Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ДРЕВЕСИНЫ'

О НЕОБХОДИМОСТИ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ДРЕВЕСИНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРЕТ / ЭКСПОРТ / ЛЕСНАЯ ОТРАСЛЬ / ДРЕВЕСИНА / ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / НЕДОСТОВЕРНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / PROHIBITION / EXPORT / FOREST INDUSTRY / WOOD / TIMBER / CUSTOMS CONTROL / DECLARATION / FALSE DECLARATION / VIOLATION OF LEGISLATION / DECRIMINALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Дмитрий Владимирович

В свете решения о запрете с 2022 г. экспорта древесины хвойных и твердолиственных пород рассматриваются и предлагаются к внедрению простые, не требующие затрат и апробаций методики, целью которых является минимизация нарушений законодательства РФ в сфере лесопользования при помещении лесоматериалов под таможенную процедуру экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NEED FOR MEASURES OF PREVENTION OF FALSE DECLARATION WHEN EXPORTING WOOD

Simple, cost-free and approbation-free methods are considered and proposed for implementation, for minimizing violations of the legislation of the Russian Federation in the field of timber exploitation when placing timber under the customs export procedure, considering the decision of prohibiting the export of softwood and hardwood from 2022.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНОГО ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ПРИ ЭКСПОРТЕ ДРЕВЕСИНЫ»

УДК 339.972

DOI 10.24866/1815-0683/2020-4/30-35

Д. В. ПЕТРОВ*

О необходимости мер пресечения недостоверного таможенного декларирования при экспорте древесины

В свете решения о запрете с 2022 г. экспорта древесины хвойных и твердо лиственных пород рассматриваются и предлагаются к внедрению простые, не требующие затрат и апробаций методики, целью которых является минимизация нарушений законодательства РФ в сфере лесопользования при помещении лесоматериалов под таможенную процедуру экспорта.

Ключевые слова: запрет, экспорт, лесная отрасль, древесина, лесоматериалы, таможенный контроль, декларирование, недостоверное декларирование, нарушение законодательства, декриминализация.

ПЕТРОВ Дмитрий Владимирович -кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры таможенного дела и правоведения. petrovdmv@rambler.ru.

PETROV D. V. - Candidate of Geologo-Mineralogical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs and Law.

D.V. PETROV

About the Need for Measures of Prevention

of False Declaration when Exporting Wood

Simple, cost-free and approbation-free methods are considered and proposed for implementation, for minimizing violations of the legislation of the Russian Federation in the field of timber exploitation when placing timber under the customs export procedure, considering the decision of prohibiting the export of softwood and hardwood from 2022.

Keywords: prohibition, export, forest industry, wood, timber, customs control, declaration, false declaration, violation of legislation, decriminalization.

Общеизвестно, что Россия была и остается одной из ведущих стран по запасам деловой древесины, ее заготовке и экспорту. Не новы и проблемы, возникающие в данной сфере [5]. Вопрос рачительного использования имеющихся природных ресурсов важен

* Иркутский государственный университет путей сообщения. 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Irkutsk State University of Railway Transport. 15, Chernyshevsky Str., Irkutsk, 664074.

во многих аспектах - экономическом, экологическом, политическом, правовом. Наболевшей в современной России является проблема соблюдения законности именно в лесном комплексе. Поэтому тема декриминализации лесной отрасли стала актуальной давно и продолжает оставаться таковой. Учитывая, что существенная часть древесины заготавливается для экспорта, целесообразно выявление и пресечение соответствующих правонарушений на стадии таможенного контроля.

Особенно актуально это в свете заявлении президента России В. В. Путина о намерении запретить экспорт необработанной древесины хвойных и твердолиственных пород с 2022 г. Данная мера давно назрела, ибо ситуация в лесном комплексе России на протяжении последних тридцати лет была непростой и характеризовалась многочисленными нарушениями, коррупцией прочими негативными явлениями.

Нельзя сказать, что ничего не предпринималось, однако добиться декриминализации отрасли до сих пор не удалось. Во многом причина кроется в бессистемности реализуемых мер. Определенные результаты получены лишь на локальном уровне, но несмотря на приложенные усилия методики, принесшие эти результаты, не были внедрены в общероссийском масштабе.

В оставшееся до введения запрета экспорта наиболее ценных пород древесины время возникает новая угроза: криминализованные лесо-экспортеры могут использовать его для максимального извлечения прибыли, попытавшись увеличить объемы заготовок и экспорта лесоматериалов, по возможности минимизируя издержки в форме уплаты налогов экспортных пошлин. В этой ситуации государственные органы надзора и контроля, в том числе ФТС России, обязаны принять решительные, быстрые и эффективные меры. Учитывая отсутствие времени для необходимых процедур планирования, разработки, апробации, обсуждения итогов и др., автор считает наиболее приемлемым использование методик, подготовленных специалистами таможенных органов, испытанных и готовых к внедрению.

Речь пойдет о работе, проделанной в разные годы в Иркутской, Уссурийской и Амурской таможнях, Восточно-Сибирской экспертно-криминалистической службе.

Согласно п. 1 ст. 80 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза (ТК ЕАЭС), лица обязаны предоставлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций. Их перечень установлен, как известно, статьями 106 и 108 ТК ЕАЭС. При этом п. 2 ст. 108 предусмотрено, в случае, если в соответствующих документах не содержатся исчерпывающие сведения, они подтверждаются иными документами. Кроме того, согласно решению Коллегии ЕЭК

от 24.04.2017 № 35, при декларировании лесоматериалов в графе 44 таможенной декларации на товары дополнительно указывается номер и дата подачи декларации о сделках с древесиной (ДСД), что важно.

Важно и то, что при проверке документов у должностных лиц таможенных органов есть возможность сопоставить сведения об оформляемых товарах в таможенной декларации и сведения из ДСД, содержащиеся в Единой государственной автоматизированной системе учета древесины и сделок с ней (лесЕГАИС). Таким образом анализируются данные:

- о номере дате подачи ДСД;

- об участниках внешнеторговой сделки;

- о внешнеторговом договоре;

- о составе отчуждаемой древесины по видам и сортименту;

- об объемах древесины в кубических метрах.

Вместе с тем иная важная информация в лесЕГАИС и декларации на товары не предусмотрена. Поэтому есть основания для утверждения, что не только практика использования таможенными органами ресурсов лесЕГАИС для определения законности заготовки декларируемой древесины, но и ряд правовых аспектов в данной сфере нуждаются в совершенствовании. Речь прежде всего о том, что:

- в законодательстве отсутствует определение «законность заготовки лесоматериалов» и, как следствие, единый документ, подтверждающий законность заготовки, являющийся обязательным для таможенных целей;

- нет возможностей идентификации лесоматериалов, указанных в лесЕГАИС, с лесоматериалами, заявленными при таможенном декларировании;

- ДСД является лишь отражением намерений участников сделки передать лесоматериалы и фактически не подтверждает в режиме «онлайн» факт движения древесины между ними.

Следовательно, есть необходимость:

- внесения изменений в законодательство;

- доработки информационной системы лесЕГАИС и системы учета движения лесоматериалов (крайне важно, в электронном виде) как ключевого элемента межведомственного взаимодействия между ФТС России и Рослесхозом.

Таким образом, возникли бы правовые основания для отказа в выпуске деклараций на незаконно приобретенную древесину. Ее экспорт стал бы невозможен и, как следствие, бессмысленна заготовка.

С данными предложениями руководство Иркутской таможни неоднократно обращалось в различные учреждения. К сожалению, эти инициативы пока не реализованы. В сложившейся ситуации приходится

минимизировать имеющиеся риски исходя из существующих правовых и технических возможностей.

Вопросы повышения противодействия искажению объемов и, как следствие, уклонению от уплаты таможенных платежей неоднократно поднимались специалистами таможенных органов и учреждений. В частности, методика, предложенная С. В. Григоровым [1], в сочетании с использованием анализа загрузки однотипных железнодорожных транспортных средств при экспорте древесины, основанные на простейших методах математической статистики, практиковались на Лесозаводском таможенном посту Уссурийской таможни (2005-2008 гг.) и Комсомольском-на-Амуре таможенном посту Амурской таможни (2008-2011 гг.).

Общие принципы применявшихся методик и их первый результат, выразившийся в снижении недостоверности декларирования, докладывались на заседании коллегии ДВТУ, проходившей в апреле 2006 г. в г. Биробиджан, и получили одобрение.

Несколько позже в том же 2006 г. данный вопрос обсуждался на заседании Консультативного совета Уссурийской таможни [2]. Тогда большинство участников ВЭД согласилось с необходимостью принятия мер, но высказали пожелания, чтобы они применялись не точечно, а одномоментно всеми таможенными органами с целью обеспечения единообразия требований.

Основная же суть анализа загрузки - в расчете среднеквадратического отклонения, которое вычисляется по формуле:

5 =

N-1

где § - дисперсия, N - количество измерений, Хр - среднее арифметическое измеренных величин (в данном случае - загрузка вагонов, по которым проводился мониторинг), Х. - каждая из измеренных величин (загрузка каждого из железнодорожных вагонов, по которым проводился анализ). При этом репрезентативность (надежность) расчета гарантируется, если количество измерений (Ы) будет не менее 30.

Иными словами, исходя из статистических данных загрузки однотипных железнодорожных транспортных средств рассчитывались их средняя загрузка за определенный период времени и дисперсия. Из чего принималось, что при загрузке на одно транспортное средство, равной рассчитанному среднему, минус дисперсия, это предел допустимых отклонений. То есть если загрузка находится в пределах значений «среднего, минус дисперсия» - это допустимый вариант. Если же загрузка меньше данной величины, возникает риск и необходимость его минимизации.

Надо сказать, что начиная работу по усилению таможенного контроля на основе анализа загрузки транспортных средств, которыми перевозились экспортируемые лесоматериалы, декларировавшиеся на Лесозавод-ском и Комсомольском-на-Амуре таможенных постах, использовались другие разработки [3; 4], на основе которых до 2008 г. проводился эксперимент, результаты докладывались руководству СТУ и ФТС России и получали одобрение.

Проведенная работа дала эффект в первые полгода применения, выразившийся в том, что декларируемая загрузка данного вида транспорта на данном направлении возросла на 7 м3 на одно железнодорожное транспортное средство - один железнодорожный вагон и (или) платформу. В дальнейшем этот показатель практически не менялся и колебался в незначительных пределах. С учетом того, что ежедневно один таможенный пост оформлял в среднем 30 железнодорожных транспортных средств в сутки, эффект составил не менее 210 м3/сутки на один таможенный пост, специализирующийся на таможенных операциях экспортируемой древесины. А это дополнительные таможенные платежи и более достоверная таможенная статистика, выведенные из теневого оборота товары и денежные средства.

Полученный результат и его одобрение коллегией ДВТУ говорит об успешной апробации предложенных методик, что дает основание рекомендовать их для внедрения в общероссийском масштабе. Это не потребует никаких затрат, однако позволит минимизировать искажения таможенной статистики и недобор таможенных платежей, что очень важно при формировании доходной части бюджета России, тем более когда он весьма нуждается в пополнении.

Предложенные меры, вероятно, требуют дополнительного изучения и доработки, но опыт их применения свидетельствует о необходимости принятия решения об их практическом применении в возможно короткие сроки, что вместе с мерами, предложенными руководством Иркутской таможни, стало бы весомым вкладом в быструю декриминализацию лесной отрасли путем минимизации недостоверности декларирования экспортируемой древесины.

Список литературы

1. Григоров С. В. Метод контроля объема погрузочных железнодорожных средств при таможенном оформлении и таможенном контроле лесоматериалов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2006. № 2 (35). С. 74-86.

2. Григоров С. В. На рассмотрении Консультативного совета - лесные проблемы // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2007. № 4 (41). С. 116.

3. Трунов С. В., Карасов А. П. Об экспорте круглого лесоматериала хвойных пород // Лесной эксперт 2002. № 5. С. 5-6.

4. Трунов С. В., Карасов А. П. Возможности совершенствования таможенного контроля за экспортом круглых лесоматериалов // Таможня. 2004. № 4. С. 24-25.

5. Тулохонов А. К. Географическое пространство новой России. О прошлом, настоящем и будущем: Монография. Улан-Удэ: ИД «Экос», 2020. 352 с.

© Петров Д. В., 2020 © Рейтоу V., 2020

Для цитирования:

Петров Д. В. О необходимости мер пресечения недостоверного таможенного декларирования при экспорте древесины // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 4(93). С. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.