УДК 332.145
Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова*
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ
В статье систематизированы подходы к оценке эффективности туристско-рекреационных комплексов. Проведен анализ имеющихся в научной литературе методических подходов к оценке экономической эффективности объектов туризма. Предложена методика оценки влияния туристско-рекреационных комплексов на социально-экономическое положение территории, учитывающая глубину влияния комплекса на экономику региона, с выделением регионального и муниципального уровней, а также уровня отдельного предприятия. Представлены результаты оценки влияния функционирования туристско-рекреационного кластера «Соленые озера» (Оренбургская область, г. Соль-Илецк) на социально-экономическое положение территории.
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, эффективность развития комплексов, оценка влияния туристско-рекреа-ционных комплексов на экономику региона.
Развитие туристско-рекреационных комплексов (ТРК) оказывает влияние на социально-экономическое положение района-местонахождения комплекса, а также региона в целом. Рассматривая развитие ТРК с позиций теории региональной экономики, отметим понятие «эффективность», которая является определяющей характеристикой для описания успешной деятельности любой системы, достигшей поставленных перед ее функционированием целей.
В теории и практике региональной экономики применяется совокупность видов эффективности: экономическая, социальная, экологическая; внешняя и внутренняя; прямая и косвенная.
Применительно к ТРК использование перечисленных видов эффективности является корректным, однако существует проблема определения конкретной совокупности показателей или интегрального показателя эффективности в отношении объектов, в нашем исследовании — формирования и развития ТРК.
Например, А.М. Ашхотов, О.С. Пензина, З.Ю. Тенова и другие исследователи предлагают оценивать эффективность функционирования ТРК с точки зрения совокупности эффективности функционирования ее объектов: предприятий, непосредственно производящих туристский продукт; предприятий, оказывающих дополнительные туристские услуги; предприятий обеспечивающей инфраструктуры [1—3].
Применение данного подхода к оценке эффективности ТРК ограничивается следующими особенностями: во-первых, расчет перечисленных показателей затруднен в связи с особенностями сбора первичных статистических данных о деятельности предприятий, входящих в ТРК, — некоторые из них рассчитать в реальном режиме не представляется возможным. Во-вторых, сопоставление друг с дру-
* © Ермакова Ж. А., Полякова И. Л., 2014
Ермакова Жанна Анатольевна ([email protected]), Полякова Ирина Леонидовна ([email protected]), кафедра управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, 460018, Российская Федерация, г. Оренбург, пр. Победы, 13.
гом полученных данных по эффективности деятельности предприятий с разной спецификой функционирования является сложным. В-третьих, эффективность развития комплекса в целом нерационально оценивать только на основе показателей эффективности отдельных организаций, входящих в его состав (необходимо учитывать признаки комплексности и системности ТРК).
На наш взгляд, задача определения интегрального показателя, которую ставят в своих работах такие исследователи, как А.В. Митрофанова, А.Х. Сенова, Г.В. Май-мула, ограничивается сложностью и многоотраслевым характером ТРК — невозможность выделения единого показателя определяется большим количеством подсистем и элементов ТРК, спецификой предпринимательской деятельности в туристской индустрии на настоящем этапе развития экономики страны [4—6].
Некоторые исследователи считают, что в этом случае эффективность функционирования ТРК целесообразно оценивать на основе показателей результативности, под которыми понимают количественные или качественные критерии, характеризующие степень соответствия желаемого (целевого) состояния ТРК фактическому на конкретный момент времени. Количество данных показателей может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от целей, задач, проводимых мероприятий.
Показатели результативности характеризуются такими требованиями как: конкретность и измеримость, достижимость и обоснованность, временная ориентация.
Целевые программы федерального и регионального уровня для определения эффективности программных мероприятий содержат именно показатели результативности. Например, в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)» в качестве индикаторов и показателей выбраны численность граждан Российской Федерации и иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (КСР); площадь номерного фонда КСР; инвестиции в основной капитал средств размещения; количество койко-мест в КСР; количество лиц, работающих в КСР и туристских фирмах; объем платных туристских услуг, оказанных населению; объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения [7].
На данном этапе реализации федеральной и региональных целевых программ развития туризма достоверная оценка результативности проводимых мероприятий не представляется возможной по нескольким причинам. Во-первых, сбор статистических данных часто проводится без учета малых предприятий и микропредприятий; во-вторых, в формах, разрабатываемых Росстатом для отчетности предприятий туристской индустрии, некоторые из данных результативных показателей отсутствуют.
Кроме того, данные показатели характеризуют эффективность развития самого ТРК, однако мало иллюстрируют степень его влияния на социально-экономическое положение территории, на которой он находится. Ключевым вопросом формирования и функционирования ТРК является оценка его влияния на развитие муниципального образования и региона его нахождения в целом. Учитывая принципы комплексности и системности ТРК, можно сделать вывод, что оценка влияния ТРК на социально-экономическое положение территории является более актуальной задачей, чем определение эффективности функционирования комплекса.
Исследователи выделяют достаточно большое количество показателей, с помощью которых можно оценить влияние ТРК на социально-экономическое развитие территории, однако чаще всего этот перечень является очень обширным и неструктурированным, что негативно влияет на эффективность проведения оценки.
На наш взгляд, необходимо проводить оценку влияния ТРК на социально-экономическое положение территории, учитывающую глубину влияния системы на экономику региона с выделением регионального и муниципального уровней, уровня предприятия (см. рис.).
Оценка выделенных показателей на региональном и муниципальном уровнях проводится в динамике за последние годы (минимум за 5 лет). На уровне предпри-
Региональный уровень
Доля ТРС в ВРП
Доля платных услуг КСР в платных услугах региона
Количество реализованных туров на тысячу жителей региона
Муниципальный уровень
Показатели, характеризующие экономические аспекты
Инвестиции в основной капитал
Показатели, характеризующие финансовые аспекты влияния
Показатели предпринимательской активности
Показатели, характеризующие социальные аспекты влияния
Среднемесячная заработная плата занятого населения
Доходы бюджета муниципального образования
Налог на имущество ЕНВД для отдельных видов деятельности
Остатки денежных вкладов населения в банках
Количество зарегистрированных индивидуальных п пе дп о и н и мателе й
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в виде юридических лиц
Трудовые ресурсы
Число безработных
Среднегодовая численность занятых (работников)
/\
Уровень предприятия
Общие показатели
Специальные показатели
Объем реализации
Чистая прибыль
Внутренняя норма
Срок окупаемости
Рентабельность
Чистый дисконтированный доход
Количество туродней/ койко-дней
Выручка от основных / дополнительных услуг
Средняя цена тура / средний чек
Количество туристов/ экскурсантов / посетителей
Рис. Показатели оценки влияния развития ТРК на социально-экономическое положение территории
о
-4
ятия оценка может проводиться также в сравнении с нормативными показателями. Оценка влияния ТРК может осуществляться отдельно по каждому из предложенных уровней, в зависимости от целей и задач, а также масштаба исследования. Исходя из целей и задач количество показателей каждого уровня может быть увеличено.
Предложенная методика может использоваться для оценки влияния туристско-рекреационной системы на социально-экономическое положение территории как на муниципальном, так и на региональном уровне. В зависимости от целей исследования может проводиться уточненная оценка по уровню влияния конкретных предприятий или организаций.
На наш взгляд, для оценки влияния развития ТРК на социально-экономическое положение территории необходимо использовать показатели, которые характеризуют как эффективное развитие ТРК со всеми присущими ему специфическими признаками и особенностями (показатели уровня предприятия), так и влияние на различные стороны социально-экономического развития муниципального образования на территории базирования (региональный и муниципальный уровни).
Для поставленных целей целесообразно рассмотреть такие группы показателей, как экономические, финансовые, социальные и показатели предпринимательской активности. Предлагается следующая совокупность показателей по выделенным группам:
1. Показатели, характеризующие экономические аспекты влияния: инвестиции в основной капитал; среднемесячная заработная плата занятого населения.
2. Показатели, характеризующие финансовые аспекты влияния: доходы бюджета муниципального образования (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налог на имущество); остатки денежных вкладов населения в банках.
3. Показатели, характеризующие социальные аспекты влияния: трудовые ресурсы; среднегодовая численность занятых (работников); число безработных.
4. Показатели предпринимательской активности: количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей; количество субъектов малого и среднего предпринимательства в виде юридических лиц.
Экономические показатели для оценки влияния ТРК на развитие территории включают в себя инвестиции в основной капитал и среднемесячную заработную плату занятого населения.
Привлекательность территории для инвесторов — важнейшая характеристика для формирования и развития ТРК, в связи с этим инвестиционная активность на территории определенных комплексов свидетельствует об эффективности развития ТРК, а также о положительной социально-экономической динамике развития территории и муниципального образования.
Кроме того, величина инвестиций в основной капитал является основой для определения эффективности инвестиционных процессов, которые могут быть рассчитаны как для ТРК в целом, так и для отдельных его элементов.
Учет занятости населения в туристской индустрии имеет определенные проблемы. Чаще всего к числу занятых в туризме относят сотрудников предприятий туроператоров и турагентств, коллективных средств размещения, в том числе предприятий санаторно-курортной индустрии — статистическая информация по данным группам содержится в официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики. Однако оценка «прямого эффекта занятости» в этом случае усложняется тем, что зачастую публикуемые данные сопровождаются пометкой «данные приведены без микропредприятий», в то время как подавляющее число турагентств и средств размещения в настоящее время относятся к данной категории.
Кроме того, такие признаки ТРК, как комплексность и системность, подразумевают «эффект косвенной занятости», создаваемый в туристской индустрии, определить который можно только приблизительно. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно оценивать такие социальные показатели как среднемесячная заработная плата работников; трудовые ресурсы; среднегодовая численность занятых (работников); число безра-
ботных, с помощью анализа динамики данных показателей на территории района-месторасположения локального ТРК, а не только на предприятиях туристской индустрии.
Занятость в туристской индустрии имеет ряд особенностей, таких как высокая текучесть кадров, сезонный характер занятости, востребованность низкоквалифицированного персонала, неполный рабочий день. Вместе с тем в курортных зонах большая часть населения осуществляет туристскую деятельность как дополнительную к своей основной профессиональной. В этом случае сезонный характер позволяет получать дополнительный доход, который может быть оценен в составе финансовых показателей влияния развития ТРС на социально-экономическое положение территории (например, остатки денежных вкладов населения в банках).
Кроме данного показателя в состав финансовых предлагается включить доходы бюджета муниципального образования, в составе которых отдельно выделяются единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также налоги на имущество юридических лиц.
Среди видов деятельности, по которым введен единый налог на вмененный доход, выделяются такие, как оказание услуг общественного питания через объекты с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров; оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров; оказание бытовых услуг; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг; розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных по каждому объекту, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Таким образом, единый налог на вмененный доход является одним из основных показателей, которые иллюстрируют доходы бюджета муниципального образования, получаемые от видов экономической деятельности, направленных на обслуживание туристов. Налог на имущество предложено ввести в состав финансовых показателей в связи с тем, что он характеризует доходы местного бюджета, получаемые с имущества предприятий и физических лиц, используемого в ТРК.
Среди показателей, характеризующих предпринимательскую активность, нами выделены количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства в виде юридических лиц.
По нашему мнению, выделенные показатели удовлетворяют следующим критериям:
— отражают сущностные характеристики функционирования ТРК (преобладание малого и среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства и т. п.);
— количество данных показателей является минимальным и достаточным для оценки влияния ТРК на социально-экономическое развитие муниципального образования;
— данные показатели и исходные данные включены в типовые формы Росстата как на муниципальном, так и на федеральном уровнях.
При оценке влияния развития ТРК на социально-экономическое положение территории используется исследование тенденций выделенных показателей: по среднему темпу роста за последние пять лет (если ТРК развивается прогрессивно, то будет темп роста больше 100 % (кроме показателя по числу безработных)); по скользящей средней величине по трехлетним периодам (если ТРК развивается прогрессивно, то будет наблюдаться устойчивый рост средних величин (кроме показателя по числу безработных).
Апробация методики оценки влияния ТРК на развитие муниципального образования с использованием выделенных показателей проведена на примере турис-тско-рекреационного кластера «Соленые озера», расположенного на территории муниципального образования городского поселения г. Соль-Илецк. Оценка влияния проводилась по выделенным показателям муниципального уровня.
Таблица —
Расчет скользящих средних величин по социально-экономическим показателям муниципального образования городского поселения о
г. Соль-Илецка за 2008-2012 гг.
Наименование Ед. изм. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Средняя величина 2008-2010 Средняя величина 2009-2011 Средняя величина 2010-2012
Экономические показатели
Инвестиции тыс. руб. 630 797 437 426 461 438 776 053 408 469 509 887 558 305.6 548 653.3
в основной капитал
Среднемесячная руб. 11 261 12012 13217 13 155 13 332 12 163,3 12 794,7 13 234.7
заработная плата
Финансовые показатели
Доходы бюджета всего тыс. руб. 187 065 142 120 194 908 235 803 192 868 174 697.7 190 943.7 207 859.7
Единый налог на тыс. руб. 1 229 1 068 1 207 1 161 1 431 1 168 1 145.3 1 266.3
вмененный доход для
отдельных видов
деятельности
Налоги на имущество тыс. руб. 10 606 13 897 17 602 14 705 13 252 14 035 15 401.3 15 186.3
Остатки денежных млн руб. 530 707 884 1000 1350 707 863.7 1 078
вкладов населения
в банках
Социальные показатели
Трудовые ресурсы тыс. чел. 12.5 13 13,9 14,9 15,1 13,13 13,93 14.63
Среднегодовая
численность занятых тыс. чел. 7.064 7.622 7.186 9.360 9.630 7.291 8.056 8.725
(работников)
Число безработных тыс. чел. 0.8 0.8 0.204 0.296 0.234 0.6 0.43 0.24
Показатели предпринимательской активности
Количество ед. 912 953 970 993 1008 945 972 990,3
зарегистрированных
индивидуальных
предпринимателей
Количество субъектов ед. 83 97 99 102 104 93 99.3 101,7
малого и среднего
предпринимательства
в виде юридических
лиц
0 =е
1
Й &
о*
с--!
Средний темп роста по выделенным группам показателей варьируется от 86,6 % (число безработных) до 126,6 % (остатки денежных вкладов населения в банках).
Меньше чем 100 % темп роста за пять лет наблюдается по такому показателю, как инвестиции в основной капитал. Объем инвестиций резко снизился в 2009 г. и в 2012 г., в первом случае это связано с кризисной экономической обстановкой в стране в целом, а в 2012 году вложение инвестиций уменьшилось в связи с ожиданием результатов вхождения города в одну из федеральных программ — ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)», программу поддержки моногородов.
Среднегодовой темп роста безработных менее 100 % свидетельствует о благоприятной социально-экономической ситуации в г. Соль-Илецке. Самый высокий темп среднего роста наблюдается по показателю, характеризующему финансовые аспекты влияния: остатки денежных вкладов населения в банках — более 126 %, это свидетельствует о повышении уровня жизни населения и возможности накопления средств, ориентированного на будущие периоды — крупные потребительские расходы, покупка недвижимости, развитие бизнеса.
Кроме того, высокий средний темп роста наблюдается по таким показателям как среднегодовая численность занятых (работников) — почти 109 %, налог на имущество юридических лиц (108 %) и количество субъектов малого и среднего предпринимательства в виде юридических лиц (106 %). Остальные показатели имеют средний темп роста около 105 %.
В таблице представлен расчет скользящих средних величин по выделенным социально-экономическим показателям формирования и развития ТРК.
Положительная динамика по трем периодам наблюдается по всем показателям, кроме единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на имущество в 2009—2011 гг.
Показатели, характеризующие экономические и социальные аспекты влияния ТРК, а также показатели предпринимательской активности демонстрируют положительное экономическое влияние функционирования ТРК «Соленые озера» на положение муниципального образования. В настоящее время наблюдается устойчивое социально-экономическое развитие территории, характеризующееся качественными и количественными изменениями в структуре туристско-рекреационных продуктов и услуг; комплекс является привлекательным для инвесторов; в высокий туристский сезон (июнь-август) ежегодно увеличивается туристский поток, обеспеченный как жителями области, так и туристами из других регионов страны.
Апробация методики оценки влияния туристско-рекреационных комплексов на положение территории позволила сделать вывод, что развитие ТРК на базе соленых озер в Соль-Илецке оказывает положительное влияние на социально-экономическое положение муниципального образования в течение последних пяти лет.
Библиографический список
1. Ашхотов А.М. Экономико-экологический механизм управления развитием территориальных рекреационных комплексов: дис. ... канд. экон. наук. Нальчик, 2006. 156 с.
2. Пензина О.С. Разработка организационно-экономического механизма управления туристско-рекреационным комплексом на особо охраняемых природных территориях (на примере г. Санкт-Петербург): дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009. 192 с.
3. Тенова З.Ю. Организация регулирования деятельности туристско-рекреационного комплекса региона: на материалах Кабардино-Балкарской Республики: дис. ... канд. экон. наук. Нальчик, 2009. 163 с.
4. Митрофанова А.В. Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма (на примере Калининградской области): автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2010. 25 с.
5. Сенова А.Х. Региональные особенности развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской республики: дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. 146 с.
6. Маймула Г. В. Факторы и принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Краснодар. 2006. 25 с.
7. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/361 (дата обращения: 25.02.2014).
References
1. Ashkhotov A.M. Ekonomiko-ekologicheskii mekhanizm upravleniia razvitiem territorial'nykh rekreatsionnykh kompleksov: dis. ...Kand. ekon. nauk [Economic and environmental mechanism of management by development of territorial recreational complexes: Candidate's of Economics thesis]. Nalchik, 2006, 156 р. [in Russian]
2. Penzina O.S. Razrabotka organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniia turistsko-rekreatsionnym kompleksom na osobo okhraniaemykh prirodnykh territoriiakh (na primere g. Sankt-Peterburg): dis. ... kand.ekon. nauk [Development of organizational and economic mechanism of management by tourist and recreational complex in specially protected natural areas (on the example of St. Petersburg): Candidate's of Economics thesis]. St. Petersburg, 2009, 192 р. [in Russian]
3. Tenova Z.Yu. Organizatsiia regulirovaniia deiatel'nosti turistsko-rekreatsionnogo kompleksa regiona: na materialakh Kabardino-Balkarskoi Respubliki: dis. ... kand.ekon.nauk [Organization of regulation of activity of tourist and recreational complex in the region: on the materials of the Kabardino-Balkarian Republic: Candidate's of Economics thesis]. Nalchik, 2009, 163 p. [in Russian]
4. Mitrofanova A.V. Regional'nyi turistskii klaster kak forma prostranstvennoi organizatsii turizma (na primere Kaliningradskoi oblasti): avtoref. dis. ... kand.geogr.nauk [Regional tourist cluster as a form of spatial organization of tourism (on the example of Kaliningrad Region): Extended abstract of Candidate's of Geographical Sciences thesis]. Kaliningrad, 2010, 25 р. [in Russian]
5. Senova A.H. Regional'nye osobennosti razvitiia turistsko-rekreatsionnogo kompleksa Kabardino-Balkarskoi respubliki: diss.... kand. ekon. nauk [Regional peculiarities of development of tourist and recreational complex of the Kabardino-Balkarian Republic: Candidate's of Economics thesis]. M., 2011. 146 p. [in Russian]
6. Maymula G.V. Faktory i printsipy effektivnoi deiatel'nosti predpriiatii turistskogo kompleksa: avtoref. dis.... kand.ekon.nauk. [Factors and principles of effective activity of enterprises of the tourist complex: Extended abstract of Candidate's of Economics thesis]. Krasnodar, 2006, 25 р. [in Russian]
7. Federal Target Program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)». Available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2012/361 (accessed 25.02.2014).
Zh.A. Ermakova, I.L. Polyakova*
EVALUATION OF IMPACT OF TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF THE TERRITORY
In this article approaches to evaluation of effectiveness of tourist and recreational complexes are systematized. Analysis of available in the scientific literature methodological approaches to the assessment of economic efficiency of tourist destinations is carried out. Method of assessment of influence of tourist and recreational complexes on social and economic situation of an area, taking into account the depth of influence of the complex on the regional economy with the detachment of regional and municipal levels, as well as the level of an individual enterprise is suggested. The results of assessment of impact of functioning of tourist and recreational cluster «Salt Lakes» (Orenburg Region, Sol-Iletsk) on socioeconomic status of the territory are presented.
Key words: tourist and recreational complexes, efficiency of development of complexes, evaluation of influence of tourist and recreational complexes on the economics of the region.
* Ermakova Zhanna Anatolievna ([email protected]), Polyakova Irina Leonidovna ([email protected]), the Dept. of Personnel Management, Service and Tourism, Orenburg State University, Orenburg, 460018, Russian Federation.