Научная статья на тему 'Tangrisme contemporain en Yakoutie'

Tangrisme contemporain en Yakoutie Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
293
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Grigori Tomski

Тангрианские (тангриские) обычаи лучше всего сохранились в Якутии, некоторые из них встречаются в Казахстане и Центральной Азии, Южной Сибири, Турции и Монголии. Дается обзор основных проявлений тангризма в Якутии (Республике Саха).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Les traditions tangriennes sont bien conservées en Yakoutie, nous trouvons leurs traces au Kazakhstan et en Asie Centrale, en Sibérie du Sud, en Turquie et en Mongolie. Nous décrivons comment le tangrisme est pratiqué aujourd"hui en Yakoutie (République Sakha).

Текст научной работы на тему «Tangrisme contemporain en Yakoutie»

CONCORDE, 2014, N 2

TANGRISME CONTEMPORAIN EN YAKOUTIE

Grigori Tomski

Les traditions tangriennes sont bien conservees en Yakoutie, nous trouvons leurs traces au Kazakhstan et en Asie Centrale, en Siberie du Sud, en Turquie et en Mongolie. Nous decrivons comment le tangrisme est pratique aujourd'hui en Yakoutie (Republique Sakha).

ТАНГРИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ЯКУТИИ

Григорий В. Томский

Тангрианские (тангриские) обычаи лучше всего сохранились в Якутии, некоторые из них встречаются в Казахстане и Центральной Азии, Южной Сибири, Турции и Монголии. Дается обзор основных проявлений тангризма в Якутии (Республике Саха).

21

CONCORDE, 2014, N 2

Tangrisme contemporain comme une religion

Il n’existe pas une definition, universellement reconnue, de la religion. C’est pourquoi nous discutons d'abord une question : peut-on parler aujourd’hui de l’existence du tangrisme sakha (yakoute) ?

La reponse est pour moi sans aucun doute affirmative. La Fete nationale sakha (Yssyakh) pendant le solstice d’ete est la plus grande fete de la Yakoutie. Elle est inauguree par les chamans blancs qui effectuent les ceremonies tangriennes avec les prieres traditionnelles.

Fiers de leur metier d’eleveurs de chevaux, les Sakhas restent fideles a la tradition des « sergues » (poteaux sculptes) auxquels on attache les chevaux. Ces sergues sont eriges dans tout stade de village, dans tout espace a portee emblematique. Ils sont souvent decores des croix tangriennes et autres symboles traditionnels. On voit ces symboles partout : sur les vetements, sur la vaisselle et les autres objets de la vie courante.

Avant chaque repas plus ou moins solennel ou le pique-nique pres du feu de bois, les Sakhas nourrissent l’esprit du feu comme les Huns (et les Romains) et recitent souvent une breve priere. On y lance des morceaux de pain, des gouttes de boisson. Son role vaut au maitre du feu une place centrale dans le culte des esprits. Une offrande a lui s’adresse a tous et a chacun : il est personnalise en tant que maitre, porteur d’offrandes a tous les autres esprits protecteurs. Les rites et les coutumes populaires lies a cette conception du monde ont survecu a toutes les epreuves.

Les Sakhas aiment rencontrer le lever du Soleil au sommet d’une montagne ou dans un autre endroit sacre. Les Sakhas pensaient qu’il existe des esprits protecteurs de la nature comme Baianai qui protege les forets. Ces esprits ont des liens etroits avec Tangra ; la degradation de l’environnement est consideree comme un peche qui entraine des sanctions.

En 1996, la Republique Sakha (Yakoutie) a cree le Systeme des Hauts Lieux Sacres (Ytyk Kere Sirder) - des reserves naturelles nationales. Ce systeme comprend les 6 parcs naturels nationaux, les 60 reserves de ressources, les 25 paysages proteges et de nombreux sites naturels nationaux. La Yakoutie a ainsi aborde le troisieme millenaire en pla^ant plus de 700 000 km2, environ 25% de son territoire, sous le regime des Hauts Lieux Sacres.

22

CONCORDE, 2014, N 2

Современный тангризм как форма религии

Скажем сразу, что не существует никакого общепринятого определения религии. Поэтому сначала обсудим вопрос: можно ли сегодня говорить о существовании якутского тангризма?

Ответ для нас утвердителен. Традиционный ысыах в день летнего солнцестояния является самым большим праздником Якутии. Праздник открывают белые шаманы тангрианскими (тангрскими) молитвами.

Огромное количество нарядных сэргэ - священных столбов - украшены тангрианскими крестами и другими древними символами. Эти символы встречаются везде: на одежде, посуде, всевозможных предметах быта.

Перед каждым более или менее торжественным ужином или кушая у костра на лоне природы, якуты обязательно кормят духа огня, как древние гунны (и римляне), часто произнося при этом короткое заклинание. Часто с таким же трепетным чувством якут встречает восход солнца, находясь на высокой горе или в другом священном месте.

Существует государственная система заповедников «Священные прекрасные места» (Ытык кэрэ сирдэр)».

23

CONCORDE, 2014, N 2

Malgre tous ces faits, beaucoup de gens pensent que le tangrisme sakha n’est pas une vraie religion car il n’y a pas les attributs habituels: icones, statues des divinites et des saints, temples et livres sacres.

Jean-Paul Roux explique bien l’absence des images et des statues du Dieu :

« Il me semble que les altai'ques ont du, sur ce point, comme sur maints autres, partager l’avis des Germains, qui, selon Tacite, estimaient « qu’enfermer Dieu dans une image etait contraire a la grandeur celeste » ([1], p. 232).

Les temples sont absents car on les erige principalement pour abriter les objets religieux. En 1222, Gengis Khan, en passant par Boukhara, s’est fait expliquer l’islam par des ulemas. Il a ete d’accord avec la foi en Dieu unique et sans egal, a approuve le role d’intermediaire de Prophete et la pratique des cinq prieres par jour. « Mais a propos du hadjdj (le pelerinage a La Mecque), il dit : « L’univers entier est la maison de Dieu, a quoi bon designer un lieu particulier pour s’y rendre ? » » ([2], p. 216).

En 1219, avant la guerre contre l’Empire du Kharezm, Gengis Khan monta sur une haute montagne et communiqua pendant trois jours dans son esprit avec Tangra. En 1241, avant d’engager la bataille decisive contre les Hongrois, Batu Khan, comme le faisait son grand-pere, se retira sur une hauteur pendant vingt-quatre heures pour invoquer le Ciel.

En ce qui concerne les livres religieux, la Bible est consideree actuellement comme un livre de mythes sur la creation du monde et sur l’histoire du peuple juif, l’Evangile decrit la vie du Christ :

« Aux yeux du scientifique, les « textes sacres » sont des recits mythiques qui ont incorpore des legendes, des recits mais aussi des connaissances de l’epoque oй ils ont ete ecrits. Comme leur redaction, en particulier pour la Bible, s’est etendue sur une periode tres longue, les « verites » revelees sont parfois contradictoires d’un chapitre a un autre. » ([3], p. 228 ).

Les Turco-Mongols avaient l’esprit pratique et critique, etaient des hommes d’action. Les specialistes s’etonnent de la construction tres logique de leurs langues. Ils ne s’interessaient pas beaucoup aux mythes sur la creation du monde par Dieu :

« Son action est con?ue comme indirecte plus que directe. C’est ce qui est emane de Lui qui intervient de fa?on continuelle et, notamment, le souverain investi d’une grand partie de Sa puissance ; ne pouvant agir qu’en accord avec Lui. J’ai deja dit que Son pouvoir createur n’avait pas eveille beaucoup d’interet. » ([1], p. 117).

24

CONCORDE, 2014, N 2

Тем не менее, у многих остается смутное чувство, что якутский тангризм не настоящая религия. Нет многих привычных атрибутов религии: икон, статуй богов, храмов, священных книг.

Ответ находим у Жан-Поль Ру, который думает, что алтайские народы считали, что сооружение икон и статуй «противоречило бы небесному величию Бога» ([1], c. 232). Если нет икон и статуй, то нет и необходимости в особых зданиях для них - храмах.

В 1222 году в Бухаре Чингисхан побеседовал с мусульманскими богословами. Он был согласен с верой в единого и всемогущего Бога, ролью пророка, регулярными молитвами. Он выразил удивление только по поводу паломничества в Мекку: «Весь мир является Божьей обителью, зачем ехать в какое-то определенное место?» ([2], c. 216).

В 1219 году, перед войной с Хорезмом, Чингис-хан поднялся на высокую гору и, «обнажив голову, сняв пояс и надев его на шею» (Рашид-ал-Дин), общаясь в своих мыслях с Тангра, «не кушал и не спал три дня» (Бар Хебраеус). Такие общения с Богом он практиковал во всех важнейших случаях своей жизни. Известно, что в 1241 году, в Венгрии, Батый перед решающей битвой также поднимался на гору и общался с Тангра в течении суток.

Что касается священных книг, то Библия теперь воспринимается как сборник мифов о создания мира и истории еврейского народа. Евангелие описывает жизнь и деяния Христа. Тюрко-монголы отличались здравым смыслом, специалисты удивляются логичностью их языков. Их мало интересовала роль Бога в сотворении мира и они сильно не увлекались историями об этом:

«Бог действует чаще всего опосредованно. Его представителем является, в частности, монарх, получивший от Него значительную часть Его могущества; который должен действовать только в согласии с Ним. Я уже говорил о том, что Его роль создателя не вызывала много интереса.» ([1], c. 117).

В этом плане монгольское «Сокровенное сказание» о Чингисхане приближается к священной литературе. К этому надо добавить Яссу Чингисхана. Изложению моральных норм и мифической истории посвящены олонхо и другие героические сказания.

« Пока все идет хорошо на земле, пока царствует космическая гармония, достаточно власти Кагана (императора). Нет необходимости во вмешательстве Тенгри или он вмешивается крайне редко. » ([1], c. 112).

25

CONCORDE, 2014, N 2

Par ce rapport, un reuvre epique L ’histoire secrete des Mongols qui raconte la vie de Gengis Khan et l’histoire mythique de ses ancetres peut etre consideree comme une reuvre religieuse, au moins par les Sakha car Gengis Khan est une de leurs divinites. Il faut y ajouter « La Yassa de Gengis Khan ». Le code moral des peuples des steppes et leurs histoires mythiques sont exposes aussi dans les epopees heroi'ques des Sakhas et des autres peuples turco-mongols.

En Yakoutie, sont edites plusieurs recueils de prieres et de benedictions tangristes. Il existe aussi une litterature scientifique tangrienne consacree aux aspects pedagogiques et moraux de cette religion.

C’est vrai que les dogmes de la religion tangrienne ne sont pas strictement fixes, mais ce n’est pas necessaire aux Sakhas d’aujourd’hui comme 5a n’etait pas necessaire a ceux d’hier.

Nous expliquons l’interpretation polytheiste de la religion tangrienne, propre a beaucoup de Sakhas, en particulier, par l’influence des peuples autochtones du Grand Nord.

La notion du Dieu comme de l’ensemble de toutes les forces, de tous les champs inconnus et des leurs sources, capables d’aider un homme, est compatible avec tous les autres perceptions, par exemple, du Dieu comme du Createur. On peut aussi detacher de cet ensemble universel des sous-ensembles de forces, de champs inconnus et de leurs sources, capables d’aider un homme dans certaines de ses activites et les nommer par les noms des divinites (des anges, des esprits, etc.) traditionnelles [4, 5]. Ainsi nous levons la contradiction qui existe a premiere vue entre les interpretations monotheiste («imperiale» d’apres A.Kodar) et polytheiste du tangrisme.

26

CONCORDE, 2014, N 2

Рассказы о непорочном зачатии также относятся к монархам, посланникам Тангра. Известно, что примерно 140 лет после чудесного рождения Христа, родился Таншихай, ставший основателем сяньбийской империи в Монголии. Его отец, вернувшись домой после трех лет службы в гуннской армии, с гневом и удивлением обнаружил новорожденного мальчика. Жена поклялась в верности и объяснила, что однажды она услышала гром в чистом небе. Она удивленно подняла голову к небу и в ее разинутый рот упала градинка. Вскоре она почувствовала себя беременной. Суровый воин не поверил рассказу своей молодой жены и будущий император воспитывался у родственников.

Известно, что гунны и, позднее, булгары иногда строили храмы Тангра. Можно предположить, что они появились под влиянием оседлых народов. В Якутии тоже есть дома для тангрианских церемоний.

Что касается сборников тангрианских молитв и заклинаний, то они существуют. Существует даже научная тангрианская литература, посвященная педагогическим и моральным аспектам этой религии.

Нет правда строгих канонов, да это и не нужно. Тангрианцам монотеистического и политеистического толка было бы смешно тратить много времени на ненужные споры.

Наше толкование Тангра как совокупности всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку, не противоречит никаким другим толкованиям, даже толкованию Бога как создателя. При желании, из этой общей совокупности можно выделить подмножества сил, способных помочь тем или иным видам деятельности и нарекать эти совокупности традиционными именами, например, якутского божества Джесегей - покровителя коневодства, божества Байанай - покровителя охоты. Таким образом, мы снимаем кажущееся противоречие между классическим монотеистическим («имперским» по терминологии Кодара) и политеистическими толкованиями тангризма, примерами которых являются «Религия Белых айыы (творцов)», развиваемая Айынга (А.И.Кривошапкиным) и «Учение Кут-сют», развиваемое Тэрис (Л.А.Афанасьевым). По своей сути эти учения являются индивидуальными верованиями авторов, приемлемыми для большого числа якутов, интересующихся народной религией предков.

Истолкование основ тангризма в том или ином духе никак не отражается в ее практике: простых обычаях и стремлении придерживаться норм морали, содержании коротких молитв и благословений.

27

CONCORDE, 2014, N 2

Symboles et attributs

Une image vaut dix mille mots, dit le proverbe chinois. Ainsi les symboles religieux peuvent aussi servir au ressourcement de l’esprit et de l’ame.

Les symboles tangristes grace a leur simplicite et leurs configurations naturelles survivent a toutes les epreuves.

Je per^ois les drapeaux bleux du Kazakhstan et de la Yakoutie avec le Soleil comme les drapeaux tangriens car on assimilait souvent Tangra au Ciel bleu eternel. Le soleil etait l’autre symbole de Tangra.

Ainsi au Kazakhstan et en Yakoutie les drapeaux tangriens flottent sur les batiments administratifs, nous les voyons dans tous les etablissements publiques et dans beaucoup d’ecoles. On peut comparer ce phenomene a l’image des croix sur les drapeaux de plusieurs etats europeens ou celui du croissant sur les drapeaux des etats musulmans. Notons que les tables traditionnelles sakhas (« sandal ») sont rondes, les chapeaux des femmes etaient decores par un disque rond en argent.

Le Soleil, la Lune et le Feu font partie des symboles de la Mongolie. Symbole historique de la nation turque, le Croissant est devenu ensuite l’embleme de l’Islam. Il est significatif que le titre des souverains huns.

La croix tangrienne ansee est si largement utilisee en Yakoutie comme un ornement que les Sakhas ont oublie son nom. Dans plusieurs langues turco-mongoles, on traduit le mot « croix » par le mot « adja ». Notons que les ennemis des tangraistes (du peuple du Soleil) dans les epopees sakhas sont designes parfois par le terme « adjarai' » qu’on peut traduire comme « les croises ». Ainsi on ne peut pas exclure que les ancetres des Sakhas ont ete en conflit avec certains peuples turco-mongols chretiens de confession nestorienne. De toute fa?on la croix est l’un des symboles les plus anciens de la religion tangrienne elle-meme. Gavril Ksenofontov, un des premiers scientifiques sakhas, pensait que la croix tire son origine de la representation ornementale de la lumiere du soleil ainsi que de Sakh, le Dieu du soleil des anciens Sakas. Actuellement, les croix tangriennees sont gravees sur la porte du Parlement de la Yakoutie.

28

CONCORDE, 2014, N 2

Китайская пословица гласит, что одно изображение стоит десяти тысяч слов. Поэтому религиозные и другие положительные символы также помогают мобилизации психологических и других внутренних ресурсов. Тангрианские символы благодаря их простоте и естественности показывают поразительную живучесть.

Солнце и луна. Мы воспринимаем флаги Казахстана и Якутии (Республики Саха) с их голубым небесным цветом и солнцем как тангрианские знамена. Ведь Тангра часто отождествлялся в поэтической речи с Вечно голубым небом. Таким образом, в Казахстане и Якутии тангрианские знамена развеваются на административных зданиях, их мы видим во всех государственных учреждениях и многих школах. Это явление можно сравнить с наличием изображения креста на флагах многих европейских стран или полумесяца на флагах мусульманских государств.

Солнце, Луна и Пламя входят в число государственных символов Монголии. Полумесяц является историческим символом турецкого народа и Османской империи, ставший впоследствии символом ислама. Титул гуннских императоров - «шанюй» в китайской транскрипции - напоминает «хан-ый» («луноподобный император»), что, вероятно, соответствует гуннскому произношению, более звонкому, чем китайский.

Якутские традиционные столы имеют круглую форму, а их название «сандалы» вполне «солнечное» и может быть переведено как «сияющий» или «лучистый». Традиционные высокие якутские женские шапки украшены большой серебрянной круглой декоративной пластинкой, которую многие воспринимают как символ солнца.

Тангрианский крест настолько распространен как орнамент, что якуты не помнят его названия. В некоторых тюркских языках крест называется «аджа». Это интересно, ибо враждебное тангрианцам племя в олонхо называется «аджарай». Не исключено, что предки якутов были в конфликте с некоторыми христианскими тюрко-монгольскими племенами несторианского толка.

В любом случае, равносторонний крест является древнейшим символом самой тангрианской религии. Г.В. Ксенофонтов считал, что равносторонний крест для якутов является символом солнечного света и графическим изображением древнего бога солнца.

Мы видим кресты и крестообразный орнамент на гуннских коврах, а также на самом древнем в мире ковре, сотканном древними саками примерно 2500 лет назад и найденном в одном из Пазырыкских курганов на Алтае.

29

CONCORDE, 2014, N 2

Les symboles tangristes decorent en Yakoutie les meubles et les vaisselles, les colliers et les autres bijoux, les tapis brodes et les tapis de jeux.

« En Orient, l’origine nomade du tapis est reconnue. Les peaux de betes, puis les nattes recouvrant sol et parois de la yourte traditionnelle pour proteger du froid font peu a peu place aux tapis. Objets de necessite assurant un meilleur confort dans la tente, les qualites esthetiques des tapis se precisent grace a l’inspiration creatrice et au don de materialiser les reves de celles et ceux qui les produisent. » (Odette Gibaud, Mieux connaitre les Tapis, Les Editions de l’Amateur, 1990, p.7).

Ainsi les 24 figures cruciformes occupent la partie centrale du plus ancien tapis noue connu a ce jour, fabrique il y a 2 500 ans et trouve dans la tombe d’un chef saka dans le massif montagneux de l’Altai.

Notons que la croix chretienne avait initialement la forme en tau, accreditee par le Christ derisoire du Palatin, par des sarcophages chretiens des premiers siecles et par quelques textes patristiques. A partir de l’empereur Constantin la croix se repand largement. On n’exclut pas une influence des Huns tangrai'stes.

L’etoile a huit branches, appelee «etoile de Gengis Khan» est un des symboles importants du tangrisme.

Beaucoup des Sakhas ont des costumes nationaux qu’ils portent a l’occasions des grandes fetes. Ils sont ravis de porter des vetements avec les elements decoratifs tangristes. Ainsi les boucles et les plaques des ceintures peuvent etre ornees des croix tangriennes mais aussi des elements de l’antique et prestigieux art animalier des steppes.

La religion tangrienne participe ainsi a la construction d’une identite, ethnique ou nationale car elle constitue un reservoir de signes anciens, originaux et prestigieux. Alors que les pratiques et les croyances religieuses sont en declin, la majorite des Sakhas continuent a pratiquer les rites tangrtstes et affirment par la leur attachement a leur histoire et a leur culture. Ils preferent participer aux moments forts de l’experience religieuse comme Yssyakh - la fete du solstice. Privilegiant les grands rassemblements qui sont, par la force des choses, spectaculaires, de telles experiences fonctionnent plus sur la base d’une mobilisation affective et emotionnelle que sur celle d’une adhesion a un contenu religieux et mythique.

30

CONCORDE, 2014, N 2

Тангрианские кресты выгравированы на дверях Парламента Якутии. Дом духовности в Якутске также обильно украшен крестами и другими тангрианскими символами.

Заметим, что первые христиане изображали крест только эпизодически и в виде буквы «Т», ибо Христос был распят на кресте такой простейшей формы. Распространение креста, как религиозного символа, началось в правление императора Константина. При этом нельзя исключать, что это явление усилилось под влиянием гуннов. В этом отношении интересно, что на каске самого Константина был изображен равносторонний крест тангрианского типа. В дальнейшем равносторонние кресты, под названием «греческих крестов», получили самое широкое распространение. Известно, что Константин почти всю жизнь поклонялся единому Богу, отождествляемому им с солнцем и что его религия была достаточно расплывчатой.

К тангрианским символам относятся также восьмиконечная звезда, называемая иногда «Звездой Чингис-хана», различные тамги, короткие заклинания и пожелания из рунических знаков, произведения традиционного искусства степей.

31

CONCORDE, 2014, N 2

Commandements tangriens

L’epopee heroique sakha (olonkho) est consideree comme la plus archaique des epopees des peuples des steppes. Elle donne l’idee de la mentalite et des valeurs morales de la population de la Grande steppe de l’epoque tangrienne. Citons les extraits commentes d’olonkho et des autres epopees turco-mongoles [6] :

«Ceux pour qui le mot «ma patrie» n’est qu’un son, pour qui les steppes natales ne sont pas plus cheres que les champs fertiles des pays etrangers, ne sont pas de vrais batyrs, chevaliers des steppes !»

«Pour un homme, il est honteux de mourir vieux dans son lit d’une maladie banale. Quelques gouttes de sang pour la patrie, un petit tas de matiere pour la terre, voila la mort digne d’un vrai chevalier !»

Les batailles des chevaliers sont reglementees meme dans le cas oй l’adversaire est un monstre. On previent de l’attaque, on demande aux vaincus leurs derniers vreux, on gracie les adversaires nobles.

Les ideaux de la noblesse, de la gloire sont prioritaires pour les heros, ils pensent aussi a leur prestige posthume pour les generations futures, ce qui est tres important pour eux. La renommee et le prestige sont les valeurs les plus importantes pour tous les personnages, ce qui est exprime par une formule de triomphe que les vainqueurs adressent souvent a leurs adversaires :

«J’ai abaisse ton nom glorieux, ton visage blanc est sali, ta gloire est diminuee !»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Meme les monstres preferent mourir, plutot que s’humilier devant les vainqueurs et perdre ainsi leur prestige.

Le poeme epique est rempli de scenes de poursuite et d'exploits fantastiques des chevaliers nobles. Le recit se termine par le mariage du heros principal, sa noce qui est en meme temps la fete de la victoire. La chamane divine les benit :

«Que les recompenses et les chatiments soient distribues, que les massacres soient termines, et que le destin noir s’eloigne. Vivez dans la paix pour avoir un betail fecond, pour construire des berceaux a vos enfants.»

Les heros d’olonkho sont les defenseurs de leur pays, qui revent d’une vie heureuse et paisible, on ne voit aucun agressivite. Cette epopee enseigne les ideaux d’honneur chevaleresque, de courage, de maitrise de soi, de respect des femmes.

Gengis Khan est considere par les Sakhas avec Odoun Khan comme deux divinites du destin humain. On dit : « Par le decret d’Odoun Khan, par le loi de Gengis Khan » (« Odoun Khan ouragynan, Tchingys Khan yiaagynan »). Le mot « yi'ag » ou « yiakh » ressemble au mot « yassak » ou « yassa ». On peut dire que les heros des epopees sakhas respectaient le Yassa de Gengis Khan !

Mais qu’a ete Odoun Khan, un autre saint de la religion tangraiste ? Je crois que c’est Modoun Khan, premier empereur hun et premier codificateur des traditions et des lois des peuples des steppes. Nous croyons a ce point de vue mais nous ne demandons a personne d’y croire. Mais nous sommes persuades sincerement que cette interpretation est correcte.

Une formule plus complete mentionne Bilghe Khan: "Par l'ordre de Gengis Khan, par l'action d’Odoun Khan, par le savoir de Bilghe Khan» (Tchingys Khan yiaagynan, Odoun Khan onohutunan, Bilghe Khan biliitinen) ([8], p 129.). Qui peut l'identifie avec Bilghe Khaghan, un souverain des anciens Turcs. Un expert du folklore Ilya Baishev ecrit: «Le tangrisme hunno-turque est ne du culte des ancetres sacres, il est conserve sous cette forme chez les Yakoutes ...". Il identifie le Tankha Khan de la religion tangrienne yakoute avec Tankoug (Tounyoukouk), conseiller sage des kaghans, et s'exclame "Les Aiyy (esprits celestes, divinites) naissent sur la Terre, puis s'envolent vers le Ciel» ([9], 15-16).

Le code des lois gengiskhanides, le yassak, parfois transcrit yassa, promulgue en 1219, codifie «des traditions, des lois et des interdits, souvent millenaries, des peuples de la steppe » ([2], p.144). Ces lois exigeait l’execution pour le vol important, le mensonge, l’adultere, la corruption, l’escroquerie.

32

CONCORDE, 2014, N 2

Тангрианские заповеди

Якутское олонхо признано наиболее архаичной формой героического эпоса тюркомонгольских народов. Оно дает представление о моральных ценностях древних и средневековых народов степей. Герои эпоса являются представителями Солнечного племени (улуса) «кюн» с поводьями за спиной. Выражение «иметь повод за спиной» означает «повиноваться воле Бога», то есть исповедовать тангрианскую религию. Приведем характерные отрывки из олонхо и других эпических поэм тюрко-монгольских народов и сопутствующие комментарии [6]:

«Для чьих ушей слово родина звук пустой, для чьих очей степи отчие не милей зарубежных, тучных полей, тот не настоящий воин-батыр!»

«Лишняя горсть праха, несколько лишних капель крови на земле - так и должен кончать жизнь мужчина! Позор - умереть в юрте от старости и болезней.»

Поединки эпических богатырей, если даже один из них чудовище, регламентированы и происходят с соблюдением воинского этикета: о нападении предупреждают, у побежденного осведомляются о его последнем желании, возможна пощада достойного противника.

Представления о чести, славе и добром имени пронизывают повествование, охватывают не только прижизненную, но и посмертную славу - она наиболее дорога для батыра. Выше всего на свете для богатыря и его противников, для всех главных деятелей былин их высокое имя и слава.

«Я урезал твое высокое имя, я изгрязнил твое белое лицо; я твою славу урезал!» -обращается победитель к поверженному врагу. Даже дьявольский богатырь настолько чувствителен к чести, что в самую критическую минуту последнего испытания соглашается на верную гибель, когда степной богатырь напоминает ему о добром имени.

Исполнение олонхо часто длилось всю ночь и кончалось под утро женитьбой главных героев, свадьбой, являющейся одновременно праздником победы и благословением героев белой шаманкой - жрицей тангрианской религии:

«Чтобы кончились сражения и смерть и чтобы черные силы удалились. Живите в мире, чтобы строить изгороди для размножающегося скота, чтобы мастерить колыбели для детей, чтобы был достаток и мир для потомков ваших потомков!»

Герои олонхо являются защитниками своей страны, не заметно никакого чувства агрессивности. Этот эпос был призван воспитывать молодежь в духе воинской чести, доблести, самообладания, любви к родной стране и уважения к женщинам.

В олонхо часто встречается формула “Одун-хан ураагынан, Чынгыс-хан ыйаагынан” (“по решению Одун-хана, по велению Чингис-хана”) или близкие к этому выражения. Слово “ыйаах” родственно словам “ясак”, “ясса” (“указ”, “закон”). Можно сказать, что герои олонхо придерживаются Яссы Чингисхана!

В более полной формуле фигурирует Билгэ-хан: “Чынгыс хаан ыйаагынан, Одун хаан оноhуутунан, Билгэ хаан билиитинэн” ([8], с. 129), которого можно отождествить с одноименным древнетюркским правителем. Знаток фольклора И. Г. Баишев пишет: «Гуннско-тюркское тенгрианство зародилось из преклонения священным предкам и сохранилось в этом виде у якутов ...». Он отождествляет священного Танха хаан с мудрым советником дренетюркских Танькуг (Туньукук) и восклицает «Айыы (святые духи, божества) рождаются на Земле, потом взлетают на Небо!» ([9], p. 15-16).

А кто такой Одун-хан? Мы думаем, что это обожествленный первый император гуннов -хан Модун, который несомненно кодифицировал многие законы народов степей для консолидации этих народов в могучее государство. Мы верим этой точке зрения, но не призываем никого тоже верить этому.

Обожествление могущественных правителей в народной памяти дело обычное. Не забудем, что в якутском языке треть слов монгольского происхождения. Ясса Чингисхана, сформулированная официально в 1219 году, кодифицирует “законы и запреты, часто тысячелетние, народов степей”, ([2], p.144).

33

CONCORDE, 2014, N 2

Les Mongols consideraient « que les ordres du khan etaient ceux de Dieu meme, et ils ne manquaient pas en effet de dire parfois : « Le commandement de Tengri l’Eternel a ete donne a Gengis Khan » ([2], p. 143).

Selon ces lois pour le vol important, la calomnie, l'adultere, la fraude, la corruption etait punis de mort. Andrei’ Krivoshapkin a montre que ces lois « etaient conserves pratiquement inchange chez les Yakoutes jusqu'au 17eme siecle et n'etaient que partiellement changes apres et restaient valable jusqu'a la fin du 19eme siecle » ([10], p. 119-131).

Le prince Nikolai Troubetskoi dans son livre L ’heritage de Gengis Khan ecrit [7] :

« Gengis Khan etait un grand conquerant mais aussi un grand organisateur. Etant un grand homme d’Etat, il ne se bornait pas a des taches courantes, mais il appliquait ses idees et ses principes qui composaient un systeme harmonieux... Gengis Khan avait des exigences morales par rapport a ses subordonnes : des hauts dignitaires et des chefs de guerre superieurs aux simples guerriers. Il appreciait beaucoup et encourageait la fidelite, le devouement et le courage ; les defauts qu’il meprisait profondement etaient la trahison et la lachete ... apres chaque victoire sur un roi ou un autre souverain, le grand conquerant donnait l’ordre d’executer les dignitaires et les courtisans qui avaient trahi leur maitre ... Et au contraire, apres la conquete d’un nouveau royaume ou d’une principaute, Gengis Khan recompensait et approchait a lui tous ceux qui restaient fideles a l’ancien maitre de ce pays, malgre une situation desesperee et dangereuse. Car la fidelite et la fermete de ces hommes montraient leur appartenance au type psychologique sur lequel Gengis Khan voulait fonder son systeme etatique. Pour les hommes de ce type psychologique, apprecie par Gengis Khan, leur honneur et leur dignite sont plus importants que leur securite et leur richesse. »

Le Yassa de Gengis Khan etait considere par les peuples turco-mongols « a l’egal d’un livre saint et avait pour eux une valeur religieuse » ([2], p. 144). On continuait de le respecter longtemps apres la mort de Gengis Khan comme les commandements divins. Ainsi les Sakhas continuent aujourd’hui de venerer l’eau et le feu comme l’exige le Yassa et on ne peut pas s’etonner que Gengis Khan a ete divinise dans leur religion.

Le professeur Iosiph Portniaguin analyse dans son livre Ethnopedagogie « Kut-Sur » la pedagogie traditionnelle populaire des Sakhas. Le but de l’education, selon lui, n’est pas de detruire en l’enfant le sentiment du sacre, mais de le purifier, de l’elever. Vu la conservation de la spiritualite et des rites tangristes en Yakoutie, il recommande d’utiliser dans l’education son code moral qu’il formule dans les termes suivants ([11], p. 26) :

- sois toujours honnete et juste ;

- ne tue point, ne detruit pas, ne casse jamais;

- sois propre et organise ;

- ne sois pas envieux, ne vole pas ;

- ne sois pas un contestateur sterile ;

- rejette des mauvaises habitudes, respecte les faibles ;

- sois sage dans tes actions ;

- sois perseverant, n’aie pas peur des difficultes ;

- sois fidele, genereux et cordial, ne te corromps pas.

La religion tangrienne continue ainsi a assumer en Yakoutie la fonction de guide moral : eclaire la conscience sur le bien et le mal, indique des regles de vie en societe, propose a la personne un projet d’accomplissement, oriente l’action. Son enseignement donne la possibilite, quelles que soient les convictions personnelles des eleves, de reconnaitre et d’apprecier l’heritage culturel et spirituel de leur peuple. Elle cree, comme les autres religions, une communaute de pensee, de celebration, d’engagement et d’action ; elle permet de se sentir partie d’une grande famille ce qui est important pour le bien-etre personnel.

34

CONCORDE, 2014, N 2

По этим законам за крупное воровство, клевету, супружескую измену, взяточничество, мошенничество полагалась смертная казнь. Кривошапкин А.Н. показал, что эти законы «практически в неизменном виде сохранялись у якутов до 17 в.» и лишь несколько изменились в последующее время и действовали вплоть до конца 19-го века ([10], с. 119-131).

Монголы считали, что “приказы хана выражают волю самого Бога, действительно, они иногда даже говорили: “Заветы Вечного Тенгери были даны Чингис-хану” (Roux, Histoire de I’Empire mongol, p. 143). Существуют легенды, что Ясса были принесены золотокрылым орлом.

Князь Николай Трубецкой в своей книге Наследие Чингисхана (М., 1999) пишет:

«Чингисхан был не только великим завоевателем, он был и великим организатором. Как всякий государственный организатор крупного масштаба, он руководствовался не только узкопрактичными соображениями текущего момента, но и известными высшими принципами и идеями, соединенными в стройную систему...

К своим подданным, начиная с высших вельмож и военноначальников и кончая рядовыми воинами, Чингисхан предъявлял известные нравственные требования. Добродетелями, которые он больше всего ценил и поощрял, были верность, преданность и стойкость; пороками, которые он больше всего презирал и ненавидел, были измена, предательство и трусость... после каждой победы над каким-нибудь царем или правителем великий завоеватель отдавал распоряжение казнить всех тех вельмож и приближенных, которые предали своего господина... И наоборот, после завоевания каждого нового царства или княжества Чингисхан осыпал наградами и приближал к себе всех тех, которые оставались верными бывшему правителю этой завоеванной страны до самого конца, верными даже тогда, когда их верность была для них явно невыгодна и опасна. Ибо своей верностью и стойкостью такие люди доказали свою принадлежность к тому психологическому типу, на котором Чингисхан и хотел строить свою государственную систему. Люди такого ценимого Чинисханом психологического типа ставят свою честь и достоинство выше своей безопасности и материального благополучия.»

Тюрко-монгольские народы продолжали придерживаться Яссы Чингис-хана и после его смерти, “она приравнивалась к священной книге и имела для них ценность религиозного характера” (Roux, Histoire de l’Empire mongol, p. 144). Прошли века, но якуты до сих пор славят героев эпоса, живущих по Яссе, т.е. придерживающихся божьих заповедей. Еще живо, например, трепетное отношение к огню и воде, удивлявшее европейских и арабских путешественников, посещавших монгол.

Профессор Иосиф С. Портнягин в своей книге Этнопедагогика «Кут-сюр» формулирует нравственные заповеди тангризма следующим образом ([11], c. 26):

- всегда будь правдив, честен, справедлив;

- никогда не убивай, не разрушай, не ломай;

- будь чистоплотным, порядочным и организованным;

- не завидуй другим, не кради и не воруй;

- не будь бесплодным спорщиком, зловредным и жестоким;

- отвергай дурные привычки, не обижай слабых;

- будь мудрым и умным в своих деяниях;

- будь целенаправленным, не бойся трудностей;

- не занимайся развратом, будь верным, честным, щедрым и душевным.

Таким образом, уважение к тангризму и следование его моральным заповедям позволяет, независимо от наличия или отсутствия религиозных убеждений, иметь высокие нравственные качества и хорошее воспитание, ценить и понимать культурное наследие предков, чувствовать себя частью большой семьи и наследником древних и оригинальных традиций, не испытывать комплекса неполноценности перед представителями других культур и религий, что важно для собственного благополучия.

35

CONCORDE, 2014, N 2

Jeux et religions

La ville de Yakoutsk, capitale de la Republique Sakha (Yakoutie), ne compte que 300 000 habitants. Pourtant, en 2014, les 175 000 personnes ont participe a la Fete nationale « Yssyakh » de cette ville (28 et 29 juin).

Les ceremonies tangriennes de cette grande manifestation duraient pendant 6 heures (de 8 a 14 heure) le premier jour et pendant 8 heures (de 3 a 11 heure). Elles etaient tres variees : rites de purification, benedictions, prieres collectives, rencontre du soleil levant, danses en rondes. Mais personne ne vient afin d'expier ses peches ; ces ceremonies sont destinees au ressourcement, a la mobilisation decontractee et ludique de ses ressources psychologique.

Entre 14 heure du 28 juin et 3 heure du 29 juin et entre 11 heure et 17 heure du 29 juin les participants a cette fete pouvaient assister et participer aux nombreuses manifestations culturelles, sportives et ludiques : concerts, concours de chantes et de danses, luttes, courses de chevaux, jeux sportifs, etc. Ainsi certaines manifestations continuait pendant la nuit blanche siberienne. A 17 heur du 29 juin la tete a ete cloturee par la ceremonie joviale du remerciement des esprits celestes et de l'esprit de l'endroit de fete qui est une vaste champ, non loin de la ville.

Les relations entre les jeux et les religions sont analysees par Johan Huizinga, recteur de l’universite de Leyde, dans son celebre livre Homo ludens : Essai sur la fonction sociale du jeu, publie en 1938. Son analyse, approfondie ensuite par plusieurs philosophes et sociologues, ouvre des voies fecondes a la recherches et a reflexions.

Huizinga explique dans l’avant-propos de son livre :

« Lorsqu’il est apparu clairement que le nom de Homo sapiens convenait moins bien a notre espece que l’on ne se l’etait figure jadis, parce qu’en fin de compte nous ne sommes pas aussi raisonnables que l’avait imagine le siecle des Lumieres dans son naif optimisme, on a cru bon d’ajouter a la premiere definition celle de Homo faber. Or, ce second terme est encore moins propre a nous definir que le premier, car faber peut qualifier maint animal. Et ce qui est vrai de l’acte de fabriquer, l’est aussi du jeu : nombre d’animaux jouent. En revanche, le terme Homo ludens, l’homme qui joue, me semble exprimer une fonction aussi essentielle que celle de fabriquer, et donc meriter sa place aupres du terme Homo faber. » ([12], p. 11).

Il montre que le jeu vivifie toutes les manifestations essentielles de la culture humaine y compris la religion :

« Les participants au culte sont persuades que l’action concretise une certaine felicite et met en reuvre un ordre de choses plus eleve que celui de leur vie habituelle. Neanmoins cette realisation par le spectacle garde a tous egards les caracteristique formelles du jeu. Elle est jouee, montee dans les limites d’un espace actuellement circonscrit, comme une fete, ce qui signifie dans la joie et la liberte. » ([12], p. 36).

Beaucoup de pretres tangraistes (« chamans blancs ») en Yakoutie sont les comediens des theatres professionnels ou amateurs.

« Le caractere « ludique » peut demeurer propre aux actions les plus elevees. Est-il permis de prolonger la serie jusqu’a l’action sacree pour pretendre que le pretre aussi, dans l’accomplissement de son rituel, demeure un homme qui joue ? ... Nous jouerons avec un mot, si nous etendions trop la notion ludique. Il me parait pourtant que nous ne versons pas dans cet abus en qualifiant de jeu l’action sacree. Quant a la forme, celle-ci est jeu a tout point de vue, et elle est jeu quant a l’essence, dans la mesure oй elle transports les participants dans un autre univers. » ([12], p. 43).

Huizinga souligne que le caractere ludique des rites sacres ne contredit pas a leur solennite :

« Il va de soi que l’attitude spirituelle d’une communaute qui eprouve et accomplit ses rites sacres, est en premiere instance celle d’une sainte et intense gravite. Mais repetons-le une fois de plus : l’attitude ludique authentique et spontanee peut etre celle du profond serieux. Le joueur peut s’abandonner au jeu de tout son etre. » ([12], p. 46).

36

CONCORDE, 2014, N 2

Игры и религия

В Якутске, столице Республики Саха (Якутия), проживает только 300 000 жителей. Однако, в 2014 году 175 000 человек приняли участие в национальном празднике «Ысыах» этого города (28 и 29 июня).

Тангрианские обряды во время этого грандиозного праздника продолжались в течении 6 часов (с 8 до 14 часов) в первый день и в течении 8 часов (с 3 до 11 часов) во второй день. Они были очень разнообразны: обряды очищения арчы, благословения и молитвы алгыс, церемония встречи восхода солнца, круговые танцы осуохай. Все эти красочные и зрелищные обряды происходили в радостной и игровой форме, заряжали людей энергией и усиливали их психологические ресурсы.

С 14 часов 28 июня до 3 часов 29 июня и с 11 часов до 17 часов 29 июня люди могли участвовать во многих культурных, спортивных и игровых мероприятиях: концертах, конкурсах песен и танцев, борьбе, конных скачках, спортивных и других играх... Некоторые мероприятия продолжались ночью, ибо в конце июня в Якутске белые ночи. A в 17 часов 29 июня праздник закончился радостными церемониями благодарности небесным духам и духу местности проведения праздника - огромного поля, недалеко от города.

Игра оживляет все основные проявления человеческой культуры, включая религию. Отношение между игрой и религией было впервые глубоко проанализировано Йохан Хьюзинга, ректором Лейденского университета:

« Участники религиозного мероприятия убеждены, что их действия приводят к некоторой степени блаженства и ведут себя более возвышенно, чем в обычной жизни. Тем не менее этот спектакль сохраняет во всех отношениях все формальные характеристики игры. Он играется, ставится как праздник, то есть радостно и свободно, в пределах разрешенного для него пространства. » ([12], с. 36).

Большинство белых шаманов (жрецов тангрианской религии) в Якутии являются профессиональными актерами или играют в любительских спектаклях.

« «Игровой» характер могут иметь самые возвышенные действия. Позволительно ли включить среди таких действий священные ритуалы и утверждать, что священник, при выполнении своего обряда, также остается человеком, который играет? ... Мы бы играли словом, если бы слишком расширили понятие игры. Однако, мне кажется, что не будет таким злоупотреблением квалификация священного действия, как игры. Что касается формы, то оно является игрой с любой точки зрения, оно является игрой и в своей сущности, ибо оно переносит участников в другой мир. » ([12], с. 43).

Хьюзинга подчеркивает, что игровой характер религиозных обрядов не противоречит их торжественности:

« Разумеется, духовный настрой сообщества, принимающего участие в религиозных обрядах, наполнен чувством священной и возвышенной торжественности. Но повторим снова: настоящая и спонтанная игра может быть очень серьезной. Игрок может отдаться игре всем своим существом. » ([12], с. 46).

Приобщение к тангризму, к традиционной культуре и традициям Великой степи, а также к современным тангрианским проектам должно происходить часто в игровой форме. А это открывает возможности организации даже игровых парков по примеру успешно действующего исторического парка Puy de Fou во Франции и других с использованием опыта Диснейленда. В этом смысле интересен проект Олонхоленда в Якутске, одобренный правительством республики.

37

CONCORDE, 2014, N 2

Conclusion

Les diverses manifestations avec les prieres tangriennes et les benedictions des participants restent une partie fondamentale de la culture sakha (yakoute) contemporaine. Les rites tangriens ont pu resister a tous les epreuves. Gavril Ksenofontov expliqua ce phenomene de la fa?on suivante :

« Parmi les paysans russes vivant au bord de la Lena dans la province de Yakoutsk, on ne trouve ni forgeron, ni tanneur, ni cordonnier, ni soigner de chevaux. Il y a longtemps quon a cesse de filer, de tisser, de broder, de tricoter des bas. OTous se procurent leur ustensiles aupres des artisans yakoutes. Ils sont incapables de pratiquer la castration sur leur cheptel. Quand un cheval est malade, ils vont voir un soigneur autochtone qui, au besoin, sait supprimer une dent ou meme faire une cesarienne. Ils ne cessent davoir recours aux otosut yakoutes 0 guerisseurs maitrisant certains rudiments de la medecine tibetaine Dainsi quaux ilbisit Qrebouteux-masseursO L'effet conjugue de tous ces facteurs (№loignement des centres culturels asiatiques, la faiblesse numerique de la colonisation russe, lUmpossibilite de pratiquer l'agricultureO a permis aux Yakoutes de conserver intacte leur antique culture chamanique des steppes. Etant les plus « recules » en termes du developpement culturel, ils presentent un interet notable aux yeux du chercheur poursuivant le but de reconstituer le mode de vie et de pensee des anciens nomades qui, jadis, inonderent les steppes centrales d'Eurasie. » ([13], p. 19-20).

Il est mieux dire que les Yakoutes ont conserve intacte « leur antique culture tangrienne des steppes » car le tangrisme etait la religion dominante des peuples turco-mongols pendant au moins 1500 ans - de Modoun aux petits-fils de Gengis Khan, et il a survecu jusqu’a aujourd’hui en Yakoutie. Tandis que le chamanisme existe sur les cinq continents chez tous les peuples avec les systemes religieux non dogmatises.

Le terme « un chamaniste » pour l’Europeen moyen signifie « un representant d’un peuple (sous-developpe) qui ne confesse aucune des grandes religions ». On pense ainsi que les Indiens d’Amerique, beaucoup d’Africains, les Papous, les Tchouktches et les Sakhas confessent la meme religion. Pourtant il existe evidemment une tres grande difference entre le chaman Teb-Tenggeri qui a « couronne » Gengis Khan et un sorcier aborigene d’Australie.

Les «chamans blancs» sont les pretres tangristes tandis que les chamans ordinaires ne sont que les guerisseurs. Les chamans doues etaient souvent a la fois des hypnotiseurs, des poetes et des chanteurs, capables dans le costume lourd de quinze kilos de sauter pendant leurs danses a une hauteur d’un metre et demi, ils pouvaient avaler les charbons ardents, maitrisaient l’art de prestidigitation, savaient soigner beaucoup de maladies. Et ils etaient nombreux jusqu’a recemment. L’existence d’une telle quantite d’hommes doues m’etonne beaucoup.

Le chamanisme existait dans les steppes bien avant la fondation du premier empire hun de Modoun. Il etait base sur les croyances animistes et polytheistes. Ces pourquoi les chamans guerisseurs etaient aussi loin de la religion tangrienne comme les sorcieres avec qui luttait sans pitie l’Inquisition etaient loin de l’Eglise officielle.

Certains Yakoutes ont adopte la religion chretienne, mais parfois l’islam, le bouddisme, le bahaisme, etc. Ces conversions sont rares mais elles ne sont pas difficiles car le Dieu dans la traduction de tous les textes sacres est identifie avec Tangra. Ainsi un Sakha de n’importe quelle confession peut rester tangriste. Cela signifie simplement qu’il continue a suivre les rites et les gestes, devenus automatiques chez tout Sakha : nourrir le feu, participer aux rites de la rencontre du Soleil, benir les amis et projeter sur eux les pensees et les paroles positives. Les courtes prieres qui accompagnent ces rites peuvent etre chretiennes, musulmanes ou bouddhistes ...

Un tangraiste reste toujours plus tolerant aux croyances des autres ce qui correspond aux tendances generales du developpement des religions [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38

CONCORDE, 2014, N 2

Заключение

Различные мероприятмя с тангрианскими молитвами и благословениями участников остаются неотъемлемой частью культуры народа саха (якутов). Приведем, например, тангрианскую часть программы национального праздника «ЫСЫАХ ТУЙМААДЫ-2014»:

28 июня 2014

08:00 «Арчы т^улгэтэ» - обряд очищения и благословления гостей. Алгыс.

08:00 «Аар Кудук чэрчи мас» . Алгыс. Обряд очищения.

10:00 «Улуу Туймааданы уруйдуубут» осуохай.

11:30 Церемония благословления Высшим божествам Айыы:

Обряд кумысопития «Улуу Тунах».

Обряд очищения «Арчы».

Обрядово-ритуальное действо:

Обряд поклонения Высшим божествам Айыы.

Обряд поклонения Священному огню.

Обряд поклонения«Дьeheгeй Айыыга сугуруйуу».

Церемония кумысопития <^рун туна^ы ыhыы».

Торжественно-официальная часть:

Обрядовое действо «Илгэни тардыы»...

14:00 Установка рекорда Гиннесса. Самый многочисленный ритуал кумысопития «Алгыс Туймаады».

29 июня 2014

03:00 «Kyky керсуу сиэрэ-туома» - церемония встречи Солнца. Осуохай.

09:00 «Аар Кудук чэрчи мас» . Алгыс. Обряд очищения.

09:00 «Арчы тYhYлгэтэ» - обряд очищения и благословления. Алгыс.

11:00 «Уруйдуубут Улуу Туймааданы» - осуохай.

17:00 Церемония закрытия

Алгыс благодарения.

18:00 «Ытык сиргэ сугуруйуу» - поклонение духу местности.

Якутский ученый Гавриил В. Ксенофонтов объяснял, что якуты сохранили нетронутой древнюю «шаманскую культуру степей» благодаря своей отдаленности от больших азиатских народов и малочисленности русского населения Якутии, попавшего под сильное влияние якутов ([13], с. 19-20). Разумеется правильнее говорить о древней «тангрианской культуре степей», ибо тангризм был религией тюрко-монгольских народов, по крайней мере в течении 1500 лет - от Модуна до внуков Чингисхана - и продолжает практиковаться до сих пор в Якутии. В то время, как шаманизм существует на пяти континентах у всех народов мира с недогматизированными религиозными взглядами.

В сознании обычного европейца слово «шаманист» воспринимается обычно как «представитель (отсталого) народа, не исповедующего ни одну из великих мировых религий». В одну кучу сваливаются индейцы, папуасы, жители Африки, чукчи и якуты.

Стирается огромная разница, существующая между тюрко-монгольскими шаманами, как Великий шаман Теб-Тенгери, «короновавший» Чингисхана, и колдунами австралийских аборигенов.

К тангрианской религии имеют отношение только «белые шаманы», которые являются жрецами этой религии, а обычные шаманы являются своеобразными народными лекарями. Способные шаманы часто были гипнотизерами, поэтами и певцами, способными в тяжелой одежде во время танца совершать прыжки в полтора метра высотой, могли глотать горящие угли, показывать немыслимые фокусы, лечить ... И их было много. Наличие такого большого количества разносторонне одаренных людей вызывает искреннее удивление.

Традиционный шаманизм во всем мире основан на вере в злых и добрых духов. Поэтому он не связан тесно с классическим «имперским тангризмом» с его великими и четкими идеями.

39

CONCORDE, 2014, N 2

Шаманы степных народов были, очевидно, тангрианцами, но шаманизм разных народов и племен отличался атрибутикой и обрядами. В эпохи упадка и раздробленности шаманизм мог способствовать политеистическому истолкованию тангризма. Ибо шаманизм существовал в степи задолго до возникновения первой гуннской империи Модуна и был пропитан анимистическими и политеистическими верованиями.

Поэтому обычные «черные» шаманы-лекари были так же далеки от монотеистических тангрианцев, как были далеки от официальной Церкви колдуны и колдуньи, с которыми беспощадно боролась Инквизиция.

Даже принявшие христианскую или иную другую веру якуты остаются тангристами (тангрианцами). Для якутов дело облегчается тем, что при переводе любых священных текстов Бог отождествляется с Тангара. Оставаться тангристом для них означает продолжение следования ставших автоматическими у любого якута жестов: кормления огня, участие при случае в обрядах встречи Солнца, частые благословения и добрые пожелания. Короткая молитва, обычно мысленная, может быть христианской, мусульманской или буддийской ...

При этом тангрист будет, как правило, более терпим к другим религиям, что соответствует общей тенденции развития религий. Тем более, что религиозные церемонии стали сегодня в основном средством придания большей торжественности и праздничности важным событиям жизни.

References / Литература

1. Roux J.-P. La religion des Turcs et des Mongols. - Payot, 1984. - 323 p.

2. Roux J.-P. Histoire de l’Empire mongol. - Fayard, 1993. - 597 p.

3. Allegre C. Dieu face a la science. - Fayard, 1997. - 312 p.

4. Tomski G. Tangra: Religion naturelle pour l'avenir. - Editions du JIPTO, 2012. - 48 p.

5. Tomski G. Tangrisme et religion naturelle (Томский Г.В. Тангризм и естественная религия) // CONCORDE, 2014, N 1, p. 11-24.

6. Липец РП. Образы Батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - Наука, 1984. - 254 р.

7. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. - М: Аграф, 1999. - 554 с.

8. Боло C. Лиэнэгэ нуучча кэлиэн иннинээги саха олого. - Якутск: Бичик, 1994. - 352 с.

9. Баишев И.Г. Айыы тангара итэгэлин сайдыыта //Саха итэгэлин туhунан маннайгы конференция, Якутск, 1995, с. 13-16.

10. Кривошапкин А.И. Грядущий век-сата. - Якутск: Якутия, 2005. - 248 с.

11. Портнягин И. С. Этнопедагогика "кут-сюр": педагогические воззрения народа Саха. - М.: Academia, 1998. - 184 с.

12. Huizinga J. Homo ludens. - Gallimard, 1951. - 340 p.

13. Ksenofontov G. Les chamans de la Siberie et leur tradition orale. - Albin Michel, 1998. - 281 p.

14. Lenoir F. Les metamorphose de Dieu : La nouvelle spiritualite occidentale. - Plon, 2003. - 403 p.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.