Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/164EVN315.pdf DOI: 10.15862/164EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/164EVN315)
УДК 339.187.62, 657, 336
Ширяева Гульнара Филарисовна
НОУ ВПО «Академия ВЭГУ. Институт экономики, информатики и управления»
Россия, Уфа1 Доцент кафедры «Экономики» Кандидат экономических наук E-mail: shiryaevag@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=690556
Статистический анализ структуры передаваемого в лизинг имущества в 2000-2014 годах
1 450105, Россия, г. Уфа, улица Максима Рыльского, дом 9, корпус 1
Аннотация. Для успешного развития инвестиционных процессов, действующих в России, формы инвестиций должны активно дополняться финансовыми механизмами, обеспечивающими закрепление денежных потоков и их эффективность, одним из таких финансовых механизмов является лизинг. Вместе с тем, современная научная литература и законодательство по лизинговым отношениям делают акцент на фундаментальные исследования в области лизинговых отношений и недостаточно уделяют внимание вопросам оценки лизинговых сделок как в целом по рынку лизинга, так его и по сегментам. В этой связи проблема изучения и анализа динамики развития по составу и структуре рынка лизинга является актуальной и требует развития ее теоретических основ и разработки практических рекомендаций. В статье рассматриваются основные тенденции развития рынка лизинга в 2000-2014 годах. Анализ осуществлен на сегментарном уровне развития лизингового рынка. В статье обобщены статистические данные с выявлением основных тенденций динамики развития сегментов рынка лизинга. Данные проведенного статистического анализа структуры лизингового имущества говорят о различной динамике развития сегментов рынка на протяжении анализируемого периода, усложнении лизинговых схем и условий их реализации, расширении перечня продуктов и услуг, предлагаемых лизинговыми компаниями, факторах, влияющих на развитие российского лизингового рынка. Результаты исследования определяются теоретическим и методическим обоснованием тенденций развития и основных направлений изменения лизингового рынка, что позволяет восполнить пробел качественной и количественной оценки лизинговых сделок по сегментам рынка.
Ключевые слова: лизинг; лизинговые отношения; лизинговая сделка; лизинговая схема; предмет лизинга; структура; сегмент; статистический анализ; рынок лизинга; лизинговая отрасль.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ширяева Г.Ф. Статистический анализ структуры передаваемого в лизинг имущества в 2000 -2014 годах // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/164EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/164EVN315
Лизинг в России стал не просто одним из современных финансовых инструментов, а реальной возможностью обновления производственных фондов, привлечения инвестиций, внедрения новых технологий. Сегодня лизинг достиг высокого уровня развития на отечественном рынке, выделившись в самостоятельную отрасль бизнеса. Как самостоятельный сегмент бизнеса лизинг становится эффективным способом финансирования предпринимательской деятельности и основой новых эффективных технологий ведения бизнеса. Ключевой характеристикой деятельности лизинговых компаний является информация о видах имущества, передаваемых ими в лизинг.
Структура передаваемого в лизинг имущества в России в 2000-2014 годах представлена в таблице.
Таблица
Структура передаваемого в лизинг имущества в России в 2000-2014 годах
Вид имущества 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 9 месяцев 2014
Железнодорожный транспорт 0,50 3,06 7,69 21,99 21,4 22,10 12,47 26,00 39,1 48,60 41,25 34,60 25,40
Авиатехника 0,00 2,70 1,93 1,98 2,50 5,70 12,76 15,91 10,63 7,47 8,80 14,90 12,30
Суда 0,00 0,53 1,33 0,31 0,80 0,40 0,04 2,70 2,40 1,74 1,63 2,10 1,10
Пассажирский автотранспорт 4,10 8,03 8,16 14,33 11,40 8,60 11,23 10,80 8,80 7,56 9,93 9,80 15,20
Грузовой автотранспорт 6,90 7,97 9,79 12,60 12,7 14,40 16,91 8,00 8,40 9,54 11,18 15,10 16,50
Телекоммуникацион ное, компьютерное и офисное оборудование 21,80 17,73 22,11 6,00 3,20 3,70 3,75 4,05 0,89 0,29 0,28 0,20 1,00
Дорожно- строительная техника 5,70 5,95 6,81 7,47 9,90 10,80 14,22 6,20 7,90 7,60 7,49 8,20 11,00
Нефтегазодобываю щее, специальное горнодобывающее оборудование 11,70 14,29 6,24 1,40 3,40 6,00 3,41 4,95 4,90 3,97 3,65 2,80 2,70
Медицинское оборудование 5,20 0,48 0,00 0,17 0,20 0,20 0,09 0,22 0,12 0,08 0,08 0,10 0,04
Сельскохозяйствен ая техника 21,90 11,76 1,67 7,68 3,10 1,20 1,47 1,50 0,54 0,54 2,17 3,10 2,70
Машиностроительно е и технологическое оборудование 21,10 5,84 4,41 4,93 4,50 2,60 3,19 2,40 1,60 2,67 2,08 1,70 1,60
Металлургическое оборудование 0,00 1,22 0,00 0,41 0,60 2,60 0,37 0,04 0,24 0,22 0,14
Оборудование для пищевой промышленности 0,00 4,66 3,22 3,96 2,00 1,70 1,29 1,05 0,88 0,51 0,62 0,70 0,7
Энергетическое оборудование 0,00 2,78 0,00 2,43 12,50 7,40 5,20 2,20 2,00 0,74 3,19 0,50 0,30
Полиграфическое оборудование 0,00 2,58 3,04 2,23 1,30 1,00 1,22 1,37 0,79 0,35 0,26 0,20 0,40
Здания и сооружения 0,00 2,00 2,20 2,30 4,70 2,70 3,70 5,30 2,40 2,70 1,60 1,20 9,06
Лесозаготовительное, деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное оборудование 0,00 4,99 3,73 1,85 1,50 1,30 1,51 0,51 0,97 0,37 0,49 4,80
Торговое оборудование 0,00 1,18 0,00 1,30 1,10 0,90 0,91 0,23 0,27 0,10 0,10
Химическое оборудование 0,00 0,85 0,00 0,62 0,80 0,50 0,41 0,60 1,20 0,42 0,72
Прочее 1,10 1,40 17,67 6,04 2,40 6,20 5,85 5,97 5,97 4,53 4,34
ИТОГО 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Источник: составлено автором по данным [1, c. 284-286][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13] (Лизинг в России. Режим доступа: http://www.all-leasing.ru (дата обращения 31.03.2015)) (Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Лизинг, аналитические обзоры российского рынка лизинга. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/ leasing (дата обращения 31.03.2015)) (Федеральная служба государственной статистики. Финансовый лизинг. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ investment/ nonfinancial/# (дата обращения 31.03.2015)).
В 2000-2002 годах в России был распространен лизинг технологического, сельскохозяйственного и телекоммуникационного оборудования.
В 2003 году в России получил распространение лизинг телекоммуникационного и компьютерного оборудования, автотранспортных средств, нефтяного, газового и геологоразведочного оборудования и сельхозтехники. Значительная доля телекоммуникационного оборудования была обусловлена высоким уровнем внутреннего спроса на это оборудование при его высокой стоимости. Удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинга имущества возрос в 1,45 раза по сравнению с 2000-2002 годами. Несмотря на малый удельный вес лизинга железнодорожного подвижного состава в общем объеме передаваемого в лизинг имущества наблюдается тенденция к увеличению. Данный показатель возрос в 6 раз по сравнению с 2000-2002 годами.
На основе анализа статистики за 2004-2005 года можно сделать выводы по изменению структуры и состава рынка лизинга, выявить основные тенденции, на которые важно обратить внимание.
Данные о долях сделок с различными видами имущества позволяют констатировать основную закономерность - высокий уровень ликвидности объекта лизинга. В наиболее развитых сегментах рынка лизинга, таких как автотранспорт, к 2004 году лизинг занял положение ведущего канала сбыта. Данный период был отмечен структурными сдвигами на рынке по его сегментам. Большие доли среди объектов имеют такие безусловно ликвидные объекты, как пассажирский и грузовой автотранспорт, железнодорожный транспорт, сельскохозяйственная, машиностроительная и дорожно-строительная техника, телекоммуникационное и компьютерное оборудование.
В 2005 году в лидеры рынка выходят сделки с легковым и грузовым автотранспортом, в сумме они составляют 26,93% и значительно опережают остальные предметы лизинга. Реальный рост этого сегмента был вызван не только ростом спроса, но и увеличением числа сделок благодаря внедрению скоринговых процедур оценки лизингополучателей лизингодателями, а также высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в удобное и надежное обеспечение сделки. Та же причина лежит в основе выдвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта - высокая ликвидность. Следует отметить рост в 2,5 раза за 2004 год по сравнению с 2003 годом, в 2,9 раза за 2005 год по сравнению с 2004 годом объема сделок с железнодорожным транспортом, что было обусловлено, прежде всего, активизацией закупок государством этого транспорта. Таким образом, лидером роста стал лизинг железнодорожного транспорта. Рост мог быть и выше, если бы не сдерживался ограничениями мощностей производителей. В то же время здесь имели место и дополнительные причины:
1. Растущий спрос со стороны ОАО «РЖД», которое в 2003 году провело тендер на лизинг 1000 полувагонов, в 2004 - 4600, в 2005 - 7000, что привело к значительному росту лизингового финансирования поставок подвижного состава.
2. Рост цен на железнодорожный транспорт в течение 2004-2005 годов, что явилось фактором увеличения стоимостного объема суммарного портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта.
3. Изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав, что сделало его доступным для лизингового оборота.
Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится половина всего рынка лизинга (48,92%), что является благоприятной тенденцией, так как именно такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран.
Железнодорожный подвижной состав является одним из самых востребованных лизингополучателями и благоприятно воспринимаемым лизингодателями, поскольку риски здесь наименее значимы. Понятной для кредиторов является система тарифов на перевозки, и, следовательно, легко просчитывается доходность клиентов; налажена система контроля за подвижным составом и локомотивами [1, с. 383, 3].
Среди предметов лизинговых отношений необходимо выделить сельскохозяйственную технику с удельным весом 7,68% в общем объеме лизинговых сделок, а также дорожно-строительную технику с удельным весом 7,47%, по которой наблюдается незначительный, но постоянный рост на протяжении периода 2000-2005 годов. Это связано с наблюдающимся подъемом в строительной отрасли и развитием строительных компаний. Также данному факту способствуют увеличившиеся возможности взаимодействия строительных организаций с операторами рынка лизинговых услуг. Несмотря на то, что объемы лизинга в строительной индустрии значительно выросли, масштабность лизинговых сделок существенно не увеличилась [1, с. 343, 3,15].
Имеется тенденция перемещения лизинговых сделок по мере насыщения ликвидных секторов в сектора с менее ликвидным имуществом. В течение 2003-2005 годов открываются новые сегменты - лесозаготовительное, деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное оборудование, оборудование для пищевой промышленности, энергетическое оборудование, металлургическое оборудование, авиатехника, полиграфическое оборудование, химическое оборудование, торговое оборудование, суда, которые относятся к тем отраслям промышленности, в которых велика потребность в обновлении основных средств и в тоже время предметы лизинга менее ликвидные. Достаточно большой объем текущих сделок заключался по оборудованию для электроэнергетики, что связано с ростом потребности предприятий в самостоятельной электрогенерации. В отношении лизинга авиатехники данная тенденция обусловлена необходимостью обновления российского парка судами, ростом пассажиропотока, жесткой конкуренцией российских компаний с западными компаниями и невозможности внешних перевозок с существующим парком. Использованию лизинга как способа финансирования способствовало отсутствие собственных средств у авиакомпаний.
В течение 2005-2007 годов наиболее заметные изменения среди всех сегментов лизингового рынка произошли с энергетическим оборудованием. Здесь заключались крупные сделки, превышающие 100 млн. долларов. Как правило, проекты со сложным технологическим оборудованием требуют большой подготовительной и сопроводительной работы, решения многих сложных технических, логистических задач, нацеленных на бесперебойность потоков, включая сверхсложные операции по доставке дорогостоящего имущества лизингополучателя. Во многом это было обусловлено началом реализации крупной инвестиционной программы в отрасли электроэнергетики объемом в 3 трлн. рублей, в том числе в рамках инвестиционной программы РАО «ЕЭС России» [1, с. 286-287, 3].
Наиболее существенные изменения в 2008 году по сравнению с 2007 годом претерпел железнодорожный транспорт. До 2008 года лизинг этого вида имущества являлся одним из самых востребованных лизингополучателями. Кризис в 2008 году сократил объемы железнодорожных перевозок, что привело к снижению цен на подвижной состав, приостановлению деятельности заводов-производителей железнодорожного имущества, уменьшению заказов по использованию лизинга ОАО «РЖД». В результате удельный вес этого сегмента лизингового рынка страны сократился с 22,10% до 12,47%.
Динамический анализ показателей структуры показал уменьшение в 2008 году объемов лизинга энергетического, металлургического и нефтегазодобывающего оборудования.
Удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизингового бизнеса достиг уровня в 28,14%, и это значение стало лидирующим среди всех агрегированных сегментов российского лизингового рынка.
Удельный вес лизинга профильного дорожно-строительного оборудования и техники во всем объеме лизинга достиг в сумме 14,22% (вторая позиция среди всех агрегированных сегментов рынка).
На третьем месте в структуре рынка лизинг авиатранспортных средств. Данному факту способствовало заключение крупнейших сделок двумя лизинговыми компаниями -«Ильюшин финанс Ко.» и «ВТБ-Лизинг» (Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Лизинг, аналитические обзоры российского рынка лизинга. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing (дата обращения 31.03.2015).
В разрезе видов оборудования наибольший объем сделок в 2009 году приходится на железнодорожную технику. В число лидеров вошли также авиатехника (один из наиболее капиталоемких сегментов) и автотранспорт (наиболее ликвидный вид имущества). Основными факторами роста спроса в сегменте железнодорожной техники стали привлекательные цены на вагоны по сравнению с предкризисным уровнем, отложенный спрос (в конце 2008 г. - начале 2009 г. новый парк практически не закупался), упреждающее наращивание собственного парка операторами рынка, с учетом ожидающегося в ближайшие годы списания ОАО «РЖД» существенного парка изношенных вагонов. В сегменте морских и речных судов действительно были реализованы крупнейшие сделки за последние три года. По итогам 2009 года отрицательную динамику по объему сделок продемонстрировали автотранспорт, дорожно-строительная техника, машиностроительное и технологическое, энергетическое, металлургическое оборудование и т.д. Положительные темпы прироста наблюдались в таких сегментах рынка, как телекоммуникационное и компьютерное, нефтегазодобывающее и горнодобывающее, медицинское оборудование, сельскохозяйственная техника и т.д. Наблюдается рост удельного веса сегмента зданий и сооружений до 5,30%. Данный сегмент - перспективное направление, однако развивается оно пока медленнее, чем могло бы. Сделки с недвижимостью сопряжены с большим количеством сложностей - наличие разницы между балансовой и рыночной стоимостью объекта лизинга, отсутствие прозрачности в истории объектов недвижимости, необходимость оформления прав собственности на земельный участок или договора долгосрочной аренды земельного участка и т.д.
В 2010 году показатели лизинговой отрасли стабилизируются и даже улучшаются, увеличивается активность лизингодателей. Сегментом-лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника - 39,1% в 2010 году. Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,91% до 10,63%. Доля сегментов грузового и пассажирского автотранспорта составила 8,4% и 8,8% соответственно. Имеется тенденция восстановления рынка лизинговых услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом. По итогам 2010 года сократилось в объеме меньшее количество сегментов рынка по видам имущества по сравнению с 2009 годом. Положительные темпы прироста наблюдались в таких сегментах, как железнодорожный транспорт, дорожно-строительная техника, металлургическое, химическое, лесозаготовительное и деревообрабатывающее оборудование.
В 2011 году сегмент-лидер по объему заключенных сделок не изменился -железнодорожная техника - 48,6%. Вторым по объему сегментом стал грузовой автотранспорт (9,54%), опередив авиационную технику (7,47%), которая занимала второе место в 2010 году. Сегмент лизинга пассажирский автотранспорт остался на четвертом месте по объему (7,56%) после сегмента дорожно-строительной техники (7,60%). В 2011 году три сегмента рынка продемонстрировали положительные темпы прироста - железнодорожный и
грузовой транспорт, машиностроительное и технологическое оборудование, остальные сегменты сократились в объеме.
По итогам 2012 года прирост рынка лизинга близок к нулю (1,5%). Торможение рынка обусловлено снижением активности в сегменте железнодорожного транспорта. Также негативно на динамике рынка отразилось удорожание фондирования из-за ужесточения банковского законодательства. Главная тенденция в разрезе видов оборудования в 2012 году -снижение доли железнодорожной техники, лидирующего сегмента рынка до 41,25%. Причинами торможения сегмента стали наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема грузоперевозок в 2012 году. Доля сегмента впервые с 2009 года показала отрицательные темпы роста. При этом заметно увеличились показатели по таким сегментам рынка, как грузовой и пассажирский автотранспорт, авиатехника, сельскохозяйственная техника, энергетическое и химическое оборудование. Совокупная доля грузового и пассажирского транспорта увеличилась до 21,11% в 2012 году (Федеральная служба государственной статистики. Финансовый лизинг. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ investment/nonfinancial/# (дата обращения 31.03.2015)).
В 2013 году второй год подряд темпы прироста сделок на рынке лизинга близки к нулю. Сокращение объема новых сделок сегмента-лидера - железнодорожный транспорт продолжилось (34,60%). Высокие показатели роста продемонстрировали авиатехника и грузовой транспорт - 14,90% и 15,10% соответственно. Небольшой рост в сегменте строительной техники был обусловлен подготовкой к Олимпиаде в Сочи. Также данный факт объясняется активным участием банков в финансировании строительных проектов. Положительную динамику продемонстрировали такие сегменты рынка, как авиатехника, суда, сельскохозяйственная техника и медицинское оборудование, по остальным сегментам наблюдается сокращение.
Рынок лизинга показал отрицательные темпы прироста по итогам 9 месяцев 2014 года. С 2014 года лизинг пассажирского и грузового транспорта стал крупнейшим сегментом в структуре нового бизнеса - впервые с 2008 года (31,7%). Доля железнодорожного транспорта в сумме стоимости имущества значительно снизилась с 34,60% до 25,40%. Впервые с 2010 года положительную динамику продемонстрировал лизинг телекоммуникационного, компьютерного и офисного оборудования. Продолжается с 2011 года рост по дорожно-строительной технике, доля полиграфического оборудования выросла до 0,40%. По остальным сегментам рынка лизинга наблюдается отрицательная динамика.
Таким образом, под воздействием рыночных факторов, складывающихся в России, лизинговые отношения все более уходят от классической формы трехсторонних лизинговых отношений и приобретают многосторонний характер с многочисленными участниками и более сложной и многоступенчатой формой реализации лизинговых отношений. Независимо от состояния российской экономики основные тенденции на рынке лизинга за 2000-2014 года говорят о расширении перечня продуктов и услуг, предлагаемых лизинговыми компаниями, повышении уровня сервиса, усложнении лизинговых схем. Наблюдается тенденция расширения функций лизинговых компаний. Лизинг содействует успешной реализации стратегических планов развития российской экономики с учетом задач инновационного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газман В.Д. Лизинг: статистика развития. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 591 с.
2. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг России - 2006//Лизинг Ревю. 2007. №2. С.
6-54.
3. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг России - 2007//Лизинг Ревю. 2008. №2. С. 8-59.
4. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг России - 2007//Лизинг Ревю. 2008. №3. С. 4-33.
5. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг России - 2007//Лизинг Ревю. 2008. №4. С.
7-59.
6. Кашкин В. Российский рынок лизинга: основные тенденции // Финансовый директор. 2006. №7 - 8. С. 76-116.
7. Махлин М. Кадиллак напрокат. С оборудованием в придачу // Российская бизнес - газета. 2005. №23. С. 4.
8. Ширяева Г.Ф. Организация и совершенствование бухгалтерского учета лизинговых операций: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2010. 189 с.
9. Ширяева Г.Ф. Структура передаваемого в лизинг движимого имущества в 20002010 годах // «Реформирование финансовой системы и стимулирование экономического роста в нестабильности»: мат. междунар. науч.-практ. конф. Одесса, 15-16 апреля 2011 г. С. 104-107.
10. Ширяева Г.Ф. Учетно-аналитическая классификация лизинговых отношений, определяющая особенности бухгалтерского учета лизинговых операций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №11. С. 213-217.
11. Ширяева Г.Ф. Виды лизинговых операций, влияющие на организацию бухгалтерского учета // Научное обозрение. 2014. №11. С. 275-281.
12. Газман В.Д. Ценообразование лизинга: учеб. пособ. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 544 с.
13. Люльков Р.Н., Шаяхметов И.Ф., Фаттахов А.А. Прогнозирование конъюнктуры товарных рынков: учеб. пособ. Уфа.: Вост. ин-т экономики, гуманитарных наук, упр. и права, 2006. 104 с.
Рецензент: Сазыкина Марина Юрьевна, доцент, кандидат экономических наук, кафедра «Экономической теории» УГАТУ.
Shiryaeva Gulnara Filarisovna
Academy VEGU Institute of economy, information scientist and management
Russia Ufa E-mail: shiryaevag@mail.ru
Statistical analysis of structure for the property leased out
in 2000-2014 years
Abstract. To develop the investment processes acting in Russia successfully, the forms of investments should be actively supplemented by financial mechanisms that provide strengthening of money flows and their effectiveness. Leasing is one of such financial mechanisms. At the same time, the modern scientific literature and the leasing relationship legislation focus on the fundamental studies in the field of leasing relationship and pay insufficient attention to the issues of leasing deal assessment both in the whole on leasing market and on its segments. In this context, the problem of study and analysis of the development dynamics by composition and structure of the leasing market is actual and requires the development of its theoretical foundations and elaboration of practical recommendations. The article considers the main trends in developing leasing market in 2000-2014 years. Analysis was carried out on the segmental level of the leasing market development. It summarizes the statistical data with identifying main trends of development dynamics for segments of leasing market. The data of the performed statistical analysis of the leased property structure indicate the various dynamics of the market segment development over the analyzed period, complication of leasing schemes and conditions of their implementation as well as extension of list of products and services offered by leasing companies and factors affecting the Russian leasing market development. The study results are determined by the theoretical and methodological substantiation of trends of development and the main directions of change in the leasing market, that allows one to fill a want of the qualitative and quantitative assessment of the leasing deals by segments of market.
Keywords: leasing; leasing relationship; leasing deal; leasing scheme; object of leasing; structure; segment; statistical analysis; market of leasing; leasing industry.
REFERENCES
1. Gazman V.D. Lizing: statistika razvitiya. M.: Izd. dom GU VShE, 2008. 591 s.
2. Gazman V.D. Rynok lizingovykh uslug Rossii - 2006//Lizing Revyu. 2007. №2. S. 654.
3. Gazman V.D. Rynok lizingovykh uslug Rossii - 2007//Lizing Revyu. 2008. №2. S. 859.
4. Gazman V.D. Rynok lizingovykh uslug Rossii - 2007//Lizing Revyu. 2008. №3. S. 433.
5. Gazman V.D. Rynok lizingovykh uslug Rossii - 2007//Lizing Revyu. 2008. №4. S. 759.
6. Kashkin V. Rossiyskiy rynok lizinga: osnovnye tendentsii // Finansovyy direktor. 2006. №7 - 8. S. 76-116.
7. Makhlin M. Kadillak naprokat. S oborudovaniem v pridachu // Rossiyskaya biznes -gazeta. 2005. №23. S. 4.
8. Shiryaeva G.F. Organizatsiya i sovershenstvovanie bukhgalterskogo ucheta lizingovykh operatsiy: dis. ... kand. ekonom. nauk. M., 2010. 189 s.
9. Shiryaeva G.F. Struktura peredavaemogo v lizing dvizhimogo imushchestva v 20002010 godakh // «Reformirovanie finansovoy sistemy i stimulirovanie ekonomicheskogo rosta v nestabil'nosti»: mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Odessa, 15-16 aprelya 2011 g. S. 104-107.
10. Shiryaeva G.F. Uchetno-analiticheskaya klassifikatsiya lizingovykh otnosheniy, opredelyayushchaya osobennosti bukhgalterskogo ucheta lizingovykh operatsiy // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2014. №11. S. 213-217.
11. Shiryaeva G.F. Vidy lizingovykh operatsiy, vliyayushchie na organizatsiyu bukhgalterskogo ucheta // Nauchnoe obozrenie. 2014. №11. S. 275-281.
12. Gazman V.D. Tsenoobrazovanie lizinga: ucheb. posob. M.: Izd. dom GU VShE, 2006. 544 s.
13. Lyul'kov R.N., Shayakhmetov I.F., Fattakhov A.A. Prognozirovanie kon"yunktury tovarnykh rynkov: ucheb. posob. Ufa.: Vost. in-t ekonomiki, gumanitarnykh nauk, upr. i prava, 2006. 104 s.