Научная статья на тему 'Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19'

Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10129
1678
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ZOOM / МЕССЕНДЖЕР КАНАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лутфуллаев Гайрат Умриллаевич, Лутфуллаев Умрилло Лутфуллаевич, Кобилова Шаходат Шокировна, Неъматов Уктам Суюнович

В статье представлен опыт дистанционного обучения курсантов повышения квалификации в условиях пандемии, а также анализ онлайн-занятий, организованных в экстремальных условиях. Определены преимущества использования мессенджер канала Telegram и платформы Zoom. Безусловно, стрессовая для всех участников ситуация не могла не отразиться на качестве обучения. Но правильно подобранные материалы курса, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, обеспечили обучающимся образовательный результат, а преподавателю положительную обратную связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лутфуллаев Гайрат Умриллаевич, Лутфуллаев Умрилло Лутфуллаевич, Кобилова Шаходат Шокировна, Неъматов Уктам Суюнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

1 2 3

Лутфуллаев Г.У. , Лутфуллаев У.Л. , Кобилова Ш.Ш. , Неъматов У.С.4

1Лутфуллаев Гайрат Умриллаевич - доктор медицинских наук, доцент;

2Лутфуллаев Умрилло Лутфуллаевич - доктор медицинских наук, профессор;

3Кобилова Шаходат Шокировна - ассистент;

4Неъматов Уктам Суюнович - ассистент, кафедра оториноларингологии, факультет последипломного образования, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлен опыт дистанционного обучения курсантов повышения квалификации в условиях пандемии, а также анализ онлайн-занятий, организованных в экстремальных условиях. Определены преимущества использования мессенджер канала Telegram и платформы Zoom. Безусловно, стрессовая для всех участников ситуация не могла не отразиться на качестве обучения. Но правильно подобранные материалы курса, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, обеспечили обучающимся образовательный результат, а преподавателю - положительную обратную связь. Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия, Zoom, мессенджер канал.

УДК: 616-036.21(616-022)

В настоящий момент системы образования во всем мире принимают меры по организации образования в условиях пандемии коронавируса (COVID-19). Пришлось столкнуться с неожиданными трудностями в связи с введением режима самоизоляции. Система образования оказалась "на первой линии фронта" с большим количеством людей.

Закрытие учебных заведений и экстренный переход на дистанционное обучение сопряжены с очевидными проблемами, обусловленными главным образом недостаточным техническим оснащением, отсутствием или слабой подготовкой как педагогов, так и обучающихся к работе в новых условиях. Эти и другие проблемы бросают вызов системе образования в критической ситуации [7].

Одновременно, наряду с очевидными вызовами и проблемами, новый формат обучения предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия [4, 5].

Определим понятие «дистанционное обучение». На основе анализа педагогической литературы сформулируем следующее определение: под дистанционным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, предполагающих использование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для передачи информации и опосредованного синхронного или асинхронного взаимодействия обучающихся и педагогических работников [2, 7, 9].

Для преподавателя сильная сторона онлайн-курсов состоит в возможности самовыражения, в передаче своего опыта бесконечному числу обучающихся; для обучающихся же - в доступности образования, в возможности повысить квалификацию, приобрести новые контакты для сотрудничества в будущем [3, 8, 10].

Для осуществления дистанционного обучения преподаватель должен владеть активными методами обучения и помогать студентам формировать собственные стили обучения в онлайн-режиме, овладевать возможностями платформы онлайн-обучения и необходимым программным обеспечением, преодолевать трудности и барьеры электронного общения. Для эффективного управления онлайн-курсом преподавателям нужно использовать инструменты стимулирования обучающихся к освоению курса, вырабатывать у них дисциплину и навыки соблюдения сроков выполнения заданий, осуществлять своевременную оценку студенческих работ и предоставлять оперативную обратную связь [1, 6].

В республике Узбекистан в целях усиления мер по противодействию распространения коронавируса с 16 марта 2020 года учащиеся высших учебных заведений были отправлены на каникулы по причине объявленного карантина.

С 1 апреля текущего года в Самаркандском государственном медицинском институте, согласно утвержденному графику началось проведение дистанционных онлайн-занятий для студентов всех факультетов и направлений образования. В институте созданы все условия и средства для проведения дистанционного онлайн-обучения. В частности, с целью повышения качества образования и внедрения передовых информационных технологий в образовательный процесс в 2013 году, первым среди высших заведений страны был совершен переход на кредитно-модульную систему организации учебного процесса и запущена система электронного обучения (СЭО) moodle.sammi.uz.

В СЭО СамМИ включает в себя более 4,2 терабайтов информации, в том числе 18200 методических разработок, 1,5 млн. тестовых вопросов для контроля знаний студентов, 18700 материалов для практических занятий, 5400 материалов к лекциям, 5200 презентаций, и все они размещены в виде единой упорядоченной системы. Также в системе размещено более 3200 электронных книг, 5000 видеоуроков, в том числе на русском и английском языках.

Кафедры и курсы факультета Последипломного образования были вынуждены перейти на дистанционное обучение уже после объявления карантина. Курсанты факультета перешли на онлайн - обучение в течении нескольких дней, учитывая, короткий срок обучения (месячный цикл повышения квалификации составляет 144 часа). Дистанционно организовали краткосрочные 72 часа обучения. В первые дни карантина был организован образовательный канал в мессенджере Telegram. Презентации, материалы к практическим, лекционным занятиям отправляли по данному каналу, лекционные занятия записывали как mp.3. Вышеизложенный материал выкладывался в канал в первой половине дня, во второй половине дня осуществлялась обратная связь с курсантами: после освоения текущего занятия, курсанты отправляли в личный канал преподавателей ответы к тестовым заданиям и ситуационным задачам. И в завершении дня, преподаватель выкладывал в канал результаты оценивания курсантов. В последующие дни был организован электронный журнал. Курсовые работы, также приняли по мессенжер-каналу. Итоговый контроль был организован в виде тестовых заданий. Как показали результаты анкетирования курсантов, онлайн - обучение одобрили 78% курсантов (основную долю составили курсанты с других областей), на вопрос о вторичном прохождении данного обучения - положительно отреагировали 68%.

Подготовка к месячному циклу, запланированному в мае месяце, началась за 10 дней до начала цикла. Создал канал в мессенджере Telegram, через который осуществлялся прием документов (сканеры) для регистрации курсантов. Документы были подготовлены в течение 5 дней и направлены для регистрации в деканат факультета. Обучение решили провести с использованием платформы Zoom. Zoom -сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, студенты

67

могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа [6].

В последующие дни осуществлялся инструктаж по использованию платформы ZOOM, были организованы тренинги. На первых порах возникали сложности подсоединения, подключения микрофона, отсутствия слышимости, невозможности включить веб камеру. Но к началу обучения, все курсанты освоили навыки работы с платформой ZOOM. Базисный контроль курсантов в виде тестовых заданий был проведен в первый день занятий по мессенджер-каналу, ответы опубликованы в конце дня. В первой половине дня согласно календарно-тематическому плану занятий по мессенджер-каналу выкладывали материалы к практическим, лекционным занятиям, презентации, а также запись видеолекции. Обратную связь с курсантами поддерживали с использованием платмормы ZOOM: в день лекционных занятий были организованы конференции с участием лектора, на данной платформе также осуществлялась «живое общение» преподавателей с курсантами. Удобства платформы ZOOM для онлайн-обучения курсантов:

• дискуссия в реальном времени, общение;

• интерактивная доска, на доске есть возможность для презентации;

• материалов (совместный просмотр);

• есть чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы;

• мониторинг посещения занятия (посредством функции участники);

• мониторинг преподавателя (приглашение на конференцию представителя администрации);

• архивирование занятия (посредством записи конференции).

Безусловно, стрессовая для всех участников ситуация не могла не отразиться на качестве обучения. Но правильно подобранные материалы курса, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, обеспечили обучающимся образовательный результат, а преподавателю - положительную обратную связь.

Список литературы

1. Давлатов С.С., Курбаниязов З.Б., Рахманов К.Э. Инновационные технологии в практике обучения на хирургической кафедре // Сборник тезисов IV Общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование-2013» 4-5 апреля- 2013 г. Москва. С. 141-143.

2. Курбаниязов З.Б., Тоиров Э.С., Язданов А.Я., Худайкулова Ш.И., Давлатов С.С., Амонов М.М. Информационно-коммуникативные технологии в развитии непрерывного медицинского образования // Республиканский сборник научных статей и тезисов «Лингво-психо-педагогичские аспекты и методы их применения в обучении. Самарканд, 2012. С. 98-100.

3. Курбаниязов З.Б., Мамаражабов С.Э., Давлатов С.С. Роль информационно-коммуникативных технологий в практике обучения на хирургической кафедре // Республиканский сборник научных статей и тезисов «Лингво-психо-педагогичские аспекты и методы их применения в обучении. Самарканд, 2012 год. С. 101-103.

4. Махмудова С.Э., Атаева Ф.Н. Опыт применения модульной системы для овладения педагогическими навыками в подготовке резидентов магистратуры по специальности" акушерства и гинекологии" // Лучшая научная статья-2018, 2018. С. 290-293.

5. Мустафакулов И.Б., Камалов Т.К., Рахматова Л.Т. Модульное обучение в подготовке специалиста с высшим сестринским образованием // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов Health, demography, ecology, 2017. С. 18.

6. Ризаев Ж.А., Пулатов О.А. Укитувчи портфолияси ва технологияси // Сборник учебно-научно-практической конференции "Общение пациентом, проблемы обучения практических навыков и их решение при подготовке квалифицированных специалистов. Ташкент, 2018. С. 2-3.

7. Ризаев Ж.А., Юсупалиходжаева С.Х. Касбий фанларда назария ва амалиёт уйгунлиги // Сборник учебно-научно-практической конференции "Общение пациентом, проблемы обучения практических навыков и их решение при подготовке квалифицированных специалистов, Ташкент. 2018. С. 160-162.

8. Хакимова Л., Лапасова Ф. Роль дистанционного обучения в системе высшего образования в период карантинных мероприятий в связи с пандемией Covid-19 // InterConf., 2020.

9. Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии Covid-19 // Modern humanities success / Успехи гуманитарных наук, 2020. С. 31.

10. Шамсиев А.М., Курбаниязов З.Б., Давлатов С.С. Современные инновационные технологии в образовательной деятельности самаркандского медицинского института // Сборник тезисов, 2018. Т. 15. С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.