Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД'

ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Морозова Т.Г., Борсуков А.В., Ковалев А.В., Гельт Т.Д.

Основные перспективы развития кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии представлены основными позициями, которые разработаны на основании совместной деятельности кафедры и практического здравоохранения с привлечением студентов, ординаторов, аспирантов и в сложившейся ситуации продиктованы условиями новой инфекции COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Морозова Т.Г., Борсуков А.В., Ковалев А.В., Гельт Т.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DEPARTMENT OF RADIATION DIAGNOSTICS AND RADIATION THERAPY IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC: A NEW VIEW

The main prospects for the development of the department of radiation diagnostics and radiation therapy are presented by the main positions that were developed on the basis of the collaboration of the department and practical health care with the involvement of students, residents, graduate students and in this situation are dictated by the new infection COVID-19.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД»

УДК:615.849.2-036.22

DOI10.37963/SMA.2020.4.103

□ ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Морозова Т.Г., Борсуков А.В., Ковалев А.В., Гельт Т.Д.

Смоленский государственный медицинский университет

Россия,214019, г.Смоленск, ул. Крупской 28

t. c.morozova@yandex.ru - Морозова Т.Г.

bor55@yandex. ru - Борсуков А.В.

alcoon@mail.ru - Ковалёв А.В.

taniageltik@cmail. com - Гельт Т.Д.

Резюме: основные перспективы развития кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии представлены основными позициями, которые разработаны на основании совместной деятельности кафедры и практического здравоохранения с привлечением студентов, ординаторов, аспирантов и в сложившейся ситуации продиктованы условиями новой инфекции COVID-19.

Ключевые слова: COVID-19, мультимодальный подход, медицинское образование

□ THE MAIN PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DEPARTMENT OF RADIATION DIAGNOSTICS AND RADIATION THERAPY IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC: A NEW VIEW

Morozova T.G, BorsukovA. V, KovalevA. V, Gelt T.D.

Smolensk State Medical University, 28 Krupskoy St., 214019, Smolensk, Russia

Summary: the main prospects for the development of the department of radiation diagnostics and radiation therapy are presented by the main positions that were developed on the basis of the collaboration of the department and practical health care with the involvement of students, residents, graduate students and in this situation are dictated by the new infection COVID-19.

Keywords: COVID-19, multimodal approach, medical education

Введение.

Появление новой коронавирусной инфекции COVID-19 поставило перед специалистами здравоохранения задачи, связанные с быстрой диагностикой и оказанием медицинской помощи больным [1]. В настоящее время продолжается активное изучение клинических и эпидемиологических особенностей заболевания, разработка новых средств его профилактики и лечения. На основании этого изменяется и привычный уклад работы не только отделений учреждений здравоохранения, но и научных подразделений [2,3,4,5].

Цель исследования: разработать основные позиции, определяющие дальнейшие перспективы развития кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии в условиях эпидемии COVID-19.

Материалы и методы исследования: с апреля по сентябрь 2020 года, в так называемой, «красной зоне» инфекционного госпиталя г. Смоленска, предназначенного для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, работали в качестве врачей-рентгенологов, рентгенолаборантов, врачей стажеров 3 сотрудника и 5 ординаторов кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет», 3 сотрудника проблемной научно-исследовательской лаборатории «Диагностические исследования и малоинвазивные технологии» терапии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет», 4 студента волонтера. В «чистой зоне» инфекционного госпиталя были заняты 6 ординаторов кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии. Рабочий день сотрудников круглосуточной службы лучевой диагностики, в которой активно принимали участие обучающиеся СГМУ, представлял собой совместный анализ клинических ситуаций, проведение рентгенологических исследований (укладка пациента, анализ визуальной картины с последующим составлением заключения по представленной

нозологической единице), участие в консилиумах(инфекционист + терапевт + реаниматолог + врач-рентгенолог) и принятии решений о дальнейшей диагностической тактике ведения пациента.

Результаты и обсуждения: на основании совместной деятельности кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии с привлечением студентов, ординаторов, аспирантов и практического здравоохранения были разработаны основные перспективы развития кафедры в условиях пандемии СОУГО-19, которые представлены ниже следующими позициями.

Позиция №1. Специалист лучевой диагностики обязан владеть навыками врача и рентгенолаборанта. Мультимодальный подход в лучевой диагностике изменил модель врача лучевой диагностики в современной медицине. Владение навыками врачебной практики и практики рентгенолаборанта значительно повышают востребованность врача лучевой диагностики. Это специалист, который не просто анализирует изображение, но и самостоятельно решает вопрос о методике проведения исследования, позиционирования, необходимости дополнительных проекций. Такая позиция не сколько не упраздняет роль рентгенолаборанта, но в сложившихся условиях пандемии наиболее оптимальная представленная модель.

Позиция №2. Специалист лучевой диагностики обязан владеть максимальным количеством инструментальных методов и методик. Анализируя полученные изображения, врач лучевой диагностики может столкнуться с неоднозначными клиническими ситуациями: выпоты, маскирующиеся как инфильтративные затенения, подозрение на свободную жидкость в брюшной полости при клинической картине кишечной непроходимости. Поэтому основной задачей специалиста является указание, а лучше владение таким инструментальным методом, который максимально быстро ответит на вопрос об имеющихся изменениях. Это сокращает временной промежуток на привлечение других специалистов и максимально быстро помогает выстроить тактику ведения пациента лечащему врачу.

Позиция №3. Специалист лучевой диагностики должен знать и владеть оборудованием стационарного и портативного назначения, т.к. в условиях пандемии портативное оборудование (рентгеновские аппараты, ультразвуковые аппараты) позволили максимально быстро определяться с тактикой ведения пациентов.

Позиция №4. Специалист лучевой диагностики должен знать все о нозологической форме заболевания, уметь проводить визуальный осмотр пациента, при необходимости пальпацию, перкуссию, аускультацию. Иногда мы сталкиваемся с тем, что в своей трудовой деятельности специалист лучевой диагностики рассматривает свою специальность в качестве абсолютно понятной дисциплины, потому что «все видно». Опыт всех показывает, что незнание клинических, патофизиологических, патологоанатомических аспектов не приводит к правильному анализу врачом лучевой диагностики клинической ситуации.

Позиция №5. Специалист лучевой диагностики обязан уметь беседовать с лечащим врачом и совместно выстраивать тактику ведения пациентов. Алгоритм ведения больных, особенно в условиях пандемии, является командным подходом: лечащий врач, врач лучевой диагностики и другие специалисты. Поэтому необходимо уметь объяснять и выражать правильно и грамотно свою позицию при совместном разборе клинических случаев.

Позиция №6. Вся получаемая клинико-инструментальная информация должна быть научно обоснована, опубликована и доложена коллегам на научно-практических семинарах, конференциях, вебинарах. В условиях пандемии врач лучевой диагностики обязан делать выводы и акценты на особенности течения имеющихся патологий у пациентов, т.к. в дальнейшем это позволит специалистам других поколений делать более быстрые выводы и грамотно подходить к данной группе больных.

Позиция №7. Необходимо максимально быстро привлекать обучающихся к практической составляющей лучевой диагностики. Помощь сотрудников кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии, ординаторов, аспирантов, студентов значительно облегчило работу отделений лучевой диагностики. Созданный кластер кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии совместно с проблемной научно-исследовательской лабораторией «Диагностические исследования и малоинвазивные технологии» расширил перспективы работы кафедры и научного подразделения.

Также следует отметить, что совместная работа сотрудников кафедры, практического здравоохранения, обучающихся обогащает молодое поколение знаниями, а также приводит к анализу и совершенствованию рабочих программ, фонда оценочных средств для ординаторов, аспирантов, студентов, врачей сотрудниками кафедры.

В заключение мы отмечаем, что эпидемия СОУГО-19 внесла свои коррективы в привычную деятельность кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии. Однако работа кафедры в

условиях пандемии не только не прекратилась, а наоборот, были разработаны основные позиции, способствовавшие совершенствованию как образовательного процесса, так и совместной работы подразделения с лечебными учреждениями здравоохранения. При этом за короткий промежуток времени при соблюдении предложенной модели выявлялся большой скачок в умениях и знаниях обучающихся, происходило более быстрое развитие у них способности к клиническому и аналитическому мышлению.

Литература(references):

1. Временные методические рекомендации: профилактика, диагностика новой коронавирусной инфекции(COVID-19)

2. Игнатьев Ю.Т., Хомутова Е.Ю. Многоуровневый дифференцированный подход в подготовке специалистов диагностической радиологии//Радиология-практика. - 2009. - №2 - С.62-63

3. Низовцова Л.А. Рентгенология, лучевая диагностика или диагностическая радиология? //Радиология-практика. - 2009. - №2 - С.63-66

4. Приказ Минздрава России от 09.06.2020 N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59811)

5. Rose S. Medical Student Education in the Time of COVID-19. // JAMA, published online: 31 March 2020; DOI: 10.1001/jama.2020.5227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.