«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
Н.Г. Иванова, А.Н. Андонова
Тракийский университет, г. Стара Загора, Болгария.
ВОЗМОЖНОСТИ КАРЬЕРНОГО РОСТА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация: Во время проведения исследования о месте работы на данный момент 54-хреализованных специалистов в области здравоохранения, работающих в медицинских учреждениях для стационарного и амбулаторного оказания медицинской помощи, было установлено, что самый высокий процент из них (96%) выполняют „Клиническую деятельность". Значительно более низкий процент приходятся на другие позиции: „Администратор в лечебном учреждении"(15%), „Руководящая должность в лечебном учреждении" (5%): „Участие в научных проектах", „Научно-исследовательская работа" и „Координатор добровольного фонда медицинского страхования"(2%).Выбор места работы будущих медицинских специалистов определяется в зависимости от оплаты(82%) и условий труда (70,07%).По этой причине часть из них работают за рубежом, а в Болгарии наблюдается нехватка медицинских кадров.
Ключевые слова: мотивы, карьера, профессионалисты по здравоохранению.
Понятие „карьера" (фр..„сатёге") определяется как „успешноепродвижение по службе" [4,с.379]. Часто последнее используется людьми, как „делаю карьеру". Возможность сделать карьеру специалисту в определенной области зависит от наличия:
• Реальных условий социальной (трудовой) среды;
• Поддерживающая профессиональная общность;
• Поддерживающая семейная среда;
• Способности личности;
• Реальная самооценка личности;
• Эмоциональные и менталитетные свойства личности;
• Переживания (позитивные и негативные);
• Познавательны процессы;
• Последипломная квалификация;
• Материальные средства.
В связи с работой над диссертацией в 2015 году Н. Иванова провела интервью с реализованными специалистами по здравоохранению и со специалистами в сфере общественного здоровья (54 человека) по специальности „Акушерка", „Медицинская сестра" и „Реабилитолог". Целью этого исследования явилось установления факторов, влияющих на формирование профессионально-клинического мышления и роль обучения в высших медицинских учреждениях в этом процессе. В табл. 1
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
представлена структура выборки реализованных специалистов согласно основным социально-демографическим признакам - возраст, специальность и место работы [2].
Состоявшимся специалистам был задан вопрос: „Какой является Ваша профессиональная деятельность на данный момент?" Цель исследования заключается в выявлении корреляции между созданием вероятностной модели профессионального будущего студентов и реализацией модели профессиональной деятельности специалистов [2].
Табл. 1. Структура выборки реализованных специалистов согласно основным социально-демографическим признакам (количество)
ЛЗ
„Медицинская
Специалност „Акушерка" сестра" „Реабилитолог " Всичко
Възраст 1844 4559 6074 Над 75 1844 4559 6074 Над 75 1844 4559 6074 Над 75
МБАЛ МЦ "НиаМед" Стара Загора 4 3 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 9
УМБАЛ "Проф. Д-р Ст. Киркович" АД Стара Загора 7 2 0 0 14 9 5 0 3 0 0 0 40
РЦТХ Стара Загора 0 0 0 0 3 2 0 0 0 0 0 0 5
Всичко 11 5 1 0 17 11 5 0 4 0 0 0 54
Профессиональная компетентность специалиста в сфере здравоохраненияформируется в результате учебно-воспитательного процесса в высших медицинских учреждениях. Есть много профессиональных возможностей для молодых специалистов. Наличие или отсутствие факторов карьерного развития дает основание определения его как успешного или неуспешного [2].
В процессе интервьюирования специалисты в сфере здравоохранения указали „Клиническую деятельность" как основную занятость труда на данный момент (52 человека). Она выполняется специалистами здравоохранения в лечебных учреждениях для стационарного и амбулаторного оказания медицинской помощи. Клиническая деятельность - это комплексное понятие, которое
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
включает в себя различные мероприятия, осуществляемые многопрофильной командой. К таким мероприятиям относятсяанализы, манипуляции, питание, гигиенический уход, профилактика, реабилитация, психическо-эмоциональная поддержка пациента, социальная и медицинская помощь, экспертиза работоспособности и т.д. [2].
„Администратор в лечебных учреждениях" - это актуальная профессиональная деятельность 8-ми состоявшихся специалистов здравоохранения (15%), из которых 5 человек и старшие специалисты. Специфика руководящей должности в большой степени обхватываети административную деятельность. Профессиональные обязанности связаны в основном с работой с медицинской документацией, электронной обработкой данных, использованием медицинского программного обеспечения и смногим другим. [2]
„Руководящая должность в лечебном учреждении" является профессиональной позицией, указанной лишь 5-ю состоявшимися специалистами (9%). Возможные трудности реализации профессиональной карьеры носят разный характер: в каждом отделении работает по одному старшему медицинскому специалисту; отсутствие реальных условий; отсутствие профессионально-клинического мышления, взятые неправильно управленческие решения и т.д. [2].
„Участие в научных проектах"- это профессиональная позиция, указанная только одномреализованным специалистом, который также упоминает и „Научно-исследовательскую работу". Ни один из реализованных специалистов не указываетна участие в научных форумах и конференциях. Это является негативной тенденцией. Существует прямо пропорциональная зависимость между обменом научной информации на форумах(знакомство с новшествами диагностики и лечения, презентацияинтересных клинических случаев, обмен клинического опыта и прочее) и улучшение качества здравоохранения [2]. „Координатор добровольного фонда медицинского страхования"- это должность, которую занимает только 1реализованный специалист. Его профессиональными обязанностями являются координационные функции [2].
„ Участие в разработках медицинского программного обеспечения" не выполняется ни одним из специалистов. Использование медицинского программного обеспечения улучшает качество здравоохранения, так как служит всем участникам в лечебно-диагностическом процессе [2].
При сравнительном анализе результатов установлена корреляция между формированием профессионально-клинического мышления с помощью учебно-воспитательного процесса в высших медицинских
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПДРАЛИГМД научный журнал
учреждениях у студентов в сфере здравоохранения и видением профессионального развития [2].
А. Андонова также исследовала мотивы студентов при выборе места работы. Ведущими мотивами выбора будущих специалистов являются заработная плата (82%), условия труда (70,07%), моральная удовлетворенность (49,67%), благодарность людей (35,50%). По ответам студентов можно сделать вывод, что они не склонны идти на компромиссы при выборе места работы. В результате опроса данного исследования становится тревожным факт, что главным мотивом выбора студентами медицинских специальностей места работы является оплата труда и желание работать заграницей из-за более благоприятных финансовых условий. Владение иностранными языками помогает эмигрировать с целью работы. В последние годы наблюдается тенденция медицинских студентов покинуть страну вследствие признания их дипломов в государствах, которые являются членами Евросоюза, что приводит к нехватке медицинских кадров в Болгарии. Этот процесс усугубляется, что приводит к относительному снижению качества медицинской помощи в маленьких населенных местах [1].
Заключение: Несмотря на то, что большинство специалистов в области здравоохранения реализуют себя в клинической деятельности, нехватка медицинских кадров в Болгарии растет, так как часть из них уезжает работать за рубеж из-за более высокой оплаты и более благоприятных условий труда.
Библиографический список
1. Андонова А., Обучението на медицинските сестри. Роля на мотивацията: монография. Стара Загора, 2013
2. Иванова Н. Формиране на професионално-клинично мислене при студентите в сферата на здравните грижи и общественото здраве: дисертация, Стара Загора, 2016
3. Попов Т., съавт. Медицинска педагогика, Габрово: "Екс-прес", 2011.
4. Филипова - Байрова, М., Бояджиев С., Машалова Е., Костов К. Речник на чуждите думи в българския език. София: изд. на БАН, 1993.
N.G. Ivanova, A.N. Andonova
Opportunities for career development for health care professionals
Abstract. In a study of this professional activity of 54 made health care professionals, is found that the highest percentage (96%) perform "Clinical activity." Significantly lower rate hold other positions: "Administrator in hospital (15%), "Managerial position in a hospital"(5%); "Participation in research projects", "Research work" and "Co-ordinator to voluntary health- Social Security Fund "(2%). ' '
Keywords: opportunity, career, professional health care.