УДК 339.13:336
Горовец Наталья Александровна,
старший преподаватель кафедры финансов предприятий и страхования, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Gorovets Natalya Alexandrovna,
Senior lecturer of the Department of Business Finance and Insurance, Institute of Economics and Management (structural subdivision), FSAEI HE «V.I. Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol, Russian Federation.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛИЗИНГА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
RUSSIAN LEASING MARKET: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS
В статье обоснована необходимость развития лизинга в России, определены проблемы правового, регулятивного характера, препятствующие развитию лизингового бизнеса, направления реформирования этого сегмента рынка, способные привести к его большей прозрачности, организованности, надежности. Проведен анализ основных индикаторов рынка, выявивший значительный их рост за последние три года, консолидацию и концентрацию рынка крупными лидирующими в рейтинге государственными лизинговыми компаниями и компаниями, входящими в банковские группы или аффилированные с банками, практически по всем показателям. Увеличение обслуживания компаниями крупных инфраструктурных проектов в важных стратегических областях экономики при государственной поддержке, заинтересованность банков в диверсификации деятельности, расширении клиентской базы за счет финансирования лизинговых компаний, государственных программ по льготному кредитованию, оказало решающее значение на рост рынка и его консолидацию. Эти процессы привели также к повышению эффективности лизингового бизнеса, росту доли оперативного лизинга, расширению банковских каналов продаж лизинговых продуктов, росту заемных источников финансирования компаний и др. Позитивное влияние оказали программы государственной поддержки и в розничном сегменте рынке, особенно в автотранспорте.
Ключевые слова: рынок лизинга, показатели, регулирование, реформирование, консолидация, концентрация, государственная поддержка.
The article justifies the necessity for the development of leasing in Russia, identifies legal and regulatory problems that impede the development of the leasing business, the directions for reforming this market segment that can lead to its greater transparency, organization and reliability. This article reviews the main market indicators that significantly have grown over the past three years, and show consolidation and concentration of the market by large leading state leasing companies and companies belonging to banking groups or affiliated with banks. The increase in servicing major infrastructure projects in important strategic areas of the economy by companies with government support, the interest of banks in diversifying their activities, expanding their client base by financing leasing companies, and government programs on concessional lending, had a decisive impact on market growth and consolidation. These processes also led to the leasing business efficiency growth, the operational leasing share increase, the banking channels for sales of leasing products expansion, the increase in borrowed sources of financing for companies, etc. State support programs in the retail segment of the market, especially in motor transport, had also a positive impact. Keywords: leasing market, indicators, regulation, reforming, consolidation, concentration, governmental support.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях действия политики санкций, негативных тенденциях на мировых финансовых рынках, внутренних экономических и инновационных проблемах, поставленной перед страной грандиозной задачи на пятилетнюю перспективу по достижению мировых темпов роста экономики инструмент лизинга способен оказать положительное влияние на стимулирование инвестиционного спроса и в целом на экономику страны. Решить такую задачу без роста производительности труда не возможно, но на каком оборудовании, и при каких технологиях можно достичь таких результатов.
Отечественная инфраструктура требует существенных инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов, характеризующихся высокой степенью износа. По данным Федеральной службы государственной статистики по итогам 2017г. степень износа основных фондов коммерческих предприятий (без субъектов малого предпринимательства) составила 47,3 %, а в отдельных видах деятельности достигает 60 %. Доля полностью изношенных основных фондов составляет 17,9 %, коэффициент обновления в разных отраслях не превышает 9, а в среднем составляет 4,3 [1]. Наибольший износ основных фондов коммерческих предприятий отмечается в таких сферах деятельности: как торговля,
110
добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, строительство, транспортировка и хранение, информация и связь.
Зарубежный опыт развития лизинговой отрасли свидетельствует об эффективности использования этого инструмента. В мировой экономике лизинговые сделки завоевали лидирующие позиции среди инвестиционных продуктов в силу ряда преимуществ, к которым можно отнести налоговые льготы, решение проблемы обеспечения, различные варианты установления лизинговых платежей, простаты учета. В среднем в капиталистических странах лизинг занимает около одной пятой части инвестиций, а в США лизинг технологического оборудования занимает около трети от всех инвестиций.
Доля лизинга в структуре инвестиций в основной капитал экономики России составляет 7,2 % (2014 г.) В странах с развитым рынком лизинга этот показатель существенно выше — 15-30 %, что свидетельствует о наличии значительного потенциала в развитии лизинга в РФ в долгосрочной перспективе [2].
Лизинг как механизм альтернативного финансирования приобретает особую значимость, он должен стать эффективным средством модернизации экономики в масштабах всей страны. Изучение состояния, тенденций развития, проблем, перспектив расширения и повышения эффективности российского лизингового бизнеса, является весьма актуальным. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Главная цель исследования: выявление тенденций развития рынка лизинга на основе анализа его современного состояния, проблем и факторов, способствующих его развитию.
Автором поставлены следующие задачи исследования:
• рассмотреть проблемы нормативно-правового, регуляторного характера, присущие лизинговому сегменту финансового рынка и основные направления его реформирования, инициированного Центральным банком;
• проанализировать динамику основных показателей за последние шесть лет, характеризующих результаты лизингового бизнеса;
• на основании результатов анализа охарактеризовать современное состояние и возможные тенденции развития лизингового рынка, выявить факторы, оказывающие влияние на динамику его основных индикаторов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Российский рынок лизинговых услуг исторически молод и пока еще недооценен участниками рынка и государством. Рынок развивался в условиях несовершенства действующего законодательства, системы регулирования и надзора за рынком, тяжелой доступности привлечения средств для финансирования лизинговых сделок, высоких рисков для участников лизинговых сделок и др. Несмотря на рост рынка, совершенствование законодательной базы, названные выше факторы актуальны и сегодня.
С появлением лизинга в России в основном регулирование выражалось в форме выдачи государственных лицензий на лизинговую деятельность, что устанавливало соответствие определенным нормам. Сегодня лизинговые услуги могут предоставлять любые субъекты хозяйствования, хотя лизинговая деятельность специфична. Регулятор имеет самые приблизительные представления о данном секторе рынка, так как отсутствует официальный перечень лизинговых компаний, какая бы то ни было, государственная статистика по отрасли, отчетность по международным стандартам. Лизинговые компании предоставляют добровольные данные о размере портфелей, объеме договоров и прочей информации. Предоставляемая информация не дает сведений о дефолтах, просрочке или убытках компаний.
В ЕГРЮЛ зарегистрировано около 3000 лизинговых компаний, но это не означает, что лизинг для них основной вид деятельности, реальную деятельность ведут немногим более 200 компаний [3]. В анализе рынка, проводимого рейтинговым агентством «Эксперт РА» совместно с Объединенной Лизинговой Ассоциацией (ОЛА), участвуют порядка 100 компаний.
Саморегулирование в лизинговой отрасли в настоящее время осуществляется ОЛА, объединяющая профессиональных участников рынка, в целях защиты корпоративных интересов, быстрого реагирования на законодательные изменения, лоббирования правовых аспектов лизингового бизнеса.
В лизинговой отрасли уже давно назрела необходимость изменений правового, регуляторного и надзорного характера. Череда дефолтов лизинговых компаний в стратегических отраслях, вывод из-под контроля регулятора денежных средств из банковского сектора в слабо контролируемый лизинговый сегмент рынка, мошеннические схемы лизинговых компаний — эти и другие негативные события подтолкнули в 2016г. Центральный банк и Минфин инициировать реформу лизинговой отрасли.
Участники рынка ждут поправок и дополнений в законодательные акты как основные (ГК РФ, часть вторая (§ 6 Финансовая аренда (лизинг)) от 26.01.1996г. .№ 14-ФЗ [4], Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[5]), так и другие, касающиеся налогового, таможенного, валютного, банковского, антимонопольного регулирования.
111
При формировании нормативно-правовой основы лизинговой деятельности необходимо урегулирование проблем и противоречий, отмечавшихся многими авторами и участниками ОЛА. Они обращают внимание на законодательные проблемы дефолтов лизингополучателей и вторичного использования изъятого имущества в целях предоставления в лизинг, расширения использования услуг лизинга не только для предпринимательских целей, запрете лизинга программных продуктов, отношений участников при сублизинге, использования возвратного лизинга недобросовестными участниками рынка, существующие налоговые, валютные, таможенные, банковские ограничения и др.
Подготовленный Минфином и Центральным Банком законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты РФ» предусматривает создание реестра специализированных лизинговых компаний, связанных с государством и получающих или претендующих на государственную поддержку, которые будут отнесены к некредитным финансовым организациям. Нововведения касаются также допуска компаний на рынок, требований к минимальному размеру капитала, порядка вступления в СРО, внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности и др.
Компании, которые не будут отвечать требованиям регулятора, смогут заниматься только арендой и потеряют ряд преимуществ, например возможность применения ускоренной амортизации, получения госсубсидий или уйдут с этого рынка.
Как и на других сегментах финансового рынка в лизинговой отрасли планируется государственное регулирование в лице Центрального банка и саморегулирование путем создания саморегулируемой организации (СРО). К членам СРО будут предъявляться требования по наличию минимальной суммы собственных средств (70 млн руб. при балансовой стоимости активов 500 млн руб., 20 млн руб. — если менее 500 млн руб. [6]).
Реформа должна привести к большей прозрачности и организованности рынка, защите имущественных интересов лизингодателей и минимизации их рисков; обеспечению защиты прав лизингополучателей; снижению стоимости финансирования лизингодателей и стоимости лизинга для конечных клиентов; переходу лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами; поддержание справедливой конкуренции.
Динамика количественных показателей лизингового бизнеса весьма зависима от тенденций развития экономики государства.
Анализ рынка лизинга за последние шесть лет показал замедление темпов роста основных индикаторов в 2012-2013 гг. и значительный спад в кризисные периоды 2014-2015 гг. Начиная с 2016 г. прослеживается значительный рост показателей (табл. 1).
Одним из индикаторов эффективности лизингового бизнеса является доля лизинга в ВВП. По данным табл. 1 видно уменьшение уровня этого показателя в 2014 г. по отношению к 2012-2013 гг. более чем на 18 %, в 2015 г. к этому же периоду — более чем на 36 %. Только в 2017 г. этот индикатор превысил уровень 2012-2013 гг. на 9 %. Доля лизинга в ВВП за 9 месяцев 2018 г. составила 1,4 % (в 2011 г. этот показатель составлял 2,3 %) [7].
Восстановление отечественной экономики, и как следствие успех лизингового рынка в 2016-2018 гг., прежде всего, обусловлен крупными инфраструктурными проектами, особенно в водном, авиационном и железнодорожном транспорте. Рос рынок и в сфере автотранспорта за счёт развития в розничном сегменте грузового и легкового автотранспорта, строительной и дорожно-строительной техники благодаря государственной поддержке.
Объем нового бизнеса в 2017 г. достиг почти 1.1 трлн. руб., увеличившись на 47,5 %. За 9 месяцев 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42 %, однако без учета госкомпаний этот результат значительно меньше (по данным «Эксперт РА» 16 % против 49 % годом ранее [9]).
Сумма новых договоров лизинга в 2016-2017 гг. увеличилась на 38,6 % и 40,9 % соответственно. Этот показатель превысил в 2017 г. 1,6 трлн. руб. За 9 месяцев 2018 г. сумма новых договоров превысила уровень 2017 г.
Количество заключенных сделок лизинга за 2017 год превысило 190 тыс. шт. Данный показатель, после кризиса 2014 г. неуклонно рос, особенно быстрыми темпами в 2017-2018 гг.
Увеличение числа сделок в 2014-2017 гг. было обусловлено ростом объема нового бизнеса с субъектами среднего бизнеса, государственными учреждениями (рис. 1). По результатам трех кварталов 2018 г. доля малого бизнеса снизилась на 9,8 %, доля госучреждений — на 2 %. Сдвиг в структуре произошел в сторону роста доли крупных субъектов.
На увеличение количества лизинговых сделок повлияло и развитие разных каналов продаж лизинговых продуктов (рис. 2).
Количество прямых продаж лизинговых продуктов в 2017 г. по сравнению с 2013 г. снизилось на 10,9 %, увеличилось количество заключаемых договоров лизинга через офисы банков, интернет, представителей лизинговых компаний.
112
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга *
Показатели 2012г. 2013 г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 9 месяцев 2018г.
Объем нового бизнеса (стоимость имущества), млрд. руб. 770 783 880 545 742 1095 1010
Темп прироста, % 3,9 1,7 -13,2 -19,9 36,1 47,5 42,3 к аналогичному периоду 2017 г.
Сумма новых договоров лизинга, млрд. руб. 1320 1300 1000 830 1150 1620 1650
Темп прироста, % 1,5 -1,5 -23,1 -17,0 38,6 40,9 44,7, к аналогичному периоду 2017 г.
Количество заключенных сделок, тыс. шт. 118 151 172 124 141 190 177
Темп прироста, % — 27,1 13,9 27,9 13,7 34,8 36,2, к аналогичному периоду 2017 г.
Средняя сумма сделки, млн руб. 12,1 2011 11,2 8,6 5,8 6,7 8,2 8,5 9,3
Темп прироста, % -7,4 -23,2 -32,6 15,5 22,4 3,7 5,7, к аналогичному периоду 2017 г.
Объем полученных лизинговых платежей, млрд. руб. 560 650 690 750 790 870 700
Темп прироста, % 3,7 16,1 6,2 8,6 5,3 10,1 2,9, к аналогичному периоду 2017 г.
Объем профинансированных средств, млрд. руб. 640 780 660 590 740 950 830
Темп прироста, % 13,2 21,9 -15,4 10,6 25,4 28,4 30,7, к аналогичному периоду 2017г.
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. руб. 2530 2900 3200 3100 3200 3450 4100
Темп прироста, % 36,0 14,6 10,3 -3,1 3,2 7,8 19,0 к аналогичному периоду 2017г.
Доля лизинга в ВВП, % 1,1 1,1 0,9 0,7 0,9 1,2 1,4
* Составлено на основании [7-9].
Средняя сумма лизинговой сделки выросла до 9,3 млн руб. на 01.10.2018 г., однако не достигла уровня 2012 г. — 11,8 млн руб. (12,1 млн руб. в 2011 г.) [7].
Совокупный портфель лизинговых компаний рос значительно меньшими темпами, чем другие показатели, характеризующие рынок лизинговых услуг. Лизинговый портфель на 01.10.2018 достиг рекордного объема в 4,1 трлн. руб., рост во многом обусловлен активностью госкомпаний, но и ростом проблемных активов.
По данным экспертов без учета четырех крупнейших госкомпаний — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ Лизинг» — прирост совокупного портфеля составил бы менее 5 % [9].
Усиление надзорных функций регулятора по достаточности капитала и банковского надзора за заемными средствами, доля которых в структуре финансирования лизинговых компаний растет (см. рис.3), прослеживается тенденция передачи объектов лизинга на баланс лизинговых компаний, что приводит к искусственному завышению размера лизингового портфеля.
Объемы финансирования особенно росли в последние три года. Лизинговые компании все меньше используют собственные средства.
113
60
50 -
40 -
30
20 -
10 -
50,7
□ Малый бизнес □ Средний бизнес
□ Крупный бизнес □ Госучреждения (ФГУП, МУП, и др.)
□ Физические лица (не ИП)
56,4
37,5
9,7
47,3
45,8
38,4
1,1 1 I I
13,2
37,7
1,8
0,8
12,8
44,6
37,5
1,4 0,8
14,6
27,7
2,6
0,7
14,8
0,6 0,5
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
9 месяцев 2018 г.
Рис. 1. Структура объема нового бизнеса в разрезе разных субъектов рынка (лизингополучателей), %
(Составлено по данным [8-9]).
100% л
90% ■
8 0% ■
70% ■
60% ■
5 0% ■
40% ■
3 0% ■
20% ■
10% ■
0,4
1,7
0%
2,7.
1,1
0,4
2,1
7,8
3,9
□ Прочие каналы (интернет заявки и др)
□ Финансовые посредники (агенты, брокеры)
□ Поставщики оборудования
□ Продажи в о фисах банков
□ Прямые про дажи
2013 г. 2017 г.
Рис. 2. Структура каналов продаж лизинговых продуктов (Составлено по данным [9]).
Благодаря развитию стратегически важных отраслей экономики и их государственной поддержки консолидация лизингового рынка в последнее время возросла. Доля Топ-10 компаний в сумме новых договоров на 01.10.2018 г. составила 74,5 % (рис. 5).
114
0
95.4
5
100% -90% -
70% -60% -50% -40% -30% -20% -10% -0%
91%
Н R Ü
| 12% |
86%
79%
□ Доля оперативного лизинга
□ Доля финансового лизинга
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 9месяцев 2018 г.
Рис. 4. Структура рынка в разрезе видов лизинга, % (Составлено по данным [8-9]).
74,5
76 " 74 -72 -70 " 68 -66 -64 -62 60 58
56
2012 г 2013 г 2014 г 2015 г 2016 г. 2017 г 9 мес. 2018 г.
Рис. 5. Динамика доли Топ-10 компаний в сумме новых договоров, % (Составлено по данным [8-9]).
Крупные государственные лизинговые компании и компании, входящие в банковские группы или аффилированные с банками, занимают доминирующие позиции по всем основным индикатором рынка (рис. 6).
Четыре государственные компании (ГТЛК, Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, ВЭБ-лизинг) сконцентрировали 36,4 %, объема нового бизнеса, 54,9 % суммы новых лизинговых договоров, 57,3 % лизин-
115
□ Концентрация Топ-20 компаний
20 -
40 - 37,6
30 -
50 -
10 -
0
□ Концентрация Топ-20 компаний, связанных с банками
□ Концентрация Топ-20 компаний с иностранной собственностью
□ Концентрация государственных компаний (ГТЛК, Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, ВЭБ-лизинг)
Доля объема нового бизнеса Доля суммы новых Доля лизингового портфеля
договоро в лизинга -
Рис. 6. Концентрация лизинговых компаний по итогам 9 месяцев 2018г. в разрезе основных индикаторов рынка, % (Составлено и рассчитано по данным «Эксперт РА» [9] и информации с официальных сайтов лизинговых компаний, входящих в Топ-20 компаний на 01.10.2018 г.)
гового портфеля. Это практически 97 % объема нового бизнеса, более 98 % суммы новых договоров и лизингового портфеля Топ-20 участников рынка.
Значительную долю рынка занимают лизинговые компании, входящие в банковские группы или аффилированные с банками. Лизинг для банков становится ценным механизмом, позволяющим диверсифицировать деятельность, снизив, таким образом, риски, обеспечить более гибкий подход к клиентам и, в конечном счете, расширить клиентскую базу Для лизинговых компаний увеличивается возможность получения значительных объемов финансирования со стороны материнских банков.
Доля объема нового бизнеса, суммы новых договоров и лизингового портфеля Топ-20 компаний, связанных с банками, составила 31,7 %, 44,4 %, 45,5 % соответственно. На такие компании как Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, ВЭБ-лизинг, Газпромбанк Лизинг, АльфаЛизинг, ЮниКредит Лизинг, приходится почти 92 % объема нового бизнеса, более 95 % суммы новых договоров лизинга, 97 % лизингового портфеля Топ-20 компаний.
Современный российский рынок лизинга является вторым по объему услуг на финансовом рынке после банков, но он пока не достиг уровня мировых лидеров и все еще не стал мощным инструментом обновления основных фондов, характеризующихся высокой степенью физического и морального износа.
Рост рынка весьма зависим от тенденций развития экономики государства, стабильности на финансовом рынке, доступности и стоимости финансирования лизинговых компаний, объемов государственной поддержки, санкционного внешнего сдерживания отечественной экономики и других факторов.
Восстановление отечественной экономики в посткризисный период, развитие стратегических отраслей экономики, особенно в водном, авиационном и железнодорожном транспорте при их государственной поддержке, заинтересованность банков в диверсификации деятельности, расширении клиентской базы за счет финансирования лизинговых компаний, государственных программ по льготному кредитованию, оказало решающее значение на рост рынка и его консолидацию. Рос рынок и в сфере автотранспорта за счёт развития в розничном сегменте грузового и легкового автотранспорта, строительной и дорожно-строительной техники, благодаря государственной поддержке.
Основные индикаторы рынка, такие как объем нового бизнеса, сумма новых договоров лизинга, сумма профинансированных средств, количество заключенных договоров, начиная с 2016 г. росли значительными темпами и значительно превысили уровни этих показателей в рассматриваемом периоде. Лизинговый портфель рос меньшими темпами, но составил рекордную сумму, достигнув 4,1 трлн. руб. Такой рост обусловлен во многом активностью госкомпаний и ростом проблемных активов. Эффективность лизингового бизнеса возросла (доля лизинга в ВВП по итогам 9 месяцев 2018 г. достигла уровня 1,4), но не достигла уровня 2011 г., а тем более уровня мировых лидеров.
ВЫВОДЫ
116
Крупные государственные и с государственным участием лизинговые компании и компании, связанные с банками, занимают доминирующие позиции по всем основным показателям. Четыре лидирующие в рейтинге государственные компании (ГТЛК, Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, ВЭБ-лизинг) сконцентрировали более 36 %, объема нового бизнеса, почти 55 % суммы новых лизинговых договоров, более 57 % лизингового портфеля, а доля Топ-20 компаний, связанных с банками, по вышеназванным показателям составила более 30 %, 44 %, 45 % соответственно.
Доминирование на рынке государственных и с государственным участием компаний и государственная поддержка важных отраслей экономики способствовали росту доли оперативного лизинга. На такой рост повлияли и такие факторы, как: закредитованность крупнейших клиентов, ориентация на международные стандарты учета, нежелание принимать на баланс дополнительную долговую нагрузку, необходимость сервисных услуг объекта лизинга лизингополучателем и др.
Рост банковских лизинговых компаний способствовал росту доли банковских кредитов в финансировании компаний в силу большей их доступности со стороны материнских банков, увеличилось количество заключаемых договоров лизинга через офисы банков.
Необходимость реформирования лизингового сегмента рынка вызвана несовершенством системы регулирования, противоречиями и проблемами в нормативно-законодательной базе, негативными событиями, связанными с чередой дефолтов лизинговых компаний, выводом из-под контроля регулятора денежных средств из банковского сектора в слабо контролируемый лизинговый, мошенническими схемами лизинговых компаний и др.
Совершенствование нормативно-правовой базы и системы регулирования, путем усиления регулятивной функции ЦБ и саморегулирования, путем создания СРО, создание реестра специализированных лизинговых компаний, введение нормы достаточности минимального собственного капитала, введение международных стандартов учета и отчетности — все это будет способствовать большей прозрачности, организованности, надежности рынка. Нововведения должны привести к усилению защиты имущественных интересов лизингодателей и минимизации их рисков, обеспечению защиты прав лизингополучателей, укреплению доверия со стороны кредиторов и инвесторов, снижению стоимости финансирования лизингодателей и стоимости лизинга для конечных клиентов, переходу лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами, поддержанию справедливой конкуренции. Однако выше рассмотренные требования будут относиться к специализированным некоммерческим компаниям с государственным участием или претендующих на государственную поддержку. Компании, которые не будут отвечать требованиям регулятора, смогут заниматься только арендой и потеряют ряд преимуществ, например возможность применения ускоренной амортизации, получения госсубсидий или уйдут с этого сегмента рынка. Финансирование деятельности СРО, внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, обучение персонала — все это также будет способствовать консолидации рынка крупными компаниями, поглощениями мелких или уходом их с рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/# (дата обращения: 21-25.01.2019).
2. Берегатнова Е.В. Рынок лизинга РФ: состояние, перспективы / Е.В. Берегатнова [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. — Режим доступа: dcenter.hse.rU/data/2017/01/13/1115379811/Рынок %20лизинга %20РФ %202016.pdf (дата обращения: 21-25.01.2019).
3. Центробанк смягчил реформу лизинга [Электронный ресурс] // Ведомости. — Режим доступа: www.vedomosti.ru/ finance/articles/2017/05/29/691812-tsentrobank-smyagchil (дата обращения: 21-25.01.2019).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. №№ 14-ФЗ (ред. 30.12.2018 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ 2cfb5892fd19К^0518b78e77baf97db30f5ca7/ (дата обращения: 21-25.01.2019).
5. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.01.2002 г. № 10-ФЗ (ред. 16.10.2017 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/ (дата обращения: 21-25.01.2019).
6. Саморегулирование отрасли лизинга откладывается [Электронный ресурс] // Информационный портал «Все о СРО». — Режим доступа: www.all-sro.ru/news/samoregulirovanie-otrasli-lizinga-otkladivaetsya_171504630 (дата обращения: 21-25.01.2019).
7. Рынок лизинга по итогам 2014 года [Электронный ресурс] // Эксперт РА. — Режим доступа: docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 21-25.01.2019).
8. Лизинг-2017: движение вверх [Электронный ресурс] // Банки.ру. — Режим доступа: www.banki.ru/news/daytheme/ ?id=10409270 (дата обращения: 21-25.01.2019).
9. Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии [Электронный ресурс] // Эксперт РА. — Режим доступа: raexpert.ru/researches/leasing/9m2018/part1 (дата обращения: 21-25.01.2019).
117
SPISOK LITERATURY
1. Ofïtsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/# (data obrashcheniya: 21-25.01.2019).
2. Beregatnova Ye.V. Rynok lizinga RF: sostoyaniye, perspektivy / Ye.V. Beregataova [Elektronnyy resurs] // Vysshaya shkola ekonomiki. — Rezhim dostupa: dcenter.hse.ru/data/2017/01/13/1115379811/Rynok %20lizinga %20RF %202016.pdf (data obrashcheniya: 21-25.01.2019).
3. Tsentrobank smyagchil reformu lizinga [Elektronnyy resurs] // Vedomosti. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/ finance/articles/2017/05/29/691812-tsentrobank-smyagchil (data obrashcheniya: 21-25.01.2019).
4. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 26.01.1996 g. № 14-FZ (red. 30.12.2018 g.) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tantPlyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ 2cfb5892fd19fc9d0518b78e77baf97db30f5ca7/ (data obrashcheniya: 21-25.01.2019).
5. O finansovoy arende (lizinge): Federal'nyy zakon ot 29.01.2002 g. № 10-FZ (red. 16.10.2017 g.) [Elektronnyy resurs] / / Konsul'tantPlyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/ (data obrashcheniya: 2125.01.2019).
6. Samoregulirovaniye otrasli lizinga otkladyvayetsya [Elektronnyy resurs] // Informatsionnyy portal «Vse o SRO». — Rezhim dostupa: www.all-sro.ru/news/samoregulirovanie-otrasli-lïzïnga-otkladivaetsya_171504630 (data obrashcheniya: 2125.01.2019).
7. Rynok lizinga po itogam 2014 goda [Elektronnyy resurs] // Ekspert RA. — Rezhim dostupa: docviewer.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 21-25.01.2019).
8. Lizing-2017: dvizheniye vverkh [Elektronnyy resurs] // Banki.ru. — Rezhim dostupa: www.banki.ru/news/daytheme/ ?id=10409270 (data obrashcheniya: 21-25.01.2019).
9. Rynok lizinga po itogam 9 mesyatsev 2018 goda: konsolidatsiya v deystvii [Elektronnyy resurs] // Ekspert RA. — Rezhim dostupa: raexpert.ru/researches/leasing/9m2018/part1 (data obrashcheniya: 21-25.01.2019).
Статья поступила в редакцию 9 февраля 2019 года Статья одобрена к печати 3 апреля 2019 года
118