Научная статья на тему 'Sciences, confiance, foi et religion'

Sciences, confiance, foi et religion Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
333
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. Tomski G. Tangrisme et religion naturelle (Томский Г.В. Тангризм и естественная религия) // CONCORDE / p. 11-24. 2. Протопопова Н.И. Эдьий Дора — Aunt Dora. Якутск: Бичик. / 2006 126 с. (Protopopova N.I. Dora: guérisseur-chaman sakha. Editions du JIPTO / 2007. 69 p.) 3. Lenoir F. Les métamorphose de Dieu : La nouvelle spiritualité occidentale. Plon / 2003. 403 p. 4. Geffé C. / Gounelle A. / Guiderdoni A. / Houziaux A. Dieu / c’est quoi finalement ? Les Editions de l’Atelier / Les Editions Ouvrières / 2005. 5. Roux J.-P. La religion des Turcs et des Mongols. Payot / 1984. 323 p. 6. Roux J.-P. Histoire de l’Empire mongol. Fayard / 1993. 597 p. 7. Grousset R. L’Empire des steppes. Payot / 1965. 656 р. 8. Tomski G. Tangrisme classique (Томский Г.В. Классический тангризм) // CONCORDE / p. 3-10. 9. Tomski G. Sources sur le tangrisme classique (Томский Г.В. Письменные источники по классическому тангризму) // CONCORDE / p. 3-10. 10. Chirpaz F. La religion naturelle / 2005 : www.contrepointphilosophique.ch 11. Allègre C. Dieu face à la science. Fayard / 1997. 312 p. 12. Lignon Y. L"autre cerveau. Albin Michel / 1992. 406 p. 13. Ksenofontov G. Les chamans de la Sibérie et leur tradition orale. Albin Michel / 1998. 281 p. 14. Voltaire. Dictionnaire philosophique portatif : http://www.lyc-lurcat-perpignan.ac-montpellier.fr/intra/fra/premiere/lumieres/voltaire/dpp_religion.htm 15. Voltaire. Sermon des cinquante : http://teranga.perso.libertysurf.fr/Textdiv/Sermon.html 16. Willaime J.-P. Sociologie des Religion. Paris: PUF / 1995. 128 p. 17. Lenoir F. Les métamorphose de Dieu : La nouvelle spiritualité occidentale. Plon / 2003. 403 p. 18. Godefroy Ch. H. S’aider soi-même par l’auto-hypnose. La Ferriere sur Risle / 1988. 19. Zarifian E. Des paradis plein la tête. Odile Jacob / 1994. 256 p. 20. Huizinga J. Homo ludens. Gallimard / 1951. 340 p. 21. Jodorovwsky A. Un Evangile pour guérir. - / 2014 / N 1 / 2014 / N 1 / 2014 / N 2

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Grigori Tomski

Излагается интерпретация тангризма, совместимая с научным мировоззрением, близкая к естественной религии философов Посвящения и приспособленная для популяризации современного тангризма по всему миру в целях развития толерантности и взаимопонимания между представителями различных культур. Человечеству надо объединяться. Ему угрожают большие опасности: ядерная катастрофа, экологические бедствия, новые неизвестные болезни, космические катаклизмы. Новые или модернизированные рациональные религии должны быть совместимы с научным мировоззрением, должны способствовать развитию творчества и распространению научной культуры и ее постепенному превращению в часть народной культуры. Они должны объединять людей, вовлекая их к участию в совместных действиях, способствующих повышению качества их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nous exposons une interprétation du tangrism compatible avec la vision scientifique du monde, qui est proche de la religion naturelle des philosophes des Lumières et adapté pour la vulgarisation du tangrism contemporain dans le monde afin de contribuer à la tolérance religieuse et au rapprochement culturel. L’Humanité doit se consolider car il ne faut pas oublier les grands dangers : les catastrophes nucléaires, les désastres écologiques, les nouvelles épidémies dévastatrices, les cataclysmes cosmiques. Les nouvelles religions ou les religions profondément modernisées doivent être compatibles avec l’approche scientifique et doivent contribuer au développement de la créativité et de la culture scientifique pour tous, elles doivent contribuer à la cohésion de l’Humanité.

Текст научной работы на тему «Sciences, confiance, foi et religion»

CONCORDE, 2014, N 2

SCIENCES, CONFIANCE, FOI ET RELIGION

Grigori Tomski

Nous exposons une interpretation du tangrism compatible avec la vision scientifique du monde, qui est proche de la religion naturelle des philosophes des Lumieres et adapte pour la vulgarisation du tangrism contemporain dans le monde afin de contribuer a la tolerance religieuse et au rapprochement culturel.

L’Humanite doit se consolider car il ne faut pas oublier les grands dangers : les catastrophes nucleaires, les desastres ecologiques, les nouvelles epidemies devastatrices, les cataclysmes cosmiques. Les nouvelles religions ou les religions profondement modernisees doivent etre compatibles avec l’approche scientifique et doivent contribuer au developpement de la creativite et de la culture scientifique pour tous, elles doivent contribuer a la cohesion de l’Humanite.

НАУКА, ДОВЕРИЕ, ВЕРА И РЕЛИГИЯ

Григорий В. Томский

Излагается интерпретация тангризма, совместимая с научным мировоззрением, близкая к естественной религии философов Посвящения и приспособленная для популяризации современного тангризма по всему миру в целях развития толерантности и взаимопонимания между представителями различных культур.

Человечеству надо объединяться. Ему угрожают большие опасности: ядерная

катастрофа, экологические бедствия, новые неизвестные болезни, космические катаклизмы. Новые или модернизированные рациональные религии должны быть совместимы с научным мировоззрением, должны способствовать развитию творчества и распространению научной культуры и ее постепенному превращению в часть народной культуры. Они должны объединять людей, вовлекая их к участию в совместных действиях, способствующих повышению качества их жизни.

75

CONCORDE, 2014, N 2

Dieu et Tangra

Les religions monotheistes s’accordent sur le fait que toute representation plus precise de l’Etre supreme ou de Dieu ne saurait etre proposee par la philosophie. Ainsi Nikolai' Tchamerevski, theologien orthodoxe, declare : « L’impossibilite de donner une definition de Dieu est liee au fait que nous, les hommes, sommes les etres finis et bornes. La formulation d’une telle definition signifierait la comprehension d’une substance divine infinie par des methodes finies. » Thomas d’Aquin pensait que :

« En dernier ressort, tout ce que l’homme sait de Dieu, ce qu’il ne le connait pas, car il sait ce que Dieu surpasse tout ce que nous pouvons comprendre de lui. » (De Potentia, Question 7, art. 5, ad. 14).

Ayant servi longtemps la Science, je n’aime pas des explications sans demonstrations convaincantes des differents domaines de la Mystique. Mais chacun a le droit de croire a une explication ou tenir a une conception du monde si sa croyance ou sa foi ne portent pas un prejudice direct aux autres.

La force en physique est definie par son effet. Si un homme sent les effets positifs des forces, des champs et des autres sources inconnues a la science moderne, il a certainement le droit d’appeler un dieu un ensemble des sources de ces effets benefiques. On peut appliquer ce raisonnement a l’homme prehistorique et antique, qui divinisait, par exemple, la foudre.

C’est pourquoi nous proposons de definir Dieu comme l’ensemble de toutes les sources, des forces et des champs inconnus a la science moderne, capables d’aider l’homme.

Nous appelons Dieu ainsi defini Tangra ([1], p. 21), car notre definition correspond a la perception tangristes exprimee de la faqon suivante :

« Le "Dieu" sakha (Tangra) incarne les forces de la nature, son energie... C'est le grand symbole de tout ce qui nous protege et de tout ce que nous estimons et adorons. » ([2], с. 44).

Le philosophe Frederic Lenoir explique :

« De nombreux croyants s’interrogent sur la signification du mot «Dieu». Le Dieu biblique qui s’emporte, se lamente, change d’avis, se met en colere, affiche ses remords est de moins en moins «croyable», parce que trop humain.» ([3], p. 323).

« On recherche un Dieu plus mysterieux, plus impersonnel, qui echappe a l’entendement humain. On parlera alors plus volontiers du «divin» comme d’une force ou d’energie. » ([3], p. 325).

« Toutes les religions du monde, des chamanismes les plus anciens aux grandes religions du salut en passant par l’animisme et les sagesses chinoises, offrent des exemples de croyances, de pratiques ou d’experiences qui postulent l’existence de la pluralite de niveaux de la realite ...

Cette conviction qu’il existe un ou plusieurs autres niveaux de realite que le plan sensible - a travers une tres grande diversite de croyances ou d’experiences intimes - s’est aujourd’hui echappee du cadre des traditions et continue de faire sens pour un certain nombre d’individus que je qualifierai donc de «religieux». Plus qu’une definition de la religion - que l’on peut encore une fois maintenir dans une perspective sociologique du croire commun - , voila ce qui me semble etre la definition minimale du religieux ... » ([3], p. 232).

Alain Houziaux, docteur en theologie et en philosophie, souligne :

« La genese de la croyance en Dieu, meme pour les hommes d’aujourd’hui, n’est pas intellectuelle : Dieu n’est pas d’abord la Cause premiere de tout ce qui existe. Elle n’est pas non plus d’ordre psychologique : Dieu n’est pas d’abord la reponse a notre besoin d’etre aime. Elle procede d’une forme de surprise, de crainte et d’interrogation devant les forces qui bouleversent le monde cosmique, animent les hommes et suscitent les evenements inattendues. Elle procede d’une forme d’etonnement et aussi de saisissement.

Ainsi, meme pour nous, la maniere la plus spontanee de definir Dieu, c’est de le definir comme une Puissance. » ([4], p. 16).

« Le probleme de savoir de quelle maniere Dieu «existe» est des plus complexes. En revanche, il est tout a fait possible de considerer Dieu comme une «puissance» qui s’impose a tous les hommes, qu’ils soient croyants ou non.» ([4], p. 25).

Notre maniere de definir Dieu correspond a ces considerations.

76

CONCORDE, 2014, N 2

Бог и Тангра

Мировые религии признают невозможность определения Бога, считая, что такое определение означало бы понимание бесконечной божественной субстанции конечными методами. Действительно, наши знания ограничены. Наука освещает все большую часть Реальности, которая бесконечна и неисчерпаема. Поэтому наше знание всегда ограничено по отношению с Непознанному, оставляющему много места для Таинственного (Mystique). Ученые не любят бездоказательных рассуждений, дающих видимость объяснения той или иной области Мистики. Но Вера в те или иные объяснения дело сугубо личное, если оно не наносит прямого ущерба другим.

Сила в физике определяется ее эффектом. Если человек ощущает на себе какие-то положительные эффекты, необъяснимые воздействием известных науке сил, полей и других источников, конечно, он имеет право называть источник этих благотворных эффектов богом. Такой ход рассуждений применим и к древнему человеку, не знавшему электромагнитных полей и обожествлявшему, например, молнию.

Поэтому предлагаем воспринимать Бога как совокупность всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку. Понимаемого таким образом Бога мы называем Тангра ([1], с. 21), чтобы отличить от восприятия как Творца, ибо при нашем определении не возникает вопроса о его местожительстве, облике и роли в создании Вселенной.

Кроме того, наше определение соответствует тангрианскому восприятию Бога, выраженному в следующем виде: «В Светлом Боге-господине мы олицетворяем окружающее пространство, его высокую энергию... Это небесный символ, которому мы поклоняемся, почитаем» ([2], с. 44). Философ и социолог религии Фредерик Ленуар объясняет:

«Многие верующие задумываются о значении слова «Бог». Вспыльчивый библейский бог, который все время недоволен, меняет свое мнение, гневается, испытывает угрызения совести все менее и менее «веруем», ибо слишком человекоподобен.» ([3], с. 323).

«Люди ищут Бога более загадочного, менее персонализированного, стоящего выше человеческого понимания. В этом случае лучше говорить о «божественном» как о силе или энергии.» ([3], с. 325).

«Все религии мира, начиная от наиболее старинных форм шаманизма до больших религий, включая анимизм и китайскую мудрость, дают примеры верований, практики или опытов, которые постулируют существование многих уровней реальности ...

Это убеждение о существовании одного или многих уровней реальности, отличных от воспринимаемой непосредственно, подкрепленное большим количеством верований и личного опыта людей, сегодня вышло за пределы традиционных рамок и продолжает быть свойственным некоторому количеству людей, которых я квалифицирую как «религиозных».Это мне кажется минимальным определением религиозности ...» ([3], с. 232).

Ален Узьо (Alain Houziaux), доктор теологии и философии, подчеркивает:

«Вера в Бога даже для современных людей не вызвана интеллектуальными соображениями: Бог не является прежде всего Первопричиной всего того, что существует. Она также вызвана психологическими причинами: Бог не является только ответом нашей потребности быть любимым. Она приходит после того, как человек испытает чувства удивления, страха и начинает задумываться над силами, которые потрясают космический мир, двигают людьми и вызывают неожиданные события. Сначала появляется удивление и даже содрогание.

Поэтому, даже для нас, наиболее спонтанным является определение Бога как Силы или Мощи (Puissance). » ([4], с. 16).

«Вопрос о форме «существования» Бога относится к сложнейшим. Напротив, вполне возможно рассматривать Бога как «силу или мощь», которая действует на всех людей, независимо от того, верующие они или нет.» ([4], с. 25).

Наше определение Бога соответствует этим замечаниям. Эту точку зрения мы никому не навязываем, каждый волен представлять Тангра или единого и всемогущего Бога по своему.

77

CONCORDE, 2014, N 2

Etant donne l’infinite de la realite et les bomes de la conscience, la notion du Dieu (Tangra) comme de l’ensemble de toutes les forces, de tous les champs inconnus et des leurs sources, capables d’aider un homme, est une notion utile et perpetuelle. La Mystique et l’Inconnu resteront toujours infinis et le Savoir scientifique, obtenu avec de si grands efforts, sera toujours fini.

C’est pourquoi, la Science, qui eclaire par sa lumiere un domaine de plus en plus grand de la realite et accelere son propre progres, merite une grande consideration. Pour la majorite des hommes la Science en grande partie reste mystique. Les gens croient habituellement les scientifiques, surtout les representants des sciences exactes et naturelles.

Les scientifiques, eux-memes, ne sont competents que dans leur domaine de recherche et croient a ce que disent les specialistes reconnus des autres branches de la Science. Ainsi la Science, elle-meme, est fondee sur la foi.

Prenons l’exemple des Mathematiques, « reine des sciences ». La majorite des gens ont des idees erronees sur cette science et sur les activites mathematiques. Je ne suis pas sur qu’ils existe plus de dix personnes au monde, capables assez rapidement (en quelques mois) de comprendre ma these de docteur d’Etat car les mathematiciens, eux-memes, ne sont vraiment competents que dans leur domaine de recherche. Quand nous utilisons les resultats d’autres domaines des mathematiques, nous trouvons dans les livres ou avec l’aide des specialistes competents des resultats interessants pour nos recherches, nous les verifions rapidement et les utilisons.

Dans la majorite des cas les non specialistes ne peuvent pas verifier vraiment les demonstrations. C’est pourquoi, nous regardons si une affirmation qui nous interesse est utilisee souvent par les specialistes, capables de verifier sa demonstration. L’existence de plusieurs demonstrations par les methodes bien differentes d’un meme resultat donne la garantie la plus sure de sa veracite. Alors les mathematiciens, qui n’ont pas le temps de verifier personnellement une de ces demonstrations ou incapables de l’effectuer, commencent a croire a la veracite d’un tel resultat.

Notons qu’il existe un courant de la pensee mathematique qui ne croit pas a la legitimite de l’utilisation large de l’infinite dans les constructions et les demonstrations mathematiques. Ainsi ces mathematiciens ne croient pas a une partie importante des mathematiques classiques. Mais la majorite des mathematiciens croient a ces resultats et utilisent avec plaisir l’induction transfinie et autres raisonnements utilisant les ensembles et les operations infinies qui permet d’obtenir de beaux resultats ayant au moins un interet theorique certain.

Beaucoup des intellectuels approuvent la religion naturelle des philosophes des Lumieres qui se limitait a la croyance en l’Etre supreme et en une ethique universelle. Mais la religion tangrienne des empires des steppes etait fondee sur les memes principes [5-9].

Comparons la religion naturelle et le tangrisme en utilisant Particle de synthese du philosophe Francois Chirpaz. D'apres lui : « On peut donc articuler de la sorte ses themes fondamentaux. D’abord, elle affirme l’existence d’un Dieu. » ([10], p. 9). Nous ne voyons pas la possibilite de nier l'existence de Tangra, car on ne peut pas nier l’existence des forces et des champs inconnus qui peuvent etre utiles pour les hommes. On peut dire que tous le monde croit a Tangra en majorite des cas sans le savoir.

« L'idee centrale autour de laquelle tout cristallise est celle de tolerance. Le Vicaire savoyard parle de ce « dogme cruel de l'intolerance ». Mais celui qui l'introduit et lui confere ses lettres de noblesse est le meme que nous retrouvons a l'origine de cette religion naturelle, John Locke. La premiere edition, en latin, de sa Lettre sur la tolerance date de 1689, ouvrage qui constitue un texte de reference. » ([10], p. 4). Le Credo du tangrisme classique formule l'idee de tolerance de fa?on constructive ([8], p. 4) :

Tolerance exemplaire, exprimee de fa?on suivante : «Comme Dieu a donne a la main plusieurs doigts, de meme il a donne aux hommes plusieurs voies vers le Dieu unique».

Desir du Paix universel qui est souhaite dans les termes : «Par la puissance du Ciel eternel, du lever du soleil jusqu’a son couchant, le monde entier sera uni dans la joie et la paix».

Idee d’un Gouvernement mondial exprimee par les mots : « Il n’y a qu’un seul Dieu dans le ciel et, sur la terre, il ne doit etre qu’un seul maitre».

78

CONCORDE, 2014, N 2

Ввиду неисчерпаемости реальности и ограниченности сознания, понятие Тангра или Бога как совокупности всех неизвестных сил, полей и их источников, способных помочь человеку, является вечным и полезным. Мистика (неведомое) всегда останется бесконечной, а Научное знание, добываемое с таким большим трудом, конечным.

Тем большего преклонения заслуживает Наука, которая освещает своим светом все больший участок Бытия и ускоряет свой прогресс. Для обычного человека Наука остается в значительной мере Мистикой. Обычно он верит ученым, особенно представителям точных и естественных наук. Сами ученые хорошо разбираются только в области своих интересов и верят в то, что говорят признанные авторитеты в других областях. Таким образом, сама наука построена на Вере.

Возьмем «царицу наук» математику. Громадное большинство людей имеет совершенно неправильное представление об этой науке и деятельности математиков. Например, я не уверен, что существует более десяти человек в мире, способных относительно быстро (например, в течении года) понять мою докторскую диссертацию, ибо сами математики тоже по настоящему компетентны только в области своих исследований. Когда появляется необходимость использовать результаты из другой области математики, мы обычно с помощью специалистов или книг находим публикации с интересными для наших целей результатами, убеждаемся в том, что эти результаты верны и используем их. При этом математики редко сами проверяют все детали доказательств нужных им теорем, ибо это часто почти непосильно для неспециалиста. Они смотрят, насколько интересующий их результат используется компетентными специалистами, способными проверить его доказательство.

Наилучшим косвенным критерием того, что авторское доказательство не содержит ошибки, является существование нескольких доказательств различными методами. Такой результат берется на веру неспециалистами, не имеющими времени или неспособными самим проверить его справедливость.

К тому же, существует направление в математике, которое не верит в легитимность широкого использования бесконечности, и, следовательно, сомневается в справедивости многих классических результатов. Но большинство математиков верит в эти классические результаты и методы или с удовольствием использует рассуждения типа трансфинитной индукции, ибо эти методы позволяют получать красивые результаты, имеющие, по крайней мере, несомненный теоретический интерес.

Что же говорить о других науках, например, истории. Она насквозь пронизана верой. Нам достоверно известны только разрозненные факты. О многих событиях остались противоречивые свидетельства. В этих условиях до недавнего времени преобладала тенденция идеализировать своих отечественных деятелей, верить и очернять их противников. Принимались на веру только сведения, соответствующие такой интерпретации, все остальное отвергалось с негодованием. Мы же считаем, что каждый народ имеет право гордиться своими историческими персонажами, не оспаривая право других народов на то же самое.

Многие интеллектуалы интересуются естественной религией философов эпохи Просвещения, но не знают, что тангрианская (тенгрианская) религия степных империй была основана на тех же принципах [5-9]. Сравненим естественную религию и тангризм, использовуя обобщающую статью философа Франсуа Ширпаз. Он пишет: « Можно привести фундаментальные темы этой религии. Прежде всего, она постулирует существование Бога. » ([10], с. 9). Мы не видим возможности отрицать существование Тангра, ибо нельзя отрицать существование еще неизвестных науке сил и полей, способных помочь человеку. Можно говорить, что все верят в Тангра, в большинстве случаев не зная этого.

« Центральной объединяющей все идеей является идея толерантности. Савойский викарий из известного произведения Руссо говорит о «жестокой догме нетерпимости». Но это понятие ввел в обиход и популяризировал Джон Лок, который был одним из первых теоретиков естественной религии. Его произведение на эту тему Lettre sur la tolerance появилось в 1689 году ([10], с. 4).

Кредо классического тангризма формулирует идею толерантности в конструктивном духе ([8], с. 4):

Идея толерантности, сформулированная в виде «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу.»

Идея всеобщего мира, выраженная словами: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире».

79

CONCORDE, 2014, N 2

Nous proposons de formuler le Credo du tangrisme moderne dans les termes suivants compatibles avec sa formulation classique : «Il y a plusieurs voies vers le Dieu unique et la foi de chaque personne doit ameliorer sa qualite de vie sans nuire aux autres. Que cette foi contribue au rassemblement des gens de bonne volonte afin que l’Humanite puisse vivre en harmonie et resoudre tous les problemes qui surgissent!»

Sans dogmes fixes, sans affirmations difficiles a verifier, le tangrisme est compatible avec la conception scientifique du monde. En meme temps, il est tolerant et ne lutte pas contre les convictions des autres.

Fonction scientifique des religions

Analysons d’abord les reflexions de Claude Allegre sur les relations entre les religions et le developpement des sciences :

« En decrivant l’aventure humaine comme une epopee guidee par la main de Dieu, la Bible fait le pont entre les religions qui sont tournees vers le cosmos (et les questions qu’elles posent sur les origines) et celles qui sont tournees vers le comportement de l’homme au sein de la societe. Elle offre des reponses aux interrogations portant sur le fonctionnement de la nature, mais plus encore des regles regissant les comportements humains dans la societe. Aucune religion n’avait reussi cette synthese, du moins avec ce degre de precision dans un texte dont, par ailleurs, la qualite epique et litteraire est incontestable.

Partant, la Bible introduit l’histoire, naturelle autant qu’humaine, histoires qui l’une et l’autre ont un sens, un debut et sans doute une fin. Fini le temps cyclique des Egyptiens et des Chinois, finie la metempsycose des Indiens, le monde a une histoire et l’homme en est le principal acteur. En cela, la Bible incite l’homme a etudier l’histoire naturelle, de meme qu’elle l’incite a etudier son histoire propre, les deux ne faisant qu’une, l’une prolongeant l’autre. Et tout cela sous forme ecrite, donc permanente : tel est le role essentiel joue par le Livre. » ([11], p. 165).

Mais ce sont les Arabes qui, en Occident ont sauve la science :

« Les Chinois ont observe le ciel, les Grecs et les Hindous aussi. En contact avec tous ces savoirs, les Arabes font la synthese de tout ce qui est connu puis vont plus loin... Le defi que veulent relever les penseurs arabes est de raviver la science au sens grec du terme tout en respectant la religion : la synthese entre la foi et la science. » ([11], p. 176).

Le veritable essor des sciences en Occident se produit avec la naissance des universites :

« L’institution universitaire ne resulte pas d’une decision d’un roi ou d’un archeveque quelconque, elle est nee de l’initiative privee, d’une « libre entreprise » de quelques clercs qui se sont rassembles pour reflechir, dialoguer, enseigner.

La premiere universite est creee a Paris a la fin du Xlle siecle. Viennent ensuite Oxford, Bologne, Montpellier, Cambridge...

Le principal objet d’etude de ces universites est la Bible, les textes sacres, et, a partir de la, la philosophie ... Le texte est la reference, la connaissance est le but ultime. Pour l’Occident, on a a la fois un programme « scientifique » issu de la Bible : comprendre la nature pour se rapprocher de Dieu et un outil : l’Universite. » ([11], p. 173).

Cette experience historique est interessante a l’epoque actuelle quand la Science officielle, influencee souvent par les ideologies et par les interets commerciaux, se montre incapable d’aborder plusieurs themes qui passionnent les gens, par exemple, les phenomenes dits « paranormaux ».

Je suis ne en Yakoutie et sais que certaines phenomenes paranormaux existent, car entre quatre et sept ans, j’etais « enfant-voyant » (bitteekh ogo en yakoute). Mes parents etaient a l'epoque tres jeunes (20 ans), mon pere faisait ses etudes dans un college maritime, ma mere etait comptable. Apres ses etudes prises en charge par l'Etat, mon pere devait travailler trois ans dans la flotte de peche dans le delta de la Lena dans le Grand Nord.

80

CONCORDE, 2014, N 2

Идея всемирного правительства, сформулированная в виде: «На небе есть только один Бог и на земле должен быть только один хозяин».

Мы предлагаем формулировать кредо тангризма в современных терминах в соответствии со смыслом его классической формулировки следующим образом: «Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим. Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы!»

Тангрианская религия не содержит труднодоказуемых утверждений о существовании загробного мира, рая или ада. В смысле отсутствия незыблемых догм и непроверяемых практикой утверждений она вполне совместима с научным мировоззрением. В то же время тангризм толерантен и не борется против веры и убеждений других.

Распространено мнение, что религия всеми методами пыталась остановить развитие науки. В связи с этим приведу некоторые высказывания профессора Клода Аллегр (Claude Allegre) об отношении между наукой и религией:

«Описывая историю человечества как эпопею, развивавшуюся в соответствии с волей Бога, Библия обобщает подходы религий, интересующихся космосом (и вопросами, связанными с его происхождением), и религий, регламентировавших поведение человека в обществе. Она дает ответы на вопросы об окружающей среде и, в еще большей степени, о правилах, регулирующих поведение человека в обществе. Никакой другой религии не удавалось до этого осуществить такой синтез, по крайней мере, с такой точностью в тексте, эпические и литературные качества которого несомненны...

Библия побуждает человека учить истории окружающей среды и свою собственную... И все это в письменной форме, то есть постоянно: такова основная роль, которую сыграла Библия.» ([11], с. 165).

Известно, что арабы спасли науки от исчезновения в Средние века:

«Китайцы наблюдали небо, греки и индусы делали то же самое. Находясь в контакте с ними всеми, арабы синтезировали все, что было известно, потом пошли еще дальше... Арабские мыслители сделали попытку оживить науки в греческом смысле этого термина, уважая при этом точку зрения религии: они хотели осуществить синтез между верой и наукой.» ([11], с. 176).

На Западе настоящее развитие науки началось после появления университетов:

« Появление университетов не является результатом решения какого-нибудь короля или архиепископа, они родились по частной инициативе нескольких священников, которые решили вместе размышлять, обсуждать, учить...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый университет был создан в Париже в конце XII века. Потом появились университеты в Оксфорде, Болонье, Монпелье, Кембридже ...

Основными объектами изучения в этих университетах были Библия, священные тексты, и, в связи с этим, философия... Текст был основой, главной целью было знание. Запад имел «научную программу», инспирированную Библией: понять природу, чтобы приблизиться к Богу, и, одновременно с этим, учреждение для ее реализации: университет.» ([11], с. 173).

Этот исторический опыт интересен, ибо сегодня официальная наука не занимается и не может заниматься, чаще всего по идеологическим и финансовым причинам, всеми вопросами, интересующими и волнующими людей, например, «паранормальными» явлениями или шаманскими способностями [12-13].

Внимательному отношению к таинственным явлениям меня подталкивает собственный опыт. Я был вещим ребенком (по-якутски "биттээх ого"). Мой отец, окончив речной техникум, был направлен на работу мотористом морского катера в дельту Лены. Зимой он работал мотористом электростанций в отдаленных деревнях. Я только начинал говорить, было мало игрушек и я строил домики из книг и спичек, населял их шахматными фигурами. Мои персонажи начинали жить своей жизнью и при этом иногда происходили с ними невероятные события.

81

CONCORDE, 2014, N 2

Un hiver, nous avons habite dans un petit village tres isole (au moins a 150 km des autres villages), dans une ile formee par deux bras du fleuve Lena et par l'Ocean Arctique.

Je n'avais pas beaucoup de jouets et j'aimais construire des maisons avec des livres et d'autres objets. Ensuite je mettais dans ces "maisons" des "habitants" (pions du jeu d'echecs) qui representaient nos voisins et les autres habitants de notre village. Ils menaient la vie quotidienne ordinaire et parfois un peu extraordinaire.

Je dis ainsi un jour :

- Voila, Ammosov et ses amis, la police arrive, les arrete".

Quelques jours apres les policiers arrivent de la ville de Tiksi, centre du departement, et arretent ces messieurs. Ils ont commis un delit et personne n'etait au courant.

Les villageois ne touchaient pas leur salaire en espece (par suite de l'isolement), chaque mois un telegramme de leur societe de peche annon?ait le montant de leur salaire et ils pouvaient s'approvisionner dans leur magasin dans la limite de leur salaire. Mais ces telegrammes arrivaient souvent en retard.

On commen?ait alors a me demander :

- Grigori, quand aurons-nous notre telegramme ?

Le plus souvent, je ne repondais pas tout de suite et continuait mes jeux. Puis, un jour, je declarais dans le langage primitif d’un enfant :

- Le telegramme va arriver. On aura du beurre, on aura du sucre !

Et le telegramme arrivait sans faute.

Un jour j’annon?ai :

- Un bateau va arriver. Khara-ol est devenu matelot.

Ma mere objecta :

- C’est impossible ! Khara-ol est un cocher, qui s’occupe toute la saison de ses attelages de chiens. Actuellement, il doit pecher pour creer son stock de nourriture pour ses nombreux chiens. En plus, il ne parle pas russe et ne peut pas etre engage dans la flotte.

Mais un bateau arrive et a la grande stupefaction de ma mere, elle voit Khara-ol sur le pont en uniforme de matelot.

Encore une prediction qui semblait impossible pour mes parents :

- Grigori s’est trompe cette fois. Il dit que le fils de Marina est rentre et que Marina boit de la vodka et qu’elle est legerement ivre.

- Ce n’est pas possible car il est en prison dans la Siberie du Sud a 3000 kilometres d’ici.

- Et il doit rester en prison encore quelques annees.

Le lendemain, Marina, joyeuse, vient annoncer la nouvelle :

- Je suis heureuse ! Mon fils est rentre a la maison. C’est une grande surprise pour moi car je n’etais pas au courant de l’amnistie.

- Grigori nous l’a dit mais nous n’etions pas non plus au courant. Il a dit aussi que tu as bu de la vodka et a ete legerement ivre.

Marina rit :

- Evidemment ! J’etais ivre, un peu de vodka et beaucoup de bonheur.

Je cherche parfois dans les livres des explications. Telepathie, transmission de pensee ... Peut-etre. J'aimerais bien avoir maintenant ce don tres utile. Mais je suis d'accord avec les chercheurs qui ecrivent que la voyance ne peut etre qu'episodique, pas pendant toute la vie et pas dans tous les lieux [12].

Je crois que ces phenomenes ne peuvent etre etudies avec succes qu’avec la participation active des associations et des reseaux des chercheurs passionnes et honnetes, professionnels et amateurs, qui ne sont pas aveugles par leurs hypotheses ou croyances.

En fait, beaucoup de ces reseaux reuniront des gens avec les religions personnelles compatibles et qui respectent les codes moraux identiques ou proches. On peut rendre ainsi la culture scientifique accessible a tous, capable d’apporter le bonheur intellectuel et creatif a un plus grand nombre.

82

CONCORDE, 2014, N 2

Так, однажды я сказал: "Это А. и К. (жители нашей деревни). Приехала милиция. Они арестованы." Мать и бабушка были удивлены. Через пару дней приехали милиционеры из Тикси и увезли их. Оказалось, что они совершили преступление, но никто об этом в деревне не знал.

Жители этой отдаленной деревни зимой не получали свою зарплату деньгами. Раз в месяц приходила телеграмма о том, кто сколько заработал. После этого можно было отовариваться в пределах этой суммы в единственном магазине деревни. Часто телеграмма задерживалась. Жители деревни начинали спрашивать у меня: "Скажи, когда придет телеграмма?" Я молчал. Потом говорил в один день на детском ломаном языке: "Телеграмма пришла. Будет масло, будет сахар." На следующий день приходила телеграмма.

Однажды я заявил: "Л. приехал. Его мать Анна на радостях выпила водку и опохмелела." Этому не поверили, так как всем было известно, что Л. должен сидеть еще несколько лет в тюрьме, где-то вне Якутии: "Не может быть! В этот раз наш мальчик ошибается!" Но он вскоре, неожиданно для всех, приехал, освобожденный по амнистии.

Эта способность исчезла, когда мы покинули дельту Лены, переехали в Жиганск и я пошел в школу. Что же это было? Телепатия или что-то еще другое? Часто в книгах и в беседах со специалистами ищу ответ. Но я не верю расплодившимся в огромном количестве профессиональным гадальщикам. Согласен с Ив Линьон (Yves Lignon), который пишет, что дар ясновидения не может быть только эпизодическим, не может длиться всю жизнь и может проявляться только в некоторых местах [12].

Некоторые психологи говорят, что я потерял свой интересный дар из-за напряженной учебы и интеллектуальной работы, не исключено, что этот дар вернется, когда на пенсии смогу посвятить много времени медитации. Действительно, я много учился и занимался научной работой: стал доктором физико-математических наук, имею также дипломатическое и юридическое образование.

Я убежден, что в эпоху существования интернета будет достаточно легко произвести поиск таких детей, например, в якутских деревнях и организовать за ними наблюдение. Но с другой стороны, интернет тонет в потоке недостоверных сообщений, не вызывающих доверия: слишком много поверхностных и легковерных людей, шутников и шарлатанов.

Поэтому многие из таких, почти не затронутых научными исследованиями явлений, требуют для своего понимания участия многих людей, не обязательно специалистов, но пытливых умом и безукоризненно честных наблюдателей. Такие люди, движимые бескорыстным желанием понять загадочные явления, могут помочь человеческому разуму идти вперед, возродить или найти полезные методы в медицине и других областях. Научная культура не является уделом элиты, на самом деле она доступна всем желающим и интересующимся творчеством.

Вольтер хотел, чтобы естественная религия человечества его мечты «пренебрегла бы догматами, измышленными тщеславным безумием, - вечными темами для дискуссий - и учила бы чистой морали, по поводу которой никто никогда бы не спорил» [14]. Он писал:

« Братья, религия является тайным проводником Бога, который говорит всем людям; она должна их объединять, а не разделять. Поэтому является неверной любая религия, созданная только для одного народа. Наша является религией для всего мира: ибо, как все народы, мы верим в Высшее Существо; придерживаемся, как и все, общепринятых норм справедливости; отказываемся от всего ложного, чем народы попрекают друг друга. Поэтому в согласии со всеми и с примиряющими всех принципами, мы отличаемся от них всех в тех вопросах, где они борются. Невозможно, чтобы точки согласия всех людей всех времен не были бы единственными центрами истины и пункты их отличающими от всех — штандартами ошибок. Религия должна соответствовать морали и быть, как она, всеобщей.» [15]

В развиваемой нами версии современного тангризма мы намерены соединить в простой форме элементы, приемлемые для всех ученых и людей, не зараженных догматизмом средневекового типа.

83

CONCORDE, 2014, N 2

Qualite de la vie et creativite

Chaque individu tente d’ameliorer la qualite de sa vie, mais on le comprend de fa?on bien differente. Sous l’influence de la famille, du systeme educatif et des proches, des medias, l’individu definit ses valeurs morales et intellectuelles, elabore une methode devaluation de la qualite de sa vie. Bien sur, il est impossible de mesurer le bien-etre general par un indicateur, par exemple le produit interieur brut (PIB). En effet, cet indicateur evalue le niveau d’activite economique ce qui ne reflete pas necessairement le niveau de vie. Pour evaluer la qualite de la vie il faut tenir compte de plusieurs parametres, en particulier :

- la richesse immaterielle ;

- le bien-etre economique ;

- la qualite de l’environnement ;

- l’etat de sante et l’esperance de vie ;

- la qualite de la vie sociale ;

- la stabilite politique ;

- le niveau de securite, etc.

La protection et l’amelioration de l’environnement, l’augmentation de la richesse immaterielle, la garantie d’un niveau convenable de bien-etre economique, la stabilite politique, le niveau suffisant de securite sont les composantes importantes de la qualite de la vie pour tous. On peut integrer tous les droits fondamentaux de l’homme dans le droit a la qualite de la vie.

La richesse immaterielle comprend le savoir-faire et le savoir-vivre personnels, la creativite, etc. Les Sakhas se tiennent a leur religion traditionnelle car elle les aide a ameliorer leur qualite de la vie en contribuant a l’augmentation de leur richesse immaterielle, a la qualite de leur vie sociale.

La priorite accordee a la meilleure fa?on d’acquerir ou de generer cette ressource precieuse qu’est la richesse immaterielle, ne peut plus etre consideree comme un idealisme a l’epoque oй le savoir (qui inclut des notions telles que l’imagination, les valeurs, les images, la motivation, autant que les competences techniques en tant que telles) joue un role de plus en plus central dans la vie economique et politique.

Le savoir et l’information ne diminuent pas si on les partage avec les autres. On peut ainsi transmettre le savoir-faire a ceux qui en ont besoin. Plusieurs personnes peuvent utiliser le meme savoir et, ce faisant, ils ont une base de plus pour produire un supplement de savoir. Le savoir est par nature inepuisable et non exclusif, il est un multiplicateur de la richesse et de la force. Meme les plus faibles et les plus pauvres peuvent l’acquerir. Le savoir sert a convaincre et meme a transformer. Il permet de reconnaitre et contourner les mauvaises situations, evitant, par la, le gaspillage de la force et de la richesse.

Les convictions positives et les savoirs de l’ordre de la culture generale se diffusent facilement et contribuent a l’amelioration des composantes essentielles de la qualite de la vie telles que la qualite de l’environnement, la stabilite politique et le niveau de la securite de la population.

Une forme moderne de la creativite est la choix d’une matrice religieuse pour l’elaboration sur cette base d’un systeme de croyances et de convictions individuelles. Nous percevons une religion comme un ensemble des croyances individuelles qui sont compatibles.

En effet, la grande majorite des Fran?ais de 18 ans et plus estiment que « de nos jours, chacun doit definir lui-meme sa religion independamment des Eglises », seulement 16% d’eux sont d’accord avec la proposition : « Il n’y a qu’une seule religion qui soit vraie » ([16], p. 101-102). Ainsi l’individualisation est un des traits les plus marquants des nouvelles manieres de croire.

Chaque personne pensante aura bientot son propre systeme de croyance. Les gens avec les systemes proches se reuniront dans les mouvement religieux, nouveaux ou modernises. Quel sont les arguments en faveur au choix du tangrisme modernise en qualite d’une telle matrice ?

84

CONCORDE, 2014, N 2

Качество жизни и творчество

Каждая личность стремится улучшить качество своей жизни. При этом каждый оценивает уровень своего благополучия по своему, люди вырабатывают свои моральные и интеллектуальные ценности в зависимости от своего образования и воспитания, влияния семьи, друзей и средств массовой информации.

Качество жизни оценивается множеством критериев, среди которых можно перечислить:

- духовное богатство человека;

- уровень материального благосостояния;

- качество окружающей среды;

- состояние здоровья;

- уровень безопасности и т.д.

Духовное богатство включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т.д.

Преимущественное внимание к приумножению духовного богатства по сравнению с материальным не является идеализмом в век признания информации как ценного ресурса. На развитие человеческих ресурсов делают ставку все передовые страны.

Духовное богатство и информация не уменьшаются, если им поделиться с другими. Профессиональные знания и полезные навыки не исчезают, если их передать и привить интересующимся и нуждающимся. Позитивные убеждения и культура поведения легко передаются и способствуют улучшению таких важнейших компонентов качества жизни, как качество окружающей среды и уровень безопасности. Информация рассматривается в настоящее время как не менее ценный ресурс, чем энергия и сырье. Но результативная деятельность может быть только при творческом подходе, при всемерном развитии своего потенциала.

Одним из видов творчества современного человека является выбор религии для выработки на его основе своего индивидуального верования. Мы придерживаемся современной концепции религии как совокупности совместимых между собой индивидуальных верований.

Действительно, подавляющее большинство французов считает, что “в наше время каждый сам должен определить свою религию, независимо от Церквей”, что интерпретируется как проявление индивидуализации веры - “одной из наиболее характерных черт” современности ([16], c. 101). Только 16% французов считали, что “истинной является единственная религия” (Willaime, p. 102).

Все идет к тому, что каждый думающий человек будет иметь свою индивидуальную веру. Люди с близкими убеждениями будут группироваться в новые или модернизированные религиозные течения. Какие аргументы можно сформулировать в пользу использования модернизированного тангризма в качестве такой матрицы?

Это прежде всего большая свобода для творчества и выражения своей индивидуальности. Об особенностях поклонения в эпоху классического тангризма известно не так много. То, что мы знаем, позволяет сделать вывод, что тангризм обладал чертами удобного для современного человека минимализма. Поэтому не имеет смысла задумываться над тем, каким был настоящий тангризм.

По той же причине мы не поддерживаем попыток симбиоза тангризма с индийскими и другими модными теперь восточными религиозными учениями. Человек не должен тратить много времени на выработку индивидуального верования, погружаясь в дебри запутанных учений. Он должен как можно быстрее освободить свой мозг и энергию для позитивной творческой деятельности, если на это способен. Желательно, чтобы он не усложнял жизнь себе и, особенно, другим сложными обрядами и странными для окружающих запретами.

85

CONCORDE, 2014, N 2

C’est surtout la grande liberte pour la creativite et pour l’expression de son individualite. Les rites de la religion tangrienne n’etaient pas codifies et unifies comme dans les autres religions monotheistes. Ce minimalisme est tres commode pour un homme moderne qui ne doit pas perdre beaucoup du temps pour l’elaboration de ses croyances personnelles et se plonger dans les etudes de systemes religieux et philosophique compliques et archai'ques. Il doit liberer son cerveau et son energie pour les activites creatives positives et utiles pour sa qualite de la vie. Il est souhaitable qu’il ne complique pas sa vie par l’adoption des rites et des coutumes bizarres et genants pour les autres.

Le tangrisme est etonnamment proche de la «religion naturelle» de grands philosophes qui se limitait a la croyance en l’Etre supreme et en une ethique universelle. Mais a la difference du culte de la Raison de la revolution fran?aise le tangrisme a des traditions historiques reelles. C’est difficile a croire mais cette religion encore peu connue declarait : «Il y a plusieurs voies vers le Dieu unique» et « Comme il n’y a qu’un seul Dieu dans le ciel, il ne doit y avoir qu’un seul maitre sur la terre afin de cesser les guerres».

Pour ceux qui s’interessent de l’existence et de la survie d’une ame ou des ames d’un homme, la possibilite du passage de son ame ou de ses ames apres sa mort dans les autres mondes (par exemple, au paradis ou en enfer) la religion tangrienne dans notre interpretation «matricielle» n’est pas suffisante. Nous considerons la question de l’existence de l’ame et des esprits comme un probleme scientifique et ne sommes pas presses d’adopter un point de vue avant l’avancement des recherches dans ce domaine.

Nous admettons que dans un certain sens la Science peut meme resoudre un jour le probleme de l’immortalite de l’ame. Les cellules d’un organisme changent et se transforment de fa?on permanente. On peut definir l’ame comme l’ensemble des valeurs, du savoir, des competences et des capacites creatives d’une personne. La creation de l’informatique et son developpement accelere donne de grandes possibilites et des perspectives infinies.

L’autre voie consiste dans l’adoption d’une grande religion plus canonisee. Vu l’environnement russe des Sakhas, c’est plus souvent la religion chretienne, mais parfois l’islam, le bouddisme, le bahai'sme, etc. Ces conversions sont rares mais elles ne sont pas difficiles car le Dieu dans la traduction de tous les textes sacres est identifie avec Tangra. Ainsi un Sakha de n’importe quelle confession peut rester tangriste. Cela signifie simplement qu’il continuera a suivre les rites et les gestes, devenus automatiques chez tout Sakha : nourrir le feu, participer aux rites de la rencontre du Soleil, benir les amis et projeter sur eux les pensees et les paroles positives. Les courtes prieres qui accompagnent ces rites peuvent etre chretiennes, musulmanes ou bouddhistes ... Un tangrai'ste reste toujours plus tolerant aux croyances des autres ce qui correspond aux tendances generales du developpement des religions.

Le rituel religieux se presente souvent, comme un moyen de donner un caractere solennel aux actes importants qui jalonnent l’existence. Ni l’adhesion aux croyances ni une appartenance confessionnelle n’en sont plus la raison necessaire: c’est bien la ceremonie elle-meme qui est porteuse de sens.

Frederic Lenoir, philosophe et sociologue des religions, dans son livre Les metamorphoses de Dieu : La nouvelle spiritualite occidentale note que la religion peut egalement contribuer aux autres composantes de la qualite de la vie :

« Le discours sur les fins dernieres - le paradis, l’enfer, le purgatoire - s’est quasiment eteint dans la predication des clercs au profit d’un discours sur les bienfaits de la foi et le bonheur qu’il y a sur cette terre, pour soi-meme et pour les autres, a accueillir l’amour de Dieu... Dans le monde protestant, cette tendance n’a fait que s’accentuer, et les nombreux groupes evangeliques ou pentecotistes qui essaiment partout a travers le monde evoquent la reussite materielle comme gage et signe du progres spirituel... Il en va meme pour la sante. La guerison des maux physiques est mise en avant comme un signe du salut, et les pentecotistes protestants autant que les catholiques mettent les pratiques de guerison au coeur de leur pratiques. » ([17], p. 58).

Nous pensons que l’avenir peut appartenir aux religions qui assument une fonction scientifique et sont compatibles avec une vision scientifique du monde, qui contribuent de fa?on efficace a l’augmentation de la richesse immaterielle des personnes qui les pratiquent.

86

CONCORDE, 2014, N 2

Для народов Великой степи и их потомков приобщение к тангризму дает чувство возвращения к своим корням. Расцвет самобытной кульуры народов степей, апогей их военной и политической экспансии, всемирного признания их роли и могущества связана с эпохой классического тангризма от Модуна и Аттилы до Чингис-хана и его внуков. Поэтому всю классическую культуры Великой степи с его великолепным искусством звериного стиля, великими эпическими произведениями, передовой для своего времени технологией и военным делом можно отождествить с традиционной тангрианской культурой.

Жители европейских стран увидят близость тангризма с естественной религией философов эпохи Просвещения. Но в отличии от искусственых построений типа религии Разума французской революции тангризм имеет реальные исторические традиции. Действительно, хотя в это трудно поверить современному европейцу, существовала религия, которая утверждала, что «к единому Богу ведут много путей» и что «как на Небе есть один Бог, так и на Земле должен быть один хозяин, чтобы прекратились войны между народами».

Для тех, кто глубоко интересуется вопросами существования и спасения души, возможности перехода после смерти в иные миры (например, в рай или ад) тангрианская религия в «матричном виде» недостаточна. К вопросу о существовании души и духов мы подходим как к научной проблеме и не спешим принять какую-то точку зрения в этом интересном вопросе.

В определенном смысле наука может добиться решения задачи обеспечения бессмертия души. Клетки тела непрерывно возобновляются или трансформируются. Можно называть душой в узком смысле этого слова совокупность жизненных ценностей, знаний, компетенции и творческих возможностей личности. Знания личности сохраняются со все большим успехом после появления языка, изобретения письменности, книгопечатания. Появление и ускоренное развитие информатики дает большие возможности и неограниченные перспективы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другой путь состоит в принятии христианской или иной другой веры. При этом вполне можно оставаться тангрианцем. Для якутов дело облегчается тем, что при переводе любых священных текстов Бог отождествляется с Тангара. Оставаться тангрианцем для них означает продолжение следования ставших автоматическими у любого якута жестов: кормления огня, участие при случае в обрядах встречи Солнца, частые благословения и добрые пожелания. Короткая молитва, обычно мысленная, может быть христианской, мусульманской или буддийской ...

При этом тангрианец будет, как правило, более терпим к другим религиям, что соответствует общей тенденции развития религий. Тем более, что религиозные церемонии стали сегодня в основном средством придания большей торжественности и праздничности важным событиям жизни.

Фредерик Ленуар отмечает, что религия может способствовать улучшению некоторых компонентов качества жизни:

«Священники в своих проповедях почти перестали говорить о рае, аде, чистилище, теперь они говорят о пользе веры и радости для себя и для других, чтобы заслужить любовь Бога для счастливой земной жизни ... В протестантском мире эта старинная тенденция теперь усилилась и многочисленные евангелические и пантекотистские группы, рассеянные по всему миру, рассматривают материальный успех как гарантию и признак духовного прогресса ... Естественно, что это касается и здоровья.

Выздоровление воспринимается как признак спасения, протестане-пантекотисты и католики ставят это в центр своей религиозной жизни.» ([17], c. 58).

Мы думаем, что будущее будет за теми религиозными системами, которые сумеют сохранить свое культурное наследие, но станут совместимы с научным мировоззрением, смогут максимально способствовать улучшению качества жизни человека.

87

CONCORDE, 2014, N 2

Methodes de ressourcement

Tangra est aussi un symbole qui permet de mobiliser nos ressources psychologiques et autres ressources interieures inconnues.

Ainsi une courte priere est pour nous un moyen de la mobilisation de nos ressources psychologiques et de nos forces vitales, du « ressourcement » de l’environnement.

Notons que moins de 28 % des Fran?ais declarent ne jamais prier, et 51 % des citoyens de plus de 65 ans et 36 % des 24-34 ans prient souvent, et certains quotidiennement. Nombreuses personnes pratiquent l’oraison, priere silencieuse, que Thomas d’Aquin decrit comme un «creur a creur entre Dieu et l’homme».

Christian H. Godefroy note :

«De tout temps, le pouvoir des mots a ete reconnu. Pensez seulement a l’importance de la priere dans la plupart des religions. Et que dire, dans les religions orientales, de l’utilisation d’un mantra, base meme de toute meditation, un mot que les disciples repetent inlassablement et dont les proprietes ont des vertus surprenantes. L’autosuggestion, la repetition d’une phrase ou d’une formule, est une forme de priere ou de mantra, mais scientifique, d’ailleurs utilisee, comme nous l’avons dit, par de nombreux medecins a travers le monde. En magie aussi, on utilise des formules dont on dit precisement qu’elles sont magiques. » ([18], p. 24).

L’efficacite de la pensee reste sans explication, on parle souvent de l’effet placebo. Le professeur Edouard Zarifian ecrit :

« L’effet placebo, ce n’est pas seulement l’administration d’un objet qui ressemble a un medicament et est appele placebo ; c’est aussi l’effet de la relation qui se tisse entre deux personnes...

L’effet placebo permet la cicatrisation de 30% des ulceres gastriques, normalise la pression arterielle, fait disparaitre des vermes en une nuit, que sais-je encore. Lorsqu’on sait que dans la depression l’effet placebo peut aller jusqu’a 50 ou 60% et a 40% meme dans des melancolies authentiques, ou que l’effet placebo dans l’anxiete generalisee avec un bon « therapeute-guerisseur », peut probablement depasser ces chiffres, on est en droit de se poser des questions. » ([18],, p. 162164).

Frederic Lenoir explique :

« Il me semble plus profondement que le retour en force du magico-religieux dans nos societes doit d’abord se comprendre comme un desir d’efficacite des pratiques spirituelles. On va utiliser une technique de meditation ou faire tel type de priere parce que «5a marche». Il convient de mentionner dans ce contexte le succes extraordinaire des nombreuses methodes de «pensee positive», dont la sophrologie est l’expression la plus repandue. Dans un cadre plus magico-religieux on fera appel a des «mantras», a des rituels specifiques, a des formes de priere ou de meditation devant amener succes ou guerison... Le pragmatisme et le souci d’efficacite sont omnipresents dans les pratiques religieuses contemporaines. » ([17], p. 62-63).

L’attirance des pratiques spirituelles augmente si on realise le caractere ludique de plusieurs

rites.

Johan Huizinga, recteur de l’universite de Leyde, dans son celebre livre Homo ludens : Essai sur la fonction sociale du jeu montre que le jeu vivifie toutes les manifestations essentielles de la culture humaine y compris la religion :

« Les participants au culte sont persuades que l’action concretise une certaine felicite et met en reuvre un ordre de choses plus eleve que celui de leur vie habituelle. Neanmoins cette realisation par le spectacle garde a tous egard les caracteristique formelles du jeu. Elle est jouee, montee dans les limites d’un espace actuellement circonscrit, comme une fete, ce qui signifie dans la joie et la liberte. » ([20], p. 36).

Toutes les prieres et les rites simples et naturelles, qui contribuent a la mobilisation des ressources psychologiques et des forces vitales, sont compatibles avec le tangrisme.

88

CONCORDE, 2014, N 2

Источник жизненной силы

Для нас короткая тангрианская молитва является способом мобилизации своих жизненных сил, «подзарядка» дополнитель-ными ресурсами из окружающей среды, включая неизвестные нам силы, поля и их источники. Таким образом, Тангра является для нас, в значительной мере, символом, позволяющим мобилизовать психологические и другие внутренние известные и неизвестные ресурсы.

Христиан Годфруа (Christian H. Godefroy) пишет:

« Во все времена сила слова была признана. Стоит только вспомнить важность молитвы в большинстве религий. А что говорить о восточных религиях, об использовании мантра, повторяемой неустанно, служащей основой для медитации и имеющей удивительные свойства. Самовнушение путем повторения одного слова или фразы является научной формой мантры, использумой во многих формах медицины во всем мире. В магии также используются формулы, о которых говорят, что они действительно магические. » ([18], с. 24).

Заметим, что менее 28 % французов заявляют, что никогда не молятся, а 51 % граждан более 65 лет и 36 % французов 24-34 лет молятся часто, некоторые каждый день.

Профессор Эдуард Зарифьян (Edouard Zarifian) пишет:

« Эффект плацебо (effet placebo) - это не только использование для лечения субстанции, похожей на лекарство; это также отношение, которое возникает между двумя личностями...

Эффект плацебо приводит в 30% случаях к заживлению язвы желудка, нормализует артериальное давление, избавляет от бородавки за одну ночь. Зная, что в случае депрессии эффект плацебо доходит до 50 или 60% даже для глубоких меланхоликов, что эффект плацебо в случае общего беспокойства с хорошим «лекарем-знахарем» может, вероятно, превзойти эти цифры, мы имеем право интересоваться этим явлением. » ([19], с. 162-164).

Эти замечания в значительной мере объясняют эффективность воздействия шаманов и интерес возрождения шаманизма на новой, научной основе с учетом огромных изменений в обществе.

Ясно, что сегодня тангризм и шаманизм не могут возродиться в мифической и архаичной форме. Мы думаем, что тангризм может возродиться только в модернизированной форме с научным содержанием и должен улучшать качество повседневной жизни, способствовать духовному, интеллектуальному и творческому развитию. Мы представляем могущественного шамана будущего всесторонне развитым человеком с медицинским, психологическим и театральным образованием, с бубном, начиненным электроникой, лазерной и другой техникой, способным камлать в адаптированном для мировозрения и психики своих современников стиле, в случае необходимости, на иностранных языках. Некоторые из них могли бы стать настоящими «звездами» и проводить сеансы-концерты на переполненных стадионах, после которых зрители выходили бы не одурманенными децибелами, а просветленными и очищенными.

Фредерик Ленуар объясняет:

«Мне кажется, что возрождение религиозно-магических обрядов в нашем обществе должны быть понято как желание эффективности. Используются различные техники медитации или определенного типа молитвы, потому что "это работает". Стоит отметить, в этом контексте необычайный успех многих методов "позитивного мышления", в том числе релаксационной терапии. В религиозно-магических рамках используются "мантры" и соответствующие ритуалы, другие формы молитвы или медитации, считающиеся способными облегчить достижения успеха или помочь в исцелении... Прагматизм и поиск эффективности вездесущи в современной религиозной практике.» ([17], с. 62-63).

С тангризмом совместимы все виды простых молитв и естественных обрядов, повышающих жизненную энергию и поднимающих настроение.

89

CONCORDE, 2014, N 2

Foi en I'avenir de la Raison

Beaucoup de scientifiques pensent des problemes qui sont bien formules par Alejandro Jodorovwsky :

« Nous devons comprendre, meme si nous ne le vivons pas, meme si nous mourons avant de le voir, que l’homme va peupler les etoiles, qu’il parviendra a vivre aussi longtemps que l’univers - il merite de vivre autant que lui -, qu’il constituera une conscience globale et sera l’esprit du cosmos. Si nous n’avons pas cet ideal, vivre ne vaut pas la peine. Nous devons peu a peu nous rapprocher de cet ideal. » ([21], p. 16).

La participation a ces projets grandioses merite l’attention des tangristes contemporains, car le tangrisme classique inspirait des projets incroyables pour son epoque (paix universelle, gouvernement mondial tolerant pour toutes les leligions).

Citons un scenario possible de l’avenir de la vie decrit par Hubert Reeves :

« Le physicien resiste mal a la tentation de jouer au prophete. Dans la mesure oй les lois de la nature lui permettent de comprendre le passe et le present, elles peuvent aussi, au moins dans ses grandes lignes, lui devoiler l’avenir...

Un mot de prudence avant de commencer. Notre discussion se fait a partir de la science connue a ce jour. Or, rien ne nous autorise a penser que nous avons repertorie toutes les forces naturelles...

Nos ancetres lointains vivaient de la chasse, de la peche et de la cueillette des fruits... A cette epoque, situee il y a huit ou dix mille ans, l’etre humain cesse d’etre un predateur passif de la nature. Il organise lui-meme la disponibilite de ses sources d’alimentation. Cette transformation (passage du Paleolithique au Neolithique) permet une augmentation prodigieuse des effectifs humains sur notre planete.

Comme l’homme antique, nous sommes, par rapport au ciel, des predateurs passifs. Nous nous contentons de recueillir l’energie et l’information en provenance des objets celestes.

Mais, deja, notre passage au neolithique celeste est amorce.

Les projets ne manquent pas. Certains asteroides, qui passent pres de la Terre, renferment d’importantes quantites de metaux technologiquement precieux. Les mines terrestres s’epuisent. Detourner ces asteroides de leur orbite naturelle.

Les ramener doucement sur notre planete, est un objectif des decennies a venir. Au rythme des progres technologiques, les difficultes pourraient etre rapidement resolues.

D’autres projets ont pour but d’accroitre notre butin de photons solaires par des capteurs en orbite. Le vent solaire est l’objet d’une convoitise semblable. Son energie et ses atomes seraient d’une grande utilite. Comment s’y prendre? Je fais confiance a nos ingenieurs; ils ne manquent pas d’imagination.

De l’imagination, il en faudra dans mille milliards d’annees quand les etoiles seront eteintes. Mais nous savons deja oй nous adresser.

« Capturer des etoiles. » « Mettre des trous noirs en orbite. » Voila, certes, des projets grandioses qui relevent aujourd’hui de la science-fiction. On les trouve pourtant publies dans des revues scientifiques serieuses...

Et ensuite? D’autres menaces se profilent a l’horizon. Dans le cadre des theories d’unification des forces de la physique, on envisage la possibilite de desintegration des nucleons en particules plus legeres (electrons, neutrinos, photons) apres une periode moyenne d’environ 1032 ans. (Les efforts de verification de cette hypothese ont jusqu’ici echoue, mais les travaux se poursuivent.) L’intelligence pourrait-elle encore se manifester dans une matiere cosmique denuee de nucleons ? » ([22], p. 162166)

Ainsi l’intelligence peut lutter avec une grande tenacite contre les risques a condition qu’on ne les oublie pas, qu’on mobilise bien ses ressources creatives. Ces perspectives de luttes cosmiques de l’intelligence avec les forces de destruction, de la creation d’une conscience globale sont passionnantes. Nous devons developper notre creativite et des valeurs qui facilitent la cooperation avec les autres.

90

CONCORDE, 2014, N 2

Вера в будущее Разума

Многие ученые и мечтатели ставят перед человечеством великие задачи, которые хорошо сформулированы Александром Жодоровским:

«Мы должны понять, даже если мы не доживем до этого, умрем не увидев, что человек населит звезды, что он будет жить столько, сколько будет существовать Вселенная - он заслуживает этого - что он станет глобальным космическим разумом. Без такого идеала не стоит жить. Мы должны постепенно приблизиться к этому идеалу.» ([21], с. 16).

Участие в таких грандиозных проектах заслуживает внимания современных тангристов, ибо классический тангризм побуждал предков многих из них совершать великие дела малыми силами.

Существует много проектов, как разум может выжить после исчезновения солнца, которое ожидается примерно через пять миллиардов лет. Многие смотрят еще дальше. Вот что пишет Юберт Реевес (Hubert Reeves), подчеркивая, что его прогнозы основаны на сегодняшней науке и что новые открытия могут изменить представления о будущем Вселенной и разума:

«Нет никаких оснований думать, что мы знаем все природные силы ...

Наши далекие предки жили охотой, рыбалкой и сбором ягод... В эту эпоху, восемь или десять тысяч лет назад, человек перестал быть пассивным потребителем природы. Он стал активно организовывать доступность своих источников питания. Это преобразование (переход от палеолита к неолиту) привел к значительному увеличению количества людей на нашей планете.

По отношению к небу мы, как древние люди, являемся пассивными потребителями. Мы довольствуемся получением энергии и информации, исходящих от небесных объектов.

Но наш переход к небесному неолиту уже начался.

Нет недостатка в проектах. Некоторые астероиды, проходящие близко от Земли, содержат большое количество ценных для технологии металлов. Земные месторождения истощаются. Планируется повернуть эти астероиды от их естественных орбит.

Привести их на нашу планету будет задачей будущих десятилетий. При нынешнем темпе технологического прогресса трудности могут быть быстро преодолены.

Целью других проектов является увеличение нашей добычи солнечных фотонов при помощи выведенных на орбиту уловителей. Солнечный ветер вызывает подобный интерес. Его энергия и его атомы будут очень полезны. Как это сделать? Я доверяю нашим инженерам; у них нет недостатка воображения.

Требуется хорошее воображение, чтобы представить, что будет через тысячу миллиардов лет, когда потухнут звезды. Но мы уже знаем, что делать...

Как древние пастухи, каждая биосфера должна будет тщательно выбрать массу черных дыр, которые следует поймать и поместить на орбите на нужном расстоянии...

«Поймать звезды.» «Поместить черные дыры на орбите.» Это действительно грандиозные проекты, которые сегодня кажутся научной фантастикой. Но, однако, они публикуются в серьезных научных журналах...

Что будет потом? Другие опасности появятся на горизонте (после решения проблемы продолжения существования разума, когда потухнут звезды) . Может ли разум существовать в космической материи без нуклонов, которые возможно могут распасться?» ([22], с. 162-166).

Мы верим, что будущая космическая борьба разума против угрожающих ему страшных опасностей будет успешной, если разум не забудет о них. Иначе человечество исчезнет в самое ближайшее время, например, от ядерного катаклизма. Чтобы избежать этого, мы должны всемерно развивать наши творческие способности, хранить и развивать высокие моральные ценности и духовность, не тратить время на схоластические упражнения.

91

CONCORDE, 2014, N 2

Conclusion

L’evolution des relations entre religions et science sera determinate pour l’avenir de l’homme. Je crois que chaque scientifique du futur aura sa religion personnelle.

Les grandes religions monotheistes reconnaissent l’impossibilite de donner une definition du Dieu car la formulation d’une telle definition signifierait la comprehension d’une substance divine infinie par des methodes finies. Nos connaissances sont et seront toujours limitees. La Science nous eclaire une partie de plus en plus importante de la Realite qui est pourtant infinie. Ainsi notre Savoir sera toujours petit par rapport a l’Inconnu ce qui laisse beaucoup de place au Mystique.

Le Dieu est pour dans cette article est defini comme l'ensemble de tous les champs et les forces inconnus et de leurs sources, capables d’aider l’homme. Cette interpretation elimine les discussions sur l’aspect du Dieu, sa residence, son role a la creation de l’Univers.

C’est aussi un symbole qui permet de mobiliser des ressources interieures connues et inconnues. Dans ce but je pratique les rites, simples et naturelles, de la religion traditionnelle des peuples turco-mongols qui etait pendant plus de 1500 ans repandue du Pacifique au Danube. C’etait la religion d’Attila et de Gengis Khan [23]. Elle est bien conservee en Yakoutie chez les Sakhas, on trouve ses vestiges en Turquie, en Asie Centrale et en Mongolie.

Le nom turco-mongol du Dieu est Tangra (Tanra, Tangara, Tengri, Tengeri). Sans dogmes figes et deja tres secularisee, admettant la liberte de l’interpretation, la tangraisme est compatible avec le conception scientifique du monde. En meme temps, elle est tolerante et ne lutte pas contre les convictions des autres. Chacun a le droit de tenir a une conception du monde si sa croyance ne porte pas un prejudice direct aux autres.

Le credo du tangrisme contemporain est acceptable pour tous car il appelle les gens se rassembler afin de chercher des solutions de problemes communs en respectant le principe : «Vos croyances personnelles doivent contribuer a l’amelioration de votre qualite de la vie sans porter prejudice aux autres».

Si j’etais ne dans un autre coin du monde, je pourrais appeler le Dieu autrement pour m’inserer dans une communaute de pensee et de me sentir partie d'une grande famille ce qui est important pour le bien-etre personnel car je considere la richesse immaterielle comme une composante la plus importante de la qualite de la vie. Par exemple, les amateurs de l'histoire peuvent creer leurs religions individuelles sur la base des anciennes religions paganistes de differents peuples (germanique, celtique, slaves...) sous les formes monotheistes, par exemple en utilisant le schema de Teris ([25], p. 73). La situation sera de plus en plus favorable a la diffusion des religions naturelles, modernes et tolerantes, creees en respectant des traditions culturelles [3].

Aujourd’hui, la Science officielle se montre incapable d’aborder plusieurs themes qui passionnent des gens, tel que l’effet placebo, les phenomenes paranormaux, les miracles chamaniques, l’existence et la survie d’une ame ou des ames. Je crois que ces phenomenes ne peuvent etre etudies avec succes qu’avec la participation active des associations et des reseaux des chercheurs passionnes et honnetes, professionnels et amateurs, qui ne sont pas aveugles par leurs hypotheses ou croyances. On peut rendre ainsi la culture scientifique accessible a tous.

Je crois aussi, comme beaucoup de scientifiques, que l’intelligence existera aussi longtemps que l’univers. Les perspectives des luttes cosmiques de l’intelligence avec les forces de destruction, de la creation d’une conscience globale sont passionnantes. Pour eviter les dangers et vivre plus heureux les hommes doivent etre plus creatifs, plus spirituels et plus soudes, mais aussi plus tolerants.

92

CONCORDE, 2014, N 2

Заключение

Развитие отношений между религией и наукой будет иметь решающее влияние для будущего человечества. Я верю, что в будущем каждый ученый будет иметь свою индивидуальную религию.

Мировые религии признают невозможность определения Бога, считая, что такое определение означало бы понимание бесконечной божественной субстанции конечными методами. Действительно, наши знания ограничены. Наука нам освещает все большую часть Реальности, но которая бесконечна и неисчерпаема. Поэтому наше знание всегда ограничено по отношению с Непознанным, оставляющим много места для Таинственного (Mystique).

В этой статье дается определение Бога как совокупности всех неизвестных сил, полей и их источников, способных помочь человеку. При таком понимании не возникает вопроса о его местожительстве, облике и роли в создании вселенной.

Это также символ, позволяющий мобилизовать психологические и другие внутренние известные и неизвестные ресурсы. Для этой цели автор придерживается простых и естественных обычаев и обрядов традиционной религии саха (якутов) и других тюркомонгольских народов, которая была распространена в течении более 1500 лет от Тихого океана до Дуная.

На тюрко-монгольских языках имя Бога произносится как Тангри (Тенгри, Тангри, Тангара, Тенгери, ...). Классическое истолкование тангрианской религии было монотеистическим. Впрочем, догмы этой религии никогда не были строго фиксированы, она была очень толерантной, считалась совместимой со всеми великими религиями. Она была религией Аттилы и Чингис хана [24] и достаточно хорошо сохранилась в Якутии, следы ее можно найти в Турции, Средней Азии, Монголии и Южной Сибири.

Кредо современного тангризма приемлемо для всех людей доброй воли, ибо призывает их к объединению для решения общих для человечества проблем, придерживаясь принципа: «Надо верить так, чтобы улучшить качество своей жизни и не наносить ущерба другим.»

Те кто родился в ином конце мира, могут использовать другое имя Бога, чтобы быть частью другого большого культурного сообщества людей, ибо духовное богатство является важнейшей компонентой качества жизни.

Духовное богатство включает все, чем человек владеет и дорожит, и, что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т.д. Религия вдохновляла людей на великие творческие подвиги, на создание прекрасных и грандиозных произведений искусства, способствовала развитию философии и, в определенной мере, науки. Новая духовность и ее атрибуты должны способствовать еще большему развитию творческих способностей людей, их взаимопониманию и сближению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Человечеству угрожают большие опасности: экологические бедствия, новые

неизвестные болезни, ядерная катастрофа, космические катаклизмы. С другой стороны, требуют исследования многие явления, которые живо интересуют людей и которые не могут быть успешно исследованы при современной организации науки и выбора ее приоритетов: телепатия и другие парапсихологические явления, шаманские чудеса, эффект пласебо, наличие души человека и возможности продолжения ее существования после смерти, о чем так единодушно говорят почти все религии. Проверка некоторых гипотез потребует многовековых усилий единомышленников, искренне верящих в справедливость этих гипотез, но ставящих превыше всего истину. Новые рациональные религии могут быть полезны также для медицинских и педагогических целей. Это будет способствовать широкому распространению научной культуры и ее постепенному превращению в часть народной культуры.

Я верю, что борьба разума против угрожающих ему опасностей будет успешной и разум станет космическим явлением. Чтобы способствовать этому, мы должны всемерно развивать наши творческие способности, хранить и развивать моральные ценности и духовность.

93

CONCORDE, 2014, N 2

Литература / References

1. Tomski G. Tangrisme et religion naturelle (Томский Г.В. Тангризм и естественная религия) // CONCORDE, 2014, N 1, p. 11-24.

2. Протопопова Н.И. Эдьий Дора — Aunt Dora. - Якутск: Бичик., 2006 - 126 с. (Protopopova N.I. Dora: guerisseur-chaman sakha. - Editions du JIPTO, 2007. - 69 p.)

3. Lenoir F. Les metamorphose de Dieu : La nouvelle spiritualite occidentale. - Plon, 2003. - 403 p.

4. Geffe C., Gounelle A., Guiderdoni A., Houziaux A. Dieu, c’est quoi finalement ? - Les Editions de l’Atelier / Les Editions Ouvrieres, 2005.

5. Roux J.-P. La religion des Turcs et des Mongols. - Payot, 1984. - 323 p.

6. Roux J.-P. Histoire de l’Empire mongol. - Fayard, 1993. - 597 p.

7. Grousset R. L’Empire des steppes. - Payot, 1965. - 656 р.

8. Tomski G. Tangrisme classique (Томский Г.В. Классический тангризм) // CONCORDE, 2014, N 1,

p. 3-10.

9. Tomski G. Sources sur le tangrisme classique (Томский Г.В. Письменные источники по классическому тангризму) // CONCORDE, 2014, N 2, p. 3-10.

10. Chirpaz F. La religion naturelle, 2005 : www.contrepointphilosophique.ch

11. Allegre C. Dieu face a la science. - Fayard, 1997. - 312 p.

12. Lignon Y. L'autre cerveau. - Albin Michel, 1992. - 406 p.

13. Ksenofontov G. Les chamans de la Siberie et leur tradition orale. - Albin Michel, 1998. - 281 p.

14. Voltaire. Dictionnaire philosophique portatif :

http://www.lvc-lurcat-perpignan.ac-montpellier.fr/intra/fra/premiere/lumieres/voltaire/dpp religion.htm

15. Voltaire. Sermon des cinquante : http://teranga.perso. libertysurf. fr/Textdiv/Sermon.html

16. Willaime J.-P. Sociologie des Religion. - Paris: PUF, 1995. - 128 p.

17. Lenoir F. Les metamorphose de Dieu : La nouvelle spiritualite occidentale. - Plon, 2003. - 403 p.

18. Godefroy Ch. H. S’aider soi-meme par l’auto-hypnose. - La Ferriere sur Risle, 1988.

19. Zarifian E. Des paradis plein la tete. - Odile Jacob, 1994. - 256 p.

20. Huizinga J. Homo ludens. - Gallimard, 1951. - 340 p.

21. Jodorovwsky A. Un Evangile pour guerir. - Les Editions du Relie, 2002.

22. Reeves H. L’heure de s’enivrer : L’univers a-t-il un sens ? Seuil, 1986. - 280 p.

23. Tomski G. Religion d'Attila et de Gengis Khan // CONCORDE, 2014, N 1, p. 34-67.

24. Tomski G. Religion d'Attila et de Gengis Khan (Томский Г.В. Религия Аттилы и Чингис-хана) // CONCORDE, 2014, N 1, p. 68-100.

25. Tomski G. Tangrisme contemporain en Yakoutie (Томский Г.В. Современный тангризм в Якутии) // CONCORDE, 2014, N 2, p. 21-40.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.