EDN: AEUDZT
А.С. Рыжова - к.э.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, [email protected],
A.S. Ryzhova - candidate of economic sciences, associate professor of the department operation of motor transport of the «Pacific National University», Khabarovsk, Russia.
ТЕНДЕНЦИИ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В РОССИИ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ TRENDS IN THE LEASING MARKET IN RUSSIA: CHALLENGES AND PROSPECTS
Аннотация. В статье проведен анализ развития лизингового рынка в России. С начала развития рынка лизинга и до сегодняшнего момента имеется некая характеристика рынка в форме статистических показателей. Данное исследование проводиться рейтинговым агентством RAEX (Эксперт Ра) на основе добровольного анкетирования лизинговых компаний -участников рынка лизинга, и в настоящее время, эти показатели в открытом доступе позволяют оперативно оценить состояние рынка. Сложная экономическая и геополитическая ситуация ставят перед лизинговым рынком ряд новых задач. Проанализированы объемы лизинговых сделок, их количество и средняя цена сделки, объемы нового бизнеса, проведено сравнение корпоративного и розничного сегментов. Рассмотрены сегменты ранка по типам предмета лизинга. Представлен анализ по регионам РФ. Представлены основные тренды ушедшего 2022 года и основные перспективы развития рынка на текущий 2023 год.
Abstract. The article analyzes the development of the leasing market in Russia. From the beginning of the development of the leasing market to the present moment, there is a certain characteristic of the market in the form of statistical indicators. This study is conducted by the RAEX rating agency (Expert Ra) on the basis of a voluntary survey of leasing companies - participants in the leasing market, and at present, these indicators in the public domain allow you to quickly assess the state of the market. The difficult economic and geopolitical situation poses a number of new challenges for the leasing market. The volumes of leasing transactions, their number and the average price of a transaction, the volumes of new business were analyzed, a comparison was made between the corporate and retail segments. The segments of the market by types of the subject of leasing are considered. An analysis by regions of the Russian Federation is presented. The main trends of the past 2022 and the main prospects for the development of the market for the current 2023 are presented.
Ключевые слова: лизинг, объем нового лизингового бизнеса, объем совокупного лизингового портфеля, источники финансирования лизинговых сделок, типы предмета лизинга.
Keywords: leasing, the volume of new leasing business, the volume of the total leasing portfolio, the sources of financing of leasing transactions, the types of the subject of leasing.
Экономическая и правовая природа лизинга в РФ до сих пор четко не определена, однако данный вид реновации основных средств успешно развиваться в России по настоящее время [1]. Лизинг - комплекс мероприятий по выбору и передаче во временное пользование от лизингодателя -лизинговой компании предмета лизинга, которым чаще всего выступает техника, транспорт, оборудование, лизингополучателю - предприятию. Экономические преимущества лизинга по сравнению с арендой обусловлены тем, что лизинг имеет более надежный механизм перехода права собственности. При финансовом лизинге, когда срок действия договора сопоставим со сроком эксплуатации оборудования, право собственности на предмет лизинга переходит к пользователю после выплат всех предусмотренных договором лизинговых платежей, а во время действия договора остается в собственности у лизинговой компании, что является дополнительной гарантией оплаты платежей [2]. Также законодательно предусмотрены налоговые льготы по лизинговым платежам при применении общей налоговой системы, что позволяет оптимизировать налоговую нагрузку предприятий.
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) ежегодно проводит исследования рынка лизинга по результатам добровольного анкетирования лизинговых компаний. В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями - участниками проекта [3].
Новый бизнес - это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС. По данным исследования объем нового лизингового бизнеса в 2022 году впервые с 2016 года показал спад, в розничном сегменте на 8 %, в корпоративном - на 31 % и достиг 1,98 трлн рублей, темп спада составил 13 % (рисунок 1).
Объем совокупного лизингового портфеля в 2022 году вырос на 5 % и составил 6,75 трлн рублей. Доля лизинга в ВВП страны составила 1,6 %, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 0,1 %.
Рисунок 1 - Динамика нового лизингового бизнеса в РФ, млрд руб.
(Источник: составлено автором по материалам Эксперт Ра [4])
Но при этом необходимо учитывать что в 2021 году объем нового бизнеса достигал исторического максимума и составлял 2,3 трлн рублей. Соотношение розничного и корпоративного сегментов усилилось до максимального значения в 4,6 раза (рисунок 2).
Рисунок 2 - Отношение розничного к корпоративному сегменту
(Источник: составлено автором по материалам Эксперт Ра [4])
Продолжилась тенденция концентрации бизнеса в руках крупных игроков - доля топ-10 лизинговых компаний в объеме нового бизнеса возросла до 75 %. Число клиентов у лизинговых компаний, входящих в топ-20 рынка, выросло на 10 %, мелкие лизингодатели ощутили отток клиентов на 6 %. Не смотря на общий спад, лизинговым компаниям, принадлежащим банкам, удалось увеличить объем бизнеса в среднем на 8 %, доля их в новом бизнеса выросла на 10 % по сравнению с предыдущим годом. Крупные лизинговые компании обеспечивают реализацию национальных проектов и обеспечение техникой глобальные инфраструктурные объекты, в результате чего объемы их лизинговых контрактов довольно высокие.
В 2022 произошло перераспределение собственников лизинговых компаний - в силу уходя ряда иностранных лизинговых компаний из России и продажи их российским собственникам. Снизилось количество заключенных лизинговых договоров впервые за последние 7 лет и составило 340 тыс. руб., но при этом средняя сумма сделки возросла, и достигла уровня 2018 года - 9,2 млн руб. что объясняется резким удорожанием оборудования на фоне нехватки техники за счет ухода ряда иностранных компаний и тенденций замены известных марок менее известными китайскими аналогами.
По структуре источников финансирования лизинговых сделок все так же преобладают банковские кредиты, их доля выросла до 67 %, на втором месте находятся авансы с 12 %, почти разделяя его с собственными средствами 11 %, а четвертое и последнее, пятое место, с одинаковым значением в 5 % заняли облигации и прочие источники. Что говорит о небольшом снижении значения облигаций и авансов и росте банковского заимствования. Повышение ключевой ставки ЦБ РФ в 2022 году привело к удорожанию заемных кредитных ресурсов, и к удорожанию лизинговых услуг.
В сфере кредитования субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2022 году клиенты стали выбирать более крупные банки, и на начало 2023 года около 90 % кредитов малым и средним предприятиям выдали банки, входящие в топ-30.
За последние 4 года наблюдался постоянный рост МСБ в структуре нового бизнеса. В 2020 году МСБ занимал значение 58 %, в 2021 году сегмент МСБ составил 65 %, в 2022 году доля МСБ достигла исторического максимума в 71 %, и составила 1,6 трлн. рублей [5, 6]. Прогнозируется что основной движущей силой лизинга будет розница за счет МСБ, который сумел быстрее подстроиться под изменяющийся рынок, изменение схем логистики и осваиванием освободившихся секторов рынка, ранее занятыми иностранными компаниями.
В 2022 году произошло расторжение ряда крупных сделок, переводов лизинговых схем в другие формы финансирования по договорам лизинга самолетов и водных судов, что сократило данные сегменты лизинга транспорта (рисунок 3).
Прочее имущество Полиграфическое оборудование Древообрабатывагогцее оборудование Энергетическое оборудование Оборудованиедля ЖКХ Мед техника
Оборудованиедля пищевой промышленности Телекоммуникационное оборудование, оргтехника Погрузчики складскгге гг оборудование Недвижимость Оборудованиедля нефтедобычи М ашггностроггтел ьное оборудование Сельскохозяйственная техника Строительная техника Автобусы и троллейбусы Суда (морские и речные) Авиационный трансл орт Железнодорожная техника Легковые автомобили Грузовой автотранслорт
■ 2022 ■ 2021
Рисунок 3 - Динамика сегментов рынка по типу предмета лизинга, доля в новом бизнесе %
(Источник: составлено автором по материалам Эксперт Ра [4])
Грузовой транспорт показал основной рост нового бизнеса в 2022 году - его доля выросла с 13 до 18 % в совокупном лизинговом портфеле. В 2021 и 2022 годах сегмент автолизинга (легковой, грузовой подвижной состав и автобусы) показал рост до уровня около 50 %. При росте стоимости автомобилей и повышенном спросе со стороны МСБ.
Для субъектов МСБ начиная с 2018 года стали повсеместно внедряться скоринговые программы рассмотрения для автолизинга - ограниченный пакет документов с лизингополучателя и увеличение скорости принятия решения лизинговыми компаниями. До 2019 года решение принималось в течение нескольких дней, с 2019 года в течении дня [7]. Не смотря на снижение МСБ число лизингополучателей.
В 2021 году отмечался высокий отложенный спрос на автолизинг, который привел к резкому росту объемов сразу с отменой ограничительных мер, связанных с СОУГО-19, умеренной процентной ставкой в первые 9 месяцев 2021 года и ожиданием рынка дальнейшего роста цен на технику.
Объемы лизинга строительной и дорожной техники выросли благодаря поддержке по реализации национальных проектов, развития льготного ипотечного кредитования. Снижение объемов автолизинга вызвано сокращением продаж новых легковых автомобилей вследствие их нарастающего дефицита, из-за ухода с рынка иностранных автопроизводителей, что привело к росту цен.
Лидирующим регионом по объемам нового бизнеса является Москва, где объем всех сделок составляет 25 % Приволжский ФО и Центральный ФО с 15 % и 13 %, соответственно, вместе эти три округа дают 53 % от всего объема нового лизингового бизнеса в РФ. И хотя доля Москвы все еще велика, по сравнению с 2018 г произошло снижение на 12,4 %, когда в 2019 году Москва и Санкт Петербург занимали примерно 75 % общего объема сделок [8].
В 2022 году лизинговый рынок характеризуется:
- продолжением финансирования лизинговых сделок (ГК Газпромбанк Лизинг[9]);
- отсутствие глобальных реструктуризацией задолженностей по лизинговым платежам;
- меры поддержки клиентов - случаи отсрочки оплаты лизинговых платежей были предоставлены для МСБ на небольшие сроки до трех месяцев;
- остановка деятельности лизинговых компаний с иностранным капиталом в связи со сменой собственников (ДельтаЛизинг);
- оттягивание платежей вследствие скачков в цене лизингового имущества;
— смещение интереса МСБ с легкового сегмента на грузовой, специализированный и строительный виды транспорта;
— затягивание сроков поставки по некоторым лизинговым сделкам;
— востребованность лизинга напрямую с зарубежными поставщиками оборудования;
— расширение услуг лизинговых компаний с учетом особенностей работы с предметом лизинга с использованием вторичного рынка;
— привлечение финансирования лизинговых компаний с учетом перераспределения мировых финансовых потоков [10];
— внедрение автоматизации бизнес процессов лизинговых компаний в сфере общения с клиентами и ускорения и повышения качества принятия решений по лизинговым сделкам.
В 2023 году лизинговые компании планируют расширять представительство в регионах, расширять перечень услуг и сервисов, в целом продвигая больший клиентоориентированный подход за счет внедрения цифровизации бизнес процессов, также поддерживать высокие требования к качеству и скорости предоставления лизинговых услуг.
Планируется решать вопросы с лизингом недвижимости, широкое распространение которого сдерживается из-за особенностей уплаты и возмещения НДС, далеко не все лизинговые компании имеют данный объект лизинга в своем портфеле.
Так же в приоритете стоит налаживание новых связей с азиатскими и прочими дружественными рынками в части замещения ушедших с российского рынка крупных иностранных брендов. Производители данных рынков продолжают повышать требуемое качество продукции и сервиса. Ряд данных производителей уже были представлены на территории РФ, и на сегодняшний день имеют собственную дилерскую сеть с функционированием сервисной и логистической службы. На отечественном рынке наблюдается повышенный спрос на грузовую и специализированную технику. Отдельно выделяется острый дефицит легковых автомобилей. Идет закрепление производителей из дружественных стран на рынке металлообработки. В целом клиенты начинают диверсифицировать поставщиков, в следствие прекращения налаженных связей, что дает возможность новым брендам выйти и закрепиться на российском рынке, а так же наладить импортозамещение.
С другой стороны в отдельных секторах рынка (сложное технологическое оборудование, полиграфия) пока отсутствует возможность импортозамещения, а в других (производство мебели) такая потребность вовсе отсутствует.
На рынке лизинга в 2023 году ожидаются следующие тенденции:
— повышение роли азиатских брендов, и соответственно снижение европейских - так по оценке руководителя Группы Газпромбанка в 2022 году китайские поставщики уже заняли около 30 % нового бизнеса в Группе Газпромбанка;
— переориентация сырьевой логистики клиентов в сферах услуг (продукты питания, химии, полимеры, упаковка);
— налаживание новых логистических цепочек поставок, что позволит сократить растянувшиеся в 2022 году сроки поставок объектов лизинга.
— упор на национальные проекты - ожидается небольшой положительный рост объемов рынка, особенно в транспортном сегменте (спецтехника, автобусы), кроме авиационного, судоходного и железнодорожного;
— рост сегмента рынка с подержанными объектами лизинга;
— быстрая реализация изъятого в связи с неплатежами лизинговыми компаниями оборудования при повышенном спросе рынка на технику, бывшую в употреблении;
— развитие дополнительных услуг в сфере автолизинга (ООО «ДельтаЛизинг» - инвестиционная группа «Инсайт»);
— внедрение сервисов и услуг, помогающих клиентам отслеживать эксплуатацию и состояние своих транспортных средств - особое внимание будет уделено сохранности транспортных средств (ООО «Совкомбанк Лизинг»).
В ситуации сложного экономического и политического положения в России и в мире лизинговый бизнес столкнулся с новыми вызовами рынка. Основные из которых это перестройка логистических цепочек, импортозамещение, консолидация бизнеса, снижение уровня деловой и инвестиционной активности. В современных реалиях большое значение имеет государственная поддержка СМБ, диверсификация привлеченного финансирования, поиск новых партнеров, создание новых отечественных производств.
Источники:
1. Мельниченко А.С. Определение зоны максимальной эффективности потребления лизинговых услуг : дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск ; 2007. 192 с.
2. О финансовой аренде (лизинге) : федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ. принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федераци 11 сентября 1998 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 октября 1998 г. [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780 / (дата обращения: 14.03.2023).
3. Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста https://raexpert.ru/researches/leasing/ 1h2019/#method (дата обращения: 23.03.2023).
4. Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче геополитики // исследование ЭкспертРА: [сайт]. - 2022. UPL: https://www.raexpert.ru/ researches/leasing/2022/ (дата обращения: 23.03.2023).
5. Рынок лизинга в 1-ом полугодии 2022 года: в тисках геополитики // исследование ЭкспертРА: [сайт]. - 2022. UPL: https://raexpert.ru/ researches/leasing/1h_2022/#att1 (дата обращения: 23.03.2023).
6. Рынок лизинга по итогам 2021 года: новый рубеж // исследование ЭкспертРА: [сайт]. - 2022. UPL: https://www.raexpert.ru/researches/leasing/2021/ (дата обращения: 23.03.2023).
7. Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста // исследование ЭкспертРА: [сайт]. - 2022. UPL: https://www.raexpert.ru/researches/leasing/2019/ (дата обращения: 23.03.2023).
8. Архангельская Л. Ю. Состояние и динамика развития российского рынка лизинга (краткий статистический анализ) // Учет. Анализ. Аудит. 2021. №»1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-dinamika-razvitiya-rossiyskogo-rynka-lizinga-kratkiy-statisticheskiy-analiz (дата обращения: 23.03.2023).
9. Рынок лизинга: тенденции и перспективы // исследование Газпромбанк Автолизинг: [сайт]. - 2022. UPL: https://autogpbl.ru/about-leasing/teoriya-lizinga/rynok-lizinga/ (дата обращения: 23.03.2023).
10. Иванов А. А. Рынок лизинга в России: проблемы и перспективы развития // Финансовые рынки и банки. 2022. №»11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-lizinga-v-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 23.03.2023).
References:
1. Melnichenko A.S. Determination of the zone of maximum efficiency in the consumption of leasing services: dis. ... cand. economy Sciences. Khabarovsk; 2007. 192 p.
2. A financial leasing (leasing): federal law dated October 29, 1998 No. 164-FZ. accepted by the State Duma Feder. Sobr. Ros. Federation September 11, 1998: Approval. Federation Council Feder. Sobr. Ros. Federation October 14, 1998 [Electronic resource] // ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/ (date of access: 03/14/2023).
3. Leasing market at the end of the 1st half of 2019: growth correction https://raexpert.ru/researches/leasing/1h2019/#method (date of access: 03/23/2023).
4. The leasing market at the end of 2022: on a low gear of geopolitics // ExpertRA study: [website]. - 2022. UPL: https://www.raexpert.ru/researches/leasing/2022/ (date of access: 03/23/2023).
5. The leasing market in the first half of 2022: in the grip of geopolitics // ExpertRA research: [website]. - 2022. UPL: https://raexpert.ru/researches/leasing/1h_2022/#att1 (accessed 03/23/2023).
6. The leasing market in 2021: a new frontier // ExpertRA study: [website]. - 2022. UPL: https://www.raexpert.ru/researches/ leasing/2021/ (date of access: 03/23/2023).
7. Forecast of the leasing market for 2020: zero growth // ExpertRA study: [website]. - 2022. UPL: https://www.raexpert.ru/researches/leasing/2019/ (date of access: 03/23/2023).
8. Arkhangelskaya L. Yu. State and dynamics of development of the Russian leasing market (a brief statistical analysis) // Accounting. Analysis. Audit. 2021. №»1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-dinamika-razvitiya-rossiyskogo-rynka-lizinga-kratkiy-statisticheskiy-analiz (date of access: 03/23/2023).
9. Leasing market: trends and prospects // research by Gazprombank Autoleasing: [website]. - 2022. UPL: https://autogpbl.ru/about-leasing/teoriya-lizinga/rynok-lizinga/ (date of access: 03/23/2023).
10. Ivanov A. A. Leasing market in Russia: problems and development prospects // Financial markets and banks. 2022. No. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-lizinga-v-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (date of access: 03/23/2023).
EDN: A^LOJG
А.В. Сапунов - к.э.н., доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт цифровой экономики и управления бизнес-процессами, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), Краснодар, Россия, [email protected],
A.V. Sapunov - candidate of economic sciences, Department of Public and corporate governance, Institute of Digital Economy and Business Process Management, NAN CHOU VO Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT (Krasnodar), Krasnodar, Russia.
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ BUSINESS MODEL OF IMPORT SUBSTITUTION OF MUSICAL INSTRUMENTS
IN THE RUSSIAN MARKET
Аннотация. В статье рассмотрена возможность запуска производства электрогитар в городе Краснодаре, в рамках процесса импортазамещения. После введения санкций против России, многие крупнейшие поставщики электрогитар таких фирм фирм как: Fender, Harley Benton, Epiphone, Gibson, Jackson прекратили прямые поставки инструментов в нашу страну. То есть инструменты, которые были собраны на американском или европейском заводе, больше не попадут в Россию, исключение составляет только китайский импорт. Но в нынешней ситуации в любой момент могут прекратиться и поставки американских, европейских инструментов, сделанных на китайских заводах. Ввиду представленных обстоятельств, России следует наращивать производство подобных инструментов внутри страны. В данной статье представлен алгоритм производства электрогитар внутри страны, в городе Краснодаре: расписан план производства, план закупки оборудования и мате-