2. Батоева, Д., Т. Попов, Е. Драголова, Педагогическа и психологическа диагностика, „Аскони-издат", София, 2006 г.
3. Гюрова, В., Андрагогиа, Изкуството да обичаме възрастни, изд. „Универсал Друмев", С., 1998 г., 383 с.
4. Десев, Л., Психология на учебния процес, изд. СУ - ЦИУУ, С., 1993 г., 239 с.
5. Михайлов, М. Професията учител, ориентация, пригодност, реализация, София, 1996 г., изд. ЦИУУ - УИ „Св. Климент Охридски", 119 с.
6. Попов, Т., Обучаваният в сферата на общественото здраве (диагностични аспекти), Хабилитационен труд, С., 2006 г., 277 с.
7. Попов, Т., Студентьт като субект на обучението, изд. „Везни", С., 2006г., 171 с.
8. Попов, Т., Мотивацията за учене на студентите, обучавани в системата на общественото здраве, сп. „Здравен мениджмънт", 2006 г., том. 6, кн. 2, стр. 55-59.
9. Радославова, М., А. Величков, Методи за психодиагностика, изд. „Пандора прим", С., 2005 г., 162 с.
© Т. Попов, Р. Янева, М. Александрова, П. Гагова, 2013. — • —
УДК 343.97 378
ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ БЫТОВОГО НАСИЛИЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
П. Трендафилова (Болгария, София)
Аннотация: Насилие в семье становится все более распространенной проблемой, с которой сталкиваются работники здравоохранения в своей повседневной работе. Этот тип насилия используется для достижения власти и контроля над жертвой. Оно может включать в себя все перечисленные виды насилия - физическое, эмоциональное, сексуальное, экономическое. Около 95% жертв домашнего насилия составляют женщины. Конкретные группы женщин особенно подвержены риску насилия со стороны своего
партнера. Основную группу среди них составляют беременные женщины - 25% жертв подвергались насилию в первый раз во время беременности. Целью обучения по вопросам насилия в семье во время беременности является помощь медицинским работникам в определении, динамике и противодействии насилию в семье, получение возможности эффективно вмешиваться и ефективно бороться с ней.
Ключевые слова: насилие в семье (DV), беременность, обучение медицинских специалистов.
Насилие в семье становится все более распространенной проблемой, с которой сталкиваются работники здравоохранения в своей повседневной работе. Домашнее насилие представляет собой насилие по отношению к партнеру или насилие в семье. Оно характеризуется как форма разрешения конфликтов или осуществление власти, соответственно, подчиняя членов семьи одному авторитету.
Этот тип насилия используется для достижения власти и контроля над жертвой. Оно может включать в себя все перечисленные виды насилия - физическое, эмоциональное, сексуальное, экономическое. Около 95% жертв домашнего насилия составляют женщины. Насилие в семье происходит с одинаковой частотой во всех социально-экономических, расовых и этнических группах. Установлено, что сообщество относится толерантно к насилию. Исследования показывают, что, по крайней мере, один раз в год, одна из двух семей, переживает эпизод домашнего насилия. [3]
По статистике, каждая четвертая женщина в Великобритании стала жертвой насилия в семье, по крайней мере, один раз в своей жизни (Mirrlees-Black, 1999). Согласно официально опубликуванным данным, в среднем каждую минуту в полицию поступает сообщение о насилии в семье (Станко, 2000). [10]
Это преступление имеет самый высокий процент рецидива в Великобритании (Kewshaw и др., 2000). [8]
Почти половина всех убийств женщин осуществляется нынешним или бывшим партнером и в среднем две женщины в неделю
убиты своим интимным партнером (Coleman и др., 2006). [2]
Исследования, проведенные параллельно в Финляндии, Германии, Литве и Швеции установили, что от 21% до 33% женщин в возрасте от 20 до 59 лет подвергались физическому насилию со стороны нынешнего или бывшего партнера. Только за последние 12 месяцев насилие со стороны нынешнего или бывшего партнера потерпели от 3% в Германии и Франции до 5% в Швеции и 7% в Финляндии. По той же возрастной группе, данные показывают, что 11,5 % женщин в Финляндии, 6,5% в Германии, 7,5% в Литве и 6,2% в Швеции когда-то в жизни потерпели сексуальное насилие. [2]
Насилие в семье является одной из основных социальных и санитарных проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в социальной области и в здравоохранении в своей повседневной работе. (Пучков и др., 2009; Haggblom и др., 2005; Holt, 2003; Фергюсон и O'Reilly, 2001; Хамфрис, 2000).
Существуют некоторые конкретные группы женщин, особенно подверженые риску насилия со стороны своего партнера. Это беременные женщины (25% жертв были объектом насилия в первый раз во время беременности), женщины с проблемами психического здоровья (до 64% госпитализированных женщин с психическими заболеваниями подвергались физическому насилию), женщин-эммигрантов, женщин-инвалидов и пожилых женщин [3].
Беременные женщины особенно подвержены риску насилия со стороны своего партнера. Из всех женщины, подвергшихся насилию в семье, 25% впервые подвергались насилию во время беременности.
Было установлено, что в период беременности и в начале семейной жизни с маленькими детьми повышается риск насилия. Риск насилия возрастает во время декретного отпуска, по сравнению со статистикой среднего уровня насилия.
4% женщин, которые испытали насилие, твердят, что злоупотребление началось во время беременности. Другие 4% сообщают, что злоупотребление началось, когда их дети были в возрасте менее одного года. Более 10% мужчин-деспотов
проявляли насилие по отношению к своим партнершам во время беременности. (Heiskanen и Piispa 1998).
Насилие в отношении беременных женщин часто сосредоточено на области живота и гениталиях, так что травмы не видны на первый взгляд и скрыты под одеждой. (Perttu С. и В. Kaselitz 2006). [9]
От специалистов в области здравоохранения требуется большая информированность о проблемах, связанных с насилием в семье. Нужно дополнительное обучение для определения проблемы, ее профилактики и оказанию поддержки пострадавшим и их семьям.
Большинство женщин не рассказывают медицинским работникам о том, что стали жертвами насилия со стороны интимного партнера, хотя чаще всего обращаются за помощью именно к ним. Так как большинство медицинских работников при обычных осмотрах не задают прямых вопросов о насилии со стороны интимного партнера, поэтому большинство случаев остаются незамеченными (Вакха и др., 2004). Вопросник для скрининга опыта специалистов в области здравоохранения являются полезными в исследовании насилия в интимных отношениях и насилия в отношении детей. Эти анкеты для определения насилия во время беременности основаны на исследованиях, проведенных в Финляндии, а также и исследовании насилия (AAS) (McFarlane и Parker, 1994).
Вопросник сосредоточен на поведении партнера. В дополнение к вопросам, связанным с физическим и сексуальным насилием, также включены вопросы о наличии контролирующего поведения со стороны партнера и о психологическом насилие. Именно они наиболее часто приводят к физическому насилию и часто являются признаками физического и/или сексуального насилия [2] .
Рекомендации для специалистов здравоохранения при установлении насилия в семье среди беременных женщин:
> Необходимо создать условия, предрасполагающие беременных женщин делиться более личной информацией;
> Создание чувство доверия, безопасности и охраны в лице врача-специалиста;
> Крайне важно, чтобы осмотр и сопровождающая его беседа с беременной женщиной проводилась «тет-а-тет», без присутствия партнера, который считается потенциальным насильником;
> Необходимо объяснить беременной женщине, что домашнее насилие случается со многими женщинами;
> Вопросы задаются очень осторожно, внимательно наблюдая поведение беременной женщины;
> Вероятность отречения с ее стороны очень высока, но это не обязательно означает, что она не является жертвой насилия;
> Избегайте давать любые оценки ее поведению, поведению ее партнера, и т.д.;
> Убедите ее, что ничего из того, что она вам рассказали, не будет обсуждаться с ее партнером;
> Предложите ей различные варианты поведения;
> Постарайтесь обеспечить ей максимальную безопасность;
> Ни на минуту не подвергайте риску ее безопасность;
> Рассмотрите с ней различные варианты стратегий поведения после ее выхода из больници;
> Проверьте, что ей нужно и пытайтесь быть полезным;
> Направьте ее к соответствующим специалистам и в неправительственные организации, которые могут ей помочь и поддержать;
> Дайте ей информацию (телефон, адрес и т.д.), где она может получить помощь, если это необходимо (психологическая поддержка, жилье, консультирование и т.д.).
> Узнайте ее конкретные потребности и окажите поддержку, соответствующую этим потребностям (например, женщине-эммигрантке, которая не говорят на языке, можете предложить языковые курсы или консультации, и т.д.).
> Запишите ее адрес, номер телефона и пытайтесь связаться с ней в удачное время, не подвергая ее опасности;
> Объясните ее партнеру, что, учитывая ее состояние, может быть, необходимо посещать ее на дому для наблюдения за беременностью;
Огромное значение для медицинских работников имеет точный учет травм и отметки о полученной информации о совершенном насилии. Это необходимо по следующим причинам:
❖ Эти документы могут быть ценным доказательственным материалом в суде, если женщина попросит правовой защиты или если против ее партнера-обидчика будет возбуждено дело.
❖ При необходимости судебного дела о попечительстве или доступа к детям, если партньеры живут раздельно.
❖ Досие в больнице обеспечивает наблюдение возможных будущих травм, ухудшения ее состояния, выкидыше, преждевременных родах или смерти жертвы.
❖ Визиты в больницу дает ценную информацию об эскалации риска, частоте насилия и возможных осложнениях.
Способ ведения этой документация должен соответствовать принципам добросовестной практики. Мы не должны забывать, что эта информация является строго конфиденциальной.
Документация со стороны медицинских работников должна отражать характер и расположение повреждений, наличие новых травм, шрамов или следов старой травмы, использование карт тела для регистрации и подробного словесного описания.
В документацию должны быть включены краткие описания жертвы (беременная женщина) о том, каким образом она ранена и кто причинил ей травмы. Следует иметь в виду, что жертвы часто неохотно делятся такой информацией. Часто они лгут о том, как произошел «инцидент», опасаясь последствий, если обидчик узнает. Наиболее распространенные объяснения: «Я упала с лестницы». В досие беременной женщины должно фигурировать имя обидчика и его отношения с потерпевшей (пациенткой). Если это возможно, записать время, дату и место инцидента и
возможных свидетелей, если таковые имеются. Информация о том, была ли вызвана полиция и о появлении полиции, если таковые имеются. Информация об используемом оружии, если таковое имеются и другие детали.
Надо отметить здесь ли история о прошлом злоупотреблении в отношениях (по данным потерпевшей) и когда это произошло, если таковые имеются, а также и обстоятельства, связанные с ним.
Если есть расхождения и несоответствия между информацией, предоставленной жертвой и травмами, а также и существующие потенциальные возможности их появления, документация должна содержать эту информацию.
Часто в насильственных отношениях чередуются периоды агрессии и жестокого обращения и мирные периоды. Это явление известно в литературе как «промежуточное подкрепление». Эти так называемые «светлые периоды в отношениях» приводят к эмоциональной привязанности, которая снижает способность жертвы принимать самостоятельные решения.
Периоды насилия вызывают отчаяние и беспомощность, а мирные периоды приносят облегчение и надежду. (Совет по положению женщин северо-восточных территорий, 1995)
Индивидуальное консультирование имеет важное значение для безопасной и эффективной практики. Основные принципы, опирающиеся на сильные стороны, подходят для таких консультаций, потому что они укрепляют собственные стратегии женщин и, следовательно, повышают ее самооценку и уверенность, которая поможет ей принять долгосрочные решения для обеспечения ее собственной безопасности и безопасности своих детей. Но консультации не должны останавливаться после того, как женщина получила постановление о защите или ушла от своего партнера. Это самое опасное время для травмированной женщины, время, когда она нуждается в наиболее серьезной защите. Партнер женщины может убеждать ее вернуться, к нему, чтобы дать еще один шанс их отношениям или она может быть подвержена пыткам и преследованиям с его стороны. Там могут быть текущие юридические трудности в доступе к детям. Все эти
проблемы могут мешать в принятии решения и требуют постоянной поддержки и «безопасного места», где она может обсудить свои страхи и опасения.
В то время как некоторые женщины могут оставить своего партнера после первого раза, когда она пострадала физически, большинство женщин начинают процесс, в котором стремятся найти смысл в насилии, для того, чтобы продолжать свои отношения и сохранить целостность своего дома и семьи. Кроме желания сохранить семью, женщины указывают на ряд правовых, экономических и социальных барьеров к разрыву. [3]
В заключение мы можем сказать, что все эти инциденты и возможные риски еще больше осложняют работу медицинских экспертов. Именно поэтому они должны быть хорошо обучены и подготовлены для конкретной работы с жертвами домашнего насилия. Раннее распознавание симптомов злоупотребления могут иметь решающее значение в обеспечении безопасности беременных женщин - жертв насилия и здоровья их будущего ребенка.
Литература:
1. Allen M., H. Hellbernd, S. Huschka, S. Jenner, S. Perttu, T. Savola. Преподаватели по социални и здравни грижи срещу насилието. Ръководство за преподаватели. Под редакцията на П. Трендафилова, ISBN 978-952-10-6208-7, 2010.
2. Allen M., S. Perttu. Наръчник за преподавателите по социални и здравни грижи. Под редакцията на П. Трендафилова, ISBN 978-952-10-6209-4, 2010.
3. Трендафилова П. Насилието срещу интимния партньор (специфични особености, предпоставки за възникване, идентификация и превенция). Монография. ISBN: 978-954-2918-516, С., 2012.
4. Domestic Violence: A Health Issue: Guidelines for Hospital Staff (2004) St. Columcille's Hospital, Dublin.
5. Haggblom, A.M.E.,Hallberg, L.R.M. and Moller, A.R. (2005) Nurses' Attitudes and Practices towards abused women. Nursing and Health Sciences7, 235-242.
6. Heise, L. and Garcia-Moreno, C. (2002) 'Violence by Intimate Partners', in E. Krug, L. Dahlberg, J.A. Mercy, A.B. Zwi and R. Lozano (eds), World Report on Violence and Health, Geneva: WHO.
7. Humphreys, C. and Stanley, S. (eds) Domestic Violence and Child Protection: Directions for Good Practice, London: Jessica Kingsley, 2006.
8. Kewshaw, C., Budd, T., Kinshott, G., Mattison, J. Mayhew, P. and Myhill,A (2000) The 2000 British Crime Survey: England and Wales. Home Office Statistical Bulletin 18/100. London. Home Office.
9. Perttu., S and Kaselitz 2006, V. Addressing Intimate Partner Violence: Guidelines for Health Professionals in Maternity and Child Health Care University of Helsinki.
10. Stanko, E. (2000) 'The Day to Count: A Snapshot of the Impact of Domestic Violence in the UK', Criminal Justice, 1, 2.
11. Tufts, K. A., Clements, P. T. and Karlowicz, K. A. Integrating intimate partner violence content across curricula: Developing a new generation of Nurse Educators. Nurse Education Today, 29, 2009, 40-47.
12. WHO: World Report on Violence and Health, E. Krug, L. Dahlberg, J.A. Mercy, A.B. Zwi and R. Lozano (eds), Geneva, 2002.
13. World Health Organisation, Regional Office for Europe 2005. Prevention of injuries in the WHO European Region. Resolution EUR/RC55/R9.
14. URL:
http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf file/D017/B8100/RC55 ere s09.pdf
© П. Трендафилова, 2013.
— • —
УДК 159.9 613.24
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЖИМА ПИТАНИЯ
Е.Воденичаров, А.Воденичарова, З.Савова (София, Болгария) Резюме. Проблема избыточного веса и ожирения