6. Попов, Т., Ж. Христов, П. Балканска, съавт. Медицинска педагогика, второ издание, Габрово, 2011, изд. "ЕКС-ПРЕС".
7. Попов, Т., Л. Чакърова-Гатева, Н. Петров, С. Младенова. Следдипломната педагогическа квалификация на преподаватели от висшите медицински училища - медицински характеристики и удовлетвореност от курсовете, сп. "Образование", 2006, кн. 3, стр. 53 - 59.
8. Попов, Т., Трендафилова П., Милев И.. Курсовете за СДО на катедра "Медицинска педагогика" през учебната 2012/2013 г. - резултати, удовлетвореност на участниците и перспективи, сб. Материали от XXXI научна сесия на ИНГА, София, 2013, изд. "ТЕМПО", стр. 29 - 33.
Popov T., Georgieva H, Milev I. Medsestry nevrologicheskoj kliniki Universitetskoj bol'nicy im. Caricy Ioanny g. Sofii o vozmozhnosti prodolzhit' svoe obrazovanie / T. Popov, H. Georgieva, I. Milev // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2014. - S. 34-42.
© Т. Попов, Х. Георгиева, И. Милев, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК 610:37
РОЛЬ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВМУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Н.Г. Иванова, А.Н. Андонова, М. Пенкова. Тракийский университет, Медицинский факультет (Стара Загора, Болгария), e-mail: andonova_a@dir.bg
Резюме. Профессионально-клиническое мышление будущего медицинского специалиста формируется в ВМУ при помощи разных форм обучения. Преподаватели должны подыскать методики до дипломной стажировки и семинара, и занять свое место в ходе формирования профессионально-клинического мышления у будущих специалистов-медиков.
Ключевые слова: студенты, формы обучения,
профессионально-клиническое мышление.
Введение. Применение разных форм обучения в ВМУ в зависимости от педагогической цели характеризуется специфической организацией и предварительной подготовкой, соответственным способом проведения, целью и задачами. Обязательным условием является соблюдение принципов логичности, последовательности, систематичности и пр. Таким образом, новое учебное содержание осваивается студентом надолго и „достраивает" предыдущее. Каждая форма организации обучения в ВМУ ставит себе целью спровоцировать познавательную активность студента и творческое мышление, развить ментальные способности анализировать и синтезировать информацию, формировать качества личности и практические умения, присущие медицинской профессии. Профессионально-клиническое мышление будущего медицинского специалиста формируется в ВМУ, но совершенствуется в ходе дальнейшего обучения, самовоспитания и саморазвития.
Специалист в области медицинских забот и здоровья общества должен: оказывать качественную медицинскую помощь; соблюдать индивидуальный подход к любому пациенту; соблюдать принципы морально-этического поведения в своей профессиональной деятельности; проводить просветительскую работу в области охраны здоровья; принимать участие в разработке и проведении проектов, связанных с охраной здоровья и семейным планированием и пр.
Все формы организации и методы обучения в ВМУ направлены на формирование гармонически развитой личности, обладающей профессиональной компетентностью и мотивацией личного вклада в улучшение здоровья общества.
Материалы и методы: Цель анализа - раскрыть роль форм обучения в ВМУ для формирования профессионально-клинического мышления специалиста в области медицинских забот и здоровья общества.
Для достижения этой цели анализа были сформулированы следующие задачи:
Изучить мнение и отношение студентов на предмет роли форм обучения в ВМУ для формирования профессионально-клинического мышления.
Проделать сравнительный анализ и обобщить мнения респондентов, что касается задач исследования.
Объектом настоящего исследования стало обучение студентов в области медицинских забот и здоровья общества.
Предметом настоящего исследования стали формы обучения в ВМУ и их роль в ходе формирования профессионально-клинического мышления специалиста в области медицинских забот и здоровья общества.
Данное исследование было проведено в период 2012-2013 гг. на территории г. Стара Загора, во Фракийском университете. Группы обследованных лиц: студенты (1-М курс) специальностей „Акушерка", „Медицинская сестра", „Специалист по реабилитационной работе", „Управление здравоохранением" - в общей сложности 200 человек.
В ходе работы использовался непосредственный индивидуальный опрос. В целях социологического исследования лиц на предмет роли форм обучения в ВМУ при формировании профессионально-клинического мышления были разработаны специальные анкетные карточки, в которые вошли вопросы, соответствующие цели анализа. Анализ проводился среди 200 студентов.
Результаты и обсуждения: В настоящем исследовании было проанализировано мнение студентов на предмет роли учебных форм в ВМУ для формирования профессионально-клинического мышления будущего медицинского специалиста. Всем опрошенным лицам была предоставлена возможность классифицировать по степени значимости (от 1 до 5) наиболее использованные формы организации процесса обучения.
По мнению опрошенных лиц, учебной формой, имеющей наибольшее значение для формирования профессионально-клинического мышления, является „учебно-практическое занятие" (38%). По специальностям: „Акушерка" (39,06%), „Медицинская сестра" (30,48%), „Реабилитатор" (48,71%) и „Управление здравоохранением" (46,66%). Эта учебная форма имеет целью овладение практическими умениями и навыками, освоение разных моделей общения с пациентами, формирование и развитие умений работы в команде, способности управлять конфликтами и справляться в срочных ситуациях и пр. Не на последнем месте формируются и развиваются качества личности: ответственность, сообразительность, профессионализм, мотивация, ловкость, наблюдательность, находчивость, самооценка, самоуправление и пр.
На второе место опрошенные лица ставят „лекцию" в качестве учебной формы, оказывающей влияние при формировании
профессионально-клинического мышления будущего медицинского специалиста (30,5%). По специальностям: „Акушерка" (28,12%), „Медицинская сестра" (32,92%), „Реабилитатор" (68,42%) и „Управление здравоохранением" (20%). При этой организационной форме преподаватель излагает словами новое учебное содержание. Стойкое усвоение теоретических знаний студентом зависит от таких факторов, как „искусство" лектора привлечь внимание аудитории, поддержать научный тезис собственным мнением и отношением, способность направить свое внимание и принимать активное участие со стороны студента и пр. Лекция способствует формированию профессионально-клинического мышления будущего медицинского специалиста, так как ставит акцент на качества личности, такие как: сознательность, аналитичность, креативность, инициативность, целеустремленность, последовательность, любознательность, культурность, образованность и пр.
Учебная форма „клиническая практика" выбрана 50-ю опрошенными лицами. По специальностям: „Акушерка" (25%), „Медицинская сестра" (29,26%), „Реабилитатор" (17,19%) и „Управление здравоохранением" (20%). При этой учебной форме студент применяет свои знания и практические умения в реальной клинической обстановке. Работа с реальным пациентом может создать условия профессиональной неуверенности в ходе оказания медицинских забот. Преподаватель должен организовать и контролировать работу студента. Эта учебная форма способствует усовершенствованию практических умений, развитию коммуникативных способностей, умения работать в команде, быстрым реакциям в срочной ситуации и пр. Формируются и развиваются специфические для медицинской профессии качества личности -этичность, милосердие, общительность, организованность, профессионализм, ответственность, смекалка, самооценка, самоконтроль и пр.
Учебными формами, которые, по мнению опрошенных лиц, играют наименьшую роль в формировании профессионально-клинического мышления, являются «преддипломная стажировка» (4,5%) и „семинар" (2%).
Выводы и рекомендации:
В ходе анализа данных в результате исследования было установлено, что, по мнению студентов, для формирования профессионально-клинического мышления учебной формой наибольшего значения является учебно-практическое занятие (38%), за ним следуют
лекция (30,5%) и учебная практика (23%). Небольшая часть опрошенных считают, что преддипломная стажировка (4,5%) и семинар (2%) способствуют формированию у них профессионально-клинического мышления.
Перед преподавателями стоит задача искать методики для превращения преддипломной стажировки и семинара в учебные формы, способствующие активизации и поощрению студентов создавать в себе профессионально-клиническое мышление в реальной и симулированной рабочей среде.
Литература:
1. Попов, Т. и др., Медицинское образование, учебник для студентов факультета общественного здравоохранения, "Екс-прес", Габрово, 2011.
2. Попов, Т. и др., Образование. Теория образования, Дидактика, II часть-учебник для студентов факультета общественного здравоохранения - Медицинская, ИИК "Весы", София, 2009.
3. Попов, Т. и др., Образование - Теория образования - I часть-учебник для студентов факультета общественного здравоохранения -Медицинская, ИИК "Весы", София, 2007.
Ivanova N.G., Andonova A. N., Penkova M. Rol' form obuchenija v VMU dlja formirovanija professional'no-klinicheskogo myshlenija studentov v oblasti zdravoohranenija i obshhestvennogo zdorovja / N.G. Ivanova, A. N. Andonova, M. Penkova //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2014. -S. 43-47.
© Н.Г. Иванова, А.Н. Андонова, М. Пенкова, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014.
УДК 351/354(584)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ш. И. Нурмурадова, Бухарский инженерно-технологический институт (Бухара, Узбекистан), e-mail: psixologiya_jurnali@rambler.ru
В настоящее время всё больше внимания в учебном процессе уделяется инновациям. Инновации в педагогической деятельности также как и