Рынок лизинга
в России: проблемы
ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
и перспективы развития
Иванов Александр Андреевич1,
магистр Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Предмет/тема. Актуальность выбранной темы обусловлена сложной экономической и политической ситуации на рынке лизинга в России. За последние пять лет рынок лизинга претерпел существенные структурные изменения, это связано с пандемией COVID-19 и санкциями в отношении российского лизингового бизнеса. Вследствие подобных событий лизинговый бизнес в РФ столкнулся с новыми вызовами и перспективами развития. Решать проблемы, связанные с технологиями и запчастями для лизинговых оборудований и техники, предстоит топ-менеджменту при поддержке государства. Цели/Задачи. Целью исследования является определение актуального состояния рынка лизинга в России. Задачами исследовательской работы являются: проанализировать объемы лизинговых сделок в разрезе сегментов бизнеса и клиентов, определить структуру бизнеса по региональному срезу, изучить основные индикаторы развития рынка лизинга, определить основные проблемы лизинга в России, отразить перспективные направления развития. Методология. В рамках исследовательской работы автором были использованы следующие методы: анализ и синтез, сравнение, статистические, визуализация. Результаты/выводы. Результатом исследования является определение текущих проблем и перспектив развития рынка лизинга в России.
Ключевые слова: Лизинг, Санкции, Иностранные партнёры, Государственная поддержка, Covid-19.
1 Научный руководитель: Халилова Миляуша Хамитовна, д.э.н., профессор Департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (E-mail: [email protected]).
Лизинг - это услуга по передаче во временное пользование предмета лизинга от лизингодателя к лизингополучателю. Предметом лизинга может быть техника, воздушный и наземный транспорт, станки, оборудование и так далее. Лизингодатель - одна из сторон в лизинговой сделке, которая обязуется передать во временное пользование предмет лизинга лизингополучателю за определенное вознаграждение. Лизингополучатель - лицо в лизинговой сделке, которое получает предмет лизинга во временное пользование и обязуется оплачивать услугу согласно условиям договора лизинга. Экономический смысл для лизингополучателя заключается в том, что он приобретает основные средства с минимальными вложениями и с небольшой переплатой стоимости имущества, которая равномерно распределена на весь срок использования предмета лизинга. Для лизингодателя экономический смысл в том, что он получает регулярные платежи за предоставление в аренду основных средств, при этом частично компенсирует затраченные средства на их приобретение, а при выкупе имущества полностью покрывают расходы. Таким образом, обе стороны сделки получают желаемый результат и вносят вклад в экономическое развитие.
Рассмотрим текущее состояние рынка лизинга в РФ.
На рисунке 1 представлены данные об объёмах заключённых лизинговых контрактах в динамике. По итогам 1 полугодия 2022 года объем заключенных сделок снизился на 19% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 770 млрд руб. Подобные изменения связаны в первую очередь с инвестиционной и производственной активностью бизнеса. Большое количество производств используют технику и оборудование, которое поставляется из европейских стран. Однако, сложная геополитическая ситуация и санкции в отношении российского бизнеса привели к подрыву существующих логистических цепочек, что привело к сокращению предложения на рынке лизинга, фактически дефицита техники, а также роста её стоимости. Дополнительное давление на спрос со стороны лизингополучателей окало повышение ключевой ставки ЦБ Рф из-за чего подорожали лизинговые услуги. Подобная ситуация возникала в период активного распространения пандемии COVID-19, когда были введены ограничения, отрицательная динамика потребительского спроса, деловой активности.
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
о. в
С точки зрения сегментов бизнеса, то очень сильно пострадал корпоративный лизинговый бизнес (см. рисунки 2, 3). Снижение на 30% за 1-е полугодие 2022 года связано с ведением западных санкций. В первую очередь пострадал лизинг морских перевозок (снижение объема сделок на 94%) и авиатранспорта (снижение на 14%). Европейские производители прекратили сотрудничество с российскими морскими перевозчиками, что привело к нарушению планов по обновлению и пополнению парка судов. Также запрет на поставки иностранных комплектующих и закрытие морских портов повлияли на объемы торговых операций между странами, вследствие чего объем новых сделок с морскими судами сократился до минимума. Что касается авиаперевозок, то причина снижения объема лизинговых сделок аналогичная. Европейский партнёры прекратили авиасообщения, закрыли аэропорты для наших воздушных судов, запретили поставлять детали для модернизации и обслуживания самолётов.
1пг2018 1пг2019 1пг2020 1пг2021 1пг2022
Объем лизинговых сделок Темпы прироста
Рис. 1. Объем рынка лизинга в России, млрд рублей Источник: составлено автором по материалам ЭкспертРА [6].
Таким образом, общий объем корпоративного лизингового бизнеса снижается с начала 2022 года, из-за превалирования в общем доле европейских лизингодателей и сложной геополитической ситуации. Однако, единственным сегментом корпоративного лизингового бизнеса, который показал положительные результаты за 1 первое полугодие 2022 г., стал железнодорожные перевозки. Рост на 7% связан с продажей железнодорожной техники между крупными участниками рынка. Снижение объемов в розничном бизнесе за 1-е полугодие 2022 г. составляет 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший вес в снижении оказал автолизинг, где объемы сократились на 17%. Основной причиной падения объемов автолизинга является сокращение продаж новых автомобилей из-за дефицита машин, роста цен, ухода иностранных автопроизводителей с рынка.
Объемы лизинга строительной и дорожно-строительной техники снизились незначительно благодаря государственной поддержке в виде реализации национальных проектов и развития льготного ипотечного кредитования. При этом, уход иностранных брендов, работающих в данной
сегменте, практически не повлиял на темпы роста инфраструктурного финансирования недвижимости и строительного бизнеса в целом, из-за использования лизингового оборудования дружественных стран и достаточного количества отечественных аналогов.
6м2018 6м2019 6м2020 6м2021 6м2022
Корпоративные сегменты Розничные с
"Динамика копроративных
"Динамика розничных
Рис. 2. Объем лизинга в разрезе сегментов бизнеса, млрд рублей
Источник: составлено автором по материалам ЭкспертРА [6].
Машиностроительное, металлообрабатывающее.. 14 25
Автобусы и троллейбусы 1423
Суда (морские и речные) 4 М 65
Сельскохозяйственная техника и скот 43
43
Оборудование для нефте- и газодобычи и. 14 25
Авиационный транспорт 32
3 116
Железнодорожная техника 108
Строительная и дорожно-строительная техника 144
Легковые автомобили 198 196
Грузовой автотранспорт 204
50
■ 1пг2021
Рис. 3. Топ-10 сегментов по размеру лизингу, млрд рублей
Источник: составлено автором по материалам ЭкспертРА [6].
Большие объемы лизинговых сделок сосредоточены в сегменте малого бизнеса, где его доля составляет 55% по итогам 1 -го полугодия 2022 года (см. рис. 4). Инвестиционная активность малого бизнеса проявляется к лизингу автотранспорта на фоне дефицита импортных машин и роста их стоимости. Отдельно стоит отметить возрастающую роль автолизинга во внутренних и международных перевозках.
Лидером является крупный бизнес, в частности такие участники рынка входят в банковскую группу, либо контролируются государством, на их долю приходится % всего рынка. Крупные компании работают в сегменте ж/д перевозок, воздушный и водный транспорт, строительство. Такие компании во многом реализуют национальные проекты и важные инфраструктурные объекты, поэтому размеры и объемы сделок с оборудованием и транспортом, задействованным в лизинге, высокие.
Если рассмотреть динамику изменения объема лизинговых сделок в разрезе собственников бизнеса, то мы видим сокращение доли иностранных лизинговых компаний и рост доли отечественных. В первую очередь, увеличилась доля отечественных лизинговых компаний, которые входят в бан-
0%
0
ковскую группу (с 43% до 55% за 1-е полугодие 2022 г.). Разумеется, уход иностранных компаний негативно повлияет на деловую и инвестиционную активность российского бизнеса в краткосрочной перспективе. Одной из главных причин является высокая доля зависимости от иностранного оборудования, поскольку по некоторым направлениям бизнеса такая доля доходит до 30%. С другой стороны, для отечественных предпринимателей открываются новые ниши, которые будут стремительно осваиваться.
1пг2019 1пг2020 1пг2021 1пг2022
Малый бизнес ^Средний бизнес Крупный бизнес ■Госучреждения Физ. Лица (не ИП)
Рис. 4. Структура лизингового бизнеса по типам клиентов
Источник: составлено автором по материалам ЭкспертРА [6].
Лидирующим регионом по объемам бизнеса является Москва, где объем всех сделок составляет 26% по итогам 1-го полугодия 2022 года (см. рис. 5). Следом идёт ЦФО, где доля составляет 15% и третье место занимает Приволжский ФО с долей 13%. Если посмотреть с другой стороны, то ЦФО и Москва вместе занимают 41% от общей доли рынка, практически половина всех совершаемых сделок сосредоточено в Центральном федеральном округе. Это связано с тем, что основная масса людей проживает в центральной части России, а также то, что Москва является финансовым и деловым центром.
Основной проблемой бизнеса является незначительная доля в ряде крупных и перспективных регионов России. Власти запланировали и выделили значительные средства на реализацию национальных проектов, в том числе в восточной части России. Соответственно, для их реализации необходимо привлечение подрядчиков и субподрядчиков, если мы говорим о строительстве зданий, сооружений, дорог. Отсюда заключение контрактов
с лизинговыми компаниями, которые готовы предоставить необходимое оборудование и транспорт для проведения строительных и иных работ. Однако, суммы этих контрактов незначительны по сравнению с суммой контрактов в ЦФО, поэтому доля объемов совершаемых сделок в восточных регионах достаточно небольшая.
■ 1пг2021 ■ 1пг2022
Рис. 5. Структура рынка лизинга по регионам Источник: составлено автором по материалам ЭкспертРА [6].
Далее рассмотрим показатели развития рынка лизинга в РФ в динамике за последние 3 года (см. табл. 1). По итогам 2021 года концентрация на топ-10 крупных компаний в сумме новых договоров лизинга составляет 67%, что говорит о преобладании крупного бизнеса по новым контрактам. Темпы прироста совокупного лизингового портфеля ежегодно растёт, например, с 2020 по 2021 г. портфель вырос на 15,7%, что говорит о наличии инвестиционной привлекательности и высоком спросе. Также растут объемы полученных лизинговых платежей, однако стоит их проанализировать вместе с просроченной задолженностью.
Одним из положительных аспектов развития лизинга является рост доли лизинга в ВВП России, где по итогам 2021 года доля составляет 1,7%. Таким образом, за последние 3 года рынок лизинга активно развивался, несмотря на проблемы со стороны ограничений из-за распространения COV-Ю-19. По итогам 1-го полугодия 2022 года рынок в целом столкнулся с серьезными проблемами, которые также видны по целевым показателям: сокращение объема новых сделок, платежей по контрактам, темпов прироста и консолидация доли рынка в руках крупных игроков.
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга РФ
Показатели 2019 г. 1 полугодие 2020 г. 2020 г. 1 полугодие 2021 г. 2021 г. 1 полугодие 2022 г.
Объем рынка лизинга (стоимости имущества), млрд рублей 1500 570 1410 945 2 280 770
Темпы прироста (период к периоду),% 14,5 -22 -6 65,8 61,7 -18,5
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 2 550 845 2 040 1399 3 370 1 299
Темпы прироста (период к периоду),% 21,4 -28 -20 65,6 65,2 -7,2
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров,% 66 43 61 62 67 77
сз о со от гп Р от
от А ш
2%
Г%
2%
2%
26%
37%
39%
48%
17%
16%
18%
17%
55%
44%
40%
33%
0%
Окончание
Показатели 2019 г. 1 полугодие 2020 г. 2020 г. 1 полугодие 2021 г. 2021 г. 1 полугодие 2022 г.
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 910 525 1060 635 1 595 894
Темпы прироста (период к периоду),% -13,3 2,7 16,5 21 50,5 40,7
Объем профинансированных средств, млрд рублей 1 250 588 1330 914 2 130 875
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей 4 900 4 800 5 170 5 575 6 450 6 100
Темпы прироста,% 8,9 -2 7,7 7,8 15,7 -5,4
ВВП России (в текущих ценах по данным Росста-та), млрд рублей 109362 44 547 106607 58 006 131 015 55 686
Доля лизинга в ВВП,% 1,4 1,3 1,3 1,6 1,7 1,4
Q. в
Источник: составлено автором по материалам ЭкспертРА [6].
По оценкам участников рынка темпы роста и спрос на лизинговые услуги во 2-м полугодии 2022 года будут постепенно восстанавливаться, но отрицательной динамики в краткосрочной перспективе в сравнении с предыдущими периодами не избежать. Ожидается, что возвращение к высоким положительным показателям будет происходить постепенно в течение нескольких лет. Этому возвращению будут способствовать несколько факторов: смягчение денежно-кредитной политики Банка России, привлечение новых участников рынка, особенно среди малого и среднего бизнеса, снижение ключевой ставки.
Несмотря на сложности в лизинговом бизнесе преобладать будет лизинг поддержанной техники, в частности там, где заместить новые поставки иностранного оборудования достаточно проблематично. Но мере адаптации к западным санкциям замещение будет происходить в том числе за счет поставок из дружественных стран, в первую очередь из Китая и Казахстана. Пересмотр новых путей поставки импортного оборудования и техники ведет к открытию нового бизнеса, который будет работать плотно с лизинговыми компаниями. Если рассматривать перспективы лизинга с точки зрения отраслевой специфики, то лидером является отрасль строительной и дорожной техники, поскольку государство напрямую заинтересовано через государственные лизинговые компании в реализации национальных федеральных проектов. Кроме того, очевидно, что рынок в ближайшем будущем будет иметь тенденцию к консолидации, особенно это видно по продаже бизнеса иностранными компаниями.
Заключение. Подводя итоги исследования стоит отметить, что лизинг является важным направлением бизнеса, поскольку большое количество проектов успешно реализуются с помощью заключения лизинговых сделок. В период сложной геополитической и экономической ситуации в России и в мире можно выделить следующие проблемы, с которыми сейчас сталкивается российский лизинговый бизнес:
• уход иностранных поставщиков и партнёров,
• запрет на новые поставки предмета лизинга со стороны западных партнёров,
• разрыв логистических цепочек,
• высокая ключевая ставка Банка России,
• консолидация бизнеса крупными участниками рынка,
• инфляция,
• снижение потребительского спроса,
• снижение уровня деловой и инвестиционной активности.
Среди актуальных и перспективных направлений развития лизинга в России можно выделить следующие:
1) развитие сотрудничества с азиатскими партнёрами,
2) государственная поддержка малого и среднего бизнеса,
3) смягчение денежно-кредитной политики ЦБ РФ,
4) привлечение ФАС к сделкам М&А,
5) заключение ГЧП в создании новых производств и мощностей.
Таким образом, лизинговый бизнес переживает структурную и производственную трансформацию. В долгосрочной перспективе при развитии направлений российский лизинг встанет на новые рельсы, где зависимость от сотрудничества с недружественными странами будет минимальна, а доля бизнеса в ВВП страны вырастет до потенциальных 5%. Одной из важных задач государства в развитии лизинга - оказывать поддержку малому и среднему предпринимательству, а также актуализировать правовое поле под новые рыночные реалии.
Литература
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (последняя редакция).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2022 № 1491 -р на поддержку программ льготного кредитования для представителей малого и среднего бизнеса.
Книги, монографии, статьи
3. Басс, А.Б., Российский рынок лизинга: современные тенденции и перспективы развития: монография / А.Б. Басс. - Москва: КноРус,
2021. - 195 с. - ISBN978-5-406-08808-1. -URL: https://book.ru/book/941000 (дата обращения: 31.10.2022).
4. Вахитов, Д.Р., Лизинговые инвестиции: учебное пособие / Д.Р. Вахитов. - Москва: Русайнс,
2022. - 125 с. - ISBN978-5-4365-9287-9. -URL: https://book.ru/book/943762 (дата обращения: 31.10.2022).
5. Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2021 года: на гребне волны // исследование Экспер-тРА: [сайт]. - 2022. UPL: https://raexpert.ru/re-searches/leasing/9m2021a/ (дата обращения: 25.10.2022).
6. Рынок лизинга в 1-ом полугодии 2022 года: в тисках геополитики // исследование Экспер-тРА: [сайт]. - 2022. UPL: https://raexpert.ru/re-searches/leasing/1h_2022/#att1 (дата обращения: 25.10.2022).
7. Рынок лизинга: после идеального шторма // исследование ЭкспертРА: [сайт]. - 2022. UPL: https://raexpert.ru/researches/leasing/mar-ket_2022/ (дата обращения: 25.10.2022).
8. Рынок лизинга: два сложны года впереди // исследование НРА: [сайт]. - 2022. UPL: https:// www.ra-national.ru/ru/node/65052 (дата обращения: 31.10.2022).
9. Рынок лизинга: тенденции и перспективы // исследование Газпромбанк Автолизинг: [сайт]. -2022. UPL: https://autogpbl.ru/about-leasing/ teoriya-lizinga/rynok-lizinga/ (дата обращения: 31.10.2022).
10. Лизинг: новая реальность // статья в Коммерсантъ: [сайт]. - 2022. UPL: https://www.kom-mersant.ru/doc/5470645 (дата обращения: 31.10.2022).
LEASING MARKET IN RUSSIA: PROBLEMS AND
PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Ivanov A.A.1
Financial University under the Government of the Russian Federation
Subject/topic. The relevance of the chosen topic is due to the difficult economic and political situation in the leasing market in Russia.
Over the past five years, the leasing market has undergone a large
number of structural changes, primarily due to the COVID-19 pandemic and sanctions against the Russian leasing business. As a result of such events, the leasing business in the Russian Federation has faced new challenges and development prospects. It is up to top management with the support of the state to solve problems related to technologies and spare parts for leasing equipment and machinery. Goals /Objectives. The purpose of the study is to determine the current state of the leasing market in Russia. The objectives of the research work are: to analyze the volume of leasing transactions in the context of business segments and customers, to determine the structure of the business by regional cross-section, to study the main indicators of the development of the leasing market, to identify the main problems of leasing in Russia, to reflect promising areas of development. Methodology. As part of the research work, the author used the following methods: analysis and synthesis, comparison, statistical, visualization.
Results/conclusions. The result of the study is to determine the current problems and prospects for the development of the leasing market in Russia.
Keywords: Leasing, Sanctions, Foreign partners, State support, Covid-19.
References Regulatory legal acts
1. Federal Law "On Financial Lease (Leasing)" dated 29.10.1998 № 164-FZ (latest edition).
2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1491 -r dated June 9, 2022 to support preferential lending programs for small and medium-sized businesses.
Books, monographs, articles
3. Bass, A.B., The Russian leasing market: current trends and development prospects: monograph / A.B. Bass. - Moscow: Knorus, 2021. - 195 p. - ISBN978-5-406-08808-1. - URL: https://book.ru/book/941000 (accessed: 31.10.2022).
4. Vakhitov, D.R., Leasing investments: a textbook / D.R. Vakhitov. - Moscow: Rusains, 2022. - 125 p. - IS-BN978-5-4365-9287-9. - URL: https://book.ru/book/943762 (accessed: 31.10.2022).
5. Leasing market for the first 9 months of 2021: on the crest of a wave // research Expert: [website]. - 2022. - URL: https://raex-pert.ru/researches/leasing/9m2021a (accessed: 10.25.2022).
6. Leasing market in the 1st half of 2022: in the grip of geopolitics // Expert research: [website]. - 2022. - URL: https://raexpert.ru/ researches/leasing/1h_2022/#att1 (accessed: 10.25.2022).
7. Leasing market: after the perfect storm // research Expert: [website]. - 2022. - URL: https://raexpert.ru/researches/leasing/mar-ket_2022 (accessed: 10.25.2022).
8. Leasing market: two difficult years ahead // NRA research: [website]. - 2022. - URL: https://www.ra-national.ru/ru/node/65052 (accessed: 31.10.2022).
9. Leasing market: trends and prospects // Gazprombank Avtolizing research: [website]. - 2022. - URL: https://autogpbl.ru/about-leasing/teoriya- I izinga/rynok-lizinga / (accessed 31.10.2022).
10. Leasing: a new reality // article in Kommersant: [website]. -2022. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5470645 (accessed: 31.10.2022).
1 Supervisor: Khalilova M.K., Financial University under the Government of the Russian Federation.
C3
о
CO £
m Р
СГ
от А
IE