Научная статья на тему 'Сельский туризм как фактор повышения конкурентоспособности туриндустрии Оренбургской области'

Сельский туризм как фактор повышения конкурентоспособности туриндустрии Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
543
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / сельский туризм / туриндустрия / конкурентоспособность / регион / tourism / rural tourism / tourism industry / competitiveness / region

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шубина Татьяна Леонидовна

Статья посвящена вопросам развития сельского туризма в Орен-бургском регионе. Автором раскрыто понятие «сельский туризм», определено его значение для развития мирового хозяйства и эконо-мики региона, в частности, отмечены факторы, оказывающие воз-действие на развитие рассматриваемого вида туриндустрии, а также проанализирован климато-географический и исторический потенциал региона, необходимый для существования отрасли. В статье представлен опыт развития туриндустрии на европей-ском территориальном пространстве, в частности, в Германии (приведены статистические данные Федерального министерства сельского хозяйства Германии за последние 9 лет, рассмотрены ин-струменты стимулирования сельского туризма, которые могут быть предложены к апробации на отечественном туристическом пространстве). Особое место в статье отведено вопросам оценки конкурентоспо-собности туриндустрии Оренбургской области по видам тризма, продемонстрирован ресурсный потенциал и уникальность региона в туристическом пространстве страны, подчеркиваются насущные проблемы, связанные с развитием данного вида туризма. Сущест-вующий дисбаланс между потенциальными и фактическими эконо-мическими показателями сельского туризма обусловлены относи-тельной «молодостью» туротрасли и слабой освоенностью Ураль-ской туристской зоны. Автором обосновывается целесообразность финансирования и продвижения сельского туризма в Оренбургском крае и акцентируется внимание на актуальности мер по сохранению и использованию туристического потенциала края как фактора, бла-гоприятно воздействующего на сферу занятости населения в сель-ской местности и повышающего экономические показатели турин-дустрии региона. Проанализированный в статье материал подтверждает весомое значение индустрии туризма в развитии региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL TOURISM AS A FACTOR OF IMPROVING THE TOURISM INDUSTRY COMPETITIVENESS OF ORENBURG REGION

The article is devoted to the rural tourism development in Orenburg region. The author discloses the concept of "rural tourism", determines its importance for global and regional economy. The article specifies the factors affecting the rural tourism development, as well as analyzes climatic and geographical and historical potential of the region necessary for of this type of tourism industry. The article describes the European experience of the tourism industry development, in particular in Germany. The author gives statistical information of Federal Ministry for Food and Agriculture of Germany for the past 9 years, considers the stimulating tools of rural tourism, which can be offered to the approbation in the domestic tourist space. Assessing the competitiveness of the tourism industry in Orenburg region takes special place in the article. The author demonstrates resource potential and uniqueness of the region in the country’s tourist space and highlights the urgent problems related to the development of this type of tourism. There is an imbalance between the potential and actual economic indicators of rural tourism due to the relative "youth" of the tourism industry and the weak development of Ural tourist area. The author proves the feasibility of financing and promoting rural tourism in Orenburg region. The article highlights the relevance of measures for the conservation and use of the region's tourism potential as a factor that favorably impacts on employment in rural areas and enhances economic indicators of the tourism industry in the region. The article confirms the weighty significance of the tourism industry in the regional economy development.

Текст научной работы на тему «Сельский туризм как фактор повышения конкурентоспособности туриндустрии Оренбургской области»

УДК 338.48(470.56) й01: 10.12737/21831

ШУБИНА Татьяна Леонидовна

Оренбургский государственный аграрный университет (г. Оренбург, РФ);

магистр, ст. преподаватель; [email protected]

Сельский туризм как фактор повышения конкурентоспособности туриндустрии

Оренбургской области

Статья посвящена вопросам развития сельского туризма в Оренбургском регионе. Автором раскрыто понятие «сельский туризм», определено его значение для развития мирового хозяйства и экономики региона, в частности, отмечены факторы, оказывающие воздействие на развитие рассматриваемого вида туриндустрии, а также проанализирован климато-географический и исторический потенциал региона, необходимый для существования отрасли. В статье представлен опыт развития туриндустрии на европейском территориальном пространстве, в частности, в Германии (приведены статистические данные Федерального министерства сельского хозяйства Германии за последние 9 лет, рассмотрены инструменты стимулирования сельского туризма, которые могут быть предложены к апробации на отечественном туристическом пространстве).

Особое место в статье отведено вопросам оценки конкурентоспособности туриндустрии Оренбургской области по видам тризма, продемонстрирован ресурсный потенциал и уникальность региона в туристическом пространстве страны, подчеркиваются насущные проблемы, связанные с развитием данного вида туризма. Существующий дисбаланс между потенциальными и фактическими экономическими показателями сельского туризма обусловлены относительной «молодостью» туротрасли и слабой освоенностью Уральской туристской зоны. Автором обосновывается целесообразность финансирования и продвижения сельского туризма в Оренбургском крае и акцентируется внимание на актуальности мер по сохранению и использованию туристического потенциала края как фактора, благоприятно воздействующего на сферу занятости населения в сельской местности и повышающего экономические показатели турин-дустрии региона.

Проанализированный в статье материал подтверждает весомое значение индустрии туризма в развитии региональной экономики.

Ключевые слова:

туризм, сельский туризм, туриндустрия, конкурентоспособность, регион

Начиная разговор о причинах повышенного внимания к развитию и поддержке туристской индустрии региона, следует отметить тот факт, что данная отрасль с каждым годом расширяет зону своего влияния, оказывая воздействие на экономические и мировоззренческие аспекты жизни стран. Туризм направляет фокус внимания на особенности географии государства, его природные и культурные богатства, тем самым открывая ещё одну экономическую нишу, разработка которой в перспективе несёт оздоровительный эффект для внутренней экономики [4].

Значение туриндустрии для экономики региона многообразно и весомо. Доходы от предприятий, входящих в индустрию туризма способны поднять экономику региона, в котором она развивается. Туризм приносит выгоду экономическим агентам, стимулирует дополнительный спрос на товары и услуги, таким образом, персонал турфирм получает зарплату, предприниматели - прибыль, территория пополняет свой бюджет за счёт налоговых поступлений. Развитие туриндустрии оказывает стимулирующее влияние на состояние региональных отраслей [10, с. 97].

По экспертным оценкам Федерального агентства по туризму, в сегодня сложилась следующая ситуация в отрасли: объём выездного туризма среди россиян с начала 2015 г. сократился на 33%, внутренний туризм вырос на 18%, а въездной на 8%. Туристский поток в Россию в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 16%. Тенденция роста внутренних туристских потоков имеет место и в настоящее время, что свидетельствует не только об изменении структуры российского туризма, но и повышении его конкурентоспособности1'

Конкурентоспособность туриндустрии -это комплексное понятие, отражающее такие черты, как уровень предоставляемых услуг, бренд и его популярность, готовность быть внимательным к любому клиенту, персональный подход, мастерство и новаторство. На

1 Сайт Федерального агентства по туризму. и^: http://russiatourism.ru (Дата обращения: 12.02.2016).

уровень развития конкурентоспособности туриндустрии региона оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды, без оценки которых трудно объективно выявить приоритетные направления развития отрасли.

В условиях развития рыночных отношений большое значение уделяется управлению конкурентоспособностью туриндустрии в масштабах региона, ориентированному на освоение и расширение рынков сбыта [5, с. 138]. Для определения специфических инструментов и создания механизмов управления конкурентоспособностью целесообразно проанализировать тот ресурсный потенциал, которым богат Оренбургский край.

По размеру территории (123 700 кв. км.) Оренбургская область - на 29-м месте в России, а население края составляет 2 016 086 человек. Границы области проходят по юго-восточной окраине Восточно-Европейской равнины, южной оконечности Урала и южному Зауралью. С запада на восток область раскинулась на 755 км, с севера на юг - 425 км. Общая протяженность границ составляет 3700 км. На западе Оренбургский край граничит с Самарской областью, на северо-западе её соседом является Татарстан, на юго-западе -Саратовская область. Северная граница с Башкортостаном пролегает от реки Ик до реки Урал. На северо-востоке Оренбуржье соседствует с Челябинской областью. Восточная и южная граница, составляющая 1670 км, проходит с Казахстаном: Кустанайской, Актюбин-ской и Западно-Казахстанской областями.

Климат Оренбургского края располагает к развитию рекреационной деятельности. Благоприятный температурный период длится более 50 дней, купальный сезон - не менее 80 дней, подходящее для всех видов туризма время - более 150 дней в году.

Территория края богата разнообразием ландшафтных зон, представленных равнинными степями и контрастными горами, уникальны по своей природе и геоклиматические ресурсы, применяемые в области профилактического лечения и оздоровления. Глубокая

и древняя история освоения края, нашедшая свое выражение в памятниках археологии и архитектуры, открывает новые горизонты исторического познания прошлого.

Оренбургский край сельскохозяйственный, что отражается на специфике туризма на его территории. Сельский туризм представляет собой довольно новое направление в сфере внутреннего и въездного туризма [8].

Сельский туризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и её специфики для создания комплексного туристского продукта.

Сельский туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в сельскую местность в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания [5, с. 8].

Стимулирование и поддержание данной сферы предпринимательской деятельности на селе несёт оздоровительный эффект с точки зрения экономики и социального благополучия проживающего на территории населения, поскольку является движущим фактором в совершенствовании инфраструктуры, повышении качества жизни и росте доходов населения за счёт создания рабочих мест, бережного отношения к культурному наследию и экологичного, а не потребительского взгляда на окружающий мир.

Обратимся к опыту европейских стран, где в последнее время сельский туризм демонстрирует устойчивую конкурентную позицию на данном сегменте рынка. В настоящее время популярность сельского туризма в Европе набирает обороты. Размер прибыли некоторых европейских стран от данного вида туризма превышает экономические показате-

ли аграрного сектора экономики [9]. Италия, Испания, Франция и Греция насчитывают несколько миллионов сельских туристов ежегодно, занимая места мировых лидеров в этой сфере туризма. Сельский туризм становится всё более популярным и в Португалии, Германии, Финляндии, Нидерландах, Бельгии, Австрии, Хорватии, Болгарии, Польше, Венгрии, Беларуси2.

Сельский туризм в Германии получил свое развитие в первую очередь по причине снижения экономического значения сельского хозяйства .

Все чаще сельский туризм рассматривается как средство оздоровления экономики села и улучшения уровня жизни его жителей. Он в значительной степени представлен малыми семейными предприятиями. Для многих сельскохозяйственных предприятий он является важным дополнительным источником дохода. Как экономический фактор, данный вид туризма непосредственно способствует сохранению крестьянских хозяйств, ремесленных предприятий, предприятий общественного питания и многих других фирм по оказанию услуг в сельской местности [1].

Согласно дефиниции Организации экономического сотрудничества и развития на «преимущественно сельские» территории в Германии приходятся 29% её площади, 12% населения и 9% валового национального продукта. В соответствии с классификацией сельских районов Германии, берущей за основу анализа меньшую единицу, они составляют 59% площади страны, 27% населения и 21% валового национального продукта.

По данным Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии 90% территории страны считается сельской территорией, на которой проживает больше половины населения ФРГ [11].

Статистические данные Федерального

2 European Centre for Ecological and Agricultural Tourism. Official site. URL: http:/ eceat.org (Дата обращения: 23.11.2015).

3 Там же.

министерства сельского хозяйства Германии свидетельствуют о популярности сельского туризма среди немцев. Только за 2015 г. было зарегистрировано 25 млн. ночёвок на сельских подворьях (для сравнения, в 2007 г. этот показатель составил 12,5 млн. ночёвок по всей стране), в 2016 г. ожидается продолжение роста. Основная причина популярности -качество предлагаемых услуг и продвижение их в средствах массовой информации, которые помогают ознакомиться туристам с актуальными предложениями и получить представление о жизни в деревнях и на фермах4.

Заинтересованность данным видом туризма закономерна в призме тенденции к чрезмерной урбанизации территорий. Сельский туризм как отдых вне города представляется рациональным и привлекательным для городского жителя, для которого становится естественным стремление сменить динамичный и напряженный ритм городских будней среди высокотехнологичной, но глобально загрязненной городской среды на пребывание в покое и уединении, на возможность дышать чистым воздухом вдали от городского шума, поддерживающего горожан в состоянии постоянного скрытого стресса. Тенденция быть ближе к природе имеет под собой естественные психологические потребности человека в восстановлении работоспособности и отдыхе среди простой и понятной обстановки, что так похожа на детские воспоминания о беззаботных каникулах в деревне. С другой стороны, отдых в селе позволяет обогатиться культурно, предоставляя возможность прикоснуться к историческому, этнографическому и архитектурному наследию, узнать больше об обычаях и ремеслах региона, изучить быт, кухню, фольклор, местные диалекты [12].

По мнению Косиновой Е. А. и Агаларо-вой Е. Г., сельский туризм развивается в небольших поселковых зонах с самобытной сохранившейся архитектурой, укладом, традициями. Такими зонами могут стать различные

4 Deutsch-Russiscer Agrarpolitischer Dialog. URL: http://www.bmelv.de (Дата обращения: 20.02.2016).

сельскохозяйственные фермы, природные парки и территории, находящиеся под особым надзором, а также зоны отдыха и дачные зоны, природные феномены, монастыри и священные места, достопримечательности народной культуры под открытым небом [3].

Условием для развития сельского туризма в той или иной зоне является наличие средств туристской инфраструктуры (как правило, индивидуальных, а также специализированных), которые должны располагаться в сельской местности (или в малых городах без промышленной и многоэтажной застройки). В Оренбуржье в настоящий момент таких «благоприятных» для развития сельского туризма районов насчитывается 14: Акбулакский, Домбаровский, Новосергиевский, Октябрьский, Сакмарский, Светлинский, Соль-Илецкий, Тюльганский, Оренбургский, Сарак-ташский, Бугурусланский, Илекский, Беляев-ский и Кваркенский.

Область богата мемориальными памятниками истории, повествующими о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, государственных деятелей России, таких как В.Н. Татищев, И.И. Неплюев, П.И. Рычков, Н.М. Карамзин, С.Т. Аксаков, В.А. Перовский, Э.А. Эверсманн, А.С. Пушкин, В.И. Даль, А. Алябьев, М. Джалиль.

Велик историко-культурный потенциал Оренбургского края. Регион уникален своим количеством и разнообразием памятников истории, культуры, археологии и архитектуры. Всего на территории края расположено 2633 памятника археологии, архитектуры, истории и монументального искусства, из них 1767 охраняемы государством, 28 из которых имеют федеральное значение.

На территории области находится «Оренбургский заповедник», парк «Бузулук-ский Бор», имеется порядка 20 различных заказников.

Подающей надежды на будущее сельского туризма представляется реализация проекта «Эпоха Бронзового века», состоящая из нескольких направлений: создание на базе

Каргалинских медных рудников музея меди, развитие археологического объекта, укрепленного поселения Аландское в Кваркенском районе и его некрополей - памятников бронзового века рубежа III-II тыс. до н.э.

Район Каргалы - это редкий для России узел концентрации памятников горного дела, представляющий собой древний горнометаллургических объект мирового значения.

С 1929 по 1931 гг. на Каргалинских рудниках проводил свои исследования известный писатель-фантаст, профессор палеонтологии И.А. Ефремов, который в 1941 г. написал и издал свою книгу «Путями старых горняков».

Доктор исторических наук, профессор Е.Н. Черных в период с 1991 по 2001 гг. проводил исследования на Каргалах в рамках экспедиции Института археологии РАН, в результате которых было изучено более 500 кв. км. древних горных выработок и выявлено около двадцати поселений бронзового века. Материалы научных изысканий опубликованы в пятитомнике «Каргалы».

На территории нашей страны нет памятника археологии, равного по сохранности и масштабам Каргалинским медным рудникам. Существуют два подобных комплекса: один расположен между Мёртвым морем и Акаб-ским заливом на границе Израиля с Иорданией - знаменитые «Копи Царя Соломона», другой - колоссальный горно-металлургический центр Страндже на границе Турции и Болгарии.

Наиболее значимым по развитию сельского туризма в области является Соль-Илецкий район, на территории которого располагается курорт «Соленые озера», известный наличием уникального комплекса лечебно-оздоровительных процедур, таких как лечение грязями, пребывание в озерах минеральных вод с соединениями хлорида натрия, климатолечение, кумысолечение, арбузоле-чение.

В районе есть система гостевых домов, экскурсионных бюро, проводятся международные и межрегиональные событийные мероприятия, например, «Соль-Илецкий арбуз»

[6, с. 6]. В 2013 г. получено свидетельство о регистрации товарного знака «Соль-Илецк -арбузная столица России». Наблюдается ежегодное увеличение туристского потока. Так, в 2010 г. он достигал 600 тыс. чел., а в 2015 г. возрос до 1750 тыс.чел.

На территории области реализуется проект «Оренбургская Тарпания», который предполагает воссоздание уникального для России степного заповедника «Оренбургский» лошади Пржевальского.

Бугурусланский район известен музеем-усадьбой С.Т. Аксакова. В последние годы ведутся значительные работы по восстановлению и благоустройству музея-усадьбы под надзором Правительства области. Восстановление самой усадьбы и её территории послужило предпосылкой к созданию проекта межрегионального сотрудничества «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья», которое предусматривает проведение мероприятий по объединению памятных и достопримечательных мест рода Аксаковых в Приволжском федеральном округе, разработку межрегиональных туристских маршрутов «Литературные усадьбы Поволжья».

Саракташский район представлен такими объектами туризма, как историко-мемориальный комплекс Виктора Степановича Черномырдина в селе Черный Отрог, комплекс «Красная гора», интерактивный музей казачьей культуры «Казачий курень» в селе Григорьевка. Съемки известного фильма «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина, продемонстрировавшего зрителю картины крестьянской войны, нашедшие свое отражение в произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта», проходили в Саракташе в 1998 г. на Красной Горе, где располагаются постройки-декорации, состоящие из подворий и крепостных сооружений в стиле XVIII в.

Немалым потенциалом обладают и другие муниципальные образования области, главы которых понимают, что сельский туризм решает многие социальные и экономические

проблемы.

Говоря об актуальности мер развития сельского туризма области, целесообразно проанализировать его конкурентные позиции в сравнении с другими видами туризма, определить возможные слабые стороны и скрытые проблемы. Для анализа применим метод интерполяции и построим «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» [7]. Данный метод предполагает оценку конкурентоспособности туриндустрии по видам туризма.

В Оренбургской области существуют следующие виды туризма: культурно-познавательный (экскурсионный), экологический, лечебно-оздоровительный, горнолыжный, сельский.

Рассматриваемый вид туризма, характеризующий регион, оценивался в баллах по десятибалльной шкале. С этой целью значения анализируемого показателя в натуральных единицах измерения ранжировались по значимости. Худшему значению фактора присво-

Из данных таблицы видно, что наибольшую интегральную оценку имеет лечебно-оздоровительный туризм, затем горнолыжный, экологический, поскольку являются наиболее популярными у населения. Наименьшую интегральную оценку имеет сельский туризм.

Полученный результат находит отражение в гипотетическом многоугольнике конкурентоспособности видов туризма (рис. 1).

Исходя из приведённых в таблице и на рисунке данных, можно сделать выводы, что сельский туризм обладает низкой конкурентоспособностью при наличии колоссального ресурсного потенциала. С одной стороны, бо-

ен один балл, лучшему - десять баллов. Применение метода интерполяции в интервале 1-10 баллов позволил определить балльное значение видов туризма. Каждому показателю был присвоен коэффициент весомости. Сумма всех коэффициентов весомости должна быть равна 1.

В качестве экспертов для оценки конкурентоспособности видов туризма принимали участие руководители предприятий туриндустрии Оренбургской области в количестве 10 человек.

Интегральная оценка конкурентоспособности туриндустрии Оренбургской области рассчитывалась по формуле К = I WixKi ,

где Wi - весомость отдельных факторов конкурентоспособности; К - балльное значение факторов конкурентоспособности.

Полученные результаты оценки конкурентоспособности видов туризма представлены в табл. 1.

гатства края позволяют горожанам не только приобщаться к традиционному укладу жизни сельчан, численность которых составляет 40% населения области, но и развивать различные виды деятельности сельского населения, что позволит улучшить социальную инфраструк-

V л V

туру сельских территорий. С другой стороны, данное направление туризма в области развивается недостаточно.

Таким образом, несмотря на то, что привлекательность Оренбургской области определяется уникальным сочетанием природных факторов, в туристском отношении она является ещё мало доступной для всестороннего использования.

Таблица 1 - Оценка конкурентоспособности туриндустрии Оренбургской области по видам туризма

Виды туризма Коэффициент весомости Баллы Баллы с учётом весомости

Культурно-познавательный (экскурсионный) 0,2 8 1,6

Экологический 0,15 7 1,05

Лечебно-оздоровительный 0,35 10 3,5

Горнолыжный 0,2 8 1,6

Сельский 0,1 6 0,6

Интегральная оценка 1 39 8,35

Рис. 2 - Гипотетический многоугольник конкурентоспособности видов туризма Оренбургской области

Потенциал туризма в общей социально-экономической структуре области используется не более чем на 20%, что свидетельствует о слабой вовлеченности данной отрасли в экономику региона, а следовательно, и о недополучении возможной прибыли. Причины слабого использования экономического потенциала отрасли лежат в недостаточном финансировании и слаборазвитой законодательной базе.

Это связано с тем, что «Уральская туристская зона является малоосвоенной. Развитие туризма сдерживается слабостью материально-технической базы, прежде всего гостиничного хозяйства, а также недостаточным рекламно-информационным обеспечением» [2, с. 430]. Представляется целесообразным обратить внимание муниципалитета и малого бизнеса на данную проблему.

Сельский туризм способен стать одной из основ экономического благополучия для

муниципальных образований Оренбуржья [5, с. 15]. Для повышения его конкурентоспособности необходимо привлечение внимания федеральной власти к проблемам и достижениям региона, увеличение потока деловых и обычных туристов, а также интенсивное развитие экологического туризма, широкое вовлечение населения в процессы решения региональных проблем. Для продвижения региона в коммуникационном пространстве следует максимально использовать региональные ресурсы экономической и информационной политики. Профессиональное продвижение информации о достижениях и преимуществах Оренбургской области сегодня означает увеличение туристского потока и повышение конкурентоспособности туриндустрии края завтра. Это и есть стратегическое направление продвижения региона, имеющее своей целью социально-экономическое развитие территории.

Таким образом, продвижение сельского туризма в своей перспективе ведёт к повышению конкурентоспособности туристской индустрии Оренбургской области. Функционирование предприятий, образующих туристскую отрасль, оказывает влияние на развитие смежных отраслей экономики региона, стимулирует дополнительный спрос на товары и услуги, способствует развитию малого и среднего бизнеса, обеспечивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней, оказывает непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность самого региона.

Список источников:

1. Агаларова Е.Г., Косинова Е.А. Особенности формирования агротуристического рынка в России // Молодой ученый. 2012. №11.

2. Александрова А.Ю. География туризма. М.: КНОКУРС, 2010. 592 с.

3. Косинова Е.А., Агаларова Е.Г. Роль туризма в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Проблемы и пути развития российской провинции: Монография. В 5 ч. Ч.1. Экономика и управление / Под общ. ред. Л.Н. Семерковой. Пенза: РИО ПГСХА, 2010.

4. Латорцев А.А. Повышение конкурентоспособности национальной туристской индустрии в условиях глобальной конкуренции. Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2011.

5. Матюхина Ю.А. Организация туристской индустрии. М.: АЛЬФА-М, 2014. 299 с.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т 10, No. 7668) 2016

6. Наценко Е. Межрегиональный праздник арбуза, соли и туризма // Вестник системы сельскохозяйственного консультирования АПК Росси. Ваш сельский консультант. 2014. №2.

7. Портер М. Конкурентная стратегия. М.: Альпина Бизнес-бук, 2008. 301 с.

8. Сельский туризм в России. Матер. III Межд. форума. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. 204 с.

9. Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы развития в России. М.: ООО «Столичная типография», 2008. 72 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шишкина А.И. Роль туризма в модернизации экономики российских регионов // C6. науч. статей по матер. межд. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2010. 352 с.

11. Knut A. Wiesner Strategisches Tourismus marketing: Erfolgreiche Planung und Umsetzung von Reiseangeboten. Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH & CO, 2016. 239 р.

12. Berg W. Slow Tourism: Reisen zwischen Langsamkeit und Sinnlichkeit // Schriftenreihe des Instituts für Management und Tourismus. Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2015. 200 р.

Tatiana SHUBINA

RURAL TOURISM AS A FACTOR OF IMPROVING THE TOURISM INDUSTRY COMPETITIVENESS OF ORENBURG REGION

Orenburg State Agrarian University (Orenburg, Russia); Master, Senior Lecturer; e-mail: [email protected]

Keywords:

tourism, rural tourism, tourism industry, competitiveness, region

The article is devoted to the rural tourism development in Orenburg region. The author discloses the concept of "rural tourism", determines its importance for global and regional economy. The article specifies the factors affecting the rural tourism development, as well as analyzes climatic and geographical and historical potential of the region necessary for of this type of tourism industry.

The article describes the European experience of the tourism industry development, in particular in Germany. The author gives statistical information of Federal Ministry for Food and Agriculture of Germany for the past 9 years, considers the stimulating tools of rural tourism, which can be offered to the approbation in the domestic tourist space.

Assessing the competitiveness of the tourism industry in Orenburg region takes special place in the article. The author demonstrates resource potential and uniqueness of the region in the country's tourist space and highlights the urgent problems related to the development of this type of tourism. There is an imbalance between the potential and actual economic indicators of rural tourism due to the relative "youth" of the tourism industry and the weak development of Ural tourist area. The author proves the feasibility of financing and promoting rural tourism in Orenburg region. The article highlights the relevance of measures for the conservation and use of the region's tourism potential as a factor that favorably impacts on employment in rural areas and enhances economic indicators of the tourism industry in the region. The article confirms the weighty significance of the tourism industry in the regional economy development.

References

1. Agalarova E.G., Kosinova E.A. Formation features of agritourism market in Russia // Molodoj uchenyj [Young Scientist]. 2012. №11.

2. AleksandrovaA.Yu. Geography of Tourism. Moscow: KNORUS, 2010. 592 p.

3. Kosinova E.A., Agalarova E.G. The role of tourism in sustainable development of rural areas // Development problems and solutions of the Russian province: a monograph. In 5 hours. Part 1: Economics and Management / Ed. by L.N. Semerkova. Penza: RIO PGSHA, 2010.

4. LatorcevA.A. Improving the competitiveness of the national tourism industry in the global competition. Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow, 2011.

5. Matjuhina Yu.A. Organization of the tourism industry: a study guide. Moscow: Alpha-M, 2014. 299 p.

6. Nacenko E. Interregional festival of watermelon, salt and tourism // Vash sel'skij konsul'tant [Your Rural Consultant. Journal of Russian agricultural consulting system]. 2014. №2.

7. Porter M. Competitive Strategy: handbook for universities. Moscow: Alpina Business Books, 2008. 301 p.

8. Rural Tourism in Russia. Material of III Int. forum. Moscow FGBNU "Rosinformagroteh", 2014. 204 p.

9. Rural tourism: Experience, problems and development prospects in Russia. Moscow: LLC "Capital typography", 2008. 72 p.

10. Shishkina A.I. Role of tourism in economy modernization of the Russian regions // Coll. Of scientific. articles based on the mater. of the Int. scientific-practical. conf. Petrozavodsk, 2010. 352 p.

11. Knut A. Wiesner Strategisches Tourismus marketing: Erfolgreiche Planung und Umsetzung von Reiseangeboten. Berlin: Erich Schmidt Verlag GmbH & CO, 2016. 239 p.

12. Berg W. Slow Tourism: Reisen zwischen Langsamkeit und Sinnlichkeit // Schriftenreihe des Instituts für Management und Tourismus. Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2015. 200 p.

Шубина Т.Л. Сельский туризм как фактор повышения конкурентоспособности туриндустрии Оренбургской области // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 07(68). С. 125-133. DOI: 10.12737/21831.

Shubina T. Rural tourism as a factor of improving the tourism industry competitiveness of Orenburg region. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.07(68), pp. 125-133. DOI: 10.12737/21831.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.