УДК 339.187.62 (470+571)
Н.И. Глотова, С.С. Обидина N.I. Glotova, S.S. Obidina
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
THE FEATURES OF LEASING DEVELOPMENT IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF FINANCIAL CRISIS
Ключевые слова: лизинг, виды лизинга, договор финансового лизинга, оперативный лизинг, лизинговые компании, лизингополучатель, лизинговый портфель, лизинговые сделки, платежеспособность, конкуренция.
Лизинг в нашей стране появился сравнительно недавно, однако стремительное развитие сделало его одним из самых важных сегментов экономики России. В результате исследования рынка лизинга в России были выявлены следующие тенденции. Объемы договоров лизинга устойчиво растут, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы статистики Российской Федерации. Главная тенденция рынка лизинга 1-го полугодия 2014 г. — наращивание «розничных» сделок — продолжилась, этому поспособствовали сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите. Доля малого и среднего бизнеса в структуре нового бизнеса за 9 мес. текущего года составила около 53%, а доля крупного бизнеса снизилась до 45%. Крупнейший сегмент рынка — автолизинг — укрепил свои позиции. Доля оперативного лизинга не претерпела серьезных изменений и составила, по оценкам «Эксперта РА», около 8-10%. Совокупный лизинговый портфель на 01.10.2014 равен 2,95 трлн руб. Лидером рынка за 9 мес. 2014 г. стал ВЭБ-лизинг. В структуре рынка по видам собственности существенных изменений не произошло: доля государственных лизинговых компаний составила 45%, а частных — 55%. Объясняется это сокращением крупных сделок, финансированием которых нередко занимаются компании с участием государства в структуре собственности. Результаты проведенного исследования позволили выявить достаточно серьезные проблемы в сфере лизинговой деятельности: несовершенство правовой базы, низкая платежеспособность клиентов, рост конкуренции, отсутствие системы страхования, экономическая ситуация в стране, внешнеполитические связи. Полагаем, что решение данных про-
блем будет способствовать повышению уровня развития лизингового рынка России.
Keywords: leasing, types of leasing, financial leasing agreement, operating leasing, leasing companies, lessee, leasing portfolio, leasing transactions, solvency, competition.
Leasing is a relatively recent instrument in our country however its rapid development has made it one of the most important segments of the Russian economy. The study of the leasing market in Russia showed the following trend: the volume of leasing contracts has been steadily increasing as evidenced by the data from the Federal Statistics Service of the Russian Federation. The main trend of the leasing market for the 1st half-year of 2014 is continued extension of "retail" transactions; this was caused by the reduction of large transactions in the market and the change-over to leasing of those bank customers who received credit denials. The percentage of small and medium business in this new business for 9 months of the current year made about 53%, and that of large business decreased to 45%. The largest segment of the market — car leasing — has strengthened the positions. The percentage of operative leasing did not undergo serious changes and made, according to the "Expert RA" estimates, about 810%. The total leasing portfolio as of 01.10.2014 is equal to 2.95 trillion rubles. VEB- Leasing Company became the leader of the market for 9 months of 2014. There were not any significant changes in the market's structure: the percentage of the state leasing companies made 45%, and that of private companies — 55%. It is explained by the reduction of large deals where partially government-owned companies are engaged. The research revealed quite serious problems in the sphere of leasing activity: imperfection of the legislation, low solvency of clients, competition growth, lack of insurance system, the economic situation in the country, and foreign policy issues. We believe that the solution of these problems will promote the increase the level of leasing market development in Russia.
Глотова Наталья Ивановна, к.э.н., доцент, каф. «Финансы и кредит», Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-94-47. Е-mail: [email protected].
Обидина Светлана Сергеевна, студент, Алтайский государственный аграрный университет. Е-mail: [email protected].
Glotova Natalya Ivanovna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Finance and Credit, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-94-47. E-mail: [email protected].
Obidina Svetlana Sergeyevna, student, Altai State Agricultural University. Е-mail: obidina.svietlana@ mail.ru.
Введение
Совсем недавно лизинг в России был достаточно новым, а также непривычным финансовым инструментом. В данный момент лизинг — популярная финансовая услуга, постоянно набирающая обороты популярности и востребованности среди бизнесменов любых масштабов: это и индивидуальные предприниматели, и представители крупных международных компаний. Лизинг на сегодняшний день — это один из немногих способов долго- и среднесрочного финансирования, которые доступны российским организациям. Механизм лизинга привлекателен для лизингополучателей благодаря его экономической эффективности, большей гибкости и доступности по сравнению с банковским финансированием.
Успешность и развитие лизинговой деятельности в зарубежных странах и все еще низкий уровень ее развития и функционирования в России при одновременном повышении степени осознания значимости данного вида инвестиционной деятельности для отечественной экономики, количественном росте субъектов лизинга говорят обо все еще существующих сдерживающих факторах ее развития.
Цель исследования — выявление тенденций развития лизинга в России и освещение негативных факторов, тормозящих его формирование.
Задачи исследования: рассмотреть позиции отрасли лизинга в России на основе международных рейтингов; выявить наиболее динамично развивающие виды лизинга в России; рассмотреть негативные факторы, тормозящие развитие лизинга в России.
Объект исследования — лизинговый рынок России.
Методы исследования: абстрактно-логический метод, методы математико-статис-тического анализа (графический, табличный).
Результаты и их обсуждения
Лизинг в нашей стране появился сравнительно недавно, однако стремительное развитие сделало его одним из самых важных сегментов экономики России.
Разумеется, по сравнению с Америкой и Европой он еще сильно отстает, но постепенный рост позволяет понемногу сокращать этот разрыв. По данным ведущих аналитических рейтинговых агентств, с 1998 г. Россия в
мировом рейтинге переместилась с 34-го на 7-е место, а в европейских рейтингах — с 20-го на 5-е место, что позволяет охарактеризовать рынок лизинговой деятельности как наиболее динамично развивающийся [1].
В настоящее время объемы договоров лизинга устойчиво растут, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы статистики Российской Федерации [2].
Но, к сожалению, в 2014 г. рынок лизинга показал отрицательные результаты, так как третий квартал 2014 г. был непростым как для всей экономики России, так и для рынка лизинга в частности. Реализация отложенного спроса (из-за неопределенности введения новых санкций) не произошла из-за ухудшения макроэкономической ситуации в стране. По оценке «Эксперта РА», новый бизнес (стоимость имущества) за 9 мес. текущего года составил около 522 млрд руб (сокращение по отношению к трем кварталам 2013 г. — около 10%), а сумма новых лизинговых договоров — 754 млрд руб. (сокращение почти на 20%). На рисунке видно, что объем нового бизнеса за январь-сентябрь 2014 г. показал отрицательные темпы прироста, чего не наблюдалось за первые 9 мес. на протяжении последних трех лет.
d 540
аз
Год
Рис. Динамика объёма нового бизнеса за 2011-2014 гг., млрд руб.
Главная тенденция рынка лизинга первого полугодия 2014 г. — наращивание «розничных» сделок — продолжилась (темп прироста к 9 мес. 2013 г. составил около 44%), этому поспособствовали сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите.
Доля малого и среднего бизнеса (далее МСБ) в структуре нового бизнеса за 9 мес. текущего года составила около 53% (около
33% за 9 мес. 2013 г.), а доля крупного бизнеса снизилась до 45% (66% годом ранее). Индекс «розничности» подтверждает изменения в структуре рынка: по сравнению с 9 мес. 2013 г. доля «розничных» сегментов выросла на 9,5%.
Автолизинг укрепил свои позиции: доля легкового и грузового автотранспорта выросла на 2% по сравнению с 1-м полугодием 2014 г. (в абсолютном выражении сегмент прибавил около 35% по отношению к 9 мес. 2013 г.). Лидеры 9 мес. прошлого года — железнодорожный транспорт и авиатехника — продолжили сокращаться, их доли упали на 13,4 и 5,7% соответственно. Объем нового бизнеса, очищенный от авиа- и железнодорожных сделок, вырос на 26%. Доля оперативного лизинга не претерпела серьезных изменений и составила, по оценкам «Эксперта РА», около 8-10%. Совокупный лизинговый портфель на 01.10.2014 равен 2,95 трлн руб. (+11,3% по сравнению с 01.10.2013, годом ранее +12,8%) [3].
Лидером рынка за 9 мес. 2014 г. стал ВЭБ-лизинг, объем нового бизнеса которого составил 85,7 млрд руб. (+8,7% к 9 мес. 2013 г.). Второе место занял ВТБ. Лизинг, поднявшись на одну позицию и продемонстрировав самые высокие темпы прироста из топ-10 (+67,5% к 9 мес. 2013 г.). Третью позицию занимает компания Европлан, специализирующаяся на автолизинге. В совокупности на тройку лидеров приходится около 38% всего объема нового бизнеса (за 9 мес. 2013 г. — 32%).
За девять месяцев 2014 г. лидеры показали разнонаправленные тенденции. И если концентрация на крупнейшем игроке рынка возросла (доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 16,4%, тогда как за 9 мес. 2013 г. — 13,5%, а за 2012 г. — 24%), то концентрация на топ-10 компаний, наоборот, снизилась (на них пришлось около 61% новых сделок против 54,3% за январь-сентябрь 2013 г.).
В структуре рынка по видам собственности существенных изменений не произошло: доля государственных лизинговых компаний составила 45%, а частных — 55%. Объясняется это сокращением крупных сделок, финансированием которых нередко занимаются компании с участием государства в структуре собственности.
К негативным факторам, тормозящим развитие лизинга в России в 2014 г., относятся:
1) нехватка у лизинговых компаний (далее ЛК) заемного финансирования в достаточном объеме и длительными сроками («длинные ресурсы»);
2) рост процентных ставок по кредитам;
3) недостаточное количество платежеспособных «качественных» клиентов;
4) падение спроса из-за роста курса валют;
5) противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов (оперативный лизинг, лизинг недвижимости);
6) повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов;
7) отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций;
8) проблемы с возвратом/зачетом налога на добавленную стоимость;
9) другие причины (повышенные требования со стороны банков-кредиторов к финансовому состоянию лизингополучателя, к залоговому обеспечению) [5].
После фазы стагнации 2012-2013 гг. объем нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировал падение на 13,2% в 2014 г. По оценке «Эксперта РА» ^АЕХ), номинальный объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 680 млрд руб. (годом ранее — 783 млрд руб.). Несмотря на переориентацию лизинговых компаний на сделки с МСБ, компенсировать сокращение крупных договоров лизинга им не удалось: сумма новых договоров лизинга за прошедший год упала на 23,1% — около 1 трлн руб. Подобное сокращение (около четверти) суммы новых лизинговых договоров наблюдалось на лизинговом рынке в 2008 г. За 2014 г. объем профинансированных средств показал отрицательные темпы прироста (-15,4%), что в последний раз отмечалось также в 2008-2009 гг. Лизинговый портфель на 1 января 2015 г. составил 3,2 трлн руб., темп прироста — 10,3% — наименьший за последние пять лет.
Самое существенное сокращение лизинговых сделок произошло в железнодорожной и авиационной отраслях — на 40,2 и 44,3% соответственно по сравнению с уровнем 2013 г., говорится в обзоре рейтингового агентства RAEX.
В случае с авикомпаниями сыграло свою негативную роль падение курса рубля, что привело к снижению объёма перевозок и росту рублёвой задолженности за самолёты, взятые в лизинг с условием расчета в зарубежной валюте. Кроме того, после введения Западом санкций российским авиакомпаниям был перекрыт доступ к зарубежным краткосрочным кредитам. У железнодорожников негативные тенденции в лизинге связаны с сокращением объёмов грузовых и пассажирских перевозок.
RAEX прогнозирует, что в 2015 г. лизинг в авиационной и железнодорожной отраслях может сократиться ещё на 20 и 30 соответ-
ственно. По самым оптимистичным прогнозам, падение рынка лизинга в 2015 г. достигнет 10%, а общая сумма контрактов снизится до 540 млрд руб. При этом может начаться массовое банкротство компаний-лизингополучателей.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволили выявить достаточно серьезные проблемы в сфере лизинговой деятельности: несовершенство правовой базы, низкая платежеспособность клиентов, рост конкуренции, отсутствие системы страхования, экономическая ситуация в стране, внешнеполитические связи. Полагаем, что решение данных проблем будет способствовать повышению уровня развития лизингового рынка России.
Библиографический список
1. Юдкина Л. Российская практика: проблемы и перспективы развития лизинга [Электронный ресурс] // Инвестиции: электронное периодическое научное издание. — Режим доступа: http://www.inventech.ru/ НЬ/Нзтд/Нзтд0027/.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru.
3. «Эксперт Ра» Рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://raexpert.ru/.
4. «Развитие лизинга в России» [Электронный ресурс] //ЛизингИнфо.сст: электронное периодическое научное издание. — Режим доступа: http://lizinginfo.com/razvitie-lizinga-v-rossii.
5. «Проблемы и перспективы развития договора финансовой аренды (лизинга) в современной России» [Электронный ресурс] //Стратегия и управление.ш: электронное периодическое научное издание. — Режим доступа: http://www.strategplann.ru/estatiw /proЬlemy-i-perspektivy-razvitija-dogovora-finansovoj-arendy-lizinga-v-sovremennoj-rossii.html.
6. Договор финансовой аренды (ст. 665) // Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/.
7. Кузнецов Д.В. «Инновации и инвестиции» [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции: электронное периодическое научное издание. — Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/.
8. Adams J.N., et al. Commercial Hiring and Leasing. London: Butterworth, 1989. — 396 p.
9. Adams M.L., Moskovitz M., Brown R.W., Stein C.J. (Ed.), Office Leasing: Drafting and Negotiating the Lease. Continuing Education of the Bar-California Pub., 1996. — 1333 p.
References
1. Yudkina L. «Rossiiskaya praktika: prob-lemy i perspektivy razvitiya lizinga» [Elektronnyi resurs] // Investitsii: elektronnoe peri-odicheskoe nauchnoe izdanie. — Rezhim dostu-pa: http://www.inventech.ru/lib/lising/lising 0027/.
2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: www.gks.ru.
3. «Ekspert Ra» Reitingovoe agentstvo [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://raexpert.ru/.
4. «Razvitie lizinga v Rossii» [Elektronnyi resurs] // LizingInfo.com: Elektronnoe peri-odicheskoe nauchnoe izdanie. — Rezhim dostupa: http://lizinginfo.com/razvitie-lizinga-v-rossii.
5. «Problemy i perspektivy razvitiya dogo-vora finansovoi arendy (lizinga) v sovremennoi Rossii» [Elektronnyi resurs] // Strategiya i up-ravlenie.ru: Elektronnoe periodicheskoe nauchnoe izdanie. — Rezhim dostupa: http://www.strategplann.ru/estatiw/problem y-i-perspektivy-razvitija-dogovora-finansovoj-arendy-lizinga-v-sovremennoj-rossii.html.
6. «Dogovor finansovoi arendy» (st. 665) // Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/.
7. Kuznetsov D.V. Innovatsii i investitsii [Elektronnyi resurs] // Innovatsii i investitsii: Elektronnoe periodicheskoe nauchnoe izdanie. — Rezhim dostupa: http://www.fin-izdat.ru/.
8. Adams J.N., et al. Commercial Hiring and Leasing. London: Butterworth, 1989. — 396 p.
9. Adams M.L., Moskovitz M., Brown R.W., Stein C.J. (Ed.), Office Leasing: Drafting and Negotiating the Lease. Continuing Education of the Bar-California Pub., 1996. — 1333 p.
+ + +