Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РЕНТГЕНОЛАБОРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА КАФЕДРЕ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ'

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РЕНТГЕНОЛАБОРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА КАФЕДРЕ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Т.Г., Ковалёв А.В., Гельт Т.Д., Лозбенев Ф.С.

В статье рассматривается ситуация перехода учебного процесса рентгенолаборантов кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии на частичное дистанционное обучение, вызванного пандемией COVID-19. Авторы как участники учебного процесса делают некоторые выводы о промежуточных результатах и возможных плюсах и минусах данного учебного процесса в контексте данной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Т.Г., Ковалёв А.В., Гельт Т.Д., Лозбенев Ф.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCY TO THE CHANGING THE EDUCATIONAL PROCESS O OF X-RAY LABORATORY ASSISTANTS IN THE PANDEMIC COVID-19 AT THE DEPARTMENT OF RADIATION DIAGNOSTICS AND RADIOTHERAPY

The article is devoted to the moving of the educational process of x-ray laboratory assistants of the department of radiation diagnostics and radiation therapy to partial remote training caused by the pandemic COVID-19. The authors, as participants in the educational process, come to some conclusions about the early results and possible advantages and disadvantages of this educational process in these field of the medicine.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РЕНТГЕНОЛАБОРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА КАФЕДРЕ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ»

УДК616-073.75-036.22 DOI10.37963/SMA.2020.4.135

□ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РЕНТГЕНОЛАБОРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА КАФЕДРЕ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ

Морозова Т.Г., Ковалёв А.В., Гельт Т.Д., Лозбенев Ф.С.

Смоленский государственный медицинский университет

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

t.g.morozova@yandex.ru - Морозова Т.Г.

alcoon@,mail.ru - Ковалёв А.В.

tanjageltik@,gmail. com - Гельт Т.Д.

lozfes@,gmail. com - Лозбенев Ф. С.

Резюме. В статье рассматривается ситуация перехода учебного процесса рентгенолаборантов кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии на частичное дистанционное обучение, вызванного пандемией COVID-19. Авторы как участники учебного процесса делают некоторые выводы о промежуточных результатах и возможных плюсах и минусах данного учебного процесса в контексте данной специальности.

Ключевые слова: влияние COVID-19 на систему среднего образования, онлайн образование, дистанционное обучение, телемедицинские технологии.

□ TENDENCY TO THE CHANGING THE EDUCATIONAL PROCESS O OF X-RAY LABORATORY ASSISTANTS IN THE PANDEMIC COVID-19 AT THE DEPARTMENT OF RADIATION DIAGNOSTICS AND RADIOTHERAPY

Morozova T.G, KovalevA. V., Gelt T.D., LozbenevF.S.

Smolensk State Medical University, 28 Krupskoj St., 214019, Smolensk, Russia

t.g.morozova@yandex.ru - Morozova T.G.

alcoon@,mail.ru - Kovalev A.V.

Summary: The article is devoted to the moving of the educational process of x-ray laboratory assistants of the department of radiation diagnostics and radiation therapy to partial remote training caused by the pandemic COVID-19. The authors, as participants in the educational process, come to some conclusions about the early results andpossible advantages and disadvantages of this educational process in these field of the medicine.

Keywords: impact of COVID-19 on the secondary education system, remote training, telemedicine technologies.

Введение. На сегодняшний день, пандемия новой инфекции Covid-19 повлияла и продолжает влиять, практически на все сферы жизни, в том числе и на образовательный процесс. Экстренный массовый переход на удаленный режим в связи с пандемией COVID-19, а также невозможность проведения обучения в «красной зоне» медицинских учреждений, породил ряд проблем технического, организационного, методологического, психологического характера. Эти проблемы рассматриваются и международным сообществом, и отечественными исследователями [3,4,5,6,7,8]. Все большее и большее внедрение телемедицинских технологий, в том числе на законодательном уровне [4], требует изменений и в обучении среднего медицинского персонала, которого данные изменения также коснулись.

Всё вышесказанное требует рационального планирования и организации всех аспектов обучения, внедрение и разработку новых учебных планов и методик преподавания. Важным является рациональное использование современных технических средств и снижение сложности их использования, для обучающихся.

Цель исследования. Разработка и применение комплекса очно-дистанционных технологий подготовки рентгенолаборантов на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии

Материалы и методы. Учебный план обучения рентгенолаборантов, помимо теоретической информации, представляемой в очной части, включает необходимость проведения практической работы: оценку организационного взаимодействия администратор - врач - рентген-лаборант; проработку действий и алгоритмов выполнения манипуляций на каждом из этапов работы:

подготовка оборудования; скрипты общения с пациентом; правила проведения исследований; оценка качества полученных результатов; отличия движения пациента от артефактов металлической плотности; когда переделываем исследование, а когда это бесполезно; работа с программным обеспечением и умение работы с аналоговой фотолабораторией; улучшение изображения, фильтры, время экспозиции; экспорт и импорт объемов данных, варианты.

Ограничения, внесенные пандемией Соу1ё-19 усложнили предоставление слушателям практической информации на рабочем месте, однако сотрудниками кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии были внедрены в обучающий процесс телемедицинские технологии -демонстрация исследований по телемосту, проведения онлайн-вебинаров с рабочих мест и подготовка обучающих видеофильмов по проблематике занятий.

На момент с апреля по октябрь 2020 года на базе «Клиническая больница № 1» ассистентами, аспирантами и заведующей кафедрой было обучено 25 человек с средне-специальным образованием по программе переподготовки «Рентгенология (для рентгенолаборантов)».

Результаты и обсуждения.

В педагогическую практику было введены следующие дистанционные элементы обучения:

Организация демонстрации работы рабочей станции рентген-оборудования через телемедицинские технологии в учебных комнатах кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии - на каждом занятии.

Организация демонстрации работы рабочей станции рентген-оборудования через телемедицинские технологии на домашних компьютерах курсантов, в ситуациях, требующих самоизоляции курсанта по причине контакта с носителями вируса Соу1ё-19 - на каждом занятии.

Проведение онлайн-вебинаров сотрудниками кафедры с рабочих мест, с демонстрацией устройства рентген-кабинета, работой рентгеновской фотолаборатории, а также возможностью демонстрации укладок пациентов пациентов на различные органы и системы - за время обучения проведено 14 тематических вебинара.

С начала пандемии сотрудниками кафедры было подготовлено и продемонстрировано более 10 обучающих видео фильма по тематике укладок, фотопроцесса, работы с рабочими станциями рентген-оборудования.

В конце цикла обучения, курсанты прошли опрос, включающий ряд вопросов касательно удобства, доступности и требуемых изменений в разработанном дистанционном обучении, где были получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблице 1. Опрос обучающихся по программе «Рентгенология (для рентгенолаборантов)» по

окончании курса с элементами дистанционного обучения.

Варианты ответа Удобство использования дистанционных технологий Технические трудности при дистанционном обучения (любого характера) Доступность представленной информации в видеофильмах Необходимость доступа к записям вебинаров Удобство времени проведения вебинаров

Да 25 (100%) 20 (80%) 22 (88%) 21 (84%) 20 (80%)

Нет - 1 (4%) - 2 (8%) -

Не всегда - 4 (16%) 3 (12%) 2 (8%) 5 (20%)

Проводя анализ полученным данным после проведенного опроса было выявлено, что возникновение технических трудностей при проведении дистанционного обучения наблюдались у курсантов в возрастной группе старше 45 лет, по причине либо отсутствия требуемой аппаратуры, либо соответствующих навыков обращения с ней.

Доступность представленной информации в видео фильмах не охватывала 100% обучаемых курсантов, по причине невозможности задать вопрос в ситуациях, требующих пояснения и сложных для восприятия.

Также требуется решение вопроса о предоставлении проведенных вебинаров в записи, в ситуациях, когда курсанты по техническим или иным причинам не могут на нем присутствовать.

Выводы.

Внедрение дистанционных, телемедицинских технологий требует постоянного совершенствования и доработки материалов для обучения.

Подготовка обучающих видеоматериалов должна осуществляться с учетом сложности материала и постоянно совершенствоваться с учетом возникающих у обучающихся вопросов и уточнений.

В сравнении с традиционным обучением внедрение дистанционных методов, в большинстве случаев, воспринимается курсантами положительно, что связано с удобством и возможностью обучения без отрыва от основной работы или на дому.

Литература:

1. Бусыгин А.Г. Десмоэкология // Книга первая: теория образования для устойчивого развития. «Сибирская книга»,2-е изд., испр. и доп., - 2003. - С. 199

2. Коваленко Ю.Н., Осадовский В.Р. Применение цифровых рентгенологических исследований для ранней диагностики патологии органов грудной полости // Журнал практичного лекаря. — 2001. — №6. — С.76-80

3. Лутфуллаев Г. У., Лутфуллаев У. Л., Кобилова Ш. Ш., Неъматов У. С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии covid-19 // Проблемы педагогики - Издательство: Олимп (Иваново) -ISSN: 2410-2881 -elSSN: 2413-8525

4. Приказ Минздрава России от 09.06.2020 N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59811)

5. Томилов В.О., Кадомцева А.В. Использование web-технологий в системе дистанционного обучения в условиях мировой пандемии covid-19 // Современные образовательные web-технологии в реализации личностного потенциала обучающихся - сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Арзамас. - Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" - 2020. - С. 86-89

6. Филатова Н. С. Место дистанционного обучения в образовательной системе вузов // Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Цифра в помощь учителю». Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2020. С. 68-73. 6. Яшина Л. И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии. - Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1(58). С. 142 - 147.

7. Церюльник А.Ю. Функционирование университета в условиях дистанционного формата обучения в период пандемии covid-19 // Гуманитарный научный вестник Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Смоленский социологический центр" - 2020. - №5 - С.139-143

8. Onwusuru M.I., Ogwo B.A. Cloud-based portal for professional development of technology educators in Nigeria and the emerging virtual workplace // International Journal of Arts and Technology Education. - 2019. - 11(01). - C.1 - 17.

9. Rose S. Medical Student Education in the Time of COVID-19. // JAMA, published online: 31 March 2020; DOI: 10.1001/jama.2020.5227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.