Научная статья на тему 'Роль форм обучения в ВМУ для формирования профессионально-клинического мышления студентов в области здравоохранения и общественного здоровья'

Роль форм обучения в ВМУ для формирования профессионально-клинического мышления студентов в области здравоохранения и общественного здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / STUDENTS / FORMS OF TRAINING. PROFESSIONAL CLINICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н.Г., Андонова А.Н., Пенкова М.

Профессионально-клиническое мышление будущего медицинского специалиста формируется в ВМУ при помощи разных форм обучения. Преподаватели должны подыскать методики до дипломной стажировки и семинара, и занять свое место в ходе формирования профессионально-клинического мышления у будущих специалистов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of education forms of HMU in the formation of professional clinical thinking in students in the field of health care and public health

Professional clinical thinking of future medical specialist is formed in the HMU through various forms of training. The Lecturers should seek methodologies, the pregraduate practice and workshop to take their place in the formation of professional clinical thinking in future health specialists.

Текст научной работы на тему «Роль форм обучения в ВМУ для формирования профессионально-клинического мышления студентов в области здравоохранения и общественного здоровья»

6. Попов, Т., Ж. Христов, П. Балканска, съавт. Медицинска педагогика, второ издание, Габрово, 2011, изд. "ЕКС-ПРЕС".

7. Попов, Т., Л. Чакърова-Гатева, Н. Петров, С. Младенова. Следдипломната педагогическа квалификация на преподаватели от висшите медицински училища - медицински характеристики и удовлетвореност от курсовете, сп. "Образование", 2006, кн. 3, стр. 53 - 59.

8. Попов, Т., Трендафилова П., Милев И.. Курсовете за СДО на катедра "Медицинска педагогика" през учебната 2012/2013 г. - резултати, удовлетвореност на участниците и перспективи, сб. Материали от XXXI научна сесия на ИНГА, София, 2013, изд. "ТЕМПО", стр. 29 - 33.

Popov T., Georgieva H, Milev I. Medsestry nevrologicheskoj kliniki Universitetskoj bol'nicy im. Caricy Ioanny g. Sofii o vozmozhnosti prodolzhit' svoe obrazovanie / T. Popov, H. Georgieva, I. Milev // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2014. - S. 34-42.

© Т. Попов, Х. Георгиева, И. Милев, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК 610:37

РОЛЬ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВМУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Н.Г. Иванова, А.Н. Андонова, М. Пенкова. Тракийский университет, Медицинский факультет (Стара Загора, Болгария), e-mail: andonova_a@dir.bg

Резюме. Профессионально-клиническое мышление будущего медицинского специалиста формируется в ВМУ при помощи разных форм обучения. Преподаватели должны подыскать методики до дипломной стажировки и семинара, и занять свое место в ходе формирования профессионально-клинического мышления у будущих специалистов-медиков.

Ключевые слова: студенты, формы обучения,

профессионально-клиническое мышление.

Введение. Применение разных форм обучения в ВМУ в зависимости от педагогической цели характеризуется специфической организацией и предварительной подготовкой, соответственным способом проведения, целью и задачами. Обязательным условием является соблюдение принципов логичности, последовательности, систематичности и пр. Таким образом, новое учебное содержание осваивается студентом надолго и „достраивает" предыдущее. Каждая форма организации обучения в ВМУ ставит себе целью спровоцировать познавательную активность студента и творческое мышление, развить ментальные способности анализировать и синтезировать информацию, формировать качества личности и практические умения, присущие медицинской профессии. Профессионально-клиническое мышление будущего медицинского специалиста формируется в ВМУ, но совершенствуется в ходе дальнейшего обучения, самовоспитания и саморазвития.

Специалист в области медицинских забот и здоровья общества должен: оказывать качественную медицинскую помощь; соблюдать индивидуальный подход к любому пациенту; соблюдать принципы морально-этического поведения в своей профессиональной деятельности; проводить просветительскую работу в области охраны здоровья; принимать участие в разработке и проведении проектов, связанных с охраной здоровья и семейным планированием и пр.

Все формы организации и методы обучения в ВМУ направлены на формирование гармонически развитой личности, обладающей профессиональной компетентностью и мотивацией личного вклада в улучшение здоровья общества.

Материалы и методы: Цель анализа - раскрыть роль форм обучения в ВМУ для формирования профессионально-клинического мышления специалиста в области медицинских забот и здоровья общества.

Для достижения этой цели анализа были сформулированы следующие задачи:

Изучить мнение и отношение студентов на предмет роли форм обучения в ВМУ для формирования профессионально-клинического мышления.

Проделать сравнительный анализ и обобщить мнения респондентов, что касается задач исследования.

Объектом настоящего исследования стало обучение студентов в области медицинских забот и здоровья общества.

Предметом настоящего исследования стали формы обучения в ВМУ и их роль в ходе формирования профессионально-клинического мышления специалиста в области медицинских забот и здоровья общества.

Данное исследование было проведено в период 2012-2013 гг. на территории г. Стара Загора, во Фракийском университете. Группы обследованных лиц: студенты (1-М курс) специальностей „Акушерка", „Медицинская сестра", „Специалист по реабилитационной работе", „Управление здравоохранением" - в общей сложности 200 человек.

В ходе работы использовался непосредственный индивидуальный опрос. В целях социологического исследования лиц на предмет роли форм обучения в ВМУ при формировании профессионально-клинического мышления были разработаны специальные анкетные карточки, в которые вошли вопросы, соответствующие цели анализа. Анализ проводился среди 200 студентов.

Результаты и обсуждения: В настоящем исследовании было проанализировано мнение студентов на предмет роли учебных форм в ВМУ для формирования профессионально-клинического мышления будущего медицинского специалиста. Всем опрошенным лицам была предоставлена возможность классифицировать по степени значимости (от 1 до 5) наиболее использованные формы организации процесса обучения.

По мнению опрошенных лиц, учебной формой, имеющей наибольшее значение для формирования профессионально-клинического мышления, является „учебно-практическое занятие" (38%). По специальностям: „Акушерка" (39,06%), „Медицинская сестра" (30,48%), „Реабилитатор" (48,71%) и „Управление здравоохранением" (46,66%). Эта учебная форма имеет целью овладение практическими умениями и навыками, освоение разных моделей общения с пациентами, формирование и развитие умений работы в команде, способности управлять конфликтами и справляться в срочных ситуациях и пр. Не на последнем месте формируются и развиваются качества личности: ответственность, сообразительность, профессионализм, мотивация, ловкость, наблюдательность, находчивость, самооценка, самоуправление и пр.

На второе место опрошенные лица ставят „лекцию" в качестве учебной формы, оказывающей влияние при формировании

профессионально-клинического мышления будущего медицинского специалиста (30,5%). По специальностям: „Акушерка" (28,12%), „Медицинская сестра" (32,92%), „Реабилитатор" (68,42%) и „Управление здравоохранением" (20%). При этой организационной форме преподаватель излагает словами новое учебное содержание. Стойкое усвоение теоретических знаний студентом зависит от таких факторов, как „искусство" лектора привлечь внимание аудитории, поддержать научный тезис собственным мнением и отношением, способность направить свое внимание и принимать активное участие со стороны студента и пр. Лекция способствует формированию профессионально-клинического мышления будущего медицинского специалиста, так как ставит акцент на качества личности, такие как: сознательность, аналитичность, креативность, инициативность, целеустремленность, последовательность, любознательность, культурность, образованность и пр.

Учебная форма „клиническая практика" выбрана 50-ю опрошенными лицами. По специальностям: „Акушерка" (25%), „Медицинская сестра" (29,26%), „Реабилитатор" (17,19%) и „Управление здравоохранением" (20%). При этой учебной форме студент применяет свои знания и практические умения в реальной клинической обстановке. Работа с реальным пациентом может создать условия профессиональной неуверенности в ходе оказания медицинских забот. Преподаватель должен организовать и контролировать работу студента. Эта учебная форма способствует усовершенствованию практических умений, развитию коммуникативных способностей, умения работать в команде, быстрым реакциям в срочной ситуации и пр. Формируются и развиваются специфические для медицинской профессии качества личности -этичность, милосердие, общительность, организованность, профессионализм, ответственность, смекалка, самооценка, самоконтроль и пр.

Учебными формами, которые, по мнению опрошенных лиц, играют наименьшую роль в формировании профессионально-клинического мышления, являются «преддипломная стажировка» (4,5%) и „семинар" (2%).

Выводы и рекомендации:

В ходе анализа данных в результате исследования было установлено, что, по мнению студентов, для формирования профессионально-клинического мышления учебной формой наибольшего значения является учебно-практическое занятие (38%), за ним следуют

лекция (30,5%) и учебная практика (23%). Небольшая часть опрошенных считают, что преддипломная стажировка (4,5%) и семинар (2%) способствуют формированию у них профессионально-клинического мышления.

Перед преподавателями стоит задача искать методики для превращения преддипломной стажировки и семинара в учебные формы, способствующие активизации и поощрению студентов создавать в себе профессионально-клиническое мышление в реальной и симулированной рабочей среде.

Литература:

1. Попов, Т. и др., Медицинское образование, учебник для студентов факультета общественного здравоохранения, "Екс-прес", Габрово, 2011.

2. Попов, Т. и др., Образование. Теория образования, Дидактика, II часть-учебник для студентов факультета общественного здравоохранения - Медицинская, ИИК "Весы", София, 2009.

3. Попов, Т. и др., Образование - Теория образования - I часть-учебник для студентов факультета общественного здравоохранения -Медицинская, ИИК "Весы", София, 2007.

Ivanova N.G., Andonova A. N., Penkova M. Rol' form obuchenija v VMU dlja formirovanija professional'no-klinicheskogo myshlenija studentov v oblasti zdravoohranenija i obshhestvennogo zdorovja / N.G. Ivanova, A. N. Andonova, M. Penkova //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2014. -S. 43-47.

© Н.Г. Иванова, А.Н. Андонова, М. Пенкова, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014.

УДК 351/354(584)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ш. И. Нурмурадова, Бухарский инженерно-технологический институт (Бухара, Узбекистан), e-mail: psixologiya_jurnali@rambler.ru

В настоящее время всё больше внимания в учебном процессе уделяется инновациям. Инновации в педагогической деятельности также как и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.