УДК 330.332.5
Экономические науки
Маркарян Анаит Артёмовна, магистрант 2 курса, Санкт-Петербургский
государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Зайцева Ирина Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург
РЫНОК ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация: статья посвящена аналитическому исследованию рынка лизинговых услуг в России. В ходе исследования были изучены и описаны существующие тенденции, рассмотрены возможные перспективы развития данной отрасли. Актуальность темы исследования определяется тем фактом, что для многих сфер бизнеса в РФ лизинг является средством модернизации механизмов деятельности.
Ключевые слова: рынок лизинговых услуг, лизинг, перспективы развития рынка лизинга, рынок лизинга в России.
Annotation:the article is devoted to analytical research of the leasing services market in Russia. During the research, it was studied and described existing tendencies, possible prospects of development of this sphere. The relevance of the topic is determined by the fact that a lot of companies use leasing as an instrument of business processes modernization.
Keywords:the market of the leasing services, leasing, prospects of development of the leasing market, leasing market in Russia.
Одним из слабых мест и актуальных проблем экономики является проблема нехватки производственной техники и оборудования, его устаревание и временами неудовлетворительное состояние. Под лизингом понимаются имущественно-экономические отношения в контексте передачи во временное пользование движимого и недвижимого имущества за материальное возмещение. Важным аспектом является значимость роли лизинга для экономического роста страны: одновременно, лизинг используется как метод инвестиций, так и для совершенствования производственных мощностей. Таким образом, можно утверждать, что лизинг напрямую влияет на конкурентоспособность различных отраслей бизнеса и позволяет оптимизировать расходы.
Агентство "Эксперт РА" в сентябре 2018 года сообщило, чтопрогнозирует График 1. Объем нового бизнеса вырос на 9% за I полугодие 2019 года —
ф Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб. Темпы прироста нового бизнеса (за год)
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования коыпании
рост лизингового рынка в 2019 году на 15%, при этом реализация более позитивного сценария, по их мнению, будет зависеть от активности госкомпаний и развития некоторых отраслей - в особенности каршеринга и железнодорожного транспорта.
Однако, риски макроэкономической ситуации, обусловленные пандемией коронавируса COVID-19 в 2020 году, существенно нарушили баланс спроса и предложения, тем самым создав два новых сценария дальнейшего развития -негативный и кризисный [3; 4].
Опережающий рост госкомпаний сохранится и в 2020 году благодаря увеличению бизнеса в железнодорожном сегменте, в том числе за счет сделок М&А, при этом объемы остального рынка вырастут незначительно. В результате доля госкомпаний в новом бизнесе по итогам 2019 года может достигнуть 65%, а динамика рынка в еще меньшей степени будет отражать реальную ситуацию в экономике, говорится в материале «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2018 года: консолидация в действии».
В настоящее время лидерами рынка остаются государственные компании - «Сбербанк лизинг», а также ГЛТК, «ВТБ Лизинг», их огромным преимуществом являются наличие значительного собственного капитала, а также государственные заемные средства. Во многом конкуренция имеет место быть именно среди государственных компаний в большей степени, недели среди коммерческих. За счет этого небольшие коммерческие компании оказываются в зоне риска чаще в случае нестабильной экономической ситуации.
Таблица 1 - топ-3 лизинговых компании в РФ на 2020 год
Название компании Объем лизингового портфеля, млн
рублей
Сбербанк-Лизинг, Москва 775,149
ГТЛК, Москва 1, 097, 946
ВТБ Лизинг, Москва 580,141
Около 70% сегмента МСБ занимает именно автолизинг. Активно развиваются каршеринговые сервисы, благодаря которым компании, предоставляющие лизинговые услуги, увеличили свою актуальность.Не теряют ее также и грузовые автомобили, они составляют 50% нового бизнеса в автолизинге. На фоне падения продаж на российском авторынке доля автолизинга в России все последние годы растет, и потенциал этого роста по-прежнему не исчерпан. Стимулом к росту сегмента становится активное развитие каршеринга, говорят специалисты [4]. Это также влияет и на структуру сделок. Если ранее основная доля в автолизинге приходилась на коммерческий транспорт — небольшие грузовики и микроавтобусы, то в настоящее время стали превалировать легковые автомобили среднего класса.
Последние три года рынок автолизинга демонстрирует устойчивый рост: после максимального спада в 2015 году он увеличивается в среднем на 27% в год. Если по итогам 2016 года его объем составлял 128 млрд рублей, то в конце 2017-го он достиг уже 163 млрд, а 2018-м, согласно данным агентства «Эксперт РА», вырос до 208 млрд [3].
Таблица 2 - наиболее актуальные сферы для оказания лизинговых услуг
Сфера Основные игроки рынка Тенденции рынка
Автолизинг Московский каршеринг, Яндекс Драйв, Делимобиль и другие Доля лизинга в продажах легковых автомобилей увеличилась на 1%
ЖД лизинг РЖД, ПТК-лизинг, Доля железных дорог в
Контейнер Лизинг портфеле лизинга -
35,6%, в совокупном
новом бизнесе
лизинговых компаний -
17%.
Государством, согласно статье 36 ФЗ от 29.10.98 «О финансовой аренде (лизинге)» предусмотрена поддержка лизинговых организаций, однако далеко не всегда она может быть реализована в полном объеме. Финансовые кризисы разной природы могут оказывать крайне негативное влияние на финансирование, нормативная база также нуждается в постоянной модернизации, с учетом появляющихся технологий и развитием сфер бизнеса [1; 2].
Ощутимое влияние на развитие лизинга оказывает замедление банковского кредитования, а также повышение ключевой ставки. Это может сказаться на объеме банковского кредитования и росту стоимости финансирования в 2020 году. В целом, следует отметить тенденцию к сокращению ключевых сегментов лизингового рынка
Основными факторами, тормозящими дальнейшее развитие рынка лизинга в РФ, являются рост цен на автомобили, отсутствие или снижение спроса на услуги лизинга у малого и среднего бизнеса, изменение политики государственной поддержки в пользу ее сокращения.
Ранее уже упоминалось, что пандемия коронавирусаCOVID-19 в 2020 году, повлекшая за собой значительное замедление темпов роста экономики, повлияла на лизинговые организации. Они, вслед за многими отраслями бизнеса, были вынуждены обратиться к государству за финансовой поддержкой. Проблемой на текущий момент может считаться факт того, что
ряд компаний, пользующихся услугами лизинговых организаций, не могут выполнять свои кредитные обязательства по лизинговым договорам. Данная ситуация негативно сказывается и на лизингодателях и на лизингополуателях.
Весомым также является факт того, что в кризисные для экономики моменты многие компании сокращают инвестиционные программы. Для лизинговых компаний это может стать критической точкой и привести к необходимости закрытия бизнеса.
Количество онлайн-заявок на приобретение имущества в лизинг выросло в первом квартале 2020 года на фоне ситуации с коронавирусом, свидетельствует исследование лизинговых компаний, проведенное РИА Новости. Многие лизинговые компании также подтверждают данные об увеличении онлайн-заявок и факт увеличения заявок на оказание услуг. Это можно объяснить тем, что в период самоизоляции для потребителей стали актуальны такие услуги как доставка товаров на дом, бесконтактная доставка, грузовые перевозки, а также различные услуги, связанные с автотранспортом.
В сравнении с 2015 годом, ликвидность остается благоприятной, поскольку имеет место быть ее структурный профицит. При этом государство и государственные лизинговые компании обсуждают возможность предоставления отсрочки по лизинговым платежам для компаний, попавшим в наиболее тяжелую экономически ситуацию. Например, «ВТБ Лизинг» перенес платежи по лизинговому договору компании «Аэрофлот» на июль 2021 года, в связи с пандемией коронавируса.
Подводя итоги, необходимо еще раз подчеркнуть важность осуществление лизинговой деятельности - она является двигателем экономики за счет своих функциональных свойств. Государственные лизинговые компании, однако, находятся в более выгодном положении, их капитал и возможности больше, поэтому влияние экономических колебаний не столь заметно. В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса COVID-19 и
последующей самоизоляцией, многие лизинговые компании оказались на грани банкротства и были вынуждены просить финансовой помощи у государства.
Предсказать развитие ситуации на рынке лизинговых услуг в долгосрочной перспективе сложно, потому как распространение пандемии COVID-19 невозможно прогнозировать точно. От этого зависит ряд факторов, имеющих отношение к рынку лизинга в России - например, сокращение инвестирования, уменьшение государственной поддержки и законодательства (неизменно с 1998 года, требует модернизации в связи с последними событиями).Перспективы развития рынка напрямую зависят от действий правительства по поддержке лизинговых организаций, предоставления возможности отсрочки по лизинговым договорам. Проблемой также являются остаточные явления необходимости самоизоляции сотрудников : некоторые участники рынка (малый и средний бизнес) не в состоянии сохранять существующую оплату труда, без сокращения штата сотрудников.
Наиболее актуальной и прибыльной отраслью остается сфера железнодорожного транспорта, служебного транспорта и каршеринг. Последний завоевал огромную долю рынка лизинговых услуг и не сбавляет обороты с 2015 года, поскольку для жителей больших городов более экономически выгодно пользоваться его услугами, нежели иметь собственный автомобиль. В ближайшем будущем также ожидается восстановление деятельности каршеринга, что будет означать востребованность услуг лизинговых компаний для такого бизнеса.
Трендом является переход многих транспортных компаний и сервисов в онлайн среду - для наименьшего количества взаимодействий и уменьшения рисков заражения. Более востребованы стали услуги доставки, курьерских служб, грузоперевозки и так далее, поэтому о высоком уровне стагнации говорить не приходится. После окончания режима самоизоляции, вероятность того, что лизинговые компании продолжат использовать Интернет для своей деятельности, также крайне высока.
Библиографический список:
1. Газман В.Д. Лизинг : финансирование и секьюритизация / В.Д. Газман. -М.:НИУ ВШЭ, 2016.
2. Семенихин В.В. Лизинг / В.В. Семенихин. - М.:Эксмо, 2012.
3. Прогноз лизингового рынка на 2020 год : обнуление роста [Электронный ресурс]. URL: https://www.raexpert.ru/researches/leasing/2019 (дата обращения 29.04.20).
4. Рынок лизинга по итогам трех кварталов : консолидация в действии [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10772644 (дата обращения 29.04.20).