Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №2, Том 13 / 2021, No 2, Vol 13 https://esj.today/issue-2-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/45ECVN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ворона А.А., Панишко Е.П., Осипова А.И. Тенденции и перспективы лесного хозяйства и экспорта лесоматериалов РФ: региональный аспект // Вестник Евразийской науки, 2021 №2, https://esj.today/PDF/45ECVN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vorona A.A., Panishko E.P., Osipova A.I. (2021). Trends and prospects of forestry and timber export in the Russian Federation: regional aspect. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(13). Available at: https://esj.today/PDF/45ECVN221 .pdf (in Russian)
УДК 339.564:691.11
Ворона Анастасия Александровна
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия
Старший преподаватель кафедры «Управления» Кандидат экономических наук E-mail: anastasiya_o@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=767969
Панишко Елена Павловна
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия
Доцент кафедры «Управления» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: pep737@yandex.ru
Осипова Анастасия Игоревна
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия
Студент «Экономического» факультета E-mail: anastasiya99-1999@mail.ru
Тенденции и перспективы лесного хозяйства и экспорта лесоматериалов РФ: региональный аспект
Аннотация. Леса в России имеют роль ключевых восстанавливаемых ресурсов. Авторами рассмотрены направления развития сферы лесного хозяйства. Обозначены проблемы лесного комплекса, в результате чего были предложены направления их устранения. Определены меры, предпринимаемые государством, направленные на развитие и совершенствование лесного хозяйства России. Авторами рассмотрены научные труды, которые позволили сделать вывод о том, что тема регулирования экспорта необработанной древесины весьма актуальна. Обобщены итоги проведения первого цикла государственной инвентаризации лесов. Раскрыта сущность проекта по полному отслеживаю оборота древесины через модернизированную единую информационную систему (ЛесЕГАИС). Объектом исследования выбрана республика Карелия, в которой лесная отрасль помогает поддерживать экономическое состояние и жизнь населения. Поэтому для республики так важно четкое понимание, кто и как управляет лесами, что будет с ними в дальнейшем. Постоянно ведется борьба с незаконной вырубкой леса. В данной статье рассмотрен экспорт лесоматериалов через таможенный пост Карельской таможни (международный автомобильный пункт пропуска)
Вяртсиля. Приведенная статистика помогает наглядно понять, как и почему за последние несколько лет изменился экспорт лесного комплекса.
Ключевые слова: лес; таможенный пост; экономика; экспорт; лесное хозяйство; лесной комплекс; цифровизация
В современных условиях все чаще обсуждается вопрос развития внутренней деревообрабатывающей промышленности в России, поскольку нерационально экспортировать лес-кругляк за рубеж. Среди небольшого числа возобновляемых ресурсов важное место занимает лес. В мире леса занимают 4 млрд гектаров территории, или около 31 процента площади суши. Площадь лесов в последние 25 лет сократилась на 3 %. Более 54 % всех лесных площадей сосредоточено в таких странах, как Россия, Бразилия, Канада, Соединенные Штаты Америки и Китай1. Россия - самая богатая страна в мире на наличие лесных ресурсов: территория мировых лесов составляет 4 млрд га, из них более 20 %, 815 млн га, находятся в России2.
Стоит отметить, что целевое видение лесного комплекса предусматривает обеспечение внутреннего спроса России на продукцию лесного комплекса, также необходим поэтапный переход от сырьевой направленности в использовании лесного комплекса к рациональному управлению лесами и обеспечение ускорения развития регионов России.
Правительством РФ неоднократно предпринимались попытки ограничить экспорт круглых лесоматериалов и создать стимулы для развития деревопереработки [5]. Однако проблема защиты лесов стоит достаточно остро и вызывает множество споров, как среди ученых-исследователей, так и среди бизнес-структур и граждан.
Например, заслуживает интереса статья Д.В. Петрова [7], касающаяся вопросов декриминализации лесной отрасли РФ. При этом автором статьи обозначена необходимость утвердить нормативный акт, аккумулирующий все лучшие практики, позволяющие осуществлять методику экспресс-анализа полноты загрузки транспортных средств как основы выявления рисков, их минимизации, эффективности соответствующих форм таможенного контроля, создание единых условий работы как таможенных органов, так и лесоэкспортеров.
Также стоит отметить исследование М.А. Парсаданян [6], касающееся незаконной рубки лесных насаждений и недостаточного регулирования экспорте необработанной древесины. В статье автором предлагаются направления решения обозначенных проблем, что безусловно является важным аспектом в регулировании экспорта необработанной древесины и может способствовать снижению незаконной вырубки лесных насаждений. Идеи о пресечении незаконной вырубки лесных насаждений выдвигают и Звягинцев В.Ю., Пряничникова А.В., Долматов С.Н. [4] При этом авторы отмечают, что строгий контроль вырубки мотивирует заготовителей к восстановлению леса, привлечет к ответственности за незаконную и опустошительную рубку и исключит любые коррупционные возможности.
Особого внимания заслуживает таможенно-тарифное регулирование экспорта лесоматериалов, этому вопросу посвящены труды С.А. Денисова [3], Л.Я. Соколовой [10], а
1 Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. №312-р «Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года». URL: https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/400235155/.
2 Международные эксперты оценили стоимость российских лесов: «Они оказались дороже запасов нефти» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.rU/business/11/08/2020/5f3172449a794755a58729a5https://www.rbc.ru/ business/11/08/2020/5f3172449a794755a58729a5.
Введение
также механизму осуществления таможенного контроля за ним, что отражено в статьях Матвеева О.П., Ледовской Е.Е. [8] и Е.Н. Салимоненко, В.А. Фроловой [9].
Приведенный анализ научных трудов показал, что тема регулирования экспорта необработанной древесины весьма актуальна и требует дополнительного пересмотра.
Таким образом, цель нашего исследования выявить тенденции и перспективы лесного хозяйства и экспорта лесоматериалов Российской Федерации (на примере республики Карелия).
Методы и материалы
Для целей проведения исследования были использованы внутренние фактические данные таможенного поста МАПП Вяртсиля Карельской таможни. Анализ данных показал динамику изменения товаропотока лесоматериалов, что в свою очередь позволило сделать вывод о тенденция их экспорта.
Результаты и их обсуждение
Стоит отметить, что государством предпринимаются меры, направленные на развитие и совершенствование лесного хозяйства России. К таким мерам можно отнести принятие в феврале 2021 года Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года3, которая не только обозначает основные характеристики, которые уже достигнуты в этой сфере, но и основные направления развития сферы лесного хозяйства, которые представлены на рис. 1.
удовлетворение общественных потребностей в древесном сырье и других лесных ресурсах, а также в иных полезных функциях лесов
ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого управления лесами, сохранения экологической и социально-экономической роли лесов.
Рисунок 1. Основные направления развития сферы лесного хозяйства (составлено авторами)
Сегодня в сфере лесного хозяйства предусмотрен комплекс мер по оптимизации и развитию механизмов лесовосстановления и создания лесных питомников, поддержке перерабатывающих предприятий, в том числе это достигается и за счет цифровизации. В настоящее время активное внедрение современных информационных технологий в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации является приоритетным направлением [2]. В целях проверки состояния, определения количественных и качественных
3 Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. №312-р «Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года». URL: https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/400235155/.
характеристик лесов с использованием математико-статистического выборочного метода наблюдений, который заключается в закладке постоянных пробных площадей, проведении измерений на них, обработке полученных данных в Лесном кодексе Российской Федерации" от 04.12.2006 №200-ФЗ4 в ст. 90 была определена необходимость проведения государственной инвентаризации лесов (ГИЛ). В 2020 году были подведены итоги первого цикла государственной инвентаризации лесов. Данная инвентаризация проводится в течение 10 лет, каждый год измеряя запасы древесины, в результате были подвергнуты проверке 85 регионов страны, с площадь лесов - 1187,6 млн га. Это позволило выявлять и учитывать изменения в состоянии лесов, произошедших в результате негативных воздействий, а также причин произошедших изменений, на основе анализа разновременных аэрокосмических снимков, отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении, данных лесопатологического мониторинга, данных мониторинга пожарной опасности в лесах, данных изучения радиационной обстановки в леса.
Согласно данным Рослесхоза по состоянию на 25 января 2021 г., общий запас древесины в нашей стране составляет 102,2 млрд кубометров. Объем фактической заготовки древесины достиг в 2020 году примерно 220 млн кубометро5.
Запасы леса в России уникальны, но, чтобы данный ресурс не оказался в дефиците через несколько десятков лет, необходимо не только бесконечно потреблять и использовать на экспорт, но и восстанавливать, защищать от пожаров.
Основу экспорта древесины составляют необработанные лесоматериалы, так как они имеют низкую добавленную стоимость. Более доходным и эффективным при экспорте является создание современных перерабатывающих производств, чтобы использовались все части дерева, а не только бревна, за счет чего произойдет снижение вырубки, так как объем материала для обработки будет больше, снизится количество утилизируемой древесины. Стоит отметить, что проблемой остается низкое качество обработки лесоматериалов, это приводит к снижению стоимость на отечественную продукцию на 30-40 % на мировом рынке. Естественно, упомянутая проблема негативно влияет на поступление экспортных доходов в бюджет страны, по средним оценкам потери доходной части бюджета составляют более 1 млрд долл. в год.
Регионы России обладают неравномерными запасами лесных угодий и это обуславливает различные уровни добычи и экспорта необработанного леса. Особого внимания заслуживает республика Карелия, которая обладает значительными запасами лесного фонда. Большую часть территории Карелии (148 000 км2, или 85 %) занимает государственный лесной фонд. Лесной фонд республики Карелия имеет общий запас древесины 945,7 млн м3, из них хвойные насаждения - 826,3 млн м3. Стоит отметить, что за 2020 год Рослесхоз подготовил рейтинг регионов по искусственному лесовосстановлению. Он составлен на основе абсолютных данных о фактической площади выполненных работ, республика Карелия занимает 6 место (7,8 тыс. га)6 в этом рейтинге.
Ценные свойства древесины зависят от места ее произрастания, так, например, одними из самых пригодных для строительства являются ель и сосна из такого региона, как Республика
4 "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
5 Подведены итоги инвентаризации лесов: общий запас древесины в РФ превышает 102 млрд кубометров [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/press/news/podvedenY itogi inventarizatsii lesov obshchiy zapa s drevesiny v rf prevyshaet 102 mlrd kubometrov/?special version=Y.
6 РОСЛЕСХОЗ составил рейтинг искусственного лесовосстановления в регионах России ЗА 2020 ГОД. URL: http://rosleshoz.gov.ru/news/2021-03-
26/рослесхоз_составил_рейтинг_искусственного_лесовосстановления_в_регионах_россии_за_2020_год/n9772.
Карелия. Произрастая в суровых климатических условиях, деревья имеют более плотную структуру, что дольше служит при использовании.
Значительное количество экспорта в Республике Карелия проходит через таможенный пост МАПП Вяртсиля - один из многосторонних автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска через российско-финляндскую границу на территории Сортавальского района. Осуществляет деятельность согласно приказу ФТС России от 29.04.2008 №515 «О реорганизации таможенных органов, расположенных в Республике Карелия» 7 . Данный пропускной пункт осуществляет таможенный контроль при пересечении границы, который проводится таможенными органами.
Прохождение транспорта через таможенный пост МАПП Вяртсиля осуществляется в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 2. Схема прохождения транспорта через таможенный пост МАПП Вяртсиля (составлено авторами)
За последние несколько лет статистика экспорта лесоматериалов претерпевала изменения. Чаще всего поставки включают в себя хвойные породы, на которые приходится около 70 % экспорта необработанного леса.
Экспорт древесины через автомобильный пункт пропуска представлен в таблице 1.
Таблица 1
Информация о количестве вывезенных лесоматериалов автомобильным транспортом через таможенный пост МАПП Вяртсиля8
Код ТН ВЭД 2015 год (м3) 2016 год (м3) 2017 год (м3) 2018 год (м3) 2019 год (м3) 2020 год (м3)
4401 (древесина топливная, щепа, опилки) 358201,371 351829,068 428606,687 453422,344 632538,124 789662,178
4403 (круглый лес) 340440,733 461565,031 384084,315 423011,6 395692,6 304271,707
4407 (пиломатериалы) 248403,415 297106,518 317076,105 361276,1 373618,1 393069,212
7 Приказ ФТС России от 29.04.2008 №515 «О реорганизации таможенных органов, расположенных в Республике Карелия».
8 Внутренние данные МАПП Вяртсиля Карельской таможни. URL: https ://sztu. customs. gov. ru/folder/144462.
Экспорт древесины через железнодорожный пункт пропуска представлен в таблице 2.
Таблица 2
Информация о количестве вывезенных лесоматериалов железнодорожным транспортом через таможенный пост МАПП Вяртсиля9
Код ТН ВЭД 2015 год (м3) 2016 год (м3) 2017 год (м3) 2018 год (м3) 2019 год (м3) 2020 год (м3)
4403 (круглый лес) 549932,441 573394,077 434101,974 383382,183 318304,6 331869
В настоящее время существует четко выраженная экспортная направленность в оформлении на таможенном посту лесоматериалов, перемещаемых в международном автомобильном и железнодорожном сообщении. Прирост или убыток вывезенных автомобильным транспортом товаров 44 группы ТНВЭД по отношению к предыдущему году через МАПП Вяртсиля составил: 2016 г. - +17,26 %; 2017 г. - +1,74 %; 2018 г. - +9,55 %; 2019 г. - +13,26 %; 2020 г. - +6,07 %.
Через ЖДПП Вяртсиля на экспорт идет только одна позиция из ТН ВЭД (4403), ее прирост или убыток составил: 2016 г. - 4,27 %; 2017 г. - -24,29 %; 2018 г. - -11,68 %; 2019 г. --16,97 %; 2020 г. - +4,26 %.
А---\
Основными экспортёры товаров, классифицируемых в товарной позиции 4401, являются ООО Сетлес, ЗАО Карлис Пром, ООО Вест Форест.
Основные экспортёры товаров, классифицируемых в товарной позиции 4403: ООО Стора Энсо Форест Вест, ООО Карлис -Вяртсиля V У
Основные экспортёры товаров, классифицируемых в товарной позиции 4407: ЗАО Карлис Пром, ООО Сетлес, ООО Соломенский лесозавод, ООО Сортавальский лесозавод.
Рисунок 3. Основные экспортеры по данным таможенного поста МАПП Вяртсиля за 2020 год10
Анализ динамики изменения товаропотока свидетельствует о том, что на протяжении последнего времени наблюдается увеличение вывоза товаров данной категории, перемещаемых автомобильным транспортном, но снижение с 2017 года по 2019 год товарной позиции 4403 через железнодорожный пункт пропуска. Снижение связано с более тщательным контролем проверки документов, чтобы не происходило нелегальная перевозка леса, а также с высоким тарифом перевозки. Влияние негативных факторов зачастую способствует разработке новых передовых идей, которые не только упрощают, но и ускоряют процессы [1]. Данные,
9 Внутренние данные МАПП Вяртсиля Карельской таможни. URL: https ://sztu. customs. gov. ru/folder/144462.
10 Внутренние данные МАПП Вяртсиля Карельской таможни. URL: https ://sztu. customs. gov. ru/folder/144462.
представленные в табл. 1 и 2 свидетельствуют о том, что динамика экспорта лесоматериалов неравномерна, значительное увеличение (на 24,84 %) в 2020 году наблюдается по товарной позиции 4401 «древесина топливная, щепа, опилки». А вот снижение вывоза леса круглого автомобильным транспортом компенсировано увеличением вывоза железнодорожным на 4,26 %. В 2020 году произошел прирост на 4,26 % по сравнению с 2019 годом, что свидетельствует о тщательной подготовке документов к экспорту, но в то же время, что данный материал не обрабатывается на территории РФ, а экспортируется в сразу срубленном виде, к сожалению. Основные экспортеры по данным таможенного поста МАПП Вяртсиля за 2020 год представлены на рис. 3.
В целях сохранения лесных угодий за последние годы все больше ужесточается контроль за нелегальной вырубкой леса в приграничных регионах. С 1 января 2021 года в России начал действовать «Пилотный проект по полному отслеживаю оборота древесины через модернизированную единую информационную систему (ЛесЕГАИС)». Он распространился пока не на все регионы, а только на Вологодскую, Архангельскую, Тверскую и Иркутскую области, но это лишь до июня 2021 года, далее проект планирует свою реализации и в Республике Карелия, в частности. Сущность реализуемого проекта представлена на рис. 4.
/-N
Сначала фиксируется
объем допустимой к вырубке и фактически вырубленной древесины на лесосеке
Ч_9
Рисунок 4. Сущность проекта по полному отслеживаю оборота древесины через модернизированную единую информационную систему (ЛесЕГАИС) (составлено авторами)
Данный проект помогает сокращаться количество нелегально вырубленных лесов, которое ежегодно составляет от 10 до 30 млн куб. м древесины11. Стоит отметить, что с 1 июля 2021 года намечена модернизация ЛесЕГАИС, это позволит исключить теневой оборот древесины за счет возможности прослеживаемости всего ее пути, от заготовки, до места переработки или реализации на экспорт. Предпринимаемая мера, безусловно позволит усовершенствовать контроль за оборотом древесины.
Также, борьба с экспортом необработанного леса ведется путем установления постоянно растущих пошлин: в 2020 году они достигли величины в 60 %, в 2021 составляют 80 %, а с 2022 года планируется ввести запрет на вывоз из России необработанной или грубо обработанной древесины, так как нужно поставить жесткий заслон бесконтрольному вывозу.
11 С нового года контроль за оборотом древесины ужесточат в нескольких регионах [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10383403 (30.12.2020).
r~
На этапах перемещения древесины создаются сопроводительны
е документы, которые также в обязательном порядке будут фиксироваться в ЛесЕГАИС
/ Л
В случае, если на любом последующем шаге система не
имеет подтверждения необходимого количества остатков на
складах, возможность подписания отчетов по сделкам будет блокироваться
V_
При блокировке
подписания отчёта по сделке блокируется и возможность
создания электронного сопроводительног о документа, что позволяет остановить сделку до наличия необходимых подтверждающих документов.
В регионах Президент РФ предложил ввести должность главного федерального государственного лесного инспектора 12 . Реализация этой меры рассчитана на помощь за контролем над экспортом леса, а также на увеличение объемов лесопереработки в пределах страны.
В целях совершенствования контроля над экспортом древесины авторами предлагается оптимизация использования цифровых технологий, а именно: запуск федеральной информационной системы, включающей государственный лесной реестр в электронной форме, оформленной по общим для всех регионов правилам. Это позволит проследить всю цепочку -от объема рубки на конкретной лесной делянке до готовой продукции и ее вывоза за рубеж.
Еще одним механизмом, направленным усовершенствование контроля за оборотом древесины, является процесс обучения сотрудников таможни. На таможенном посту представителями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия регулярно проводится обучение должностных лиц таможенного поста необходимым навыкам определения сортности, породы лесоматериалов, чтобы контролировать перемещение соответственных лесоматериалов.
Таким образом, лесная отрасль является значимой для России. Воспроизводство леса становится первостепенной задачей для всего государства. Недопущение незаконной рубки леса является первоочередной целью, которая может быть достигнута за счет рассмотренных в статье механизмах. Выявленные в работе проблемы требуют особого внимания как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.
В результате проведенного анализа динамики изменения товаропотока лесоматериалов, авторами сделаны выводы об увеличении вывоза товаров данной категории, перемещаемых автомобильным транспортном. Авторами рассмотрен проекта по полному отслеживаю оборота древесины через модернизированную единую информационную систему, который безусловно позволит исключить теневой оборот древесины за счет возможности прослеживаемости всего ее пути.
Также авторами в результате проведения исследования были выявлены направления усовершенствования контроля за оборотом древесины, что также может положительно сказаться на лесном хозяйстве в целом.
12 Путин поручил запретить экспорт необработанной древесины [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/30/09/2020/5f74324e9a794750670d1296 (30.09.2020).
Страница 8 из 10
Заключение
45ECVN221
ЛИТЕРАТУРА
1. Ворона А.А. Тенденции и перспективы грузооборота железнодорожного транспорта в России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. №3 (92). С. 93-99.
2. Ворона А.А., Кузминых Ю.В. Практика применения цифровой торговой платформы как основа развития внешнеторговой деятельности // Петербургский экономический журнал. 2020. №1. С. 48-55.
3. Денисов С.А. Таможенно-тарифное регулирование экспорта товаров (на примере лесоматериалов) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. №3 (109). С. 13.
4. Звягинцев В.Ю., Пряничникова А.В., Долматов С.Н. Анализ запрета экспорта необработанной древесины // В сборнике: Машиностроение: новые концепции и технологии. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2020. С. 55-58.
5. Матвеева А.Г. Экономическая оценка экспорта древесины из Хабаровского края // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2020. №1 (56). С. 121-128.
6. Парсаданян М.А. К вопросу о запрете экспорта необработанной древесины // Вопросы российской юстиции. 2020. №9. С. 796-803.
7. Петров Д.В. Некоторые проблемы декриминализации лесной отрасли РФ при экспорте древесины и пути их решения // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. №2 (91). С. 73-78.
8. Матвеева О.П., Ледовской Е.Е. Экспорт лесоматериалов Российской Федерации: проблемы и направления повышения качества проведения таможенного контроля // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. №1 (86). С. 47-60.
9. Салимоненко Е.Н., Фролова В.А. Совершенствование таможенного контроля экспорта лесоматериалов товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2019. Т. 13. №2. С. 7-16.
10. Соколова Л.Я. Тенденции таможенно-тарифного регулирования экспорта лесоматериалов в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы современного развития гражданского, арбитражного и административного судопроизводств. сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под общей редакцией В.П. Очередько, Л.В. Войтович, В.И. Кайнова. 2013. С. 119-126.
Vorona Anastasiya Aleksandrovna
Russian customs academy Saint Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint Petersburg, Russia
E-mail: anastasiya_o@mail.ru PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=767969
Panishko Elena Pavlovna
Russian customs academy Saint Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint Petersburg, Russia
E-mail: pep737@yandex.ru
Osipova Anastasia Igorevna
Russian customs academy Saint Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint Petersburg, Russia
E-mail: anastasiya99-1999@mail.ru
Trends and prospects of forestry and timber export in the Russian Federation: regional aspect
Abstract. Forests in Russia play the role of key renewable resources. The authors consider the directions of development of the forestry sector. The problems of the forest complex were identified, as a result of which the directions of their elimination were proposed. The measures taken by the state aimed at the development and improvement of forestry in Russia are defined. The authors reviewed scientific papers that allowed us to conclude that the topic of regulating the export of untreated wood is very relevant. The results of the first cycle of the state forest inventory are summarized. The essence of the project for the complete tracking of wood turnover through the modernized unified information system (LesEGAIS) is revealed. The object of the study is the Republic of Karelia, where the forest industry helps to maintain the economic condition and the life of the population. Therefore, it is so important for the republic to have a clear understanding of who and how manages the forests, and what will happen to them in the future. Illegal logging is constantly being combated. This article discusses the export of timber through the customs post of the Karelian customs (international automobile checkpoint) Vartsila. These statistics help to clearly understand how and why the export of the forest complex has changed over the past few years.
Keywords: forest; customs post; economy; export; forestry; forest complex; digitalization