Научная статья на тему 'Медико-социальное исследование качества сестринской помощи'

Медико-социальное исследование качества сестринской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1844
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / QUALITY / MEDICAL CARE / NURSING BUSINESS / MEDICAL SOCIAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голева Ольга Петровна, Федорова Г. В., Тасова З. Б., Сморжаник Е. Ю., Дулева И. Н.

В статье рассмотрены медико-социальные аспекты качества сестринской помощи. Проведено анкетирование среднего медицинского персонала областных и городских медицинских организаций Омска. Полученные материалы позволили оценить квалификацию среднего медицинского персонала, организацию обучения на рабочем месте и внутренний контроль знаний и умений в медицинских организациях. Результаты анализа могут быть использованы для разработки мер по оптимизации организационных решений в сфере управления качеством сестринского дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Голева Ольга Петровна, Федорова Г. В., Тасова З. Б., Сморжаник Е. Ю., Дулева И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The medical social study of quality of nursing care

The article considers medical social aspects of quality of nursing care. The questionnaire survey of nursing personnel of oblast and municipal medical organizations of Omsk was carried out. The results permitted evaluating qualification of nursing medical personnel, organization of personnel training at workplace and internal control of knowledge and skills in medical organizations. The results of analysis can be applied in development of measures concerning optimization of organizational actions in the area of management of nurse business quality.

Текст научной работы на тему «Медико-социальное исследование качества сестринской помощи»

2. Галеса С.А., Дьяченко В.Г. Управление производством стоматологических услуг в условиях рынка. Хабаровск: ООО Амури-бланкздат; 2008.

3. Дьяченко В.Г., Галеса С.А., Пьетрок М.Т., Павленко И.В. Введение в общую врачебную практику стоматологии: Учебное пособие. Тверь: Триада; 2009.

4. Тогунов И.А. К вопросу сегментирования рынка здравоохранения. Практический маркетинг. 1999; 7: 21—3.

5. Михайлова Н.В., Комаров Ю.М., Федорова Л.А. MC ИСО серии 9000:2000 как методология обеспечения качества медицинской помощи. Методы менеджмента качества. 2001; 3—4: 16—8.

6. Вагнер В.Д., Филимонова Л.Б. Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения. Рязань; 2010; вып. 13.

Поступила 01.12.2014

REFERENCES

1. D'yachenko V.G., Galesa S.A., Kurbet'ev S.G. Quality Management Services in Modern Dentistry: Textbook [Upravlenie kachestvom

uslug v sovremennoy stomatologii]. Khabarovsk: Amuriblankzdat; 2005. (in Russian)

2. Galesa S.A., D'yachenko V.G. Production Management of Dental Services in aMarket [Upravlenie proizvodstvom stomatologicheskikh uslug v usloviyakh rynka]. Khabarovsk: Amuriblankzdat; 2008. (in Russian)

3. D'yachenko V.G., Galesa S.A., P'etrok M.Т., Pavlenko I.V. Introduction to the General Practice of Dentistry: Textbook [Vvedenie v obshchuyu vrachebnuyu praktiku stomatologii]. Tver': Triada; 2009. (in Russian)

4. Togunov I.A. On the health care market segmentation. Prakticheskiy marketing. 1999; 7: 21—3.

5. Mikhaylova N.V., Komarov Yu.M., Fedorova L.A. MC ISO 9000:2000 as a methodology for ensuring the quality of care. Metody menedzhmenta kachestva. 2001; 3—4: 16—8. (in Russian)

6. Wagner V.D., Filimonov L.B. Social-hygienic Monitoring of Public Health [Sotsial'no-gigienicheskiy monitoring zdorov'ya naseleniya]. Ryazan'; 2010; Issue 13.

© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.253.52:616.082-058

Голева О.П., Федорова Г.В., Тасова З.Б., Сморжаник Е.Ю., Дулева И.В., Черникова Т.М. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ

ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия", 644043, Омск, Россия

В статье рассмотрены медико-социальные аспекты качества сестринской помощи. Проведено анкетирование среднего медицинского персонала областных и городских медицинских организаций Омска. Полученные материалы позволили оценить квалификацию среднего медицинского персонала, организацию обучения на рабочем месте и внутренний контроль знаний и умений в медицинских организациях. Результаты анализа могут быть использованы для разработки мер по оптимизации организационных решений в сфере управления качеством сестринского дела.

Ключевые слова: качество медицинской помощи; сестринское дело; медико-социальные аспекты.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (2):

Для корреспонденции: Голева Ольга Петровна, goleva50@mail.ru

Goleva O.P., Fedorova G.V., Tasova Z.B., Smorjanik E.Yu., Duleva I.N., Chernikova T.M.

THE MEDICAL SOCIAL STUDY OF QUALITY OF NURSING CARE The Omsk state medical academy, 644043 Omsk, Russia The article considers medical social aspects of quality of nursing care. The questionnaire .survey of nursing personnel of oblast and municipal medical organizations of Omsk was carried out. The results permitted evaluating qualification of nursing medical personnel, organization of personnel training at workplace and internal control of knowledge and skills in medical organizations. The results of analysis can be applied in development of measures concerning optimization of organizational actions in the area of management of nurse business quality. Key words: quality; medical care; nursing business; medical social aspects.

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravokhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (2): For correspondence: Goleva Olga, goleva50@mail.ru

Received 20.12.2014

Сестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами. Поэтому качество сестринского обслуживания является наиболее значимым аспектом качества медицинской помощи населению [1].

Процесс реформирования системы здравоохранения предусматривает повышение роли среднего медицинского звена, увеличение его самостоятельности. Сестринское обслуживание рассматривается как один из экономичных способов предоставления услуг в области здравоохранения. Развитие системы сестринского обслуживания является частью общей тенденции дальнейшего повышения экономической эффективности системы здравоохранения [2—4].

Понятие "качество сестринской помощи" неразрывно связано с лечебно-диагностическим процессом, поэтому сестринскому персоналу, от которого зависят эффективность лечения, реабилитация и выздоровление

пациента, в этом процессе отведена значительная роль. Очевидно, что необходимо оценивать правильность выполнения процедур, своевременность выполнения врачебных назначений, соблюдение санитарных норм, ведение документации, порядок в отделении в целом, но необходимо также проводить оценку соблюдения медицинскими сестрами этических норм, внимания к пациентам и их семьям [5].

Цель исследования — изучение качества сестринской медицинской помощи специалистами сестринского дела в зависимости от уровня квалификации, а также организация обучения и систематического контроля знаний и умений среднего медицинского персонала в медицинских организациях. Работа выполнена в рамках Государственного заказа Министерства здравоохранения РФ "Экономическая оценка вклада специалистов сестринского дела в оказание медицинской помощи различным категориям больных на примере Омской области".

Материалы и методы

Программой исследования было предусмотрено проведение анкетного опроса среднего медицинского персонала областных (областная больница, областная детская больница, областной онкологический диспансер, клинический медико-хирургический центр) и городских (городская многопрофильная больница, больница скорой медицинской помощи, городская детская больница) медицинских организаций. В исследуемую группу включены средние медицинские работники отделений терапевтического и хирургического профилей — палатные, процедурные, операционные и перевязочные медицинские сестры. Опрошено 86% палатных сестер, 71,8% процедурных, 81,4% операционных и 78,1% перевязочных сестер от числа работающих в этих отделениях. Всего в разработку включено 1108 анкет медицинских работников среднего звена.

При статистической обработке использованы альтернативный, корреляционный анализы, оценка достоверности различий на основе /-критерия Стьюдента.

Результаты исследования

Большая часть (95,3%) респондентов имеют среднее специальное образование, остальные — высшее сестринское. Почти половину (49,3%) опрошенных составляют средние медицинские работники со стажем более 15 лет, 31,9% имеют стаж работы от 5 до 14 лет, лица со стажем менее 5 лет составляют 18,8%. Большинство медсестер (34,7%) относятся к возрастной группе 30—39 лет, 20—29-летние составляют 24,9%, 40—49-летние — 25,9%, 50-летние и старше — 14,4%.

Уровень квалификации медсестер, принявших участие в исследовании, достаточно высок, только 16,2% из них не имеют квалификационной категории по специальности "Сестринское дело"; сестры с высшей и первой квалификационными категориями составляют 40,9 и 22,5% соответственно. Наиболее высокая доля квалифицированных медсестер отмечена в детских больницах. Так, в областной детской больнице 60% медсестер имеют высшую квалификационную категорию, в городской детской больнице — 52,4%, не имеющих категории 14,3 и 6,3% соответственно. Большинство (97,5%) респондентов имеют сертификат по специальности "Сестринское дело".

Для изучения заинтересованности среднего медицинского персонала в повышении качества работы респондентам были предложены вопросы, которые позволяли выяснить, насколько им нравится их профессия, а если нет, то почему. Среди опрошенных 90% были удовлетворены своей профессией, 1,2% относятся к ней безразлично, скорее не нравится профессия 2,8% респондентов, остальные затруднились с ответом. О заинтересованности медицинских сестер в профессии можно судить и по тому, как они стремятся к получению квалификационной категории и профессиональному росту. Среди тех, кому профессия медсестры не нравится, наиболее часто причиной являются низкая заработная плата (48,3%), наличие производственных вредностей, а именно контакт с дезинфицирующими растворами, биологическими жидкостями (19,4%), неудовлетворительные условия труда (8%), наличие аллергических реакций на лекарственные препараты и химические реактивы (7,5%). Только 10,9% медсестер отметили отсутствие заболеваний и отличное самочувствие. Более половины (56,3%) опрошенных медсестер редко болеют и обычно имеют хорошее самочувствие. В 18,4% случаев респонденты указали на наличие довольно частых заболеваний или чувство нездоровья, а у 14,4% медсестер

имеются хронические заболевания и самочувствие постоянно плохое.

Более 5% медсестер не удовлетворены своей профессией по причине сменного режима работы, у 2,3% медсестер не сложились взаимоотношения с врачами или администрацией больницы. Отсутствие перспектив профессионального роста в качестве причины отметили 2,5% респондентов. Наличие психологических сложностей в работе с пациентами и их родственниками у 5,8% опрошенных подчеркивает необходимость профессионального отбора при приеме на учебу.

Не у всех медсестер непосредственная работа совпадает с функциональными обязанностями, указанными в должностных инструкциях: 7,1% отметили, что совпадение частично и приходится выполнять работу, не всегда входящую в круг их обязанностей по должности. Значительную часть рабочего времени среднему медицинскому персоналу приходится затрачивать на оформление медицинской документации. Так, среди медсестер, работающих только в 1 смену, на оформление документации затрачивается до 44% рабочего времени, только во 2 смену — 8%.

Среди медсестер, которым нравится их работа, в 92,4% случаев их непосредственная работа совпадала с функциональными обязанностями, а у тех, кто недоволен ею только в 82,7% случаев (г = 0,34; р < 0,0001).

Несмотря на то что большей части медсестер нравится их работа, только 34,1% из них не сменили бы ее на другую ни при каких обстоятельствах. В то же время на вопрос "Хотели бы Вы работать по другой специальности?", 54,1% опрошенных затруднились с ответом. Сменили бы свою профессию, не задумываясь, 11,8% респондентов, а 18,4% ответили, что если бы им вновь приходилось выбирать работу, они не выбрали бы профессию медсестры. Эти результаты свидетельствуют о том, что значительная часть сестринского персонала не меняет свою работу только по причине отсутствия другой профессии. С другой стороны, при наличии достойной заработной платы и благоприятных условий труда у медсестер, которым нравится их работа, не возникли бы затруднения в ответе на вопрос о возможной смене работы.

В соответствии с программой исследования для оценки качества обслуживания пациентов респондентам был предложен вопрос о том, сталкивались ли они в работе с ошибками, допущенными средним медицинским персоналом. Большинством (84%) опрошенных был дан отрицательный ответ, однако 11,5% респондентов отметили, что они сталкивались с ошибками в работе среднего медицинского персонала, представляющими риск для пациентов, но без существенных последствий для их здоровья, в 2,3% ответов указано, что имевшие место ошибки привели к увеличению срока лечения пациента.

Немаловажное значение для обеспечения качества сестринского обслуживания имеет систематическое обучение на рабочем месте. Поэтому в программу исследования включен вопрос о том, как часто администрация организует обучение среднего медицинского персонала. В большинстве (74,2%) случаев респонденты отметили, что руководство медицинской организации проводит обучение среднего медицинского персонала на рабочем месте ежемесячно и чаще, 20,4% назвали ежеквартальную периодичность, 4,5% отметили, что обучение проводится раз в полугодие и реже.

В ходе исследования респондентам было предложено дать самооценку знаний по разным направлениям деятельности по 5-балльной системе. По вопросу о владении манипуляциями, которые входят в круг про-

фессиональных обязанностей, отличную оценку своим навыкам дали 70,5% медицинских сестер, хорошую — 26,9%, неудовлетворительную — менее 1%.

При оценке навыков ведения документации распределение оценок было следующим: 98,1% высоко оценили свои знания и умения, "Хорошо" и "отлично" знают нормативные документы по учету, хранению и использованию лекарственных и наркотических средств 92,7% респондентов, 6,3% видят пробелы и своих знаниях по этому вопросу и дали удовлетворительную оценку, 1% оценили свои знания и навыки как неудовлетворительные.

Иная ситуация складывается в отношении знания нормативных документов по вопросам санитарно-эпидемиологического режима. Оценили свои знания как отличные 48,2% медсестер, хорошую оценку дали 44% опрошенных, а более 7% посчитали свои знания по этому вопросу удовлетворительными.

Недостаточный уровень знаний среднего медицинского персонала был отмечен и в отношении новейших достижений в области дезинфицирующих средств: хорошие и отличные оценки своим знаниям дали 85,8% респондентов, считают их только удовлетворительными 12,8%, а неудовлетворительными — около 1,5%.

Изучение оценки медсестрами важности применения в повседневной работе знаний по основным направлениям деятельности показало следующие результаты. Высокую и выше средней оценку своим знаниям в области психологии дали 93,1%, а высокую значимость применения в повседневной практике знаний по психологии признают 89,4% медсестер (г = 0,67; р < 0,0001). Только 9% респондентов отметили среднюю значимость этих знаний, а 1,6% не придают существенного значения этому аспекту профессиональной деятельности.

В отношении оценки значимости подготовки по биомедицинской этике результат был следующим: большинство (87,9%) оценили ее высоко, среднюю степень значимости признали 8,9% респондентов, 3,2% не придают им значения. Связь между уровнем знаний по биоэтике и оценкой значимости этих знаний в повседневной деятельности прямая, сильная (г = 0,7; р < 0,0001).

Наибольшую значимость в повседневной работе большинство медсестер придают владению манипуляциями, менее 0,5% считают значимость этих навыков низкой и ниже средней. Между степенью владения среднего медперсонала манипуляциями и оценкой значимости этих навыков в практической деятельности выявлена средней силы прямая связь (г = 0,51; р < 0,0001).

В отношении оценки значимости знаний среднего медицинского персонала о новейших достижениях в области дезинфицирующих средств надо отметить, что 13,9% медсестер значимость этих знаний оценивают низко. Связь между уровнем подготовки медсестер по этому разделу деятельности и оценкой значимости средняя, прямая (г = 0,55; р < 0,0001).

По владению манипуляциями (подкожные и внутримышечные инъекции, внутривенные капельные инфу-зии, забор крови, перевязки, мониторинг артериального давления и др.) теоретическая и практическая подготовка в большинстве случаев контролируется ежемесячно (23,8%) или ежеквартально (26,7%), в 21,4% случаев — еженедельно. Следует отметить высокий удельный вес случаев, когда такой контроль знаний проводится раз в полугодие и реже.

По ведению документации (заполнение документов по забору крови, оформление журналов учета, заполнение документации по санитарно-противоэпидеми-ческому режиму, работа с историями болезни) еженедельно контролируются знания в 38,9%, а практические

навыки в 49,2% случаев. Ежемесячно и чаще эти знания и умения контролируются у 27,5% респондентов. Один раз в полугодие и реже проверка теоретических знаний проводится у 15,8%, а практических навыков — у 11,6% респондентов.

Знания медсестер о приготовлении дезинфицирующих растворов контролируются еженедельно в 31%, а практические навыки — в 45,3% случаев, ежемесячно — в 24,1 и 24,9% соответственно. Ежеквартально и реже теоретическая подготовка проверяется у 44,9%, а навыки у 29,8% опрошенных.

Знание санитарно-противоэпидемического режима (использование индивидуальных средств защиты, проведение всех видов уборок, контроль качества предсте-рилизационной обработки и стерилизации, обработка рук, дезинфекция отработанных шприцев, систем, изделий медицинского назначения, подготовка материалов для стерилизации) контролируется еженедельно или дважды в месяц у 37,9% респондентов, а практические навыки в 49,8% случаев. Редко по этому вопросу знания проверяются у 10,3%, а практические навыки — у 11,8% респондентов.

Знания и практические навыки по учету, хранению и использованию лекарственных и наркотических средств проверяются еженедельно или 2 раза в месяц у 37,8 и 43,4% опрошенных соответственно. Недостаточное внимание этому вопросу уделяется в 14,7 и 11,3% случаев соответственно.

Умение общаться с пациентами и коллегами (подготовка больных к диагностическим исследованиям, беседа с пациентами о проведении процедур) проверяется еженедельно или 2 раза в месяц в 44,2%, а практические навыки в 53,2% случаев. Недостаточная частота проверок теоретических знаний и умений по этому вопросу отмечена в 17,3 и 13,1% ответов соответственно.

Знания медсестер по организации профилактической работы (работа с родственниками тяжелобольных пациентов, обучение навыкам ухода) контролируются в 48,7%, а практические навыки — в 56,9% случаев. Недостаточен контроль по этому вопросу в 14,2 и 8,1% случаев соответственно.

В ходе исследования нами проанализировано мнение медсестер о том, какие мероприятия могли бы повысить качество сестринской помощи. Приоритеты распределились следующим образом: основной мерой, которая способствовала бы повышению качества сестринской помощи, медсестры считают материальное стимулирование, на втором месте отмечено отношение к медицинской сестре со стороны врачей, пациентов и их родственников, немаловажное значение медсестры отводят моральному стимулированию. Далее по степени значимости опрошенные указали на повышение профессионализма медсестер, ответственности с их стороны за результаты труда и расширение роли медсестер в клинике.

Значимых различий по всем изученным вопросам между сестринским персоналом городских и областных медицинских учреждений не выявлено.

Выводы

1. Большинство медицинских сестер заинтересованы в своей профессии, о чем свидетельствует их стремление к получению квалификационной категории и профессиональному росту. Основными причинами неудовлетворенности в работе сестринского персонала являются низкий уровень оплаты труда и наличие профессиональных вредностей. Недостаточный уровень заинтересованности в профессии в определенной степени объясняется существенными затратами рабочего времени на оформление медицинской документации.

2. Самооценка знаний среднего медицинского персонала по различным направлениям деятельности показала достаточно высокую подготовленность в отношении манипуляций, ведения медицинской документации, вопросов психологии, биоэтики. Недостаточный уровень знаний был отмечен в области новейших достижений, по дезинфицирующим средствам, санитарно-эпидемиологическому режиму, что коррелирует с оценкой их значимости в повседневной работе среднего медицинского персонала.

3. Для обеспечения качества медицинской помощи, оказываемой средним медицинским персоналом, большое значение имеет периодичность контроля их знаний и умений по различным направлениям деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стародубов В.И., Флек В.О. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению Российской Федерации. М.: ИД "Менеджер здравоохранения"; 2006.

2. Щепин О.П., Линденбратен А.Л. Основные направления обеспечения качества медицинской помощи. Бюллетень НИИ им. Н.А. Семашко. 1998; 3: 13—6.

3. Двойников С.И., Пензина О.П. Изучение затрат рабочего времени медсестер стационара и некоторые подходы к оценке качества сестринской помощи. Главная медицинская сестра. 2004; 8: 23—7.

4. Назаренко Г.И., Ролько В.Т. Технология управления качеством сестринского процесса в стационаре. Главная медицинская сестра. 2005; 11: 25—35.

5. Жихарева Н.А. Научное обоснование процессуальной модели управления качеством сестринской помощи: Дис. ... канд. мед. наук. СПб.; 2007.

Поступила 20.12.2014

REFERENCES

1. Starodudbov V.I., Flek V.O. Effektivnost of Use of Financial Resources at delivery of Health Care to the Population of the Russian Federation [Effektivnost' ispol'zovaniya finansovykh resursov pri okazanii meditsinskoy pomoshchi naseleniyu Rossiyskoy Federatsii]. Moscow: ID "Menedzher zdravookhraneniya"; 2006. (in Russian)

2. Shchepin O.P., Lindenbraten A.L. Main directions of ensuring quality of medical care. Bulleten NII im. N.A. Semashko. 1998; 3: 13—6. (in Russian)

3. Dvoynikov S.I., Penzina O.P. Studying of expenses of working hours of nurses of a hospital and some approaches to an assessment of quality of the sisterly help. Glavnaya meditsinskaya sestra. Chief nurse. 2004; 8: 23—7. (in Russian)

4. Nazarenko G.I., Rol'ko V.T. Tekhnologiya of quality management of sisterly process in a hospital. Glavnaya meditsinskaya sestra. 2005; 11: 25—35. (in Russian)

5. Zhikhareva N.A. Scientific Justification of Procedural model of Quality Management of the Sisterly Help: Dis. St. Petersburg; 2007. (in Russian)

© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.257:331.2

Борисова Е.А.1, Саввина Н.В.2, Луцкан И.П.2, Тимофеев Л.Ф.2 ВНЕДРЕНИЕ "ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА" НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА Г. ЯКУТСКА

1ГБУ Республики Саха (Якутия) "Медицинский центр г. Якутска", 677000, Якутск, Россия; 2ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", Медицинский институт, 677000, Якутск, Россия

В статье рассмотрен вопрос внедрения на базе ГБУ Республики Саха (Якутия) "Медицинский центр г. Якутска" трудового договора в виде эффективного контракта. Разработаны новые должностные инструкции, критерии эффективности, оценки выполнения врачебной должностной функции. При этом предложены механизмы учета и выполнения социальных гарантий в отношении работников здравоохранения. Ключевые слова: заработная плата; эффективный контракт; экономика здравоохранения; трудовые отношения; функция врачебной должности; социальный пакет; гарантии; индикаторы.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (2): 29—34.

Для корреспонденции: Луцкан Иван Петрович, lutskan@mail.ru

BorisovaE.A.', SavvinaN.V.2, LutskanI.P.2, TimofeevL.F.2 THE IMPLEMENTATION OF "EFFECTIVE CONTRACT" EXEMPLIFIED BY THE MEDICAL CENTER OF YAKUTSK

1The Yakutsk medical center, 677000, Yakutsk, Russia;

2The M.K. Ammosov North East Federal university, 677000, Yakutsk, Russia

The article considers issue of implementation of employment agreement by way of effective contract exemplified by the Yakutsk medical center of the Republic Sakha (Yakutia). The new job descriptions, criteria of effectiveness, ratings of implementation of functions of medical job position were developed. At that, mechanisms of registration and implementation of social guarantees in respect of health workers were proposed.

Key words: salary; effective contract; health economics; labor relations; function of medical job position; social package; guarantee; indicator.

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravokhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (2): 29—34.

For correspondence: Lutskan Ivan, lutskan@mail.ru

Received 26.12.2014

Ключевая роль в развитии отрасли здравоохранения принадлежит кадровым ресурсам, обеспечению мед. учреждений квалифицированными медицинскими работниками, в том числе на амбулаторно-поликлиническом уровне. Для этого в соответствии с Указом Президента РФ "О мероприятиях по реализации государственной

социальной политики" от 7 мая 2012 г. № 597 была разработана "дорожная карта", согласно которой медицинскому работнику должен обеспечиваться определенный уровень зарплаты, являющийся сопоставимым с другими отраслями экономики. Для решения данной задачи вводится понятие эффективного контракта — трудово-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.