О СПЕКТАКЛЕ «АТТИЛА И АЭЦИЙ» НА СЦЕНЕ КАЗАХСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ
Баглан Кокумбаева, Профессор Павлодарского государственного педагогического университета Республики Казахстан, доктор философских наук, кандидат искусствоведения
Профессор Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД
Творческой группой в составе члена Союза писателей Франции (SGDL), президента Международной академии КОНКОРД (AIC), профессора Григори Томски (Grigori Tomski) и мастеров искусства из Казахского государственного академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова был представлен на суд зрителей спектакль «Аттила и Аэций», подготовленный по мотивам исторической драмы известного писателя и ученого. Написанию сценария предшествовала многолетняя кропотливая работа Григори Томски, признанного в Европе специалиста по истории гуннов и их религии. Один из самых плодовитых аттиловедов и тенгриановедов современности профессор Томски удивляет медийную аудиторию не только качеством и количеством своего исследовательского труда. Но и разнообразием стилей и жанров своей продукции. Цель настоящей беседы - искусствоведческий анализ исторической драмы и видеомонтажа про одного из легендарных личностей в мировой истории Аттилы в контексте тенгрианской религии и искусства.
Ключевые слова: Григори Томски, Аттила, Тангризм (тенгризм, тенгрианство, тангрианство).
Баглан Кокумбаева (К.Б.): Ваш творческий портфолио об Аттиле весьма внушителен. Он включает исторический роман, сценарий и пьесу Аттила, обстоятельную статью о фильмах об Атиле и другие произведения на нескольких языках [1-18]. Столь последовательное обращение к Личности вождя гуннов свидетельствует о Вашем неослабевающем интересе к легендарным страницам мировой истории и культуры.
Вместе с тем, Вы не первый и далеко не единственный, кто проявляет интерес к творческой интерпретации судьбы вождя гуннов. В связи с сказанным вопрос: что побудило Вас заняться данной темой? Чем отличается Ваша авторская трактовка образа Аттилы от других художественных произведений?
Григорий Томский (Т.Г.): Обращению к личности Аттилы сопутствовала встреча с с Жан-Клод Бодо, создавшим незадолго до этого со своей супругой, актрисой Кора Дельбос, кинематографическую ассоциацию Шанс продюксьон. Жан-Клод Бодо был известным во Франции путешественником, коллекционером, организатором многих музеев и выставок, журналистом. Он сказал мне, что тема истории степных народов очень интересна для мирового кино, но пока нет ни одного достойного фильма об Аттиле. В моей статье Фильмы об Аттиле показано, что это действительно так. Наш обзор созданных к этому времени художественных фильмов об Аттиле показывает, что нет никакой необходимости искажать историческую реальность подобно авторам этих фильмов, чтобы создавать будущие увлекательные фильмы об этом великом историческом деятеле [17].
Я взялся за написание своего исторического романа из-за твердого убеждения о том, что он будет полезен для расширения кругозора подрастающего поколения и избавления его из традиционных клише, изображающих историю степных народов Евразии в крайне искаженном свете [19]. Это вызвано незнанием у современных западных авторов великих археологических находок и других свидетельств высокой культуры степных народов, а для понимания менталитета гуннов и Аттилы важно знание тюрко-монгольского народного эпоса и традиционной тенгрианской (тангрианской) религии степных народов и их потомков. Таким образом, мои произведения об Аттиле написаны в тенгрианском духе, что соответствует реальной истории и культуре кочевников Евразии.
Я родился и рос в Якутии, где хорошо сохранились древние традиции. Жизнь сложилась так, что почти 30 лет живу во Франции, долго работал экспертом высшей категории ЮНЕСКО, а теперь обосновался в Шампани на окраине Каталунских полей, где в 452 году происходила великая историческая битва народов между армиями Аттилв и Аэция и их союзников [20].
Что касается Кредо тенгианства, то вкратце его сущность можно выразить следующим образом: Идея толерантности, сформулированная в виде «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу». Идея всеобщего мира, выраженная словами: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире». Идея всемирного правительства, сформулированная в виде: «На небе есть только один Бог и на земле должен быть только один хозяин».
Роль Аттилы в истории Европы была лучше всех осознана академиком Марселем Брион, который считал его первым руководителем, стремившимся реализовать европейское единство ([21], с. 162). Дипломатический успех римского папы Леона, убедившего Аттилу покинуть Италию, сыграл решающую роль в усилении престижа католической церкви. Велика роль степных империй в развитии мировых торговых и культурных обменов. Таким образом, классический тангризм сыграл значительную роль в мировой истории. Поэтому
религию, зародившуюся более 2300 лет назад, служившую идейной основой самых обширных империй, трудно не называть великой.
Мы развивает на ее основе современный тангризм, совместимый с научным мировоззрением, причем формулируем кредо тангризма в современных терминах в соответствии со смыслом его классической формулировки следующим образом:
«Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим. Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы!» [12-16, 22, 23].
К.Б.: К внушительному списку творческих работ на французском, английском, русском, турецком, монгольском и якутском языках добавился спектакль на казахском языке. Ваше впечатление о постановке Аттила мен Аэций Казахского государственного академического театра драмы имени М. О. Ауэзова города Алматы? Насколько удалось творческой группе выразить Ваши идеи?
Т.Г.: Существует огромное количество литературных произведений и художественных фильмов об Аттиле и Чингис-хане, созданных европейскими, американскими и российскими писателями и киносценаристами. Одним из их основных недостатков является вопиющая неосведомленность авторов о религии этих исторических деятелей. Спектакль об Аттиле Театра имени М. Ауэзова Республики Казахстан создан в тенгранском духе, ибо основан на моих идейных замыслах. Сюжет одночастного спектакля из семи сцен посвящен анализу двух великих исторических тайн: сущности отношений между Аттилой и Аэцием; тайне встречи Аттилы и папы Леона в Италии. Отмечу, что обе сцены решены в сдержанном тоне и вместе с тем, наполнены человеческой теплотой. Художественно достоверно воссоздана ключевая сцена - встреча Аттилы и Леона, величайшее историческое событие как в истории христианского мира, так и в истории степных народов.
К.Б.: В Вашей книгах современном тангризме (тенгризме, тенгрианстве) прослеживается тесная взаимосвязь между религией и искусством «звериного» стиля, распространившемся, по словам Л.Любимова, на огромной территории от Черного моря до Балтики и от Великой Китайской стены до берегов Атлантического океана и даже за пределы нашего континента. Традиции тенгрианского духовно-культурного мира занимали важное место в державе гуннов, умевших плавить золото, изготавливать высокохудожественные изделия, строить города.
Образная сфера «звериного» стиля - это анимальный мир, включающий животных, птиц и вымышленных существ, выражавших ярость, силу, злость, могущество, власть и т.д. Он воссоздается в войлочных, деревянных и кожаных изделиях, дополняющих предметы из металла, украшеных фигурами баранов, кабанов, оленей, горных козлов, тигров, барсов, степных кошек, зайцев, гусей, лебедей, орлов, пеликанов, тетеревов и фантастических животных. Есть и
изделия с типичными для искусства ранних кочевников сценами борьбы хищников или нападения хищников на копытных. В каждом выступе предмета, в обушке топора, рукоятке ножа, венчике котла - везде как бы таится зооморфное начало, готовое в любой момент, повинуясь желанию мастера, выглянуть на свет.
И это не случайно. Знаково-символическая система - творческая лаборатория древних, формировавшаяся в течение тысячелетий в следующем виде: духовно-практическая целостность - пра-искусство (пред-искусство) -древнее искусство - традиционное искусство - современное искусство. Яркий пример - тангрианские обряды, отличающиеся большим разнообразием. К ним в числе прочих можно отнести, как верно замечено Вами, почтительное отношение к древнему искусству степей и тангрианским символам.
Особый интерес вызывают иллюстрации Вашего творчества, представляющие сакрально-медитационное тенгрианское искусство. Насколько достоверно используется в казахском спектакле на Ваш взгляд сценариста и художника образно-знаковая система тенгрианской картины мира? Какие знаки-символы содействуют передаче духа эпохи Аттилы?
Т.Г.: С начала человеческой истории наиболее важными знаками-символами человек пытался упорядочить и понять смысл человеческого существования в неопознанной Вселенной. К таким знакам-символам относятся простые геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат, крест, ромб, прямоугольник, прямые и волнистые линии, понимание которых важно для развития искусства и культуры, в целом.
Сохраняя свою графическую и психологическую силу, эти знаки-символы развивались в широком диапазоне творческих областей искусства - наскальном, изобразительном, музыкальном, литературном, театральном и т.д. По форме просто изображения, имитирующие форму предмета или существа, с которым они связаны, эти геометрические знаки-символы несли важное и сложное по значению образное содержание. В них запечатлелись этическая красота и масштабность мироощущения, интеллектуализм и острота восприятия.
Так, крестовина символизирует четыре стороны света и содержит пожелание: куда бы ты ни держал путь - удачи тебе. Символом жизни, мировой горы, восхождения, благополучия, духовности является треугольник. Его семантика «прочитывается» следующим образом: пусть будут чистыми небо, земля и вода и жизнь человека продлится долго.
В своей настенной декоративной мозаике я использовал возможности психологического воздействия древних талисманов для созерцания и медитации. Это достигается, к примеру, незначительной модификацией крестообразного орнамента на древнем алтайском ковре, а также пятиглазного крестообразного оберега саха-якутов.
Интересно отметить, что мы находим такой крест среди аксессуаров литургического одеяния римского папы. На некоторых известных иконах папа Святой Леон изображен в одежде с равносторонними крестами и держит книгу с
пятиглазым крестом [22]. Внутри равносторонних крестов видны изображения звезд. Нам кажется такой облик папы Леона не мог не понравиться Аттиле во время их исторической встречи, над тайной которого ломают головы поколения историков.
К тангрианским символам относятся также восьмиконечная звезда, называемая иногда «Звездой Чингис-хана», которая предлагается в качестве символа на большинстве предлагаемых вариантов флага Евразийского союза.
Что касается казахского спектакля, то здесь тенгрианский дух получил мастерское воплощение, в чем заслуга всего творческого коллектива, и прежде всего, режиссера Алма Аргына, художника Кабыл Халыкова, композиторов Актоты Раимкулова, Сатжан Шаменова и Асель Омарова, а также актерского состава. Он буквально пронизан тенгрианским духом, его художественное пространство передает ощущение простора, вольности. Незамкнутость, неразрывная полнокровная связь с окружающим миром сказались в осмыслении пространства в его динамической интерпретации.
К.Б.: Отмечу начало спектакля; он буквально усеян знаками «звериного» стиля, в кинетическом калейдоскопе которого наиболее выпукло и рельефно представлен такой значимый символ, как восьмиконечная звезда. Мир кочевья воссоздан как мир динамики, в котором проносятся крылатые кони, мелькают изделия «звериного» стиля. Зримо воспроизводится величественная фигура верблюда, символизирующая космос кочевого мира.
Спектакль имеет разомкнутую композицию. Он начинается с провозглашения Аттилы ханом (обряд поднятия на белой кошме). И завершается погребальным обрядом вознесения на Небо Кек Мэн,п Тэщр ушедшего в Мир духов предков аруацтар дYниесi вождя гуннов. В тенгрианском духовном учении число 8 содержит в себе в свернутом виде духовное знание о нерасторжимом единстве 4-х сторон Мира этого - земного и мира иного - небесного, получившего символическое выражение в 8-конечной звезде. В этом круговом пространстве разворачивается земная история взаимоотношения гуннской державы и Римской цивилизации.
На мой взгляд, художественной кульминацией является сцена с послами, в частности сцена, передающая ярость Аттилы посредством образа Волка - Кек берi - (небесный волк), интерпретируемого Н.Аюповым как символ силы, свободы духа, суровости и справедливости природы. Тем самым Аттила уподобляется в этой сцене ключевому тотему тенгрианцев.
Выразительности постановки содействует и музыка спектакля, эффектно оттеняющая эмоциональную драматургию, будь то батальные или трагические сцены, либо лирические эпизоды.
Какие сцены произвели особое впечатление на Вас как идейного вдохновителя и драматурга?
Т.Г.: В спектакле много танцев и есть даже сцена, где танцуют Аттила и его любимая жена Кере-ко (по греческим источникам Керка), вызвавшая восхищение моих французских друзей - знатоков искусства. Использование вместо традиционных декораций современных технических возможностей сближает спектакль с искусством кино. Добавим к этому высокий уровень игры актеров и мастерство режиссуры.
Если проанализировать казахский спектакль в контексте мировых премьер, нелишне вспомнить как примитивно великие Корнель и Верди трактовали образ Аттилы. Последняя постановка оперы Аттила произошла в миланском Ла Скала в присутствии первых руководителей Италии. Причем Аттила и гунны представлены в образе фашистов!!! С участием тюрка Абдразакова в главной роли!!! Поэтому на самом деле в театре им. Ауэзова произошло историческое событие в мировом театральном искусстве.
К.Б.: спасибо Вам, Григори, за столь высокую оценку. В свою очередь добавлю, что таким успехом спектакль во многом обязан Вам как автору, предложившему столь близкую потомкам гуннов казахской творческой группе тему. Ваша историческая драма решена художественно убедительно, характеризуется цельностью и вместе с тем, динамизмом действия. Сценарий выигрышен для художественного воссоздания двух альтернативных культурно-исторических миров: динамичного кочевников-тенгрианцев и статичной христианско-земледельческой цивилизации.
Краткий экскурс, проведенный ранее, показывает, что Аттилана по сути неисчерпаемая тема для художественного воплощения. Казахская труппа, в частности, не стала детализировать тенгрианский колорит. Между тем, в Вашем сценарии содержатся тонкие культурно-исторические нюансы, которые придадут будущим произведениям неповторимость и уникальность. Я имею в виду ремарку о гуннских знаменах (дунайских, причерноморских и табгачских). К слову, традиция наличия своего знамени у каждого племени сохранялась еще и в Казахском ханстве, вернее, в период борьбы за создание единого централизованного государства.
Казахские мастера креативно подошли к творческому решению Вашего замысла. Внесены изменения в сценарий: это тенгрианские обряды в начале и конце спектакля. В начале - обряд провозглашения вождя гуннов ханом (поднимают на белой кошме); в конце конце спектакля включение погребального обряда (Аттила возносится медленно в небесный мир духовной родины). У монгол в подобных случаях говорят «Он стал Тенгри», у казахов произносят пожелание вновь родиться среди своего народа.
Т.Г.: совершенно верно. Моя историческая драма намеренно содержит избыточный материал для режиссеров, чтобы они могли выбрать из него подборку соответствующую их творческому восприятию. Я всегда считал, что на основе моей пьесы (+сценария) будет достаточно легко создать оперу Аттила. После просмотра видеомонтажа казахского спектакля, где использовано много
танцев, думаю о возможности создания балета об Аттиле. Одним словом, образ Аттилы действительно неисчерпаем для творчески мыслящих людей. Уверен, что впереди нас ждет немало творческих открытий в данной теме.
К.Б.: Прекрасные идеи! Выражаю уверенность в том, что казахских композиторов, в частности авторов музыки к постановке Актоты Раимкулову, Сатжана Шаменова и Асель Омарову заинтересуют Ваши предложения. Есть много и других талантливых композиторов, например, Бахтияр Аманжол, автор произведения Сказ об Атилле - Еды батыр анызы для домбры и фортепиано. К слову, Бахтияр - ученый, кандидат искусствоведения, серьезно изучающий тенгранскую музыкалькую культуру. Так, в его статье О тенгрианской мировоззренческой основе казахской музыкальной традиции, опубликованной в материалах VI-й Международной научно-практической конференции обосновывается положение о музыкальных инструментах разных народов как аргумент распространенности тенгрианского культурного бытия [24]. Можно также упомянуть Адиля Бестыбаева, автора симфонии Жертвоприношение Тенгри для симфонического оркестра и органа и многих других композиторов.
Завершая, отмечу, что проведенный в данной статье искусствоведческий анализ театральной постановки свидетельствует о том, что в Казахстане имеются все возможности для международного сотрудничества по истории героического прошлого Великой Степи. Надеюсь, со временем мы станем свидетелями оперы и балета об Аттиле, не уступающих по своих идейно-художественным достоинствам спектаклю Казахского государственного академического театра драмы имени М. О. Ауэзова города Алматы.
Литература
1. Tomski G. Les amis d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 360 p.
2. Томский Г.В. Друзья Аттилы. - Якутск: ЖИПТО, 2001. - 356 с.
3. Tomski G. Attila : IlkAvruplu. - Istanbul : Papirüs, 2005. - 360 p.
4. Томский Г.В. Аттила хааны анд нехед. - Улаанбаатар: Хех судар принтинг, 2008. - 274 с.
5. Томский Г.В. Аттила. - Якутск: Бичик, 2009. - 256 с.
6. Tomski G. Young Attila in Italy: Stilico tragedy, Alaric times, Galla Placidia adventures (Historical novel). - Editions du JIPTO, 2015, - 108 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2017, N 1).
7. Tomski G. Orest - ami d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p.
8. Tomski G. Attila et Aetius. - Editions du JIPTO, 2005. - 118 p.
9. Tomski G. Attila and Orestes (Scenario and dialogues), 2017 (Amazon Kindle). - 94
p.
10. Томский Г.В. АТТИЛА: Сценарий и пьеса, 2016 (Amazon Kindle). - 180 c.
11. Tomski G. Attila and Aetius (Historical drama and comments), 2017 (Amazon Kindle). - 41 p.
12. Томский Г.В. ТАНГРИЗМ: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные
версии Часть первая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 1). - Edition du
JIPTO, 2018. - 186 c
13. Томский Г.В. ТАНГРИЗМ: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные
версии Часть вторая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 2). - Edition du
JIPTO, 2018. - 208 c
14. Томский Г.В. ТАНГРИЗМ: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные
версии Часть третья. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 3). - Edition du
JIPTO, 2018. - 73 c.
15. Tomski G. TANGRISME: Religion d'Attila et de Gengis Khan et ses versions modernes, 2018 (Amazon Kindle). - 354 p.
16. Tomski G. TANGRISM : Religion of Attila and Genghis Khan and its modern versions, 2017 (Amazon Kindle). - 193 p.
17. Томский Г.В. Фильмы об Аттиле // CONCORDE, 2017, N 3, p. 23-74.
18. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД: Исторические науки // CONCORDE, 2018, N 4, р. 83-88.
19. Томский Г.В., Воин А.М. О познавательной литературе // CONCORDE, 2019, N 4, p. 88-97.
20. Томский Г.В. Краткие автобиографические заметки // CONCORDE, 2017, N 1, p. 3-112.
21. Marcel Brion, Théodoric, roi des Ostrogoths, Tallandier, 1979.
22. Томский Г.В. О практике современного Тангризма (Тенгризма, Тенгрианства, Тангараизма) // CONCORDE, 2018, N 5, р. 73-102.
23. Томский Г.В. Философия тангризма. - Editions du JIPTO, 2019. - 142 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N №).
24. Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: сборник статей VI-й Межд. науч.-прак. конф. (14-16 июня 2017 г., Астана, Казахстан) 1-е изд., стер. - Астана: ТОО Мастер По, 2017.
Видеомонтаж из отрывков исторической драмы Григори Томски "Аттила и Аэций"
(Казахский государственный академический театр драмы имена Ауэзова) с субтитрами на русском языке:
https://wwwyoutubexom/watch?v=onZk3AgkGC4&list=PLUZtnBU-oXWMOFkYTmFZYtB2uUUZ8J0b&index=8&fbclid=IwAR26tHGrkC8z8XYeJy9POvkmr7Jm
LioxiIPsriIL4kAgzsei5I8c 7iZVVHU