Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
383
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЕГИОН / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / LABOR MARKET / REGION / TOURISM INDUSTRY / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ермакова Жанна Анатольевна, Холодилина Юлия Евгеньевна

В современных социально-экономических условиях происходят значительные изменения во многих отраслях и сферах экономики, в том числе и в индустрии туризма. Изменения политического, экономического или социального состояния страны напрямую отражаются на структуре туристских потоков и, далее, на состоянии рынка труда туристской отрасли. Актуальной и многоаспектной проблемой является анализ состава, структуры, динамики численности работников данной отрасли в общей занятости населения в регионах России. В связи с этим объектом исследования становится рынок труда в туристской отрасли РФ и Оренбургской области.Целью исследования является формирование рекомендаций и предложений по совершенствованию рынка труда в туристской индустрии в регионах Российской Федерации, в том числе в Оренбургской области. Для реализации поставленной цели были проанализированы занятость в туристской индустрии отдельных стран мира (страны Америки, Европы, Азии); динамика численности занятых в туристской индустрии в субъектах Приволжского федерального округа за 2009-2016 гг.; динамика численности занятых в туристской индустрии в Оренбургской области за 2010-2017 гг.; представлен прогноз баланса трудовых ресурсов в Оренбургской области на 2019-2021 гг.Предложенный авторами проект регионального центра дополнительного образования в сфере туризма, предполагающий формирование непрерывной системы обучения всех категорий граждан региона и повышение занятости в сфере туризма, может быть направлен на выработку политики занятости в туристской индустрии региона. Полученные результаты могут быть положены в основу разработки конкретных мероприятий для активного воздействия областной и городских служб занятости на предупреждение и противодействие процессам безработицы в регионе.Результаты исследования могут быть использованы для регулирования развития рынка труда в туристской отрасли отдельного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MARKET TRENDS AND PROSPECTS IN THE TOURISM INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

In modern socio-economic conditions, there are significant changes in many sectors and spheres of the economy, including the tourism industry. Changes in the political, economic or social state of the country directly affect the structure of tourist flows and, further, the state of the labour market of the tourism industry. The current and multidimensional problem is the analysis of the composition, structure, dynamics of the number of employees of this industry in the total employment of the population in the regions of Russia. In this regard, the object of the study is the labour market in the tourism industry of the Russian Federation and the Orenburg region. The aim of the study is to formulate recommendations and proposals for improving the labour market in the tourism industry in the regions of the Russian Federation, including in the Orenburg region. In order to achieve this goal, employment in the tourism industry in selected countries of the world (countries of America, Europe, Asia) was analysed; Dynamics of the number of employees in the tourism industry in the subjects of the VolgaFederal District for 2009-2016; Dynamics of the number of employees in the tourism industry in the Orenburg region for 2010-2017; The forecast of labor resources balance in Orenburg region for 2019-2021 is presented.The project proposed by the authors of the regional center for additional education in the field of tourism, which involves the formation of a continuous system of education for all categories of citizens of the region and the increase of employment in the field of tourism, can be aimed at developing employment policies in the tourism industry of the region. The results obtained can be used as a basis for the development of concrete measures for the active impact of regional and urban employment services on the prevention and counteraction of unemployment processes in the region.The results of the study can be used to regulate the development of the labour market in the tourism industry of a particular region.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Интеллект. Инновации. Инвестиции / Intelligence. Innovations. Investment • № 7, 2019

УДК 331.5:338.48(470+571) DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-27

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ж.А. Ермакова1, Ю.Е. Холодилина2

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия 'e-mail: 56ermakova@mail.ru 2e-mail: holodilina-y-e@yandex.ru

Аннотация. В современных социально-экономических условиях происходят значительные изменения во многих отраслях и сферах экономики, в том числе и в индустрии туризма. Изменения политического, экономического или социального состояния страны напрямую отражаются на структуре туристских потоков и, далее, на состоянии рынка труда туристской отрасли. Актуальной и многоаспектной проблемой является анализ состава, структуры, динамики численности работников данной отрасли в общей занятости населения в регионах России. В связи с этим объектом исследования становится рынок труда в туристской отрасли РФ и Оренбургской области.

Целью исследования является формирование рекомендаций и предложений по совершенствованию рынка труда в туристской индустрии в регионах Российской Федерации, в том числе в Оренбургской области. Для реализации поставленной цели были проанализированы занятость в туристской индустрии отдельных стран мира (страны Америки, Европы, Азии); динамика численности занятых в туристской индустрии в субъектах Приволжского федерального округа за 2009-2016 гг.; динамика численности занятых в туристской индустрии в Оренбургской области за 2010-2017 гг.; представлен прогноз баланса трудовых ресурсов в Оренбургской области на 2019-2021 гг.

Предложенный авторами проект регионального центра дополнительного образования в сфере туризма, предполагающий формирование непрерывной системы обучения всех категорий граждан региона и повышение занятости в сфере туризма, может быть направлен на выработку политики занятости в туристской индустрии региона. Полученные результаты могут быть положены в основу разработки конкретных мероприятий для активного воздействия областной и городских служб занятости на предупреждение и противодействие процессам безработицы в регионе.

Результаты исследования могут быть использованы для регулирования развития рынка труда в туристской отрасли отдельного региона.

Ключевые слова: рынок труда, регион, туристская индустрия, Оренбургская область.

Для цитирования: Ермакова Ж. А., Холодилина Ю. Е. Тенденции и перспективы развития рынка труда в туристской индустрии Российской Федерации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - № 7. -С. 27-35. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-27.

LABOUR MARKET TRENDS AND PROSPECTS IN THE TOURISM INDUSTRY

OF THE RUSSIAN FEDERATION

J.A. Ermakova1, Yu.E. Kholodilina2

Orenburg State University, Orenburg, Russia •e-mail: 56ermakova@mail.ru 2e-mail: holodilina-y-e@yandex.ru

Abstract. In modern socio-economic conditions, there are significant changes in many sectors and spheres of the economy, including the tourism industry. Changes in the political, economic or social state of the country directly affect the structure of touristflows and, further, the state of the labour market of the tourism industry. The current and multidimensional problem is the analysis of the composition, structure, dynamics of the number of employees of this industry in the total employment of the population in the regions of Russia. In this regard, the object of the study is the labour market in the tourism industry of the Russian Federation and the Orenburg region.

The aim of the study is to formulate recommendations and proposals for improving the labour market in the tourism industry in the regions of the Russian Federation, including in the Orenburg region. In order to achieve this goal, employment in the tourism industry in selected countries of the world (countries of America, Europe, Asia) was analysed; Dynamics of the number of employees in the tourism industry in the subjects of the Volga

Federal District for 2009-2016; Dynamics of the number of employees in the tourism industry in the Orenburg region for 2010-2017; The forecast of labor resources balance in Orenburg region for 2019-2021 is presented.

The project proposed by the authors of the regional center for additional education in the field of tourism, which involves the formation of a continuous system of education for all categories of citizens of the region and the increase of employment in the field of tourism, can be aimed at developing employment policies in the tourism industry of the region. The results obtained can be used as a basis for the development of concrete measures for the active impact of regional and urban employment services on the prevention and counteraction of unemployment processes in the region.

The results of the study can be used to regulate the development of the labour market in the tourism industry of a particular region.

Keywords: labor market, region, tourism industry, Orenburg region.

Cite as: Ermakova, Zh.A., Kholodilina, Yu.E. (2019) [Labour market trends and prospects in the tourism industry of the Russian Federation]. Intellekt. Innovatsi. Investitsii [Intellect. Innovation. Investments]. Vol. 7, pp. 27-35. DOI: 10.25198/2077-7175-2019-7-27.

Введение

На протяжении последнего десятилетия туризм рассматривается многими государствами как одна из динамично развивающихся отраслей экономики. Причем данная тенденция характерна и для традиционно «туристских» государств (страны Карибского бассейна, страны Европы, Тайланд, Индонезия и пр.) и для государств, ранее не специализировавшихся на туризме (государства Южной Америки, страны Центральной Африки, Китай, Вьетнам и пр.).

В связи с этим, в настоящее время во многих макрорегионах мира формируются и развиваются новые туристские дестинации, специализирующиеся на традиционных видах туризма (рекреационный, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный и пр.) и специальных видах туризма (научный, гастрономический, приключенческий, свадебный и пр.) [7, 13, 15].

Развитие туризма оказывает значительное влияние на формирование внутреннего валового продукта, эффективное функционирование таких отраслей экономики как торговля, транспорт, связь, строительство, а также производство и продажа товаров народного потребления и т. д. [8, 10]. Необходимо отметить, что одним из существенных преимуществ развития туризма в отдельном государстве или регионе является создание новых рабочих мест и, как следствие, обеспечение занятости населения.

Показатели занятости населения и уровень безработицы являются важнейшими показателями деятельности государства, характеризуют его социально-экономическую стабильность.

Занятость в туристской индустрии имеет ряд существенных особенностей в отличие от занятости в других отраслях и сферах производства, а именно:

- сезонная неравномерность занятости: высокая загруженность в высокий туристский сезон и, практически, ее отсутствие в низкий туристский сезон;

- сложность автоматизации многих видов деятельности в туризме;

- исполнение обязанностей в режиме временной

занятости либо неполного рабочего дня по многим видам деятельности;

- привлечение в индустрию туризма работников, не обладающих высокой степенью квалификации и требующих обучения;

- значительное количество работников без официального оформления на предприятиях индустрии туризма;

- практическое отсутствие прямой зависимости между внедрением новых технологий и повышением производительности труда персонала;

- процесс создания и потребления услуг в большинстве случаев предполагает личный контакт исполнителя услуги с ее потребителем, всесторонний учет индивидуальных особенностей и потребностей потребителей.

- сохранение и расширение потребности в трудовых ресурсах даже при возможности возрастания производительности труда, так как качество обслуживания во многом зависит от численности персонала, приходящегося на одного туриста.

- большое количество женского персонала.

Анализ состава, структуры, динамики численности работников индустрии туризма в общей занятости населения в регионах России

Одной из особенностей современного туризма также является его относительно высокая трудоемкость. По данным Всемирной туристской организации комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость которых в несколько раз ниже по сравнению с другими отраслями народного хозяйства1. Большая часть работающих в туризме занята в гостиничном и ресторанном хозяйстве, транспортных предприятиях, в туроперейтинге и туристических агентствах.

Прямой эффект занятости связан прежде всего с непосредственным обслуживанием туристов.

1 Всемирная туристская организация [Электронный ре-

сурс]. - Режим доступа: http://media.unwto.org/news (дата обращения 10.07.2019).

Косвенный эффект занятости проявляется в сфере торговли, банковских, страховых и других услуг, сопутствующих непосредственному обслуживанию туристов. При этом, по экспертным оценкам В.Г. Гуляева, на одного работника, занятого в туристской отрасли, приходится 1,5 человека, занятых в сопутствующих отраслях (торговле, бытовом обслуживании, связи, страховании и др.) [2].

Так, например, в США отрасль туризма по коли-

честву занятых превосходит автомобильную, электронную промышленности, а также сельское хозяйство. Туристские организации в США являются вторыми после здравоохранения работодателями.

В Германии в индустрии туризма занято 2,3 млн человек (от общей занятости), в Швейцарии число занятых в туризме составляет около 300 тыс. человек или 8,2% от всех работающих, в Испании занятость в туризме составляет 1,4 млн человек (таблица 1).

Таблица 1. Занятость в туристской индустрии в отдельных странах мира, 2017 г. 2

Страна Количество работающих в индустрии туризма, млн чел. Доля работающих в туризме от общей занятости, в %

АМЕРИКА

США 6,6 4,1

Страны Карибского бассейна 2,38 более 15

ЕВРОПА

Германия 2,3 3,0

Швейцария 0,3 8,2

Испания 1,4 9,1

АЗИЯ

Турция 0,917 6,96

Высокие показатели свидетельствуют о востребованности реализуемых туристских программ и эффективности развития туристской отрасли2.

Значительная доля (более 15%) работающих в туризме от общей занятости характерна для стран Карибского бассейна (Доминиканская Республика, Куба, Ямайка, Мексика). Данные страны являются традиционно «туристскими» странами с высокоразвитой инфраструктурой: крупные гостиничные комплексы, развитая сеть предприятий общественного питания, экскурсионные бюро, современная индустрия развлечений и пр.

Отечественный туристский рынок в настоящее время находится на стадии реформирования. Начиная с 2014 года, когда произошли ряд негативных событий для туристского рынка - банкротство крупных туристских операторов («Нева», «Лабиринт» и пр.), резкий скачок в курсе иностранных валют по отношению к рублю, а также продолжавшаяся тенденция роста курса валют в 2015 году, крушение российского авиалайнера на территории Египта, серия терактов во Франции и Турции - привели к запрету на выезд российских туристов по самым популярным направлениям рекреационного отдыха (Египет и Турция), и, как следствие, снижению выездного туристского потока в целом [4]. Однако данная тенденция положительно сказалась на

структуре туристских потоков внутреннего и въездного туризма в РФ. Так, если раньше считалось, что Россия - это преимущественно поставщик туристов, то в настоящий момент наше государство превращается в перспективную страну по развитию въездного и внутреннего туризма. С 2015 года Федеральное агентство по туризму отмечает рост внутреннего туризма в среднем до 20% ежегодно, въездного до 16 %, и до 27,4 % сокращение выездного туризма3.

Данная тенденция напрямую отразилась на рынке туда в туристской отрасли. В таблице 2 представлены основные данные по численности занятых в туристской индустрии в России. Необходимо отметить, что эти данные отражают только прямую занятость в туризме, то есть количество занятых по основным секторам туристской индустрии: коллективные средства размещения и предприятия питания.

Сокращение численности в 2016 году занятого населения в экономике в целом обусловлено нестабильным социально-экономическим положением в стране. Однако в туристской отрасли наблюдается хотя и незначительный, но все же рост количества занятых. Доля прямой занятости в туризме сохраняется на протяжении 2015-2017 годов и составляет 2,3% от общей занятости населения. Это

2 Travel Russian News [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.trn-news.ru/ (дата обращения 25.07.2019).

3 Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный источник]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/labor_ market_employment_salaries (дата обращения: 24.07.2019 г.).

ниже, чем в странах Америки и Европы. Однако туризм в РФ только в последние годы стал рассматриваться как одно из приоритетных направлений стратегического развития на всех уровнях управления. Такой тенденции способствуют следующие предпосылки:

- понимание, что туризм является источником самофинансирования многих культурных и природных объектов и территорий (особо-охраняемые природные территории, этнокультурные комплексы и пр.);

- наличие уникального ресурсного потенциала в РФ, который в настоящее время практически не используется либо минимально вовлечен в туристский оборот;

- сложная геополитическая ситуация в мире.

Поскольку в РФ туристский бизнес является

преимущественно «женской сферой деятельности», то работу в данной отрасли больше ищут женщины (77% соискателей от общего числа соискателей в сфере туризма) (таблица 3).

Таблица 2. Динамика численности занятых в туристской индустрии в РФ4

Показатель Численность занятых, тысяч человек Абсолютное отклонение, +, - Темп роста, %

2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2010 г. 2017 г. к 2010 г

Всего в экономике 67493 67813 72425 72065 71843 +4350 105,9

Индустрия туризма (гостиницы и рестораны) 1181 1272 1626 1652 1662 +481 140,7

Доля прямой занятости в туризме, % 1,7 1,9 2,2 2,3 2,3 + 0,6 135,3

Таблица 3. Удельный вес женщин в индустрии туризма в общей численности занятых5

Показатель 2010 г. 2014 г 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Всего в экономике 49,1 48,8 48,7 48,6 48,6

Индустрия туризма (гостиницы и рестораны) 77,5 76,0 75,7 73,5 73,5

Многие предприятия индустрии туризма, а особенно туристские агентства и коллективные средства размещения чаще всего размещают объявления о вакантных должностях в феврале-марте, то есть до начала высокого туристского сезона. Преимущественно это работа носит сезонный характер, однако практика показывает, что сотрудники, которые положительно проявили себя в течение работы в высокий туристский сезон, в большинстве случаев пере-

водятся в основной штат туристских предприятий.

Общая тенденция, сложившаяся на рынке труда в туристской отрасли сохраняется и в регионах [3, 12, 14]. Особенно остро изменения в туристкой отрасли сказались на рынке труда «нетуристских» регионов, то есть регионов - поставщиков туристов. Ниже приводятся данные по субъектам Приволжского федерального округа (таблица 4). При этом доля рассчитана по данным 2016 г.

Таблица 4. Динамика численности занятых в туристской индустрии в субъектах Приволжского федерального округа за 2009-2016 гг.6

Численность занятых, человек Доля, %

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 405401 394223 391336 386359 375322 399146 402577 466643 100

Приволжский федеральный округ 69849 66660 67768 69364 68856 66716 65750 76367 16,3

Республика Башкортостан 12536 12017 12443 12537 12711 12014 12489 12655 16,6

Республика Марий Эл 1448 1344 1455 1413 1417 1312 1316 1433 1,9

4 Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный источник]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/labor_mar-ket_employment_salaries (дата обращения: 24.07.2019 г.).

5 Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный источник]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/labor_mar-ket_employment_salaries (дата обращения: 24.07.2019 г.).

6 Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный источник]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/labor_mar-ket_employment_salaries (дата обращения: 24.07.2019 г.).

Численность занятых, человек Доля, %

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Республика Мордовия 1487 1401 1314 1323 1240 1376 1461 1728 2,3

Республика Татарстан 9034 7600 8115 8561 9147 9169 9249 9983 13,1

Удмуртская Республика 4029 3846 4121 3954 3945 3718 3530 3457 4,5

Чувашская Республика 2595 2510 2425 2433 2399 2399 2239 2417 3,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пермский край 7306 6815 6902 6861 6573 6189 5677 12448 16,3

Кировская область 3839 3744 3694 3711 3626 3532 3287 3455 4,5

Нижегородская область 7149 7609 7333 7242 6910 6934 7201 8109 10,5

Оренбургская область 3708 3579 3620 3561 3475 3536 3414 3381 4,4

Пензенская область 2062 1846 1817 1738 1771 1810 1746 1853 2,4

Самарская область 7788 7421 7474 8254 7911 7764 7899 8601 11,3

Саратовская область 3916 3856 3697 4355 3876 3817 3574 3746 4,9

Ульяновская область 2952 3072 3358 3421 3855 3146 2668 3101 4,1

Лидерами по количеству и доли занятых в индустрии туризма являются Республика Башкортостан, Пермский край, Республика Татарстан и Самарская область, что обусловлено значительным ресурсным потенциалом субъектов, а также эффективно-

стью реализуемой стратегии развития внутреннего и въездного туризма (рисунок 1). Данные регионы активно развивают такие виды туризма как экскур-сионно-познавательный, событийный, круизный, экологический и пр.

Рисунок 1. Доля занятых в туристской индустрии в субъектах Приволжского федерального округа за 2014-2016 гг.

В остальных регионах ПФО доля занятых в туризме составляет от 1,9 до 5%. Это связано с тем, что в данных регионах туристский рынок характеризуется преимущественно выездным туризмом. Отметим, что в последнее пятилетие региональные власти проводят комплекс мероприятий, направленных на активизацию развития внутреннего и въездного туризма: разрабатываются региональные программы и стратегии, проводится маркетинговое обоснование развития туризма на локальных территориях, осуществляется оценка и учет туристских объектов и пр. Примером такого

региона является Оренбургская область.

Анализ рынка труда в туристской отрасли Оренбургской области

На рынке труда в Оренбургской области в целом произошло сокращение численности занятого населения. Данная тенденция обусловлена негативными изменениями в промышленности области и нестабильным положением в отечественной экономике. Однако на туристском рынке отмечается небольшое увеличение численности занятых (таблица 5).

Таблица 5. Динамика численности занятых в туристской индустрии в Оренбургской области7

Показатель Численность занятых, тыс. человек Абсолютное отклонение, +, - Темп роста, %

2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2010 г. 2017 г. к 2010 г.

Всего в экономике 1029,6 930,2 935,6 926,8 - 102,8 90,0

Индустрия туризма (гостиницы и рестораны) 11,7 14,1 14,8 15,3 + 3,6 130,8

Доля прямой занятости в туризме, % 1,1 1,5 1,6 1,7 - -

Тенденция увеличения занятых в индустрии туризма Оренбургской области обусловлена, в первую очередь, активным развитием внутреннего туризма в России и Оренбургской области: открывается большое количество туристических агентств и операторов, специализирующихся на внутреннем туризме, разрабатываются региональные и межрегиональные маршруты и туры выходного дня, а также развиваются туристско-рекреационных кластеры «Соленые озера» и «Ку-вандык 365» (что влечет строительство новых коллективных средств размещения, предприятий общественного питания, предприятий индустрии развлечений и отдыха, торговых организаций и пр.) Активное развитие туризма в Соль-Илецком и Кувандыкском районах положительно сказывается на их социально-экономическом развитии, в том числе и способствует повышению занятости населения [5]. Так, среди перечня профессий, пользующихся спросом у работодателей области, по состоянию на декабрь 2018 года были названы такие профессии как официанты и горничные, что свидетельствует о функционировании и развитии индустрии туризма в регионе8.

По прогнозу Министерством труда и занятости населения Оренбургской области в 2020 году ожидается сокращение количества занятых в индустрии туризма и составит 15,3 тысяч человек (1,3% от числа всех занятых). Несмотря на то, что ожидается сокращение количества занятых в туристской отрасли, следует отметить, что данные отрицательные изменения являются незначительными, на 0,1 тысяч человек за год.

Можно назвать причины данной тенденции:

- сокращение реальных доходов населения и, как следствие, сокращение количества потенциальных туристов;

- продолжающиеся изменения структуры отечественного туристского рынка;

- рост количества туристов, которые организо-

вывают свое путешествие самостоятельно без участия посредников (туристических агентств);

- резкое повышение цен на ряд услуг внутреннего туризма, в частности увеличилась стоимость проживания (до 15-20%) во многих объектах размещения;

- высокая стоимость транспортных перевозок;

- небольшое количество разработанных и апробированных маршрутов и программ по новым видам туризма и отдыха на территории РФ и пр.

Незначительные изменения на рынке труда также связаны с ростом туристского интереса к ресурсам региона, что положительно сказывается на развитии индустрии гостеприимства в отдельных районах области. Туристско-рекреационный потенциал отдельных районов области позволяет эффективно развивать как внутренний, так и въездной туризм [9].

Потребность в обслуживающем персонале (горничные, официанты, кухонные работники и пр.), то есть в работниках, не обладающих специальным образованием, преимущественно удовлетворяется за счет обеспечения занятости местного населения районов [1, 6, 11]. Но развитие отдельных видов туризма (культурно-познавательный, приключенческий, гастрономический и пр.) на данных территориях определило потребность в таких специалистах индустрии туризма как экскурсоводы, инструкторы по туризму, гиды-проводники и пр.

Результаты исследования

Исходя из вышесказанного, необходимо усиливать действия для решения проблем, связанных с подготовкой и обучением кадров в туризме. Основным направлением решения данной проблемы является организация эффективного сотрудничества образовательных учреждений и представителей туристского бизнеса.

В Российской Федерации более 60 высших учебных заведений осуществляют подготовку специа-

7 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://orenstat.gks.ru/folder/30938 (дата обращения: 24.07.2019 г.)

8 ИА REGNUM [Электронный источник]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/search/%D0% В7'^0%В0|^00/с^|^10/с^% D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5.html (дата обращения 21.07.2019).

листов сервиса и туризма. Практически в каждом регионе РФ имеется вуз, готовящий специалистов данной отрасли (менеджеры по туризму, экскурсоводы, инструкторы, администраторы коллективных средств размещения и предприятий питания и пр.). Подготовка осуществляется как в классических государственных университетах, так и в профильных высших учебных заведениях (Российский государственный университет туризма и сервиса, Балтийская академия туризма и предпринимательства, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Сочинский государственный университет и др.).

В настоящее время подготовку кадров для туристской отрасли в Оренбургской области осуществляют ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», ГАПОУ «Колледж сервиса» и ГБПОУ «Училище (техникум) олимпийского резерва» [4].

Данными образовательными учреждениями уже проводится ряд мероприятий, направленных на практикоориентированное обучение (например, проведение конференций, семинаров и мастер-классов с участием представителей регионального туристского бизнеса); заключение договоров между образовательными учреждениями и туристскими предприятиями о предоставлении базы практик для учащихся и пр.

Однако данные мероприятия направлены только на студентов, то есть молодежь в возрасте от 17 до 24 лет, неохваченной остается значительная доля трудоспособного населения, которая либо уже работает в сфере туризма, либо потенциально может трудоустроиться в этой сфере, но не отвечает современным условиям рынка труда.

В Оренбургской области развитие внутреннего и въездного туризма осуществляется точечно (локально). И в настоящее время одной из проблем отдельных районов региона, осуществляющих туристскую деятельность (Соль-Илецкий, Куван-дыкский, Тюльганский, Бузулукский и пр. районы) является низкий уровень обеспеченности квалифицированными кадрами. В связи с этим важной актуальной задачей является формирование системы непрерывного образования, то есть совершенствование профессионального образования через обучение на протяжении всей жизни.

Система непрерывного образования должна реализовываться через многопрофильную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

кадров для индустрии туризма, а также создавать оптимальные условия для мотивации различных категорий граждан региона к обучению и получению новых знаний и опыта в сфере туризма.

Реализация непрерывного образования возможна за счет создания регионального центра дополнительного образования в сфере туризма, деятельность которого направлена на:

- мониторинг рынка труда Оренбургской области в сфере туризма;

- прогнозирование потребности в кадровом обеспечении сферы туризма региона и отдельных отраслей (индустрия гостеприимства; туроперей-тинг; социально-культурная сфера и пр.);

- подготовка рабочих по новым профессиям для сферы туризма региона (например, гид-переводчик, рейнджер, разработчик туристских навигационных систем, бренд-менеджер территорий и пр.);

- переподготовка кадров сферы туризма;

- повышение квалификации для работников сферы туризма и научно-педагогических кадров профильных учебных заведений;

- обучение местного населения умениям создания малых предприятий туристско-рекреационной направленности (гостевые дома, мастерские ремесел, сувенирные лавки, агротуристские комплексы и пр.).

Эффективная реализация указанных выше направлений регионального центра дополнительного образования в сфере туризма возможна только благодаря организации сотрудничества между органами власти, образованием и реальным туристским бизнесом.

Функционирование данного центра позволит:

- обеспечить баланс между потребностями рынка труда в сфере туризма Оренбургской области и образовательными услугами;

- стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере туризма и, как следствие, увеличение доли «самозанятых» и создание дополнительных рабочих мест;

- повысить занятость, благосостояние и качество жизни местного населения в районах, осуществляющих туристскую деятельность.

Таким образом, региональный центр дополнительного образования в сфере туризма выступает в качестве основополагающего элемента непрерывного образования кадров региональной сферы туризма и обеспечивает потенциальную занятость обучающихся.

Литература

1. Алтынбекова А-Ж. Ж. Агротуризм как основа повышения занятости сельского населения // Аг-ротуризм в устойчивом развитии сельских территорий: материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 109-114.

2. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

3. Дзамихов И. К. Анализ развития туристического рынка Кабардино-Балкарской Республики и спе-

цифика занятости в сфере туризма и гостиничного хозяйства // Достижения науки и образования. - 2017. -№ 6 (19). - С. 35-37.

4. Ермакова Ж. А. Подготовка кадров для цифровой экономики в Оренбургском государственном университете // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 7. - С. 129-138.

5. Корабейников И. Н., Холодилина Ю. Е. Развитие регионального туризма на основе кластерного подхода // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 2 (52). -С. 243-246.

6. Кропинова Е. Г. Теория и практика формирования и развития трансграничных туристско-рекреа-ционных регионов: дис. ... геогр. Наук: 25.00.24. - Калининград, 2016. - 324 с.

7. Неретин А. В. Международные туристические потоки // Вестник науки и образования. - 2018. -Т. 1. № 7 (43). - С. 71-74.

8. Никифорова Т. Н. Занятость в сфере туризма // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых: в 2 томах. -2015. - С. 252-254.

9. Полякова И. Л. Механизмы реализации региональных целевых программ развития туризма в Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа) // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 8 (157). - С. 133-139.

10. Трамова А. З. Методология инновационного развития туристско-рекреационного комплекса региона: дис. .доктора экон. наук: 08.00.05. - М., 2015. - 305 с.

11. Трофимова В. И. Сельская занятость и развитие альтернативных видов деятельности на селе // Научное обозрение: теория и практика. - 2018. - № 5. - С. 35-44.

12. Шавернева А. А. Влияние развития индустрии туризма на обеспечение занятости населения в регионе // Научное мышление молодых ученых: настоящее и будущее: материалы международной студенческой научной конференции. - 2015. - С. 355-360.

13. Якунин В. Н. Роль туризма и рекреации в повышении социально-экономического развития Самарской области // Симбирский научный вестник. - 2011. - № 4. - С. 150-156.

14. Якунин В. Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2014. - № 1. -С. 124-126.

15. Rodriguez-Giron S., Vanneste D. (2019). [Tourism systems thinking: towards an integrated framework to guide the study of the tourism phenomenon]. [Tourism, Culture and Communication]. Vol. 19. No. 1, pp. 1-16.

References

1. Altynbekova, Ak.ZH. (2018) [Agroturism as a basis for increasing rural employment]. Agroturizm v us-tojchivom razvitii sel 'skih territorij: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Agroturism in Sustainable Rural Development: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. pp. 109-114. (In Russ.).

2. Gulyaev, V.G. (2003) Turizm: ekonomika i social'noe razvitie [Tourism: economy and social development]. Moscow: Finance and statistics, 304 p.

3. Dzamihov, I.K. (2017) [Analysis of development of tourism market of Kabardino-Balkan Republic and specifics of employment in tourism and hotel industry ]. Dostizheniya nauki i obrazovaniya [Advances in science and education]. Vol. 6 (19), pp. 35-37. (In Russ.).

4. Ermakova ZH.A. (2019). [Podgotovka kadrov dlya cifrovoj ekonomiki v Orenburgskom gosudarstvenom universitete] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. Vol. 28 No. № 7, pp. 129-138. (In Russ.).

5. Korabejnikov, I.N., Holodilina, YU.E. (2015) [Development of regional tourism based on a cluster approach]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [News of the Orenburg State Agrarian University]. Vol. 2 (52), pp. 243-246.(In Russ.).

6. Kropinova, E.G. (2016) Teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya transgranichnyh turistsko-rekre-acionnyh regionov. Dokt.Diss. [Theory and practice of formation and development of cross-border tourist and recreational regions. Doc.Diss ]. Kaliningrad, 324 p.

7. Neretin, A.V (2018) [International tourist flows]. Vestnik nauki i obrazovaniya [Journal of Naukmi and Education].Vol.1,No. 7 (43), pp. 71-74. (In Russ.).

8. Nikiforova, T.N. (2015) [Employment in tourism]. Universitetskij sport: zdorov'eiprocvetanie nacii: materialy VMezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh: v 2 tomah. [University Sports: Health and Prosperity of the Nation: Materials of the V International Scientific Conference of Students and Young Scientists: in 2 volumes]. pp. 252-254. (In Russ.).

9. Polyakova, I.L. (2013) [Mechanisms for the implementation of regional targeted tourism development programs in the Russian Federation (on the example of the Volga Federal District)]. Vestnik Orenburgskogo gosu-darstvennogo universiteta [Journal of Oreneburg State University]. Vol. 8 (157), pp. 133-139. (In Russ.).

10. Tramova, A.Z. (2015) Metodologiya innovacionnogo razvitiya turistsko-rekreacionnogo kompleksa re-giona.Dokt.Diss. [Methodology of innovative development of tourist and recreational complex of the region. Doc. Diss.]. Moscow, 305 p.

11. Trofimova, V.I. (2018) [Rural employment and the development of alternative activities in rural areas]. Nauchnoe obozrenie: teoriya ipraktika [Scientific Review: Theory and Practice]. Vol. 5, pp. 35-44. (In Russ.).

12. Shaverneva, A.A. (2015) [Impact of tourism industry development on employment in the region] Nauchnoe myshlenie molodyh uchenyh: nastoyashchee i budushchee: materialy mezhdunarodnoj studencheskoj nauch-noj konferencii. [Scientific Thinking of Young Scientists: Present and Future: Materials of the International Student Scientific Conference]. pp. 355-360.

13. Yakunin, V.N. (2011) [The role of tourism and recreation in improving the socio-economic development of the Samara region]. Simbirskij nauchnyj vestnik [Simbirsk scientific bulletin]. Vol. 4, pp. 150-156. (In Russ.).

14. Yakunin, VN. (2014) [Current status, problems and prospects for the development of religious tourism in the Russian Federation]. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: economics and management]. Vol. 1, pp. 124-126. (In Russ.).

15. Rodriguez-Giron, S., Vanneste, D. (2019) [Tourism systems thinking: towards an integrated framework to guide the study of the tourism phenomenon. Tourism, Culture and Communication. Vol. 19. No. 1, pp. 1-16. (In Engl.).

Информация об авторах:

Жанна Анатольевна Ермакова, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия e-mail: 56ermakova@mail.ru

Юлия Евгеньевна Холодилина, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия e-mail: holodilina-y-e@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.10.2019; принята в печать 29.10.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors:

Zhanna Anatolyevna Ermakova, Doctor of Economics, professor, professor of department of human resource management, service and tourism, Orenburg state university, Orenburg, Russia e-mail: 56ermakova@mail.ru;

Julia Evgenievna Kholodilina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of human resource management, service and tourism, Orenburg state university, Orenburg, Russia e-mail: holodilina-y-e@yandex.ru

The paper was submitted: 01.10.2019. Accepted for publication: 29.10.2019. The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.