Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы андрагогической организации обучения в контексте повышения качества медицинского и фармацевтического образования'

Тенденции и проблемы андрагогической организации обучения в контексте повышения качества медицинского и фармацевтического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВНИ ДОДИПЛОМНОГО / ПОСЛЕДИПЛОМНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION / GRADUATE / POSTGRADUATE AND ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION LEVELS / EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT / ANDRAGOGICAL BASIS OF TEACHING PROCESS ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Змеев С. И., Соколова А. С.

Современные социально-экономические условия, современные концепции образования требуют реализации новых подходов к организации медицинского образования на уровнях додипломного, последипломного и дополнительного профессионального образования, основанных на современных научных теориях педагогики, психологии, андрагогики. Андрагогические основы организации процесса обучения все активнее и шире используются на различных факультетах и кафедрах ММА им.И.М.Сеченова, способствуя повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ANDRAGOGICAL TEACHING PROCESS ORGANIZATION IN CONNECTION WITH MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT

Modern socio-economic conditions and concepts of education require new approaches application to the organization of medical professional education. It concerns graduate, postgraduate and additional professional education levels. These new approaches should be based on modern pedagogical, psychological and andragogical scientific theories. Andragogical basis of teaching process organization is widely used at different Faculties and Departments of Moscow Medical Academy. This ensures education quality improvement.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы андрагогической организации обучения в контексте повышения качества медицинского и фармацевтического образования»

УДК 378

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©2010 С.И.Змеев, А.С.Соколова

Московская медицинская академия им.И.М.Сеченова

Статья поступила в редакцию 02.10.09.

Современные социально-экономические условия, современные концепции образования требуют реализации новых подходов к организации медицинского образования на уровнях додипломного, последипломного и дополнительного профессионального образования, основанных на современных научных теориях педагогики, психологии, андрагогики. Андрагогические основы организации процесса обучения все активнее и шире используются на различных факультетах и кафедрах ММА им.И.М.Сеченова, способствуя повышению качества образования.

Ключевые слова: медицинское и фармацевтическое образование; уровни додипломного, последипломного и дополнительного профессионального образования; повышение качества образования; андрагогическая организации обучения.

XXI век, характеризующийся обострением и глобализацией всех социально-экономических, социально-психологических, культурно-этических проблем бытия современного человека, предъявляет к сфере образования, в том числе и медицинского, новые, повышенные требования. В новых социально-экономических условиях реальную ценность для здравоохранения представляет лишь высококвалифицированный, широко образованный врач, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности, удовлетворяя требования своих пациентов. Он должен быть профессионалом и творческой личностью, способной самостоятельно добывать нужные знания и приобретать новые умения, на их основе создавать новые методы диагностики, лечения, а также новые формы и методы подготовки специалистов.

Современные концепции образования - непрерывного образования, «свободного», или открытого, образования, личностно-ориентированного обучения, - современные виды обучения, такие, например, как дистантное обучение, требуют реализации новых подходов к организации медицинского образования, основанных на современных научных теориях педагогики, психологии, андрагогики с учетом возрастных особенностей обучающихся на уровнях додип-ломного, последипломного и дополнительного профессионального образования.

Змеёв Сергей Иванович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. E-mail: sergzm@comtv. ru Соколова Александра Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. E-mail: alex8 s@yahoo.com

Присоединение России к Болонскому процессу, направленному на гармонизацию высшего образования в Европе, призванному способствовать росту качества образования, повышению конкурентоспособности вузов и взаимному признанию дипломов стран-участниц данного процесса, также диктует необходимость дальнейшего повышения уровня и качества подготовки специалистов, совершенствования всего многообразия форм и методов обучения. Важнейшей проблемой в этой ситуации становится радикальное повышение уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского и управленческого состава учреждений высшего и дополнительного профессионального медицинского образования.

В рамках Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова идёт активная работа по перестройке образовательных программ и организации обучения в соответствии с современными тенденциями развития образования в мире. Одним из важнейших инструментов в решении указанных выше задач является использование в организации обучения в высшей школе, в том числе и медицинской, андрагогических принципов и технологии обучения взрослых.

Андрагогика (наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения) исходит из того, что: обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения; взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым; он обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обуче-

ния; взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели; он рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств; учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами и процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, создания условий, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции. Перечисленные характеристики взрослого обучающегося реально позволяют ему совместно с обучающим принимать активное участие в диагностике своих образовательных потребностей и всех других параметров, необходимых для успешного обучения, в планировании, создании благоприятных условий, реализации, оценивании и коррекции процесса своего обучения. Это предоставляет обучающемуся возможность реально влиять на содержание, формы и методы обучения, контролировать организацию обучения, адаптировать обучение к своим индивидуальным потребностям и особенностям. То есть, становится возможным сделать обучение строго индивидуализированным, адресным, четким, функциональным и, следовательно, более эффективным.

Андрагогика формулирует специфические принципы обучения и разрабатывает технологию обучения, которые в определенной степени коррелируют с педагогическими принципами, с педагогической моделью обучения, но четко намечают иные подходы к организации обучения, нежели в педагогике, которые рекомендуется применять во все большей степени по мере взросления человека, а также в тех случаях, когда целью обучения является удовлетворение прежде всего конкретных и индивидуализированных образовательных потребностей слушателей, и когда условия обучения характеризуются сжатым бюджетом располагаемого слушателями времени, краткими сроками обучения, совмещением обучения с выполнением других социальных функций и обязанностей.

Андрагогические основы организации процесса обучения все активнее и шире используются на уровне додипломного, последипломного и дополнительного профессионального образования на различных факультетах и кафедрах ММА им.И.М.Сеченова. В этом процессе наметился уже ряд тенденций и проблем, отраженных, в частности, в выпускных квалификационных работах слушателей факультета дополнительного профессионального образования преподавателей, подготовленных на кафедре педагогики при

обучении для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».

В последние годы на различных кафедрах наблюдается осмысление необходимости воплощения концептуальных основ андрагогики и корреляции учебного процесса с андрагогическими принципами обучения. На кафедрах нелекарственных методов лечения и клинической физиологии, восстановительной медицины и медицинской реабилитации, дезинфектологии, педиатрии в рамках факультетов последипломного профессионального образования с целью повышения качества подготовки специалистов пересматриваются учебно-методические подходы к организации процесса обучения с учетом развития андрагогики и в корреляции с андрагогическими принципами обучения, в частности, разрабатываются новые программы послевузовской профессиональной подготовки.

На ряде кафедр ММА им. И.М.Сеченова предпринимаются шаги к практической реализации андрагогической модели обучения в учебном процессе. На базе андрагогических принципов строится обучение на кафедре педагогики ФДПОП по дисциплине «Андрагогические основы организации обучения», являющейся одной из важнейших учебных дисциплин подготовки преподавателей высшей школы на факультете.

Возможности, ограничения, проблемы использования андрагогической модели в учебном процессе выявлены при анализе ее практического применения на кафедрах травматологии, ортопедии и хирургии катастроф, эндокринологии, аналитической химии. Определено, что обучение на 3-4 курсе можно использовать в качестве подготовки студента к переходу с обучения по педагогической модели на андрагогическую модель. Этот переход можно осуществить постепенно, обучив его новым принципам и возможностям, передавая управление обучением самому студенту. Это приведет к повышению ответственности, стремлению к самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию самостоятельного мышления, повышению мотивации саморазвития и расширения круга профессиональных и жизненных возможностей. При обучении студентов старших курсов и аспирантов, а также слушателей факультетов повышения квалификации необходимо и возможно все более широкое применение андрагогических основ организации обучения. Сочетание педагогической и андрагогической моделей обучения в учебном процессе практикуется на кафедрах судебной медицины, госпитальной терапии.

Андрагогическая организация обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин, на отдельных занятиях практикуется на кафедрах акушерства, гинекологии и перинатологии

ФППО педиатрии ММА им.И.М.Сеченова, мануальной терапии ФППОВ, восстановительной медицины, аналитической химии. Интерес вызывает использование андрагогической модели взаимодействия врача и пациента в процессе консультирования в области ИППП и репродуктивного здоровья на кафедре эндокринологии.

Важное значение имеют создание учебных программ и практическое обучение в соответствии с реализацией андрагогической технологии обучения на различных этапах процесса обучения, осуществляемые на кафедрах эпидемиологии МПФ ППО, онкологии ФППОВ, факультетской терапии .№1 лечебного факультета, организации экономики фармации, авиационной и космической медицины, дезинфектологии МПФ ППО, лучевой диагностики и лучевой терапии, клинической фармакологии и фармакотерапии ФППОВ, онкологии ФПНПК, аналитической химии, мануальной терапии ФППОВ.

Овладение андрагогическими основами организации обучения всё чаще осознается преподавателями ММА им.И.М.Сеченова как один из путей совершенствования преподавательского мастерства, о чем свидетельствует, в частности, анализ деятельности преподавателей факультетской терапии №1 лечебного факультета, профилактической и неотложной кардиологии ФППОВ. Наметились также важные тенденции в использовании андрагогических основ организации обучения при разработке учебно-методических пособий на основе андрагогических принципов обучения (кафедра дезинфектологии МПФ ППО); при разработке и переработке стандартов по отдельным дисциплинам (на кафедрах дезинфектологии МПФ ППО, клинической фармакологии и фармакотерапии ФППОВ). Большой интерес представляет реализация андрагогических принципов обучения в современных образовательных технологиях (дистанционном, модульном обучении) на кАфедрах эпидемиологии МПФ ППО, аналитической и судебной медицинской токсикологии ФППОП. Наряду с указанными положительными тенденциями в использовании андра-гогических основ организации обучения в вузе, существует и целый ряд проблем, препятствующих процессу внедрения в практику обучения андрагогической модели обучения и технологии обучения взрослых.

Основные проблемы при использовании андра-гогической организации процесса обучения в обучении на уровнях додипломного, последипломного и дополнительного профессионального образования возникают из противоречия между свободным, андрагогическим характером обучения и, как правило, стандартными учебными планами и программами, созданными в

основном на педагогических принципах, рассчитанных на обучение детей. В этих условиях весьма затруднительно организовать процесс обучения в соответствии с технологией обучения взрослых, нацеленной на создание индивидуальной программы обучения каждого конкретного обучающегося. Тем не менее, эти проблемы возможно в некоторой мере разрешить. Как известно, уже длительное время существует практика создания индивидуальной программы особо одаренных студентов. На основе этого опыта, в принципе, возможно создать индивидуальную программу обучения для каждого обучающегося в вузе, с учетом всех его психологических, социальных, когнитивных особенностей.

Другая группа проблем связана с уровнем развития тех основных характеристик обучающегося, которые присущи взрослым. Прежде всего, это такие параметры, как уровень развития самосознания и жизненный опыт обучающихся. Не всегда студенты, аспиранты и даже преподаватели вузов обладают качествами, необходимыми для организации обучения на принципах андрагогики и в соответствии с обучением взрослых. Однако и здесь можно найти оптимальные решения, используя различные способы формирования и развития мотивации у обучающихся. Прежде всего, это эффективная организация процесса обучения, связанная с основными принципами андрагогики, в частности, такими, как системность, контекстность обучения, развитие образовательных потребностей, актуализация результатов обучения.

В любом случае, привлечение обучающихся к созданию своей собственной индивидуальной программы обучения, которая может быть (и в большинстве случаев является) разновидностью стандартного учебного плана, создание учебных контрактов будет способствовать повышению мотивации, ответственности и эффективности обучения на уровнях додипломного, последипломного и дополнительного медицинского и фармацевтического образования.

Анализ основных теоретических и научно-методических положений андрагогики, потенциальных возможностей применения андраго-гических принципов и технологии обучения в высшей школе, а также их реализации в практике подготовки специалистов на различных факультетах и кафедрах ММА им.И.М.Сеченова убедительно доказывает реальность и высокую эффективность использования андрагогических основ организации обучения на уровнях дипломного, последипломного и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что способствует повышению его качества.

ISSUES OF ANDRAGOGICAL TEACHING PROCESS ORGANIZATION IN CONNECTION WITH MEDICAL AND PHARMACEUTICAL EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT

©2010 S.I.Zmeyov, A.S.Sokolova

Moscow Medical Academy I.M.Sechenov

Modem socio-economic conditions and concepts of education require new approaches application to the organization of medical professional education. It concerns graduate, postgraduate and additional professional education levels. These new approaches should be based on modern pedagogical, psychological and andragogical scientific theories. Andragogical basis of teaching process organization is widely used at different Faculties and Departments of Moscow Medical Academy. This ensures education quality improvement.

Key words: medical and pharmaceutical education; graduate, postgraduate and additional professional education levels; education quality improvement; andragogical basis of teaching process organization.

o

Zmeyov Sergey Ivanovich, Doctor of science (Pedagogics), professor of the chair of pedagogics E-mail: sergzm@comtv. ru

Sokolova Alexandra Sergeevna, Candidate of science (Pedagogics), associate professor of the chair of pedagogics. E-mail: alex8 s@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.