Научная статья на тему 'Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации'

Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
215
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пандемия / медицинское образование / новая коронавирусная инфекция / COVID-19 / дистанционные образовательные технологии

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каграманян Игорь Николаевич, Купеева Ирина Александровна, Тарасенко Артем Игоревич, Ефимова Алена Олеговна

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COronaVIrus Disease-19, COVID-19) стала новым вызовом перед системой медицинского образования во всем мире. Сложившиеся условия требуют адаптации учебного процесса с целью обеспечения функционирования образовательных организаций, реализации образовательных программ, доступности актуальной информации для врачей всех специальностей, оказывающих медицинскую помощь пациентам с коронавирусной инфекцией (COVID-19). Анализ реализуемых мероприятий, направленных на адаптацию медицинского образования и противодействие распространению коронавирусной инфекции, с учетом международного опыта позволит в дальнейшем использовать наиболее эффективные практики. В работе представлен обзор нормативных документов и мер, предпринятых Минздравом России в период пандемии в отношении медицинского образования, для обеспечения системы здравоохранения необходимым количеством специалистов, обладающих соответствующими компетенциями, актуальными знаниями и навыками, в том числе по вопросам профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции. В настоящее время сформирован резерв медицинских кадров, обладающих необходимыми компетенциями для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 и имеющих возможность непрерывного совершенствования своих знаний в вопросах профилактики, диагностики и лечения пациентов с подозрением или подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каграманян Игорь Николаевич, Купеева Ирина Александровна, Тарасенко Артем Игоревич, Ефимова Алена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации»

УДК [616.38:578.834.1]-036.22:378

Главные вызовы пандемии COVID-l9 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации

И.Н. Каграманян1, И.А. Купеева1, А.И. Тарасенко1*, А.О. Ефимова2

'Министерство здравоохранения Российской Федерации, пер. Рахмановский, д.3, ГСП-4, г. Москва, 127994, Россия

2ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фармакологии имени В.В. Закусова», ул. Балтийская, д.8, г. Москва, '25315, Россия

Аннотация

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COronaVIrus Disease-19, COVID-19) стала новым вызовом перед системой медицинского образования во всем мире. Сложившиеся условия требуют адаптации учебного процесса с целью обеспечения функционирования образовательных организаций, реализации образовательных программ, доступности актуальной информации для врачей всех специальностей, оказывающих медицинскую помощь пациентам с коронавирусной инфекцией (COVID-19). Анализ реализуемых мероприятий, направленных на адаптацию медицинского образования и противодействие распространению коронавирусной инфекции, с учетом международного опыта позволит в дальнейшем использовать наиболее эффективные практики. В работе представлен обзор нормативных документов и мер, предпринятых Минздравом России в период пандемии в отношении медицинского образования, для обеспечения системы здравоохранения необходимым количеством специалистов, обладающих соответствующими компетенциями, актуальными знаниями и навыками, в том числе по вопросам профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции. В настоящее время сформирован резерв медицинских кадров, обладающих необходимыми компетенциями для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 и имеющих возможность непрерывного совершенствования своих знаний в вопросах профилактики, диагностики и лечения пациентов с подозрением или подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции. Ключевые слова: пандемия, медицинское образование, новая коронавирусная инфекция, COVID-19, дистанционные образовательные технологии

Для цитирования: Каграманян И.Н., Купеева И.А., Тарасенко А.И., Ефимова А.О. Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации. Национальное здравоохранение. 2020; 1 (1): 9-15.

Контактная информация:

*Автор, ответственный за переписку: Тарасенко Артем Игоревич. E-mail: tarasenkoai@minzdrav.gov.ru

Статья поступила в редакцию: 07.12.2020 Статья принята к печати: 11.12.2020 Дата публикации: 25.12.2020

Список сокращений:

СОУЮ-19 - СОгопаУ1гиБ 0^86-19, заболевание, ДОТ - дистанционные образовательные технологии

вызванное новым коронавирусом ЕГЭ - единый государственный экзамен

С 11 марта 2020 г., когда Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии новой коронавирусной инфекции (СОгопаУ!ги$ Р1$еа$е-19, СОУЮ-19)1, во всем мире принимаются меры, направленные на адаптацию образовательного процесса к новым условиям.

Пандемия СОУЮ-19 бросила вызов формату и содержанию высшего и дополнительного медицинского образования. В большинстве стран полностью или частично закрыты образовательные организации, многие учащиеся осваивают образовательные программы в дистанционном формате, что сопряжено со сложностями, обусловленными, главным образом, недостаточным техническим оснащением, необходи-

мостью переподготовки педагогов для работы в новых условиях, что в сложившейся критической ситуации бросает вызов системе образования [1, 2, 3, 4, 5].

Одной из первостепенных задач в сфере медицинского образования является своевременный анализ текущей ситуации, принятие наиболее адекватных мер, учитывающих специфику конкретной страны, а также поддержка всех участников образовательной системы: студентов, преподавателей, администрации на всех уровнях и медицинских работников. Необходимо анализировать предпринимаемые действия и их последствия с целью возможности их дальнейшего применения. Кроме того, важно учитывать и международный опыт для использования наиболее эффективных практик.

'WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 - H March 2020. https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-open-ing-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19—11-march-2020 (accessed 17.11.2020)

Цель исследования: анализ мер, направленных на адаптацию медицинского образования в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации и ряда зарубежных стран.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Выполнен литературный обзор статей (оригинальные исследования и обзоры), опубликованных в период с марта по ноябрь 2020 г., посвященных мерам, направленным на трансформацию медицинского образования в условиях пандемии COVID-19 на территории Российской Федерации и ряда зарубежных стран. Использовались методы библиографического, информационного и семантического поиска источников в базах данных Google Scholar, PubMed, Scopus и Embase. Выполнен формально-юридический и системный анализ источников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На территории Российской Федерации на 20 марта 2020 г. были подтверждены 253 случая заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19. С целью предотвращения распространения инфекции, защиты здоровья граждан и оказания помощи заболевшим изданы ряд указов Президента Российской Федерации: от 02 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которыми в Российской Федерации вводятся ограничительные мероприятия, в том числе затрагивающие систему образования.

Дистанционное обучение не является новым форматом в образовании, но в период пандемии оно приобрело новую актуальность и масштаб. Обеспечение перехода на онлайн и цифровые форматы образования стало необходимо в условиях ограничений, связанных с необходимостью соблюдения мер для обеспечения безопасности и здоровья граждан, что, безусловно потребовало адаптации нормативной правовой базы [6, 7, 8].

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) создала Глобальную коалицию по вопросам образования и СОУЮ-19 с целью оказания поддержки странам в процессе внедрения систем дистанционного обучения, с тем чтобы свести к минимуму нарушения в образовательном процессе и поддерживать социальный контакт с учащимися2.

В Российской Федерации издание приказа Ми-нобрнауки России от 27 марта 2020 г. № 490 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования» установило возможность проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В последующем это было закреплено на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в котором также были установлены особенности реализации образовательных программ при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации (часть 17 статьи 108 Федерального закона № 273-Ф3, введена Федеральным законом от 08 июня 2020 г. № 164-ФЗ). Основной особенностью нововведений является возможность проведения государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, с использованием электронного обучения и ДОТ.

При этом применение ДОТ возможно вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно ДОТ.

Введение на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий привело к необходимости изменений в организации приемных кампаний в вузах страны. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. № 842 были установлены особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, а также вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в 2020 г. Согласно данному Постановле-

2Global Education Coalition UNESCO. 2020 https://ru.unesco.org/covid19/globaleducationcoalition (accessed 17.11.2020)

3Official Gazette of the Italian Republic. Decreto-Legge "Cura Italia" n. 18. Misure di potenziamento del Servizio sanitario nazionale e di sostegno economico per famiglie, lavoratorie imprese connesse all'emergenza epidemiologica da COVID-19, 2020.https://www.gazzettaufficiale.it/ eli/id/2020/03/17/20G00034/sg (accessed 17.11.2020) (in Italian)

нию, в 2020 г. не проводится единый государственный экзамен (ЕГЭ) в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. При этом вступительные испытания при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета проводятся в форме ЕГЭ.

Также приказом Минобрнауки России от 15 июня 2020 г. № 726 определены особенности проведения приемной кампании в 2020 году по отношению к порядкам приема на обучение по образовательным программам высшего образования на 2020/2021 учебный год по программам:

• бакалавриата, специалитета, магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147;

• подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 января 2017 г. № 13.

В связи с переносом сроков сдачи ЕГЭ установлено, что документы можно подавать, не дожидаясь сдачи и получения его результатов. Аналогичные особенности установлены для приема на обучение по образовательным программам высшего образования -программам ординатуры на 2020/21 учебный год (приказ Минздрава России от 26 июня 2020 г. № 636н). Приказом определено, что основной способ взаимодействия вузов с поступающими - дистанционный; проведение тестирования и рассмотрение апелляций осуществляются в очном формате только в том случае, если в соответствующем регионе складывается благоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Кроме того, предусмотрено начисление баллов за индивидуальные достижения (в дополнение к установленным баллам):

• за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности по профилактике, диагностике и лечению коронавирусной инфекции;

• за трудовую деятельность на должностях медицинских работников с высшим или средним профессиональным образованием, на должностях младшего медицинского персонала, связанную с оказанием медицинской помощи гражданам по диагностике и лечению коронавирусной инфекции;

• за прохождение практической подготовки, включающей в себя проведение мероприятий по диагностике и лечению коронавирусной инфекции.

МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АДАПТАЦИЮ

МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Вопрос трансформации образования в связи с увеличением удельного веса дистанционной составляющей образовательного процесса для обучающихся медицинских вузов и медицинских работников, является общей задачей многих стран. Следствием данной трансформации является увеличение

объема материалов, преподаваемых дистанционно, и ускорение процесса внедрения различных методов электронного образования. Ранее известные цифровые технологии проходят проверку на эффективность их использования в условиях многократно возросшей аудитории [9, 10, 11, 12].

Исследователи Пенсильванского университета (США) описали изменения в системе медицинского образования США, вызванные пандемией СОУЮ-19. В целях обеспечения безопасности и предотвращения вероятности распространения инфекции, очные занятия в большинстве медицинских образовательных учреждений приостановлены. Лекционные и семинарские занятия в рамках учебных курсов переведены в дистанционный формат. Тем не менее, студенты-медики могут внести значительный вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией, разрабатывая образовательные материалы для пациентов с СОУЮ-19 и для общества в целом, а также вступать в ряды волонтеров, помогающих поддерживать жизнеобеспечение населения (доставка товаров первой необходимости, работа в мобильных центрах поддержки и так далее) [13].

В Ливии работа большинства медицинских образовательных организаций с началом пандемии приостановлена, что нарушило процесс получения медицинского образования и увеличило потребность в поиске альтернатив. Однако, некоторые факультеты начали внедрять ДОТ для студентов [14].

Иордания, как и другие страны мира, страдает от растущего числа случаев СОУЮ-19, в стране шесть медицинских школ, в которых в настоящее время обучаются более 10 тыс. студентов. Несмотря на закрытие государственных университетов, некоторые студенты-медики активно работают волонтерами в своих общинах и местных больницах, чтобы оказывать медицинскую помощь и консультировать население [15].

В Великобритании Совет медицинских школ предложил зарегистрировать студентов-медиков последнего курса в Генеральном медицинском Совете еще до завершения их клинических испытаний, чтобы помочь системе здравоохранения справиться с развивающейся кризисной ситуацией [16].

Студенты последнего курса медицинского факультета Университета Сан-Паулу (Бразилия) участвовали в оказании помощи только пациентам с СОУЮ-19 [17].

В Канаде, Турции, Саудовской Аравии также предприняты меры по обеспечению личной безопасности и непрерывности образовательного процесса. В большинстве стран для обеспечения образовательного процесса внедрены ДОТ, а также организована помощь студентов-медиков в оказании поддержки людям, находящимся в режиме самоизоляции [18, 19, 20].

В настоящее время на территории Российской Федерации образовательные программы высшего медицинского образования реализуют 103 образователь-

ные организации, из них 46 подведомственны Минздраву России, 44 - Минобрнауки России, 13 - имеют иную ведомственную принадлежность.

Общий контингент обучающихся составляет 294 872 чел., в том числе обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 145 886 чел., по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц - 148 986 чел.

При этом в образовательных организациях, подведомственных Минздраву России, обучается 76% (223 664 чел.) от общего контингента, подведомственных Минобрнауки России - 21% (62 335 чел.), в образовательных организациях иных учредителей - 3% (8873 чел.).

Введение ограничительных мероприятий, связанных с коронавирусной инфекцией в Российской Федерации, отразилось на организации образовательного процесса в организациях, реализующих образовательные программы медицинского образования.

В марте 2020 г. Минздравом России издан приказ № 173 «О деятельности организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 на территории Российской Федерации».

Также изданы приказы Минздрава России от 6 апреля 2020 г. № 282 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)» организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации и реализующими профессиональные образовательные программы медицинского образования и фармацевтического образования» от 31 августа 2020 г. № 922 «Об организации начала 2020/21 учебного года в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях предупреждения распространения новой коронави-русной инфекции (СОУЮ-19) на территории Российской Федерации».

Вместе с тем организация образовательной деятельности обучающихся по программам медицинского и фармацевтического образования имела свои особенности.

Минздравом России издан приказ от 29 марта 2020 г. № 248 «Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования в условиях предупреждения распространения новой коронави-

русной инфекции на территории Российской Федерации». Минобрнауки России, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным учредителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендовано организовать проведение практической подготовки, указанной в данном приказе.

Практика применения приказа № 248 показала эффективность и востребованность мероприятий, реализуемых обучающимися медицинских вузов в рамках практической подготовки. В связи с чем, в целях экстраполяции полученного опыта на всю систему медицинского образования, издан совместный приказ Минздрава России и Минобрнауки России от 27 апреля 2020 г. № 378/619 «Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

По данным оперативного мониторинга Минздрава России, благодаря вышеназванным особенностям организации практической подготовки, на конец 2020 учебного года в систему здравоохранения были дополнительно привлечены более 35 тыс. обучающихся по программам медицинского и фармацевтического образования.

К сожалению, прирост выявленных случаев заболевания СОУЮ-19 в осенний период 2020 г., вновь потребовал изменения хода образовательного процесса.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2020 г. № 1402 «О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования», руководителям находящихся в ведении Минобрнауки России образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, необходимо обеспечить переход на реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и ДОТ.

Руководителям иных находящихся в ведении Минобрнауки России образовательных организаций, рекомендован переход на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения СОУЮ-19 на соответствующей территории.

Установлено, что данный приказ не применяется при реализации образовательных программ высшего медицинского образования подведомственными Минобрнауки России образовательными организациями, указанными в приказе Минобрнауки России от 3 ноября 2020 г. № 1376 «Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным

программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой корона-вирусной инфекции на территории Российской Федерации».

Одновременно с этим, в ноябре 2020 г. в вузы и в субъекты Российской Федерации направлено письмо Минздрава России № 16-2/И/2-16645 «Об особенностях реализации образовательных программ среднего и высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирус-ной инфекции СОУЮ-19», в котором руководителям организаций, находящихся в ведении Минздрава России, реализующих образовательные программы среднего и высшего медицинского образования, рекомендовано с 1 ноября 2020 г. направить обучающихся на практическую подготовку при наличии заявок органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья и внести изменения в образовательные программы с учетом необходимости проведения указанной практической подготовки.

Реализация Минздравом России совместно с Ми-нобрнауки России комплекса мероприятий по адаптации системы медицинского образования к функционированию в условиях пандемии СОУЮ-19 позволила сбалансировать нагрузку на систему здравоохранения и сформировать резерв медицинских кадров.

По данным оперативного мониторинга Минздрава России, по состоянию на 26 ноября 2020 г., в рамках практической подготовки в систему здравоохранения привлечено 58 216 студентов и ординаторов профессиональных образовательных, образовательных и научных организаций.

С целью мотивации и поощрения обучающихся по медицинским специальностям, принимающих участие в практической подготовке в условиях распространения новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 на территории Российской Федерации, особенностями приема по программам ординатуры предусмотрено начисление дополнительных 30 баллов за индивидуальные достижения, при условии общей продолжительности практической подготовки не менее 30 календарных дней.

По итогам приемной кампании 2020 г. 2428 поступающих на программы ординатуры были на конкурсной основе успешно зачислены на различные специальности в образовательные и научные организации, указав в качестве индивидуальных достижений, в том числе, участие в практической подготовке, включавшей в себя проведение мероприятий по диагностике и лечению коронавирусной инфекции.

ОСОБЕННОСТИ ДОПУСКА К ОКАЗАНИЮ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Пандемия значительно повлияла на парадигмы оказания медицинской помощи. Потребность в увеличении количества врачей, обладающих необходимыми компетенциями для работы с пациентами с подозрением или подтвержденным диагнозом СОУЮ-19, побудила правительства стран мира принять беспрецедентные меры.

Совет министров Италии 17 марта 2020 г. принял указ, который изменил правила проведения экзаменов итальянской медицинской комиссии34. В результате почти 10 тыс. студентов-медиков из всех медицинских вузов приступили к работе в системе здравоохранения после окончания учебы без сдачи последипломного экзамена, который завершает практическую подготовку5.

В Соединенных Штатах некоторым студентам предоставлена возможность досрочно закончить учебу, чтобы оказывать медицинскую помощь пациентам с СОУЮ-19 [2, 18].

В Российской Федерации приняты меры, направленные на обеспечение системы здравоохранения необходимым количеством специалистов, формирование резерва медицинских кадров, обладающих необходимыми компетенциями, актуальными знаниями и навыками по вопросам профилактики, диагностики и лечения СОУЮ-19.

Приказом Минздрава России от 14.04.2020 №327н определены случаи и условия, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста.

Приказом Минздрава России №198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19» утверждены минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение СОУЮ-19 (приложение № 10), допуская привлечение к оказанию медицинской помощи пациентам с СОУЮ-19 медицинских работников по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста; лиц, обучающихся по программам высшего медицинского образования (уровень ординатуры) по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина»; лиц, освоивших образова-

4AGI - Italian Journalist Agency. I giovani dottori lavoreranno subito sul territorio, addio all'esame di Stato, 2020. https://www.agi.it/cronaca/ news/2020-03-17/coronavirus-medici-abilitazione-esame-stato-7596850/ (accessed 17.11.2020) (in Italian)

5IFLR Correspondent. The Italian treatment: the decree to fight coronavirus. International Financial Law Review (2020). https://www.iflr.com/ article/b1lmx686l4x7qh/the-italian-treat-ment-the-decree-to-fight-coronavirus (accessed 17.11.2020)

тельную программу высшего медицинского или фармацевтического образования в объеме трех курсов и более (по специальности «Сестринское дело» в объеме двух курсов и более); лиц, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего медицинского образования, при условии прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 ч) и, в ряде случаев, под контролем специалистов или медицинских работников.

В целях непрерывного совершенствования знаний медицинских работников, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (edu.rosminzdrav.ru) размещены и актуализируются интерактивные образовательные модули, посвященные вопросам, связанным с профилактикой и лечением СОУЮ-19, по которым прошли обучение около 1,5 млн медицинских работников, из которых более 530 тыс. с высшим и около 1 млн - со средним профессиональным образованием. Минздравом России постоянно актуализируется интерактивный образовательный модуль, посвященный Временным методическим рекомендациям «Профилактика, диагностика и лечение новой корона-вирусной инфекции (СОУЮ-19)». В настоящее время на Портале реализуется 9 версия от 26 октября 2020 г.

Одновременно с этим, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмоно-логии и инфекционных заболеваний» Минздрава России на регулярной основе, с самого начала пандемии коронавирусной инфекции проводятся вебинары для различных категорий медицинских работников по вопросам, связанным с диагностикой, лечением и профилактикой СОУЮ-19. На конец ноября 2020 г. проведено 110 вебинаров.

Кроме того, с октября 2020 г. на базе ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет) организовано регулярное проведение вебинаров для врачей-специалистов по особенностям ведения пациентов с диагностированным СОУЮ-19. В настоящее время проведено 13 вебинаров, общее количество просмотров которых составило более 47 000.

На базе ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (далее - Академия) организовано обучение по дополнительным профессиональным программам со сроком обучения 36 академических часов по актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения СОУЮ-19, которое завершили около 90 тыс. специалистов, по данным на конец ноября 2020 г., подали заявки на обучение более 90 тыс. специалистов. Также на базе Академии организована и функционирует многоканальная «горячая линия» по вопросам лечения, профилактики и диагностики СОУЮ-19, на которую по данным на конец ноября 2020 г. поступили более 44 тыс. звонков.

Одновременно с этим, Минздравом России проведена работа по определению минимальной расчетной потребности в медицинских работниках различных категорий (врачи, средний и младший медицинский персонал) для оказания медицинской помощи пациентам с СОУЮ-19, в первую очередь для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.

Расчет прогнозных значений потребности в специалистах проведен с учетом возможности работы с коэффициентом совмещения 1,3 при 36-часовой рабочей неделе. По данным единого информационного ресурса Информационный центр по мониторингу ситуации с СОУЮ-19, на конец ноября 2020 г. в Российской Федерации для лечения пациентов с СОУЮ-19 на базе 2358 медицинских организаций развернуто 265 363 койки, из них занято 222 067 коек, 144 913 коек оснащены централизованной подводкой медицинских газов и 30 914 - оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких.

С учетом этапности оказания медицинской помощи, по данным кадрового мониторинга, на конец ноября 2020 г. в оказании медицинской помощи больным с СОУЮ-19 задействованы 512 896 медицинских работников, в том числе врачи - 145 177 чел., средний медицинский персонал - 297 027 чел., младший медицинский персонал - 70 692 чел., а также водители автомобилей скорой медицинской помощи - 38 506 чел.

В оказании первичной медико-санитарной помощи задействован 142 131 чел., в том числе врачи -47 563 чел., средний медицинский персонал - 89 605 чел. и младший медицинский персонал - 4963 чел.

В оказании скорой медицинской помощи задействовано 10 089 бригад (64,2 % от общего количества бригад), в которых работают 120 234 сотрудника, из них врачи - 10 306 чел., средний медицинский персонал - 70 292 чел., младший медицинский персонал -1130 чел. и водители автомобилей скорой медицинской помощи - 38 506 чел.

В оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях задействовано 289 037 чел., в том числе врачи - 87 308 чел., средний медицинский персонал - 137 130 чел. и младший медицинский персонал - 64 599 чел.

Среди образовательных и научных организаций, подведомственных Минздраву России, к оказанию медицинской помощи привлечены обучающиеся по программам высшего образования (бакалавриат, спе-циалитет - 24 925; ординатура, аспирантура - 18 113) и сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава - 11 374 человек. Также в волонтерской поддержке участвуют обучающиеся образовательных и научных организаций, подведомственных Минздраву России, в количестве 13 523 человек.

Кроме того, к оказанию медицинской помощи привлечены обучающиеся по программам среднего про-

фессионального образования медицинских колледжей, всего - 6751 человек (из них - 534 студента из подведомственных Минздраву России образовательных организаций), 1844 человека из числа педагогических работников профессиональных организаций, а также 10 792 волонтера, обучающихся в профессиональных организациях субъектов Российской Федерации.

Из числа сотрудников образовательных организаций сформированы (и периодически актуализируются в зависимости от потребности) специализированные мультидисциплинарные медицинские бригады, которые направляются для оказания оперативной помощи регионам, нуждающимся в кадровой поддержке.

Для обеспечения качества и безопасности оказания медицинской помощи, привлекаемые лица в обязательном порядке проходят дополнительную подготовку, направленную на реализацию мер по профилактике и снижению рисков распространения коронавирусной инфекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пандемия СОУЮ-19 стала причиной для радикальных изменений в системе медицинского образования в большинстве стран мира. Активное применение дистанционных технологий обеспечило возможность необходимого социального дистанцирования и оперативного обучения достаточного количества медицинских работников по необходимым образовательным программам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительством и Президентом Российской Федерации предприняты своевременные решения для предотвращения распространения инфекции, защиты здоровья граждан и оказания качественной медицинской помощи.

Положения и руководства, разрабатываемые на регулярной основе Минздравом России в отношении правил подхода к профилактике, диагностике и лечению пациентов, обеспечивают систему здравоохранения необходимым количеством специалистов, обладающих соответствующими компетенциями, актуальными знаниями и навыками по вопросам профилактики, диагностики и лечения СОУЮ-19.

В настоящее время сформирован резерв медицинских кадров, обладающих необходимыми компетенциями для оказания медицинской помощи пациентам с СОУЮ-19 и имеющих возможность непре-

Информация об авторах

рывно совершенствовать свои знания в вопросах профилактики, диагностики и лечения пациентов с подозрением или подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Chandratre S. Medical students and COVID-19: challenges and supportive strategies. Journal of medical education and curricular development. - 2020 Jan-Dec; 7: 2382120520935059.

2. Khamees D., Brown C. A., Arribas M., et al. In crisis: medical students in the COVID-19 pandemic. AEM Education and Training. 2020 Apr 25; 4(3): 284-290.

3. Tanne J.H., Hayasaki E., Zastrow M., et al. Covid-19: how doctors and healthcare systems are tackling coronavirus worldwide. BMJ. 2020; 368: m1090

4. Iyengar K.P., Jain V.K., Vaishya R. Medical doctors in India are on strike: a moral and national conundrum. Postgraduate Medical Journal. Published Online First: 24 November 2020.

5. Киселев А.А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса. Развитие образования. 2020; 2(8): 97-100.

6. Оленцов А.В., Оленцова Ю.А. Переход обучающихся на дистанционное обучение в период пандемии коронавируса. Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2020; 16: 330-333.

7. Иванов Д.О., Алекандрович Ю.С., Орел В.И. и др. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование. Педиатр. 2020; 11(3): 5-12.

8. Матвеев К.Е., Жиброва Т. В. Современное общество в условиях пандемии. Студент и наука. 2020; 2(13): 114-119.

9. Roussel Y., Raoult D. Influence of conflicts of interest on public positions in the COVID-19 era, the case of Gilead Sciences. New microbes and new infections. 2020; 38: 100710.

10. Лутфуллаев Г.У., Лутфуллаев У.Л., Кобилова Ш.Ш., Неъматов У.С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19. Проблемы педагогики. 2020; 4(49): 66-69.

11. Головко О.В., Шмакова О.В., Салтанова Е.В. Готовность студентов медицинского вуза работать в медицинских учреждениях в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020; 1(2): 54-58.

12. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020; 2(38): 8-24.

13. Rose S. Medical student education in the time of COVID 19. JAMA. 2020; 323(21): 2131-2132.

14. Alsoufi A., Alsuyihili A., Msherghi A., et al. Impact of the COVID-19 pandemic on medical education: Medical students'knowledge, attitudes, and practices regarding electronic learning. PLoS ONE. 2020; 15(11): e0242905.

15. Khasawneh A.I., Humeidan A.A., Alsulaiman J.W., et al. Medical students and COVID-19: knowledge, attitudes, and precautionary measures. A descriptive study from Jordan. Front Public Health. 2020; 8: 253.

16. Mian A., Khan S. Medical education during pandemics: a UK perspective. BMC medicine. 2020; 18(1): 100.

17. Cury P., Pacca F., Miranda S., et al. COVID-19 and medical education in a Brazilian medical school: how to deal with the current complex problems happening in the world? "When life gives you lemons, make lemonade". MedEdPublish. 2020; 9(1): 195.

18. Rajab M.H., Gazal A.M., Alkattan K. Challenges to online medical education during the COVID-19 pandemic. Cureus. 2020 Jul; 12(7): e8966.

19. McCarthy C., Carayannopoulos K., Walton J. M. COVID-19 and changes to postgraduate medical education in Canada. CMAJ. 2020 Aug 31; 192(35): E1018-E1020.

20. Tokug B., Varol G. Medical education in Turkey in time of COVID-19. Balkan Med J. 2020 Jul; 37(4): 180-181.

Каграманян Игорь Николаевич - д-р. мед. наук, первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации

Купеева Ирина Александровна - д-р. мед. наук, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении, Министерство здравоохранения Российской Федерации

Тарасенко Артем Игоревич - канд. мед. наук, зам. директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении, Министерство здравоохранения Российской Федерации

Ефимова Алена Олеговна - канд. мед. наук, научный сотрудник лаборатории фармакологического скрининга, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт фармакологии имени В.В. Закусова»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.