Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы развития лизингового рынка России'

Тенденции и проблемы развития лизингового рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1791
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ / ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ / ПРЕДМЕТ ЛИЗИНГА / АВАНС / ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / ЛИЗИНГОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / СОЗДАННЫЕ БАНКАМИ ИЛИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫМИ ГРУППАМИ / СОЗДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ТЕХНИКИ ИЛИ ОБОРУДОВАНИЯ / АВТОЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ЛИКВИДНОСТЬ ПРЕДМЕТА ЛИЗИНГА / LEASE / LESSOR / LESSEE / OBJECT OF LEASE / ADVANCE PAYMENT / RESIDUAL VALUE / LEASING PORTFOLIO / GOVERNMENT LEASING COMPANY / LEASING COMPANIES CREATED BY BANKS OR FINANCIAL AND INDUSTRIAL GROUPS / LEASING COMPANIES / CREATED BY THE PRODUCERS OF MACHINERY OR EQUIPMENT / AUTO LEASING COMPANIES / HIGHLY SPECIALIZED LEASING COMPANY / LIQUIDITY OF THE LEASED ASSET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деревяга Н. И.

Статья определяет лизинг как финансовую операцию, которая сочетает в себе свойства кредита, аренды и инвестиционной деятельности, а также раскрывает особенности данного финансового инструмента в процессе развития лизингового рынка России. Особое внимание уделено историческому аспекту существования лизинга в России, статистическим данным лизингового рынка с момента его зарождения в стране по настоящее время, а также свойственным для российского лизингового рынка тенденциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE LEASING MARKET IN RUSSIA

The article defines leasing as a financial transaction, which combines the properties of a credit, leasing and investment activities, and also opens features of this financial instrument in the process of development of the russian’s leasing market. Special attention is paid to the historical aspect of the existence of leasing in Russia, the statistics of the leasing market since its inception in the country at the present time, and also characteristic of the Russian leasing market trends.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы развития лизингового рынка России»



ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

\

УДК 336

Н.И. Деревяга

студент магистратуры, кафедра «Финансы и кредит», ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА РОССИИ

Аннотация. Статья определяет лизинг как финансовую операцию, которая сочетает в себе свойства кредита, аренды и инвестиционной деятельности, а также раскрывает особенности данного финансового инструмента в процессе развития лизингового рынка России. Особое внимание уделено историческому аспекту существования лизинга в России, статистическим данным лизингового рынка с момента его зарождения в стране по настоящее время, а также свойственным для российского лизингового рынка тенденциям.

Ключевые слова: лизинг, лизингодатель, лизингополучатель, предмет лизинга, аванс, остаточная стоимость, лизинговый портфель, государственные лизинговые компании, лизинговые компании, созданные банками или финансово-промышленными группами, лизинговые компании, созданные производителями техники или оборудования, автолизинговые компании, узкоспециализированные лизинговые компании, ликвидность предмета лизинга.

N.I. Derevyaga, Saint-Petersburg State University of Economics

TRENDS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE LEASING MARKET IN RUSSIA

Abstract. The article defines leasing as a financial transaction, which combines the properties of a credit, leasing and investment activities, and also opens features of this financial instrument in the process of development of the russian's leasing market. Special attention is paid to the historical aspect of the existence of leasing in Russia, the statistics of the leasing market since its inception in the country at the present time, and also characteristic of the Russian leasing market trends.

Keywords: lease, lessor, lessee, object of lease, advance payment, residual value, leasing portfolio, government leasing company, leasing companies created by banks or financial and industrial groups, leasing companies, created by the producers of machinery or equipment, auto leasing companies, highly specialized leasing company, liquidity of the leased asset.

В большинстве случаев каждая отрасль экономики требует хорошего финансирования. Все чаще собственных средств предприятия недостаточно для воплощения идей руководства компании по модернизации производств, не всегда инвесторы готовы идти на риск и предоставить достаточный объем финансирования. В этом случае все чаще используют источник финансирования, называемый лизинг. Этот источник используется наряду с более известными формами инвестирования, такими как кредит, нераспределенная прибыль предприятия, амортизация. Лизинг, по сути, финансовая операция по приобретению основных фондов, носящая кредитный характер. Лизингодатель (чаще всего лизинговая компания) приобретает имущество для лизингополучателя, которое указано в договоре последнего. Так же, лизингополучатель выбирает поставщика-продавца товара. За определенную плату лизингодатель предоставляет иму-

щество лизингополучателю в пользование на определённый договором лизинга срок. Иначе говоря, лизингом называют операцию по аренде имущества на долгий срок с возможностью последующего его выкупа. В деловой среде лизинг трактуется более широко и несет в себе важные свойства кредита, аренды, а также инвестиционной деятельности. Эти направления прочно переплетаются и образуют новую организационно-правовую форму бизнеса.

На сегодняшний день Российский рынок лизинга представлен огромным числом компаний с развитыми филиальными сетями, с мощными финансовыми возможностями, интересными и крупными проектами, которые воплощают в жизнь эти компании. И такой рывок произошел всего за 25-30 лет. Неплохой результат. Голопированное развитие российского лизинга обусловлено, главным образом, увеличением внутреннего спроса, который порождается развитием экономики в течение последних лет.

Рынок лизинга в России формировался достаточно быстро, но за это время он успел показать свою цикличность. «По данным исследований рынка лизинга, проводимых с 2002 г. агентством «Эксперт РА», рынок на протяжении своей истории уже прошел три полные цикла: 1998-2001 и 2002-2005 гг., 2006-2009 гг. В 2010 году начался четвертый цикл развития» [5].

Невзирая на высокие темпы роста рынка, отсутствие полной информации об этом финансовом инструменте, о его специфике, практически полное отсутствие сгруппированных и проанализированных данных как о рынке финансовой аренды в целом служат тормозом для правильного развития лизингового рынка. Инструмент является непонятен и непрозрачен для участников лизинговых сделок (заемщиков, производителей оборудования, инвесторов).

Рост инвестиционного спроса к 2005 году закончился. Основная часть заключенных в 2001-2003 гг. сделок завершилась, что в свою очередь оказало влияние на снижение в 2005 году темпов прироста объема лизинговых платежей. Так «созревал» рынок, удлинялись средние сроки лизинговых сделок, а также появились сделки, близкие к проектному финансированию. Эти сделки стали характеризоваться непростой процедурой их реализации, дороговизной предмета лизинга, наличием инвестиционного периода, а также специфичностью оборудования, длительным сроком его эксплуатации.

2006 год считается новой отправной точкой развития рынка лизинга. Прирост объема профинансированных средств составил, по данным «Эксперт РА», примерно 90%, прирост объема нового бизнеса - 83%. Такие внушительные изменения объема новых сделок и профинансированных средств в 2006 году повлияли на стабильный и быстрый рост в будущие несколько лет» [5].

В условиях такого успешного роста отрасли на рынке появилось много конкурентов. По этой причине лизинговые компании стали более осознанно и скрупулезно подходить к развитию бизнеса, появились долгосрочные стратегии развития, в то время как ранее было характерно планирование в пределах среднесрочного, а иногда и годового горизонта. Лизингодатели чаще начали практиковать заключение сделок сроком более 4 лет (их доля в портфелях стала 10%), стали реализовываться сделки длительно-

стью в семь лет и более.

В 2008-2009 гг. российские лизингодатели столкнулись с новыми проблемами: накопительный эффект от кризиса ликвидности в банках и сложности с финансированием, стремительное ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей, воплощение в реалии крупных валютных рисков обусловили падение рынка за два года на 68%. Все это послужило мощным толчком для компаний в части переключения фокуса с расширения объемов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля. Изменение системы управления рисками в 2008-2009 годах в основном опиралось на повышение требований к лизингополучателям, более тщательному анализу их финансового состояния, стратегии развития, ликвидности предмета лизинга, объему затрат при изъятии имущества и дальнейшей его реализации.

Неожиданная положительная динамика на рынке лизинга в 2010 году превзошла все прогнозы, наблюдалось уже не восстановление, а новый виток роста. По новым сделкам показатели можно было сопоставить с показателями 2007 года: «сумма контрактов по сравнению с 2009 годом выросла в 2-3 раза. Объем нового бизнеса в денежном выражении составил 725 млрд рублей, совокупный лизинговый портфель на 1 января 2011 года увеличился до 1180 млрд рублей. Фактически рынок расширился на 130%» [5]. Такой активный рост, скорее всего, объясним улучшением финансового состояния клиентов лизинговых компаний, послаблениями со стороны риск-менеджмента лизинговых компаний, а также жесткой политикой лизинговых компаний с государственным участием.

Знаковыми событиями 2010 года стали увеличение филиальной сети лизингодателями, а также сделки слияний и поглощений. Заметными были следующие сделки слияния и поглощения: покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг».

Определяющими факторами в 2010 году стали рост конкуренции на рынке лизинга и снижение просроченной задолженности. Это в свою очередь послужило импульсом к снижению требований к потенциальным клиентам, а значит к уменьшению размеров авансов по сделкам и увеличению объемов безавансовых сделок. В 2009 году лизингодатели применяли обязательное условие оплаты аванса по сделке почти в 80% заключаемых договоров, но уже в 2010 году цифры достигли докризисного значения -около 70%. Размер аванса - способ управления риском остаточной стоимости предмета лизинга. Получая аванс, лизинговая компания снижает риски в случае, когда лизингополучатель захочет расторгнуть договор.

Наработав опыт в сфере урегулирования проблемных сделок, лизинговые компании стали применять такие виды обеспечения, как поручительство юридических и физических лиц по сделкам.

Структура рынка лизинга в 2009 и в 2010 годах выглядит следующим образом. «В 2009 году самым крупным сегментом по объему сделок был сегмент сельскохозяйственной техники и племенного скота и составлял 31%. В 2010 году основную долю 38,77% занимает железнодорожный транспорт, авиация и суда. Автотранспорт соста-

вил 31,52%. «Сбербанк Лизинг» и «Europlan» занимают лидерские позиции в этом сегменте, и их общая доля составляет 38,86 %. Совокупный объем профинансированных средств 64 лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, за 2010 год составил около 143 млрд руб.» [8].

«В 2010 году большим спросом услуги лизинга не пользуются, компании осторожны в выборе партнеров и клиентов, отказы по новым заявкам составляют порядка 70%. В 2010 году число обращений в лизинговые компании выросло на 6%. Начиная с 2013 года спрос на лизинг только падает» [5]. Причиной тому послужил спад в экономике и приостановка различных проектов по замене основных фондов предприятий. Еще один серьезный фактор, тормозящий развитие лизингового рынка - ключевая ставка. Дорогие заемные средства не позволяют лизингу оставаться экономически выгодным для клиентов и это ведет к сокращению новых лизинговых договоров и прибыльности лизингового бизнеса.

Уменьшение объема новых договоров лизинга, дорогостоящее фондирование и рост издержек от проблемных сделок привели к негативному финансовому результату лизингодателей за последние два года. «Таким образом, рентабельность капитала компаний за 9 месяцев 2015 года в среднем по рынку составила 6,2%, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Чтобы сохранить прибыльность лизинговые компании пошли на сокращение расходов - снижали расходы на маркетинговые услуги, ИТ-обеспечение, стратегическое и оперативное управление, также произвели сокращение региональных подразделений с невысокой эффективностью, произошло значительное сокращение сотрудников. Помимо всего перечисленного сегодня перед компаниями стоит задача поддержания уровня ликвидности.

По последним опубликованным данным «Эксперт РА» за 9 месяцев 2015 года объем нового лизингового бизнеса сократился примерно на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 385 млрд руб. Значительной оказалась поддержка рынка государством по средствам госпрограммы по льготному автолизингу, а также снижение ключевой ставки ЦБ РФ. «Уменьшение суммы договоров лизинга на 22% обусловлено пролонгацией сроков лизинга (лизингодатели шли на встречу клиентам путем снижения размера ежемесячных платежей).

Размер лизингового портфеля в целом не изменился за последние 12 месяцев и составил 2,95 трлн руб. на 01.10.15. При этом объем полученных лизинговых платежей превышает объем профинансированных договоров. Рост объема реструктурированной задолженности не позволил сократиться портфелю лизингодателей.

Среди компаний - лидеров по итогам 9 месяцев 2015 года можно выделить лидера рынка по объему нового бизнеса - ВТБ Лизинг. Немаловажную роль в этом успехе сыграли крупные авиасделки (60% нового бизнеса лизингодателя). Вторую позицию занял ВЭБ Лизинг. Третье место принадлежит «Сбербанк Лизинг» (прирост нового бизнеса на 75%). На эти три компании приходится около 38% всего объема нового бизнеса.

Стоит обратить внимание, что большую долю нового бизнеса перетянули на себя компании с госучастием. Государственная поддержка экономики России посредст-

вом лизинговых услуг госкомпаний, а также стремление государственных компаний принимать участие в «розничных» сделках существенно повлияла на структуру рынка по видам собственности (доля частных компаний в объеме нового бизнеса снизилась с 55% до 47% за три квартала 2015 г., а в ТОП-5 рынка теперь входят четыре лизингодателя с госучастием в капитале) [11].

Что касается распределения лизинговых компаний по отраслевым предпочтениям, то цифры свидетельствуют о следующем: «государственные компании доминируют в секторе транспорта, из числа самых крупных сделок в железнодорожном секторе нужно отметить сделку «ТрансФин-М» (2013 г.), которая была связана с лизингом 4 272 единиц подвижного состава, договор будет действовать в течение 15 лет, «ВЭБ-лизинг» (2013 г.) сделал акцент на развитие бизнеса в авиасегменте: он заключил определённые договоры, связанные с финансированием приобретения четырех самолетов (общий размер сделки 38,5 млрд руб.)» [8]. Преимущественные места государственных компаний в секторах, касающихся системы транспортных перевозок страны, все ещё являются характерной чертой рынка лизинга России.

«Самый крупный сегмент рынка - автолизинг - за январь-сентябрь 2015 года достиг доли около 37%, но в абсолютном выражении сегмент сократился на 16%. Железнодорожная техника по причине того, что вагонный парк обновился не так давно и не требует срочной замены, продолжает терять позиции: доля сократилась с 25% до 16%, а объем нового бизнеса с данным имуществом упал на 53%. Авиализинг как крупнейший сегмент продемонстрировал наибольший прирост (+29)» [11]. Значительное влияние на положительную динамику данного сегмента оказало субсидирование лизинга российских самолетов (в т.ч. 8икЬо1 Биреце! 100). Обратим внимание, что государственные компании занимают более 90% нового бизнеса в авиасегменте.

Иные сегменты рынка (без учета ж/д и авиатехники) за 9 месяцев 2015 года суммарно продемонстрировали снижение на 26%, против роста (+13%) в 2014 г.

Не будет неожиданным и факт низкой платежеспособности клиентов сегодня на лизинговом рынке. Эта проблема присуща не только лизингу, она коснулась многих отраслей экономики страны в виду последствий экономического и финансового кризиса и санкций против России. Свою негативную роль сыграли банкротство и технические дефолты крупных компаний («Трансаэро», «СУ-155», «Ютэйр» и др.). На 01.10.2015 объем проблемных сделок составил около 12% портфеля, двумя годами ранее он был менее 4%.

Некачественный лизинговый портфель стал причиной роста объема изъятой техники. По данным компаний, участвующих в исследовании Эксперт РА, объем изъятой техники за 9 месяцев 2015 года составил около 53 млрд руб., это значение почти на 90% больше, чем за 9 месяцев 2013 года. Лизинговым компаниям приходится избавляться от изъятого оборудования с потерями. Убытки по статье от реализации основных средств в отчетности лизинговых компаний не заставили себя ждать.

Сделки с малым и средним бизнесом, в основном, смогли реализоваться за счет госпрограммы по льготному лизингу автомобилей. «Согласно опросу ЯЛБХ (Эксперт

РА), у большинства лизингодателей более 30% всех сделок с автомобилями было реализовано в рамках данной программы.

Продление госпрограммы по субсидированию авансового платежа при автолизинге продолжило оказывать значительное влияние на объем сделок с малым и средним бизнесом в последнем квартале 2015 года. Ожидалось, что действующая госпрограмма сможет позитивно повлиять и на оперативный лизинг для физических лиц. Невостребованность данной услуги в России объясняется неосведомленностью, слабой информированностью потенциальных клиентов об оперативном лизинге автомобиля, оборудования, техники, а также склонностью россиян приобретать имущество только в собственность.

Согласно опросу Эксперт РА, респонденты предвещают для развития лизингового рынка в 2016 году респонденты сокращение спроса на лизинг (41% опрошенных), а также ухудшение платежной дисциплины и кредитного качества клиентов (39%).В 2016 году доля лизинга автотранспорта в объеме нового бизнеса покажет отрицательную динамику, по оценкам 51% респондентов.

Также согласно данным ЯАЕХ (Эксперта РА), средняя доля просроченных платежей в портфеле по рынку составила не менее 6% на 01.10.2015 (годом ранее 4%). Треть опрошенных уверены, что в 2016 году стоит ожидать среднюю долю платежей, просроченных более чем на 60 дней, в портфеле по рынку лизинга в размере 10-15%.

По итогам опроса 32% топ-менеджеров, они не готовы выделить ни один крупнейший сегмент рынка в качестве «локомотива» этого рынка в 2016 году, полагая, что за основу теперь нужно брать некрупные сегменты, потенциал которых еще предстоит реализовать лизинговым компаниям.

Лизинг является развивающейся областью в экономике России, но весьма перспективной.

По итогам последних лет, наибольших успехов в своём развитии лизинг достиг в сфере транспортного сектора, и имеет тенденцию к дальнейшему развитию в данной области.

Причем тенденция рынка такова, что позиции лидеров занимают компании с государственным участием, которые могут позволить себе финансировать важные крупные проекты и, соответственно, мало подвержены экономической нестабильности в стране.

Частные компании представлены на российском рынке лизинга достаточно широко, однако, в виду сложностей с вопросом поиска источников финансирования новых договоров, со снижением платежеспособности клиентов, с финансовыми потерями при реализации изъятого имущества, этим игрокам приходится доказывать свою жизнеспособность и право на успех.

Развитие рынка лизинга (поступательное или стремительное) в будущем во многом будет зависеть от размера государственной поддержки как бизнеса в целом, так и сферы лизинговых услуг.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Часть 2.

2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2014 г.)

3. Перкова А.Е., Гайдай А.С., Джек Л.Н. Рынок лизинговых услуг в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50570 (дата обращения: 31.03.2016).

4. Чараева М.В., Карпова Е.Н. Модернизация российских предприятий: финансовые условия реализации // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 1. - 0,9 п. л., в т.ч. авт. 0,45 п.л.

5. Чернякова М.В. Обзор и перспективы развития лизингового рынка / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Ростов-на-Дону: Россия, 2016.

6. Сафрон Голиков. В тяжелых условиях [Электронный ресурс], 19.11.2015. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2856271 (дата обращения: 04.06.2016).

7. Итоги 2015 года: рынок лизинга снижается на 20-25% [Электронный ресурс]. / Информационное агентство «REGNUM», 31.12.2015 г. Режим доступа: http://regnum.ru/news/economy/2047256.html (дата обращения: 31.03.2016).

8. Лизинг в России: итоги 2014 года [Электронный ресурс] / Эксперт РА. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing_2014 (дата обращения: 31.03.2016).

9. За 9 месяцев 2015 года рынок лизинга сократился на четверть [Электронный ресурс] / РА «ЭКСПЕРТ РА», 2015. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/ leasing/leasing_9m2015pre (дата обращения: 31.03.2016).

10. Развития рынка лизинга до 2020 года [Электронный ресурс] / РА «ЭКСПЕРТ РА», 2014. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/strategy/conception/part5/scenario/ (дата обращения: 31.03.2016).

11. В 2016 году сокращение лизингового рынка составит не более 15%, Москва, апрель 2016 г. [Электронный ресурс] / RAEX (Эксперт РА). Режим доступа: http://raexpert.ru/releases/2016/Apr07c/ (дата обращения: 31.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.