Научная статья на тему 'СВЯТЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ О возможности признания Аттилы святым тенгрианской религии'

СВЯТЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ О возможности признания Аттилы святым тенгрианской религии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
621
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тенгри / Тангра / Тангара / Тангри / Тенри / святые в якутском тангризме / культ предков / святые в мировых религиях

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Г. В. Томский

Известность Аттилы на Западе связана с тем, что в значительной мере благодаря успешным переговорам с ним стали святыми: Папа римский Леон I Великий, епископы Святой Лу из Труа, Святой Ананиус (Эньян) из Орлеана, а также Святая Женевьева — покровительница Парижа. А сам Аттила может ли быть признан святым хотя бы своей родной тенгрианской (тангрианской) религией, которая переживает возрождение на современной основе?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯТЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ О возможности признания Аттилы святым тенгрианской религии»

СВЯТЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ О возможности признания Аттилы святым тенгрианской религии

Проф. Г.В. Томский Президент Международной академии КОНКОРД g.tomski@gmail.com

Известность Аттилы на Западе связана с тем, что в значительной мере благодаря успешным переговорам с ним стали святыми: Папа римский Леон I Великий, епископы Святой Лу из Труа, Святой Ананиус (Эньян) из Орлеана, а также Святая Женевьева — покровительница Парижа. А сам Аттила может ли быть признан святым хотя бы своей родной тенгрианской (тангрианской) религией, которая переживает возрождение на современной основе?

Ключевые слова: Тенгри, Тангра, Тангара, Тангри, Тенри, святые в якутском тангризме, культ предков, святые в мировых религиях.

Святые - это личности, предлагаемые различными религиями своим верующим в качестве выдающихся образцов жизни или деятельности по тем или иным причинам, причем они считаются богоизбранными, ибо являются практически недостижимыми для обычных людей образцами.

Чтобы ощутить, какие личности в реальности признаются святыми среди христиан, приведем сначала примеры святых правителей и святых воинов, что соответствует основным областям деятельности Аттилы. После этого проведем анализ личности Аттилы, его взаимоотношений с будущими святыми Леоном, Эньяном, Лу и Женевьевой.

Далее выделим из якутского пантеона персонажей, которых можно считать святыми якутского тенгрианства (тангарианства, тангаризма, тангризма), ибо они, скорее всего, являются канонизированными историческими деятелями древних степных народов (Одун Хаан, Чынгыс Хаан, Бильгэ Хаар, Танха Хаан). В заключение обсудим в каком смысле личность Аттилы является образцовой, ибо вопрос об его выдающейся роли в истории Европы и человечества ни у кого не вызывает сомнений.

Святые политические деятели

Ограничимся только тремя значимыми примерами: римского императора Святого Константина, короля Святого Луи (Людовик IX) и князя Ярослава Мудрого.

Святой Константин I Великий. Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий (Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272 - 22 мая 337) — римский император, сделавший христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византию (Константинополь).

С его именем связано окончательное установление в Римской империи системы домината, то есть неограниченной власти императора. Константин почитается как святой христианскими церквями (Святой Равноапостольный царь Константин), но на самом деле Константин крестился только на смертном одре, его жизнь полна мрачных деяний, вплоть до казни невинного сына, жены и многих своих близких друзей.

Константин сохранил титул Великого Понтифика (pontifex maximus), который императоры несли как главы древней римской религии, ибо только Грациан, правивший 40 лет спустя после него, отказался от этого звания. Он построил триумфальную арку в 315, на которой отсутствует христианская символика, на монетах, отчеканенные при Константине изображался императорский бюст, сдвоенный с Непобедимым Солнцем (Sol Invictus).

Приведем отрывки из классического произведения Эдуарда Гиббона [1]:

« Какие бы признаки христианского благочестия ни обнаруживались в речах и действиях Константина, он почти до сорокалетнего возраста держался обрядов установленной религии, и то самое поведение, которое во время его пребывания при дворе в Никомедии можно бы было приписать его опасениям, может быть приписано, в то время как он управлял Галлией, лишь его наклонностям или политическим расчетам. Его щедрость обновила и обогатила храмы богов; на медалях, которые чеканились на императорском монетном дворе, находились фигуры и атрибуты Юпитера и Аполлона, Марса и Геркулеса, а его сыновняя привязанность увеличила сонм Олимпийских богов торжественной апофеозой его отца Констанция. Но с особым чувством благочестия Константин относился к гению Солнца — Аполлону греческой и римской мифологии и любил, чтоб его самого изображали с символами бога света и поэзии. Меткие стрелы этого божества, блеск его глаз, его лавровый венок, бессмертная красота и изящные совершенства как будто указывали на него, как на покровителя юного героя. Алтари Аполлона были покрыты приношениями, которые Константин присылал в исполнение данных обетов, а легковерную толпу постарались уверить, что император мог созерцать своими смертными очами видимое величие ее божественного покровителя и что или во время бдения, или в ночном видении имел счастие получить от него

благоприятные предсказания продолжительного и победоносного царствования. »

Людовик IX Святой (Святой Луи, Louis IX, Saint Louis; 25 апреля 1214 — 25 августа 1270) — король Франции в 1226—1270 годах. Руководитель 7-го и 8-го крестовых походов. Канонизирован Католической церковью (1297) за свою веру и благочестие. Людовик IX считался образцом для всех христианских руководителей, например, рыцарь Жан де Жуанвиль (около 1224 - 24 декабря 1317) оставил описание образа короля, любящего горячо своего Бога, доброжелательного, скромного, вежливого, мудрого и справедливого, верного и щедрого, а также миролюбивого. Но этот король совершил два крестовых похода, которые закончились большими неудачами.

Пытался установить дипломатические отношения с тенгрианскими правителями Монгольской империи. Например, Гийом де Рубрук (1215-1295) — фламандский монах-францисканец, совершил в 1253-1254 годах по поручению Людовика IX путешествие к монголам, является автором книги Путешествие в Монгольскую империю, признанной одним из ценных исторических документов и литературным памятником своего времени. Процитируем важный для восприятия классического тангризма разговор с Великим ханом Монке и интересные наблюдения путешественника:

« Затем он начал исповедовать мне свою веру: "Мы, Монголы, - сказал он, - верим, что существует только единый Бог, которым мы живем и которым умрем, и мы имеем к Нему открытое прямое сердце". Тогда я сказал: "Он сам воздаст за это, так как без Его дара этого не может быть". Он спросил, что я сказал; толмач сказал ему; тогда он прибавил: "Но как Бог дал руке различные пальцы, так Он дал людям различные пути.» ([2], с. 173-174).

О содержании ответа Великого хана на послание французского короля:

« Существует заповедь вечного Бога: на небе есть один только вечный Бог, над землею есть только единый владыка Чингис-хан, сын Божий... Вот слово, которое вам сказано от всех нас, которые являемся Монголами, Найманами, Меркитами, Мусульманами; повсюду, где уши могут слышать, повсюду, где конь может идти, прикажите там слышать или понимать его; с тех пор, как они услышат мою заповедь и поймут ее, но не захотят верить и захотят вести войско против нас, вы услышите и увидите, что они будут не видящими, имея очи; и когда они пожелают что-нибудь держать, будут без рук; и когда они пожелают идти, они будут без ног; это - вечная заповедь Божия. Во имя вечной силы Божией, во имя великого народа Моалов, это да будет заповедью Мангу-хана для государя Франков, короля Людовика, и для всех других государей и священников, и для великого народа Франков, чтобы они поняли наши слова. И заповедь вечного Бога, данная Чингис- хану, ни от Чингис-хана, ни от других после него не доходила до вас... И когда вы услышите и уверуете, то, если хотите нас послушаться, отправьте к нам ваших послов; и таким образом мы удостоверимся, пожелаете ли вы иметь с нами мир или войну. Когда силою

вечного Бога весь мир от восхода солнца и до захода объединится в радости и в мире, тогда ясно будет, что мы хотим сделать; когда же вы выслушаете и поймете заповедь вечного Бога, но не пожелаете внять ему и поверить, говоря: "Земля наша далеко, горы наши крепки, море наше велико", и в уповании на это устроите поход против нас, то вечный Бог, тот, который сделал, что трудное стало легким и что далекое стало близким, ведает, что мы знаем и можем .» ([2], с. 179181).

Святой Луи был рано канонизирован, но его почитание распространялось медленно. Только с семнадцатого века он действительно стал династическим святым. Благодаря иезуитам и их влиянию, он становится потом международным святым. Людовик IX является святым покровителем Франции, францисканских высших учебных заведений, епархии французских армий, епархий Версаля и Блуа, а также парикмахеров и мастеров-позументщиков.

Ярослав Мудрый (Ярослав Владимирович, ок. 978 - 1054) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034). Стал великим князем киевским (1016—1018, 1019—1054) в результате восстания против отца и междоусобной войны с братом. Построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы. Был отцом, дедом и дядяй многих правителей Европы.

При Ярославе Владимировиче на Руси начали строить храмы, возникли первые русские монастыри, стали развиваться культура и образованность, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». В Повести временных лет говорится об его начитанности:

« Любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова. »

В Русской православной церкви почитается как благоверный князь, причем общецерковное почитание Ярослава Мудрого было установлено недавно - на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в феврале 2016 года.

Святые воины

Святой Архангел Михаил считается предводителем святого воинства Ангелов и Архангелов и почитается не только в христианстве, но и в исламе. Святые воины Георгий и Маврикий (Сен-Морис) почитаются всеми христианами [3]. На сайте Вера православная (https://verapravoslavnaya.ru/?Svyatye_voiny#21) перечислены святые воины:

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1174),

Святой преподобный Илья Муромец, Печерский (1188),

Святой мученик Меркурий Смоленский (1238),

Святой благоверный великий князь Александр Невский (1263),

Святые воины преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (1380),

Святой благоверный великий князь Димитрий Донской (1389),

Святой праведный воин Феодор Ушаков (1817)

и другие.

Заметим, что Александр Невский был канонизирован в 1547 году, а Дмитрий Донской — только в 1988 году.

Проанализируем процесс канонизации адмирала Феодора Ушакова. Владимир Рогоза сообщает [4]:

« В 2004 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви праведный воин Феодор (адмирал Федор Федорович Ушаков) был причислен к лику общецерковных святых и включен в Месяцеслов (память 23 июля/5 августа и 2/15 октября).

Процесс канонизации начался значительно раньше, еще в 2001 г. Ушаков был причислен к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. Похоже, что тогда церковь просто не ожидала реакции флотского руководства, последовавшей на это локальное событие. Причисление Ушакова к лику местночтимых святых вышло за рамки церковного обряда. На торжества, связанные с канонизацией адмирала, в Санаксарский монастырь в Мордовию приехали руководители ВМФ России и Украины, командующие флотами, государственные чиновники, делегация из Греции и около 6 тысяч паломников ...

Широкое почитание нового святого началось не только в РПЦ, в епархии которой еще до общецерковной канонизации было передано около 570 частиц мощей праведного воина Феодора. Святые мощи запрашивали также Грузинская, Чешских Земель и Словакии, Элладская православные церкви и Русская зарубежная православная церковь. О морской службе и заслугах адмирала Ушакова широко известно, имеется обширная литература, сняты художественный и документальные фильмы. Не обошлось и без определенной мифологизации, что простительно по отношению к великому человеку. В значительно меньшей степени отражены последние годы его жизни, которые и дали повод к канонизации. Думаю, что и неверующему человеку будет интересно узнать о них. В житии рассказывается, что, отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка Темниковского района Мордовии ... Остаток дней своих, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня ... В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени и возник вопрос о месте погребения адмирала. Была создана

государственная комиссия, которая произвела вскрытие могилы адмирала на территории монастыря у стены соборного храма. Останки оказались нетленны, что было зафиксировано в соответствующем документе комиссии. По мнению Священного синода, данный факт является доказательством святости человека ...

Причисление адмирала Ушакова к лику общецерковных святых создало прецедент, и в военных кругах стали высказываться о желательности канонизации и Александра Суворова. »

Канонизация адмирала Ушакова вызывает удивление [5]:

« Итак, каковы же причины канонизации? Ну, не имел жены и детей. Видимо, потому что не любил женщин. Перед смертью посещал храм, где слушал службы благоговейно. Вещь обычная. Давал монету нищим - но при этом был помещиком, на него горбатились крепостные крестьяне, так что монеты не его. А Заповеди Бога нарушал. Согласно схоластке РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей». Но в том-то и дело, что Ушаков родину не защищал, а воевал в агрессивных и несправедливых войнах царизма в Черном и Средиземном морях (Россию тогда именовали «жандармом Европы»).

Остаются только «нетленные останки», что есть признак вампиризма. Но насколько они нетленные - вот вопрос. Ведь его мощи разделили на 570 частей. Вряд ли так стали бы поступать с по-настоящему нетленным телом как неким чудом.

У католиков отношение к канонизации гораздо более ответственное: чтобы человека признали святым, он должен совершить минимум два чуда, вылечив смертельно больных. Ушаков, как известно, никого не исцелял. Таких, как он, военных пруд пруди в любой армии мира.

Что вообще в христианстве означает святость? Что Бог посредством этого человека совершает чудеса, проводит через него Свою волю ... »

Мы приводим эти хлесткие критические замечания, чтобы сторонники признания Аттилы взвешенно относились к своим аргументам.

О личности Аттилы

Для объективности изложения начнем с характеристики Аттилы в Википедии, только позволив себе взять в фигурные скобки нелепые и неуклюжие высказывания:

« Личность Аттилы

Иордан через сто лет после смерти Аттилы передал описание его внешности и характера:

«Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель

войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. {По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения}» ( Иордан, «Гетика», 183).

Приск во время посольства к гуннам в 448 году пристально следил за поведением Аттилы. В зарисовках Приска вождь многих народов отличался от своих военачальников неприхотливостью, носил простую одежду, не украшал оружие золотом, на пиру ел из деревянной тарелки, в то время как гостям подносили блюда на серебряных. {В изложении Приска Аттила на пиру ведёт себя как германский средневековый король, ничем не напоминая вождя кочевников с Востока.}

Нашествие Аттилы в Галлию в 451 году и его встреча с папой римским Львом в 452 году оставили богатый след в католической житийной литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бич Божий (flagellum Dei) или Гнев Божий, отражая латинскую церковную традицию рассматривать вождя гуннов как коллективное наказание, посланное народам за недостаточно усердное служение Богу. В начале VII века Исидор сформулировал устоявшиеся воззрения на гуннов Аттилы (Исидор, «История готов», 29):

«Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их Гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство.»

В более позднее время Аттилу стали рассматривать как символ дикого варварства, несущего одни только разрушения для западной цивилизации.

В отличие от церковной традиции, Аттила в германском эпосе практически не отличается от германских королей и характеризуется как добродетельный славный правитель, гостеприимный и справедливый с вассалами. Такой образ развивается в скандинавских песнях Старшей Эдды и героическом сказании

Песня о Нибелунгах. »

Нарисован образ выдающегося исторического деятеля, «добродетельного славного правителя», избранного Богом в качестве своего Бича. Что касается «дикого варварства», то теперь хорошо известно, что Аттила в молодости получил при дворе императора Западной Римской империи римское образование, которое было на самом деле греко-римским. Таким образом, даже из этого описания видно, что личность Аттилы удовлетворяет определению святости:

« Святые - это личности, предлагаемые различными религиями своим верующим в качестве выдающихся образцов жизни или деятельности по тем или иным причинам, причем они считаются богоизбранными, ибо являются практически недостижимыми для обычных людей образцами ».

Заметим, что это определение было обсуждено с философами Александром Воином и Валентином Ирхиным, компетентными в вопросах теологии ([6-9] и др.), и получило их одобрение.

В моих произведениях: романе, киносценарии и исторической драме, опубликованных на нескольких языках, создан образ Аттилы, соответствующий всем заслуживающим доверия сведениям и признанным исследованиям. Эти произведения посвящены историческим тайнам, связанным с Аттилой, и мотивам действий участников великих событий этого переломного времени, их удивительным судьбам и необыкновенным приключениям [10-21].

Например, поколения ученых и других знатоков истории ломали головы над вопросом: «Почему Аттила не взял Рим и покинул Италию после встречи с Папой Леоном?» Содержание переговоров Аттилы и Леона представляет собой одну из великих исторических тайн и является одним из центральных сцен моего романа:

« В Риме страх перед гуннами перешел в панику. Император Валентиньен и многие знатные римляне были готов убежать на кораблях в Константинополь. Но такое спасение тоже было бы временным. После победы над Западной римской империей, Аттила несомненно снова поставит на колени или уничтожит Восточную римскую империю. Все хотели переговоров с гуннами. Где принцесса Гонория? Надо выдать ее замуж за Аттилу! Но что тогда будет с бедным императором Валентиньеном? Не до него в такой жуткий момент! Быть бы живу, потом будет видно!

Император Валентиньен решил направить гуннам делегацию. Надо постараться избежать наихудшего, нужно спросить Аттилу об его условиях. Нужно поехать с подарками, быть готовым к унизительным просьбам, согласиться на уплату ежегодной дани. Сенат единогласно проголосовал за отправление послов и дает полномочия двум наиболее уважаемым сенаторам просить мир на условиях Аттилы. После этого на собрании жителей Вечного города сенаторы и генералы проинформировали народ об опасности ситуации, возможности полного уничтожения города. Север Италии полностью разорен, легионы Аэция способны только на короткое время задержать переправу гуннов через реку По, страшный враг приближается. Что хочет народ: мир или продолжения войны?

- Мир! Мир!

Новое собрание Сената в присутствии императора, министров и генералов. Кто возглавит посольство? Вопрос тяжелый. Нет даже никакой гарантии, что Аттила примет послов в такой благоприятной для него ситуации. Может его бывшего друга Аэция? Многие сенаторы и советники императора яростно возразили: неизвестно, о чем он договорится с Аттилой, от него можно ожидать всего! Потом вспомнили, что в Галлии с Аттилой успешно договорились епископы Ананиус и Лу. Говорят, что потом Лу даже написал письмо Аттиле с просьбой отпустить заложников из Труа. И Аттила отпустил этих заложников!

Постепенно все склонились к мысли, что делегацию должен возглавить римский папа Леон. »

Таким образом, Аттиле удалось поставить на колени две римские империи.

« Аттила согласился принять римскую делегацию, которую возглавил Леон I, названный последующими историками Леоном Великим, ставший Святым Леоном католической церкви. Его сопровождали сенаторы Авиенус и Трижетиус. Секретарем посольства был Проспер Аквитанский.

4 июля 452 года. Жаркое итальянское лето. В 5 часов вечера в великолепном шатре начался ужин, организованный Аттилой в честь римского папы Леона. Аттила, одетый в большую белую римскую тогу, решил, что ужин должен пройти в дружеской обстановке. Он пригласил папу сесть напротив, усадил Авиенуса направо от себя, Трижетиус занял место налево от хозяина. Направо от Леона сел Онегез, налево - Едекон. Сбоку, на противоположных концах стола, заняли места секретари делегаций, в одном конце Проспер Акитанский, а в другом Орест, который по этому случаю согласился на роль секретаря гуннской делегации. »

Этот ужин хорошо описан Бувье-Ажамом.

« Изысканная пища, хорошо подобранные к каждому блюду прекрасные вина. Аттила сразу разрядил обстановку, начав бегло и непринужденно говорить по-латински и по-гречески о погоде и о годах своей учебы в Италии. Завязалась светская беседа, начали философствовать на разные темы. Аттила с сожалением понял, что Леон не понимает по-гречески, поэтому в дальнейшем он говорил только на латинском языке. »

Великий римский Папа Леон был менее образован, чем Аттила!

« Папа рассказал о Малой Азии, Аттила описал свои путешествия в глубины дальней Азии. Папа был очарован прекрасно образованным императором гуннов. У римлян появилась надежда, что с ним можно найти общий язык. Аттила предложил Леону обсудить все вопросы наедине на следующий день. После дружеского ужина Леон почувствовал себя в относительной безопасности и начал настраиваться на спокойный и длительный разговор. Он испытывал большой интерес к своему грозному сопернику. Ведь Аттила, который позволял себе обращаться с римскими императорами Теодозом и Валентиньеном как со своими вассалами, мог обойтись очень резко и с Леоном. Папа представил себе, что сделали бы с Аттилой в случае его поражения римские императоры и даже епископы, безжалостно расправляющиеся с язычниками, арианистами, несторианцами, пелажианистами, монофизистами и другими инакомыслящими. Леон не мог долго уснуть. Действительно, зачем Аттила ведет себя так вежливо с ним, почему он был так внимателен к просьбам епископов и молитвам Женевьевы в Галлии? »

После смерти Аттилы римлянам удалось окружить армию Денгизиха, одного из сыновей Аттилы, среди гор. Два выхода из ущелья были перекрыты римскими армиями. Он оказался в ловушке и погиб при попытке прорыва. Его голова была отсечена и выставлена на шесте в цирке Константинополя.

« После обеда 5 июля состоялась конфиденциальная беседа императора гуннов и римского папы. Аттила начал с анализа политической и военной ситуации, безнадежной для римлян. Леон невольно вздохнул:

- Вы, конечно, правы! Невозможно отрицать очевидное. Ситуация для римлян безнадежна. У меня нет оснований сомневаться в том, что Вы станете скоро хозяином Италии, и потом реализуете Вашу мечту создания Римско-гуннской империи, о которой только что сказали. Меня беспокоит один основной вопрос: что будет в этом случае с Церковью и христианским населением? Христиане до недавнего времени жестоко преследовались государством. Я боюсь, что их ждут новые испытания.

Аттила заметил:

т~ч и __и

- В моей империи христиане, как и представители других религий, чувствуют себя спокойно. Сотни тысяч остроготов и других германцев являются христианами, не говоря уже о бывших римлянах из Дакии и Паннонии, греках из Причерноморья и оккупированных нами балканских городов. Миллионы степняков от Дуная до Китая тоже верят в единого и всемогущего Бога.

Папа с большим интересом услышал это заявление и оживился:

- К сожалению, готы являются христианами арианского толка. У нас принципиальные разногласия.

Аттила перебил его:

- Мы считаем, что к Богу ведут много путей. К тому же я не думаю, чтобы простые готы понимали разницу между различными течениями христианства. В любом случае, я Вам обещаю после создания Римско-гуннской империи полную поддержку христианской церкви и помощь в христианизации всех желающих от Испании и Африки до китайской границы.

Леон был ошарашен и невольно воскликнул:

- От Испании и Африки до китайской границы! »

Многие ли понимают хорошо принципиальные разногласия между православной и католической церковью и споры о "филиоке"?

« Аттила улыбнулся:

- Гунны верят, что на земле будет когда-нибудь один правитель точно так же, как на небе есть один Бог. Тогда вы сможете распространять свою веру среди всех народов.

Леон вспомнил, что франки и многие другие германские народы оставались язычниками и продолжали приносить человеческие жертвы, как и

значительная часть населения Галлии, истреблявшая направлявшихся к ним христианских миссионеров. Для еще слабого христианства, недавно ставшего государственной религией и не успевшего пустить глубокие корни в сознание населения даже Римской империи, открывалась грандиозная перспектива в драматической политической ситуации.

Папа римский встрепенулся:

- Вы знаете, я - реалист, а не мечтатель. Но Ваше предложение крайне заманчиво. Я буду думать. »

Бувье-Ажам был близок к такой разгадке тайны разговора между Аттилой и Леоном, но он не имел никакого представления о религии гуннов и даже предполагал, что они были атеистами.

« Аттила внимательно посмотрел на него:

- На самом деле, Вы такой же строитель империи, как и я. Благодаря Вашим реформам, римское папство становится серьезной политической силой. Папский двор становится похожим на императорский. Епископы все сильнее и сильнее зависят от Вас. Меня восхищает эта невидимая империя, не знающая границ. Ваше создание может выжить даже, если рухнут обе римские империи. Я Вас считаю самым мудрым человеком на земле!

Леон был польщен и сказал предельно откровенно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Спасибо за понимание! Мне так же нелегко, как и Вам. Это посольство является первым большим дипломатическим демаршем Церкви, и я хотел бы, чтобы моя миссия увенчалась успехом.

Аттила посмотрел ему в глаза и медленно произнес:

- Я рассчитываю, что Церковь могла бы помочь консолидации и обеспечению устойчивости будущей Римско-гуннской империи. Предлагаю Вам начать серьезно размышлять о возможности нашего будущего союза на основе общности интересов. Я могу помочь Церкви в быстром расширении сферы ее влияния. Мы поговорим об этом подробно, когда я приеду в Италию в следующий раз.

Папа невольно вздрогнул. Император спокойно продолжал:

- Для меня военная победа не является самым важным делом. В этом году мне достаточно завоевать Вашу дружбу и понимание. Ваша миссия будет успешной. Я согласен покинуть со своей армией Италию при условии...»

Для большинства европейских исследователей, не информированных о малоизвестной на Западе тангрианской религии, остается загадкой хорошее отношение Аттилы к религиозным деятелям. Ограничимся описанием в том же романе одного широко известного во Франции эпизода:

« Лу, епископ города Труа на берегу Сены, ободренный примером Женевьевы и Ананиуса, смело вышел из своего города навстречу Аттиле и

быстро договорился с ним. Было решено, что Труа заплатит выкуп гуннам, не будет участвовать в военных действиях против Аттилы и предоставит заложников. Лу был готов сам идти в заложники, чтобы спасти жителей города, но гуннский император отпустил старого епископа после дружеской беседы. Лу рассказал Аттиле, что он хорошо знает Женевьеву из Парижа, что более двадцати лет назад по пути на Британские острова, он с Жерменом, епископом Оксера, гостил у ее богатых и знатных родителей в их вилле в Нантере под Парижем. Девочка произвела на них большое впечатление своими способностями. Два епископа крестили и благословили ее.

Жители Труа восприняли свое спасение, как великое чудо и Лу, как Ананиус в Орлеане и Женевьева в Париже, еще при жизни стал восприниматься как святой.»

Благодаря одному Аттиле, католическая церковь получила четырех святых: Леона, Женевьеву, Ананиуса и Лу, с которых не упал ни один волос. До этого святыми становились почти исключительно мученики.

Процитируем мнение французского академика Марселя Бриона о политическом проекте Аттилы:

« Государственные деятели, к какой бы нации они не принадлежали, не могут сегодня отрицать, что планом этого царя, одного из самых великих правителей в истории мира, было европейское единство » ([22], с. 162).

Интересно, что восточные христиане сравнивали ильхана Хулагу и его жену со святым для них императором Константином и его матерью Еленой ([23], с. 442). А ведь Хулагу, сын Чингисхана, был таким же тенгрианцем, как Аттила, тоже благожелательным по отношению к христианам. Поэтому многие христиане V-го века должны были испытывать такие же очень позитивные чувства по отношению к Аттиле. Тем более, что в течении многих лет гуннские наемники, отправленные Аттилой в помощь своему другу детства Аэцию (иногда армии в 60 000 воинов) защищали Галлию от франков, бургундов и визиготов. Их рассматривали тогда как защитников, о чем свидетельствует Салвьен Марсельский (Salvianus, Salvien de Marseille), живший в те времена:

« Мы возлагаем наши надежды на гуннов, а гунны возлагают надежды на Бога » (De gubernatori Dei, cit. VII, 9, 39).

Святые в Якутском тангризме

В якутском героическом эпосе олонхо часто встречается формула «Одун-хан ураагынан, Чынгыс-хан ыйаагынан» («по решению Одун-хана, по велению Чингис-хана») или близкие к этому выражения. Обожествление могущественных правителей и других знаменитых людей в народной памяти является обычным делом. В более полной формуле фигурирует Билгэ-хан: «Чынгыс хаан ыйаагынан, Одун хаан оноhуутунан, Билгэ хаан билиитинэн», которого можно

отождествить с одноименным древнетюркским правителем. Знаток фольклора И. Г. Баишев пишет: «Гуннско-тюркское тенгрианство зародилось из преклонения священным предкам и сохранилось в этом виде у якутов ...». Он отождествляет священного Танха хаан с Танькуг (Туньукук) - мудрым советником древнетюркских каганов и восклицает:

«Айыы (святые духи, божества) рождаются на Земле, потом взлетают на Небо!» ([24], р. 15-16).

А кто такой Одун-хан? Мы думаем, что это обожествленный первый император гуннов - хан Модун, который несомненно кодифицировал многие законы народов степей для консолидации этих народов в могучее государство. Мы верим этой точке зрения, но не призываем никого тоже верить этому.

В связи с этим процитирую рассказ о Модун римским посланникам сына Аттилы Элляха из своего романа:

« Орест спросил:

- Все знают легенду о Ромулусе - основателе Рима. Есть ли аналогичная легенда о ваших предках?

Эллях начал торжественно:

- Я расскажу вам о Модуне - первом великом хане гуннов. Он жил шесть веков назад. Это не просто легенда, его помним не только мы, но и китайцы, и согдианцы. Их купцы часто приезжают в нашу страну.

Онегез коротко прокомментировал:

- Это время пунических войн, начало могущества Рима. И в это время далеко на востоке гунны тоже заложили основу своего могущества.

Эллях продолжил:

- Модун был сыном гуннского хана. Его мачеха хотела, чтобы потом власть досталась по наследству ее сыну. Она уговорила отправить Модуна заложником к соседнему народу, потом она добилась того, что гунны пошли войной на этот народ, обрекая принца на верную гибель. Однако, расчет злой мачехи не оправдался - мальчик, проявив чудеса храбрости и находчивости, убежал из плена и вернулся к гуннам. Отец разрешил ему в награду иметь свою армию в десять тысяч всадников. Модун начал невиданные ранее в Великой степи преобразования. Юный принц разделил свое войско на тысячи, сотни и десятки, ввел железную дисциплину. Он одел воинов в одинаковые доспехи, даже количество стрел в их колчанах было одинаково.

Салвьен заметил:

- Примерно в это время Камилл, потом Мариус ввели железную дисциплину в войске, благодаря которой маленький Рим завоевал сначала Италию, потом все другие соседние страны и народы.

Онегез сказал с нескрываемым ехидством:

- От которой мало, что осталось! Теперь легионеры не любят надевать доспехи. Уже почти три века назад легионеры начали жаловаться на невыносимую для них тяжесть доспехов, которую они стали надевать все реже и реже, они получили постепенно разрешение не носить шлемы и панцири. Тяжелое вооружение их предков стало не по силам их слабым рукам. Готы и аланы, не говоря уже о более воинственных гуннах, чувствуют преимущества доспехов, они легко обращают в бегство дрожащих и почти голых римских солдат, чьи головы и грудь открыты.

Орест согласился:

- К сожалению, это правда. Теперь итальянская молодежь дрожит даже от одного звука горна.

Силвьен посмотрел на него неодобрительно. Конечно, это горькая правда, но лучше было бы не говорить об этом в присутствии иностранцев.

Эллях продолжил после паузы:

- В один день, чтобы проверить дисциплину своего войска, Модун построил свою армию и приказал воинам вынуть из своих колчанов по одной стреле и выстрелить в его любимую жену.

Орест воскликнул с неподдельным ужасом:

- В свою любимую жену!

Салвьен был еще не женат - он остался более спокоен и спросил:

- А сколько тогда было лет Модуну?

- Примерно шестнадцать.

Лицо Элляха приняло суровое, почти жестокое выражение:

- Воины выстрелили по команде, молодая женщина упала, утыканная стрелами как еж. Командиры обошли строй и проверили количество стрел у своих воинов. Те, у кого жалость победила воинский долг беспрекословного подчинения, были выведены из строя и им отсекли головы.

Орест нахмурил брови, а Силвьен сильно сжал губы. Эллях продолжал свой рассказ бесстрастным тоном:

- С тех пор гуннское войско разделено на армии, тумени, тысячи, сотни и десятки, отличается своей железной дисциплиной. Вскоре Модун со своими воинами устранил от власти своего отца и мачеху. Гунны поддержали его и провозгласили своим ханом. Модун перевооружил и реорганизовал всю гуннскую армию, ввел строгие и справедливые законы, победил всех своих соседей и Китайскую империю, которая признала империю гуннов равной себе и стала платить дань.

Онегез подтвердил:

- Законы Модуна стали обычаями и соблюдаются до сих пор. Гунны считают, что Модун-хан после смерти вознесся на небо и стал божеством судьбы.

Орест спросил:

- Это удивительно! Какой выдающийся деятель! А как потом гунны оказались на берегах Волги?

Эллях объяснил с тоном учителя истории:

- Китайский шелк и золото развратили гуннов, и они начали слабеть. Более четырех веков назад гуннская империя разделилась на Восточную и Западную империи.

Онегез отметил:

- Точно так же как Римская империя разделена теперь на две империи!

Орест и Салвьен издали возгласы удивления. Эллях, довольный произведенным эффектом, продолжил свой урок истории Великой степи:

- Потом Восточная империя распалась на Северный и Южный союзы. При царившей тогда анархии эти слабые союзы трудно называть государствами.

Онегез снова добавил свои комментарии:

- Мы или наши дети увидят, какая из двух римских империй распадется на Северное и Южное государства."

В этом отрывке первый гуннский император назван Модуном, но обычная транскрипция его имени "Модуэн" или "Модэ" (Мао^оиеп по-китайски)). Имя Модун ("могучий" на языке саха) вполне соответствует его деяниям. Таким образом, я думаю, что "Мао^оиеп = Модун". »

Заметим, что мы считаем наиболее репрезентативным представителем современного якутского тангризма Лазаря Андреевича Афанасьева-Тэрис (19522017), кандидата филологических наук, воспитанного в детстве бабушкой Варварой Николаевной Прокопьевой в духе тангрианской морали. Тэрис начал с 1983 года научные исследования на тему традиционного верования якутов.

Тэрис заявляет, что существует только один Бог, называемый у якутов Тангара (Тангра) :

« Тангара — живая сила, создавшая Вселенную... Тангара, создавший мир, является единственным и его (якуты) зовут Светлый Бог-господин (Юрюн Айыы Тойон / точнее Юрюн Аар Тойон). Он имеет девять основных ипостасей. А эти ипостаси имеют по семь ипостасей (воплощений). Поэтому Тангара имеет 63 ипостаси. »

Он предлагает воспринимать все ипостаси как «детей и помощников» единого Бога [25]. В христианском учении Бог является единым в трёх лицах. В схеме Тэрис Бог (Тангра) является единым в 63 образах. Множественность этих ипостасей (айыы) в Учении Тэрис вызвано желанием использовать максимально

богатство якутской обрядовой поэзии. Слово айыы переводится как «творение, создание, творчество», а также как «общее название высших существ» [26].

Мы видим в учении Тэрис оригинальную и перспективную педагогическую и психотерапевтическую систему, представляющую интерес для всех стран. Более религиозные компоненты этого учения рассматриваются как совокупность методов сохранения и трансляции традиционных культурных ценностей якутского народа. В его учении каждой из 9 основных ипостасей Тангра соответствует свое небо, которые «символизируют морально-нравственное развитие человека».

Человек в своей жизни должен стремиться совершить путь через эти небеса, то есть стараться совершенствовать свои нравственные, интеллектуальные и другие положительные качества, пообщаться с помощью молитв и обрядов с ипостасями (айыы), символизирующими эти качества. Это называется «идти дорогой айыы», поэтому свое учение Тэрис называет Учением Айыы. Человек, стремящийся к самосовершенствованию, то есть «идущий дорогой айыы», называется человеком айыы, то есть человеком Тангра. Поэтому ипостаси (айыы) можно воспринимать как чисто поэтические образы, характеризующие различные возможности получения помощи от Тангра.

В классификации Тэрис Одун Хаан и Чынгыс Хаан относятся к Владыкам Состояния (Турук айыылара), образующим восьмую основную ипостась Тангра, помещаемую на восьмом небе, в предложенной нами символической записи [25]: Т/8 = Т/8А + Т/8В, где Т/8А. Одун Хаан и Т/8В. Чынгыс Хаан, причем Одун Хаан имеет четыре образа Т/8А = Т/8/1 + Т/8/2 + Т/8/3 + Т/8/4, где

Т/8/1. Почтенный Вершитель Судьбы (Аан Хаан, Аан Турук Айыы).

Т/8/2. Средний Владыка (Ортоку Хаан, Ортоку Айыы). Помогает человеку найти своё место в жизни

Т/8/3. Владыка Бытия (Туруу Хаан, Туруу Айыы).

Т/8/4. Крепкий Владыка (Беге Хаан, Бв§в Айыы). а Чынгыс Хаан имеет три образа Т/8В = Т/8/5 + Т/8/6 + Т/8/7, где

Т/8/5. Надежный Владыка (Бигэ Хаан, Бигэ Айыы).

Т/8/6. Совершенный Владыка (СитэриХаан, Ситэри Айыы).

Т/8/7. Владыка Удачи (Толору Хаан, Толору Айыы).

В работе [25] переведены молитвы (алгыс) всем 63 ипостасям Тангра.

Таким образом, часть ипостасей Тангра (Тангара), называемых айыы в якутском тенгрианстве (тангризме, тангараизме), являются не мифическими персонажами, а канонизированными народными традициями историческими личностями. Поэтому вопрос об объявлении их святыми не стоит, ибо они веками считаются святыми в якутском тенгрианстве.

Этот пример показывает, что Аттила может и должен быть объявлен святым современными тенгранцами.

Место Святого Аттилы в современном тангризме (тенгрианстве)

Одним из течений современного тенгрианства является тангризм, развиваемый в моих работах [27-32]. Вернемся еще раз в ключевому для темы данной работы определению святости:

« Святые - это личности, предлагаемые различными религиями своим верующим в качестве выдающихся образцов жизни или деятельности по тем или иным причинам, причем они считаются богоизбранными, ибо являются практически недостижимыми для обычных людей образцами ».

Аттила является общепризнанным выдающимся деятелем, чьим главным стремлением было создание Европейского союза. Процитируем снова французского академика Бриона, что «планом этого царя, одного из самых великих правителей в истории мира, было европейское единство » ([22], с. 162).

И это стремление согласуется с кредо классического тангризма (тенгрианства), ибо классический тангризм был основан на трех идеях, зафиксированных в письменных источниках времен Монгольской империи:

Идея толерантности, сформулированная в виде «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу.»

Идея всеобщего мира, выраженная словами: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире».

Идея всемирного правительства, сформулированная в виде: «На небе есть только один Бог и на земле должен быть только один хозяин».

Эти три идеи можно толковать как кредо классического тангризма, то есть как официально зарегистрированную систему догматов вероучения.

Формулировка кредо классического тангризма должна восходить к созданию первых степных империй в гуннскую эпоху, ибо «никогда ни одно государство не

было создано без того, чтобы религия служила его базой... » (Руссо Ж.-Ж.,

Общественный договор, глава 8 книги 4).

Кредо классического тангризма было четко и выразительно сформулировано великим ханом Менгу (Монгка) в беседе с Рубруком: «Мы, Монголы, верим, что существует только единый Бог, с которым мы живем и с которым умрем, и мы имеем к Нему открытое прямое сердце. Но как Бог дал руке различные пальцы, так Он дал людям различные пути.» В письме Папе римскому он использует важную для восприятия классического тангризма формулу «на небе есть один только вечный Бог, над землею есть только единый

владыка Чингис-хан, сын Божий» и заявляет, что «силою вечного Бога весь мир от восхода солнца и до захода объединится в радости и в мире» ([33], с. 179-181).

Вполне вероятно, что в период первой гуннской империи кредо тангризма было уже сформулировано, хотя еще не содержало идеи всемирного правительства, но утверждало, что все степные народы и племена с примерно одинаковым образом жизни должны иметь единого руководителя, избранного Тангра.

Стремление Аттилы к созданию федерации европейских народов под своим руководством является естественным продолжением этой идеи. Известно, что он думал и о мировом правительстве, то есть мог быть создателем кредо классического тангризма.

В то же время не делалось никаких попыток к унификации региональных и племенных культов, ибо существовал консенсус, что к Тангра ведут много путей.

Мы формулируем кредо тангризма в современных терминах в соответствии со смыслом его классической формулировки следующим образом:

« Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим. Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы! »

Попытки объяснить сущность тангризма любым другим образом утомительны и не дают четкого представления о нем.

Это кредо современного тангризма совпадает с мировоззрением всех толерантных, развитых и благородных людей, желающих прекращения религиозных и других раздоров, мобилизации сил и средств для решения неотложных общечеловеческих задач. Поэтому для всех них деятельность Аттилы является великим примером.

Остается обсудить в заключение вопрос богоизбранности Аттилы, ибо мы воспринимаем Бога как совокупность всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку. Понимаемого таким образом Бога мы называем Тангра, чтобы отличить от восприятия как Творца, ибо при нашем определении не возникает вопроса о его местожительстве, облике и роли в создании Вселенной.

Тогда можно допускать, что некоторые личности более, чем другие, восприимчивы к неизвестным науке силам, полям и их источникам, способных помочь человеку, что никак не противоречит научному мировоззрению. Таких людей можно называть богоизбранными, что отражается на результатах их деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теперь поговорим коротко о будущем современного тенгрианства (тангризма).

Во времена классического тангризма миллионы степняков верили в Тангра

и в эпоху Монгольской империи добились того, что более 1/3 части населения Земли в той или иной степени соглашалась с кредо классического тангризма. Кредо современного тангризма без всякого принуждения приемлемо для миллиардов людей доброй воли.

Будут созданы международные тангрианские организации, способные к реализации культурных, научных, педагогических, спортивных, туристических и других самоокупаемых проектов в плодотворном сотрудничестве с самыми лучшими творческими силами.

После успешной реализации первых больших проектов, в частности, кинематографических, можно ожидать, достаточно быстрое превращение современного тангризма в мировую метарелигию нового типа, совместимую с научным мировоззрением и нацеленную на улучшение качества жизни для всех, на сплочение людей доброй воли, и поэтому интересную для миллиардов жителей Земли.

Тангризм будет представлять из себя мегарелигию, состоящую из огромного множества непрерывно развивающихся индивидуальных верований и групповых религий. Индивидуальные верования будут относиться к футуристическим прогнозам, научным теориям и гипотезам, включая правдоподобные для личности элементы религий; к системам личностного и творческого развития; к способам медитации и мобилизации своих жизненных сил; «подзарядки» дополнительными ресурсами из окружающей среды, включая неизвестные нам силы, поля и их источники.

Распространение такого тангризма будет способствовать сплочению человечества, увеличению его творческого потенциала, преодолению его «детских болезней», в том числе войны и геноцида, для сохранения цивилизации и ее дальнейшего развития, направленного на наполнение Космоса разумной жизнью и оживление Мироздания.

Святой Аттила будет могучим символом, вдохновляющим авторов и участников значимых и великих творческих проектов, представителей потомков всех тенгрианских степных народов и их партнеров.

Он был лидером всей нерабовладельческой Европы, собранной им на федеративной и конфедеративной основе, мечтал о великих политических и других проектах, вызывал уважение всех своих партнеров. Секреты его лидерства волнуют менеджеров, о чем свидетельствует противоречивая книга Робертс Уэсс [34], который подчеркивает, что:

« Возможно, в немецкой Песне о Нибелунгах сказаны самые лучшие слова об Аттиле: "Был царь могущественный в земле гуннов, чьей доброте или мудрости не было равных".

Аттила - человек из такого типа лидеров, которые никогда не бывают удовлетворены - предпочитают брать инициативу в свои руки, действовать, а не сидеть без дела ...

На Западе люди чаще всего не знакомы с наследием Аттилы. Мы очень мало знаем о его историческом значении как гениального цивилизатора, о его открытом мышлении, широте и богатстве взглядов, и в этом он превзошёл и Александра Македонского, и Цезаря.

Споры вокруг личности Аттилы, возможно, никогда не утихнут, но его "секреты лидерства" дают возможность учиться на метафорах, вековых характеристиках, ценностях и принципах, которые отделяют ведущих от ведомых. »

Приведем еще поучительную цитату из этой книги:

« Для нации гуннов естественно наличие на каждом уровне лидеров, которые обладают навыками, способностями и положением, чтобы успешно справляться с обязанностями, возложенными на них офисом.

Нет быстрых путей развития лидеров. Гунны должны учиться всю свою жизнь, как студенты, никогда не отбрасывая способов получить новые идеи или обучиться новым методам и процессам - неважно, откуда они берутся.

Мы должны прививать эти качества юным гуннам, если они могут стать способными вождями. Для наших воинов достаточно научиться верховой езде, стрельбе из лука и владению лассо, но тем, кто ими управляет, этого мало.

Чтобы умело вести нашу нацию, у нас должны быть вожди, обладающие качествами, которые освоили через опыт:

ЛОЯЛЬНОСТЬ - В первую очередь гунн должен быть лояльным. Разногласия не обязательно означают нелояльность. Гунн, который не соглашается с чем-то во благо племени, должен быть услышан. С другой стороны, гунн, который активно участвует или поддерживает действия, которые противоречат интересам племени, не лоялен. Эти гунны, вожди они или обычные варвары, должны быть немедленно удалены ...

МУЖЕСТВО - Вожди, которые управляют нашими гуннами, должны обладать мужеством. Они должны быть бесстрашны, иметь силу духа, чтобы смело выполнять те задания, которые им даются - отвечать на вызовы лидерства. Они не должны пасовать перед трудностями, но должны закаляться в борьбе ...

СТРАСТЬ - Немногие гунны могут стать вождями, не имея на то большого личного желания - внутренней приверженности влиять на людей, процессы и результаты. Слаб тот вождь, который не может быть таковым. Мы должны избегать назначения на позицию лидеров тех воинов, у которых нет к этому страсти.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОЙКОСТЬ - каждый следующий уровень в развитии лидера подразумевает актуализацию вопроса эмоций. Мы должны быть уверены, что лидеры на каждом уровне обладают способностью восстанавливаться после разочарований, нести ответственность за своих

подчинённых, не искажая своего взгляда на них - сохраняя ясность видения, стойко принимая, казалось бы, сложные обстоятельства.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ - вожди гуннов должны быть настолько выносливы физически, чтобы выдерживать возложенные на них обязанности. Вожди должны поддерживать своё тело в форме и развиваться физически ...

ЭМПАТИЯ - Вожди должны развивать эмпатию - признание и понимание ценностей других людей, умение чувствовать другие культуры, веру, традиции. Однако, эмпатию не нужно путать с симпатией, которая может привести к ненужным утешениям в тот момент, когда племени или нации нужна ловкая дипломатия или сильная армия.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - Молодые вожди должны учиться быть решительными, знать, когда действовать, а когда нет, принимать во внимание все факты, которые влияют на ситуацию, а затем ответственно выполнять те обязанности, которые возлагает на них роль вождя ...

ПРЕДВИДЕНИЕ - Обучение с помощью наблюдения и принятие интуитивных решений позволяют сформировать индивидуальный опыт, наши вожди должны предвидеть мысли, действия и обстоятельства. Предвидение содержит в себе определённую степень риска, с которой готов смириться вождь, зная, что это возвысит его над людьми, стремящимися к личной безопасности.

СРОКИ - Для любых действий лидера естественно ставить сроки тех дел, которые нужно выполнить. Не существует волшебных формул развития чувства времени. Некоторые учатся на своих ошибках и таким образом получают этот навык. Зная, с кем вы имеете дело, каковы их мотивы, характер, приоритеты и амбиции, вы можете проще давать рекомендации, потому что это основные элементы.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - Неотъемлемое качество лидера -внутреннее желание победить. Побеждать необязательно всегда, побеждать обязательно в важных соревнованиях. Вожди должны понимать, что конкуренция очень сильна и внутри нации, и за её пределами, не следует воспринимать её легкомысленно. Ощущение борьбы усиливает тех, кто побеждает на поле боя, в переговорах и в ситуациях междоусобной борьбы. Лидер, лишённый духа соперничества слаб и может легко спасовать перед даже самым простым вызовом. »

В заключение приведем несколько высказываний лидеров современного тенгрианского движения:

« Экстремальные условия высокогорий, степей, пустынь веками обусловили проективное мышление тюрко-монголов. Вся жизнь их была подчинена, говоря современным языком, коллективным проектам - целевым мероприятиям, ограниченным сроками и ресурсами ... Все древние степные империи были созданы на основе проективности, открытости и целостности их

небесного мировоззрения. Наконец, на основе проективности тенгрианства была создана и Монгольская империя Чингис Хана, давшая импульс развитию евразийской цивилизации и планетарной глобализации. » ( Федорова Л.В., [35], с. 260)

« Очевидно, что со временем в условиях глобальных духовных, цивилизационных кризисов, возрождение традиционных тенгрианских духовных ценностей сыграет свою примирительную и консолидирующую роль во всем евразийском пространстве.» (Федорова Л.В., [36], с. 410).

« Универсальность оснований Тенгрианства дает возможность спокойно входить в общемировое культурное пространство. Открытость и универсальность его оснований в своей изначальной чистоте дают чувство общечеловеческого единства, чувство единых истоков культуры человечества, но они же в своей специфичности и особенности, полученной в культурной обработке тюркскими народами, дают возможность выбора Тенгрианства как культурной и мировоззренческой идентификации.» (Аюпов Н.Г., [36], с. 75-76)

« Важно понять, что принципы мировоззрения Тенгри уже работают в каждом человеке. Они по своей природе наднациональны и потому создают мощную связь, способную сформировать новый уровень самоидентификации: духовную. Возможно, выстраивание менталитета будущих поколений в таком ключе, станет залогом мира и гармоничной жизни всего человечества. » (Кретова Т. Е., [36], с. 216).

«Мировоззренческая система, где религия из миропонимания становится Делом, Программой действий, а последние научные результаты заменяют религиозное миропонимание, обладает громадной силой.» (Федорова Л.В., [35], с. 253).

Признание Аттилы святым современного тенгранства (тангризма) будет стимулировать популяризации произведений об его житии, создании правдивых фильмов [37, 38], написанию серьезных исследований о секретах его лидерства, что будет способствовать улучшению имиджа потомков всех степных народов и их стран, успеху самых грандиозных программ и проектов сотрудничества с европейскими и другими народами.

Литература

1. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи, (перевод с английскаго В. Н. Неведомского) Часть 2. - Москва: издание К. Т. Солдатенкова, 1883.

2. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука (Редакция, вступительная статья и примечания Н.П. Шастиной). - М.: Гос. изд-во геогр. Лит-ры, 1957. - 272 с.

3. Dehoux Е. Saints guerriers. Georges, Guillaume, Maurice et Michel dans la France médiévale (XIe-XIIIe siècle), Rennes. - PUR, 2014. - 327 p.

4. Рогоза В. Как Русская православная церковь канонизировала адмирала Ушакова? // Школа Жизни.ру ( https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/10349/).

5. Святые воины // Аналитическая газета «Секретные исследования», №15, 2013 (http://www. secre t-r. net/arkhiv-publikatsij/13-2013/svyatye-voiny. html).

6. Воин А. М. Эволюция духа. От Моисея до постмодернизма. - Direct Media, М.Берлин, 2015.

7. Воин А. М. Неорационализм — духовный рационализм. - Direct Media, М.Берлин, 2015.

8. Ирхин В.Ю. Посеянное в тернии. Современное евангелие истины. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. - 196 с

9. Ирхин В.Ю., Кацнельсон М. И. Уставы небес. 16 глав о науке и вере. — Екатеринбург: У-Фактория, 2000. - 512 с.

10. Tomski G. Les amis d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 360 p.

11. Томский Г.В. Друзья Аттилы. - Якутск: ЖИПТО, 2001. - 356 с.

12. Tomski G. Attila : IlkAvruplu. - Istanbul : Papirus, 2005. - 360 p.

13. Томский Г.В. Аттила хааны анд нехед. - Улаанбаатар: Хех судар принтинг, 2008. - 274 с.

14. Томский Г.В. Аттила. - Якутск: Бичик, 2009. - 256 с.

15. Tomski G. Young Attila in Italy: Stilico tragedy, Alaric times, Galla Placidia adventures (Historical novel). - Editions du JIPTO, 2015, - 108 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2017, N 1).

16. Tomski G. The Friends of Attila (Historical novel), 2017 (Amazon Kindle). - 379

p.

17. Tomski G. Orest - ami d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p.

18. Tomski G. Attila and Orestes (Scenario and dialogues), 2017 (Amazon Kindle). -

94 p.

19. Томский Г.В. Attila: Сценарий и пьеса, 2016 (Amazon Kindle). - 180 c.

20. Tomski G. Attila et Aetius. - Editions du JIPTO, 2005. - 118 p.

21. Tomski G. Attila and Aetius (Historical drama and comments), 2017 (Amazon Kindle). - 41 p.

22. Brion M. Theodoric, roi des Ostrogoth. - Tallendier, 1979. - 365 p.

23. Grousset R. L 'Empire des steppes. - Payot, 1965. - 656 p.

24. Баишев И.Г. Айыы тангара итэгэлин сайдыыта // Саха итэгэлин туhунан маннайгы конференция, Якутск, 1995, с. 13-16.

25. Томский Г.В. Якутский тангризм: Схема Тэриса // CONCORDE, 2014, N 3, p.

3-109.

26. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Том 1-3. - Москва: АН СССР, 19581959. - 3866 с.

27. Томский Г.В. Тангризм: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные версии Часть первая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 1). - Edition du JIPTO, 2018. - 186 c.

28. Томский Г.В. Тангризм: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные версии Часть вторая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 2). - Edition du JIPTO, 2018. - 208 c.

29. Томский Г.В. Тангризм: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные версии Часть третья. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 3). - Edition du JIPTO, 2018. - 73 c.

30. Tomski G. Tangrisme: Religion d'Attila et de Gengis Khan et ses versions modernes, 2018 (Amazon Kindle). - 354p.

31. Tomski G. Tangrism: Religion of Attila and Genghis Khan and its modern versions, 2017 (Amazon Kindle). - 193 p.

32. Томский Г.В. Философия тангризма. - Editions du JIPTO, 2019. - 142 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N №)

33. Rubrouck G. Voyage dans l'Empire mongol. - Imprimerie National. - 1993. - 300 p.

34. Уэсс Р. Секреты лидерства Гунна Аттилы. - М.: ИД Эт Сеттера Паблишинг. - 2003. - 128 с.

35. Федорова Л.В. Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей - Якутск: Издательский дом СВФУ им. М.К. Аммосова, 2012. - 320 с.

36. Материалы VI-й Международной научно-практической конференции Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность (14-16 июня 2017 г., Астана, Казахстан). - Астана: ТОО Мастер По, 2017. - 509 с.

37. Томский Г.В. Фильмы об Аттиле // CONCORDE, 2017, N 3, p. 23-74.

38. Нурмуханбетов А. Неономады - гвардия Информационной эры / CONCORDE, 2015, N 5, p. 36-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.