68
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2023. № 3(53)
УДК 339.187
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
И.И. Нуртдинов, О.А. Шипшова
Цель настоящей работы заключается в проведении мониторинга и оценки актуального состояния лизингового рынка в России в связи с новыми вызовами экономики и политическими событиями. Анализ объемов лизинговых сделок в разрезе различных сегментов бизнеса дает возможность отразить меры государственной поддержки и перспективные направления развития рынка лизинга. В рамках статьи были обобщены и проанализированы статистические и эмпирические данные, опубликованные экспертными и рейтинговыми агентствами и отдельными лизинговыми компаниями. Проведен критический анализ собственных научных исследований, а также трудов авторов, занимающихся данной тематикой, в том числе Т.Б. Альгиной, Д.М. Долгополова [2], И.А. Кузнецовой, М.В. Люлюченко [4], А.А. Мирошниковой [5], А.В. Орлова, А.С. Лошакова [9], Д.С. Петраковой [10], Р.В. Самвеляна [14] и других экономистов.
В результате проведенного исследования установлено, что геополитический кризис 2022 г. оказавший негативное воздействие на лизинговый бизнес, повлек за собой снижение объемов рынка лизинга более чем на 15 %. Подчеркнуто, что в этих условиях компаниям необходимо ввести эффективное управление, основанное на риск-менеджменте, усилить диверсификацию своей деятельности за счет использования новых рыночных сегментов и предметов лизинга, а государству - обеспечить специализированным лизинговым предприятиям законодательную, инфраструктурную и финансовую поддержку. Данные предложения могут способствовать перелому негативных тенденций, дальнейшей стабилизации и повышению эффективности рынка лизинга.
Таким образом, в предлагаемой статье были исследованы вопросы состояния рынка лизинга через призму введенных экономических санкций. Сделан вывод о существующем нисходящем тренде на рынке лизинга, обусловленном экономическими и внешнеполитическими факторами. Авторами рассмотрены отдельные сегменты лизинга, которые можно применять в качестве будущих драйверов для роста данной сферы деятельности. Предложено использовать систему государственных заказов и национальных структурных проектов в целях повышения спроса на лизинговые услуги. Результаты исследования могут быть использованы участниками лизингового рынка, субъектами финансовой сферы, органами государственной и муниципальной власти в целях выявления и решения проблем в сфере лизинговой деятельности.
Ключевые слова: лизинг; экономические санкции; импортозамещение; техническое перевооружение; государственное регулирование.
I.I. Nurtdinov, O.A. Shipshova. TRENDS IN THE DEVELOPMENT VECTOR OF THE LEASING MARKET UNDER SANCTIONS
The purpose of this work is to monitor and assess the current state of the leasing market in Russia in connection with new economic challenges and political events. The analysis of the volume of leasing transactions in the context of various business segments makes it possible to reflect the measures of state support and promising areas of development of the leasing market. The article summarizes and analyzes statistical and empirical data published by expert and rating agencies and individual leasing companies. A critical analysis of their own scientific research, as well as the works of authors dealing with this topic, including T.B. Algina, D.M. Dolgopolov [2], I.A. Kuznetsova, M.V. Lyulyuchenko [4], A.A. Miroshnikova [5], A.V. Orlov, A.S. Loshakov [9], D.S. Petrakova [10], R.V. Samvelyan [14] and other economists.
As a result of the conducted research, it was found that the geopolitical crisis of 2022, which had a negative impact on the leasing business, led to a decrease in the volume of the leasing market by more than 15 %. It was emphasized that in these conditions, companies need to introduce effective risk-based management, strengthen the diversification of their activities through the use of new market segments and leasing items, and the state needs to provide specialized leasing enterprises with legislative, infra-structural and financial support. These proposals can help reverse negative trends, further stabilize and improve the efficiency of the leasing market.
Thus, in the proposed article, the issues of the state of the leasing market were investigated through
the prism of the imposed economic sanctions. The conclusion is made about the existing downward trend in the leasing market due to economic and foreign policy factors. The authors consider separate leasing segments that can be used as future drivers for the growth of this field of activity. It is proposed to use the system of state orders and national structural projects in order to increase the demand for leasing services. The results of the study can be used by participants of the leasing market, as well as financial entities, state and municipal authorities in order to identify and solve problems in the field of leasing activities.
Keywords: leasing; economic sanctions; import substitution; technical re-equipment; state regulation.
Современный этап развития глобальной экономики отражает резкое обострение военно-политической и экономической ситуации во всем мире, однако наибольшее влияние данная ситуация оказывает на Россию в связи с тем, что против экономической и финансовой системы страны введены жесткие пакеты санкций со стороны государств Евросоюза, Северной Америки и ряда азиатских стран. На сегодняшний день Российская Федерация находится в режиме блокады из-за введения более 13 500 видов санкций в экономической, гуманитарной и технологической сферах [2].
В данной ситуации Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) своевременно отреагировали на существующие угрозы и с помощью инструментов монетарной политики смогли смягчить санк-ционное давление на финансовый сектор, относительно стабилизировав ситуацию. В современных условиях происходит постепенное снижение ключевой ставки ЦБ РФ до приемлемых уровней, предпринимательские структуры адаптируются к новым экономическим условиям хозяйствования, производство переходит на модель импортозамещения.
В этих условиях довольно неоднозначная ситуация сложилась на рынке лизинга. О стабилизации, а тем более о развитии данной сферы деятельности в настоящее время говорить рано. Этому противостоит сложная экономическая обстановка с поставкой новой техники производителями и дилерами, разрыв логистических цепочек, повышение процентных ставок, ускорение инфляции, ожидаемое падение внутреннего валового продукта, нестабильность экономики. При этом, подчеркнем, рынок лизинга продолжает оставаться действенным инструментом обновления основных фондов в экономике страны.
После событий, произошедших 24 февраля 2022 г., вся экономика России, в том числе и финансовый сектор, почувствовали влияние сильнейшего санкционного давления за последнее время. Лизинговый рынок оказался одним из первых субъектов экономики, который ощу-
тил эти санкции и оказался в так называемом «идеальном шторме» [4]. Экономические санкции, введенные недружественными странами, привели к тотальному дефициту большинства предметов лизинга либо кратному увеличению цен на них; проблемам с финансированием и оплатами лизинговых платежей; возникновению неопределенностей и различных видов рисков в данной сфере, вхождению в стагнацию основных игроков и лизинговых компаний; разрушению привычных логистических цепочек или увеличению трансакционных издержек на логистические процессы.
Избежать существенной «просадки» лизингового бизнеса в России с конца февраля 2022 г. было невозможно. Проведенный за первое полугодие 2022 г. анализ рынка лизинга показал, что произошло существенное снижение новых договоров предмета лизинга. Так, в августе 2022 г. Национальное Рейтинговое Агентство (далее - НРА) выявило снижение количества новых заключенных лизинговых договоров на 40-50 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Количество предметов лизинга за этот же временной период сократилось более чем на 45-55 % (рис 1).
Основной причиной данной ситуации явилась вынужденная заградительная ставка рефинансирования ЦБ РФ, которая оказала существенное давление на весь финансовый рынок. В период февраля по март 2022 г. в ответ на увеличение ключевой ставки до 20 % ставки по лизинговым сделкам выросли до 30-40 %, что привело к вынужденному приостановлению лизинговыми компаниями работы по заключению новых контрактов. Всего за три месяца 2022 г. показатели эффективности лизингового рынка продемонстрировали рекордное снижение в 2,5 раза. Если в январе 2022 г. 12,78 тыс. клиентов заключили 25,92 тыс. договоров, то уже в апреле всего 7,1 тыс. клиентов заключили 10,8 тыс. договоров, по которым было получено 19,5 тыс. предметов лизинга (разнообразные транспортные средства, строительная техника и спецтехника, промышленное оборудование и т. д.). Для сравнения отметим, что по итогам 2021 г. объ-
600 500 400 300 200 100 0
I количество переданных предметов лизинга, тыс. шт.
количество заключенных договоров, тыс. шт.
2020
2021
2022 2023 (прогноз) Годы
Рис. 1. Развитие рынка лизинга в России [12]
ем нового бизнеса в сегменте достигал более 2 трлн руб. [12].
Анализ объема сделок, проведенных за последние 8 лет, показал, что в 2022 г. количество заключенных сделок впервые сократилось с 2015 г. и составило 340 тыс. шт. (на уровне 2020 г.), что на 20 % меньше, чем в 2021 г. Об этом свидетельствуют данные НРА и Рейтингового агентства «Эксперт РА», обнародованные в конце января 2023 г. [6] (рис. 2).
Такое падение бизнеса продлилось вплоть до первого квартала 2023 г. В этих условиях одним из возможных путей выхода лизингового рынка из кризисной ситуации является переориентация крупных компаний на новые сегменты рынка по услугам лизинга, а также введение в сделки бывших в употреблении предметов лизинга (так как в настоящее время именно 3-5-летняя техника пользуется все большим спросом со стороны лизингополучателей) [5].
В настоящее время, по данным агентства
Frank Media [3], сокращение числа лизинговых компаний происходит прежде всего за счет компаний, не входящих в банковские группы и не имеющих прямого доступа к относительно дешевому фондированию со стороны материнских групп. В число же наиболее стабильных лизинговых структур входят такие компании с государственным участием, как «Газпромбанк Лизинг», «Альфа-Лизинг», «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг», «ЛК "Европлан"», «Балтийский лизинг», «Государственная транспортная лизинговая компания». Основные показатели деятельности данных компаний за 2022 г. представлены в таблице.
Рассматривая отраслевую структуру лизинга, можно отметить, что в авиализинге случаются наибольшие проблемы и происходит сокращение сделок из-за ограничения полетов и ограничений на покупку западных воздушных судов (падение составляет 61 %). В лизинге морских и речных судов наблюдается снижение на 46 % по санкционным причинам. При
Рис. 2. Количество заключенных сделок, тыс. шт.
Таблица
Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2022 г.
Место Наименование компании Сумма новых договоров за 2022 г., млн руб. Лизинговый портфель, млн руб. (по состоянию на 1 января 2023 г.) Лизинговый портфель, млн руб. (по состоянию на 1 января 2022 г.) Объем полученных платежей за 2022 г., млн руб.
1 «Газпромбанк Лизинг» 417 050 864 941 461 548 248 009
2 «Альфа-Лизинг» 185 174 411708 238 505 134 844
3 «Сбербанк Лизинг» 178 649 858 713 1 011557 172 435
4 «ВТБ Лизинг» 174 246 627 080 705 022 231 910
5 «ЛК "Европлан"» 134 055 262 305 223 926 Нет данных
6 «Балтийский лизинг» 107 190 163 918 11 496 86 272
7 «Го сударственная транспортная лизинговая компания» 90 198 1 129 309 1 349 655 150 776
Примеч.: составлено авторами на основе [13]
этом в корпоративном сегменте наиболее стабильным останется железнодорожный лизинг. Данный сегмент показал снижение объема нового бизнеса лишь на 1 % [10].
В данных условиях поддержка государством лизинговой отрасли необходима как крупным, так и средним и малым бизнесам. Поэтому исполнительная и законодательная власть принимает определенные меры поддержки лизинга. Так, был принят Федеральный закон от 14.07.2022 № 265-ФЗ «О внесении изменений в статью 381 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"» [1], в соответствии с которым в случае, если лизинговый договор между сторонами был заключен до 24 февраля 2022 г., то определение размера лизинговых платежей происходит в зависимости от изменения ключевой ставки ЦБ РФ либо иной переменной величины или устанавливается возможность изменения размера лизинговых платежей лизингодателем в одностороннем порядке. При этом лизингополучатель вправе однократно обратиться к лизингодателю с требованием о передаче ему в собственность предмета лизинга полностью или его части без начисления неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности.
Также внесены коррективы в положение о досрочном выкупе лизингового имущества, стоимость которого определяется договором лизинга. Так, лизингополучатель уплачивает лизинговой компании стоимость имущества в течение 10 дней с момента получения уведомления о выкупе. Если лизинговая компания, получив сообщение о возможном выкупе имущества, не успевает сообщить лизингополуча-
телю стоимость выкупного имущества в определенный срок, то лизингополучатель может прекратить оплачивать платежи по лизингу до получения стоимости выкупа (ранее в Федеральном законе от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предлагалось просто прекратить уплату без указания срока). Если возникнут разногласия по стоимости, стороны могут обратиться в суд по определению стоимости предмета лизинга.
Все эти меры помогут лизинговым компаниям оптимизировать портфели клиентов, которые в данной ситуации не способны оплачивать лизинговые платежи и ухудшают качество лизингового портфеля.
В дополнение к этому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2022 № 649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2018-2023 гг.» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации сообщило о возобновлении программы льготного лизинга автомобилей, в рамках которой планируется выделить 4,9 млрд руб.
Данные меры являются необходимыми и своевременными, но далеко не достаточными в сложившейся ситуации, особенно ввиду новых заградительных санкций со стороны недружественных стран.
Помимо нормативно-законодательных мер, одним из возможных вариантов государственной поддержки лизингового бизнеса может
стать реализация крупных инфраструктурных национальных проектов, которые будут являться основными драйверами по спросу на лизинговое оборудование и технику. Это могут быть проекты по социальным направлениям как федерального, так и регионального значения, требующие огромных инвестиций в развитие медицинской, культурной и образовательной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и т. д. [5].
В соответствии с планом реконструкции и дорожного строительства на 2023-2027 гг. в Российской Федерации планируется выделить более 13 трлн руб. на развитие дорожной инфраструктуры и логистических коридоров. Это позволит увеличить текущий спрос на лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники. Несмотря на отказ от поставки техники производителей из недружественных стран, этот дефицит можно восполнить техникой производства азиатских стран.
Государство может поддерживать и стимулировать обновление транспортных средств и оборудования в стратегических и жизненно необходимых сферах деятельности, в том числе и в логистике внутри страны, продовольственном рынке, добыче полезных ископаемых. Хорошие перспективы наблюдаются у лизинга сельскохозяйственной техники. Все эти направления являются важнейшими аспектами импортозамещения, особенно в машиностроении.
В ближайшее время могут появиться и новые сегменты рынка лизинга, как, к примеру, лизинг грузовых контейнеров, произведенных в основном в Китае. Это удобный и выгодный инструмент для финансирования, так как уход международных операторов дал толчок к возросшему спросу на этот предмет лизинга в России [9].
По мнению аналитика в области лизингового бизнеса Р.А. Коршунова [6], определенные позитивные сдвиги можно будет наблюдать на рынке грузового транспорта, что обусловлено высокой деловой активностью и интенсивными экономическими процессами в логистике. Также есть условия для развития лизинга строительной техники, так как данный сектор стимулируется продлением льготных программ и реализацией инфраструктурных проектов, а китайская техника продолжает экспансию на российский рынок. Существуют реальные условия изменения тенденций в лучшую сторону и в области авиаперевозок за счет того, что объем международных перевозок может увеличиться при переориентации на восточное
направление и росте товарооборота со странами Азии.
Эксперты в области лизинга по-разному оценивают перспективы развития лизингового рынка в будущем. Так, согласно базовому прогнозу агентства «Эксперт РА», в 2023 г. рост объема нового бизнеса составит 10 %, а топ-менеджеры крупных корпоративных компаний рассчитывают на рост более 25 % [11]. Хотя именно крупные корпорации с государственным участием находятся под санкционным давлением, это дает возможность развиваться мелкому и среднему лизинговому бизнесу.
Таким образом, можно констатировать, что геополитический кризис 2022 г. оказал серьезное влияние на специфику российского лизингового бизнеса. Негативные тенденции проявляются в снижении объемов рынка более чем на 15 %, а также в обострении проблемы дефицита предметов лизинга. Также следует отметить, что на рекордную величину снизился объем корпоративных сегментов. Однако, помимо тенденций сокращения лизинговых операций, наблюдаются и такие положительные моменты, как усиление диверсификации деятельности компаний за счет использования новых рыночных сегментов и предметов лизинга, которые можно использовать как будущие драйверы для роста данной сферы деятельности; повышение эффективности топ-менеджмента за счет внедрения в компаниях антикризисного управления, государственное участие в решении законодательных, инфраструктурных и финансовых вопросах для преодоления трудностей в сфере лизинговой деятельности.
Список литературы
1. О внесении изменений в статью 381 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»: федер. закон от 14.07.2022 № 265-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/docu-ment/view/0001202207140043 (дата обращения: 15.04.2023).
2. Альгина Т.Б., Долгополое Д.М. Лизинг, проблемы и важность для экономики России // Сибирский экономический журнал: электронный научный журнал. 2020. № 4 (12). С. 4-6.
3. Исследования // Frank Rg: интернет-сайт. URL: https://frankrg.com/research (дата обращения: 15.04.2023).
4. Кузнецова И.А., Люлюченко М.В. Лизинг как инструмент модернизации экономики РФ // Белгородский экономический вестник. 2019. № 4. С. 171-178.
5. Мирошникова А.А. Развитие лизингово-
го кредитования в России в условиях санкций // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 14. № 1-2 (7). С.98-100.
6. Национальное Рейтинговое Агентство. URL: https://www.ra-national.ru (дата обращения: 15.04.2023).
7. Нуртдинов И.И. Модернизация аграрного сектора с применением финансового лизинга // Лизинг. 2013. № 4. С. 24-29.
8. Нуртдинов И.И., Шипшова О.А. Повышение конкурентоспособности системы сельскохозяйственной кооперации на основе использования лизинга // Финансы и кредит. 2022. Т. 28. № 11 (827). С. 2577-2592.
9. Орлов А.В., Лошаков А.С. Оценка состояния и перспектив российского рынка лизинговых услуг в условиях экономических санкций // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 334-338.
10. Петракова Д.С. Преимущества лизинга как инструмента финансирования современного бизнеса // Advantages of leasing as a tool of financing contemporary business. 2018. № 6.2 (21). С.242-245.
11. Рынок лизинга по итогам 2022 года // Эксперт РА: интернет-сайт. UPL: https://www.raex-pert.ru/researches/leasing/2022 (дата обращения: 15.04.2023).
12. Рынок лизинга: после идеального шторма // Эксперт РА: интернет-сайт. UPL: https:// www.raexpert.ru/researches/leasing/market_2022 (дата обращения: 15.04.2023).
13. Рэкинг лизинговых компаний России по итогам 2022 года // Эксперт РА: интернет-сайт. UPL: https://www.raexpert.ru/rankings/leasing/2022 (дата обращения: 15.04.2023).
14. Самвелян Р.В. Перспективы развития рынка лизинга. Пути повышения эффективности лизинговой деятельности в России // Финансы и кредит. 2018. № 3. С. 72-77.
15. Шипшова О.А., Нуртдинов И.И. Модернизация системы сельскохозяйственной кооперации на основе применения лизинга // Russian Journal of Management. 2022. Т. 10. № 1. С. 101-105.
References
1. O vnesenii izmenenij v stat'yu 381 Fede-ral'nogo zakona «O finansovoj arende (lizinge)» [On Amendments to Article 381 of the Federal Law «On financial lease (leasing)»]: feder. zakon ot 14.07.2022 № 265-FZ // Ofitsialnyj internet-portal pravovoj informatsii. URL: http://publication.pravo. gov.ru/document/view/0001202207140043 (Accessed 15.04.2023).
2. Algina T.B., Dolgopolov D.M. Lizing, prob-lemy i vazhnost' dlya ekonomiki Rossii [Leasing,
problems and importance for the Russian economy] // Sibirskij ekonomicheskij zhurnal: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2020. № 4 (12). S. 4-6.
3. Issledovaniya // Frank Rg: internet-sajt. URL: https://frankrg.com/research (Accesed 15.04.2023).
4. Kuznetsova I.A., Lyulyuchenko M.V. Lizing kak instrument modernizatsii ekonomiki RF [Leasing as a tool of modernization of the Russian economy] // Belgorodskij ekonomicheskij vestnik. 2019. № 4. S. 171-178.
5. Miroshnikova A.A. Razvitie lizingovogo kreditovaniya v Rossii v usloviyakh sanktsij [Development of leasing lending in Russia under sanctions] // Innovatsionnye tekhnologii v mashinostroe-nii, obrazovanii i ekonomike. 2018. T. 14. № 1-2 (7). S.98-100.
6. NatsionaFnoe Rejtingovoe Agentstvo. URL: https://www.ra-national.ru (Accessed 15.04.2023).
7. Nurtdinov I.I. Modernizatsiya agrarnogo sek-tora s primeneniem finansovogo lizinga [Modernization of the agricultural sector with the use of financial leasing] // Lizing. 2013. № 4. S. 24-29.
8. Nurtdinov I.I., Shipshova O.A. Povyshe-nie konkurentosposobnosti sistemy seFskokho-zyajstvennoj kooperatsii na osnove ispolzovaniya lizinga [Increasing the competitiveness of the agricultural cooperation system based on the use of leasing] // Finansy i kredit. 2022. T. 28. № 11 (827). S. 2577-2592.
9. Orlov A.V., Loshakov A.S. Otsenka sostoya-niya i perspektiv rossijskogo rynka lizingovykh uslug v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsij [Assessment of the state and prospects of the Russian leasing services market in the context of economic sanctions] // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2022. № 5. S. 334-338.
10. Petrakova D.S. Preimushchestva lizinga kak instrumenta finansirovaniya sovremennogo biznesa [Advantages of leasing as a financing tool for modern business] // Advantages of leasing as a tool of financing contemporary business. 2018. № 6.2 (21). S.242-245.
11. Rynok lizinga po itogam 2022 goda // Ekspert RA: internet-sajt. UPL: https://www.raexpert.ru/re-searches/leasing/2022 (Accessed 15.04.2023).
12. Rynok lizinga: posle ideaFnogo shtorma // Ekspert RA: internet-sajt. UPL: https://www.raex-pert.ru/researches/leasing/market_2022 (Accessed 15.04.2023).
13. Reking lizingovykh kompanij Rossii po itogam 2022 goda // Ekspert RA: internet-sajt. UPL: https://www.raexpert.ru/rankings/leasing/2022 (Accessed 15.04.2023).
14. Samvelyan R.V. Perspektivy razvitiya rynka lizinga. Puti povysheniya effektivnosti lizingovoj deyateFnosti v Rossii [Prospects for the development of the leasing market. Ways to improve the ef-
ficiency of leasing activities in Russia] // Finansy i kredit. 201S. № 3. S. 72-77.
15. Shipshova O.A., Nurtdinov I.I. Moder-nizatsiya sistemy seFskokhozyajstvennoj koopera-
tsii na osnove primeneniya lizinga [Modernization of the agricultural cooperation system based on the use of leasing] // Russian Journal of Management. 2022. T. 10. № 1. S. 101-105.
НУРТДИНОВ Илгиз Ирекович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, доцент кафедры экономической теории и социальной работы. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации; Казанский государственный медицинский университет. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
ШИПШОВА Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
NURTDINOV, Ilgiz Irekovich - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Social Work. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation; Kazan State Medical University. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
SHIPSHOVA, Olga A^androvna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].