Научная статья на тему 'БОЛЬШИЕ ТАЙНЫ ИСТОРИИ НАРОДА САХА (ЯКУТОВ)'

БОЛЬШИЕ ТАЙНЫ ИСТОРИИ НАРОДА САХА (ЯКУТОВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
683
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
саха / ураанхай / кюн дьоно / айыы аймага / Одун хаан / Чынгыс хаан / Билгэ хаан.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорий В. Томский, Царьков Олег Евгеньевич

К большим тайнам истории якутов мы относим множественность самоназваний этого народа, единство его языка на огромной территории расселения, наличие в культе небожителей (айыы) известных деятелей истории степных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОЛЬШИЕ ТАЙНЫ ИСТОРИИ НАРОДА САХА (ЯКУТОВ)»

БОЛЬШИЕ ТАЙНЫ ИСТОРИИ НАРОДА САХА (ЯКУТОВ)

Григорий В. Томский

Международная академия КОНКОРД g.tomski@gmail. com

Царьков Олег Евгеньевич Балтийский центр информационной безопасности carkovs0@latnet.lv

К большим тайнам истории якутов мы относим множественность самоназваний этого народа, единство его языка на огромной территории расселения, наличие в культе небожителей (айыы) известных деятелей истории степных народов.

Ключевые слова: саха, ураанхай, кюн дьоно, айыы аймага, Одун хаан, Чынгыс хаан, Билгэ хаан.

Основные самоназвания

Томский Г.В.: В связи с основным самоназванием якутов саха широко обсуждается вопрос о связи якутов с древними саками [1-5]. В статье Сака-хуннское происхождение прибайкальской метрополии народа саха мы формулируем свое мнение по этому вопросу ([3], с. 33):

«В III веке до нашей эры, почти одновременно с Китайской империей, была основана Империя хунну (азиатских гуннов), которая оттеснила саков на запад и север. Естественно, в этот период произошло увеличение сакского населения Прибайкалья, что вполне могло привести к принятию населением этого региона престижного в те времена самоназвания сака или саха.»

Принятия народами названий престижных племен и народов является распространенным явлением, достаточно вспомнить историю этнонимов тюрк (турок), татар, киргиз и др.

С данной статьи я начинаю обсуждение различных вопросов истории народа саха с Олегом Евгеньевичем Царьковым, автором серии больших статей [6-13], в которых уточняются и развиваются идеи, первоначально опубликованные в препринте [14]. Эти работы дают необычно широкую панораму обзора динамики образования народа саха, поэтому представляют интерес не только для специалистов тюрко-монгольских народов и их соседей, а также для широкого круга читателей, в первую очередь, для творческих людей, которые могут черпать из них темы для своих литературных, кинематографических, художественных и других произведений.

Начинаем нашу письменную беседу с ним с обсуждения самоназвания

саха.

Царьков О.Е.: Генезис древних тюрков происходил в рамках булан-кобинской культуры, но её культурные истоки прослеживаются в более древней пазырыкской культуре VI-III вв. до н.э. Показательно, что ее генезис связывается с миграциями саков или юэчжей (согдов), пришедших на горный Алтай из Восточного Туркестана вслед за золотой ланью, символом Солнца. Их тотем-олень широко распространился среди древних племён Тувы и Саяно-Алтая. Олень оставался священным животным среди кыпчаков монгольской эпохи, о чём свидетельствуют изображения ланей на костяных пластинах, украшавших колчаны половцев. Этноним - топоним Сак ("олень"), встречается в "Бэйши" и у Менандра в качестве древнего обозначения асиев-усуней. В Авесте они именуются «турами с быстрыми конями», а в персидских источниках - саками. В период завершения этногенеза древних тюрков, т.е. в III-V вв., их родовое название «тур» превратилось в этноним «тюрк». Первая редакция древнетюркского генеалогического предания сообщает, что прародиной тюрков была «страна» Со. При этом среднекитайское звучание иероглифа со (сак), по мнению С.Е.Яхонтова, предполагает только один вариант - «сак» и связано с самоназванием древних тюрков «Со» и якутов «саха». Название пратюркской родины Со было перенесено на территорию с современной Восточной Монголии и сохранилось у современных тюрок-кумандинцев.

При анализе китайского этнонима усухань предпринимаются попытки выстроить некую конструкцию, несущую определённый смысл. В случае с «усухань» произошло обратное. Различные названия племён в китайских источниках таких как ханасы/ханьханасы, усухань/юаньсухань, урусуты/урасуты, цзилицзысы/цзиэрцзису и другие является результатами деятельности комитета учёных, созданного китайским правительством в середине XVIII века. Его целью являлся пересмотр иностранных имён и географических названий с целью приближения их к современности. Впоследствии целесообразность этого действия была подвергнута сомнениям, поскольку работа привела к ещё большей путанице имён и названий. Это объясняет каким образом появились некоторые термины. Если разделить это термин «усухань» на четыре части уу-су-яха -(хань), то получаем якутские словосочетания «уу саха», что равнозначно «дьон саха», и означает на якутском «настоящий якут» или «настоящий человек». Этим термином называют в «Юань ши» тюркских военных поселенцев, размещённых в маньчжурском городе Чжаочжоу. Другое их название «юаньсухань» фонетически созвучно упомянутому выше якутскому выражению «дьон саха». Таким образом, совершенно ясно, что самоназванием якутов было «саха», восходящие к индоиранскому «сах».

Томский Г.В.: Рад, что саха являются единственным современным народом мира, сохранившим престижное самоназвание саков.

Первая карта составлена Г.В. Томским, вторая взята из Википедии

Вторым наиболее распространенными самоназваниями якутов является ураанхай. Вы много пишете о народах и племенах с таким названием.

Царьков О.Е.: В якутском эпосе предком народа «ураанхай-саха» назван Саха Саарын тойон, а место первого поселения локализуется на Средней Лене. В иной версии прародительницей саха является женщина Сабыйа Баай хотун. Её муж Сара-Бай, он же Саха Саарын тойон, из племени кыргыс умер по пути на север в Прибайкалье. В классической версии эти персонажи близки к героям казахского эпоса «Баян Слу» Сары-бею и Сабыйа Хатун. Согласно олонхо, «Средняя страна», где изначально жил эпический народ «ураанхай саха», является обширным краем, который журавль может облетать целых девять лет и не найти конца-края, там нет деревьев и от зноя усыхают озера. Прародителями этого народа выступают Саха Саарын тойон и Сабыйа Баай хотун. В якутских преданиях рассказывается о том, что их потомки вместе с кыргызами и татарами ушли из страны Ураанхай, которая находится в девятой от Лены реке, на берегу теплого моря «Араат Байгал» или «Арылы Байгал». Там живут львы, змеи и верблюды — животные, совершенно не встречающихся ни в долине реки Лены, ни в окрестностях озера Байкал известные якутам. Единственным местом, отвечающий заданным пространственно-временным параметрам, является каганат кимаков, ассоциируемых с сросткинской археологической культурой.

Карта из Википедии

Она имеет много параллелей с раннеякутской археологической культурой, что подтверждает сходство якутского погребения с конем в Манчарылаахе с захоронениями кимаков Прииртышья (железные стремена, удила с кольчатыми псалиями, украшения конской сбруи, женские пояса, бронзовые женские украшения, железные наконечники стрел в форме двурогих срезней).

Китайские источники называют кимаков кумохами, уранхаями, улянху и хисцами и считают потомками хунну. В частности, в «Юань Ши» сообщается то, что страна обитания урянхаев - земля Шань-жун (горных жунов) времени Чунь-цю. При династии Хань она стала владением главы Хи, который при династии Хоу-Вэй именовался Кумохи. Будучи разбитым киданями, его народ разделился надвое. Одна часть подчинилась киданям, а другая, смешавшись с тюрками, откочевала в Дешт-и-Кыпчак. Историю последних можно найти у эль-Гардизи. По его сведениям, западная часть кумохов-кимаков обосновалась в верховьях Иртыша, а вокруг неё поселились семь племён: эймюр, имек, татар, кыпчак, баяндур, ланиказ, аджлар. Он писал, что кимаки «... живут в лесах, ущельях и степях, все владеют стадами коров и баранов; верблюдов у них нет... Летом они питаются кобыльим молоком, которое у них называется кумысом; на зиму они заготовляют сушеное мясо баранье, лошадиное, коровье, каждый по мере своих средств. Предметы охоты кимаков — соболи и горностаи».

Имена эпических прародителей якутских улусов-дьонов Хаайа-Ханылы, Хатан Хатамаллай, Болотой Оххон, Боркутай, Баарагай Байагантай перекликаются с названиями племен, входивших в каганат кимаков: канглы, каи или уран (кимаки), котан (кидани), болот (карлуки), борку (баргуты), байаут, казахский прародитель Аргын-бий включён в генеалогию Эллэя, прародителя саха, якутский род сылан является калькой с тотемного названия кимаков -йылан. Это позволяет связать якутские предания об их легендарной прародине с районом кимакских кочевьев.

В «Худуд-и-Алам» сообщается, что от кимаков «к востоку живёт разновидность киргизов; к югу река Артуш и река Итиль, к западу - некоторые из кыпчаков и частью необитаемые страны севера. Главу кимаков называют хаганом; он имеет в стране кимаков одиннадцать управителей (амел); подвластные области переходят по наследству. Андар аз Кифчак - область из кимакских; население её по некоторым нравам походит на гузов. Согласно, «Худуд ал-Алам» Каркархан есть другая область из кимакских. Население её по нравам похоже на кыргызов». По самой древней версии кыпчакского эпоса «Манас», его главный герой был внуком Каркары, а его народ именовался кыпчаками Каркары, территории расположенной к северу от озера Балхаш. Интересно отметить, что тяньшаньские киргизы в нём именуются чаще кыпчаками и сравнительно редко кыргызами. Согласно Маджаму ат-Таварих». Такого же происхождения были кыпчаки Джетти-кашка, проживавшие в Ульмас-Кулан, третьей области кимаков или емеков, как их называли мусульманские авторы.

Таким образом, в начале второго тысячелетия существовали две области расселения урянхаев - на территории современного Казахстана и в Маньчжурии. Восточная ветвь урянхаев сыграла важную роль в истории Монголии, будучи опорой Чингисхана. Однако, впоследствии его потомок Даян-хан при очередном объединении страны ликвидировал их как народ. Судьба западной ветви урянхаев-кимаков оказалась более интересной. После распада

каганата часть кимаков-емеков оказалась на территории современной Тувы, которая тогда называлась Восьмиречьем, Кемджиутом, а позже Урянхайским краем. У Н. К. Витсена есть интересное сообщение об этом этапе истории якутов: «.явились чужестранцы, пришедшие из Казимота и называемые казимотцами (кемджиутами), вместе с довольно значительным количеством якутов. Они оставались у коратов (хоро), живших вместе с ними, и через некоторое время напали на бурят (жителей Прибайкалья), отобрали у них скот и всю утварь, многих убили, а остальных угнали в рабство».

Томский Г.В.: Таким образом, Витсен считал, что урянхаи и якуты различаются?

Царьков О.Е.: Да. Само происхождение этнонима якут (не являющегося самоназванием саха, но используемого для их обозначения некоторыми другими народами) имеет совершенно другие корни, чем представлялось ранее. Анализ кыргызского этнонима ыгы (игинцы) показал, что его вероятным развитием было *ьщ->*ьщы, названия жителей Восьмиречья. Оно в свою очередь, приводит нас к древнеуйгурскому племени чигилей-тикинов, основателей государства Караханидов. Они представляли собой группу религиозных диссидентов и переселились в Туву после исламизации династии. Именно благодаря этому в

якутском языке появились чисто уйгурские религиозные термины, как абаасы и ойуун. Последний термин в точности совпадает с названием камлания у современных восточнотуркестанских уйгуров.

Томский Г.В.: Перейдем к широко используемому в героическом эпосе олонхо самоназвании якутов кюн дьоно или кюн улууhун дьоно. Об этом подробно написано в разделе Хуннское наследие в якутской культуре и языке той же статьи ([3], с. 40):

«в архаичном якутском героическом эпосе олонхо героями являются люди солнечного племени кюн или кюн джоно. Это соответствует согдийскому произношению Ып названия гуннов, такой же интерпретации самоназвания гуннов придерживаются Садри Максуди, Рафаэль Безертинов, Гулипа Мадмарова и другие» [15-17].

В этом случае получается, что якуты не осознавая этого идентифицируют себя до сих пор с хунну (азиатскими гуннами)! Действительно, любой якут выражение кюн дьоно или кюн улууhун дьоно относит только к своему народу и к никакому иному. Вопрос о связи якутов с хуннами много, подробно и давно обсуждается в исторической литературе [1-4, 18, 19].

NURGUN BOTUR THE SWIFT

Царьков О.Е.: Родство якутов с хунну подтверждают некоторые общие элементы материальной культуры, в частности, орнаменты саха, а также сходство волос хунну из ноин-улинских княжеских погребений с волосами современных якутов. Истоки этого «хуннского» комплекса в культуре саха нашли

отражение в их религиозных верованиях и обрядах. Их описания можно найти у Иакинфа Бичурина и многих других авторов. Один из айыы, как называют небожителей якутского пантеона, Одун-хан является трансформацией имени первого шаньюя хунну Модуна (Модэ). Это не случайное совпадение, а этническая память «урянхайской составляющей» якутского народа.

Держава Модэ (Модуна)

Томский Г.В.: У якутов есть еше одно поэтическое самоназвание айыы аймага, имеющий смысл избранный небожителями (айыы) народ или даже богоизбранный народ. Действительно, любой якут выражение айыы аймага относит тоже только к своему народу и к никакому иному.

В связи с этим перейдем к разговору о наличии среди айыы обожествленных деятелей истории степных народов.

Царьков О.Е.: Это интересная тема, показывающая сложность и

увлекательность истории предков народа саха.

О небожителях (айыы) тенгрианской религии якутов

Томский Г.В.: В якутском героическом эпосе олонхо часто встречается формула "Одун-хан ураагынан, Чынгыс-хан ыйаагынан" ("по решению Одун-хана, по велению Чингис-хана") или близкие к этому выражения. Слово "ыйаах" родственно словам "ясак", "яса" ("указ", "закон"). Можно сказать, что герои олонхо придерживаются Ясы Чингис-хана! Обожествление могущественных правителей и других знаменитых людей в народной памяти является обычным делом. В более полной формуле фигурирует Билгэ-хан: "Чынгыс хаан ыйаагынан, Одун хаан оноhуутунан, Билгэ хаан билиитинэн", которого можно отождествить с одноименным древнетюркским правителем.

Grigori Tomski з partagé un lien. Ч Ж» О Admin 1 h 0

Тенгрианекие молитвы для педагогов,, научных работников и всех людей умственного труда.

Эти молитвы седьмой основной ипостаси Тангра (Тенгри, Тангара) отобраны и отредактированы Тэрисом,

В его интерпретации седьмая ипостась Тангра имеет три образа: Бильгехан. Танха хан и Джылгахан причем Бильгехан отождевлялся известным краеведои Илья Баишевым с "улетевшим в небо душой" известного правителя Тюркского каганата, а Танха хан - с душой мудрого и образованного советника каганов... Afficher !а suite

YOUTUBE.COM

Молитвы седьмой ипостаси Тангра

ifiLa^ Qrigori Tomski a partagé un lien. > $5 О Admin ■ À l'instant ■ ©

Тенгрианские молитвы для улучшения состояния и морального совершенство ван ия,

Эти молитвы восьмой основной ипостаси Тангра (Тенгри, Тангара] отобраны и отредактированы Тэрисом.

В его интерпретации восьмая ипостась Тангра имеет два образа: Одун хан и Чингис хан, причем Одун хан отождевлялся известным краеведои Илья Баишевым с "улетевшим в небо душой" создателя первой степной империи Модун ханом (Модэ). Это подчеркивает древность якутской ритуальной поэзии, представляющей интере... Afficher la suite

YOUTUBE.COM

Молитвы восьмой ипостаси Тангра

Знаток фольклора И. Г. Баишев пишет: «Гуннско-тюркское тенгрианство зародилось из преклонения священным предкам и сохранилось в этом виде у якутов ...». Он отождествляет священного Танха хаан с мудрым советником дренетюркских Танькуг (Туньукук) и восклицает «Айыы (святые небожители) рождаются на Земле, потом взлетают на Небо!» ([20], с. 15-16).

«Обратим внимание в связи этим на существование среди якутских айыы (ипостасей Тангра) обожествленных могущественных правителей: Чингис-хана, Одун-хана (первого гуннского императора Модуна), Бильге-хана (скорее всего, тюркского Бильге-хана, правившего с 716 по 734 год), Танха хана (мудрого Тоньюкука?) [20].

Имена некоторых других айыы вероятно также происходят от имен неизвестных нам исторических личностей. Всех этих айыы можно также сравнивать с христианскими святыми и поэтому следовало бы рисовать портреты (иконы) танграиских (тенгрианских) святых Чингиса, Одуна и Бильге согласно существующим историческим источникам. Заметим, что у карлуков в X веке был храм «на стенах которого изображены их прежние государи», а дунху почитали «покойных старейшин, которые прославились своими подвигами» ([21], с. 94).» ([20], с. 326).

Царьков О.Е.: Не исключено, что прототипом покровителя охотников Баяная был кангл Баян, заведовавший императорской охотой во времена Хубилая ([9], с. 3). Причем одного из братьев Баяная зовут Суойун эркин, то есть он носит титул эркин (иркин), обычный для племенных вождей у средневековых тюркских народов, но подзабытый у якутов.

Томский Г.В.: Действтельно, этнограф А.А. Саввин в именах духов охоты Баянай и Синкэн «усматривал имена мифологизированных исторических лиц братьев Баян м Минган - главных начальников охоты при дворе великого монгольского хана Хубилая. В ведении каждого из них находилось 10 000 псарей ...» ([23], с. 100).

Вернемся к Одун-хану. Мы оба думаем, что это обожествленный первый император гуннов - хан Модун (Модэ), причем по мнению Л.Н. Гумилева исчезнувший в 91 году шаньюй (тангри кут) северных хуннов был из его рода. Поэтому обожествление Модуна в якутском тангризме служит одним из аргументов в пользу мнения Г. В. Ксенофонтова о сильном наплыве хуннов в Прибайкалье в период «разрушении Северного хуннского ханства»:

События связанные с разрушением Северного хуннского ханства описаны на стр. 34-37 статьи Сака-хуннское происхождение прибайкальской метрополии народа [3], причем правитель северных хуннов пропал без вести:

«После поражения 89-го года северный шаньюй мог откочевать еще ближе к Байкалу, а через два года укрыться в Прибайкалье.» ([3], с. 38)

Заметим, что поражение 89-го года произошло в 770 км южнее Иркутска:

Царьков О.Е.: Представляется, что хуннские корни современных якутов имеют два источника происхождения. Первая часть - это осевшие после разгрома 89 года в Прибайкалье остатки северных хунну, смешавшиеся с местными самодийскими родами. По данным палеоантропологии северное Прибайкалье, включая долину Ангары, верховья Амура и Лены, являлось пограничной областью между ареалами монголоидов и европеоидов с V по II тысячелетия до Р.Х.

При этом европеоиды занимали верховья Енисея, а монголоиды -Забайкалье. На рубеже нашей эры в эпоху распространения таштыкской археологический культуры последние проникли на Алтай и в верховья Енисея и к VIII веку до нашей эры полностью ассимилировали европеоидов. Популяционно-генетические исследования системы HLA среди монголоидов Сибири, показали, что «якуты по происхождению не монголоиды, а европеоиды». Высказываются предположения, что имело место смешение древних европеоидов с монголоидными племенами, что могло превратить предков саха в тюркоязычную монголоидную этническую общность, ассоциируемую с телесцами, представлявшими объединение одиннадцати племён. Их перемещения вокруг Байкала и смешение с другими аборигенными и пришлыми племенами породило одну из основных составляющих якутов -батулинцев. Другим хуннским корнем современных саха являются кимаки-урянхаи, переселившиеся с верховьев Енисея. Однако, не следует забывать, что очень большую роль в становлении саха, как нации, сыграли кулун-атахцы, хоро и потомки Эллэя - канглы и кипчаки, проживавшие на территории империи Юань. Однако, это отдельная тема для обсуждения.

Томский Г.В.: Консолидация якутской формы тенгризма (тангризма, тенгрианства) с культом айыы, среди которых многие являются обожествленными или мифологизированными историческими персонажами, вероятно произошло по инициативе Эллэя, предки которого могли быть среди грамотной прослойки канглов и кипчаков, которые имели доступ в Юаньской империи к архивам, хранящими интересные для них сведения о хунну и других степных народах

Грмгормй Томскм й

Религия Аттилы и Чингис хана

GRIGORI TOMSKI

ТАНГРШМ

TANGRISM

PHILOSOPHIE du TAN GRIS ME

Religion of Attila and Genghis Khan and its modern versions

Grigori Tom ski

Царьков О.Е.: Я пишу об этом в статьях Очерки истории саха: Тюрки и

Юань от расцвета до заката [9] и Очерки истории саха: Первый ысыах [10].

Томский Г.В.: В конечном итоге якуты являются народом, хорошо

сохраняющим до сих пор тенгрианские традиции, исчезнувшие в значительной мере у других тюрко-монгольских народов под влиянием других великих

религий, в первую очередь ислама и буддизма.

Царьков О.Е.: У монгол до сих пор сохраняется культ Чингис-хана, в частности святилище Восемь Белых Юрт, основанный Хублилаем. Мемориал представлял собой восемь белых юрт, где хранились реликвии Чингиз-хана и его родичей. Каждая из юрт была посвящена одному из великих предков: Чингиз-хану, его четырем сыновьям — Угэдэю, Чжучи, Чагатаю, Толую, внукам Гуюку и Мункэ, а также родителям — Есугэю и Оэлун. Восемь Белых Юрт играли роль разъездного святилища, кочующего туда-сюда по монгольским землям, пока наконец не остановились к югу от Дуншэна во Внутренней Монголии (Ордосе). Но к сожалению, в период Культурной революции 1966—1976 годов, большую часть реликвий была уничтожена. Мавзолей был отремонтирован и вновь открыт

в 1979 году. Реликвии были восстановлены по памяти и фотографиям.

Фото из Википедии

Томский Г.В.: Но якутский Чынгыс-хаан является одним из самых

наиболее уважаемых айыы и поэтому можно говорить, что культ Чингис-хана в

настоящее время наиболее развит в Якутии.

О личности Чингис-хана и его роли в истории хорошо написано в книгах

Джека Уэзерфорда и Николая Трубецкого [27, 28].

£ _; впдог Тоггакз

Ч^ 11 13:26-©

Для всех интересующихся отношением между наукой и религией, а также традиционной религией степных народов и ее современными версиями, совместимыми с научным мировоззрением

VOUTUBE.COM

О классическом и современном тантризме (тенгризме, тснгрианствс)

Тайны языка

Томский Г.В.: Единство языка народа саха на огромной территории его расселения вызывает удивление.

Rechercher

«Ш ' 1.ЯР W*11 -

I ч у. ДОиздИЮК

\ А*. Г«'

У H ^Г) 0:17/0:20

О ТЗ ш

Земля, Границы Якутии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2130 vues ■ 23 juif. 2016

21 0 PARTAGER =+ ENREGISTRER

Симаков Дмитрий

34 abonnés

Обратимся к гипотезе Ксенофонтова о том, что в якутском наречии нужно видеть наследника хуннского (гуннского) языка.

«При разрушении Северного хуннского ханства в степях Монголии аборигенное население Прибайкалья должно было получить сильный толчок от наплыва остатков северных хуннов, покидавших свои родные степи. В эту бурную эпоху тунгусские племена, обитавшие в Приангарском крае (Бар-гуджин-Тукуме) совместно с западными монголами (югэлэт и тумэт), подвергшиеся сильному хуннскому влиянию и усвоившие от них железную технику, должны были переселиться на Вилюй, где они частью оттеснили, а частью перемешались с местными тунгусами.» ([19], с. 209)

«Поэтому в якутском наречии нужно видеть наследника древнетурецкого хуннского языка.» ([19], с. 194)

Разберем имена европейских гуннов. Почему, на самом деле, имена жен Аттилы заканчиваются в римской и греческой транскрипции на «ка», «га» или «го»: Керка, Енга, Илдиго? На языке саха «куо» означает «благородная и красивая женщина». Так что, скорее всего, Енга = Ен-ко, Илдиго = Илди-ко. Керка больше похожа на Кере-ко, «кере» означает «красивая». Аттила проявлял к Кере-ко «величайшее доверие и высочайшее уважение». Имя Роас (дяди Аттилы) звучит как очень распространенное имя саха: Оруос (Орос). Старший сын Аттилы Эллак имеет чисто якутское имя: Эллэх = «владеющий государством» или «мирный» (ибо слово «эль» означает «государство, союз, мир»). Узиндур — это, наверное, Узин-Тур (Узин-Тур: "долго быть на ногах" = "долго жить"), Эрнак можно читать как Эр-Нак («Эр» означает «достойный человек»).

«Курдах» - еще одно якутское имя. В римско-греческих исторических источниках пишут «Куридах - князь народа акатцир». Одного дядю Аттилы звали также по-якутски «Ойор-Барс» (Oebarse в римско-греческой транскрипции). Был также генерал Берик, чье имя лучше интерпретировать как "бэрик=дающий" [21] :

LES AMIS D'ATTILA

ATTILA AND

Roman historique

GRIGORI TOMSKI

Scenario and dialogues

GRIGORI TOMSKI

Прибайкальские степи и лесостепи могли приютить многие десятки тысяч гуннов (хунну), ибо количество бурят только в Усть-Ордынском национальном округе составляет более 50 000 человек.

Ксенофонтов признавал коренными примерно 70 000 бурят Иркутской губернии, не включая в их число «позднейших выходцев из Монголии», причем среди них на сто душ приходилось примерно 101 лошадей, 171 коров, 148 овец и коз ([19], с. 123 и 127).

Поэтому скотоводческое население Прибайкалья должно было довольно быстро перейти на пратюркский язык гуннов и в дальнейшем сохранять его в этом архаичном виде без сильных изменений, несмотря на периодический наплыв других групп степных народов, заброшенных в результате бурных исторических событий [2, 4]. Причем эти народы восточной части Великой степи (например, байырку-баегу также могли говорить на очень близких им языках, в отличие от более западных тюркских народов.

Известно, что основной словарный фонд именных основ якутского языка, характеризующий степную местность, термины по пастбищному скотоводству и общественно-политическому строю являются общетюркскими, а среди

монголизмов якутского языка довольно большое число слов, обозначавших разные реалии таежного ландшафта, и термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Это согласуется с гипотезой, что первые оседлые скотоводы Прибайкалья, передавшие эти термины степным хуннам -пратюркоязычным предкам якутам, были монголоязычными. Возможно, таковыми были и почти все носители Культуры плиточных могил (КПМ).

Что касается сложившихся взаимоотношений, то Н. К. Антонов пишет:

«Создается впечатление, что в обществе древних якутов ... господствующую прослойку составили тюркоязычные племена ... , а ... подчиненная сторона была преимущественно монголоязычной. Эта бедная часть населения внесла в якутский язык монгольские слова о бедных слоях, названия второстепенных жен, челяди, о детях и «значительное количество терминов обычного права, как наиболее часто судимая и наказуемая сторона.» [1]

Царьков О.Е.: Представляется, что процесс формирования якутского этноса в Прибайкалье, как и языка сильно упрощают вследствие недостаточности информации. Безусловно, что в его основе лежит древнетюркский койне. Напомню, что якутский язык по грамматическому строю принадлежит к огузской группе, по лексике - огузско-уйгурской и отчасти кыпчакской. Один из компонентов, составивших основу современного якутского языка, близок к огузскому и отделился от родственных наречий примерно в VI века. Другой компонент, представляет собой древний слой лексики индоиранского происхождения. В его дальнейшем развитии языка определенную роль сыграли кыргызы и особенно орхонские уйгуры. Следует также заметить, большое влияние монгольских языков, особенно среди североякутских говоров, что говорит об интеграции в состав якутского народа значительных групп монголоязычных групп, которые также могли привнести монгольскую скотоводческую терминологию. Что касается эпонимов и имён, то не стоит забывать, что с течением времени их смысл часто забывается или меняется под воздействием культурной и религиозной трансформации общества. Типичным примером такого явления является моё имя - Олег, которое все считают производным от скандинавской Хельги и переводят как «священный». Это не так, поскольку исходным является тюркское Йоллыг, т.е «знающий пути». Эту версию также подтверждает второе прозвище истинного объединителя Руси князя Олега — Вещий.

Томский Г.В.: Так как древнетюркское койне является наследником хуннского языка, то ваша точка зрения не противоречит гипотезе Ксенофонтова.

Признанный специалист в этой области Наталья Н. Широбокова считает, что [24]:

« Результаты изучения фонологических систем сибирских языков, и прежде всего якутского, указывают на то, что консонантная система праякутского языка реконструируется как система, очень близкая к языку орхонских рунических памятников и древнетюркской системе .

Н. Н. Широбокова пришла к выводу о том, что «южносибирские языки составляют многослойную конструкцию, в базе которой лежит уйгуро-орхонский тип, который явственно сохраняется в якутском, а в тувинском присутствует уже в размытом виде»... ».

В своей докторской диссертации Герасим Г. Левин отмечает, что: «Из 660 древнетюркских основ в якутском языке параллели имеют 484 (73,3%). В орхонских надписях из 448 основ лексические соответствия в якутском языке имеют 363 (81%), в енисейских эпитафиях из 253 выявляется 190 (75%) параллелей, в восточно-туркестанских рукописных текстах из 379 — 293 (77,3%) параллелей.» [25].

Заключение

Томский Г.В.: В качестве эпиграфа к книге [14] выбрано высказывание Г.В. Ксенофонтова:

«Мы не льстим себя надеждой, что многие вопросы древней истории реставрированы нами верно и что в них не содержится ошибок и увлечений, свойственных каждому единичному автору. Их, конечно, должно быть не мало. для исправления ошибок и проявлений всякого рода авторских субъективизмов существует критика и последующие историки.»

Насколько Вы уверены в своих выводах?

Царьков О.Е.: В своей работе я руководствовался принципами, лежащими в основе современной концепции «History Investigation», построенной на верификации информации и сведении воедино различных мнений, источников и пограничных дисциплин. Данная работа является попыткой свести воедино все имеющиеся в современной информационной среде источники по истории якутов, некоторые из которых могут быть неточными. Новые исследования постоянно появляются и позволяют скорректировать многие представления о том или ином событии. Не следует также забывать, что существуют такие факторы, как предвзятость мнений и «туман времени». Также никто не отменял

« тл «

идеологический заказ. В этой связи, хочу напомнить отношение многих правоверных историков к Л.Н. Гумилёву и его «эвристическому подходу к истории». Что касается моей версии истории саха, то я буду рад любой конструктивной критике, которая позволит не только уточнить, но и изменить и даже опровергнуть, изложенные в моей работе факты. К примеру, работая над серией статей для Вашего журнала, я значительно переработал концепцию формирования якутского этноса как в Прибайкалье, так и на Средней Лене. Это было связано с тем, что я первоначально изучал только происхождение дьонов, а только потом «переключился» на происхождение отдельных якутских родов.

Томский Г.В.: В любом случае историческая наука не может претендовать на абсолютную точность, в ней всегда сохраняется много субьективизма. Ярким примером является мифическая история еврейского народа, изложенная в священных книгах.

Ваша версия истории якутского народа написана живо и увлекательно, она стала важной компонентой моего персонального тангризма, то есть я верю в вашу версию, которая вполне убедительна для меня [21, 26].

.- Grigoii Tomski s partagé un lien. Vffrf Adrnin -4 mars 2021-0

О разновидностях современного тангризма [персональном, групповом и национальном) и его будущем в качестве мировой мегзрелигии людей доброй воли с научным мировоззрением

YO UT U БЕ-СОМ

Персональный, групповой и национальный Тангризм

Царьков О.Е.: Благодарю за высокую оценку. Готов обсудить любые возникающие у Вас и читателей вопросы и уточнить свою аргументацию.

Литература и другие источники

1. Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногеза и формирования культуры). -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.

2. История Якутии: в 3 т. Т. I / Под общей редакцией А.Н. Алексеева; отв. ред. Р.И. Бравина, Е.Н. Романова. - Новосибирск: Наука, 2020. - 536 с.

3. Томский Г.В. Сака-хуннское происхождение прибайкальской метрополии народа саха // Bulletin de l'Académie internationale CONCORDE, 2021, N 2, p. 27-42.

4. Архипов Н. Д. Ранний железный век Якутии // Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Айыы Тамара и кузнечный культ в тенгрианстве» (02-03 апреля 2021 г., Верхневилюйск — Кэнтик), с. 4-34.

5. Федорова Л. В. О кузнецах племени сако-ариев Кудай Бахсы // Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Айыы Тамара и кузнечный культ в тенгрианстве» (02-03 апреля 2021 г., Верхневилюйск — Кэнтик), с. 188-205.

6. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Тысяча лет вокруг Байкала // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2022, N 1, с. 43-99.

7. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Тайга и Великая степь // CONCORDE,

2022, N 1, с. 47-96.

8. Царьков О. Е. Очерки истории саха: По следам Омогоя // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2022, N 2, с 3-60.

9. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Тюрки и Юань от расцвета до заката // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE,- 2022, N 2, с. 61-123.

10. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Первый ысыах // CONCORDE, 2022, N 2,

с. 3-60.

11. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Саха-урянхаи на пути к кочевой империи // CONCORDE, N 2, с. 61-120.

12. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Освоение севера // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2022, N 3, с 3-49.

13. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Два Тыгына // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2022, N 3, с 50-123.

14. Царьков О. Е. Очерки истории саха: Политическая история якутского народа вплоть до вхождения в состав Московского царства. - Editions du JIPTO, 2021. • 227 с. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2021, N 3)

15. Максуди С. Тюркская история и право. - Казань, Изд-во «Фен»,2002. - 412 с.

16. Безертинов Р. Н. Геополитика и правители татаро-монгольских империй. -Казань: Изд-во «Слово», 2013. - 174 с.

17. Мадмарова Г. А. О самоназвании гунны // Вестник Ошского государственного университета, 2016, N 3, c. 268-272.

18. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар, Том 1. - Якутск: Национальное издательство Республики Саха (Якутия), 1992. - 416 с.

19. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар, Том 2. - Якутск: Национальное издательство Республики Саха (Якутия), 1992. - 318 с.

20. Баишев И. Г. Айыы тангара итэгэлин сайдыыта // Саха итэгэлин туhунан маннайгы конференция, Якутск, 1995, с. 13-16.

21. Томский Г. В. ТАНГРИЗМ. Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные версии. - Edition du JIPTO, 2018. - 460 c. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 1-3).

22. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - М.: Рольф, 2002. - 560 с.

23. Бравина Р. И. Новая старая гипотеза о происхождении якутов (к 100-летию этнографа, фольклориста и краеведа А. А. Саввина) // Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2017, N 2 (37), с. 94-103.

24. Тюнтешева Е. В., Селютина И. Я., Озонова А. А. К юбилею Натальи Николаевны Широбоковой // Сибирский филологический журнал. 2016. N 1, с. 268-272.

25. Левин Г. Г. Историческая связь якутского языка с древними тюркскими языками VII - IX вв. (автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук) — Якутск, 2013.

26. Томский Г. В. Итоги жизни:: наука и религия. - Editions du JIPTO, 2021. - 60 p. (CONCORDE, 2021, N 4, p. 3-60)

27. Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира. - М: ACT; Владимир: ВКТ, 2008. - 493 с.

28. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. - М: Аграф, 1999. - 554 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.