Научная статья на тему 'ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ НАУКАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ КОНКОРД'

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ НАУКАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ КОНКОРД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ АТТИЛЫ / БОЛЬШИЕ ТАЙНЫ ИСТОРИИ НАРОДА САХА / ЮНЕСКО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томский Григорий В.

Международная академия КОНКОРД организует сотрудничество между учеными, творческими и деловыми людьми многих стран. Данная статья посвящена обзору тем исследований трех действительных членов этой академии по историческим наукам, открывающим для любознательных умов с навыками исследовательской деятельности множество направлений увлекательных размышлений и творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ НАУКАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ КОНКОРД»

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ НАУКАМ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ КОНКОРД

Проф. Григорий В. Томский Президент Международной академии КОНКОРД g. tomski@gmail. сот

Международная академия КОНКОРД организует сотрудничество между учеными, творческими и деловыми людьми многих стран. Данная статья посвящена обзору тем исследований трех действительных членов этой академии по историческим наукам, открывающим для любознательных умов с навыками исследовательской деятельности множество направлений увлекательных размышлений и творчества.

Ключевые слова: Геополитические проекты Аттилы, отношения Аттилы с Аэцием, тайна встречи Аттилы с папой Леоном, тайны Каталаунской битвы; большие тайны истории народа Саха; ЮНЕСКО, экономическая история России и СНГ, китайская геополитика.

Мои первые работы об Аттиле появились в 2000-2003 годах [1-5], окончательная версия исторического романа-исследования об Аттиле была опубликована в 2005 году на французском языке и переведана полностью или сокращенно на турецкий, монгольский, якутский и английский языки [6-11].

LES AMIS D'ATTILA

Roman historique

!* • \ • 'С'Щ % ■

m ш 4 ;<

7

ГРИГОРИИ

томский

Щ

ДРУЗЬЯ АТТИЛЫ

Исторический роман {Russian Edition)

GRIGORl TOMSKI

TH€ FRieNDS OF ATTILA

Historical novel

На основе этого романа написаны сценарий [12-14] и пьеса об Аттиле [1416] (поставленная на сцене Казахского национального академического театра драмы имени М. О. Ауэзова [17]).

Эти произведения об Аттиле посвящены анализу великих исторических тайн, связанных с ним:

- Сущности отношений между Аттилой и Аэцием;

- Загадкам Каталаунской битвы;

- Тайне встречи Аттилы и папы Леона в Италии.

При анализе тайн, над которыми безуспешно бились в течении веков многие историки, я имел следующие преимущества перед ними:

- мои ближайшие предки еще вели образ жизни, в сущности, мало отличавшийся от образа жизни гуннов и других древних скотоводов [18]; они продолжали придерживаться основных принципов и обычаев тангрианской (тенгрианской) религии, хорошо сохранившейся в Якутии, и возрождение которой на совместимой с научным мировоззрением основе происходит в настоящее время при нашем участии [19-39];

Григорий Томский

Религия Аттилы и Чингис хана

ТАНГРШМ

GRIGORI TOMSKI

Grigori Tom ski

Religion d'Attila et de Gengis Khan

TANGRISM

Religion of Attila and Genghis Khan and its modern versions

- я опирался на знание обычаев и менталитета древних воинов степных народов, запечатленных в олонхо, который считается самым архаичным героическим эпосом тюрко-монгольских народов;

- в отличие от европейских историков я внимательно следил за последними сенсационными археологическими находками в евразийских степях и историческими исследованиями на русском языке; а в отличие от русскоязычных историков я изучил все заслуживающие доверие европейские источники об Аттиле и гуннах, много путешествовал по следам Аттилы во Франции, Италии, Германии, Венгрии и других странах, а в настоящее время живу на окраине Каталаунских полей и наслаждаюсь любопытными историческими преданиями местных жителей об Аттиле.

Поэтому я мог посмотреть новым взлядом на исторические сведения об Аттиле и гуннах. Форма художественного произведения позволила, кроме

логического анализа исторических событий, создать психологические портреты участников этих событий и понять глубже мотивы их действий.

Мои усилия вызвали интерес и признание профессиональных историков. В 2002 году я стал одним из основных докладчиков на международной конференции Аттила в исторической реальности, литературе и искусстве (Attila dans la réalité historique, la littérature et les beaux-arts), организованной Университетом Пикардии имени Жюля Верна [5].

В 2012 году я был среди четырех пленарных докладчиков из дальнего зарубежья на Евразийском научном форуме в Астане, посвященном 100-летию со дня рождения Л.Н.Гумилева. Мое знакомство с историей народов степей началось в 15 лет с чтения книг этого известного ученого и я не мог тогда предполагать, что через много лет буду выступать с пленарным докладом Евразийская империя Аттилы и тенгрианская религия перед залом, заполненным историками из многих стран.

Я убежден, что Аттила имел великий геополитический проект, о котором частично догадывались французские авторы - академик Марсель Брион, рассматривавший его как автора проекта Европейского единства [40], и Морис Бувье-Ажам, считавший Аттилу и Аэция с высокой вероятностью соавторами проекта основания Римско-гуннской империи [41]. О таких глобальных проектах не мог мечтать ни один римский император. Мы посвятим обсуждению этих проектов и совокупности связанных с ними тем для исследований отдельную статью.

***

К большим тайнам истории народа саха (якутов) мы относим множественность самоназваний этого народа, единство его языка на огромной территории расселения, наличие в культе небожителей (айыы) известных деятелей истории степных народов, о чем я говорю в статье [42], написанной в форме диалога с Царьковым Олегом Евгеньевичем — автором серии работ Очерки истории саха [43-52].

Л» . Сгдсич Тотзк!

19 та! • ©

БОЛЬШИЕ ТАЙНЫ ИСТОРИИ НАРОДА САХА (ЯКУТОВ)

К большим тайнам истории якутов мы относим множественность самоназваний этого народа, единство его языка на огромной территории расселения, наличие в культе небожителей [айыы) известных деятелей истории степных народов.

Ьолыние тайны истории народа саха

YOUTUBE.COM

Большие тайны истории народа саха

Эти работы дают необычайно широкую панораму обзора динамики образования и развития истории народа саха, поэтому представляют интерес не только для специалистов тюрко-монгольских народов и их соседей, а также для широкого круга читателей. Сформулированные вопросы рассматривались в моих статьях [53-55] и работах по тангризму.

Приведу отрывки из беседы с О. Е. Царьковым.

Про основные самоназвания:

Томский Г.В.: В связи с основным самоназванием якутов саха широко обсуждается вопрос о связи якутов с древними саками [56-59]. В статье Сака-хуннское происхождение прибайкальской метрополии народа саха мы формулируем свое мнение по этому вопросу ([53], с. 33):

«В III веке до нашей эры, почти одновременно с Китайской империей, была основана Империя хунну (азиатских гуннов), которая оттеснила саков на запад и север. Естественно, в этот период произошло увеличение сакского населения Прибайкалья, что вполне могло привести к принятию населением этого региона престижного в те времена самоназвания сака или саха.»

Принятия народами названий престижных племен и народов является распространенным явлением, достаточно вспомнить историю этнонимов тюрк (турок), татар, киргиз и др.

Царьков О.Е.: Генезис древних тюрков происходил в рамках булан-кобинской культуры, но её культурные истоки прослеживаются в более древней пазырыкской культуре VI-Ш вв. до н.э. Показательно, что ее генезис связывается с миграциями саков или юэчжей (согдов), пришедших на горный Алтай из Восточного Туркестана вслед за золотой ланью, символом Солнца. Их тотем-олень широко распространился среди древних племён Тувы и Саяно-Алтая. Олень оставался священным животным среди кыпчаков монгольской эпохи, о чём свидетельствуют изображения ланей на костяных пластинах, украшавших колчаны половцев. Этноним - топоним Сак ("олень"), встречается в "Бэйши" и у Менандра в качестве древнего обозначения асиев-усуней. В Авесте они именуются «турами с быстрыми конями», а в персидских источниках - саками. В период завершения этногенеза древних тюрков, т.е. в вв., их родовое

название «тур» превратилось в этноним «тюрк». Первая редакция древнетюркского генеалогического предания сообщает, что прародиной тюрков была «страна» Со. При этом среднекитайское звучание иероглифа со (сак), по мнению С.Е.Яхонтова, предполагает только один вариант - «сак» и связано с самоназванием древних тюрков «Со» и якутов «саха». Название пратюркской родины Со было перенесено на территорию с современной Восточной Монголии и сохранилось у современных тюрок-кумандинцев...

Томский Г.В.: Рад, что саха являются единственным современным народом мира, сохранившим престижное самоназвание саков.

Вторым наиболее распространенным самоназванием якутов является ураанхай. Вы много пишете о народах и племенах с таким названием.

Царьков О.Е.: В якутском эпосе предком народа «ураанхай-саха» назван Саха Саарын тойон, а место первого поселения локализуется на Средней Лене. В иной версии прародительницей саха является женщина Сабыйа Баай хотун. Её муж Сара-Бай, он же Саха Саарын тойон, из племени кыргыс умер по пути на север в Прибайкалье. В классической версии эти персонажи близки к героям казахского эпоса «Баян Слу» Сары-бею и Сабыйа Хатун. Согласно олонхо, «Средняя страна», где изначально жил эпический народ «ураанхай саха», является обширным краем, который журавль может облетать целых девять лет и не найти конца-края, там нет деревьев и от зноя усыхают озера. Прародителями этого народа выступают Саха Саарын тойон и Сабыйа Баай хотун. В якутских преданиях рассказывается о том, что их потомки вместе с кыргызами и татарами ушли из страны Ураанхай, которая находится в девятой от Лены реке, на берегу теплого моря «Араат Байгал» или «Арылы Байгал». Там живут львы, змеи и верблюды — животные, совершенно не встречающиеся ни в долине реки Лены, ни в окрестностях озера Байкал, известные якутам. Единственным местом, отвечающий заданным пространственно-временным параметрам, является каганат кимаков, ассоциируемых с сросткинской археологической культурой...

Китайские источники называют кимаков кумохами, уранхаями, улянху и хисцами и считают потомками хунну...

Имена эпических прародителей якутских улусов-дьонов Хаайа-Ханылы, Хатан Хатамаллай, Болотой Оххон, Боркутай, Баарагай Байагантай перекликаются с названиями племен, входивших в каганат кимаков: канглы, каи или уран (кимаки), котан (кидани), болот (карлуки), борку (баргуты), байаут, казахский прародитель Аргын-бий включён в генеалогию Эллэя, прародителя саха, якутский род сылан является калькой с тотемного названия кимаков -йылан. Это позволяет связать якутские предания об их легендарной прародине с районом кимакских кочевьев...

Томский Г.В.: Перейдем к широко используемому в героическом эпосе олонхо самоназвании якутов кюн дьоно или кюн улууhун дьоно. Об этом подробно написано в разделе Хуннское наследие в якутской культуре и языке той же статьи ([53], с. 40):

«в архаичном якутском героическом эпосе олонхо героями являются люди солнечного племени кюн или кюн джоно. Это соответствует согдийскому произношению Ып названия гуннов, такой же интерпретации самоназвания гуннов придерживаются Садри Максуди, Рафаэль Безертинов, Гулипа Мадмарова и другие» [60-62].

В этом случае получается, что якуты не осознавая этого идентифицируют себя до сих пор с хунну (азиатскими гуннами)! Действительно, любой якут выражение кюн дьоно или кюн улууhун дьоно относит только к своему народу и к никакому иному. Вопрос о связи якутов с хуннами много, подробно и давно обсуждается в исторической литературе [56-58, 63, 64].

Царьков О.Е.: Родство якутов с хунну подтверждают некоторые общие элементы материальной культуры, в частности, орнаменты саха, а также сходство волос хунну из ноин-улинских княжеских погребений с волосами современных якутов. Истоки этого «хуннского» комплекса в культуре саха нашли отражение в их религиозных верованиях и обрядах. Их описания можно найти у Иакинфа Бичурина и многих других авторов. Один из айыы, как называют небожителей якутского пантеона, Одун-хан является трансформацией имени первого шаньюя хунну Модуна (Модэ). Это не случайное совпадение, а этническая память «урянхайской составляющей» якутского народа.

Томский Г.В.: У якутов есть еше одно поэтическое самоназвание айыы аймага, имеющий смысл избранный небожителями (айыы) народ или даже богоизбранный народ. Действительно, любой якут выражение айыы аймага относит тоже только к своему народу и к какому иному.

В связи с этим перейдем к разговору о наличии среди айыы обожествленных деятелей истории степных народов.

Царьков О.Е.: Это интересная тема, показывающая сложность и

увлекательность истории предков народа саха.

О небожителях (айыы) тенгрианской религии якутов:

Томский Г.В.: В якутском героическом эпосе олонхо часто встречается формула "Одун-хан ураагынан, Чынгыс-хан ыйаагынан" ("по решению Одун-хана, по велению Чингис-хана") или близкие к этому выражения. Слово "ыйаах" родственно словам "ясак", "яса" ("указ", "закон"). Можно сказать, что герои олонхо придерживаются Ясы Чингис-хана! Обожествление могущественных правителей и других знаменитых людей в народной памяти является обычным делом. В более полной формуле фигурирует Билгэ-хан: "Чынгыс хаан ыйаагынан, Одун хаан оноhуутунан, Билгэ хаан билиитинэн", которого можно отождествить с одноименным древнетюркским правителем.

Знаток фольклора И. Г. Баишев пишет: «Гуннско-тюркское тенгрианство зародилось из преклонения священным предкам и сохранилось в этом виде у якутов ...». Он отождествляет священного Танха хаан с мудрым советником древнетюркских Танькуг (Туньукук) и восклицает «Айыы (святые небожители) рождаются на Земле, потом взлетают на Небо!» ([65], с. 15-16).

«Обратим внимание в связи этим на существование среди якутских айыы (ипостасей Тангра) обожествленных могущественных правителей: Чингис-хана, Одун-хана (первого гуннского императора Модуна), Бильге-хана (скорее всего, тюркского Бильге-хана, правившего с 716 по 734 год), Танха хана (мудрого Тоньюкука?) [65].

Имена некоторых других айыы, вероятно, также происходят от имен неизвестных нам исторических личностей. Всех этих айыы можно также сравнивать с христианскими святыми и поэтому следовало бы рисовать портреты (иконы) танграиских (тенгрианских) святых Чингиса, Одуна и Бильге согласно существующим историческим источникам. Заметим, что у карлуков в X веке был храм, «на стенах которого изображены их прежние государи», а дунху почитали «покойных старейшин, которые прославились своими подвигами» ([66], с. 94).»

Царьков О.Е.: Не исключено, что прототипом покровителя охотников Баяная был кангл Баян, заведовавший императорской охотой во времена Хубилая ([46], с. 3). Причем одного из братьев Баяная зовут Суойун эркин, то есть он носит титул эркин (иркин), обычный для племенных вождей у средневековых тюркских народов, но подзабытый у якутов.

Томский Г.В.: Действтельно, этнограф А.А. Саввин в именах духов охоты Баянай и Синкэн «усматривал имена мифологизированных исторических лиц братьев Баян м Минган - главных начальников охоты при дворе великого монгольского хана Хубилая. В ведении каждого из них находилось 10 000 псарей ...» ([67], с. 100).

Вернемся к Одун-хану. Мы оба думаем, что это обожествленный первый император гуннов - хан Модун (Модэ), причем по мнению Л.Н. Гумилева, исчезнувший в 91 году шаньюй (тангри кут) северных хуннов был из его рода. Поэтому обожествление Модуна в якутском тангризме служит одним из

аргументов в пользу мнения Г. В. Ксенофонтова о сильном наплыве хуннов в Прибайкалье в период «разрушении Северного хуннского ханства»:

События, связанные с разрушением Северного хуннского ханства, описаны на стр. 34-37 статьи Сака-хуннское происхождение прибайкальской метрополии народа [53], причем правитель северных хуннов пропал без вести:

«После поражения 89-го года северный шаньюй мог откочевать еще ближе к Байкалу, а через два года укрыться в Прибайкалье.» ([53], с. 38)

Заметим, что поражение 89-го года произошло в 770 км южнее Иркутска.

Царьков О.Е.: Представляется, что хуннские корни современных якутов имеют два источника происхождения. Первая часть - это осевшие после разгрома 89 года в Прибайкалье остатки северных хунну, смешавшиеся с местными самодийскими родами. По данным палеоантропологии северное Прибайкалье, включая долину Ангары, верховья Амура и Лены, являлось пограничной областью между ареалами монголоидов и европеоидов с V по II тысячелетия до Р.Х. ...

Томский Г.В.: Консолидация якутской формы тенгризма (тангризма, тенгрианства) с культом айыы, среди которых многие являются обожествленными или мифологизированными историческими персонажами, вероятно, произошло по инициативе Эллэя, предки которого могли быть среди грамотной прослойки канглов и кипчаков, которые имели доступ в Юаньской империи к архивам, хранящими интересные для них сведения о хунну и других степных народах.

f . Grigori Tomski s partagé un lien.

\Щт О Admin ■ 13 juin

Тангризм (Тенгризм] в Якутии

Рассказываю о якутском тантризме для интересующихся

тенгрианской религией,

Читаю переводы молитв Билгэ хану и Чынгыс Чингис хану.

Царьков О.Е.: Я пишу об этом в статьях Очерки истории саха: Тюрки и Юань от расцвета до заката [46] и Очерки истории саха: Первый ысыах [47].

Томский Г.В.: В конечном итоге якуты являются народом, хорошо сохраняющим до сих пор тенгрианские традиции, исчезнувшие в значительной мере у других тюрко-монгольских народов под влиянием других великих религий, в первую очередь ислама и буддизма.

Царьков О.Е.: У монгол до сих пор сохраняется культ Чингис-хана, в частности, святилище Восемь Белых Юрт, основанный Хубилаем. Мемориал представлял собой восемь белых юрт, где хранились реликвии Чингиз-хана и его родичей... Но к сожалению, в период Культурной революции 1966—1976 годов,

большая часть реликвий была уничтожена. Мавзолей был отремонтирован и вновь открыт в 1979 году. Реликвии были восстановлены по памяти и фотографиям.

Томский Г.В.: Но якутский Чынгыс-хаан является одним из самых

наиболее уважаемых айыы и поэтому можно говорить, что культ Чингис-хана в

настоящее время наиболее развит в Якутии.

4 . Grigori Tomski a partagé un lien; О Admin ■ À l'instant ■ 0

Тенгрианские молитвы для улучшения состояния и морального совершенство вания.

Эти молитвы восьмой основной ипостаси Тангра {Тенгри, Тангара) отобраны и отредактированы Тэрисом.

В его интерпретации восьмая ипостась Тангра имеет два образа: Одун хан и Чингис хан причем Одун хан отождевлялся известным краеведои Илья Баишевым с 'улетевшим е небо душой" создателя первой степной империи Модун ханом (Модэ). Это подчеркивает древность якутской ритуальной поэзии, представляющей интере... Afficher la suite

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

YOUTUBE.COM

Молитвы восьмой ипостаси Тангра

О личности Чингис-хана и его роли в истории хорошо написано в книгах Джека Уэзерфорда и Николая Трубецкого [68, 69].

О тайнах языка:

Томский Г.В.: Единство языка народа саха на огромной территории его расселения вызывает удивление.

Обратимся к гипотезе Ксенофонтова о том, что в якутском наречии нужно видеть наследника хуннского (гуннского) языка.

«При разрушении Северного хуннского ханства в степях Монголии аборигенное население Прибайкалья должно было получить сильный толчок от наплыва остатков северных хуннов, покидавших свои родные степи. В эту бурную эпоху тунгусские племена, обитавшие в Приангарском крае (Бар-гуджин-Тукуме) совместно с западными монголами (югэлэт и тумэт), подвергшиеся сильному хуннскому влиянию и усвоившие от них железную технику, должны были переселиться на Вилюй, где они частью оттеснили, а частью перемешались с местными тунгусами.» ([64], с. 209)

«Поэтому в якутском наречии нужно видеть наследника древнетурецкого хуннского языка.» ([64], с. 194)

Разберем имена европейских гуннов. Почему, на самом деле, имена жен Аттилы заканчиваются в римской и греческой транскрипции на «ка», «га» или «го»: Керка, Енга, Илдиго? На языке саха «куо» означает «благородная и красивая женщина». Так что, скорее всего, Енга = Ен-ко, Илдиго = Илди-ко. Керка больше похожа на Кере-ко, «кере» означает «красивая». Аттила проявлял к Кере-ко «величайшее доверие и высочайшее уважение». Имя Роас (дяди Аттилы) звучит как очень распространенное имя саха: Оруос (Орос). Старший сын Аттилы Эллак имеет чисто якутское имя: Эллэх = «владеющий государством» или «мирный» (ибо слово «эль» означает «государство, союз, мир»). Узиндур — это, наверное, Узин-Тур (Узин-Тур: "долго быть на ногах" = "долго жить"), Эрнак можно читать как Эр-Нак («Эр» означает «достойный человек»).

«Курдах» - еще одно якутское имя. В римско-греческих исторических источниках пишут «Куридах - князь народа акатцир». Одного дядю Аттилы звали также по-якутски «Ойор-Барс» (ОеЬа^е в римско-греческой транскрипции). Был также генерал Берик, чье имя лучше интерпретировать как "бэрик=дающий".

Прибайкальские степи и лесостепи могли приютить многие десятки тысяч гуннов (хунну), ибо количество бурят только в Усть-Ордынском округе составляет более 50 000 человек. Ксенофонтов признавал коренными примерно 70 000 бурят Иркутской губернии, не включая в их число «позднейших выходцев из Монголии», причем среди них на сто душ приходилось примерно 101 лошадей, 171 коров, 148 овец и коз ([64], с. 123 и 127).

Поэтому скотоводческое население Прибайкалья должно было довольно быстро перейти на пратюркский язык гуннов и в дальнейшем сохранять его в этом архаичном виде без сильных изменений, несмотря на периодический наплыв других групп степных народов, заброшенных в результате бурных исторических событий. Причем эти народы восточной

части Великой степи (например, байырку-баегу также могли говорить на очень близких им языках, в отличие от более западных тюркских народов.

Известно, что основной словарный фонд именных основ якутского языка, характеризующий степную местность, термины по пастбищному скотоводству и общественно-политическому строю являются общетюркскими, а среди монголизмов якутского языка довольно большое число слов, обозначавших разные реалии таежного ландшафта, и термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Это согласуется с гипотезой, что первые оседлые скотоводы Прибайкалья, передавшие эти термины степным хуннам -пратюркоязычным предкам якутам, были монголоязычными. Возможно, таковыми были и почти все носители Культуры плиточных могил (КПМ).

Что касается сложившихся взаимоотношений, то Н. К. Антонов пишет:

«Создается впечатление, что в обществе древних якутов ... господствующую прослойку составили тюркоязычные племена ... , а ... подчиненная сторона была преимущественно монголоязычной. Эта бедная часть населения внесла в якутский язык монгольские слова о бедных слоях, названия второстепенных жен, челяди, о детях и «значительное количество терминов обычного права, как наиболее часто судимая и наказуемая сторона.» [56]

Царьков О.Е.: Представляется, что процесс формирования якутского этноса в Прибайкалье, как и языка сильно упрощают вследствие недостаточности информации. Безусловно, что в его основе лежит древнетюркский койне. Напомню, что якутский язык по грамматическому строю принадлежит к огузской группе, по лексике - огузско-уйгурской и отчасти кыпчакской. Один из компонентов, составивших основу современного якутского языка, близок к огузскому и отделился от родственных наречий примерно в VI веке. Другой компонент представляет собой древний слой лексики индоиранского происхождения. В дальнейшем развитии языка определенную роль сыграли кыргызы и особенно орхонские уйгуры. Следует также заметить, большое влияние монгольских языков, особенно среди североякутских говоров, что говорит об интеграции в состав якутского народа значительных групп монголоязычных групп, которые также могли привнести монгольскую скотоводческую терминологию...

Томский Г.В.: Так как древнетюркское койне является наследником хуннского языка, то ваша точка зрения не противоречит гипотезе Ксенофонтова.

Признанный специалист в этой области Наталья Н. Широбокова считает, что [70]:

« Результаты изучения фонологических систем сибирских языков, и прежде всего якутского, указывают на то, что консонантная система праякутского языка реконструируется как система, очень близкая к языку орхонских рунических памятников и древнетюркской системе .

Н. Н. Широбокова пришла к выводу о том, что «южносибирские языки составляют многослойную конструкцию, в базе которой лежит уйгуро-орхонский тип, который явственно сохраняется в якутском, а в тувинском присутствует уже в размытом виде»... ».

В своей докторской диссертации Герасим Г. Левин отмечает, что: «Из 660 древнетюркских основ в якутском языке параллели имеют 484 (73,3%). В орхонских надписях из 448 основ лексические соответствия в якутском языке имеют 363 (81%), в енисейских эпитафиях из 253 выявляется 190 (75%) параллелей, в восточно-туркестанских рукописных текстах из 379 — 293 (77,3%) параллелей.» [71].

***

Жан-Поль Гишар является еще одним действительным членом Международной академии КОНКОРД, интересующимся исторической тематикой. Он был в течении многих лет координатором связей Университета Ницца-София Антиполис (УНСА) с Восточными странами [72, 73].

Профессор Жан-Поль Гишар награжден Медалью Пифагора Международной академии КОНКОРД за многолетнюю плодотворную деятельность по развитию сотрудничества между университетами Франции и СНГ

Профессор Гишар является доктором экономики и опубликовал в 20182019 годах фундаментальную трехтомную монографию об экономической истории Киевской Руси, России и СНГ [74-76] и хочет довести эту историю до наших дней. Его сследования [74-78] представляют интерес для широкого круга специалистов по экономике и международным отношениям, дают много тем для размышлений и исследований.

Жан-Поль Гишар является также специалистом по финансовой математике, то есть обладает высокой математической культурой. Заметим, что Олег Царьков тоже является доктором экономики с высокой математической и компьютерной культурой, но с детства увлекался исторической тематикой, много беседовал со своими дедом и бабушкой, которые были историками, пользовался их обширной библиотекой.

Автор данного обзора был многие годы занят исследовательской работой в области математики [79], а потом активной международной деятельностью, о чем написаны работы, представляющие определенный интерес для специалистов, интересующихся историей ЮНЕСКО и современной Якутии [8082]. Общим для нас троих является строгость мышления и стремление к точности, умение быстро находить и оценивать источники информации, а также свобода исследований и независимость от научной, политической и другой иерархии и авторитетов.

Предлагаем желающим сравнить обьем и содержание работы никем не финансируемого, но увлеченного историей народа саха и степных народов, обьективного, независимого и доброжелательного исследователя О. В. Царькова [42-52] с трехтомным академическим изданием по истории Якутии [57].

Приведем заключение беседы с ним из статьи [42]:

Томский Г.В.: В качестве эпиграфа к книге [51] выбрано высказывание Г.В. Ксенофонтова:

«Мы не льстим себя надеждой, что многие вопросы древней истории реставрированы нами верно и что в них не содержится ошибок и увлечений, свойственных каждому единичному автору. Их, конечно, должно быть немало... для исправления ошибок и проявлений всякого рода авторских субъективизмов существует критика и последующие историки.»

Насколько Вы уверены в своих выводах?

Царьков О.Е.: В своей работе я руководствовался принципами, лежащими в основе современной концепции «History Investigation», построенной на верификации информации и сведении воедино различных мнений, источников и пограничных дисциплин. Данная работа является попыткой свести воедино все имеющиеся в современной информационной среде источники по истории якутов, некоторые из которых могут быть неточными. Новые исследования постоянно появляются и позволяют скорректировать многие представления о том или ином событии. Не следует также забывать, что существуют такие факторы, как

предвзятость мнений и «туман времени». Также никто не отменял

« ТЛ «

идеологический заказ. В этой связи, хочу напомнить отношение многих правоверных историков к Л.Н. Гумилёву и его «эвристическому подходу к истории». Что касается моей версии истории саха, то я буду рад любой конструктивной критике, которая позволит не только уточнить, но и изменить и даже опровергнуть изложенные в моей работе факты. К примеру, работая над серией статей для Вашего журнала, я значительно переработал концепцию формирования якутского этноса как в Прибайкалье, так и на Средней Лене. Это было связано с тем, что я первоначально изучал только происхождение дьонов, а только потом «переключился» на происхождение отдельных якутских родов.

Томский Г.В.: В любом случае историческая наука не может претендовать на абсолютную точность, в ней всегда сохраняется много субьективизма...

Царьков О.Е.: Благодарю за высокую оценку. Готов обсудить любые возникающие вопросы и уточнить свою аргументацию.

Таким образом, работы Олега Е. Царькова дают большое количество тем для исследований и творчества.

Доктор Олег В. Царьков награжден орденом КОНКОРД Международной академии КОНКОРД за вклад в изучении истории народа саха (якутов) и других тюрко-монгольских народов

Литература

1. Томский Г. В. Размышления на Каталаунских полях // Илин, 2000, N 1, с. 76-81.

2. Томский Г.В. Аттила уонна аргаа дойдулар // Чолбон, 2001, N 12, с. 66-78.

3. Томский Г. В. Друзья Аттилы. - Якутск: ЖИПТО, 2001. - 256 с. (Сокращенный авторизованный перевод первого издания романа Les amis d'Attila 2001 года).

4. Tomski G. Les amis d'Attila, JIPTO International, 2001 (ISBN 85259-582-9), 2002. - 521 p. (IDDN.FR.010.0098969.000.R.P.2002.401000).

5. Tomski G. Attila : de l'histoire au roman // Mediavales 29 : Attila dans la réalité historique, la littérature et les beaux-arts. - Amiens : Université de Picardie, 2003, p. 77-80.

6. Tomski G. Les amis d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 360 p.

7. Tomski G. Attila : IlkAvrupali. - Istanbul : Papirus, 2005. - 360 p.

8. Томский Г. В. Аттила хааны анд нехед. - Улаанбаатар: Хех судар принтинг, 2007. - 274 с.

9. Томский Г. В. Аттила. - Якутск: Бичик, 2009. - 256 с.

10. Tomski G. Young Attila in Italy: Stilico tragedy, Alaric times, Galla Placidia adventures (Historical novel). - Editions du JIPTO, 2015, - 108 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2017, N 1).

11. Tomski G. The Friends of Attila (Historical novel), 2017 (Amazon Kindle). - 249 p. (379 p.)

12. Tomski G. Oreste - ami d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p.

13. Tomski G. Attila and Orestes (Scenario and dialogues), 2017 (Amazon Kindle). -

94 p.

14. Томский Г. В. Аттила. Сценарий и пьеса, 2016 (Amazon Kindle). - 180 c.

15. Tomski G. Attila et Aetius. - Editions du JIPTO, 2005. - 118 p.

16. Tomski G. Attila and Aetius (Historical drama and comments), 2017 (Amazon Kindle). - 41 p.

17. ^кумбаева Б., Томский Г. О спектакле "Аттила и Аэций" на сцене Казахского академического театра драмы // CONCORDE, 2020, N 1, p. 62-69.

18. Томский Г. В. Краткие автобиографические заметки // CONCORDE, 2017, N 1, p. 3-112.

19. Tomski G. Tangra : Quête spirituel et scientifique. - Editions du JIPTO, 2005. -

138 p.

20. Томский Г. В. Классический тангризм // CONCORDE, 2014, N 1, p. 3-10.

21. Томский Г. В. Религия Аттилы и Чингис-Хана // CONCORDE, 2014, N 1, p. 68-100.

22. Томский Г. В. Письменные источники по классическому тангризму // CONCORDE, 2014, N 2, p. 3-20.

23. Томский Г. В. Тангризм в современной Якутии // CONCORDE, N 2, p. 21-40.

24. Томский Г. В. Якутский тангризм: Схема Тэриса // CONCORDE, 2014, N 3, p.

3-109.

25. Томский Г.В. Тангризм: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные версии Часть первая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 1). - Edition du JIPTO, 2018. - 186 c.

26. Томский Г.В. Тангризм: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные версии Часть вторая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 2). - Edition du JIPTO, 2018. - 208 c.

27. Томский Г.В. Тангризм: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные версии Часть третья. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 3). - Edition du JIPTO, 2018. - 73 c.

28. Томский Г. В. Философия тангризма. - Editions du JIPTO, 2019. - 142 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N 3)

29. Tomski G. TANGRA : Exemple de la modernisation d'une ancienne religion pour les gens créatifs de bonne volonté (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, N 2) - Edition du JIPTO, 2016. - 172 p.

30. Tomski G. Philosophie du tangrisme. - Editions du JIPTO, 2019. - 100 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N 4)

31. Tomski G. Tangrism in Yakutia: Schema of Teris // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2017, N 1, p. 25-78.

32. Tomski G. Religion of Attila // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2017, N 2, p. 3-52.

33. Tomski G. Modular structure of modern Tangrism // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2017, N 1, p. 3-13.

34. Tomski G. Sources on classical Tangrism // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2017, N 1, p. 14-25.

35. Tomski G. Books and other Tangrist sources // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2017, N 1, p. 79-97.

36. Tomski G. Pratice of Tangrism // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2017, N 2, p. 53-62.

37. Томский Г. В. Итоги жизни: наука и религия. - Editions du JIPTO, 2021. - 60 p. (CONCORDE, 2021, N 4, p. 3-60)

38. Tomski G. Mon bilan personnel : Science et religion. - Editions du JIPTO, 2021. -56 p. (Bulletin EUROTALENT-CONCORDE, 2021, N 3)

39. Tomski G. My personal self-assessment: Science and religion // CONCORDE, 2022, N 1, p. 3-46.

40. Brion M. Théodoric, roi des Ostrogoths. - Tallandier, 1979. - 365 p.

41. Bouvier-Ajam M. Attila : le fléau de Dieu. - Tallandier, 1982. - 486 p.

42. Томский Г. В., Царьков О. Е. Большие тайны истории народа саха (якутов) // CONCORDE, 2022, N 3 p. 3-25.

43. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Тысяча лет вокруг Байкала // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2022, N 1, с. 43-99.

44. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Тайга и Великая степь // CONCORDE, 2022, N 1, с. 47-96.

45. Царьков О. Е. Очерки истории саха: По следам Омогоя // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2022, N 2, с 3-60.

46. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Тюрки и Юань от расцвета до заката // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE,- 2022, N 2, с. 61-123.

47. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Первый ысыах // CONCORDE, 2022, N 2, с. 3-60.

48. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Саха-урянхаи на пути к кочевой империи // CONCORDE, N 2, с. 61-120.

49. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Освоение севера // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2022, N 3, с 3-49.

50. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Два Тыгына // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2022, N 3, с 50-123.

51. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Политическая история якутского народа вплоть до вхождения в состав Московского царства. - Editions du JIPTO, 2021. • 227 с. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2021, N 3)

52. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Рождение республики (1898-1932). -Editions du JIPTO, 2022. • 343 с. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2022, N 3)

53. Томский Г.В. Сака-хуннское происхождение прибайкальской метрополии народа саха // Bulletin de l'Académie internationale CONCORDE, 2021, N 2, p. 27-42.

54. Томский Г.В. Распространение языка саха на север из южной прибайкальской метрополии // Bulletin de l'Académie internationale CONCORDE, 2021, N 2, p. 43-62.

55. Томский Г.В. Империя команчей и Империя саха // Bulletin de l'Académie internationale CONCORDE, 2021, N 2, p. 63-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56. Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногеза и формирования культуры). -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.

57. История Якутии: в 3 т. Т. I / Под общей редакцией А.Н. Алексеева; отв. ред. Р.И. Бравина, Е.Н. Романова. - Новосибирск: Наука, 2020. - 536 с.

58. Архипов Н. Д. Ранний железный век Якутии // Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Айыы Тамара и кузнечный культ в тенгрианстве» (02-03 апреля 2021 г., Верхневилюйск — Кэнтик), с. 4-34.

59. Федорова Л. В. О кузнецах племени сако-ариев Кудай Бахсы // Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Айыы Тамара и кузнечный культ в тенгрианстве» (02-03 апреля 2021 г., Верхневилюйск — Кэнтик), с. 188-205.

60. Максуди С. Тюркская история и право. - Казань, Изд-во «Фен»,2002. - 412 с.

61. Безертинов Р. Н. Геополитика и правители татаро-монгольских империй. -Казань: Изд-во «Слово», 2013. - 174 с.

62. Мадмарова Г. А. О самоназвании гунны // Вестник Ошского государственного университета, 2016, N 3, с. 268-272.

63. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар, Том 1. - Якутск: Национальное издательство Республики Саха (Якутия), 1992. - 416 с.

64. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар, Том 2. - Якутск: Национальное издательство Республики Саха (Якутия), 1992. - 318 с.

65. Баишев И. Г. Айыы тангара итэгэлин сайдыыта // Саха итэгэлин туhунан маннайгы конференция, Якутск, 1995, с. 13-16.

66. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М.: Рольф, 2002. - 560 с.

67. Бравина Р. И. Новая старая гипотеза о происхождении якутов (к 100-летию этнографа, фольклориста и краеведа А. А. Саввина) // Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2017, N 2 (37), с. 94-103.

68. Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира. - М: ACT; Владимир: ВКТ, 2008. - 493 с.

69. Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. - М: Аграф, 1999. - 554 с.

70. Тюнтешева Е. В., Селютина И. Я., Озонова А. А. К юбилею Натальи Николаевны Широбоковой // Сибирский филологический журнал. 2016. N 1, с. 268-272.

71. Левин Г. Г. Историческая связь якутского языка с древними тюркскими языками VII - IX вв. (автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук) — Якутск, 2013.

72. Томский Г. В. Международная академия КОНКОРД // CONCORDE, 2018, N 4, р. 3-20.

73. Томский Г. В. Перспективы сотрудничества с Университетом Ниццы София Антиполис. - Editions du JIPTO, 2015. - 56 p (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2015, N 2).

74. Jean-Paul Guichard. L'émergence de ¡"Empire Russe - L'Europe byzantine jusqu'à Catherine II. - L'Harmattan, 2014. - 248 p.

75. Jean-Paul Guichard. L'zffirmation de ¡'Europe byzantine (1796-1914) - La Russie, ¡es Balkans et ¡epangermanisme. - L'Harmattan, 2018. - 188 p.

76. Jean-Paul Guichard. Du tsarisme au totalitarisme. - L'Harmattan, 2019. - 236 p.

77. Jean-Paul Guichard. L'Etat-parti chinois et ¡es multinationales - L'inquiétante alliance. - L'Harmattan, 2014. - 233 p.

78. Гишар Ж.-П. Китайское партия-государство и мультинациональные фирмы. - Изд-во «Новый хронограф», 2018. - 215 с.

79. Томский Г. В. Итоги жизни: след в математике. - Editions du JIPTO, 2021. - 95 p. (CONCORDE, 2021, N 3)

80. Томский Г.В. Парижский дневник (1992-2001). - Editions du JIPTO, 2022. - 125 p. (Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP, 2022, N 1)

81. Томский Г.В. ЮНЕСКО и философия: Катализатор идей и центр притяжения людей доброй воли. - Editions du JIPTO, 2019. - 153 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N 1)

82. Томский Г.В. Международные дела Республики Саха в Европе (с 1993 по 1998) // CONCORDE, N 2, p. 39-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.