Научная статья на тему 'Насилие со стороны интимного партнера, направленное против пациенток врача общей практики'

Насилие со стороны интимного партнера, направленное против пациенток врача общей практики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАСИЛИЕ СО СТОРОНЫ ИНТИМНОГО ПАРТНЕРА / ЖЕНЩИНЫ / ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ / ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лохматкина Н. В.

В статье рассмотрены медико-социальные аспекты проблемы насилия со стороны интимного партнера, направленного против женщин, актуальные для общей врачебной практики. Представлены операционные определения насилия со стороны интимного партнера, его распространенность, влияние на здоровье и роль врача общей практики во вторичной и третичной профилактике. Приведено описание первого российского исследования распространенности насилия со стороны интимного партнера среди пациенток врача общей практики в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лохматкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Насилие со стороны интимного партнера, направленное против пациенток врача общей практики»

УДК 343.541-055.2:614.253.2

НАСИЛИЕ СО СТОРОНЫ ИНТИМНОГО ПАРТНЕРА, НАПРАВЛЕННОЕ ПРОТИВ ПАЦИЕНТОК ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Н.В.Лохматкина

ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава,

Россия

INTIMATE PARTNER ABUSE AGAINST FEMALE PATIENTS OF A GENERAL PRACTITIONER

N.V.Lokhmatkina

St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies, Russia

© Н.В.Лохматкина, 2007 г.

В статье рассмотрены медико-социальные аспекты проблемы насилия со стороны интимного партнера, направленного против женщин, актуальные для общей врачебной практики. Представлены операционные определения насилия со стороны интимного партнера, его распространенность, влияние на здоровье и роль врача общей практики во вторичной и третичной профилактике. Приведено описание первого российского исследования распространенности насилия со стороны интимного партнера среди пациенток врача общей практики в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: насилие со стороны интимного партнера, женщины, врач общей практики, исследование распространенности, совладающее поведение.

A problem of intimate partner abuse against women is described in the article with the focus on medical and social aspects important for general practitioners. Definition of intimate partner abuse, its population and clinical prevalence, impact on health, and the role of general practitioners in secondary and tertiary prevention are given. Goals, design, methodology, and hypotheses of the first Russian family medicine prevalence study are described. Keywords: intimate partner abuse, women, general practitioners, prevalence study, coping.

Насилием со стороны интимного партнера считается любое поведение в рамках интимных отношений, которое является причиной физического, психологического и сексуального ущерба для одного из участников этих отношений. Такое поведение может включать в себя следующее: 1) акты физической агрессии, такие как шлепки, нанесение ударов, пинки и избиение; 2) психологическое насилие — запугивание и постоянное унижение; 3) принудительный половой акт и другие формы сексуального принуждения; 4) различные формы контролирующего поведения, например, изоляция от семьи и друзей, управление действиями и ограничение доступа к информации и помощи [1]. Насилие со стороны интимного партнера имеет четкие гендерные признаки. Так, статистические данные США и Канады, полученные на основе опросов женщин и мужчин, сведений из судов и полицейских отчетов, демонстрируют, что женщины являются жертвами агрессии в 90-95% случаев [2]. В 48 обследованиях населения, проведенных в разных странах мира, от 10 до 69% женщин сообщали о физическом нападении на них их партнера-мужчины в тот или иной момент жизни. В 1996 г. 49-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию WHA49.25, объявившую насилие важнейшей и все более обостряющейся проблемой здравоохранения во всем мире. В этой резолюции Ассамблея обратила внимание на серьезные последствия насилия — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе —

для отдельных людей, семей, общин и стран мира, а также подчеркнула, что насилие наносит огромный ущерб сфере здравоохранения. Имеющаяся информация показывает, что у жертв бытовых и сексуальных форм насилия имеется больше проблем со здоровьем, что они тратят значительно больше денег на медицинские услуги, и что они в течение своей жизни чаще обращаются в отделения скорой помощи, чем те, кто не подвергался насилию. Такого рода ущерб существенно влияет на объем расходов системы здравоохранения [1].

Проблемы насилия в семье и насилия, направленного против женщин, стали обсуждаться в нашей стране только в последние годы. В России нет, и никогда не было официальной статистики по этому вопросу. По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30% общего числа умышленных убийств совершается в узком кругу близких людей. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами, предшествуют длительные семейные конфликты [3].

Почему проблема насилия со стороны интимного партнера важна для работников здравоохранения? Во-первых, насилие над женщинами более чем в 20% случаев имеет последствия для их здоровья. Оно может отразиться на репродуктивном здоровье и на состоянии будущего поколения. И, наконец, для большинства женщин, подвергнувшихся насилию, врач нередко является единственным представителем медико-социальных

О р и г и ы а дь ы ы е научим® исследования

служб, к которому они могут обратиться за помощью, поддержкой и необходимой информацией [4]. Врач общей практики — это, пожалуй, единственный специалист, пациентами которого могут оказаться и пострадавшая женщина, и ее обидчик, и их дети, т.е. вся семья с домашним насилием. Согласно результатам зарубежных исследований в среднем один раз в неделю на прием к врачу общей практики приходит пациентка, испытывающая насилие со стороны интимного партнера в настоящее время. Женщин, переживших жестокое обращение в семье когда-либо в жизни среди всех пациенток семейного врача — до 39% [5]. Современный стандарт подготовки требует от врачей и медсестер общей практики знаний и навыков по выявлению и оказанию медико-психолого-социальной помощи женщинам, детям и семьям с фактором семейного насилия.

В 2005 г. в поликлинике ФГУЗ «Дальневосточный окружной медицинский центр Росздрава» (г. Владивосток) нами было проведено пилотажное исследование распространенности домашнего насилия среди пациенток неврологического кабинета с целью вовлечения медицинских работников учреждения в профилактику домашнего насилия. При сплошном одномоментном анкетировании 754 первичных пациенток 25,4% респондентов указали на опыт физического и/или психологического семейного насилия когда-либо в своей жизни. 40 женщин (5,3%) сообщили о физической агрессии со стороны членов семьи за последний год [6]. 186 врачей и медсестер этого же учреждения, никогда не обучавшихся медико-социальным аспектам домашнего насилия, заполнили анонимные анкеты, выявляющие их представления и убеждения относительно данной проблемы. Оказалось, что медицинские работники осуждают жестокое обращение с женщинами в семье, сочувствуют пострадавшим, высоко оценивают их способность к самостоятельным действиям и переменам в жизни. При этом они считают, что помогать таким женщинам должны исключительно социальные службы и правоохранительные органы [7].

В исследовании кризисного центра «Анна» основными причинами, удерживающими врачей от активного оказания помощи пострадавшим от насилия со стороны интимного партнера, является отсутствие знаний о том, что можно сделать в рамках медицинского учреждения и страх за собственную безопасность [8].

Таким образом, для российских врачей оказание медико-социальной и психологической помощи женщинам, пострадавшим от насилия — дело достаточно новое. Многие врачи, получившие образование и опыт работы в патерналистской модели здравоохранения полагают, что их обязанность — следить за физическим состоянием пациенток, а не за их «душевными» проблемами.

Между тем, в условиях российских сообществ с ограниченными ресурсами для пострадавших от насилия со стороны интимного партнера врачи первичного звена здравоохранения зачастую оказываются единственным источником психологической поддержки и необходимой информации о доступных специализированных видах помощи (юридическая, социальная, психологическая и психотерапевтическая).

Однако, с одной стороны врачи, не готовы к оказанию медико-психолого-социальной помощи женщинам, пострадавшим от насилия со стороны интимного партнера, с другой стороны, эти пациентки обладают таким личностными и психологическими особенностями, которые осложняют оказание им помощи. Для пациенток, пострадавших от домашнего насилия, характерна низкая самооценка, чувство вины и ответственности за действия обидчика. Они отрицают чувство гнева, испытываемое по отношению к обидчику, имеют серьезные реакции на стресс и психофизиологические жалобы, которые сами пациентки, также как и их врачи, не связывают с ситуацией жестокого обращения в семье [8].

На кафедре семейной медицины ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава с ноября 2006 г. проводится исследование «Женщины, их близкие отношения и здоровье», целью которого является установление распространенности насилия со стороны интимного партнера среди пациенток врачей общей практики Санкт-Петербурга (в связи с задачами вторичной и третичной профилактики). Параллельно изучаются стили и стратегии совладающего поведения у пациенток, пострадавших от насилия со стороны интимного партнера, с учетом их личностных особенностей. Под совладающим поведением понимается индивидуальный способ взаимодействия личности с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией. Это разновидность социального поведения человека, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность [9]. Актуальность изучения совладающего поведения у данного контингента пациенток обусловлена необходимостью организации оптимальных психопрофилактических и психогигиенических мероприятий на самом первом этапе оказания медико-санитарной помощи.

Используются медико-социальный (анкетирование) и психологический методы исследования. Анонимное анкетирование проводится с помощью комбинированной шкалы насилия К.Хегерти (K.Hegarty) [10]. Адаптация и стандартизация шкалы проводится на отечественной клинической выборке в ходе исследования. Данная шкала поз- 41

воляет активно выявить у пациенток физическое, психологическое, сексуальное насилие со стороны интимного партнера, а также такую форму контролирующего поведения как преследование.

Психологический инструментарий включает: 1) опросник «Совладающее поведение в стрессовых ситуациях» (Endler&Parker, 1990, адаптация и стандартизация на отечественной популяции Т.А.Крюковой, 2001); 2) опросник способов совла-дания (Folkman & Lazarus, 1988); 3) Гиссенский личностный опросник (разработан в Психосоматической клинике Университета в Гиссене, 1968, повторно стандартизован в 1983, адаптация и стандартизация на отечественной популяции выполнена в Психоневрологическом НИИ им. В.М.Бехтерева, 1993).

В случайно выбранных 20 офисах общей врачебной практики Санкт-Петербурга проводится одномоментное анонимное анкетирование пациенток в возрасте от 15 до 70 лет. Объем выборки — 1000 человек. Каждый пятый респондент подвергается психологическому тестированию.

По результатам анкетирования с использованием комбинированной шкалы насилия эти 200 пациенток разделяются на две группы: с фактором насилия со стороны интимного партнера в анамнезе и без него. Определяются и сравниваются стили и стратегии совладающего поведения у пациенток двух групп. Рабочие гипотезы исследования состоят в том, что 1) в общей врачебной практике частота встречаемости пациенток, испытывающих насилие со стороны интимного партнера, составляет не менее 5% для последних 12 месяцев и не менее 25% — для всей жизни; 2) у пациенток, испытывающих на себе насилие со стороны интимного партнера, преобладает стиль совладающего поведения «отвлечение», ориентированный на избегание проблемы, одной из сторон которого должна быть склонность к поиску социальной поддержки.

Полученные данные позволят научно обосновать и разработать программу подготовки врачей общей практики вторичной и третичной профилактике насилия со стороны интимного партнера.

Литература

1. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / пер. с англ. под ред. Э.Г.Круга и др.— М.: Весь Мир, 2003.— 376 с.

2. Dobash R.E., Dobash R. Women, violence and social change.— London: Rout ledge, 1992.

3. Разорвать круг молчания. О насилии в отношении женщин / Под ред. Н.М.Римашевской.— М.: КомКнига, 2005.— 352 с.

4. Gender and health.— Geneva: WHO, 1998.— 76 p.

5. Intimate partner abuse and health professionals: new approaches to domestic violence. Eds.: G. Roberts, K.Hegarty, G.Feder.— Churchill Livingston, Elsevier, 2006.— 240 p.

6. Кривелевич Е.Б., Горшеев А.Н., Лохматкина Н.В. Домашнее насилие против женщин — пациенток неврологического кабинета поликлиники // Тихоокеанский медицинский журнал.— 2006.— № 3.— С. 51-53.

7. Горшеев А.Н., Кривелевич Е.Б., Лохматкина Н.В. Оценка готовности медицинских работников к оказанию помощи женщинам, пострадавшим от физического насилия в семье // Тихоокеанский медицинский журнал.— 2005.— № 2.— С. 46-50.

8. Писклакова М., Синельников А. Между молчанием и криком. История, культура, политика и домашнее насилие.— М.— 2004.— 208 с.

9. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения.— Кострома: «Авантитул», 2004.— 344 с.

10. Hegarty K, Sheehan V., Schonfeld C. A multidimensional definition of partner abuse: development and preliminary validation of the Composite Abuse Scale // Journal of family violence.— 1999.— Vol. 14.— № 4.— P. 399-415.

Адрес для контакта: [email protected]

Принята к печати 20.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.