Научная статья на тему 'Перспективы формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область)'

Перспективы формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
964
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туроператорская и турагентская деятельность / туристско-рекреационный кластер / организованный и самодеятельный туризм / tourism / activity of tour operators and travel agencies / tourism-recreation cluster / organized and amateur tourism

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Полякова Ирина Леонидовна, Холодилина Юлия Евгеньевна

Статья посвящена методическим и практическим вопросам формирования организованного потока туристов в туристскорекреационных кластерах. В ней рассматриваются понятия организованного и самодеятельного туризма, туроператорской и турагентской деятельности в рамках развития туристскорекреационных кластеров. Определены основные схемы взаимодействия туристов и туристских фирм при развитии организованного туризма. Обоснована перспективность и приоритетность не только количественного, но и качественного развития туристских потоков для конкретных туристско-рекреационных территорий, определяемого организованным туризмом. Отмечены положительные характеристики организованного туризма для туристов и для предприятий-поставщиков туристских услуг. В статье рассматривается туристско-рекреационный кластер (ТРК) «Соленые озера» как пример туристско-рекреационной территории, приоритетным направлением развития которой в настоящее время выступает организованный туризм. Проанализирована основная инфраструктура курорта, которая выступает основой для развития туристской деятельности. Представлены некоторые результаты маркетинговых исследований предпочтений и спроса на услуги туристической индустрии Оренбургской области, касающихся ТРК «Соленые озера». Выявлены особенности формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера», связанные с определением двух направлений: лечебно-оздоровительный туризм (в том числе медицинский) и рекреационный. Предложена схема формирования организованного и самодеятельного потоков туристов в ТРК «Соленые озера». Представлены мероприятия, направленные на формирование потоков организованных туристов: проведение категоризации и стандартизации предприятий туристской индустрии в Соль-Илецке (в первую очередь коллективных средств размещения); разработка и ведение базы данных о туристской индустрии; расширение лечебнооздоровительной базы для оказания соответствующих услуг туристам; активизация работы с региональными туроператорами, занимающихся развитием внутреннего туризма в России и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Полякова Ирина Леонидовна, Холодилина Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF FORMING THE ORGANIZED TOURIST FLOW TO THE TOURISM-RECREATION CLUSTER "SALT LAKES" (THE CITY OF SOL-ILETSK, ORENBURG REGION)

The article is devoted to the methodological and practical aspects of forming the organized tourist flow in the tourism-recreation clusters. It discusses the concept of organized and amateur tourism, activity of tour operators and travel agencies in the development of the tourism and recreational clusters. The basic schemes of interaction between tourists and tourism companies in the organized tourism development are described. Perspectivity and priority of not only quantitative but also qualitative development of tourist flows to specific touristic and recreational areas defined by organized tourism are identified. The positive characteristics of organized tourism for tourists and tourist services enterprises are noted. The article deals with the tourism and recreation cluster (TRC) "Salt Lake" as an example of touristic and recreational area. Currently, organized tourism is its priority direction. The authors analyze the basic infrastructure of the resort, which is the background for the development of tourism activity. Some results of marketing research of preferences and demand for the tourism industry in Orenburg region relating to the TRC "Salt Lake" are presented. The authors reveal peculiarities of forming the organized tourist flow to the TRC "Salt Lake", which are associated with the definition of two directions: health and wellness tourism (including medical) and recreation. The article presents the scheme of forming the organized and amateur tourist flows in the TRC "Salt Lake". The authors describe the activities aimed at the forming the flow of organized tourists: categorization and standardization of enterprises of tourism industry in Sol-Iletsk (especially of collective accommodation facilities); development and maintenance of the tourism industry database; expansion of medical-health basis for the providing appropriate tourist services; the revitalization of work with the regional tour operators engaged in the domestic tourism development in Russia, etc.

Текст научной работы на тему «Перспективы формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 338.487:021.338 й01: 10.22412/1995-042Х-10-8-16

ПОЛЯКОВА Ирина Леонидовна

Оренбургский государственный университет (Оренбург, РФ); кандидат экономических наук, старший преподаватель;

il_polyakova@mail. ги

ХОЛОДИЛИНА Юлия Евгеньевна

кандидат экономических наук, старший преподаватель;

[email protected]

Перспективы формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область)

Статья посвящена методическим и практическим вопросам формирования организованного потока туристов в туристско-рекреационных кластерах. В ней рассматриваются понятия организованного и самодеятельного туризма, туроператорской и тура-гентской деятельности в рамках развития туристско-рекреационных кластеров. Определены основные схемы взаимодействия туристов и туристских фирм при развитии организованного туризма. Обоснована перспективность и приоритетность не только количественного, но и качественного развития туристских потоков для конкретных туристско-рекреационных территорий, определяемого организованным туризмом. Отмечены положительные характеристики организованного туризма для туристов и для предприятий-поставщиков туристских услуг.

В статье рассматривается туристско-рекреационный кластер (ТРК) «Соленые озера» как пример туристско-рекреационной территории, приоритетным направлением развития которой в настоящее время выступает организованный туризм. Проанализирована основная инфраструктура курорта, которая выступает основой для развития туристской деятельности. Представлены некоторые результаты маркетинговых исследований предпочтений и спроса на услуги туристической индустрии Оренбургской области, касающихся ТРК «Соленые озера». Выявлены особенности формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера», связанные с определением двух направлений: лечебно-оздоровительный туризм (в том числе медицинский) и рекреационный. Предложена схема формирования организованного и самодеятельного потоков туристов в ТРК «Соленые озера». Представлены мероприятия, направленные на формирование потоков организованных туристов: проведение категоризации и

Ключевые слова:

туризм, туроператорская и турагентская деятельность, туристско-рекреационный кластер, организованный и самодеятельный туризм

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

стандартизации предприятий туристской индустрии в Соль-Илецке (в первую очередь коллективных средств размещения); разработка и ведение базы данных о туристской индустрии; расширение лечебно-оздоровительной базы для оказания соответствующих услуг туристам; активизация работы с региональными туроператорами, занимающихся развитием внутреннего туризма в России и др.

Развитие туристской индустрии в настоящее время является одним из актуальных и приоритетных направлений социально-экономической политики многих государств, а также отдельных регионов. В качестве основных вопросов при этом выступают количественное и качественное развитие объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры; увеличение потока туристов; активизация деятельности по продвижению туристско-рекреационных комплексов, кластеров и зон.

В целом туризм как деятельность туриста можно рассматривать в рамках двух видов: организованный туризм, когда деятельность по разработке и формированию туристского продукта берут на себя туристские фирмы (туроператоры и турагенты); и самостоятельный (самодеятельный) туризм, когда вопросы организации путешествий решают сами туристы. Проблема формирования организованного потока туристов для некоторых тури-стско-рекреационных территорий является наиболее актуальной. Привлекательные для туристов территории испытывают большие антропогенные нагрузки, туристские потоки часто недостаточно хорошо контролируются, наблюдается нерациональное использование туристско-рекреационных ресурсов. Эти моменты накладывают отпечаток на развитие туристско-рекреационной деятельности в целом и инфраструктуры в частности. В основном, такое развитие туризма характеризуется именно самодеятельным туризмом (самостоятельных туристов сложно контролировать, управлять потоками и пр.) [3, 7].

В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»1 дается опреде-

1 Федеральный закон № 132-Ф3 от 4 октября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской

ление понятию самодеятельного туризма как туризма, организуемого туристами самостоятельно.

Необходимо отметить, что самодеятельные туристы, путешествующие самостоятельно, составляют практически две трети от общего числа туристских поездок [6]. Данный вид туризма предоставляет путешественникам свободу выбора маршрутов, времени и сезона поездки, основных и дополнительных услуг и пр. В странах Западной Европы и Северной Америки самодеятельный туризм развит достаточно хорошо, но если у европейских туристов этот вид отдыха - свидетельство об их достаточном благополучии, то для российского туриста до последних нескольких лет данный вид отдыха ассоциировался, прежде всего, с экономией денежных средств.

В законодательно-нормативной базе понятие организованного туризма отсутствует, однако теоретики и практики в сфере туризма рассматривают данный термин.

В туристском справочнике дается следующее определение: организованный туризм — поездка, организуемая туристическими фирмами по стандартному или разработанному самим туристом маршруту.

Лойко О.Т. определяет организованный туризм как строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристическими фирмами и реализуемые обычно на условиях предварительной оплаты [6].

Организованные туристы предпочитают приобретать туристские продукты, разработанные туроператорами, у турагентов. При этом взаимодействие организаторов туризма и туристов может проходить по двум схемам:

Федерации». и^: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения: 12.01.2016).

Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е.

Перспективы формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область)

- туристы выбирают турпродукты из тех, которые уже разработаны туроператорами (заранее определены маршруты, даты путешествия, основные услуги и пр.), как правило, это популярные массовые направления в рамках рекреационного и познавательного туризма;

- по запросу туристов туроператор разрабатывает туристский маршрут, такой вид туристского продукта чаще всего называют индивидуальным.

Таким образом, туристские фирмы берут на себя часть задач, которые необходимо решить для организации и осуществления поездки. Важно отметить, что туроператоры также осуществляют отбор поставщиков услуг (отели и гостиницы, рестораны и кафе, предприятия сферы развлечения и отдыха и т.п.), то есть изучают все возможные варианты и выбирают лучшие, подходящие по цене и качеству, месту расположения и другим факторам. Туристские фирмы формируют и распределяют туристские потоки, что особенно важно в высокий туристский сезон, когда количество приезжающих гостей может превышать количество местных жителей. Предприятия, предоставляющие туристские услуги (для туроператоров - это поставщики услуг) также заинтересованы в развитии организованного

туризма, так как туроператоры частично или полностью снимают проблему поиска клиентов. В особо популярных направлениях туроператоры полностью выкупают отели на весь высокий туристский сезон, то есть берут на себя риски низких продаж и рентабельности.

В качестве туристско-рекреационной территории, приоритетным направлением развития которой является организованный туризм, выступает туристско-рекреационный кластер (ТРК) «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область). Главный ресурс, привлекающий туристов из разных регионов России - это группа соленых озер, обладающих уникальными лечебно-оздоровительными свойствами. Самым крупным и известным озером является озеро Развал, рядом с которым находятся озера Тузулучное, Дунино, Новое, Большое и Малое городское. Водогрязе-лечебные ресурсы озер уникальны по своему составу, температурному режиму и лечебному свойству. Растущая популярность соленых озер связана с мощным лечебным и оздоровительным эффектом, возникающим после их посещения. В последние несколько лет организацией отдыха на озерах занимается ООО «Соль-Илецк-курорт». В табл. 1 представлены природные лечебные факторы ТРК «Соленые озера».

Таблица 1 - Природные лечебные факторы ТРК «Соленые озера» [2]

Вид терапии Ресурсы

Грязелечение - Иловая сульфидная грязь озер Тузлучное и Дунино

Бальнеолечение - Хлоридно-натриевые минеральные воды озер Развал, Новое, Дунино. - Подземные хлоридно-натриевые минеральные воды

Климатолечение - Климат степей. - Аэротерапия - уникальный микроклимат вблизи озер. - Гелиотерапия - лечение солнцем

Спелеолечение - Соляные пещеры (использование в перспективе отработанных камер 30х30х300 м ОАО «Руссоль»). - Спелеокомнаты из соляных кубиков (ОАО «Руссоль» выпускаются куби- ки 20х20х40 см)

Арбузолечение - Обильный урожай арбузов и дынь

Кумысолечение - Кумыс производства соль-илецкого ООО «Спутник»

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Туристский поток в последние 10 лет вырос более чем в 4 раза и летом 2015 года

зарегистрировано 1 700 тыс. посещений ку-

2

рортной зоны .

В 2011 году туристская зона получила статус курорта местного значения (КМЗ). В настоящее время развитие курорта «Соленые озера» осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В программу курорт вошел в качестве туристско-рекреационного кластера, основные цели развития которого - это перевод курорта на круглогодичное функционирование; формирование системы обеспечивающей и туристской инфраструктуры; повышение качества предоставляемых туристом услуг и др. [5].

Развитие туризма на территории курорта в настоящее время осуществляется в двух направлениях: лечебно-оздоровительный туризм (в том числе и медицинский) и рекреационный. Важным является тот факт, что абсолютное большинство туристов, приезжающих на курорт с целью лечения и оздоровления - это гости из других регионов Российской Федерации (основные «поставщики» туристов - Пермский край, Башкирия, Удмуртия, Татарстан, Самарская область, Челябинская область, Казахстан и др.). Жители Оренбургской области посещают Соль-Илецк в основном, с целью отдыха и рекреации (чаще всего посещение длится от нескольких часов до 1-2 суток).

Туристская инфраструктура курорта представлена следующими составляющими:

- средства размещения туристов: более 140 коллективных средств размещения туристов и гостевых домов, номерной фонд которых составляет более 3 000 номеров различных категорий;

2 Представители туриндустрии заинтересованы в развитии Соль-Илецка // Портал «Без формата». URL: http://orenburg.bezformata.ru/listnews/zainteresovani-v-razvitii-sol-iletcka/33654964/ (Дата обращения: 20.01.2016).

- предприятия общественного питания: более 30 предприятий, общее число посадочных мест (в стационарных предприятиях) -около 1 500;

- сфера туристско-экскурсионного обслуживания: 6 предприятий, осуществляющих экскурсионное обслуживание, разработку и продвижение туристских маршрутов, продажу билетов, а также предоставляющих тура-гентские и рекреационно-оздоровительные услуги и т.д.;

- туристские комплексы, предоставляющие широкий спектр основных и дополнительных услуг (проживание, питание, развлекательные мероприятия и т.д.). [1].

Основа развития лечебно-

оздоровительного туризма - ГУЗ «Областная Соль-Илецкая больница восстановительного лечения», функционирующая как санаторий. Больницу посещают ежегодно около 4 тысяч пациентов (причём около 1,5 тысяч - дети). Общее количество коек - более 200. Кроме обычного стационара лечат и амбулаторно-курсовочно (до 500 человек в день)3.

В связи с долгосрочным пребыванием на курорте туристы из других регионов активно используют услуги предприятий размещения и питания, а также сферы развлечения и отдыха.

Для рекреационного краткосрочного отдыха туристами в большей степени используется инфраструктура, представляемая на территории озер ООО «Соль-Илецк-курорт»: общая зона (террасный спуск к озеру, зонтики) и зона повышенной комфортности (беседки, столы и стулья, качели); душевые и санитарные узлы; несколько точек общественного питания; аттракционы и карусели.

Курорт в настоящее время находится на этапе активного развития, многие вопросы, которые встают перед туроператорами и

3 ГУЗ «Областная Соль-Илецкая больница восстановительного лечения» // Русский отдых. URL: http://rusotdih.ru/guz-oblastnaya-sol-ileckaya-bolnica-vosstanovitelnogo-lecheniya/ (Дата обращения: 14.01.2016).

Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е.

Перспективы формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область)

предприятиями туристской инфраструктуры решаются региональными и муниципальными властями, в том числе в рамках развития кластера по федеральной целевой программе.

Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области совместно с коллективом научно-исследовательского института региональной экономики Оренбургского государственного университета проводит маркетинговые исследования предпочтений и спроса на услуги туристической индустрии Оренбургской области. Исследования включают опросы жителей области и других регионов (реальных и потенциальных туристов), а также сотрудников туристских фирм и предприятий туристской инфраструктуры, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области.

Один из проведенных опросов был направлен на определение направлений и целесообразности развития ТРК «Соленые озера».

Большинство опрошенных жителей Оренбургской области (59 %) посещали курорт, из них 7 % отдыхают там регулярно. Среди причин, по которым люди не посещают Соль-Илецк, самыми популярными и часто называемыми являются следующие: отсутствие интереса / желания / возможностей / времени, наличие плохих отзывов, высокие цены, большое скопление людей, недостаточно удовлетворительное состояние водоема, предпочитают другие курорты и личные причины. Фактически все опрошенные рассматривают курорт только в качестве варианта рекреационного, краткосрочного отдыха [4].

Потенциальные и реальные туристы из других регионов страны выражают более позитивные мнения (51 % отметили, что остались вполне довольны курортом), хотя также отмечают недостатки, которые связаны с отсутствием пакетных предложений туроператоров, развитием обеспечивающей инфраструктуры курорта (пешеходные зоны и тротуары, водоснабжение, электроснабжение и пр.), предложением дополнительных, развлекательных услуг и др. Большинство внешних

туристов посещают курорт не столько с целью отдыха, сколько с целью оздоровления и лечения, а также пребывают на территории Соль-Илецка от 7 до 14 дней.

В качестве пожеланий по совершенствованию качества отдыха непосредственно на территории курорта и в самом городе респонденты назвали следующие:

- увеличить количество зонтиков на пляже;

- поставить лежаки;

- уделять внимание чистоте озер и пляжа;

- благоустроить территорию;

- повысить качество услуг отдыхающим, особенно услуг общественного питания;

- расширить спектр развлекательных услуг;

- расширить базу лечебно-оздоровительного сервиса;

- открыть молодежные клубы;

- создать условия для отдыха людей с ограниченными возможностями;

- выделить и благоустроить курортную зону в городе, отделив ее от собственно городской зоны;

- провести озеленение города;

- увеличить количество предлагаемых экскурсий;

- оборудовать парки и дорожки для прогулок и др.

Многие опрашиваемые, особенно приезжающие с целью лечения, высказывали пожелания сделать курорт круглогодичным, использовать соляные шахты, крытые бассейны с соленой природной водой, обеспечить возможности медицинских консультаций и лечения.

Результаты опроса работников туристской индустрии позволили определить, что представители туристских фирм считают ТРК «Соленые озера» перспективным направлением своего развитие, однако выделяют некоторые сдерживающие факторы, такие как:

- клиенты предпочитают добираться до курорта самостоятельно;

- отсутствие развитой туристской инфраструктуры;

- низкая рентабельность потенциальных туристских продуктов;

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

- малая продолжительность высокого туристского сезона;

- отсутствие на рынке комплексного предоставления туристских услуг;

- отсутствие или недостаточная информированность потенциальных туристов о туристских возможностях Оренбургской области.

Больший интерес выражают туристские фирмы из других регионов, которые сталкиваются со спросом со стороны туристов, однако в настоящее время в основном, оказывают исключительно транспортные услуги, организуя только доставку туристов из своего региона в Соль-Илецк. То есть туроператоры только частично выполняют свою функцию, не предлагая пакетных программ. Встречаются единичные варианты личной договоренности владельцев туроператоров с отдельными гостиницами и гостевыми домами. Вместе с тем, представители туроператоров единогласно выступают за дальнейшее развитие деятельности по проектированию и реализации пакетных программ в Соль-Илецк, включающих в качестве основных услуг трансферт, проживание и питание. Для предоставления разнообразных дополнительных услуг на курорте необходимо совершенствование имеющейся

базы индустрии развлечения и отдыха, а также проектирование новых предприятий, предоставляющих возможность туристам провести интересный досуг (особенно во второй половине дня и вечером, когда территория соленых озер пустеет).

Большую роль в обеспечении развития туризма на территории ТРК «Соленые озера» играет деятельность региональных и муниципальных органов власти, которые выступают координаторами и исполнителями выполнения программ развития кластера. На наш взгляд, для формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» важным элементом может стать так называемая «База данных о туристской индустрии», наполнение которой может осуществлять администрация города. Для того, чтобы разместить данные о своих услугах, туристскому предприятию нужно будет подтвердить их качество и соответствие заявленным характеристикам. Гарантия со стороны администрации поможет туроператорам в выборе надежных поставщиков услуг для своих туристов.

На рис. 1 представлена схема формирования организованного и самодеятельного потоков туристов в ТРК «Соленые озера».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1 - Формирование организованного и самодеятельного потоков туристов

в ТРК «Соленые озера»

Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е.

Перспективы формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область)

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Для дальнейшего развития туристской деятельности на территории ТРК «Соленые озера» важно разделить всех приезжающих туристов на две категории по целям и срокам: кратковременный рекреационный отдых (жители Оренбургской области) и среднесрочный отдых с лечебно-оздоровительными целями.

2. Основой формирования потоков организованных туристов является развитие среднесрочного отдыха с лечебно-оздоровительными целями, которое может быть обеспечено следующими мероприятиями:

- проведение категоризации и стандартизации предприятий туристской индустрии в Соль-Илецке (в первую очередь коллективных средств размещения);

- разработка и ведение базы данных о туристской индустрии, которая может быть создана в виде сайта-каталога;

- расширение лечебно-оздоровительной базы для оказания соответствующих услуг туристам;

- активизация работы с региональными туроператорами, занимающихся развитием внутреннего туризма в России и др.

3. Кратковременный отдых жителей Оренбургской области обеспечивается соответствующим развитием транспортной инфраструктуры, а также совершенствованием территории, прилегающей непосредственно к соленым озерам.

4. Развитие ТРК «Соленые озера» в ближайшие годы должно быть нацелено на качественное развитие предприятий сферы размещения, а также на количественное увеличение предприятий общественного питания и сферы досуга туристов.

5. Круглогодичное функционирование курорта позволит перераспределить туристские потоки: приезжающие с целью лечения смогут получать его и в так называемый низкий туристский сезон (в том числе за счет сниженных цен), что обеспечит рентабельность деятельности туристских фирм, занимающихся организованным туризмом.

Развитие туристско-рекреационного кластера «Соленые озера» в условиях ориентации туроператоров на работу во внутреннем туризме является достаточно перспективным, однако требует грамотного управленческого подхода, как со стороны властей региона, так и со стороны предпринимательского сообщества.

Список источников:

1. Ермакова Ж.А. Финансовое обеспечение формирования туристско-рекреационного кластера «Соленые озера» // Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации: сб.ст. междунар. науч.-практ. форума (Пермь, 15-17 мая 2013.). Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2013. С. 333-337.

2. Ермакова Ж.А., Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е. Влияние развития туризма на локальную территорию (на примере Соль-Илецкого района Оренбургской области) // Вопросы Сте-певедения. 2013. С. 36-40.

3. Ермишин С.П., Якунин В.Н. Проблема повышения роли туризма в развитии Самарской области и г. Тольятти // Вестник Национальной академии туризма. 2008. № 2(6). С. 47-51.

4. Ковалевский В.П. Выявление предпочтений потребителей как основа проектирования ту-ристско-рекреационного кластера «Соленые озера» (Оренбургская область) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 4 (165). С. 68-73.

5. Корабейников И.Н., Полякова И.Л. Продовольственное обеспечение туристско-рекреационных кластеров (на примере курорта «Соленые озера») // Казанская наука. 2014. №6. С. 81-84.

6. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Томск: Изд-во ТПУ, 2005. 152 с.

7. Якунин В.Н. Виды туризма: историография проблемы // Запад-Россия-Восток. 2014. № 8. С. 499-517.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Irina POLYAKOVAa, Yulia HOLODILINA b,

PROSPECTS OF FORMING THE ORGANIZED TOURIST FLOW TO THE TOURISM-RECREATION CLUSTER "SALT LAKES" (THE CITY OF SOL-ILETSK, ORENBURG REGION)

Orenburg State University (Orenburg, Russia);

a PhD in Economics, Senior Lecturer; e-mail: [email protected]

b PhD in Economics, Senior Lecturer; e-mail: [email protected]

Keywords:

tourism,

activity of tour operators and travel agencies, tourism-recreation cluster,

The article is devoted to the methodological and practical aspects of forming the organized tourist flow in the tourism-recreation clusters. It discusses the concept of organized and amateur tourism, activity of tour operators and travel agencies in the development of the tourism and recreational clusters. The basic schemes of interaction between tourists and tourism companies in the organized tourism development are described. Perspectivity and priority of not only quantitative but also qualitative development of tourist flows to specific touristic and recreational areas defined by organized tourism are identified. The positive characteristics of organized tourism for tourists and tourist services enterprises are noted.

The article deals with the tourism and recreation cluster (TRC) "Salt Lake" as an example of touristic and recreational area. Currently, organized tourism is its priority direction. The authors analyze the basic infrastructure of the resort, which is the background for the development of tourism activity. Some results of marketing research of preferences and demand for the tourism industry in Orenburg region relating to the TRC "Salt Lake" are presented. The authors reveal peculiarities of forming the organized tourist flow to the TRC "Salt Lake", which are associated with the definition of two directions: health and wellness tourism (including medical) and recreation. The article presents the scheme of forming the organized and amateur tourist flows in the TRC "Salt Lake". The authors describe the activities aimed at the forming the flow of organized tourists: categorization and standardization of enterprises of tourism industry in Sol-Iletsk (especially of collective accommodation facilities); development and maintenance of the tourism industry database; expansion of medical-health basis for the providing appropriate tourist services; the revitalization of work with the regional tour operators engaged in the

organized and amateur tourism domestic tourism development in Russia, etc.

References

1. Ermakova Zh.A. Financial support for the forming the tourism-recreation cluster "Salt Lake" // Sfera turizma i gostepriimstva v epohu globalizacii [Tourism and hospitality in the era of globalization]: Coll. of art. of the Intern. scientific-practical Forum (Perm, May 15-17, 2013). Perm State Academy of Art and Culture. 2013. Pp 333-337.

2. Ermakova Zh.A., Poljakova I.L., Holodilina Yu.E. The tourism impact on the local territory (the case of Sol-Iletsk district of Orenburg region) // Voprosy Stepevedenija [Questions of Steppe Studies]. 2013. Pp. 36-40.

3. Ermishin S.P., Yakunin V.N. The problem of increasing the role of tourism in the development Samara region and the city of Togliatti // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [National Tourism Academy Bulletin]. 2008. № 2 (6). Pp. 47-51.

Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е.

Перспективы формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область)

4. Kovalevskij V.P. Identification of consumer preferences as a basis for designing the tourism and recreation cluster "Salt Lake" (Orenburg region) // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University]. 2014. № 4 (165). Pp. 68-73.

5. Korabejnikov I.N., Poljakova I.L. Food supply of tourism-recreation clusters (the case of the resort "Salt Lake") // Kazanskaja nauka [Kazan Science]. 2014. № 6. Pp. 81-84.

6. Lojko O.T. Tourism and Hospitality Industry. Tomsk: Publishing house TPU, 2005. 152 pp.

7. Yakunin V.N. Types of tourism: Historiography of the problem // Zapad-Rossija-Vostok [West-Russia-East]. 2014. № 8. Pp. 499-517.

Полякова И.Л., Холодилина Ю.Е. Перспективы формирования организованного потока туристов в ТРК «Соленые озера» (г. Соль-Илецк, Оренбургская область) // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 08(69). С. 159-167. DOI: 10.22412/1995-042X^0-8-16.

Polyakova I., Holodilina Yu. Prospects of forming the organized tourist flow to the tourism-recreation cluster "Salt Lakes" (the city of Sol-Iletsk, Orenburg region). Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.08(69), pp. 159-167. doi: 10.22412/1995-042X-10-8-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.