Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКСПОРТ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева О.Э., Пустовалова А.С.

В статье анализируются меры государственного и таможенного контроля лесоматериалов, экспортируемых из Российской Федерации, и последствия от планируемого введения запрета на экспорт необработанных лесоматериалов. Выводы, полученные при исследовании, позволяют установить способы совершенствования и повышения результативности государственного и таможенного контроля при экспорте лесоматериалов, усилить экономическую безопасность Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошелева О.Э., Пустовалова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT MEASURES OF STATE AND CUSTOMS CONTROL FOR EXPORTED TIMBER PRODUCTS

The article analyzes the measures of state and customs control of timber exported from the Russian Federation and the consequences of the planned ban on the export of unprocessed timber. The findings of the study reveal ways to improve and improve the effectiveness of state and customs controls in the export of timber and help to strengthen the economic security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ»

УДК 339.S64

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Кошелева О.Э., Пустовалова А.С.

Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»

ANALYSIS OF THE CURRENT MEASURES OF STATE AND CUSTOMS CONTROL FOR EXPORTED TIMBER PRODUCTS

Kosheleva O. E., Pustovalova A. S.

North-West Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and

Public Administration under the President of the Russian Federation

Аннотация

В статье анализируются меры государственного и таможенного контроля лесоматериалов, экспортируемых из Российской Федерации, и последствия от планируемого введения запрета на экспорт необработанных лесоматериалов. Выводы, полученные при исследовании, позволяют установить способы совершенствования и повышения результативности государственного и таможенного контроля при экспорте лесоматериалов, усилить экономическую безопасность Российской Федерации.

Ключевые слова: лесные ресурсы, лесопромышленный комплекс, экспорт лесоматериалов, таможенный контроль, государственный контроль.

По основным показателям лесных ресурсов Россия занимает ведущее место в мире, а особенности территориально-географического положения позволяют нашей стране заявить о себе как об одном

Abstract

The article analyzes the measures of state and customs control of timber exported from the Russian Federation and the consequences of the planned ban on the export of unprocessed timber. The findings of the study reveal ways to improve and improve the effectiveness of state and customs controls in the export of timber and help to strengthen the economic security of the Russian Federation.

Keywords: forest resources, timber industry, timber export, customs control, state control.

из главных экспортеров древесины на мировом рынке.

Как наглядно демонстрирует рис.1, имеющийся лесосырьевой потенциал является объективной основой для того, чтобы Россия продолжала оставаться

БИТ 2021 Том 5 № 1 (17)

крупнейшим участником мирового лесного рынка, однако в последние десятилетия утвердилось совершенно хищническое отношение к лесным ресурсам России. Создалась поразительная ситуация: для рубки и вывоза леса у нас тратят много, а на его восстановление выделяют мало.

В конце восьмидесятых годов прошлого века Госкомлесом СССР во главе с академиком А. С. Исаевым была разработана комплексная программа с нормативами лесопользования по каждому лесохозяйственному предприятию и в стране в целом, в основу которой был положен принцип главенствования экологических функций леса, но данные научные рекомендации десятилетиями игнорировались всеми ведомствами, контролирующими лесную отрасль, а часто даже блокировались, что привело в результате к бессистемной вырубке лесов и их истощению. Лес не только наше богатство, не только древесина, это экологический каркас любой территории или региона, основа природоохранной и экологической деятельности. В ряде регионов в результате бессистемной вырубки ухудшилась экологическая обстановка, почти совсем прекратились исконные для местного населения охотничьи и рыбные промыслы.

Потребительское отношение к лесу началось еще в тридцатые годы прошлого века, когда интенсивные лесозаготовки привели к серьезному нарушению лесного покрова страны, был забыт развитый русскими учеными принцип неистощимого лесопользования. С тех пор до настоящего времени делается упор на первоочередную задачу - обеспечение потребности в древесине, а экологические функции леса практически не учитываются.

Вопрос о сокращении экспортных поставок неоднократно ставился на протяжении последних тридцати лет, однако на правительственном уровне сформулирована задача о необходимости экспорта товаров из лесоматериалов, а не сырья. Результатом стало использование в производстве технологической щепы, идущей на изготовление целлюлозы, лишь четвертой части отходов, остальное - добротный круглый лес, причем зачастую ценных хвойных пород. Россия - одна из немногих стран в мире, где доля лиственной древесины при варке целлюлозы остается крайне низкой.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что несоблюдение таможенного и государственного законодательства при перемещении лесоматериалов связано, в первую очередь, с недостаточно эффективными нормативно-правовыми документами и мерами таможенного контроля. Следует отметить, что Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) РФ и иные государственные органы с каждым годом внедряют новые способы отслеживания и контроля лесозаготовок, а также учет и их контроль при экспорте, но данная система в силу ряда объективных причин остается неэффективной [1].

Основным вектором развития новой стратегии ФТС России до 2030 года является полномасштабная цифровизация деятельности и технологий таможенного контроля, в связи с чем Главному управлению таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ГУТКПВТ) ФТС России была поставлена задача обеспечить автоматизированный выбор объектов контроля за счет использования технологии цифровых двойников для повышения эффективности работы системы управления рисками. Данную технологию цифровых двойников можно использовать в том числе и при построении умной системы проверки всего массива поступающей информации в базы данных КПС «ЛесПром». Для эффективного контроля перемещения лесоматериалов целесообразно использовать автоматизированную систему учета оборота и контроля перемещаемых лесоматериалов [2]. Таким образом, создание надежной системы охраны перевозки каждого бревна с возможностью отслеживания его на всех этапах подготовки к продаже при помощи инновационных технологий позволит минимизировать нелегальную заготовку и контрабанду лесных ресурсов и обеспечить осуществление исключительно законных сделок [3].

Государство реализует меры по регулированию перемещения лесоматериалов, а также по выявлению и пресечению их нелегального оборота. Основным инструментом государственной политики в отношении охраны и воспроизводства лесных ресурсов на территории России является Лесной Кодекс Российской Федерации [4]. Совместно с ним действует Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, которая определяет основные задачи и цели роста лесопромышленного комплекса (ЛПК), дает оценку нынешнему

состоянию промышленности и определяет возможности её дальнейшего роста [5]. Меры, установленные государством для ЛПК, приведены в табл. 1 [6].

Таблица 1 показывает, что Правительство РФ совместно с ФТС России предпринимает ряд мер для действенного осуществления контроля за перемещением пило- и лесоматериалов, которые отнесены к стратегическим и бесспорно ценнейшим ресурсам нашей страны, тем не менее можно констатировать факт, что нелегальный экспорт леса продолжается и создает угрозу как национальной, так и экономической безопасности России [7]. И хотя официальные данные не отображают полной картины криминализации и коррумпированности исследуемой области, согласно статистике Всемирного фонда дикой природы,

около 20 % заготавливаемой древесины имеет незаконное происхождение [8]. Кроме того, можно констатировать факт, что высокая востребованность продукции

лесопромышленного комплекса на мировом рынке на фоне противоречивости отечественной нормативно-правовой базы, регламентирующей экспорт лесоматериалов, а также слабой оснащенности техническими средствами объективного и точного контроля их количественных и качественных характеристик явились основой частых правонарушений в области экспорта лесоматериалов [9].

С учетом сегодняшних реалий при очередном рассмотрении вопроса о проблемах экспорта круглых лесоматериалов Президент РФ В. В. Путин поручил Правительству

Таблица 1

Меры, установленные государством для осуществления контроля за перемещением леса

Международное

Характеристика Национальное регулирование регулирование

Наименование Тарифные квоты ТСТК ЕГАИС учета Порядок вывоза

меры и экспортные (ФТС России) древесины; ценных пород

ставки. применение деревьев

магнитных (дуб монгольский,

карт и ясень

мобильных маньчжурский).

устройств с

ЛесЕГАИС.

Документ 1) Постановление Приказ 1) Лесной Конвенции о

Правительства РФ Минфина кодекс России международной

от 12.12.2017 № России от 2) торговле видами

1520 01.03.2019 № Постановление дикой фауны и

2) Постановление ЗЗн правительства флоры.

Правительства от от 04.11.2014 находящимися под

12.12.2017 № 1161 угрозой

№ 1521 исчезновения

(СИТЕС).

Характеристика Тарифные квоты Реализация Маркировка Реализуется за счет

устанавливаются таможенного ценных пород оформления

в отношении контроля при деревьев (дуб. разрешения/

аянской ели. перемещении ясень, бук). сертификата

белокорой леса через Росприроднадзором.

пихты и даурской таможенную

лиственницы. С границу с

2024 года отмена применением

тарифных квот и технических

введение единой средств

экспортной таможенного

пошлины до 80%. контроля.

БИТ 2021 Том 5 № 1 (17)

ввести полный запрет на вывоз необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород с 1 января 2022 года. На рис. 2 показаны возможные последствия от введения запрета на экспорт необработанных лесоматериалов.

Противники введения запрета на экспорт хвойных балансов считают, что это приведет к затоваренности рынка и снижению их стоимости. По их прогнозам, такая ситуация спровоцирует спад лесозаготовки, перераспределение производственных затрат на другие сортименты (пиловочное сырье, фанерный кряж) и увеличение их стоимости, что приведет к повышению производственных издержек, снижению эффективности и конкурентоспособности отечественных лесопильных, деревообрабатывающих, фанерных предприятий. При этом они обосновывают свои опасения тем, что аналогичные негативные последствия уже

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

возникали после введения запрета на экспорт фанерного кряжа в 2019 году. По данным экспертов в Северо-Западном Федеральном Округе (СЗФО) 77 процентов круглого леса приходится на березовый баланс, но именно на него заградительные по-

шлины не распространяются, что позволяет констатировать, что после ввода запрета на экспорт хвойных балансов, например, из Карелии круглый лес будет вывозиться в основном в виде березового баланса.

Кроме того, не во всех регионах ситуация ровная - например, ЛПК СЗФО официально показывает свою убыточность, поскольку доля бездоходных предприятий здесь составляет 60 процентов. В этих непростых условиях небольшие компании не смогут быстро отреагировать на введение запрета на экспорт необработанных лесоматериалов и подключиться к их перера-

Рис.2. Последствия от введения запрета на экспорт необработанных лесоматериалов

ботке, если не будет государственной помощи для увеличения объемов переработки. Это принесет выгоду только большим игрокам лесной отрасли, что в свою очередь приведет к монополизации ЛПК.

По мнению авторов, компромиссные решения (строгий контроль вырубки и ее тщательная проверка на разрешенных участках, мотивация заготовителей к восстановлению леса, ввод личной ответственности за незаконную и опустошительную рубку и пресечение любых коррупционных рисков) смогут более гибко воздействовать на отрасль, однако для этого нужны кадры и содействие региональных властей, которые не всегда готовы к такой работе.

Таким образом, анализ современного состояния мер государственного и таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов позволил сделать вывод, что наряду с политикой введения запретов на экспорт необработанных лесоматериалов необходимо продолжать активно использовать и внедрять информационные технологии, в том числе оптимизировать единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней (Ле-сЕГАИС), запускать пилотные режимы системы учета древесины и совершенствовать информационные системы лесного комплекса на федеральном уровне.

Список литературы

1. Наливайко Ю.А. Денисова Н.А. Методики измерения объема пило- и лесоматериалов и их влияние на расчет таможенных платежей // Труды института бизнес-коммуникаций. Т.8. / Минобрнауки РФ; ФГБУ ВО «С.-Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна»: под общ. ред. М.Э. Виль-чинской-Бутенко. СПб.:СПбГУПТД, 2020. С.142-148.

2. Борисова Е.М., Мкртчян А.А. Особенности применения автоматизированной системы учета оборота и контроля перемещаемых лесоматериалов // Бюллетень инновационных технологий 2019. Том 3 № 4 (12) - С. 32-34.

3. Наливайко Ю.А. Выработка предложений по совершенствованию мер таможенного контроля при перемещении древесины и изделий из нее за счет внедрения инновационных технологий // Бюллетень инновационных технологий 2020. Том 4 № 3(15) - С. 28-32.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 24.04.2020): офиц. текст. - Российская газета, 2006 № 4243.

5. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 N 1989-р (ред. от 28.02.2019) «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

6. Денисова Н.А. Анализ реализации мер, направленных на пресечение незаконного экспорта лесоматериалов // Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 4-х тт. Том I / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидул-лаева. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2019. - С. 9296.

7. Денисова Н.А., Наливайко Ю.А. Проблемные вопросы использования технических средств таможенного контроля при перемещении пило- и лесоматериалов через таможенную границу ЕАЭС // Бюллетень инновационных технологий 2019. Том 3 № 3 (11) - С. 38-40.

8. Денисова Н.А., Наливайко Ю.А. Анализ проблемных вопросов товарооборота леса и механизмов его защиты // Молодежь в науке: Новые аргументы: Сборник научных работ XI Международного молодежного конкурса (Россия, г. Липецк, 21 июня 2019 г.) / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2019. - С. 162-166.

9. Денисова Н.А. Анализ проблемных аспектов экспорта лесоматериалов 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС через призму судебной практики // Бюллетень инновационных технологий 2020. Том 4 № 3(15) - С. 6167

Поступила в редакцию 14.01.2021

Сведения об авторах:

Кошелева Ольга Эдуардовна - профессор кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», доктор технических наук, доцент, e-mail: kosha.5353@mail.ru

Пустовалова Алена Сергеевна - студент факультета таможенного администрирования и безопасности Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail: popova.as@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.