УДК 338.001.36
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/227-235
А.С. Ячменева
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Владивосток. Россия
Особенности применения механизма международного лизинга в России
Важной особенностью развития мировой экономики в последние десятилетия является глобализация. Одновременно с углублением международного разделения труда возрастает теснота связей между хозяйствующими субъектами в разных отраслях и сферах деятельности. Мировое экономическое пространство претерпевает постепенные и одновременно с тем масштабные изменения: «стираются» экономические границы между странами, растет количество транснациональных корпораций, повышаются уровень эффективности, производительность труда, а вместе с ними и конкуренция. На экономику каждой страны описанные процессы оказывают разное влияние: одни не справляются с конкуренцией, другие открывают для себя новые рынки сбыта. Международные отношения, безусловно, подразумевают под собой и движение финансовых потоков, которое в последние годы все чаще принимает форму лизинговых отношений. Данный механизм стал важным источником финансирования основных фондов не только для многих предприятий, но и для ряда стран.
В данной статье были рассмотрены практические аспекты функционирования механизма международного лизинга на российском рынке. В частности, была изучена и проанализирована динамика вывоза чистого капитала за пределы нашей страны, обозначены макроэкономические и микроэкономические причины увеличения объемов оттока капитала. Кроме того, в статье была дана характеристика сложившейся практике участия отечественных субъектов хозяйствования в международных лизинговых отношениях, а также определены страны, проявляющие особую активность на российском рынке услуг по финансовой аренде. Отдельное внимание в статье уделено процедуре импорта лизингового имущества на территорию Российской Федерации. На основе положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза были определены таможенные процедуры, под которые оно может быть помещено, изучен вопрос оценки таможенной стоимости ввозимых предметов лизинга, выявлены особенности налогообложения лизинговых сделок. Кроме того, в данной работе нашли отражение основные преимущества международного лизинга, а также барьеры, препятствующие его развитию в нашей стране. В результате исследования был сделан вывод, что на сегодняшний день существует необходимость более глубокого изучения и анализа механизма международной финансовой аренды, в том числе перспектив его развития в России, с учетом специфики данной отрасли и факторов, оказывающих влияние на ее развитие. Ключевые слова и словосочетания: лизинг, рынок лизинга России, финансовая аренда, международный лизинг, лизинговая отрасль, международные лизинговые отношения.
Ячменева Александра Станиславовна - магистрант 2 года обучения, кафедра экономики; e-mail: sashayach-meneva@mail.ru.
Василенко Марина Евгеньевна - научный руководитель - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики; e-mail: Marina.Vasilenko@vvsu.ru.
A.S. Yachmeneva
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Features of the international leasing mechanism application in Russia
An important feature of the development of the world economy in recent decades is globalization. Simultaneously with the deepening of the international division of labor, the tightness of ties between economic agents in different sectors and spheres of activity is growing. The world economic space is undergoing gradual and at the same time large-scale changes: the economic boundaries between countries are blurred, the number of transnational corporations is increasing, the level of efficiency, labor productivity, and, with them, competition is increasing. On the economy of each country described processes have different effects: some do not cope with competition, others discover new markets for themselves. Of course, international relations also imply the movement of financial flows, which in recent years has increasingly taken the form of leasing relations. This mechanism has become an important source of funding for fixed assets, not only for many enterprises, but also for a number of countries.
In this article, practical aspects of the functioning of the mechanism of international leasing in the Russian market were considered. In particular, the dynamics of export of net capital outside of our country was studied and analyzed, macroeconomic and microeconomic reasons for increasing the outflow of capital were indicated. In addition, the article provided a description of the current practice of participation of domestic business entities in international leasing relations, as well as countries that are particularly active in the Russian market for financial leasing services. Special attention was paid to the procedure for importing leased property into the territory of the Russian Federation. Based on the provisions of the Customs Code of the Eurasian Economic Union, customs procedures were defined for which it could be placed, the issue of assessing the customs value of imported leasing items was studied, and the specifics of taxation of leasing transactions were revealed. In addition, this paper reflects the main advantages of international leasing, as well as barriers that impede its development in our country. As a result of the research, it was concluded that today there is a need for more in-depth study and analysis of the mechanism of international financial leasing, including prospects for its development in Russia, taking into account the specifics of this industry and the factors that influence its development.
Keywords: leasing, leasing market in Russia, financial lease, international leasing, leasing industry, international leasing relations, capital lease.
на сегодняшний день в россии наблюдается явный дефицит инвестирования в производственный сектор экономики. нельзя отрицать, что наше национальное хозяйство нуждается в инновационном развитии, которое в свою очередь невозможно без увеличения объемов и улучшения качества финансирования в высокотехнологические отрасли. Таким образом, низкий объем привлекаемых инвестиций делает актуальной проблему поиска надежных источников кредитования и финансирования, а также модернизации механизма функционирования современных инвестиционных институтов. Кроме того, как частный случай описанной проблемы можно выделить наблюдаемый в нашей стране процесс активного оттока капитала, его динамика представлена ниже на рисунке.
Как видно из рисунка, динамика движения чистого капитала за пределы российской Федерации неоднозначна, хотя пиковые значения на диаграмме вполне объяснимы. особенно высокий показатель наблюдается в 2008 г., что, безусловно, связано с мировым экономическим кризисом, который резко обозначил себя именно в этот период. максимального значения достигает объем оттока чистого капитала
в 2014 г., что снова вызвано макроэкономическим процессом, а именно: введением санкций против России, которые включили в себя не только политические, но и экономические ограничительные меры. При этом в «межкризисные» для нашей страны периоды нельзя сказать, что динамика анализируемого показателя определенно следует вектору спада. Так, в период с 2009 по 2013 г. ежегодно менялся характер наблюдаемых изменений: отток капитала то уменьшался, то вновь стремительно возрастал. Аналогичную картину можно наблюдать и после ввода санкций в 2014 г.: стремительное снижение показателя на протяжении следующих двух лет сменилось очередным ростом объема вывоза чистого капитала частным сектором.
I
^
к с?
0 я
ч
1
160 140 120 100 80 60 40 20 0
152.1
133.6 ■
81,4 _
57.5 50.3 58.1
30,8 ■
■ ■ - ■ 18.4 24.8
1 ■ ■ ■ Л
2008 2009
2010
2011
2012 2013
2014
2015 2016
201"
¡Банки
год
Небанковский сектор
Рис. Динамика объемов вывоза чистого капитала из России частным сектором [7]
Также на диаграмме можно наблюдать изменения доли капитала, отток которого произошел в рамках банковского сектора. Из представленных данных видно, что для этого показателя в целом характерно увеличение.
Стоит отметить, что описанные тенденции обусловлены не только макроэкономическими, но и микроэкономическими факторами. К числу последних можно отнести:
- несовершенство системы налогообложения, в том числе высокую налоговую нагрузку;
- ненадежность банковской системы и низкий уровень доверия к ней;
- высокий риск возникновения убытков или полной потери бизнеса в связи со слабо развитым механизмом защиты прав собственности и другие [1].
Таким образом, сегодня в российской экономике наблюдается острая нехватка капитала, которая вместе с потребностью в обновлении основных фондов предприятий может быть решена, в том числе, посредством освоения и активного использования механизма международного лизинга. стоит отметить, что в соответствии с действующей единой товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности Евразийского экономического союза реализуемые иностранными инвесторами услуги по договорам финансовой аренды отдельных видов оборудования классифицируются как прямые иностранные инвестиции. А это значит, что международный лизинг также может благоприятно повлиять на динамику рассмотренного ранее показателя движения чистого капитала.
в большинстве случаев зарубежные инвесторы реализуют услуги по лизингу на российском рынке для увеличения объемов продажи имущества, поскольку предметом лизинга выступает оборудование, произведенное их собственными силами или транснациональными компаниями, по отношению к которым они являются зависимыми [2]. При этом отечественная практика зарубежного инвестирования сложилась таким образом, что банки ведущих развитых стран предпочитают отказываться от большого объема финансовых вложений, поскольку в странах, резидентами которых данные банки являются, установлены слишком высокие резервные требования по осуществлению кредитования на территории российской Федерации.
среди стран, проявляющих наибольшую активность на российском рынке лизинговых услуг, можно выделить Китай, Германию, италию, Финляндию, сША. При этом в качестве лизингового имущества чаще всего реализуются транспортные средства и телекоммуникационное оборудование. Также популярностью пользуются морские и воздушные суда, поставляемые из сША, а также стран Европейского союза, на них приходится большая доля международного лизингового портфеля в россии [4].
Как уже было сказано, зарубежные компании реализуют услуги по финансовой аренде чаще всего как способ финансирования реализации собственного имущества (товаров), в связи с чем перевоз предмета лизинга через границу становится неотъемлемой частью лизинговой сделки. Процесс прохождения таможенного контроля, в свою очередь, включает в себя обязанность по уплате налогов и сборов. в соответствии с действующим на сегодняшний день в россии законодательством размер подлежащего уплате налога на добавленную стоимость (нДс) и таможенной пошлины зависит от двух составляющих: таможенная процедура и таможенная пошлина.
среди таможенных процедур к лизинговому имуществу может быть применен либо выпуск для внутреннего потребления, либо временный ввоз (допуск). в первом (наиболее часто встречающимся на практике) случае предмет лизинга после прохождения таможенного контроля может использоваться на территории российской Федерации (или стран Евразийского экономического союза) без ограничений со стороны государства (в том числе, временных). При этом для обеспечения помещения имущества под процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо не только соблюсти все требования в части документального оформления ввоза, но и в полном объеме уплатить таможенную пошлину и налоги. Такой способ используется, когда договор финансовой аренды предполагает переход права собственности на лизинговое имущество к лизингополучателю по окончании срока действия данного договора. в случае же, когда лизинговый контракт не дополнен
опцией окончательного выкупа предмета лизинга, его можно поместить под процедуру временного ввоза. Однако стоит принять во внимание, что срок пребывания такого имущества на территории российской Федерации или стран Евразийского экономического союза не может превышать двух лет, что напрямую оказывает влияние на допустимую продолжительность договора международной финансовой аренды. Данная процедура позволяет не только снизить налоговую нагрузку, но и создать эффект рассрочки, поскольку в соответствии со ст. 223 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) ввозные таможенные платежи и налоги подлежат уплате ежемесячно в размере 3% от суммы, которая была бы единовременно перечислена субъектом хозяйствования в бюджет при оформлении товара в качестве выпущенного для внутреннего потребления.
Следующий, но не менее важный вопрос касается определения размера таможенных платежей. При помещении лизингового имущества под таможенную процедуру в россии налоговая база определяется в соответствии с Налоговым кодексом рФ, при этом ввозные ставки не должны быть ниже установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС. За налоговую базу для расчета вышеперечисленных платежей принимается таможенная стоимость импортируемого предмета лизинга. Для ее расчета в ТК ЕАЭС предложено шесть методов, которые дублируют закрепленные ранее и утратившие силу вместе с Таможенным кодексом Таможенного союза:
- по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
- по стоимости сделки с идентичными товарами;
- по стоимости сделки с однородными товарами;
- метод вычитания;
- метод сложения;
- резервный метод.
однако далеко не все методы применимы к товарам, поставляемым в рамках договоров международной финансовой аренды. Так, например, не представляется возможным определить таможенную стоимость лизингового имущества по стоимости сделки с ввозимыми товарами, поскольку лизинговый контракт не является договором купли-продажи. с определением стоимости по сделке с идентичным или однородным товаром возникают трудности, так как обязательным является наличие информации об уже ввезенном ранее соответствующем товаре. Аналогично с первым методом, являясь одним из инструментов инвестиционной политики организации, финансовая аренда не классифицируется как продажа имущества, а, следовательно, для расчета стоимости предмета лизинга не может быть применен метод вычитания. В рамках расчета по методу сложения необходимо использовать данные бухгалтерского учета, в отношении которых хозяйствующие субъекты чаще всего устанавливают режим коммерческой тайны. в связи с этим Федеральная таможенная служба (ФТс) россии для определения таможенной стоимости товаров, импортируемых по договорам международной финансовой аренды, рекомендовала к применению резервный метод.
Опираясь на существующую нормативно-правовую базу Всемирной торговой организации, используемую на сегодняшний день Федеральной таможенной служ-
бой для определения стоимости ввозимых предметов лизинга резервным методом, можно выделить следующие позиции для ее определения:
- обозначенная в договоре финансовой аренды и других сопроводительных документах стоимость лизингового имущества;
- стоимость, указанная в каталоге или прейскуранте;
- стоимость, полученная в результате оценки предмета лизинга и указанная в соответствующем отчете;
- сумма подлежащих уплате лизинговых платежей или, другими словами, стоимость договора финансовой аренды (может быть взята за основу только в случае, когда лизинговый контракт не предусматривает последующего перехода объекта аренды в собственность лизингополучателю);
- выкупная стоимость с учетом дополнительного начисления суммы арендных платежей (используется в случае, когда выкупная цена не включена в сумму лизинговых платежей, а также когда договор финансовой аренды предусматривает последующий выкуп имущества лизингополучателем).
стоит отметить, что включение процентов в структуру таможенной стоимости лизингового имущества арбитражной практикой было признано неправомерным, а это значит, что от них небезосновательно могут быть очищены лизинговые платежи, взятые за основу для расчета таможенной стоимости. Однако важно учесть, что другие расходы, как, например, транспортировка предмета лизинга до места эксплуатации, должны быть включены в базу для расчета таможенных платежей и налогов.
Говоря о налогообложении, стоит отметить, что лизингополучатель имеет право на принятие налога на добавленную стоимость (НДС) с платежей по договору финансовой аренды к вычету. Основание для этого служит полученный счет-фактура, формируемый в связи с возложением на лизингодателя обязанности по уплате НДС, факт принятия предмета лизинга к учету (на баланс или забалансовый счет владельца), а также его использование для извлечения экономической выгоды.
Помимо возможности принятия к вычету НДС международной финансовой аренде присущ ряд других преимуществ. Во-первых, закрепление права собственности за лизингодателем на протяжении всего срока действия договора или до полного исполнения лизингополучателем своих финансовых обязанностей по договору лизинга (в случае, если договором предусмотрен выкуп лизингового имущества). Данная позиция помимо прочего исключает риск изъятия имущества другими кредиторами в счет погашения долговых обязательств потребителя лизинговых услуг.
во-вторых, отличительной чертой финансовой аренды в сравнении с обычным кредитованием являются гибкие кредитные требования [6]. Это связано с тем, что лизинговые компании в отличие от банков не обязаны формировать резервы под обеспечение своих контрактов.
Кроме того, как отдельное преимущество исследуемого инструмента финансовой политики предприятия стоит отметить возможность трансформации лизингового контракта. По согласованию участвующих в нем сторон могут быть определены различные аспекты и условия реализации лизинговых услуг. Так, например,
график оплаты лизинговых платежей разрабатывается индивидуально с учетом потребностей клиента, помимо этого существует возможность получения дополнительных услуг по обслуживанию предмета лизинга или, как уже отмечалось ранее, возможность допоставки оборудования без необходимости заключать новый договор финансовой аренды. Контрактом может быть предусмотрено разделение существующих рисков с отнесением их на тот или иной субъект хозяйственных правоотношений.
нельзя также упустить из внимания преимущества, предусмотренные действующим в нашей стране законодательством, среди них: возможность применения ускоренного коэффициента амортизации, который создает эффект «отсрочки» уплаты налога на прибыль, а также государственная поддержка в форме субсидирования. стоит иметь в виду, что в некоторых случаях международный лизинг позволяет использовать налоговые преимущества, предусмотренные не только российским законодательством, но и нормативно-правовой базой стран, резидентами которых являются другие субъекты лизинговой сделки.
рассмотренные преимущества зачастую являются приоритетными не только при выборе финансовой аренды в качестве способа финансирования основных фондов менеджерами хозяйствующего субъекта, но и в случае, когда международный лизинг реализуется организацией как инструмент инвестиционной политики [5].
Безусловно, международный лизинг получил бы в россии гораздо большее развитие, если бы не существовало барьеров, препятствующих данному процессу. в первую очередь стоит отметить, что особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, а также составления форм отчетности в разных странах, в том числе и в российской Федерации, значительно усложняют процесс анализа финансово-хозяйственного положения субъекта и, как следствие, проведение оценки рисков, связанных с заключением сделки с таким контрагентом.
Еще одна неблагоприятная особенность лизинговой практики на отечественном рынке - низкая эффективность судебного делопроизводства [3]. На сегодняшний день суд подходит к финансовой аренде как к частному случаю кредитования. Как следствие, при изъятии лизингового имущества у лизингополучателя орган правосудия обязывает лизингодателя вернуть недобросовестному плательщику уплаченные лизинговые платежи, превышающие разницу между рассчитанными судом обязательствами потребителя лизинговых услуг перед их поставщиком и стоимостью изъятого имущества. Во-первых, сам расчет имеет большие недостатки, во-вторых, во внимание не берется проблема реализации изъятого лизингового имущества на вторичном рынке.
Неуверенность зарубежных лизинговых компаний в стабильности отдельных субъектов хозяйствования, а также экономики нашей страны в целом стала еще одним препятствием на пути к развитию международных отношений в сфере лизинговых услуг. Аналогичное влияние оказали и экономические санкции, о которых уже говорилось ранее.
Рассматривая международную финансовую аренду в качестве способа инвестирования для отечественных лизинговых компаний, можно отметить такой барьер, как дефицит дешевых денежных ресурсов, которые особенно необходимы, когда встает вопрос реализации крупных проектов.
Принимая во внимание сложившиеся в нашей стране условия для функционирования механизма международной финансовой аренды, а также описанные выше факторы, способствующие его развитию или же, наоборот, препятствующие ему, можно сделать вывод, что для лизинговых отношений в России необходима разработка новых подходов исследования, которые бы учитывали следующие особенности отрасли:
- реализуемая в нашей стране политика импортозамещения приводит к сокращению числа зарубежных поставщиков, представленных на российском рынке;
- активным изменениям подвержена как международная институциональная среда финансовой аренды, так и национальный рынок лизинговых услуг;
- международный лизинг может быть использован государством как способ регулирования денежных потоков, направленных из-за рубежа или в противоположном направлении.
В заключение стоит отметить, что международный лизинг может быть успешно использован для привлечения инвестиций в так нуждающийся в них производственный сектор экономики. Однако для этого потребуются, в первую очередь, более детальное изучение механизма реализации достаточно молодого источника финансирования основных фондов, а, во-вторых, вмешательство государственного аппарата в преобразование и адаптированные отрасли под современные экономические условия.
1. Александрова О.Б. Управление развитием институтов лизингового сектора экономики предпринимательства // Перспективные научные исследования - 2015: сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. Т. 5: Экономические науки. София, 2015. С. 6-8.
2. Антонов В.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник и практикум для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 560 с.
3. Весина В.В. Международный лизинг как метод финансирования инновационной деятельности российских предприятий // Научная дискуссия: инновации в современном мире: сб. стат. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. М.: Международный центр науки и образования. 2015. № 2 (34). 100 с.
4. Газман В.Д. Лизинг: статистика развития: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2016.
5. Международный лизинг: хрестоматия / сост. Д.В. Зеркалов. К.: Основа, 2012.
6. Корнилова Е.В. Финансовое проектирование лизинговых сделок: монография / под общ. ред. Л.Г. Паштовой. М.: Русайнс, 2015. 112 с.
7. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2000-2017 гг. - Банк России [Электронный ресурс.]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs
Транслитерация
1. Aleksandrova O.B. Upravlenie razvitiem institutov lizingovogo sektora ekonomiki predprinimatel'stva, Perspektivnye nauchnye issledovaniya - 2015: sb. materialov XI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, vol. 5: Ekonomicheskie nauki, Sofiya, 2015, pp. 6-8.
2. Antonov V.A. Mezhdunarodnye valyutno-kreditnye i finansovye otnosheniya. Uchebnik i praktikum dlya bakalavrov. M.: Yurait, 2014, 560 p.
3. Vesina V.V. Mezhdunarodnyi lizing kak metod finansirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti rossiiskikh predpriyatii : sbornik statei po materialam XXXIV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Nauchnaya diskussiya: innovatsii v sovremennom mire, 2015, No 2(34), 100 p.
4. Gazman V.D. Lizing: statistika razvitiya: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: GU VShE, 2016.
5. Mezhdunarodnyi lizing: Khrestomatiya / sost. D.V. Zerkalov. K.: Osnova, 2012.
6. Kornilova E.V. Finansovoe proektirovanie lizingovykh sdelok : monografiya / pod obshch. red. L.G. Pashtovoi. M.: Rusains, 2015, 112 p.
7. Chistyi vvoz/vyvoz kapitala chastnym sektorom v 2000-2017 gg., BankRossii. URL: http:// www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs
© A.C. Ячменева, 2018
Для цитирования: Ячменева A.C. Особенности применения механизма международного лизинга в России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 2. C. 227-235.
For citation: Yachmeneva A.S. Features of the international leasing mechanism application in Russia, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, No 2, pp. 227-235. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/227-235 Дата поступления: 23.05.2018.