивации студентов этих дисциплин - очная форма обучения. Детальный анализ данных (ответы на отдельные заявления, сделанные в градусах и процентах) дает информацию об отношении студентов к образованию и их участию в процессе обучения.
Корреляции результатов соответствующих групп академической мотивации (критерии, указанные автором в зависимости от ответов на ekzaminiranite) дает возможность для точного причисления к данной группе в зависимости от оценки в баллах.
Результаты и обсуждение: Для сопоставления с данными исследования, проведенного в 2006 году, представляем средние показатели методологии Таблица 1.
Таблица 1. Средние показатели исследований академической мотивации - разделенных на группы за 2006 г.
Группы № % х
Группа с низкой академической мотивацией 7 4,5 12 <=х= < 18
Группа с умеренной академической мотивацией 74 47,1 19 <=х= < 24
Группа с сильной академической мотивацией 76 48,4 25 <=х= < 33
В опрос, проведенный в 2006 году, включены в общей сложности 157 студентов.
Из проведенных математическо-статистической обработки и анализа фактического материала можно сделать ряд выводов.
В этом исследовании данных наблюдается отсутствие группы без академической мотивации. Как видно, все опрошенные студенты имеют общую мотивационную готовность к обучению по специальности, но у всех она на разном уровне.
48,4% опрошенных студентов попадают в группу «сильной академической мотивации».
Около половины респондентов (51,6%) попадают в группу с «низкой» и «умеренной академической мотивацией».
Эти результаты приводят к неизбежным вопросам, «каковы» причины этого? С одной стороны, они могут «прятаться» в преподавателе - носителе академических знаний и ведущем субъекте в обучении, а с другой - в отношении и мотивации студентов, участвующих в процессе обучения.
В таблице 2 представлены средние показатели методологии этого исследования.
Эти данные не указывают на присутствие группы без академической мотивации, что является положительным фактом.
Одна четверть (27,4%) респондентов попадают в группы с «низкой» и «умеренной мотивацией».
Очень впечатляющим является тот факт, что 72,6% опрошенных студентов попадают в группу «сильной
академической мотивации».
Таблица 2. Средние показатели научных исследований мотивации - распределение по группам.
Группы № % х
Группа с низкой академической 9 3,2 12 <=х= < 18
мотивацией
Группа с умеренной 68 24,2 19 <х = = <
академической мотивацией 24
Группа с сильной академической 204 72,6 25 <=х= < 33
мотивацией
Рисунок 1. Распределение суммарных баллов исследуемой академической мотивации
Histogram
Mean =27,1 Std. Dev. = 4,056 N = 281
Примечание: Не проводилось суммирование оценок в анкетах, где не хватает мнений, т. е. не получено ответа на один или другой вопрос, таким образом, остаются 281 респондентов. 19
студентов не ответили на некоторые вопросы, поэтому исключены из анализа.
В соответствии с мнением автора представленного метода, возникающая в случае общая положительная мотивационная готовность является показателем качества обучения по специальности. В то же время она является одним из предикторов успеха в учебе [3, 45]. В этом смысле результаты отличные.
Исследования некоторых показателей и факторов академической мотивации отражены в таблице 3.
90,33% всех студентов согласны с мнением о необходимости долгосрочных знаний по всем изучаемым предметам, 49,66% колеблются в своих ответах.
62,66% от всех тестируемых студентов регулярно посещают лекции, 31,33% - только тогда, когда они интересны, 4% - иногда им интересно, а 2% - никогда.
Необходимость в дополнительной литературе по изучаемым предметам наблюдалось в 51% всех опрошенных, 41,66% - иногда ищут такую, 5,33% - редко, а 2% - никогда.
По отношению к знаниям, которые стремятся получить, выделяются следующие группы: 5,03% студентов не имеют никакого желания получить больше знаний; 41,61% хотят получить знания. Остальные колеблются в ответах - 41,94%, из которых 11,4% скорее согласны с тем, что их знания в рамках «необходимого минимума».
Таблица 3. Группировка данных от мнений (в степени и процентах, при п = 300)
степень 1 3** 6 * 11
0 0,33 1,34 2,00 0,66
1 0,66 9,39 4,00 2,67
2 8,66 39,59 31,33 14,04
3 90,33 49,66 62,66 82,60
степень 2 9 10
0 2,00 9,33 9,33
1 5,33 20,33 12,66
2 41,66 44,00 36,00
3 51,00 26,33 42,00
степень ** 4 * 5 * 7 8*
0 41,61 49,16 51,17 82,60
1 41,94 32,44 30,10 13,37
2 11,40 12,04 10,70 2,34
3 5,03 6,35 8,02 1,67
1 * - 1 без ответа, 2 ** - 2 без ответа
Легенда:
Предложение 1 - стремление к прочным знаниям Предложение 3 - желание высокой успеваемости Предложение 6 - регулярно посещает лекции Предложение 11 - ведет конспект Предложение 2 - ищет дополнительную литературу Предложение 9 - запрашивает дополнительную информацию у учителя
Предложение 10 - посещает библиотеки, Интернет Предложение 4 - учит в рамках минимума Предложение 5 - не интересуется теоретическими подробностями
Предложение 7 - не посещать лекции, когда ему не интересно
Предложение 8 - ему все неинтересно Положительный вывод, что 82,60% респондентов регулярно ведет записи во время лекций для приобретения постоянного знания и понимания материала; 14.04 - нерегулярно, 2,67% - иногда. Только 0,66 студентов слушают лекции, не ведя никаких записей.
Исследование показало, что 49,66% (половина) студентов хотят иметь высокий уровень успеха по всем изучаемым предметам, 39,59% - только по тем, которые интересы. Остальные студенты - 9,39 % заинтересованы только в успехе по отдельным
предметам, а 1,34% - «не интересуются оценками».
Есть студенты, которые ищут дополнительную информацию у учителей по изучаемому материалу: постоянно - 26,33%, часто -44%, иногда - 20,33% и не ищут - 9,33%.
О предполагаемом использовании информации из Интернета и поиске дополнительной литературы в библиотеках получены следующие данные: 42% регулярно ищут дополнительные знания, 36% - в большинстве случаев, 12,66% -иногда, а 9,33% - никогда.
8,02% студентов говорят, что когда им не интересно, пропускают лекции, семинары и занятия; 10,7% - иногда, 30,1% -редко, 51,17% - в отдельных случаях.
Есть и такие студенты, которые говорят, что все, что учат им неинтересно и даже удивляются, какой смысл в обучении - 2,34%, 13,37% из них часто задают этот вопрос, но у большинства респондентов - 82,60 % нет сомнений.
Не интересуются теоретическими деталями по предметам 6,35% опрошенных, 12,04% колеблются в своих ответах, 46,16% -интересуются, а 32,44% - иногда.
Как показано в таблице 3., интерес к образованию играет большую роль в академической мотивации, а также и позитивное отношение к учебе и школьным обязанностям. Они провоцируют активное, целенаправленное поведение, инициативность, любознательность, стремление к успеху и высокий спрос на дополнительную информацию по изучаемому материалу.
Анализ мнений (степень согласия с ними студентов), показывает важность фактора «знание» (представление о будущей профессии и специальности), кроме фактора «интерес и позитивное отношение к учебным обязанностям». Отсутствие этих компонентов ведет за собой низкий интерес к учебному успеху, посещаемости занятий, участие в учебной деятельности, стремление к высокой успеваемости и желание получения дополнительных знаний по изучаемому предмету.
Но помимо этого, мы не можем отбросить подозрения, что негативное отношение или отсутствие интереса, минимализм и
низкие требования к себе и работе отражаются на формировании личности молодых людей, и способствует развитию отрицательных качеств.
Вывод:
Из исследования видно, что самая большая группа студентов с сильной академической мотивацией - 72,6%, далее следуют студенты с умеренной мотивацией - 24,2%, низкий уровень мотивации - только у 3,2%.
Высок процент студентов в изучаемых специальностях дневного обучения на факультете общественного здравоохранения в МУ Софии, у которых выявлен высокий уровень академической мотивации, что является отличным показателем качества обучения.
Замеченный высокий уровень академической мотивации у студентов, участвующих в исследовании, также является предиктором успеваемости.
Существование оптимальной академической мотивации у студентов для получения необходимых теоретических и практических знаний является одним из параметров для достижения эффективности обучения. Полученные в результате обследования данные о состоянии академической мотивации учащихся обследованных групп, намечают тенденция к продолжению в том же духе реализации активной стратегии в направлении стимулирования адаптивной активности (мотивации успеха), и проявлении творчества (система внутренних когнитивных потребностей), для уменьшения в будущем числа студентов со средней и низкой академической мотивацией.
Если в прошлом желание к данной профессии определялось исключительно экономикой, то сегодня основное внимание обращено к личным возможностям, потребностям и интересам индивида с учетом его конкурентоспособности. Это дает предварительную диагностику особенностей индивида с учетом его соответствующей профессиональной целесообразности.
Литература:
1. Александрова, М. Съвременни тенденции в обучението на медицинските сестри, София 2007, 90 с.
2. Батоева, Д., Т. Попов, Е. Драголова, Педагогическа и психологическа диагностика, „Аскони-издат", София, 2006 г.
3. Гюрова, В., Андрагогиа, Изкуството да обичаме възрастни, изд. „Универсал Друмев", С., 1998 г., 383 с.
4. Десев, Л., Психология на учебния процес, изд. СУ - ЦИУУ, С., 1993 г., 239 с.
5. Михайлов, М. Професията учител, ориентация, пригодност, реализация, София, 1996 г., изд. ЦИУУ - УИ „Св. Климент Охридски", 119 с.
6. Попов, Т., Обучаваният в сферата на общественото здраве (диагностични аспекти), Хабилитационен труд, С., 2006 г., 277 с.
7. Попов, Т., Студентьт като субект на обучението, изд. „Везни", С., 2006г., 171 с.
8. Попов, Т., Мотивацията за учене на студентите, обучавани в системата на общественото здраве, сп. „Здравен мениджмънт", 2006 г., том. 6, кн. 2, стр. 55-59.
9. Радославова, М., А. Величков, Методи за психодиагностика, изд. „Пандора прим", С., 2005 г., 162 с.
© Т. Попов, Р. Янева, М. Александрова, П. Гагова, 2013. — • —
УДК 343.97 378
ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
П. Трендафилова (Болгария, София)
Аннотация: Насилие в семье становится все более распространенной проблемой, с которой сталкиваются работники здравоохранения в своей повседневной работе. Этот тип насилия используется для достижения власти и контроля над жертвой. Оно может включать в себя все перечисленные виды насилия - физическое, эмоциональное, сексуальное, экономическое. Около 95% жертв домашнего насилия составляют женщины. Конкретные группы женщин особенно подвержены риску насилия со стороны своего